Научная статья на тему 'Структура мотивирующих факторов студентов заочной формы обучения'

Структура мотивирующих факторов студентов заочной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ / СТУДЕНТЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / MOTIVATION / STRUCTURE OF MOTIVATIONAL PREFERENCES / CORRESPONDENCE STUDENTS / STUDY / CAREER GUIDANCE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Каткова Ольга Владимировна, Цапина Татьяна Николаевна, Романов Вениамин Вячеславович

В статье исследуются мотивационные предпочтения студентов к получению высшего образования. Так как мотивация является целенаправленной движущей силой изучение мотивационных стимулов в условиях дефицита абитуриентов является актуальной проблемой для вузов. В статье анализируются мотивационные предпочтения студентов заочной формы обучения Нижегородского государственного университета им. К. Минина г. Нижнего Новгорода. Проведено исследование, целью которого являлось выявление структуры мотивационных предпочтений студентов к получению высшего образования. Исследование проводилось в виде опроса респондентов с использованием интернет-платформы для организации маркетинговых исследований, опросов и т. д., которая позволяет быстро и качественно собрать, обработать информацию и представить ее в обработанном и удобном для исследователя, виде. На основании полученных в работе данных были выявлены мотивирующие факторы, которые целесообразно использовать в профориентационной работе вуза. Полученные результаты послужили ориентиром для разработки рекомендации для организации и проведения профориентационных мероприятий в НГПУ им. К. Минина. Полученные данные позволят обратиться к процессуальным аспектам мотивации обучающихся, что будет способствовать повышению эффективности привлечения абитуриентов в вуз. Подобная методика может быть использована и в других вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Каткова Ольга Владимировна, Цапина Татьяна Николаевна, Романов Вениамин Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the motivating factors of correspondence students

The article explores students' motivational preferences for higher education. Since motivation is a targeted driving force the study of motivational incentives in the conditions of a shortage of applicants is a pressing issue for universities. The article analyzes the motivational preferences of students of correspondence courses of the Nizhny Novgorod State University K. Minin, Nizhny Novgorod. A study was conducted, the purpose of which was to identify the structure of students' motivational preferences for higher education. The study was conducted in the form of a survey of respondents using an online platform for organizing marketing research, surveys, etc., which allows you to quickly and efficiently collect, process information and present it in a processed and convenient for the researcher form. On the basis of the data obtained in the work, motivating factors were identified that are advisable to use in the career guidance of the university. The results served as a guideline for the development of recommendations for the organization and conduct of career guidance activities in the NGPU them K. Minin. The obtained data will allow you to turn to the procedural aspects of student motivation, which will help increase the effectiveness of attracting applicants to the university. This technique can be used in other universities.

Текст научной работы на тему «Структура мотивирующих факторов студентов заочной формы обучения»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мухина М.В., Каткова О.В., Цапина Т.Н., Романов В.В. Структура мотивирующих факторов студентов заочной формы обучения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Mariia M.V., Katkova O.V., Tsapina T.N., Romanov V.V. (2019). The structure of the motivating factors of correspondence students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN219.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.21.45

Мухина Мария Вадимовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: mariyamuhina@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9219-349X РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=737294

Каткова Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования»

Кандидат педагогических наук E-mail: katkova.ov@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6730-280X РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=340050

Цапина Татьяна Николаевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Россия

Доцент кафедры «Экономики фирмы» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: tsapina@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5165-531X РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=666077

Романов Вениамин Вячеславович

АНО ВО «Московский гуманитарно-экономического университет» Филиал в г. Нижний Новгород, Нижний Новгород, Россия Заведующий кафедрой «Общегуманитарных дисциплин» Кандидат философских наук, доцент E-mail: fool56@mail.ru

Структура мотивирующих факторов студентов заочной формы обучения

Аннотация. В статье исследуются мотивационные предпочтения студентов к получению высшего образования. Так как мотивация является целенаправленной движущей силой - изучение мотивационных стимулов в условиях дефицита абитуриентов является актуальной проблемой для вузов. В статье анализируются мотивационные предпочтения

https://mir-nauki.com

студентов заочной формы обучения Нижегородского государственного университета им. К. Минина г. Нижнего Новгорода. Проведено исследование, целью которого являлось выявление структуры мотивационных предпочтений студентов к получению высшего образования. Исследование проводилось в виде опроса респондентов с использованием интернет-платформы для организации маркетинговых исследований, опросов и т. д., которая позволяет быстро и качественно собрать, обработать информацию и представить ее в обработанном и удобном для исследователя, виде. На основании полученных в работе данных были выявлены мотивирующие факторы, которые целесообразно использовать в профориентационной работе вуза. Полученные результаты послужили ориентиром для разработки рекомендации для организации и проведения профориентационных мероприятий в НГПУ им. К. Минина. Полученные данные позволят обратиться к процессуальным аспектам мотивации обучающихся, что будет способствовать повышению эффективности привлечения абитуриентов в вуз. Подобная методика может быть использована и в других вузах.

Ключевые слова: мотивация; структура мотивационных предпочтений; студенты заочной формы обучения; исследование; профориентационная работа

Вопросы о мотивации к получению высшего образования студентов заочных форм не теряют своей актуальности, так как ведущими психологами (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, С.Б. Ломов, Х. Хекхаузен и др.) доказана связь мотивации с активностью человека, побуждению его к целенаправленной деятельности [1; 2; 3].

Интерес к получению высшего образования подтверждается и данными статистики. Обратимся к последнему исследованию сферы образования, подготовленному Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей на сегодня 35 наиболее индустриально развитых стран мира, - Education at a Glance 2017. Из него следует, что Россия имеет один из самых высоких уровней образованности в мире и опережает все страны ОЭСР, кроме Канады, не говоря уже о том, что средний по ОЭСР показатель в полтора раза ниже российского.1

Приведенные данные убеждают в интересе населения к получению высшего образования. Вузы постоянно ведут борьбу за абитуриентов, используя весь спектр маркетинговых приемов, включая и агрессивную рекламу. Естественно, вузы должны знать структуру мотивационных предпочтений будущих абитуриентов, для того, чтобы обеспечить эффективность разработанной маркетинговой стратегии. Безусловно, мотивационные составляющие поступающих в разные вузы, могут иметь свои специфические ориентации [5;

В ФГБОУ ВО «НГПУ им К. Минина» г. Нижнего Новгорода также ведется активная профориентационная работа с абитуриентами. Для разработки более сфокусированной траектории профориентационной работы нами было проведено социологическое исследование для выявления мотивационных предпочтений студентов заочной формы обучения [8].

Цель работы: выявить структуру мотивационных предпочтений к получению высшего образования.

Задачи исследования:

1. Провести исследование респондентов;

1 Education at a Glance 2017. https://oecdcentre.hse.ru/news/209432967.html (Дата обращения 1.03.2019). Страница 2 из 10

Введение

6; 7].

36PSMN219

https://mir-nauki.com

2. Выявить структуру мотивационных предпочтений исследуемых.

Материалы и методы исследования

При написании статьи использовались методы анализа и синтеза научной литературы, периодических статей, публикаций по теме. Исследование проводилось в виде опроса респондентов с использованием интернет-платформы для организации маркетинговых исследований, опросов и т. д., которая позволяет быстро и качественно собрать, обработать информацию и представить ее в удобном виде [9; 10]. Данные опроса были обработаны с помощью методов математической статистики.

Исследование проводилось в виде анкетного опроса. Разработанная анкета была анонимна и включала 11 вопросов. Три из них представляли собой «паспортичку», т. е. вопросы для выявления данных о самом респонденте: пол, возраст, социальное положение. Остальные вопросы были нацелены на выявление мнения респондентов об исследуемой проблеме: «Мотивация к получению высшего образования». Вопросы были открытого и закрытого типа и предполагали достаточную вариативность ответов, поэтому анкетные данные предоставили большой объем информации.

Вопросы сформулированы следующим образом:

1. Какого вы пола?

2. Сколько вам лет?

Учащийся Служащий Домохозяйка Предприниматель Безработный 4. Вы имеете высшее образование?

Результаты исследования

18-25 25-35 35-50

3. Ваше социальное положение?

Да

Нет

5. Имеют ли Ваши родители высшее образование?

Да оба имеют Да, но только один Не имеют не один

6. Задумывались ли вы о том получать или не получать высшее образование?

Да Нет

Не знаю

7. Кто или что могло повлиять на ваше мнение поступать в вуз? (отметить 2 варианта ответа)

Личное желание

Мнение родителей

Сложившаяся традиция в обществе

Мнение известных людей

Ситуация на работе

8. Чем вы руководствуетесь при выборе Вуза? (расположить в порядке значимости) Престиж учебного заведения

Местонахождением

Наличием желаемого направления подготовки

Наличием общежития

Возможность поступления на бюджет

9. Для чего вам нужно высшее образование? (отметить 3 варианта ответа) Хочу получить высокооплачиваемую работу

Получить отсрочку от армии У всех есть и мне надо Хочу заниматься наукой Хочу открыть свое дело Престижно

Сделать карьеру, повышение статуса Стать специалистом

10. Как вы оцениваете свои шансы на получение работы по специальности после окончания ВУЗа?

Твердо уверен, что найду работу по специальности

Не уверен, что найду работу по специальности

Не уверен, что найду работу соответствующую моим требованиям

11. Как вы ощущаете себя в жизни в целом? Смотрю на жизнь с оптимизмом, я все смогу

В целом неплохо, но некоторые моменты можно изменить

Считаю, что все в моей жизни все плохо и ничего нельзя изменить

Не задумываюсь о возможности изменить свою жизнь в лучшую сторону, пусть все идет как идет.

Приведем основные результаты исследования.

58,8 % респондентов, участвующих в опросе - женский пол. Возраст основной части (64,7 %) респондентов - 18-25 лет. Социальный портрет опрошенных представлен на рисунке 1.

Ваше социальное положение?

100%

80%

60%

• Безработный

Рисунок 1. Социальное положение респондентов

Из рисунка видно, что в основном в опросе приняли участие учащиеся и служащие. Добавим в портрет респондента результаты еще нескольких ответов. На вопрос: Как Вы ощущаете себя в жизни в целом? 58,8 % ответили «Смотрю на жизнь с оптимизмом, я все могу». На вопрос Кто или что могло повлиять на ваше мнение поступать в вуз? Более 70 % опрашиваемых выбрали ответ: Личное желание. Непременным условием формирования творчески активной и социально зрелой личности является ее мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности. Рассмотрение с этих позиций учебной мотивации студента-заочника позволяет выявить детерминанты его деятельности. По результатам опроса, мы видим, что в исследовании приняли участие самые активные слои населения, наиболее заинтересованные в получении образования, что убеждает в достоверности полученных в исследовании результатов.

Ответы на вопрос: «Для чего вам нужно высшее образование?» распределились следующим образом (рис. 2).

Из результатов рисунка 2 видно, что ведущими элементами в структуре мотивационных предпочтений респонденты выделяют возможность получения высокооплачиваемой работы, продвинуться по карьерной лестнице и стать специалистом. Таким образом, высшее образование респонденты связывают с внешними мотивационными факторами, определяющими успех в карьере.

Рисунок 2. Причины получения высшего образования

Далее мы выясняли мнение респондентов о влиянии наличия высшего образования на успешность трудоустройства (рис. 3).

Рисунок 3. Успешность трудоустройства

Из рисунка 3 видно, что большая часть респондентов высказывает уверенность в нахождении работы по специальности, если будет иметь диплом о высшем образовании.

Эти мотивационные предпочтения вполне оправданы, так как по данным ОЭСР, в целом по России 82 % взрослых людей с высшим и средним профессиональным образованием трудоустроены. Это чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (84 %). Трудоустройство недавних выпускников вузов в России, по данным последнего мониторинга Минобрнауки, составляет 75 %, что также чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (77 %).

Следующим вопросом мы выясняли структуру мотивационных предпочтений при выборе вуза (рис. 4).

Как вы оцениваете свои шансы на получение работы по специальности после

окончания ВУЗа?

100%

80%

60%

PC

с а

• Твердо уверен, что найду работу по специальности Неуверен , что найду работу по специальности Неуверен, что найду работу соответствующую моим требованиям

Рисунок 4. Выбор вуза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из рисунка 4 видно, что самыми важными (определяющими факторами) для респондентов в выборе учебного заведения являются: наличие желаемого направления подготовки, престиж учебного заведения и наличие бюджетных мест. Из этого следует, что респондентами руководит внутренняя мотивация, нацеленная на реализацию своих интересов, способностей, предпочтений.

Обсуждение

Проблема мотивации в современной психологии значима, так как связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности и поведения, направленных на достижение цели [11; 12]. Студенты заочной формы обучения почти всегда имеют опыт работы, серьезную занятость и выявление мотивационных факторов, приводящих их в активное состояние по отношению к учебной деятельности, что позволяет найти пути и способы воздействия на выявленные процессуальные детерминанты. Процессуальная мотивация понимается нами как интерес, внутренний мотив, с которым связано развитие позитивного эмоционального настроя в деятельности, работоспособность, увлеченность деятельностью, переживание удовольствие от процесса деятельности [13; 14]. Работа вуза в направлении соответствия мотивационным предпочтениям студента позволит выстроить

https://mir-nauki.com

необходимую траекторию профориентационной работы [15]. Поэтому на основании представленных данных можно предложить следующие рекомендации...

Как было выявлено в исследовании важными факторами, на которые обращают внимание большинство респондентов является возможность повышения заработной платы, роста по карьерной лестнице, высокое качество образовательных услуг, предоставляемых вузом, а также его престижность. Поэтому при организации маркетинговых и профориентационных мероприятий необходимо акцентировать успехи вуза в данных направлениях, подтверждая их конкретными примерами и данными статистики.

Нами было установлено, что респонденты прислушиваются к мнению родителей и родственников, имеющих жизненный опыт. Поэтому, при разработке рекламных обращений, проведении дней открытых дверей, каникулярных школ целесообразно обращаться не только к абитуриентам, но и к старшему поколению, оказывающему на поступающих определенное влияние и формирующее их мнение.

Вузу не надо забывать об иногородних абитуриентах и учитывая их специфические требования к вузу, нужно формулировать рекламные обращения так, чтобы заинтересовать данную категорию лиц, сформировав представление о вузе как надежной организации, которой можно доверить своего ребенка.

Для студентов всех вузов значимой ценностью являются получаемые знания, а не только диплом по окончании обучения. Также высоко ценится ими качество преподаваемых дисциплин, прежде всего профилирующих. Следовательно, в рекламных сообщениях пункты, касающиеся уровня преподавания и качества предоставляемых знаний, должны занимать важное место.

Основной вопрос, который интересует абитуриентов при выборе вуза и направления подготовки, - трудоустройство по окончании обучения. Будущая работа должна быть престижной, высокооплачиваемой и обеспечивать возможности карьерного роста. При этом для удачного трудоустройства требуется, по мнению студентов, важен не только диплом, но и качество полученных в процессе обучения знаний. Последнее определяется именно уровнем преподавания профилирующих дисциплин [4]. Имидж Мининского университета как вуза, крупнейшего образовательного холдинга, должен не только в стенах вуза повышать статус профессии «Учитель», но и на этапе привлечения абитуриентов аргументировать важность, значимость и повышение престижности педагогической профессии через статусные мероприятия и постоянную пропаганду социальной значимости данной профессии.

Так как ведущими психологами доказано, что эффективность мотивации в значительной мере зависит от соотношения ее результативного и процессуального аспектов, то есть от того, насколько заданная цель, требуемый результат труда соответствует процессуальному аспекту мотивации, то выявленная в нашем исследовании структура мотивационной модели студента доказывает наличие ярко выраженного мотивационного стимула у респондентов, что является ориентиром для вуза в разработке профориентационных мероприятий.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслоу. Мотивация и личность / Маслоу, Абрахам. - М.: СПб: Евразия, 2016. -478 c.

2. Хекхаузен. Мотивация и деятельность / Хекхаузен, Хайнц. - М.: Педагогика,

2014. - 800 c.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М., 2006.

4. Антоненко Вероника Владимировна Мотивация абитуриентов г. Волгограда при выборе высшего учебного заведения // Научный диалог. 2013. №12 (24).

5. Груздева М.Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ // Вестник Мининского университета: сетевое издание. 2014. №4(9). - ISNN 2307-1281.

6. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Няголова М.Д. Психодиагностика в системе работы по профессиональному самоопределению студентов, будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2016. №1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб., 2004.

7. Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. -Серия 14. Психология. - 2005. - №2. - С. 45-55.

8. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Обучающаяся среда moodle в организации тестового контроля знаний // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 182.

9. Мухина М.В., Смирнов А.С. Использование информационных технологий при обработке материалов исследования. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 22-26. Куканова Е.В. Социально-психологическая характеристика современного студента // Образование и наука. - 2013. - №8 (107). - С. 88-103.

10. ^alkina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 194-200.

11. Соломанидина, Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник и практикум. 3-е изд., пер. и доп. / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.

12. Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. теория и практика. учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. -398 c.

13. Шапиро, С.А. Мотивация: моногр. / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ,

2015. - 224 c.

14. Элизабет, Мерманн Мотивация персонала. Инструменты мотивации / Мерманн Элизабет. - М.: Институт прикладной психологии "Гуманитарный центр", 2015. - 619 c.

15. Мухина М.В., Плетнева А.С., Пачурин Г.В. Исследование путей повышения конкурентоспособности предприятия. Фундаментальные исследования. 2016. № 12-4. С. 891-896.

Mariia Mukhina Vadimovna

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: mariyamuhina@yandex.ru

Katkova Olga Vladimirovna

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: katkova.ov@yandex.ru

Tsapina Tatiana Nikolaevna

Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: tsapina@mail.ru

Romanov Veniamin Vyacheslavovich

Nizhny Novgorod institute of the Moscow humanitarian and economics university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: fool56@mail.ru

The structure of the motivating factors of correspondence students

Abstract. The article explores students' motivational preferences for higher education. Since motivation is a targeted driving force - the study of motivational incentives in the conditions of a shortage of applicants is a pressing issue for universities. The article analyzes the motivational preferences of students of correspondence courses of the Nizhny Novgorod State University K. Minin, Nizhny Novgorod. A study was conducted, the purpose of which was to identify the structure of students' motivational preferences for higher education. The study was conducted in the form of a survey of respondents using an online platform for organizing marketing research, surveys, etc., which allows you to quickly and efficiently collect, process information and present it in a processed and convenient for the researcher form. On the basis of the data obtained in the work, motivating factors were identified that are advisable to use in the career guidance of the university. The results served as a guideline for the development of recommendations for the organization and conduct of career guidance activities in the NGPU them K. Minin. The obtained data will allow you to turn to the procedural aspects of student motivation, which will help increase the effectiveness of attracting applicants to the university. This technique can be used in other universities.

Keywords: motivation; structure of motivational preferences; correspondence students; study; career guidance work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.