Научная статья на тему 'Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ'

Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1960
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LAW CULTURE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / STRUCTURE OF LAW CULTURE / ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / CONTRADICTIONS OF FORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савин Валерий Николаевич

В статье проводится социологический анализ правовой культуры студентов вузов г. Челябинска. Автор предлагает собственное понятие «правовая культура личности», обосновывает его преимущества. В статье выявляется специфика правовой культуры студентов, раскрываются противоречия ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal culture of students in contemporary conditions: sociological analysis

The article is devoted to the problem of sociological analyses of legal culture of students in contemporary conditions. The author offers his own notion of «legal culture», proves its advantages among the others. Much space is devoted to the problem of the distinctive features of the legal culture of students. The article gives attention to some contradictions of formation of this type of culture.

Текст научной работы на тему «Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ»

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

УДК 304 (340.115.4)

Проблема правовой культуры личности и общества привлекает ученых различных специальностей. Сегодня ее изучают юристы, философы, социологи, культурологи. Этот интерес связан с ее особой актуальностью на современном этапе. Актуальность заключается, прежде всего, в том, что в условиях социальной трансформации современного российского общества, реформы системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социокультурной преемственности усложняется процесс адаптации молодежи, поиска ею социально приемлемых и оптимальных форм поведения, самореализации и самоутверждения. Формирование правовой культуры молодежи в нашей стране идет трудно, распространены асоциальные проявления в молодежной среде. Приоритетами государственных интересов и всего общества в отношении студенческой молодежи еще не стали воспитание и формирование гражданина, патриота, труженика, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании социальных институтов на основе правовых норм и ценностей. Участие молодежи в жизнедеятельности общества на современном этапе во многом зависит от меры развития у нее правовой культуры. Состояние неустойчивости, переходности, кризисности общественного развития меняет формы и механизмы формирования правовой культуры молодых людей, обуславливает необходимость изучения ее особенностей, факторов, противоречий. К тому же, без сформированной у личности правовой культуры невозможно построение в России правового государства и гражданского общества.

Изучение правовой культуры студентов важно с социологической точки зрения. В работах отечественных и зарубежных ученых рассматривается правовая культура в целом как социальный феномен и правовая культура различных социально-профессиональных групп, в первую очередь, юристов и работников пеницитарных учреждений;

В.Н. САВИН

при этом используются различные теоретико-методологические подходы. Однако работ, посвященных социологическому изучению правовой культуры студентов, явно недостаточно. Следовательно, данная проблема требует дальнейшей теоретической разработки и проведения эмпирических исследований.

Анализ состояния правовой культуры студентов имеет практическое значение для разработки механизмов и программ ее приведения в соответствие с требованиями формирующегося правового государства. Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость свидетельствуют об актуальности темы.

Прежде чем говорить об особенностях правовой культуры студентов, определимся с понятием «правовая культура». Правовую культуру можно определить как особое взаимодействие личности, общества и государства на основе разделяемых правовых знаний, норм, ценностей, обеспечивающих ее участие в различных сферах социальной деятельности, обусловленное влиянием объективных и субъективных факторов.

На наш взгляд, данное определение указывает, во-первых, на то, что правовая культура - важный феномен культуры, так как включает совокупность знаний, умений и навыков, определяющих образцы социальной деятельности, осуществляемых на основе законов, передающихся из поколения в поколение. Во-вторых, это всегда движение, стремление личности к определенным идеалам, развитию правового государства и гражданского общества. В-третьих, правовая культура есть результат взаимодействия внешней заданности (объективных факторов), побуждающей личность к правозаконной деятельности и внутренней необходимости (субъективных факторов) - интереса, ценностей, потребностей, установок и т.д.

Поэтому правовая культура может быть рассмотрена как особая форма социаль-

ного взаимодействия личности, общества и государства.

Правовая культура является особой подсистемой культуры. Становление и развитие определенного типа правовой культуры тесно связано с существующими законами в обществе, характеризующими и определяющими поведенческие модели личности. В структуре каждого общественного строя выделялась система ценностей, идеалов, образцов поведения, законов, которые выражали квинтэссенцию существующего уклада жизни, регулировала отношения между государством, обществом и гражданином.

Особенности правовой культуры проистекают из интенсивности взаимодействия личности с обществом, государством и ее включенности в общественную жизнь. В то же время правовая культура выступает формой осознания необходимости построения правового государства в целом и важнейшим показателем его развития. Она является продуктом зрелого общества, в ней закрепляется и передается социально-политический опыт, а также образуются механизмы, позволяющие обеспечить выражение и согласование различных интересов и принятие общих правил и решений на основе принятых в обществе законов. Единство заключенных в ней социальных и политических отношений придает культуре новое качество и возможности влиять на функционирование всего общественного организма. Это находит выражение в формировании определенного типа личности и воспроизводстве и развитии правовых качеств. Речь идет о выработке правового сознания и форм правового поведения, социальных связей и способов общения, способствующих укреплению всего сообщества.

Именно в правовой культуре представлен единый комплекс основополагающих правовых ценностей и норм, охватывающих все сферы общества и определяющих их общую гражданскую направленность. Следовательно, правовая культура представляет собой нормативную систему, регулирующую и контролирующую деятельность личности, стимулирующую общественную жизнь. Правовая культура вбирает в себя особый правовой кодекс, основанный не только на правовых положениях, но и на моральных нормах и общей приверженности общественным принципам и долгу. Проявлением нормативности правовой

культуры можно, в частности, считать активное правовое сознание и поведение.

Определившись с понятием «правовая культура», перейдем к анализу специфики правовой культуры студентов в современных условиях.

В январе-феврале 2011 года нами было проведено социологическое исследование в вузах города Челябинска. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на технических, социальных, гуманитарных и юридических факультетах вузов г. Челябинска. В рамках исследования нами был проведен опрос экспертов по данной теме. Использование количественной и качественной стратегий позволило нам более полно описать состояние правовой культуры студентов.

В рамках изучения правовой культуры важным является анализ жизненных ценностей студентов. Восприятие целей, ценностей, норм правовой культуры, степень их интериоризации находятся под влиянием индивидуально-личностных ценностей, их личных жизненных ориен-таций, жизненного опыта. Поэтому в ходе исследования студентам было предложено проранжировать жизненные ценности по степени их важности.

Жизненные ценности представляют собой ориентир в сознании индивидов, в соответствии с которым выстраивается жизнедеятельность, в том числе и деятельность личности в правовой сфере.

В нашем исследовании использовалась модифицированная версия методики М. Рокича, направленная на выявление иерархии жизненных ценностей человека. На основе рассчитанной средней взвешенной получен следующий рейтинг жизненных ценностей студентов.

Данный рейтинг дает нам представление о том, что опрошенные студенты в первую очередь ориентированы на достаточно универсальные ценности: здоровье, семейное и материальное благополучие, карьеру, любовь. Это подтверждает общую тенденцию как для россиян, так и для зарубежных граждан вне зависимости от того, к какой социально-профессиональной группе они относятся. Вместе с тем, на задний план отходят такие ценности, как творчество, самореализация, желание приносить пользу людям. А ведь эти ценности так необходимы для молодого человека - будущего специалиста, так как без самореализации вряд ли сегодня можно

быть успешным в жизни и сделать карьеру - то, о чем мечтают сегодня студенты. Между тем, исследование показало, что 48,0% респондентов указало на самореализацию, как необходимую ценность для будущего специалиста. В целом же анализ результатов исследования дает основание заключить, что ведущее место у студентов занимают общечеловеческие, гуманистические ценности, которые доминируют в общественном сознании современного постиндустриального общества. Некоторые важные ценности прошлой эпохи -активная жизненная позиция и желание приносить пользу людям - утратили свою приоритетную значимость и смещаются на периферию сознания студентов (13-14 места).

Охарактеризовав систему жизненных ценностей студентов, мы полагаем целесообразным перейти к анализу состояния их правовой культуры. Прежде всего, обратимся к тому, как респонденты понимают феномен правовой культуры.

Правовую культуру студенты понимают, прежде всего, как культуру взаимодействия на основе принятых в обществе ценностей и норм поведения. На это указало 38,9% респондентов. Часть студентов дали иные определения: 25,8% опрошенных считают, что правовая культура - это комплексное понятие, которое включает правовые знания, ценности, а также формы поведения личности; для 16% респондентов правовая культура ассоциируется с определенными формами взаимодействия на основе соблюдения законов, имеющихся в обществе; 9,8% опрошенных свели ее к принятию личностью правовых знаний, норм, ценностей. 5,8% опрошенных студентов отметили, что она есть не что иное, как правовые знания, а 7,2% - правовые нормы. Таким образом, мы видим, что студенты в понимание профессиональной культуры вкладывают как знаниевые, когнитивные аспекты, так и ее нормативно-аксиологическую составляющую.

Как видим, нет единого мнения у респондентов в вопросе о том, что представляет собой феномен «правовая культура». Однако не может не радовать тот факт, что большинство респондентов (89,1%) считает, что правовой культурой должен обладать каждый россиянин. Вместе с тем, лишь половина студентов отметила, что они обладают правовой культурой (48,9%). И этот факт не может не беспокоить, так как

студенчество - это передовая часть молодежи, которой и предстоит строить в стране правовое государство. В этом мы видим одно из противоречий формирования правовой культуры: между необходимостью ее формирования и отсутствием условий для этого. Студенты выразили единодушное мнение о том, что для формирования и повышения уровня правовой культуры в современной России необходимо повысить роль высшей школы, семьи и СМИ. Все опрошенные нами студенты отметили, что «общество и государство должны повернуться лицом к формированию правовой культуры».

Наше исследование показало, что и в среде экспертов нет единодушного мнения о сущности феномена «правовая культура». Одни считают, что вполне обоснованно говорить о правовой культуре личности как о наборе правовых знаний, умений и навыков деятельности: «Правовая культура включает наличие у человека глубоких правовых знаний, законов и умения применять их на практике» (А.Н., 54 года, начальник отдела министерства); другие под правовой культурой личности понимают «...наличие у человека правовых знаний и принятие им правовых норм.» (С.И., 66 лет, ректор вуза). Вторая группа экспертов склонна отдавать предпочтение совокупности качеств личности, которая обладает правовой культурой. «Можно говорить о правовой культуре личности в том случае, когда он/она обладает такими качествами, как честность, порядочность, соблюдение законов» (А.С., 35 лет, преподаватель права); «правовая культура личности -это личностные качества человека, которые помогают ему в любой деятельности. Это такие качества, как соблюдение прав человека, уважение прав другого человека, соблюдение законов, толерантность. Правовая культура - это то, чем должен обладать каждый человек независимо от той сферы, где он работает (С.П., 38 лет, преподаватель права).

Таким образом, исследование показало, что представления о том, что такое правовая культура, в определенной степени интуитивны, размыты, скорее основаны на личном опыте, нежели на знании. При этом все информанты уверены, что правовой культурой должен обладать каждый человек, особенно студент - будущий специалист, и ее предназначение заключается в организации и ведении любой социаль-

ной деятельности на основе соблюдения законов и прав человека.

Наш анализ правовой культуры студентов опирается на подход Л.Н. Когана, в соответствии с которым в структуре правовой культуры выделяется три блока: когнитивный, поведенческий и праксеологический. Сразу же отметим, что подробное рассмотрение праксеологического блока не входит в наши задачи.

Когнитивный блок правовой культуры составляют (ЗУНы) правовые знания, умения и навыки, правовые ценности, язык общения. Поэтому первым элементом анализа выступают правовые знания, умения, навыки студентов, обучающихся в высшей школе.

Наше исследование показало, что 72,5% респондентов испытывают потребность в правовых знаниях, причем испытывают потребность в знаниях как студенты, обучающиеся на технических специальностях (53,6%), так и те, кто обучается на социально-гуманитарных факультетах (38,8%). Здесь, как мы видим, расхождения в количественном отношении. Такое расхождение можно объяснить тем, что у студентов, обучающихся на гуманитарных и социальных факультетах, больше часов отводится на изучение правовых дисциплин. Что касается качественных показателей (знаний по определенным отраслям правовой науки), то студенты, обучающиеся на технических факультетах, в большей степени, чем студенты социально-гуманитарных факультетов, испытывают потребность в правовых знаниях в области защиты прав потребителей (67,5%), семейных отношений (до 40%), жилищно-коммунальных отношений (до 50,0%) и др., т.к. это необходимо любому россиянину.

На наш взгляд, это вполне объяснимо. При обучении на технических специальностях предметы социогуманитарного цикла не преподаются вообще либо даются студентам в «усеченном виде» по сравнению с обучением на гуманитарных факультетах. Что касается студентов, изучающих юриспруденцию, то подавляющее большинство (более 80%) не испытывают потребности и дефицита правовых знаний, что вполне объяснимо - юриспруденция их будущая профессия.

Исследование зафиксировало причины, вызвавшие потребность студентов в правовых знаниях. К ним относятся: умение лучше отстаивать свои права (72%

респондентов); желание не быть обманутым (26,6% респондентов); желание не нарушать законы (15,0% респондентов); желание умело обходить законы (9,0% опрошенных). Две первые причины являются вполне обоснованными. Не может не беспокоить тот факт, что 9,0% опрошенных студентов отметили причину - умело обходить законы. Это также свидетельствует о том, что наше государство не является правовым. Это подтверждают и данные экспертного опроса: «Мы живем в стране, где любой закон можно обойти. Для этого нужны деньги и знание, как это сделать. В отсутствие правового государства сложно говорить о правовой культуре студентов. Студенты это чувствуют» (А.С., 35 лет, преподаватель права).

В исследовании нас интересовал вопрос о том, откуда студенты должны получать недостающие им правовые знания и откуда они получают их. Мы получили следующую картину получения правовых знаний.

Исследование показало, что желаемыми источниками информации о правовых знаниях являются: вуз, Интернет, правоохранительные органы (юристы), СМИ. На практике основным источником получения знаний выступает Интернет, что не способствует повышению правовой культуры студентов. Таким образом, исследование выявило противоречие между необходимостью повышения уровня и качества правовых знаний студентами и ограничением возможностей со стороны государства делать это в организованных формах (вуз, школа, правоохранительные органы, курсы).

Второй элемент данного блока правовой культуры - нормы, умения и навыки применения их на практике. Студентам было предложено оценить, что, по их мнению, представляет собой правовая норма. Исследование показало, что для 44,0% опрошенных правовой нормой является установленное или санкционированное государством правило поведения личности в обществе. 25,3 % респондентов отметили, что правовая норма - это соблюдение правил поведения личности в обществе; 23,4% - социальный регулятор поведения личности в обществе; 15,6% - это норма культуры; 5,7% - мера государственного принуждения. Как видим, более половины опрошенных студентов не совсем четко понимают сущность правовой нормы.

Когда мы говорим о правовой норме как социальном регуляторе, то мы должны понимать, что, помимо права, таким регулятором социальных отношений в обществе выступает мораль, религия, политика. В этом плане студенты отождествляют данные понятия. Говоря о том, что правовая норма есть норма культуры, не учитывается тот факт, что норма культуры не имеет статуса легитимности, следовательно, она варьируется в разных социокультурных средах, а правовая норма имеет статус закона, следовательно, она обязательна для всех. В исследовании нас интересовал вопрос о том, что дает студентам знание правовых норм. Так, для 81,1% опрошенных это возможность знать свои права и умело их защищать; для 42,4% респондентов - возможность корректировать свое поведение; для 22,4% - возможность всегда соблюдать закон. 19,5% студентов указали на то, что правовые нормы нужны для зарабатывания денег законным способом.

Как видим, эти позиции верно раскрывают функции правовых норм, что и отразили наши респонденты. Однако не могут не беспокоить отмеченные студентами четыре последующие позиции (20,9% опрошенных - возможность вызывать у окружающих хорошее отношение к себе, 9,6% респондентов - умело обходить закон). Они свидетельствуют о негативной тенденции развития правовой культуры, что коррелирует с данными о правовых знаниях: правовые знания не всегда ведут к соблюдению правовых норм личностью. Так, 70,0% опрошенных студентов высказали свою позицию о том, что они всегда соблюдали и будут в дальнейшем соблюдать правовые нормы при любых обстоятельствах; 6,5% респондентов отметили,

что они уже не всегда соблюдают правовые нормы; а 23,5% студентов затруднились с ответом на вопрос о соблюдении ими правовых норм. Возможно, среди этих студентов мы в будущем можем увидеть нарушителей законов.

Подводя итог анализу данных исследования правовой культуры студентов, можно сделать следующие выводы об ее особенностях.

К особенностям правовой культуры студентов можно отнести ее кризисное состояние, что соответствует кризису правовой системы в обществе и отсутствию правового государства. В исследовании выявлено преобладание негативных тенденций развития над позитивными.

Также необходимо отметить статистически значимые корреляции между правовыми нормами и правовыми знаниями, что характеризует противоречие между знаниями студентами правовых норм и применением их на практике. Вследствие этого наблюдается тенденция снижения значения правовых норм для студентов.

Исследование позволило выявить ряд противоречий, прежде всего, между декларируемой необходимостью формирования правовой культуры студентов со стороны государства и отсутствием условий для ее формирования. Социальные институты, призванные формировать этот вид культуры: семья, школа, высшая школа, правоохранительные органы, СМИ - не выполняют своей функции. Одним из противоречий можно считать противоречие между «идеальным типом личности - носителя правовой культуры», определяемого законодательно, и «реальным типом», формирующимся под влиянием СМИ, кризиса культуры общества и отсутствия правового государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.