УДК 316.4.06
А.Р.Хисамов
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОЛЯ
В статье раскрывается смысл понятия «правовая культура молодежи», на основе авторских исследований выстраивается эмпирическая модель состояния правовой культуры студенческой молодежи в современном обществе. Исследования демонстрируют проблемные аспекты в уровне состояния правовой культуры молодежи, наличие правового инфантилизма, что оказывает негативное влияние на процесс формирования личностного потенциала молодежи.
Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, правовые отношения, правовое поведение, правовые институты, личностный потенциал, молодежь, социологические исследования, социология образования.
Adel Hisamov LEGAL CULTURE OF MODERN STUDENTS: FEATURES OF FORMATION IN THE EDUCATIONAL
FIELD
In article the sense of the concept "legal culture of youth" reveals, on the basis of author's researches the empirical model of a condition of legal culture of student's youth in modern society is built. Researches show problem aspects in level of a condition of legal culture of youth, existence of legal infantility that has negative impact on process of formation of personal potential of youth.
Keywords: legal culture, legal consciousness, legal relations, legal behavior, legal institutes, personal potential, youth, sociological researches, sociology of education.
В формируемом гражданском обществе права и свободы человека имеют особую значимость, и встраиваются в культуру общества. Об этом в своих работах говорит, например, исследователь правовой культуры С.А. Снашков [2, с.180]. В этой связи, совершенствование правовой культуры населения страны в целом, и молодежи как подрастающего поколения, в особенности, выступает важным направлением государственной политики России.
Закономерно, что формирование правовой культуры населения напрямую обусловлено правовой политикой государства [1, с.59]; однако существует и обратная зависимость: чем выше правовое сознание населения страны, тем более эффективно сформирована в нем и правовая политика, поскольку знание законов, активность граждан в правовой сфере стимулирует государство к принятию необходимых правовых норм, совершенствование законодательства.
Итак, для выявления уровня правовой культуры молодежи в современном обществе обратимся к исследованию и контекстуальной интерпретации понятия «правовая культура», ее структуре и основных характеристиках, а также созданию эмпирической картины состояния правовой культуры современной студенческой молодежи.
Правовая культура личности - это уровень развития системы правовых знаний, норм, ценностей в структуре личностного потенциала, осуществляющих социальную функцию взаимодействия личности и общества в правовом поле.
Традиционно в структуру правовой культуры включают право и правовые знания; правовые ценности и нормы, обеспечивающие выбор средств для достижения поставленных целей; правовое сознание как ненаблюдаемую сторону правовой культуры [3, с.180; 2, с.181]. Мы, однако, добавим сюда правовое поведение (правовые практики) и правовые отношения (взаимоотношения индивидов в правовом поле).
Для констатации состояния сформированности правовой культуры среди студенческой молодежи обратимся к результатам авторских исследований.1 Результаты исследований объединены в несколько блоков: блок 1- правовая культура студенческой молодежи; блок 2- развитие правовых институтов в России, блок 3- состояние личностного потенциала молодежи, блок 4- условия и пути формирования правовой культуры современной молодежи и пути их совершенствования.
Блок «правовая культура студенческой молодежи» позволил сконцентрировать внимание на отдельных компонентах правовой культуры - правового сознания, правовых отношений, правового поведения. Эмпирическими индикаторами при выявлении правовой культуры молодежи послужили такие как знание различных систем законодательств (трудового, семейного, уголовного и других),
1 Исследование проведено автором методом массового опроса. В качестве целевой группы респондентов опрошены студенты вузов Республики Татарстан. Выборка многоступенчатая, на первой ступени - кластерная (отбор образовательных учреждений высшего проф. образования (вузов)), отобранная случайным бесповторным отбором с соблюдением квот по форме собственности вузов (государственные - негосударственные), на второй ступени - доступная выборка, где задачей выступает опрос любых доступных объектов генеральной совокупности, то есть студенческих групп со сплошным опросом в них. В результате произведенной процедуры отбора получен список из 8 вузов, в которых были опрошены 882 студента.
уровень знаний в области права, отношение молодежи к своим правам и обязанностям как граждан государства, знание правозащитных организаций, участие в действиях по защите своих прав. Кроме того, в ходе исследования нами были выявлены оценки молодежи в сфере развития правового законодательства.
По результатам исследований можно отметить, что студенческая молодежь наиболее всего уверена в своих знаниях в области трудовых отношений (23,1% респондентов отметили, что определенно уверены в том, что знают свои права в данной области права, 76,9% - скорее, уверены в этом). Остальные области права в меньшей степени знакомы студентам. Так, 75,0% респондентов указали, что им не знакомы свои права в сфере ведения бизнеса, 58,3% - в сфере финансов и налогообложения, 58,3% - в сфере социальной защиты, социальных выплат, 25,0% - в сфере защиты информации и персональных данных, 7,7% - в сфере защиты прав потребителей, 7,7% - в сфере семейных правоотношений. Таким образом, правовую осведомленность студенческой молодежи в большинстве отраслей права нельзя назвать высокой.
Правовые практики студенческой молодежи обусловлены правовыми знаниями. Умение отстаивать свои права, решать правовые вопросы, по сути, отражают уровень сформированности правовой культуры студентов в практическом поле. В этой связи важно проследить умение студентов практически решать вопросы, касающиеся защиты собственных прав. Данные, характеризующие умение обращаться в нужные инстанции как характеристика состояния правовых практик студентов, свидетельствуют о слабом развитии правовых практик молодежи. Максимальная доля респондентов (39,9%) склонна в первую очередь искать защиты у органов правопорядка - полиции. В случае нарушения прав студенты также намерены обратиться в прокуратуру (34,4%), суд (25,1%). Положительно, что 14,2% студентов отметили как инстанцию союз защиты прав потребителей, а 15,2% - профсоюз. Вместе с тем, доля таковых очень мала, что свидетельствует о неразвитости данных социальных институтов в современном российском обществе и о слабой информированности студенческой молодежи об их функциях и задачах в правовом поле. Таким образом, преобладание в сознании молодежи «силовых» способов решения правовых проблем свидетельствует, на наш взгляд, о неразвитости гражданского сознания молодежи как отражение проблемной зоны в становлении гражданского общества в современной России.
Правовые практики студенческой молодежи, как правило, ограничиваются лишь обращением в традиционные правовые инстанции, подавляющее большинство студентов не готовы к активному отстаиванию своих прав посредством обращения в правозащитные организации, участия в правозащитных акциях. Только 4,4% опрошенных отметили, что принимали участие в акциях по защите прав. Как правило, среди таких акций студентами отмечаются «защита прав несовершеннолетних», «защита политических прав на выборах», «поддержка акции «День Земли», «защита животных» (здесь и далее по тексту курсивом приводятся оригинальные высказывания респондентов). Положительно, что определенная доля студенческой молодежи способна активно проявлять себя в правовом поле, однако, эта доля крайне мала, что демонстрирует правовую пассивность молодежи, ее инфантильность.
От состояния сформированности правовой культуры молодежи перейдем к характеристике развития правовых институтов в современной России. Данная оценка выстроена на мнениях студенческой молодежи.
Уровень развития российского законодательства оценен респондентами, в целом, невысоко. Треть опрошенных назвали его низким, чуть более половины - приемлемым и только 7,6% - высоким. Эти данные свидетельствуют, в первую очередь, о недоверии молодежи к современному законодательству, что, безусловно, выступает негативным фактором провокации асоциального поведения.
Еще ниже оценена респондентами культура правового общения власти и населения: более половины опрошенных назвали ее низкой (51,1%), 4,4% - приемлемой, 8,3% - высокой. Данный факт демонстрирует наличие проблемных аспектов в осознании молодежью механизмов правового общения власти и населения, формирует высокий уровень недоверия к власти и снижает потенциал толерантности в обществе.
Состояние гарантированности прав и свобод граждан в современном российском обществе большинство студенческой молодежи считают удовлетворительным, еще треть - скорее, удовлетворительным. Не удовлетворительным находят состояние гарантий в области прав и свобод личности только 13% студентов, что свидетельствует о позитивном восприятии правовой реальности, однако не может отвечать принципу обоснованности подобного мнения. Необоснованность, а, значит, не достаточная осознанность ситуации состоит в противоречивости высказываний респондентов: низкая оценка законодательных основ развития государства не соответствует оптимистичной оценке состояния прав и свобод личности. Данная противоречивость восприятия правовой реальности
свидетельствует о неустоявшемся правовом сознании молодежи, о его фрагментарности, несформированности.
Многомерность понятия «правовая культура» позволяет выделить в нем несколько основных аспектов для изучения применительно к теме авторского исследования. Среди них выделим два: во-первых, это уровень сформированности правового сознания и правового поведения у граждан, применительно к нашему исследованию - конкретно молодежи, - позволяющих осуществлять социальные взаимодействия в условиях правового пространства; во-вторых, это уровень развития правовых институтов в обществе и характер их воздействия на формирования личностного потенциала.
Ряд исследований, проведенных в последние годы среди российских граждан, в том числе и молодежи, фиксируют развитие правового инфантилизма и нигилизма. Авторское исследование подтверждает на-личие несформированного правосознания студенческой молодежи. Студенты недостаточно полно осведом лены в различных отраслях права, что препятствует их полноценным социально-правовым практикам.
Авторские исследования демонстрируют и слабую подготовленность студенческой молодежи к правовым практикам по защите своих прав, правовой пассивности. Это не может характеризовать молодежь положительно как полноценных граждан своей страны, своего государства, а уровень правовой подготовки не позволяет считать высоким.
Библиографический список
1.Редков С.К. Реформы 19 века и их влияние на правовую культуру российского общества // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - №4. - С.58-64.
2.Снашков С.А Правовая культура как фактор информационной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. -2013. - №22 (313). - С.180-186.
3.Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1996. - 345 с.
1. Redkov S.K. Reformy 19 veka i ih vlijanie na pravovuju kul'turu rossijskogo obshhestva // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. - 2012. - №4. - S.58-64.
2. Snashkov S.A. Pravovaja kul'tura kak faktor informacionnoj bezopasnosti // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - №22 (313). -S.180-186.
3. Teorija prava i gosudarstva / Pod red. V.V. Lazareva. - M., 1996. - 345 s.