Научная статья на тему 'Правовая культура современной студенческой молодежи: особенности формирования в условиях образовательного поля'

Правовая культура современной студенческой молодежи: особенности формирования в условиях образовательного поля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1439
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE / LEGAL RELATIONS / LEGAL BEHAVIOR / LEGAL INSTITUTES / PERSONAL POTENTIAL / YOUTH / SOCIOLOGICAL RESEARCHES / SOCIOLOGY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хисамов А. Р.

В статье раскрывается смысл понятия «правовая культура молодежи», на основе авторских исследований выстраивается эмпирическая модель состояния правовой культуры студенческой молодежи в современном обществе. Исследования демонстрируют проблемные аспекты в уровне состояния правовой культуры молодежи, наличие правового инфантилизма, что оказывает негативное влияние на процесс формирования личностного потенциала молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE OF MODERN STUDENTS: FEATURES OF FORMATION IN THE EDUCATIONAL FIELD

In article the sense of the concept "legal culture of youth" reveals, on the basis of author's researches the empirical model of a condition of legal culture of student's youth in modern society is built. Researches show problem aspects in level of a condition of legal culture of youth, existence of legal infantility that has negative impact on process of formation of personal potential of youth.

Текст научной работы на тему «Правовая культура современной студенческой молодежи: особенности формирования в условиях образовательного поля»

УДК 316.4.06

А.Р.Хисамов

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОЛЯ

В статье раскрывается смысл понятия «правовая культура молодежи», на основе авторских исследований выстраивается эмпирическая модель состояния правовой культуры студенческой молодежи в современном обществе. Исследования демонстрируют проблемные аспекты в уровне состояния правовой культуры молодежи, наличие правового инфантилизма, что оказывает негативное влияние на процесс формирования личностного потенциала молодежи.

Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, правовые отношения, правовое поведение, правовые институты, личностный потенциал, молодежь, социологические исследования, социология образования.

Adel Hisamov LEGAL CULTURE OF MODERN STUDENTS: FEATURES OF FORMATION IN THE EDUCATIONAL

FIELD

In article the sense of the concept "legal culture of youth" reveals, on the basis of author's researches the empirical model of a condition of legal culture of student's youth in modern society is built. Researches show problem aspects in level of a condition of legal culture of youth, existence of legal infantility that has negative impact on process of formation of personal potential of youth.

Keywords: legal culture, legal consciousness, legal relations, legal behavior, legal institutes, personal potential, youth, sociological researches, sociology of education.

В формируемом гражданском обществе права и свободы человека имеют особую значимость, и встраиваются в культуру общества. Об этом в своих работах говорит, например, исследователь правовой культуры С.А. Снашков [2, с.180]. В этой связи, совершенствование правовой культуры населения страны в целом, и молодежи как подрастающего поколения, в особенности, выступает важным направлением государственной политики России.

Закономерно, что формирование правовой культуры населения напрямую обусловлено правовой политикой государства [1, с.59]; однако существует и обратная зависимость: чем выше правовое сознание населения страны, тем более эффективно сформирована в нем и правовая политика, поскольку знание законов, активность граждан в правовой сфере стимулирует государство к принятию необходимых правовых норм, совершенствование законодательства.

Итак, для выявления уровня правовой культуры молодежи в современном обществе обратимся к исследованию и контекстуальной интерпретации понятия «правовая культура», ее структуре и основных характеристиках, а также созданию эмпирической картины состояния правовой культуры современной студенческой молодежи.

Правовая культура личности - это уровень развития системы правовых знаний, норм, ценностей в структуре личностного потенциала, осуществляющих социальную функцию взаимодействия личности и общества в правовом поле.

Традиционно в структуру правовой культуры включают право и правовые знания; правовые ценности и нормы, обеспечивающие выбор средств для достижения поставленных целей; правовое сознание как ненаблюдаемую сторону правовой культуры [3, с.180; 2, с.181]. Мы, однако, добавим сюда правовое поведение (правовые практики) и правовые отношения (взаимоотношения индивидов в правовом поле).

Для констатации состояния сформированности правовой культуры среди студенческой молодежи обратимся к результатам авторских исследований.1 Результаты исследований объединены в несколько блоков: блок 1- правовая культура студенческой молодежи; блок 2- развитие правовых институтов в России, блок 3- состояние личностного потенциала молодежи, блок 4- условия и пути формирования правовой культуры современной молодежи и пути их совершенствования.

Блок «правовая культура студенческой молодежи» позволил сконцентрировать внимание на отдельных компонентах правовой культуры - правового сознания, правовых отношений, правового поведения. Эмпирическими индикаторами при выявлении правовой культуры молодежи послужили такие как знание различных систем законодательств (трудового, семейного, уголовного и других),

1 Исследование проведено автором методом массового опроса. В качестве целевой группы респондентов опрошены студенты вузов Республики Татарстан. Выборка многоступенчатая, на первой ступени - кластерная (отбор образовательных учреждений высшего проф. образования (вузов)), отобранная случайным бесповторным отбором с соблюдением квот по форме собственности вузов (государственные - негосударственные), на второй ступени - доступная выборка, где задачей выступает опрос любых доступных объектов генеральной совокупности, то есть студенческих групп со сплошным опросом в них. В результате произведенной процедуры отбора получен список из 8 вузов, в которых были опрошены 882 студента.

уровень знаний в области права, отношение молодежи к своим правам и обязанностям как граждан государства, знание правозащитных организаций, участие в действиях по защите своих прав. Кроме того, в ходе исследования нами были выявлены оценки молодежи в сфере развития правового законодательства.

По результатам исследований можно отметить, что студенческая молодежь наиболее всего уверена в своих знаниях в области трудовых отношений (23,1% респондентов отметили, что определенно уверены в том, что знают свои права в данной области права, 76,9% - скорее, уверены в этом). Остальные области права в меньшей степени знакомы студентам. Так, 75,0% респондентов указали, что им не знакомы свои права в сфере ведения бизнеса, 58,3% - в сфере финансов и налогообложения, 58,3% - в сфере социальной защиты, социальных выплат, 25,0% - в сфере защиты информации и персональных данных, 7,7% - в сфере защиты прав потребителей, 7,7% - в сфере семейных правоотношений. Таким образом, правовую осведомленность студенческой молодежи в большинстве отраслей права нельзя назвать высокой.

Правовые практики студенческой молодежи обусловлены правовыми знаниями. Умение отстаивать свои права, решать правовые вопросы, по сути, отражают уровень сформированности правовой культуры студентов в практическом поле. В этой связи важно проследить умение студентов практически решать вопросы, касающиеся защиты собственных прав. Данные, характеризующие умение обращаться в нужные инстанции как характеристика состояния правовых практик студентов, свидетельствуют о слабом развитии правовых практик молодежи. Максимальная доля респондентов (39,9%) склонна в первую очередь искать защиты у органов правопорядка - полиции. В случае нарушения прав студенты также намерены обратиться в прокуратуру (34,4%), суд (25,1%). Положительно, что 14,2% студентов отметили как инстанцию союз защиты прав потребителей, а 15,2% - профсоюз. Вместе с тем, доля таковых очень мала, что свидетельствует о неразвитости данных социальных институтов в современном российском обществе и о слабой информированности студенческой молодежи об их функциях и задачах в правовом поле. Таким образом, преобладание в сознании молодежи «силовых» способов решения правовых проблем свидетельствует, на наш взгляд, о неразвитости гражданского сознания молодежи как отражение проблемной зоны в становлении гражданского общества в современной России.

Правовые практики студенческой молодежи, как правило, ограничиваются лишь обращением в традиционные правовые инстанции, подавляющее большинство студентов не готовы к активному отстаиванию своих прав посредством обращения в правозащитные организации, участия в правозащитных акциях. Только 4,4% опрошенных отметили, что принимали участие в акциях по защите прав. Как правило, среди таких акций студентами отмечаются «защита прав несовершеннолетних», «защита политических прав на выборах», «поддержка акции «День Земли», «защита животных» (здесь и далее по тексту курсивом приводятся оригинальные высказывания респондентов). Положительно, что определенная доля студенческой молодежи способна активно проявлять себя в правовом поле, однако, эта доля крайне мала, что демонстрирует правовую пассивность молодежи, ее инфантильность.

От состояния сформированности правовой культуры молодежи перейдем к характеристике развития правовых институтов в современной России. Данная оценка выстроена на мнениях студенческой молодежи.

Уровень развития российского законодательства оценен респондентами, в целом, невысоко. Треть опрошенных назвали его низким, чуть более половины - приемлемым и только 7,6% - высоким. Эти данные свидетельствуют, в первую очередь, о недоверии молодежи к современному законодательству, что, безусловно, выступает негативным фактором провокации асоциального поведения.

Еще ниже оценена респондентами культура правового общения власти и населения: более половины опрошенных назвали ее низкой (51,1%), 4,4% - приемлемой, 8,3% - высокой. Данный факт демонстрирует наличие проблемных аспектов в осознании молодежью механизмов правового общения власти и населения, формирует высокий уровень недоверия к власти и снижает потенциал толерантности в обществе.

Состояние гарантированности прав и свобод граждан в современном российском обществе большинство студенческой молодежи считают удовлетворительным, еще треть - скорее, удовлетворительным. Не удовлетворительным находят состояние гарантий в области прав и свобод личности только 13% студентов, что свидетельствует о позитивном восприятии правовой реальности, однако не может отвечать принципу обоснованности подобного мнения. Необоснованность, а, значит, не достаточная осознанность ситуации состоит в противоречивости высказываний респондентов: низкая оценка законодательных основ развития государства не соответствует оптимистичной оценке состояния прав и свобод личности. Данная противоречивость восприятия правовой реальности

свидетельствует о неустоявшемся правовом сознании молодежи, о его фрагментарности, несформированности.

Многомерность понятия «правовая культура» позволяет выделить в нем несколько основных аспектов для изучения применительно к теме авторского исследования. Среди них выделим два: во-первых, это уровень сформированности правового сознания и правового поведения у граждан, применительно к нашему исследованию - конкретно молодежи, - позволяющих осуществлять социальные взаимодействия в условиях правового пространства; во-вторых, это уровень развития правовых институтов в обществе и характер их воздействия на формирования личностного потенциала.

Ряд исследований, проведенных в последние годы среди российских граждан, в том числе и молодежи, фиксируют развитие правового инфантилизма и нигилизма. Авторское исследование подтверждает на-личие несформированного правосознания студенческой молодежи. Студенты недостаточно полно осведом лены в различных отраслях права, что препятствует их полноценным социально-правовым практикам.

Авторские исследования демонстрируют и слабую подготовленность студенческой молодежи к правовым практикам по защите своих прав, правовой пассивности. Это не может характеризовать молодежь положительно как полноценных граждан своей страны, своего государства, а уровень правовой подготовки не позволяет считать высоким.

Библиографический список

1.Редков С.К. Реформы 19 века и их влияние на правовую культуру российского общества // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - №4. - С.58-64.

2.Снашков С.А Правовая культура как фактор информационной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. -2013. - №22 (313). - С.180-186.

3.Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1996. - 345 с.

1. Redkov S.K. Reformy 19 veka i ih vlijanie na pravovuju kul'turu rossijskogo obshhestva // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. - 2012. - №4. - S.58-64.

2. Snashkov S.A. Pravovaja kul'tura kak faktor informacionnoj bezopasnosti // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - №22 (313). -S.180-186.

3. Teorija prava i gosudarstva / Pod red. V.V. Lazareva. - M., 1996. - 345 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.