Научная статья на тему 'Правовая культура студента в современных условиях'

Правовая культура студента в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / LEGAL PROFESSIONAL CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муртузалиева М.А., Жукова Л.П.

В статье анализируется правовая культура личности в современных условиях как компонент культуры общества, отражающий степень и характер развития социума, обеспечивающий социализацию личности и правомерную деятельность. Выделяются и описываются характерные особенности правовой культуры личности, представляющие собой готовность к деятельности, соответствующей прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря чему и происходит постоянное правовое обогащение личности. Автор приходит к выводу, что правовая культура характеризует правовую образованность студента, включая правосознание, умения и навыки использования правовых норм, подчинение своего поведения правовым предписаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE STUDENT IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes legal culture of a person in modern conditions, and as a component of culture of the society, as well as values that are dependent on it, reflecting the degree and nature of social development, providing socialization of a personality and legitimate activities. The authors describe characteristics of legal culture of a person, which is commitment to activities corresponding to the progressive achievements of the company in the legal sphere, and so there is a constant enrichment of a legal personality. The authors conclude that legal culture is characterized by students’ legal education, including legal awareness and skills of using law, subordination of legal regulations.

Текст научной работы на тему «Правовая культура студента в современных условиях»

References

1. Shpikalova T.Ya. Izobrazitel'noe iskusstvo. Osnovy dekorativno-prikladnogo iskusstva. Moskva: Progress, 1996.

2. Yankovskaya E.A. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti podrostkov sredstvami dekorativno-prikladnogo iskusstva. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. (Moskva, aprel' 2012 g.). Moskva: Buki-Vedi, 2012.

3. Bajrambekov M.M. Sistema obucheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov narodnomu iskusstvu (Na materiale iskusstva narodov Dagestana). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2001.

4. Radzhabov I.M. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Moskva: Prometej, 1998.

Статья поступила в редакцию 12.08.16

УДК 377.031

Murtuzalieva M.A., senior teacher, Dagestan State Agricultural University (Makhachkala, Russia),

E-mail: malena1231@rambler.ru

Zhukova L.P., senior teacher, Department of Law and Life Safety, Dagestan State Agricultural University (Makhachkala, Russia),

E-mail: malena1231@rambler.ru

LEGAL CULTURE STUDENT IN MODERN CONDITIONS. The article analyzes legal culture of a person in modern conditions, and as a component of culture of the society, as well as values that are dependent on it, reflecting the degree and nature of social development, providing socialization of a personality and legitimate activities. The authors describe characteristics of legal culture of a person, which is commitment to activities corresponding to the progressive achievements of the company in the legal sphere, and so there is a constant enrichment of a legal personality. The authors conclude that legal culture is characterized by students' legal education, including legal awareness and skills of using law, subordination of legal regulations.

Key words: student, culture, legal culture, anthropological approach, legal professional culture.

М.А. Муртузалиева, ст. преподаватель, Дагестанский государственный аграрный университет, г. Махачкала,

Е-mail: malena1231@rambler.ru

Л.П. Жукова, ст. преподаватель, каф. права и безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный

аграрный университет, г. Махачкала, E-mail: malena1231@rambler.ru

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье анализируется правовая культура личности в современных условиях как компонент культуры общества, отражающий степень и характер развития социума, обеспечивающий социализацию личности и правомерную деятельность. Выделяются и описываются характерные особенности правовой культуры личности, представляющие собой готовность к деятельности, соответствующей прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря чему и происходит постоянное правовое обогащение личности.

Автор приходит к выводу, что правовая культура характеризует правовую образованность студента, включая правосознание, умения и навыки использования правовых норм, подчинение своего поведения правовым предписаниям.

Ключевые слова: студент, культура, правовая культура, антропологический подход, правовая культура специалиста.

На современном этапе культура вбирает в себя совокупность умений и навыков, сформировавшихся в обществе, вследствие чего она получила новый смысл, характеризующий возделывание, формирование заботу о нравственном облике личности, меру и способ реализации сущностных сил субъекта в его социальной деятельности.

Культура представляет собой сложное явление человечества, происходящее от латинского «cultura» и означающее возделывание почвы, её культивирование, изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами [1, с. 15].

Современная трактовка культуры претерпела изменения и характеризует совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых людьми, совокупность всех видов преобразовательной деятельности по производству ценностей, характеризующих уровень развития общества [2, с. 133].

Выявление сущности культуры личности способствует пониманию содержания и структуры правовой культуры, представляющей собой разновидность общей, относящейся к правовой действительности, вследствие чего включает то относительно прогрессивное, социально полезное и ценное в правовых явлениях, характеризуя не только результат и способ деятельности. Кроме того, правовая культура понимается как нормы и стандарты поведения личности в социуме, вследствие чего профессионально-правовая культура рассматривается в двух аспектах: как оценочная (аксиологическая) и содержательная категория, понимаемая как качественное состояние правовой жизни общества на каждом конкретном этапе развития, позволяющая охватить и оценить правовую жизнь в целом и её основные сферы в отдельности.

По мнению С.С. Алексеева, правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных свойств, накопленных

правовых ценностей, включая особенности юридической техники, относящиеся к духовной культуре и правовому прогрессу. При этом в качестве типичной и наиболее полной применительно к этому аспекту принято считать понимание правовой культуры как состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития субъектов, включая степень свободы поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества [3, с. 10].

Сравнительно-сопоставительный анализ показывает, что правовая культура рассматривается как сумма накопленных в ходе исторического развития и воспроизводящихся правовых ценностей (принципов, норм, категорий, знаний), зависящих от общей культуры общества и степени её отражения в правовой системе данного социума.

Обобщая различные позиции в понимании культуры как сложного и многогранного феномена, следует обозначить преобладание нескольких научных подходов, среди которых:

• антропологический, характеризующий культуру как совокупность всех благ, созданных человеком;

• социологический, трактующий культуру как духовные ценности и, в отличие от первой, выступающий компонентом общественной жизни;

• философский, определяющий культуру как исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

В качестве положительного момента антропологического подхода рассматривается широта анализа, поскольку правовая культура выступает как проявление самых разнообразных сфер общественной жизни. При этом наиболее плодотворным и практичным подходом в понимании правовой культуры выступает её

рассмотрение как процесса и результата творчества человека в сфере права, который характеризуется созданием и утверждением в жизни правовых ценностей, включая систему прогрессивных достижений, накопленных человечеством в сфере правосознания, законности, источников права, юридической практики, что способствует развитию общества и личности.

В рамках антропологического подхода следует отметить серьёзные недостатки, присущие данному подходу, поскольку он ориентирован лишь на суммарную, механическую фиксацию результатов человеческой деятельности, что не позволяет сформулировать чёткие критерии для определения того, что следует считать ценностями, не позволяет вычленить правовые ценности, без которых невозможно понять правовую культуру. При этом следует отметить факт того, что, играя позитивную роль в развитии ценностных представлений о культуре, антропологический подход целесообразно дополнить другими подходами, где одним из важнейших в осознании культуры показателем рассматривается творческая деятельность, представляющая собой специфический способ характеристик человеческого труда. При этом общим в трактовке данного явления выступает то, что в первом случае культура анализируется через процессы духовного производства, функционирования и совершенствования человека, а сторонники второй предлагают интерпретировать общую модель культуры как универсального свойства общественной жизни.

Следует отметить гуманистичность правовой культуры, ибо она создаётся человеком для его блага, вследствие чего в содержание правовой культуры не входят такие понятия реальной правовой деятельности и жизни, как правонарушения, правовой нигилизм и юридические ошибки. Кроме того, правовая культура включает в себя только позитивное проявление, не включая нормативно-правовые акты или иные источники права, закрепляющие произвол и противоправное поведение.

Анализ юридической, социологической и психолого-педагогической литературы подтверждает факт продолжающихся дискуссий о содержании правовой культуры, в частности, в аспектах вхождения в неё негативных проявлений правовой жизни, поскольку они не в меньшей степени, чем социально положительные компоненты правовой действительности, характеризуют, хотя и с отрицательной стороны, уровень развития правовой жизни общества [4; 5; 6].

Так, по мнению А.П. Семитко, исключение из правовой культуры негативных юридических явлений не способствует отражению в объективной противоречивости культурно-исторического процесса, лишает изучаемое явление внутреннего источника развития, в связи с чем в данное понятие следует включать уровень развития как положительных, так и отрицательных явлений [7, с. 34].

В связи с вышеизложенным, для измерения уровней правовой культуры (индивид не может быть полностью лишён правовой культуры, по причине очень низкого его уровня), где первоочередное значение приобретают прикладные аспекты исследования. При этом личностное рассмотрение правовой культуры обуславливает её исследование в аспекте расхождения во взглядах, анализа культуры с позиций исторически активной деятельности человека. Для понимания правовой культуры личности и важно выделить два параметра (творческий и личностный), благодаря чему устанавливаются критерии её вычленения из всего комплекса социальной жизни, что подчеркивает фундаментальную роль субъекта как созидательного начала в развитии цивилизации.

Следовательно, характеристикой общества, показывающей состояние правовой культуры, включает уровень правосознания и правовой активности, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности, в связи с чем правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, его прав, выступает гарантом правовой защищённости и гражданской активности, придает правовому статусу субъекта значимость и обеспеченность законом и судом. При этом, правовая культура общества, являясь частью общей культуры, включает духовные и материальные ценности, относящиеся к правовой действительности, характеризуемые следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в государстве; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

По мнению В.П. Сальникова, в основу классификации правовой культуры необходимо положить понимание её как целостной системы, которая создает теоретические предпосылки для выработки общей модели, приближенной к реальным процессам

функционирования и развития человека и общества, где правовая культура представляет особое социальное явление, воспринимаемое как качественное правовое состояние личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям [8, с. 47].

По мнению А.В. Малько, в правовой культуре выделяются личностная и общественная составляющие, как качества, присущие человеку, субъекту исторического процесса, способствующие или препятствующие проявлению человеческого начала в деятельности. При этом автор отмечает, что правовая культура личности включает знание и понимание права и действие согласно предписаниям, проявляемая в объёме и глубине владения, наличии навыков и умений грамотного правового поведения. Кроме того, правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него, включает в себя не только идеологические и психологические аспекты, но и юридически значимое поведение [9, с. 53].

Применительно к личности в рассматриваемом аспекте правовая культура представляет собой знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний и функционирует во взаимодействии с другими областями (политическая, нравственная, эстетическая, религиозная и т. д.). В специфическом содержании данного понятия обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным областям.

С учётом сказанного, правовая культура личности представляет собой готовность к деятельности, соответствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря чему и происходит постоянное правовое обогащение личности индивида. При этом правовая культура характеризует правовую образованность человека, включая правосознание, умения и навыки использования правовых норм, подчинение своего поведения правовым предписаниям.

Кроме того, правовая культура представляет собой определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой приобретает или развивает соответствующие знания, умения, навыки, что позволяет говорить о том, что правовая культура представляет собой результат творческой деятельности в сфере права. С этих позиций активное правомерное поведение предполагает дополнительные затраты сил, средств и времени индивида, несмотря на то, что не всякую личность, знающую и понимающую правовые нормы, можно считать право-культурным, поскольку правонарушители также могут обладать правовыми знаниями, зачастую зная их лучше, однако от этого не обладают высоким правосознанием.

Следовательно, правокультурным считается лишь тот, у кого правовые знания сочетаются с потребностью в соблюдении их предписаний, и кто в своей деятельности руководствуется ими. Данную позицию подтверждают результаты сравнительно-сопоставительного анализа и рассмотрения подходов к определению правовой культуры, понимаемого как творческий процесс и специфический способ деятельности, указывающий на взаимосвязанность и взаимозаменяемость, несмотря на различия культур личности и общества.

С этих позиций выделение в отдельности правовых культур личности и общества следует считать важнейшим методологическим принципом, поскольку существующие подходы к исследованию данных явлений, с учетом принципов формирования сущности правовой культуры позволяют сделать вывод о необходимости системного использования накопленного в теории права информации, что обеспечить всестороннее и качественное изучение данной проблемы. Лишь такой подход позволит обнаружить все богатство, жизненность и силу высшей абстракции в области правовой культуры, включая понимание ее как результата и средства развития такого субъекта права, как личность.

Кроме того, использование данного подхода позволит учесть позицию повышения роли личности в правовой жизни, обратить особое внимание, прежде всего, на функционально-содержательный аспект правовой культуры, представляемый как разновидность культуры общества, которая отражает определённый уровень правосознания и законности, степень совершенства законодательства и юридической практики, охватывая все ценности, созданные в области права, по существу, характеризующие совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в её реальном функционировании, включая достижения правовой мысли и юридической практики.

С этих позиций, важно отметить немыслимость правовой культуры без человека и его деятельности, прогрессивной

направленности мышления, поскольку как социальное явление, имеет ярко выраженную цель и охватывает всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в её фактическом функционировании и развитии. Следовательно, правовая культура личности является компонентом правовой культуры общества, зависимой от неё величиной, отражающей степень и характер развития социума, обеспечивающей социализацию личности и правомерную деятельность, способствующей прогрессивному движению общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение самой личнос-

Обобщая различные подходы и позиции, правовую культуру личности и общества следует рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, результат общегуманистических завоеваний человечества, вследствие чего она становится неотъемлемым компонентом цивилизованного государства. При этом анализ юридической, социологической, психолого-педагогической и другой литературы подтверждает существование различных научных подходов к изучению сущности правовой культуры, среди которых наиболее значима позиция В.Н. Кудрявцева, который считает данное понятие явлением идеологического порядка, ориентированное государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым, и деятельности в правовой сфере. Автор отмечает, что правовая культура активно

Библиографический список

вторгается в социальную среду, воздействуя на сформировавшиеся установки членов коллективов и социальных групп, приводя к пониманию необходимости прогрессивных норм поведения [10, с. 124 - 125].

Проведённый анализ философской, юридической, психолого-педагогической литературы, позволяет нам сделать следующие выводы:

• правовая культура, являясь частью профессиональной культуры, включая в себя духовные и материальные ценности, характеризует качественное состояние правовой жизни общества, достигнутый уровень развития в правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровень правового развития субъекта (индивида, социальных групп), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека;

• правовая культура представляет собой систему принятых в обществе норм и ценностей, формирующих отношение личности к закону, государству, субъектом которого выступает индивид, социальная группа и общество в целом.

• правовая культура специалиста представляет собой совокупность личностных культур, характеризующих знание, понимание и сознательное выполнение правовых установок, сложное личностное образование, включающее когнитивный, мотиваци-онно-ценностный, регулятивный и коммуникативный компоненты, характеризующие уровень правовых знаний, отношение к праву и деятельности.

1. Краткая философская энциклопедия. Москва: Прогресс, 1994.

2. Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного университета, 1997.

3. Алексеев С.С. Теория права. Москва: Бек, 1994.

4. Бельский К.Л. Проблемы правового обучения и воспитания: сборник научных трудов. Брянск, 1993.

5. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории). Диссертация ... кандидата юридических наук. Санкт-Петербург, 1993.

6. Бренчев З.А. Правовое воспитание молодёжи в современных условиях: Диссертация ... кандидата юридических наук. Москва, 1987.

7. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки. Государство и право. 1992; 10: 108 - 111.

8. Сальников В.П. Стабильность общества и правовая культура: Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Санкт-Петербург, 1998.

9. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. Москва: ЮристЪ, 1997.

10. Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. Москва: Наука, 1982.

References

1. Kratkaya filosofskaya 'enciklopediya. Moskva: Progress, 1994.

2. Davidovich V.E. Suschnost'kul'tury. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1997.

3. Alekseev S.S. Teoriya prava. Moskva: Bek, 1994.

4. Bel'skij K.L. Problemy pravovogo obucheniya i vospitaniya: sbornik nauchnyh trudov. Bryansk, 1993.

5. Boer V.M. Pravovaya informirovannost'i formirovanie pravovojkul'tury lichnosti(voprosy teorii). Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1993.

6. Brenchev Z.A. Pravovoe vospitanie molodezhi vsovremennyh usloviyah: Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk. Moskva, 1987.

7. Semitko A.P. Russkaya pravovaya kul'tura: mifologicheskie i social'no-'ekonomicheskie istoki i predposylki. Gosudarstvo i pravo. 1992; 10: 108 - 111.

8. Sal'nikov V.P. Stabil'nost' obschestva i pravovaya kul'tura: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastyah. Sankt-Peterburg, 1998.

9. Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava v voprosah i otvetah: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Yurist", 1997.

10. Kudryavcev V.N. Pravomernoe povedenie: norma ipatologiya. Moskva: Nauka, 1982.

Статья поступила в редакцию 12.08.16

УДК 37.036

Nurudinova A.M., postgraduate, Department of Methods of Fine and Decorative Arts, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: aidabrain@mail.ru

Radjabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Methods of Fine and Decorative Arts, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: met-izo@mail.ru

CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN SCHOOL STUDENTS. The article discusses what the best educational environment for the creation of creative abilities, creative environment, creative activities, and the opportunity to develop substantive student environment should be. The development of creative abilities is one of the hottest topics in today's pedagogy, for only the developed creative abilities allow school students to cope with freight of information and duties that become more and more increasing in the developing civilization. The creative abilities help to learn a lot of things, without losing interest, help to learn, understand and use new information in work. It is important for a modern school to create more opportunities not only for receiving new knowledge, but also for usage of already gained knowledge and forming skills.

Key words: pedagogical conditions, creative development, inclinations, talent, development, techniques, creative abilities.

А.М. Нурудинова, аспирантка каф. методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: E-mail: aidabrain@mail.ru И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: met-izo@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.