Любушкин В. А., Чашин Д. В.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
3.5. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Любушкин Василий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права
Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
valyu82@yandex.ru
Чашин Данила Владимирович, юридический факультет
Место учебы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
dan2495@gmail.com
Аннотация: в статье исследовано состояние современной правовой культуры российского общества, учитывая ее исторический контекст. Проведен анализ становления правовой культуры общества.
Модель: в данной статье используются диалектический, исторический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания.
Выводы: безусловно, современная правовая система имеет свое, особое культурно-историческое наследие, что не может не влиять на формирование современной правовой реальности. Исследование правовой культуры современного российского общества не может считаться полным и содержательным, не прибегая к анализу предшествующих ей правовых реалий.
Оригинальность/ценность: статья может представлять интерес для государственных и муниципальных структур, участвующих в повышении уровня правовой культуры. Также она может быть полезна всем, кто занимается проблемами становления правовой культуры общества.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правовая культура общества, правовой нигилизм, современная Россия, право, закон.
LEGAL CULTURE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY: HISTORICAL ASPECT
Lyubushkin Vasily A., PhD in Law, associate professor, associate professor of the chair of theory and history of state and law Place of employment: N.P. Ogarev Mordovia State University
valyu82@yandex.ru
Chashchin Danila V., faculty of law
Study place: N.P. Ogarev Mordovia State University
dan2495@gmail.com
Abstract: the article investigates the state of modern legal culture of Russian society, taking into account its historical context. The formation of society legal culture was analyzed.
Model: dialectical, historical, technical, logical, comparative and other methods of cognition are used in the article.
Conclusions: certainly, the modern legal system has its own, special cultural and historical heritage, which impacts on the formation of modern legal reality. The study of modern Russian society legal culture cannot be considered as complete and meaningful without the analysis of the legal realities preceding it.
The originality/ the value: the article may be of interest to state and municipal structures involved in raising the level of legal culture. It can also be useful to anyone who deals with the problems of the society legal culture.
Keywords: legal culture, legal consciousness, society legal culture, legal nihilism, modern Russia, right, law.
Обострившийся в последнее время интерес исследователей к теме правовой культуры породил многообразие подходов к определению данного явления. В современной юридической науке существуют такие подходы к определению правовой культуры, как:
- антропологический;
- социологический;
- аксиологический;
- философский;
- семиотический;
- и иные подходы [3, с. 13].
Охарактеризуем каждый из них.
Антропологический (деятельностный) подход (Е.В. Аграновская, И.М. Кейзеров) подразумевает под правовой
культурой результат творческого процесса в области права, устанавливающий правовые ценности. В рамках данного подхода правовая культура представляет собой особый (творческий) вид человеческой деятельности, формирующий правовое поведение. Правовое поведение изменяется при изменении человеческой деятельности. При том, деятельность должна обладать характеристиками, при которых она соотносится с установленными в обществе правовыми ценностями, соблюдает и исполняет правовые нормы.
Социологический подход (А.П. Семитко, ВП. Сальников) основывается на понимании культуры как составной части социальной системы, ее связи с правом и
Социально-политические науки
2'2019
другими социальными институтами
Аксиологический подход является наиболее распространенным. В рамках данного подхода правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей, таких как правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность, развивающийся с развитием общества и юридической науки.
Философский подход (С.С. Алексеев) отрицает связь правовой культуры и общественного развития. Сторонники данного подхода исходят из понимания правовой культуры как самостоятельного юридического содержания, выраженного в достигнутом уровне развития характеристик права, существующих правовых ценностях, тех особенностях права и юридической техники, которые относятся к духовной культуре и правовому прогрессу.
Семиотический подход (Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский) выработал следующую позицию: культура есть непосредственная память коллектива, выраженная в системе запретов и предписаний, нашедших выражение в правовых нормах.
Все вышеперечисленные подходы не являются исчерпывающими, лишь самыми распространенными, остальные подходы являются индивидуальными, каждый автор дает свое определение понятию правовой культуры.
Правовая культура России - не просто правовая категория, но и социальное явление, которое изменялось с течением времени и развитием права и общественной мысли. Необходимо рассмотреть процесс становления правовой культуры на всех ее этапах.
З.Н. Ибрагимова выделяет следующие исторические этапы становления правовой культуры:
1. Господство обычаев и традиций (10-14 вв.)
2. Право национальной монархии (15-17 вв.)
3. Абсолютизм
4. Время реформ и правовых систем (19 в.)
5. Российская система права и революционные ситуации
6. Социализм и правовая культура России [2, с. 16].
Правовая культура современного российского общества прошла долгий путь. Зародившееся еще в 10 в. право представляло собой смесь обычаев, традиций и церковного права, закрепившиеся в таких документах, как Русская Правда, Псковская и Новгородская судные грамоты.
На втором этапе право преобразовалось и получило большее распространение, появилось право крупных городов, княжеское законодательство, Царские указы, грамоты и распоряжения, церковное право трансформировалось в Соборные Наказы, однако обычаи по-прежнему играли большую роль, особенно как регулятор отношений между категориями зависимого населения. Основными юридическими документами, созданными в данный период, являются Судебник 1497 г. и Судебник 1550 г.
В дальнейшем, на третьем этапе своего развития право преобразовалось, и основные юридические акты уже имели вид, более схожий с современным: уставы, воинские артикулы, манифест, регламент, генеральный регламент, и т.д. Основными юридическими документами данного периода являются: Соборное Уложение 1649 г., Манифест о вольности дворянской, Табель о рангах 1722 г., Указ о единонаследии, Жалованная грамота дворянству.
На четвертом этапе право развивается, становясь все более определенным и формальным, законом на данном этапе является нормативно-правовой акт, происходит формирование отраслей социального права, создаются проекты Гражданского Уложения, появляется сервитутное право, возникают обязательственные отношения. К основным правовым документам данного периода относятся Свод законов Российской Империи 1832 г., Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г., Манифест 1861 г. (Об отмене крепостного права).
Однако, по мнению Д.И. Ахметовой именно в этот период складывается такое явление, как правовой нигилизм [1, с. 13]. Существование правового нигилизма в России обусловлено рядом причин, таких как: абсолютизм, политика укрепления самодержавия, крепостничество, лишавшее людей прав и свобод, репрессивное законодательство, несовершенство правосудия, закрытость права, неразвитость правосознания, и т.д.
К.А. Прозоровская отмечает, что существование крепостного права по сути означало существование абсолютно бесправной категории населения - крестьян. Большинство законов игнорировало народную жизнь и регулировало отношения только между верхними слоями общества. Считается, что крестьяне законов просто и не знали. В связи этим сложились две параллельные системы права, зачастую то, что считалось преступлением по закону, совсем не являлось преступление в глазах народа: не считалось зазорным украсть у богатого купца, поохотиться или рыбачить в частных владениях, казнокрадство и злоупотребление полномочиями сельских должностных лиц также считалось дозволенным [4, с. 150].
Великие реформы 1860-70-х гг. не только не уменьшили, но даже усилили правовой нигилизм в российском обществе. Обращаясь к Судебной реформе 1864 г., необходимо упомянуть, что согласно реформе вводился институт присяжных заседателей на уровне окружных судов. Он считался гарантией соблюдения презумпции невиновности, а также обеспечивал участие представителей народа при отправлении правосудия, что в совокупности делало институт присяжных заседателей наиболее эффективной формой суда.
Однако по причине неразвитого законодательства, а также судебной практики, которая часто демонстрировала изъятие из указанных ранее принципов, отношение социума к судебной реформе становилось скорее негативным.
Крестьянская реформа 1861 г. также является неоднозначной. С одной стороны, даровать свободу крестьянам - безусловно, прогрессивный шаг в сторону развития общества в целом. Но из-за условий освобождения, при которых крестьяне не получали землю, а лишь право ее выкупа, отношение со стороны крестьян к власти и праву также было скорее отрицательным, чем позитивным, а к самой реформе - по большому счету безразличным, о чем писал историк С.М. Соловьев: «Крестьяне приняли дело спокойно, хладнокровно, тупо, как принимается массою всякая мера, исходящая сверху и не касающаяся ближайших интересов - Бога и хлеба» [1, с. 15].
Таким образом, несовершенство Великих реформ 1860-70-х гг. оказало влияние на формирование правового нигилизма в российском обществе, до революции правовая культура была неразвита.
Во время революции появилось аграрное и промыш-
Любушкин В. А., Чашин Д. В.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ленное законодательство, появился Свод Законов, издавались Указы Временного Правительства. Основными нормативно-правовыми актами данного периода являются: Уголовное Уложение 1903 г., Манифест об учреждении Государственной Думы, Манифест об усовершенствовании государственного порядка.
После установления социализма были приняты Конституция, Конституции республик, отраслевые кодексы, что свидетельствует о развитом состоянии правовой культуры общества и плавном переходе к правовому государству.
Современная правовая система Российской Федерации отвечает моральным ценностям современного мира - Конституция РФ 1993 г. является одной из самых демократичных во всем мире. Общество в достаточной мере знает и интересуется о правовых изменениях в жизни общества - о принятии законопроектов сообщает СМИ, подрастающее поколение узнает о новостях права из соцсетей. Можно с уверенностью сказать о том, что современное российское общество является достаточно осведомленным о своих правах и о происходящем в рамках российской правовой системы в целом.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,26%.
Список литературы:
1. Ахметова Д.И. Великие реформы 1860-70-х годов и их влияние на правовую культуру и правосознание современного российского общества / Д.И. Ахметова // Правовая культура. - 2014. - № 1 (16). - С. 12-16.
2. Ибрагимова З.Н. Правовая культура Российской Федерации в схемах: учебное пособие / З.Н. Ибрагимова. -Орел: Переплетчик, 2017. - 64 с.
3. Правовая культура: учебное пособие / Л.М. Балакирева, В.Ю. Гулакова, А.М. Дроздова, И.В. Жужгов, Е.А. Иванченко, В.В. Ковалев, Н.Н. Кравченко, В.В. Мелешкин, А.М. Сальный, Е.А. Терещенко, Н.В. Терещенко. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 374 с.
4. Прозоровская К.А. Специфика правовой культуры в дореволюционной России / К.А. Прозоровская // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 10. - С. 149-153.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью В.А. Любушкина, Д.В. Чашина на тему «Правовая культура современного российского общества: исторический аспект» Статья В.А. Любушкина, Д.В. Чашина посвящена одной из актуальнейших проблем - развитию правовой культуры современного российского общества.
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать идеалы, образцы, правовые ценности, к которым следует стремиться гражданину, правоприменителю, законодателю и обществу в целом, а затем искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его духовному и социально- экономическому строю свободы и права человека. Правовая культура, как составная часть общей культуры, призвана разрешать существование противоречия, являться основой диалога через нормы права для разных сил, общественных движений, наций. Все это несомненно актуально и требует научного исследования.
Статья посвящена исследованию состояния современной правовой культуры российского общества, учитывая ее исторический контекст. Проведен анализ становления правовой культуры общества.
При написании статьи авторами использовалась совокупность диалектического, исторического, формально-юридического, логического, сравнительно-правового и других методов познания.
Выводы авторов научной статьи имеют научное и практическое значение в общих научных представлениях ученых на проблемы развития правовой культуры современного российского общества.
Статья В.А. Любушкина, Д.В. Чашина на тему «Правовая культура современного российского общества: исторический аспект» рекомендуется к печати.
Рецензент:
доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой теории
и истории государства и права,
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарёва»
А.Р. Еремин