Научная статья на тему 'Правовая культура и правовая грамотность: подходы к определению'

Правовая культура и правовая грамотность: подходы к определению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3264
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мантурова Н. С.

Автор рассматривает соотношение понятий «правовая грамотность» и «правовая культура». «Правовая грамотность» определяется через выявления функций правосознания. Дефиниция «правовая культура» разбирается через вариативные подходы. Автор предлагает включить ценности как содержательную часть понятий «правовая культура» и «правовая грамотность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая культура и правовая грамотность: подходы к определению»

история предстает собирателем и хранителем, оценивателем созданного человечеством в контексте с экосредой. Ценность истории не только в собирании, но и в самом процессе оценивания - историческое знание хранит процесс становления аксиосферы, напоминая, что ценности дедуцируются из системно-понимающей деятельности людей. Абстрактных ценностей не существует. Акцентность истории на сопоставлении прошлого и настоящего через взгляд современника есть синкретно-синтетический путь, направленный в будущее. История - этот тот процесс, который не только формирует ценности, но и не позволяет исчезать не востребованным на сегодняшний день ценностям. История свидетельствует, что иерархическая схема ценностей может меняться, но это отнюдь не меняет аксиологическую сущность исторических ценностей.

Список литературы:

1. Блок И. Апология истории или ремесло историка / И. Блок.- М.: Наука, 1986.- 255 с.

2. Гулыга А.В. Уроки классики и современность / А.В. Гулыга. - М.: Худ. лит., 1990. - 382 с.

3. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Р.Дж. Коллин-гвуд. - М.: Наука, 1980. - 485 с.

4. Лушникова А.В. Исторические ценности: учеб. пособие / А.В. Луш-никова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 112 с.

5. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход / А.И. Ракитов. - М.: Политиздат, 1982. - 303 с.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: 1973. - 369 с.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

© Мантурова Н.С.*

Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск

Автор рассматривает соотношение понятий «правовая грамотность» и «правовая культура». «Правовая грамотность» определяется через выявления функций правосознания. Дефиниция «правовая культура» разбирается через вариативные подходы. Автор предлагает включить ценности как содержательную часть понятий «правовая культура» и «правовая грамотность».

* Доцент кафедры Документоведения и музееведения

На современном этапе развития общества изменились требования к выпускникам высших учебных заведений. Если несколько десятилетий назад, для характеристики квалифицированного специалиста было достаточно оценить его профессиональные знания, умения и навыки, то в настоящее время, перечень требований расширился. Перед высшей школой ставятся задачи формирования таких качественных характеристик будущих специалистов как управленческая культура (Ю.А. Клоков), информационная компетентность (Д.В. Голубин), конфликтологическая культура (Т.Н. Черняева), правовая культура (Г.А. Фирсов), правовая грамотность (А.Б. Венгеров) т.п.

Понятие «грамотность» в отечественной педагогике является одним из часто упоминаемых и рассматривается как элемент культуры. Исследуя виды грамотности, ученые выделяют одни и те же компоненты и признаки, что свидетельствует о наличии общих тенденций и подходов в понимании сущности грамотности.

В работах различных авторов грамотность связывается с такими видами деятельности, как познавательная, умственная, интеллектуальная, волевая, потребностно-мотивационная, которые вносят особый вклад в формировании грамотности студентов, в частности, правовой.

Учитывая сложность уточнения и конкретизации понятия «правовая грамотность», мы столкнулись с тем, что в научно-педагогической литературе нет единого подхода к его определению. Ряд ученых при анализе современного образования просто констатируют, что при ориентации студентов на социальные проблемы следует обращать внимание на грамотность будущих специалистов и в правовой сфере.

Оценивая ценность права, через его знание, понимание, отношение к нему, юридическая наука чаще всего оперирует такими терминами как правосознание (или правовая грамотность) и правовая культура, причем вопрос о содержании данных понятий и терминологической состоятельности является в юриспруденции дискуссионным.

Чаще всего правосознание (правовая грамотность) определяется как сфера или область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях [5, с. 243]. Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания (правовой грамотности) - познавательная, оценочная и регулятивная, что по сути, делает синонимами правосознание и правовую грамотность:

1. Познавательная функция. Соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

2. Оценочная функция. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений. Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. В содержание правовой грамотности входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству; к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступникам); к правоохранительным органам (суду, органам внутренних дел, прокуратуре и т.д.); к своему правовому поведению. В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли возникает новое образование - интеллектуально-эмоционально-волевое, именуемое правовой установкой. Соответственно правовая ориентация - это совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

3. Регулятивная функция правовой грамотности. Она осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентации, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения [4, с. 57].

Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться. Экспериментальные исследования правой грамотности различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правой грамотности, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, являются ценностные отношения к закону.

Правоведы В.И. Каминская и А.Р. Ратинов выявляют подход к пониманию содержания и функций правой грамотности, определяя его как ценностно-нормативный. Он представляет собой результат трансформации культуры - общей, специальной или профессиональной и индивидуальной (личностной), т.е. вводит в научный и социально-политический оборот понятие правовая культура. Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения.

Культуру в целом можно определить как освоение людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. превращение их в способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Она выражена в продуктах

материального и духовного труда, в системе производственных отношений и в отношении людей друг к другу и к самим себе, в их мышлении, в самооценке самих себя. Имеющиеся в обществе формы и способы мышления - это показатель культуры человека, группы индивидов и общества. Культура характеризует особенности мышления, деятельности и результаты данной деятельности в различных сферах жизни общества. Например, в сфере филологии - культура речи и письменности, в сфере быта -бытовая культура, в сфере правовых отношений - правовая культура и т.д.

Существует несколько научных подходов к пониманию правовой культуры, и в их числе антропологический, социологический, философский. Наиболее плодотворным в российской юриспруденции признается антропологический подход, согласно которому правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующаяся утверждением правовых ценностей. Правовая культура рассматривается И. А. Иванниковым, В.П. Сальниковым, Т.В. Синюковой и др. в двух аспектах: как оценочная (аксиологическая) категория и как содержательная. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества [2, с. 251].

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, т. е. правовая грамотность, осознанное исполнение его предписаний. Иначе можно рассматривать индивидуальную правовую культуру как субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности. Таким образом, правовая культура рассматривается в двух составляющих: правовая культура как общественно социальный аспект и правовая культура как профессиональная грамотность [3, с. 30]. Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

Дискуссионным в праве остается вопрос о содержании правовой культуры, в частности о том, входят ли в нее негативные проявления пра-

вовой действительности, например, правонарушения. Некоторые авторы считают, что в содержание правовой культуры включаются лишь позитивные, прогрессивные явления, поскольку иначе правовая культура будет приравнена к правовой жизни и юридической деятельности [5, с. 487]. Правовая культура охватывает все стороны правовой жизни, в том числе и отрицательные. В связи с этим возникает возможность измерения уровней правовой культуры индивида. Таким образом, индивид не может быть полностью лишен правовой культуры, но она может быть очень низкой.

Правовая культура - это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе. Соотношение понятий правовая культура и правовая грамотность рассматривается профессором А.Б. Венгеровым, который пишет, что правовая культура «более высокая и емкая форма правосознания (правовой грамотности)» [2, с. 585]. Таким образом, правовая грамотность - это лишь один из элементов правовой культуры, одна из ее характеристик. Правовая культура, по мнению В.П. Сальникова, есть «особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям» [6, с. 150-151].

Исходя из вышесказанного, можно вывести следующее определение правовой культуры: правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Она выражена в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений. Правовую культуру можно также определить и как выражение государственно-правового опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение. Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Говоря кратко, правовая культура - способность действовать «по закону», а не «по совести». Поэтому, некультурное поведение с точки зрения права - негативное отношение индивидов или их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства.

Правовая грамотность - это уровень знаний и умений, необходимый для полноправного эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия прогрессу и для собственного развития. Грамотность понимается как элемент культуры. Она отражает теоретический образовательный аспект в подготовке человека к активной трудовой жизни и указывает на ее содержание.

Список литературы:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Теория права / А.Б. Вен-геров. - М., 1996.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. - М., 1998.

3. Вопленко Н.Н. Правовая культура в России на рубеже столетий (обзор всероссийской научной конференции) / Н.Н. Вопленко // Государство и право. - 2001. - № 10. - С. 30.

4. Каминская В.И. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания / В.И. Каминская, А.Р. Ратинов. - М., 1974.

5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 2002.

6. Сальников В.П. Правовая культура. Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. - Уфа, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.