произойдет существенное повышение заработных плат. (Сегодня работодатель отчисляет 22% фонда заработной платы в Пенсионный фонд). Во-вторых, исчезнет само понятие «пенсионного возраста», т.е. каждый сам будет определять, сколько ему работать. В-третьих, коренным образом изменится поведение нынешних пенсионеров как избирателей: вместо требований повышения своих пенсий они станут голосовать за повышение заработных плат своих работающих детей. В-четвертых, социальное обеспечение станет на справедливое основание, поскольку при существующей системе бездетный работник, живший лучше многодетного, получает пенсию, которую ему фактически обеспечивают дети последнего, что вдвойне несправедливо.
Следует сказать, что в мире достаточно стран, где отсутствие пенсионной системы не означает отсутствия социального обеспечения. Так, Китай, где она развита недостаточно, имеет высокую конкурентоспособность из-
за экономии на пенсионных отчислениях. Кроме того, в постсоветском пространстве был опыт отмены пенсионного обеспечения (Туркменистан).
Возможное противодействие
данной мере со стороны определенной группы граждан может быть нивелировано использованием части резервных фондов государства. Другим противником может являться Пенсионный фонд России с его 134 тысячным штатом сотрудников, который на сегодняшний день фактически паразитирует на пенсионных отчислениях граждан.
Реформирование пенсионной
системы в том или ином варианте есть лишь форма откладывания назревших изменений. По сути, сегодняшние пенсии представляют часть заработной платы работающих граждан. Будет экономически оправдано, если каждый пожилой человек будет жить как паразит не за счет чужих средств, а стремиться лично распоряжаться своей заработной платой полностью по своему усмотрению.
И.С. Абсалямов
МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Автор рассматривает правовую культуру как емкое и широкое юридическое понятие, включающее в себя сложный комплекс явлений правовой жизни. В статье анализируются сложившиеся в современной юридической науке подходы к трактовке правовой культуры, а также влияние исследуемого юридического явления на культуру правосудия.
Ключевые слова: культура, правовая культура, судья, культура правосудия.
I.S. Absalyamov
DIVERSITY OF APPROACHES TOWARDS THE LEGAL CULTURE CHARACTIRISATION
The author considers the legal culture as capacious and extensive legal concept that includes a complex set of phenomena of legal life. The paper analyses the current state of legal science approaches to the interpretation of legal culture, and the impact of the test on the culture of the legal effects of justice.
Keywords: culture, legal culture, the judge, justice culture.
В современной юридической науке широко обсуждаются теоретико-правовые и научно-прикладные проблемы общего понимания правовой культуры и интегрированных ее компонентов. Однако приходится констатировать, что среди ученых-исследователей отсутствует
единый подход при разработке проблем теории правовой культуры. В то же время, определение категории «правовая культура», раскрытие содержания и анализ сущности, несомненно, будут
способствовать эффективной работе по ее дальнейшему повышению, неуклонному соблюдению законности и правопорядка.
Таким образом, возникает объективная необходимость преодоления противоречий между потребностями гражданского общества в высокой правовой культуре, с одной стороны, и уровнем теоретико-правовой
разработанности проблемы - с другой.
Чтобы лучше уяснить суть проблемы, совершим небольшой культурно-исторический экскурс.
Перемещение центра внимания в истории общества на мировоззрение человека, его культуру, религиозно-философские установки, систему ценностей и привели к формированию и применению в правоведении такого понятия как «правовая культура». Это означало отход от позитивисткого понимания права как единственно верного, исследования права как уникальной категории того или иного социума с использованием достижений юридической доктрины, а также этнографии, правовой антропологии, социологии, философии права, сфер его применения, взаимодействия с другими
соционормативными системами, прежде всего, с такими, как религия и мораль. Необходимость изучения с
культурологических позиций современных обществ диктуется и практическими политико-правовыми задачами,
связанными с обострившимися в последнее время межцивилизационными конфликтами и противоречиями, которые нередко выражаются в спекулятивном
противопоставлении различных
религиозных, соционормативных культур.
В настоящее время понятие «правовая культура» приобретает парадигмальный смысл. Однако остается спорным в силу дискуссионности категорий его составляющих - «право» и «культура».
Между тем эти понятия сложно рассматривать по отдельности. Они «органично включены в производственно-экономические структуры и посредством деятельности людей оказывают на них влияние соответственно содержанию и направленности нормативных
компонентов культуры»1.
Люди различных культурных сообществ имеют разные представления равенстве и социальной иерархии, о свободе и принуждении и т.д. Все это не может влиять на нормы их поведения и способы их реализации в организованном обществе. «В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, - пишет Л.С. Гуревич, - многогранна и многоаспектна культура»2.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, включает духовные и материальные ценности, относящиеся к правовой действительности3.
Современная юридическая наука выработала несколько подходов к трактовке правовой культуры, в числе которых антропологический,
философский, аксиологический и содержательный и др.
Философский подход к правовой культуре находит отражение в концепции С.С. Алексеева, который утверждает, что «рассматривается как чисто аналитическое явление и представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития
регулятивных качеств права, некоторых правовых ценностей юридической
1 Лукашева Е.А. Права человека: конфликты культур // Российское правосудие. 2006. №6. С. 16.
2 Гуревич Л.С. Культурология. М., 2005. С.32.
3 Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11/12. С.5.
техники, совершенстве законодательства и правовой практики, которые в целом относятся к духовной культуре и правовому процессу общества»4.
С позиций антропологического (деятельностного) подхода является научная позиция Н.Н. Вопленко, по мнению которого «правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей. Правовая культура не имеет собственной предметности, а представляет собой один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившейся в праве и юридической практике. Творец, носитель и реализатор правовой культуры -личность»5. Также правовую культуру следует рассматривать «...как
разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, созданные людьми в сфере права»6.
Аналогичного подхода
придерживается и В.П. Сальников, который считает, что правовая культура «... обязательно включает самого человека
7
и его прогрессивную деятельность» .
Посредством содержательного понимания категория «правовая культура» раскрывается через систему
овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и к их отражению в сознании и поведении людей8. Этой позиции придерживается Е.В. Аграновская, рассматривающая правовую культуру как систему взглядов, оценок, убеждений, установок
4 Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С.164.
5 Вопленко Н.Н. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. №10. С.106.
6 Баранов П.П., Русских В.В. Проблемы теории правосознания и правовой культуры: Учебное пособие. Ростов н/Д., 1999. С.39.
7 Сальников В.П. Социалистическая правовая культура: методологические проблемы. Саратов, 1989. С.26.
8 Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как
элемент правовой культуры // Правовая культура и
вопросы правового воспитания / Отв. ред. А.Д. Бойков.
М., 1974. С.19.
относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально-полезное поведение в правовой сфере9.
Сторонники аксиологической
(ценностной) концепции под
анализируемым правовым понятием понимают «...обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»10.
Другой подход наблюдается в исследованиях И.А. Иванникова. Правовая культура, по его мнению, «выражение государственно-правового опыта
конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение. Говоря кратко, правовая культура - способность действовать «по закону», а не «по совести»11. По нашему мнению, недостатком указанного анализа является обособление двух самостоятельных, в то же время взаимосвязанных граней единого явления культуры. Так, при исполнении судьей своих профессиональных обязанностей мы ожидаем не только одного формального, с точки зрения права, отношения к делу, но и внутренней преданности культурным установкам.
9 Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Авторефер. канд. дис. М., 1982. С.6.
10 Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2 - е изд., изм. и доп. М., 2002. С.341.
11 Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. №3. С.12.
Раздельное существование правовых норм и культурных аспектов ведет к утрате социальной сущности правовой культуры. Поэтому культура судей, с одной стороны, является разновидностью общей и правовой культуры, а с другой -рассматривается как высокий уровень нравственной культуры, которая позволяет в каждом конкретном случае выбирать правомерный вариант поведения, способствует установлению правосудия, равного для всех.
Проблемы исследуемого
юридического явления также
разрабатывается зарубежными учеными-исследователями. В частности, правовая культура ими определяется посредством социально-правовых индикаторов, к которым относятся следующие: «право в книгах» - материальное и процессуальное; институциональная инфраструктура -система судов, правовое обучение, структура юридической профессии, парасудебные (альтернативные)
правообеспечительные институты,
юридические потребности и спрос, характеризующие уровень судебных процессов, правовое сознание12.
Несмотря на множественность
подходов, в каждом из них существует рациональный аспект. Вместе с тем, нельзя считать любое определение абсолютно правильным, так как существует проблема понимания не только самой культуры, но и права. В зависимости оттого, что человек понимает под правом, в определенной степени складывается его осмысление и трактовка правовой культуры. Правовая культура, являясь неотъемлемым элементом социально-общественной
жизни, при этом выполняет мировоззренческую, познавательную, интегрирующую, нормативную,
коммуникативную и другие функции. Эти
Барусов А.Н. Культура и правовая культура: Монография. М., 2006. С.38.
функции правовой культуры проявляются через основные ее структурные компоненты.
По мнению большинства теоретиков права, структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической
действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а именно: право (объективное и субъективное), правовые отношения, состояние законности и правопорядка, юридические учреждения, правосознание, правомерное поведение, -взятые в определенном уровневом состоянии. Помимо вышеуказанных структурных элементов правовой культуры, другие ученые-правоведы включают в него еще и юридическую науку, правовые акты. Указанные элементы находятся во взаимосвязи с другими сферами социальной жизни. Например, право входит в систему социальных норм; правоотношения - в систему общественных отношений и др. Вместе с тем, феномен «правовая культура» необходимо рассматривать как самостоятельное явление, имеющее собственное содержание и критерии, которые позволяют отграничить от других сфер общественной жизни. И, наконец, структурные компоненты правовой культуры не могут существовать вне человека, определенной группы или общества, в целом.
Если суммировать все
высказывания, то можно определить, что правовая культура складывается из множества факторов, которыми являются: общий уровень правосознания, а тем
самым отношения к праву отдельных личностей, общества в целом, органов государства; уровень правотворческой деятельности - полнота и правильность отражения в правовой системе баланса интересов личности, социальных групп, общества в целом; общее состояние законности и правопорядка в государстве; уровень соблюдения права в правоохранительных органах, высокий профессионализм всех работников этой системы; уровень правовой активности всех субъектов права. В этой деятельности, конечно, должна проявляться повышенная правовая активность, предельная тщательность соблюдения всех
юридических правил, процедур. Отсюда в содержание исследуемого нами культурного явления обязательно включается нравственное отношение к ней, подход к совершению действий, к формированию результата, наличие нравственных оценок деятельности.
По мнению З.Н. Каландаришвили, «правовая культура как разновидность культуры имеет еще и социальный характер, так как это неотделимая сторона жизни общества, неотделимая от человека как социально-органического существа. Она способствует сплочению людей, формированию сближающихся или
подобных социальных качеств и черт в
13
обществе» . Юридическая культура встроена в институциональную систему социума, определяет характер отношения к формальным нормам в ходе развертывания социальных практик, качество и уровень
13 Каландаришвили З.Н. Основные концепции изучения правовой культуры в юридической науке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №56. С.119.
правового государства и гражданского общества.
Таким образом, правовая культура -это широкое юридическое понятие, включающее в себя сложный комплекс явлений правовой жизни: правоотношения, правовое поведение, правосознание, правопорядок, законность и т.п. Безусловно, оно должно рассматриваться одновременно в двух аспектах -предметно-ценностном, как явление (комплекс правовых культурных ценностей, которые представляют собой условие для поступательного развития общества), и как процесс воспроизводства ценностей (способы усвоения и передачи этих ценностей в виде системы признанных и одобренных обществом стереотипов или моделей поведения для различных носителей культуры). Такое понимание основано на том, что право является одним из важнейших элементов культуры человечества в целом и оказывает активное воздействие на мировоззрение всего общества.
Пристатейный библиографический список
1. Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Авторефер. канд. дис. М., 1982.
2. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. - М.: Норма. 2004.
3. Баранов П.П., Русских ВВ. Проблемы теории правосознания и правовой культуры: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 1999.
4. Барусов А.Н. Культура и правовая культура: Монография. - М., 2006.
5. Вопленко Н.Н. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. №10.
6. Гуревич Л.С. Культурология. М., 2005.
7. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. №11/12.
8. Каландаришвили З.Н. Основные концепции изучения правовой культуры в юридической науке // Известия Российского
государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. 2008. №56.
9. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания / Отв. ред. А.Д. Бойков. - М. 1974.
10. Лукашева Е.А. Права человека: конфликты культур // Российское правосудие. Научно-практический журнал. - М.: ООО «ИПП «Куна», 2006. №6.
11. Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. - М., 2002.
12. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура: методологические проблемы. Саратов, 1989.
13. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. №3.
Э.А. Шарипова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ
Конституционно-правовой статус личности гл.2 Конституции Российской Федерации. Нормы ч.3 ст.17, ч.ч.1, 2, 3 ст.55 Конституции устанавливает рамки, за пределы которых законодатель не вправе выходить при изъятиях из конституционного статуса личности. Но эти рамки не всегда являются сдерживающим фактором при ограничении конституционных прав и свобод федеральным законом. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты путем усложнения процедуры реализации конституционных прав и свобод ограничивают порой саму сущность гарантируемого Конституцией РФ права.
Ключевые слова: конституционно-правовой статус личности, правовой статус личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, ограничение прав
E.A. Sharipova
CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS OF A PERSON IN THE CONTEXT OF
RESTICTION OF RIGHTS ISSUE
Constitutional legal status of a person in the art. 2 of the Russian Constitution. Norms of the p. 3 art. 13, pp 1, 2, 3 of art. 55 of the Constitution sets boundaries which the legislator cannot cross during the alienations from the constitutional status of a person, but these boundaries do not always serve as deterrent during the abridgement of constitutional rights and freedoms by a federal law. Federal laws and other normative legal acts by complication of constitutional rights and freedoms realisation sometimes restrict the essence of the constitutionally guaranteed right.