Научная статья на тему 'Многогранность понятия правовой культуры и её содержание'

Многогранность понятия правовой культуры и её содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1656
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL CULTURE / THE STRUCTURE OF LEGAL CULTURE / LAW / LEGAL AWARENESS / LEGAL BEHAVIOR / LEGAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геворкян Татьяна Валерьевна

Статья посвящена исследованию понятия «правовая культура» и её структурно-функциональных компонентов: право, правосознание, правовое поведение, правовые учреждения, правоотношения, юридическая деятельность. Автор обращает внимание на сложность и многогранность понятия. Правовая культура не сводится к знанию норм права, но предполагает его в качестве обязательного условия. Основным аспектом статьи являются уточнение понятия «правовая культура». В рамках дискуссии по вопросу определения структуры и элементов правовой культуры автор выделяет генетическую, функциональную, логическую и психологическую структуры. Все элементы данных структур тесно взаимосвязаны между собой, каждый из них проявляется в других элементах. Поэтому прослеживается закономерность в трудности определения элементного состава. На основе анализа различных точек зрения относительно определения правовой культуры и её структуры автор предлагает свой вариант дефиниции этого понятия, определяет роль и значение правовой культуры, рассматривая её в качестве всеохватывающей категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERSATILITY OF THE CONCEPT OF LEGAL CULTURE AND ITS CONTENTS

The article is focused on the concept of «legal culture» and its structural and functional components: law, legal awareness, legal behavior and legal institutions, legal relations and legal activities. The author draws attention to the complexity and diversity of the concept. Legal culture is not limited only to the knowledge of law, but the latter is assumed as an obligatory condition. The main purpose of the article is to clarify the concept of «legal culture». Within the frame of the discussion on the structure and elements of legal culture the author gives prominence to the genetic, functional, logical and psychological structures. All the elements of these structures are closely related, each of them is being manifested in the other elements. Therefore, certain difficulty is observed in determining the elemental composition. As result of analysis of different viewpoints on the definition of «legal culture» and its structure the author suggests her own version of the definition of the term and defines the role and importance of legal culture, representing it as a comprehensive category.

Текст научной работы на тему «Многогранность понятия правовой культуры и её содержание»

Многогранность понятия правовой культуры и её содержание*

ТВ. Геворкян, к.п.н., Оренбургский ГУ

В повседневной жизни назревает потребность в повышении правовой культуры общества, воспитании законопослушных граждан, а также потребность их непосредственного участия в нормотворческой деятельности государства, что способствовало бы формированию правового государства и успешному решению политических, экономических и социальных задач.

В связи с этим считаем необходимым рассмотрение такой категории, как правовая культура. Она состоит из двух понятий — «право» и «культура».

Изучение понятия «правовая культура» в России началось ещё в юриспруденции советского периода, которое изучалось в идейно-правовом аспекте. Оно явилось своего рода средством построения коммунизма и социализма. «Инструменталистский подход проявляется в том, что правовая культура понимается как особая позиция людей по отношению к общественной жизни, связанная с решением определённых задач и зафиксированная в характерных для права структурах, содержании, формах социальных отношений, в специфическом языке» [1].

В свою очередь в западных странах данное понятие появилось впервые на страницах информационных материалов ООН в 1989 г. и позиционировалось как культура прав человека .

В настоящее время существует более 500 определений правовой культуры, что, в свою очередь, объясняется различным смыслом, который вкладывают теоретики в данное понятие и впоследствии это находит отражение в юридической литературе.

При рассмотрении понятия «правовая культура» единства в его определении не наблюдается. В подтверждение сказанного приведём следующие определения.

Так, С.С. Алексеев полагает, что «правовая культура — это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода юридическое богатство общества» [2].

Подобной точки зрения придерживается Г.И. Балюк, который считает, что «правовая культура — это совокупность всех ценностей, которые создаются людьми в области права. Она выступает в качестве правового феномена, близкого к понятию всей юридической надстройки, но непременно включающего человека и его деятельность» [3].

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Оренбургской области (грант № 14 — 13-56003)

П.П. Баранов и А.П. Окусов утверждают, что «правовая культура — это совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность» [4].

Правовая культура — это «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества», считает Н.Н. Вопленко [5].

Т.В. Синюкова утверждает, что правовая культура — это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе [6].

Достаточно убедительным в этой связи звучит определение, данное Н.Я. Соколовым, в котором правовая культура понимается как мера освоения правовых ценностей, накопленных обществом, и их использование различными субъектами в правовой сфере [7].

Из вышеперечисленных определений видно, что правовая культура представляет собой сложное явление по богатству социальных связей и своей внутренней структуре. Она не сводится к знанию норм права, но предполагает его в качестве обязательного условия.

Многообразным является также мнение учёных относительно структуры данной категории. В связи с этим дискуссионным является и вопрос о составляющих правовой культуры.

В общем виде структура представляет собой взаимосвязь составных частей, которые характеризуют строение целого и обладают относительной самостоятельностью.

Что же представляет собой структура правовой культуры?

Зачастую авторы говорят не о структуре, а о составе правовой культуры, не принимая во внимание разнообразные связи между компонентами культуры.

Понятие структуры правовой культуры в научной литературе определяется следующим образом: «Это такое строение, расположение элементов и связей, которое обеспечивает её целостность, сохранение основных свойств и функций при воздействии на неё разнообразных внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов реальной действительности»[8].

В.И. Каминская и А.Р. Ратинов к элементам правовой культуры относят следующие наиболее крупные культурные комплексы: а) право как система норм, выражающих государственные веления; б) правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; в) правовые учреждения и институты, т.е. система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирова-

ние и исполнение права; г) правовое поведение, как правомерное, так и противоправное; д) правосознание (правовая психология), то есть система духовного отражения правовой действительности

[9].

В свою очередь Н.М. Кейзеров считает, что к данным элементам правовой культуры следует добавить критерии правового поведения и политической оценки права [10].

Существует мнение, что элементом правовой культуры являются также правоотношения. Эти правоотношения появляются на уровне правосознания, поведенческом, нормативном и институциональном уровне. Но данная точка зрения противоположна традиционной доктрине, согласно которой культура выражается в материальных и духовных сферах.

Можно выделить генетическую, функциональную, логическую и психологическую структуру. Первая структура раскрывается через связи отдельных элементов и правовой культуры в целом с политическими и экономическими, духовными и социальными, нравственными и организационными, юридическими и иными предпосылками общественной жизни. Вторая структура показывает качество и эффективность функционирования каждого из элементов правовой культуры, также она раскрывает функциональные связи между различными её элементами и способы взаимодействия между ними. Третья структура позволяет отразить взаимосвязь элементов и системы, содержания и формы правовой культуры. Четвёртая структура позволяет более детально и обстоятельно раскрыть внутреннюю природу, исследовать соотношение между аналитическими и интуитивными, теоретическими и практическими элементами мыслительной деятельности.

Все эти элементы тесно взаимосвязаны между собой, каждый из них проявляется в других элементах. Поэтому закономерно можно проследить трудности определения элементного состава. Это связано с тем, что компонент правовой культуры не всегда рассматривается как отдельная структура, поэтому всё ещё актуальным остаётся выделение элементов структуры правовой культуры.

Основным элементом правовой культуры выступает право. Оно представляет собой гибкое средство осуществления политической власти, которая служит связующим звеном между государством и правовой системой общества и её составными частями.

Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности, такие, как справедливость, свобода и равенство людей, поэтому ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент культуры, цивилизации и вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества.

Ещё одним из основных элементов правовой культуры выделяют правосознание. В свою очередь в правосознании выделяют волевые, познавательные и ценностные элементы.

Другие авторы включают в число структур -ных элементов правовой культуры и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку, также уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов). Однако данный подход ведёт к отождествлению правовой культуры со всей правовой системой, и поэтому считаем нецелесообразным её выделение как особой категории.

Довольно интересным представляется выделение такого элемента правовой культуры, как юридическая деятельность. Она представляет собой опосредованную правом управленческую, трудовую, государственно-властную деятельность компетентных органов, что удовлетворяет общественные и индивидуальные потребностей общества.

Поведенческий элемент правовой культуры представляет собой не любое правовое поведение, а лишь правомерное поведение.

Правомерное поведение, одобряемое обществом, имеет прогрессивное, полезное для общества и индивида значение прежде всего потому, что сами правовые нормы отражают и закрепляют оптимальные формы человеческой активности в социально-политической жизни, быту и других сферах. Правомерное поведение способствует упорядочению человеческих отношений и тем самым укреплению того общественного строя, природе которого отвечают соблюдаемые нормы. Оно желательно не только для общества, но и для всех без исключения граждан.

На основе анализа структуры правовой культуры можно выделить следующие составные компоненты: право, правосознание, правовую деятельность и уровень правовой культуры общества.

Таким образом, исследуя понятие и структуру правовой культуры, считаем возможным дать следующее определение исследуемого понятия: правовая культура — разновидность общей культуры, функционирующая во взаимодействии с другими областями и сферами, представляющая собой совокупность исторически выработанных человечеством правовых ценностей, состоящих из овеществлённых и идеальных культурных элементов, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества.

Литература

1. Смоленский М.Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. Ростов-на-Дону, 2002. С. 9.

2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. 116 с.

3. Балюк Г. И. Взаимосвязь правовой культуры и политической демократии. Киев, 1984. С. 6 — 8.

4. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов-на-Дону, 2003. С. 72.

5. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. С. 41.

6. Синюкова Т.В. Правовая культура. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 473.

7. Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica (Научные труды МГЮА). 2004. № 2. 384 с.

8. Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структура, функции. Ярославль, 2008. С. 35.

9. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 42 — 43.

10. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1982. 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.