Научная статья на тему 'Правовая компетентность студентов как социально-педагогическая проблема'

Правовая компетентность студентов как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая компетентность студентов как социально-педагогическая проблема»

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

называются развитие навыков межличностного общения, таких, как умение работать в команде и вести переговоры.

Располагая сведениями о профессиональных потребностях работодателей, служба маркетинга имеет возможность выработки рекомендаций по корректировке рабочих программ.

Налаженные отношения с социальными партнерами повышают качество профподготовки выпускников техникума. Применение маркетингового подхода в Казанском авиационном колледже позволяет готовить мобильных и конкурентоспособных специалистов, необходимых в регионе, гибко реагируя на изменения в экономической ситуации.

122006

Литература:

1. Гулидов H.H. Педагогический контроль и его обеспечение: Учебной пособие.- М.: ФОРУМ,2005.- 240 с,

2. Корчагин Е.А. Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов //Среднее профессиональное образование-2006.- № 4.-С. 34-35.

3. Николаев М.А., Павлов ПЛ., Швецов В. В. Актуальные проблемы социального маркетинга в области образования // Маркетинг,- 2006,- № 2,- С. 63-70.

4. Сохабеев В.М., Корчагин Е.А. Социальное партнерство в ссузе //Среднее профессиональное образование, 2006,-№6,- С. 35-39.

5. Труд, занятость, уровень жизни в Республике Татарстан // I Информационно сЩМесШш бюллетень № 1.- Казань, 2006 г.

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

A.A. Черемисина, Оренбургский государственный педагогический

университет

В период реформирования системы образования перед педагогической наукой встают вопросы поиска, обоснования и использования наиболее эффективных путей правового воспитания и образования, способствующих решению множества проблем, которые сопровождают наше общество.

Несмотря на то что в образовательные программы учебных заведений включаются разнообразные факультативы, спецкурсы по праву («Подросток и закон», «Мы и право», «Человек. Социум. Право» и др.), способствующие расширению и углублению диапазона правовых знаний студентов, на наш взгляд, недостаточно внимания

.72

уделяется правовому просвещению всех участников образовательно-вос-питательного процесса, включая педагогов и родителей, вовлечению студентов во внеучебную правовую деятельность, формированию у них позитивного отношения к праву.

Демократическое обновление общественной жизни, активизация участия граждан в политической, экономической, правовой жизни государства не могут проходить успешно без повышения правовой информированности всех слоев населения, без повышения роли права в жизни подрастающего поколения. Обращение к личности студента как к индивиду, равноправ-

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

ному субъекту общественной жизни ставит на первый план задачу создания необходимых условий, поиск образовательными учреждениями путей, с помощью которых студенты смогли бы не только узнать своп гражданские, политические, экономические права, но и успешно реализовать и защищать их на практике.

В целях усовершенствования образования Ц воспитания 3 сентября 2005 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой будет проведена реализация программных мероприятий по следующим направлениям:

- введение профильного обучения в старших классах с предоставлением учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана;

- внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компе-тентностного подхода;

- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования [3, с. 14].

Формирование правовой компетентности студентов является актуальной проблемой для современного общества. Решение задач формирования правовой компетентности требует внедрения новых форм получения правового образования, совершенствования традиционных и внедрения в педагогическую практику преподавания права новых методов и

технологий обучения, расширения возможностей в данном направлении учреждений дополнительного образования, которые требуют программно-методического, организационного, финансового обеспечения.

На протяжении последних лет сформировались реально существующие условия, которые дают возможность для выполнения этих запросов учреждений НПО, СПО: объединение всех возможных средств и усилий общества, общественных институтов, в обеспечении социальной стабильности и успешной социализации сегодняшних студентов; по-новому развивающееся мышление в строящемся правовом государстве создает предпосылки для приобщения студентов к конкретному участию в жизни общества; новая педагогическая интерпретация общечеловеческих ценностей способствует обращению к личности, учету ее индивидуальных особенностей, что способствует достижению общей цели педагогического процесса. Однако существуют и недостатки в образовательных учреждениях, связанные с низкой обучаемостью студентов вследствие их замедленного физического развития и низким уровнем сформированности навыков учебного труда, явно выраженным нежеланием учиться.

В связи с этим социологи отмечают наличие следующих недостатков, приводящих к формированию социальной дезадаптации: отсутствие возможности применения индивидуального подхода в образовательном процессе; нехватка и низкий профессиональный уровень педагогических кадров; формальная ориентация на конкретного студента, его потребности, индиви-

/3

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

дуальные особенности развития; с исчезновением детских общественных организаций досуговой деятельностью студентов учреждений НПО и СПО занимаются лишь учреждения дополнительного образования, которые, к сожалению, могут предложить занятия по интересам лишь части желающих. В некоторых образовательных учреждениях отсутствует комфортная в психологическом плане, эмоционально теплая атмосфера взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Отсутствие социальных педагогов в образовательных учреждениях, низкий уровень их профессиональной компетентности способствуют «выпадению» из поля зрения подростков, предрасположенных к противозаконным поступкам.

Среди основных причин преступности подростков, помимо социально-экономических и демографических причин, связанных с семейным неблагополучием, бедностью, ослаблением воспитательной функции школы, плохими жилищными условиями, можно выделить чрезмерное количество свободного времени, в которое дети предоставлены сами себе [1, с. 77].

Это мнение подтверждает проведенный нами анкетный опрос среди 552 студентов ссуз, который позволил определить род их Занятий во вне-учебное время. Ответы респондентов на вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное от занятий время (в их числе и подготовка домашнего задания)?» распределились следующим образом: 48,6% — проводят время с друзьями; 2,5% — помогают родителям; 9,3% — посвящают своему хобби; 2,3% — читают книги, газеты, журналы;

74

1212006

19,5% — посещают клубы, секции, кружки; 17,8% — смотрят телевизор. Анализируя результаты опроса, индивидуальных бесед и наблюдений, мы пришли к выводу, что большинство студентов проводят свободное время, общаясь со сверстниками, что носит не всегда полезный характер. С учетом данных фактов организуемый нами процесс формирования правовой компетентности студентов происходит не только во время учебных занятий, но и в свободное от учебы время и способствует максимальной занятости обучающихся социально одобряемой деятельностью.

Формирование правовой компетентности студентов является актуальной и многоаспектной проблемой, носящей социально педагогический характер, обращенной к развитию потребностей в правомерном поведении и уважительном отношении подрастающего человека к праву.

Теоретический анализ проблемы и организованный нами процесс формирования правовой компетентности студентов показали необходимость ведения специальной педагогической деятельности по обогащению диапазона знаний, формированию позиции и социально-правового опыта старших школьников.

Выявленные возможности учебной и внеучебной деятельности в формировании правовой компетентности студентов способствуют:

- демократизации процесса взаимоотношений педагога и студентов в целях предоставления образцов и норм правомерного поведения;

- индивидуализации процессов обучения и воспитания с целью формиро-

^^^тлшл п жшгс

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

вания различных компонентов правовой компетентности личности;

- активизации субъектной позиции, обеспечивающей участие в правовой жизни социума.

Однако необходимо соблюдение основного условия, способствующего наиболее эффективному формированию правовой компетентности студентов, заключающегося в системном многообразии организационно-образовательных форм в сочетании с социально значимыми занятиями правового характера во внеучебное время.

Изучение сущности понятия «компетентность» позволило нам выделить наиболее значимые для решения проблемы формирования правовой компетентности студентов. Компетентность является характеристикой человека, отражающей диапазон его осведомленности в определенной сфере жизнедеятельности. Компетентность традиционно применяется для обозначения способностей и активности профессионала как субъекта специализированной деятельности. С точки зрения психологии, компетентность определяется как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее от чувства собственной успешности и полезности, дающее человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением [7, с. 184].

Под компетентностью понимается устойчивая способность человека к деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания существа выполняемых задач и разрешаемых проблем; хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его луч-

шими достижениями; умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей [5, с. 10].

В контексте рассматриваемой проблемы правовая компетентность студентов учреждений НПО и СПО нами трактуется как понятие, отражающее глубокое осознание личностью существа правовой проблематики, критическое восприятие ею опыта правового характера, способность выбирать средства и способы правомерного поведения, адекватного обстоятельствам.

Структура правовой компетентности включает: когнитивный компонент (правовые знания), мотивационный компонент (правовая позиция), дея-тедьностный компонент (социально-правовой опыт).

Особенности формирования правовой компетентности у студентов НПО и СПО определяются спецификой развития возрастных проявлений и особенностями протекания их жизнедеятельности: учебной деятельности как ведущей в этот период развития личности и внеучебной КЭ.К необходимой сферы познания, неформальных взаимоотношений и развития потребности участия в социально-правовых делах, акциях колледжа, микрорайона, города, общества в целом.

Изучение проблемы показывает, что в процессе социальной деятельности у подростков возникает множество проблем, при решении которых требуются конкретные социально-правовые знания, опыт.

75

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

Особенностью психологического развития студентов-первокурсников является быстрый рост самостоятельности и самосознания, в связи с чем развивается потребность в самоанализе своих поступков. Они обладают исключительной восприимчивостью, стремлением ко всему новому и интересному. По уровню самосознания способны глубоко осознать свои права и обязанности, осмыслить общественную значимость большинства моральных категорий и правовых понятий. В то же время это сочетается с отсутствием стойких убеждений, нежеланием сопоставлять свои поступки с требованиями закона, а свое поведение анализировать с точки зрения норм права.

В.А. Сухомлинский отмечал следующие особенности данного возраста: «желание самоутвердиться и неумение это сделать», «противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностей для осуществления их — с другой» , «показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни», «романтическая восторженность и грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и ироническое отношение к красоте. Эти противоречия не являются чем-то фатальным, их невозможно обойти или совсем отодвинуть. Умелой воспитательной работой они сглаживаются, ослабляются, неумелой — углубляются, заостряются, приводят к конфликтам» [6, с. 205].

Недостаточный жизненный опыт, неустойчивость взглядов, характера,

76

1212006

зависимость поведения от влияния окружения обуславливают необходимость особого внимания к данной возрастной категории обучающихся. В оценке специфики переходного возраста важно отметить, как считает Л.И. Маленкова, «кризис возраста, связанный с перестройкой, переориентацией отношений между взрослыми, сверстниками и подростком» [4, с. 14].

В этом возрасте закладывается фундамент будущей личности, определяются индивидуальные характеристики, которые повлияют в дальнейшем на ее деятельность, направленную во благо или во вред обществу и самой личности.

Особое значение имеет самооценка, которая определяется как центральное образование личности, способствующее специальной адаптации личности, являющееся регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в тесной взаимосвязи с формированием основных компонентов правовой компетентности и под значительным влиянием социума. Самооценка и самосознание влияют на изменение его места и позиции в системе отношений с окружающей средой, в которой он находится. В этот период резко возрастает чувствительность к воздействиям со стороны (книги, СМИ, друзья, учителя и т.д.). Они особенно чувствительны к рааличного рода социальным влияниям (улица, приятели, родители, учителя). Для них очень важно признание со стороны окружающих, которое нередко подталкивает к совершению неразумных и нелогичных, якобы взрослых поступков. Подростки

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

пытаются самоутвердиться в своем окружений, употребляя спиртные напитки, наркотики и другие токсичные вещества. По данным КДН и ЗП Южного административного округа г. Оренбурга, за 9 месяцев 2006 года На Заседании городского штаба по чрезвычайной обстановке подростковой преступности, безнадзорности, наркомании и алкоголизма было рассмотрено 744 дела, среди которых на несовершеннолетних - 457 дел: за употребление спиртных напитков -157 дел, за употребление наркотических веществ - 7 дел, за употребление токсических веществ - 1 дело.

Старшему подростковому возрасту также свойственна и повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми и сверстниками, являющаяся причиной совершения правонарушений. По мнению В.Л. Васильева, повышенная конфликтность в подростковом возрасте объясняется изменением системы отношений подростка со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям, педагогам. Обостряются реакции на их замечания, подвергаются сомнению советы и мнения. Таким образом, возникает достаточное количество острых конфликтных ситуаций в семье, в учебном заведении, на улице, в общественных местах [2, с. 26].

Унебная деятельность является преобладающей как по продуктивности, так и по силе воздействия на формирующуюся личность. Более глубокому осмыслению сути правовых и нравственных отношений помогают специальные учебные предметы, об-

суждение правовых аспектов их отношений и поведения, профилактическая работа, вовлечение их в правоохранительную деятельность, вступление в реальные правовые отношения. Нарушение законов старшеклассниками способствует приобретению отрицательного опыта правовых взаимоотношений .

При организации правового воспитания необходимо учитывать возрастные особенности восприятия ими правовых предписаний (теоретическое осмысление важности соблюдения правовых предписаний, осознание своих прав и обязанностей), уровень знания основных положений о праве, специфику отношения к методам убеждения и принуждения.

В 15—16 лет завершается определенный этап формирования личности школьников. В результате предполагается определенный уровень сформированности мировоззрения, системы отношений (к обществу, коллективу, самому себе), целей и ценностей. Именно в этом возрасте можно говорить о некоторой устойчивости позиции школьника, завершении этапа первичной социализации.

Можно сделать вывод о том, что особенностями подросткового возраста являются: быстрое интеллектуальное развитие, коренной перелом в способах мышления, потребность в знаниях, формирование разносторонних познавательных интересов, повышенная значимость общения, интенсивная социализация, противопоставление себя взрослым, стремление самоутвердиться в качестве равноправного члена общества, становление как личности на фоне неустойчивости

11

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

поведения. Однако форсирование данного периода приводит к использованию нежелательных и даже противоправных способов и средств. Именно влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания обусловлено формирование мировоззрения, их нравственных убеждений и идеалов, лежащих в основе правовой компетентности.

Исходя из того, что система учреждений НПО и СПО построена так, что учебная деятельность остается доминирующей, целесообразно в соответствии с ведущими потребностями возраста формировать у студентов основные компоненты правовой компетентности.

Процесс формирования правовой компетентности связан, прежде всего, с развитием теоретических основ правовых знаний в условиях учебного процесса. Учитывая, что общие сведения студенты получают на занятиях по различным дисциплинам, необходимо использовать специальный курс, обобщающий и углубляющий правовые знания (о зарождении правового государства, о правах человека, об основных отраслях российского законодательства, о правах ребенка, о правовом статусе несовершеннолетних, правовой компетентности студентов и т.д.). Кроме теоретического блока, необходимо развитие позиции, обогащение социально-правового опыта, обеспечивающих целостный характер правовой компетентности студентов.

Таким образом, программно-методическое обеспечение формирования правовой компетентности учреждений НПО и СПО предполагает:

.76

1212006

- учет влияния факторов среды при формировании правовой компетентности студентов;

- создание структуры, являющейся координатором деятельности, диагностирующей возникновение правовых проблем и отыскивающей пути их решения с привлечением взрослых;

- взаимодействие обучающихся, педагогов и родителей по взаимному обогащению социально-правовым опытом;

- взаимодействие семьи, учреждений НПО и СПО, КДН, ОПИИ и юношеских общественных объединений в целях профилактики и предупреждения преступлений несовершеннолетних;

- активизацию деятельности правовых клубов.

Наиболее эффективными условиями формирования правовой компетентности студентов являются:

- совершенствование содержания обучения теоретическим основам права, что обеспечивает расширение диапазона правовых знаний, повышает уровень осведомленности в области права;

- активизация внеучебной деятельности старших школьников, содержание и формы которой влияют на правовую позицию личности, выражающуюся в позитивном отношении к правовым явлениям, обогащают со-циально-правовой опыт школьников при их активном участии в организованных социально значимых акциях и делах;

- обеспечение интеграции деятельности социальных институтов, что содействует расширению сферы позна-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м i i m

-ф- п ПЖШ

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

ния и общения старших школьников с представителями различных общественных служб, организаций и учреждений, профилактике и предупреждению неправомерных деяний и асоциальных поступков учащихся.

Литература:

1. Бреева Б.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России / Е.Б. Бреева,- 2-е изд.- М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005,- 212 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая ней хоЛогия / В.Л. Васильев,- М., 1991.-289 с.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы,- М . ТЦ Сфера, 2007,- 32 с.

4. Маленкова Л.И. Право и подросток / Л.И. МаЛеНкова,- М.: ТОО «Интел-Тех^; О-во «Знание» России, 1996,-128 с,

5. Огарев Е.И. Компетентность образования: социальный аспект / Е.И. Огарев,- СПб.: Издаю РАО ИОВ, 1995,-124 с,

6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения в 3-х т. / В.А. Сухомяинекий,- М.: Педагогика, 1979,- Т. 1,- 560 с.

7. Шпарь В. Б. Словарь практического психолога / В. Шпарь,- М.: ACT; Харьков: Тореинг, 2005,- 734 с.

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Л. И. Петриева, доктор педагогических наук, профессор УлГПУ, А.Ю. Зевакина, аспирант УлГПУ, г. Ульяновск

Филологическое образование в средних профессиональных образовательных учреждениях социально-экономического профиля выстраивается таким образом, чтобы содействовать развитию у студентов «экономического мышления», которое предполагает наличие следующих составляющих: альтернативности (умение находить ряд возможных вариантов решений с последующей оценкой, развитие навыков сравнительного анализа); комплексности (умение охватить больший круг аспектов проблемы, вскрыть и проследить зависимость этих аспектов друг от друга, раскрыть связи элементов ситуации): перспективности (умение формулировать причинно-

следственные связи, вскрывающие возможные модификации объектов и явлений); интегративности (умение выявлять разнообразие объектов, их взаимопроникновение) [4].

Все эти умения успешно формируются и развиваются при использовании метода проектов, поскольку он ориентирован на самостоятельную деятельность студентов при условии, что преподаватель оказывает постоянную консультативную помощь.

Используя метод проектов, преподаватель обучит студентов выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить пути их решения; работать с информацией; изыскивать необходимые источники,

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.