Научная статья на тему 'Педагогические кадры среднего профессионального образования Китая и России: проблемы и решения'

Педагогические кадры среднего профессионального образования Китая и России: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические кадры среднего профессионального образования Китая и России: проблемы и решения»

М I I гтт

4- п пмхп

ОЬРАЮЬАШ: ЗА РУ6ШЭМ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Цзян Сяоянъ, научный сотрудник Центральной Академии педагогических исследований КНР

Качество профессионального образования (ПО) выдвигает высокие требования к профессиональным квалификациям преподавателей ПО. Создание высокопрофессионального состава преподавателей в учебных заведениях ПО — основная гарантия продвижения системы профессионального образования вперед,

В Китае в настоящее время система профессионального образования развивается очень динамично, но есть ряд проблем, которые сдерживают ее развитие, одна из основных - нехватка преподавателей. В норме соотношение между преподавателями и студентами в Китае составляет 1:16. По данным статистики 2005 года это соотношение равно 1:21 .По прогнозу до 2010 года будет создано еще 300 тысяч вакансий преподавателей СПО.

Существует и другая проблема: низкие практические навыки преподавателей специальных дисциплин и отсутствие теоретических знаний у мастеров производственного обучения. В 2005 году 71,84% штатных преподавателей учебных заведений СПО имели высшее образование. По сравнению с общим образованием ка-

Ю6

чественный уровень преподавателей системы НПО и СПО в целом невысок. Вышесказанные проблемы с педагогическими кадрами в Китае тормозят качественное развитие ПО.

В России среди проблем, которые приходится решать системе НПО и СПО, есть проблема отсутствия высококвалифицированных мастеров производственного обучения и преподавателей. Это одна из трудноразрешимых проблем в течение многих десятилетий, особенно в области НПО. ЙЗ всех звеньев системы образования именно в области НПО самый низкий удельный вес педагогических работников с высшим образованием. Более того, кадровый дефицит по всей России ощущается все острее. Если в 1990 г. высшее образование имели 98% преподавателей-предметников учреждений НПО, то в 2003 г. - лишь 82,5%. А вместе с мастерами производственного обучения это составляет всего 66%. Таким образом, дефицит кадров усугубляется их недостаточной квалификацией.

За последние годы в России на федеральном уровне принят ряд стратегически важных решений, направ-

иоиг_М12_2008Ы.р65 108 23-1208> 14:05

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

ленных на решений проблем повышения квалификации педагогических кадров. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает «увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических кадров для системы начального и среднего профессионального образования». Коллегия Минобразования России в 2002 г. приняла решение «О состоянии и перспективах развития профессионально-педагогического образования» и обозначила пути укрепления системы НПО России кадрами со специализированным профессионально-педагогическим образованием. Решение Правительства РФ от 05.06.2003 г. «О совершенствовании начального профессионального образования» и План действий Правительства РФ по выполнению этого решения своим первым пунктом обозначили необходимость подготовки профессионально-педагогических кадров для системы НПО. В соответствии с этим на региональном уровне также были приняты решения.

В России существует система про фессионально-педагогического образования (ППО), которая является специализированной и направленной на подготовку педагогических кадров для системы НПО и СПО. Эта система значительно отличается от общего инженерно-технического и педагогического образования. ППО - это процесс, связанный с целенаправленной подготовкой педагогических работников, которые обеспечивают приобретение учащимися профессий по программам начального и среднего профессионального образования

Образование за рубежом

в образовательных учреждениях, в учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, в том числе в службах занятости населения. Российская практика показала, что выпускник вуза с квалификацией «педагог профессионального обучения» способен выполнять функции преподавателей НПО и СПО.

В Китае по всей стране существует только 11 учебных заведений высшего профессионально-педагогического образования, их выпускники не могут удовлетворять требованиям, предъявляемым к преподавателям учебных заведений ПО. Для решения проблемы нехватки педагогических кадров в Китае выстроена система среднего, общего высшего, профессионально-технического педагогического образования, было создано 52 базовых центра подготовки педагогических кадров ПО на основе вузов. Кроме того, было построено 6 базовых центров повышения квалификации педагогов учебных заведений ПО на основе крупнейших предприятий.

Для решения проблемы отсутствия высококвалифицированных мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин Китай выбрал путь подготовки преподавателей «двойного профиля». Термин преподаватель «двойного профиля» совсем новый, он впервые появился в документе Государственного комитета по образованию в 1995 г., где указывалось на необходимость высококлассных преподавателей в области ПО.

Ю9

иоиг_М12_2008Ы.р65 109 23-1208. 1405

м i i m

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

Преподаватель «двойного профиля» означает, что преподаватели специальных дисциплин и мастера-наставники должны обладать КЭ.К теоретическими знаниями по специальности, так и практическими навыками. В 1997 г. в Китае впервые было проведено Всекитайское совещание по подготовке преподавателей ПО, где подчеркивалось, что необходимо поставить создание отрядов педагогов «двойного профиля» в центр всей деятельности, в будущем их доля среди преподавателей системы НПО и СПО должна непрерывно расти и к 2010 г. составит не менее 60%.

Правительством Китая был принят ряд законов,направленных на качественную подготовку преподавателей системы ПО. Это «Закон КНР об учителях» (1993, октябрь) и «Закон КНР о профессиональном образовании» (1996, май), <<Постановление Госсовета КНР о всемерном развитии ПО» (2005, октябрь) и другие. Все они ориентированы на совершенствование системы подготовки учителей и системы преподавательского ценза,

В 2000 году Министерство образования и Комитет ученой степени Государственного Совета КНР опубликовали сообщение «Об организации обучения преподавателей учебных заведений СПО в магистратуре и аспирантуре», что дает возможность преподавателям без отрыва от работы получить ученую степень магистра. В мае 2000 года Министерство образования и Профессиональный союз педагогов всей страны приняли постановление о «Профессионально нравственных нормах преподавателей учебных заведений СПО», направленно

1212006

ное на нравственное развитие преподавателей в целях повышения престижа и уважения к учительской профессии в обществе.

В апреле 2007 года в Китае было проведено Всекитайское совещание преподавателей учебных заведений СПО. На этом совещании были выдвинуты инициативные мероприятия для реализации проекта «Повышение квалификации преподавателей учебных заведений СПО». Правительство КНР намерено выделить 5000 тысяч юаней на реализацию этого проекта.

В рамках этого проекта 150 тысяч преподавателей специальных дисциплин учебных заведений СПО будут направлены на переподготовку. Из них 30 тысяч будут обучаться за счет государственного бюджета, 120 тысяч будут переподготовлены за счет регионального и муниципального бюджета. Из числа этих переподготовленных преподавателей Министерством образования и Министерством финансов будут выбраны и отправлены за границу лучшие 1000 преподавателей на переподговку.

В рамках проекта «Повышение квалификации преподавателей учебных заведений СПО» будут разработаны специальные учебные планы, учебные программы, учебники и различные учебные материалы для подготовки и переподготовки преподавателей по 80 специальностям, что должно способствовать совершенствованию системы подготовки и переподготовки преподавателей и повысить ее эффективность.

Проект «Повышение квалификации преподавателей учебных заведений СПО» будет ориентирован на

Jour_N12_2008N.p65 110 23.12.08,14:05

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Изменение действующей в Китае сегодня так называемой «закрытой модели» подготовки и переподготовки преподавателей в системе ПО и направлен на привлечение техников высшей квалификации и инженеров предприятий соответствующих отраслей. Таким образом, среди преподавателей учебных заведений СПО вырастет доля совместителей из других сфер деятельности.

«Предложения по созданию режима преподавателей учебных заведений СПО, находящихся на практике на предприятии» (2008, июнь) способствуют развитию социального партнерства в сфере переподготовки и повышения квалификации преподавателей учебных Заведений СПО. Эти предложения требуют отправлять преподавателей и мастеров производственного обучения в должности инженера и техника на предприятия для повышения практической квалификации.

В России отсутствует «Закон об учителях» и «Закон о профессиональном образовании», но в недавно опубликованном «Типовом положении об образовательном учреждении начального профессионального образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521) было почеркнуто, что «Образовательное учреждение создает необходимые условия для повышения квалификации своих работников. Повышение квалификации работников может осуществляться за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных средств образовательного учреждения. Повышение квалификации педагогических работников проводится

Образование за рубежом

Не реже 1 раза в 5 лет путем обучения и (или) стажировок в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в высших учебных заведениях, на предприятиях и иных организациях...».

В связи с вышесказанным мы приходим к такому выводу, что проблемы с педагогическими кадрами требуют неотложного решения и в Китае, и в России, иначе профессиональное образование не может получить дальнейшее развитие в обоих странах. Хотя в Китае в последние пять лет был предпринят ряд мероприятий для решения Этой проблемы, но по сравнению с быстрым темпом развития профессионального образования подготовка преподавателей, удовлетворяющих требование системы ПО по количеству и по квалификации, началась с запозданием.

Преподаватели Системы НПО и СПО до настоящего времени формировались в основном из учителей средних школ, а в профессиональных колледжах занятия вели преподаватели регулярных вузов. Подобная система подготовки педагогических кадров для системы ПО неизбежно сводится к отсутствию у них специализации и профессиональной ориентации. Повышение уровня дипломов преподавателей не может решить проблемы нехватки практических навыков, переподготовки педагогических кадров на предприятиях, пока не носит расширенного уровня воспроизводства. Система профессионально-педагогичеекого образования требует совершенствования и на уровне теоретических исследований, и на практическом уровне.

иоиг_М12_2008Ы.р65 111 23.12.08,1405

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

Динамичное развитие НПО и СПО в Китае уже сказалось на количестве поступивших в учебные заведения: прием студентов в 2005 и 2006 годах увеличился на миллион, в 2007 году -на полмиллиона, 12 тысяч преподавателей учебных заведений СПО прошли переподготовку. Более 95% выпускников успешно трудоустроилось. Развитие ПО в Китае уже поставило проблему кадровых русурсов для динамического развития экономики. Успехи развития ПО несомненны, но

1212006

некоторые вопросы еще ждут исследования, особенно на теоретическом уровне. По сравнению с Россией в Китае профессиональная педагогика совсем молодая, ее история только насчитывает до 30 лет. Это одна из важнейших причин, которая вызывает проблему педагогических кадров в Китае. При таком условии изучение опыта России имеет важное значение, тем более обе стороны проходили одинаковую путь в истории развития ПО.

иоиг_М12_2008Ы.р65 112 1 23.12.08,14:05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.