Научная статья на тему 'Подготовка конкурентоспособных специалистов в колледже на основе маркетингового подхода'

Подготовка конкурентоспособных специалистов в колледже на основе маркетингового подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабитова Г. А.

In the context of the basis of the special and practical training of the students on the market, it?s functions, levels and structure are considered. The role and significance of the structure and general contents of the professional training of the students in the college on the market in improving the quality of the manpower in different fields of economy it on the market?s harmonization with international professional standard ISO-9000 is being discussed. This article can be useful for managers of personnel departments of enterprises and specialists of professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of the students in the college on the market

In the context of the basis of the special and practical training of the students on the market, it?s functions, levels and structure are considered. The role and significance of the structure and general contents of the professional training of the students in the college on the market in improving the quality of the manpower in different fields of economy it on the market?s harmonization with international professional standard ISO-9000 is being discussed. This article can be useful for managers of personnel departments of enterprises and specialists of professional education.

Текст научной работы на тему «Подготовка конкурентоспособных специалистов в колледже на основе маркетингового подхода»

^^^тлшл 4- п жшгс

Казанский педагогический журнал

1. Структура профессиональных личностно важных особенностей музыкантов в процессе овладения музыкально исполнительской деятельностью изменяется. Эти изменения связаны непосредственно с исполнительской деятельностью.

2. По мере овладения исполнительской деятельностью структура музыкального слуха изменяется от доминирования мелодического к гармоническому.

3. По мере овладения музыкальной профессиональной деятельностью направленность дифференцируется с доминированием в структуре артистического типа.

4. Структура свойств эмоциональности и непосредственно эмоций изменяется, образуя такое свойство личности, как эмоциональность. Детерминантой изменения является особенность их взаимосвязей: интеграция эмоций и их свойств на начальном этапе - интеграция отдельно по свойствам и отдельно по эмоциям в среднем звене.

1212006

5. Развитие личностных качеств обусловлено спецификой музыкально исполнительской деятельности: более интенсивно развиваются качества, способствующие успешной Исполнительской деятельности.

Литература:

1. Сулейманов Р. Ф., Коныгана С. П. Личностное ра.шитнс субъекта в процессе занятия музыкальной деятельностью / Ананьевекне чтения - 2006: Материалы научно-практической конференции «Ана-ньевекйе чтения- 2006» // Под ред. Л.А. Цветковой, А.А.Крылова,- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета^ 2006,- С. 548-550.

2. Сулейманов Р.Ф. I К-цхо.ни ическно основы профессионального мастерства музыкапта-инструментадиста.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003,-170 с,

3. Сулейманов Р.Ф. Психологическая диагностика и развитие музыкального слуха.- Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003,- 97 с.

4. Цагарелли К).А. Психология музыкально-исполнительской деятельности.-СПб., 1989.

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОЛЛЕДЖЕ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА

Г. А. Сабитова, заведующая авиационным отделением КАТК, аспирантка ППППО РАО

Целью профессионального образования является подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, которая не представляется возможной в современных условиях рыночной экономики без участия работодателей и других социальных партнеров.

По данным Федеральной государственной службы занятости населения РТ, доля безработных граждан, имеющих среднее профессиональное образование, на 1 октября 2006 г. в РТ составляет 26% от общего количества безработных, в то время как Министерством труда и занятости РТ

66

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

определена перспективная потребность в подготовке кадров на 2005-2009 гг. со средним и начальным профессиональным образованием, которая составляет 74% от общего количества потребностей подготовки кадров [5]. Это позволяет предположить, что в настоящее время структура кадровых ресурсов не соответствует реальным и потенциальным потребностям производства с возрастающей востребованностью специалистов среднего звена и диктует необходимость внедрения инноваций взаимодействия учебных заведений с рынком труда.

Современный рынок труда характеризуется высокой инновационной динамикой, предъявляет не актуализированные ранее требования к специалистам. Повышается потребность не только и не столько в формате Знаний выпускников, сколько в готовности применять эти знания при решении типовых задач и в нестандартных ситуациях, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Поэтому сегодня при выборе форм и методов обучения квалифицированных специалистов необходимо ориентироваться на потребности рынка труда. И здесь необходимым условием для формирования конкурентоспособного специалиста является применение маркетингового подхода

В настоящее время средние специальные учебные заведения практикуют различные формы взаимодействия с социальными партнерами, включая разработку содержания программ обучения, организацию производственной практики студентов на пред-

приятии, содействие в трудоустройстве [4].

И все чаще говорят о проведении анализа рынка труда (совместно с социальными партнерами), что не совсем точно отражает суть того, чем они реально занимаются. Анализ рынка труда является прерогативой органов по труду и занятости местных (региональных) администраций, владеющих определенными Методиками его осуществления.

Однако существует еще одна важная, но мало затронутая область пересечения интересов учебных заведений профессионального образования и социальных партнеров на рынке труда - это использование маркетингового подхода в обучении.

Маркетинговый подход характеризуется жесткой ориентацией профессиональной подготовки специалистов на требования работодателя, с глубокой адаптацией образовательного учреждения ко всем изменениям в этих требованиях [2].

Требования к качеству подготовки специалистов, в том числе и со средним профессиональным образованием, постоянно возрастают. Их эволюция нуждается в серьезном исследовании, так как во многом определяет пути развития системы среднего профессионального образования. Характер эволюции требований к качеству профессионального образования определяется не только прогрессивными процессами развития науки, техники и технологии, но и усложнением социально-экономической ситуации в стране. Качество профессиональной подготовки становится жизненно важным для самого специалиста, так как

69

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

во многом определяет степень его конкурентоспособности на рынке труда. Поэтому необходимо использовать данные анализа рынка труда и отражать их в методиках обучения учебным дисциплинам, чтобы быть полноправными субъектами регионального развития и готовить рабочих и специалистов, необходимых в регионе, гибко реагируя на изменения в экономической ситуации.

Но анализ практики функционирования базовых профессиональных школ показывает, что пока массовая подготовка молодых специалистов осуществляется без применения маркетингового подхода к обучению. В РТ служба маркетинга есть лишь в 3 средних специальных учебных заведениях.

В Казанском авиационно-техниче-ском колледже имени П.В. Дементьева маркетинговый подход реализуется на авиационном отделении как динамичный процесс целенаправленной подготовки специалистов определенной квалификации по заказам предприятий, чтобы удовлетворить их потребности в рабочей силе. Этот процесс осуществляется на основе мониторинга рынка труда по двум направлениям:

- первое - выявление запросов работодателей в подготовке кадров,

- второе - выработка рекомендаций по корректировке реализуемых программ обучения, разработки технологий обучения на основе полученных данных.

Главной целью маркетингового подхода является выявление и формирование профессиональных потребностей основных социальных партнеров

1212006

техникума, а основными задачами выступают: сбор и анализ требований работодателей, анализ конкурентоспособности выпускников, прогнозирование спроса и предложения на подготовку кадров, обеспечение руководства техникума и заинтересованных подразделений необходимой и достоверной маркетинговой информацией, взаимодействие с социальными партнерами.

Основными социальными партнерами Казанского авиационного колледжа на данное время являются промышленные предприятия: ФГУП Казанское авиационное промышленное объединение имени Горбунова, ОАО Казанское моторостроительное промышленное объединение, ОАО Казанский вертолетный завод. Работодатели принимают участие в проведении консультаций и переговоров по вопросам регулирования отношений, организации производственной практики студентов техникума, в работе педагогических советов научно-прак-тических семинаров, в процедуре набора и приема учащихся, родительских собраниях, ярмарках вакансий, в итоговой аттестации выпускников, организации экскурсий студентов на свои предприятия. Сам механизм выявления профессиональных потребностей социальных партнеров службы маркетинга состоит из 2 основных элементов: анкетирование работодателей и анализ данных анкетирования. Прежде чем приступить к составлению анкет для экспертного опроса, составляется перечень так называемых программных вопросов, которые определяют общую направленность исследования:

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

1. В какой мере существующий уровень профессиональной подготовки выпускников техникумов удовлетворяет требованиям производства и тенденциям его развития?

2. Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать выпускник колледжа для успешной работы в соответствующем производственном подразделении с учетом перспективных потребностей производства?

3. В чем конкретно проявляется творческая деятельность специалиста данного профиля и какими чертами творческой деятельности должен обладать выпускник колледжа с учетом Перспективных изменений в содержании труда техников?

На основе сформулированных программных вопросов составляются анкетные вопросы. По степени свободы ответов на них вопросы делятся на открытые и закрытые [1]. На открытый вопрос эксперт не ограничен альтернативой и может ответить на него по своему усмотрению. И наоборот, на закрытый вопрос эксперт, к которому он обращен, может ответить только <<да» или ««нет» (если не считать ответа «не знаю») или же ему нужно выбрать любой из заранее сформулированных и приводимых тут же ответов.

Открытые вопросы позволяют при прочих равных условиях активнее использовать творческий потенциал эксперта, открываю1]' перед ним возможность высказать оригинальную точку зрения, так как отказ от «подсказок» ослабляет влияние стереотипов, шаблона и т.д. Однако в ряде случаев при построении анкет целесообразно использовать и закрытые

вопросы [1]. Это обусловлено тем, что в опросе нередко участвуют эксперты, не являющиеся узкими специалистами в данной конкретной области. В этом случае для быстрой мобилизации творческих ресурсов эксперта целесообразно ознакомить его с Перечнем вариантов ответа.

Для получения информации по выделенным программным вопросам в качестве экспертов выступают специалисты-производственники , возглавляющие соответствующие подразделения (начальники цехов, мастера, руководители лабораторий, отделов, начальники конструкторских и технических бюро и т.п.), в которых непосредственно проходят практику студенты колледжа.

В результате последнего проведенного исследования основными требованиями работодателей к выпускникам колледжа являются:

- прочные знания фундаментальных законов в области физики, математики и др. общеобразовательных дисциплин;

- умение использовать знания общеобразовательных дисциплин при решении технических задач;

- прочные знания в области обще-технических и спецдисциплин;

- умение использовать знания по специальным дисциплинам для решения производственных задач.

Наиболее важными для успешной профессиональной деятельности руководители производственных объединений выделяют такие качества выпускников, как инициативность, дисциплинированность, ответственность, стремление к профессиональному росту. Областями для улучшения

■■■■zäun

4 п пжш

Казанский педагогический журнал

называются развитие навыков межличностного общения, таких, как умение работать в команде и вести переговоры.

Располагая сведениями о профессиональных потребностях работодателей, служба маркетинга имеет возможность выработки рекомендаций по корректировке рабочих программ.

Налаженные отношения с социальными партнерами повышают качество профподготовки выпускников техникума. Применение маркетингового подхода в Казанском авиационном колледже позволяет готовить мобильных и конкурентоспособных специалистов, необходимых в регионе, гибко реагируя на изменения в экономической ситуации.

122006

Литература:

1. Гулидов H.H. Педагогический контроль и его обеспечение: Учебной пособие.- М.: ФОРУМ,2005,- 240 с,

2. Корчагин Е.А. Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов //Среднее профессиональное образование-2006.- № 4.-С. 34-35.

3. Николаев М.А., Павлов ПЛ., Швецов В. В. Актуальные проблемы социального маркетинга в области образования // Маркетинг,- 2006,- № 2,- С. 63-70.

4. Сохабеев В.М., Корчагин Е.А. Социальное партнерство в ссузе //Среднее профессиональное образование, 2006,-№6,- С. 35-39.

5. Труд, занятость, уровень жизни в Республике Татарстан // I Информационно сЩМесШш бюллетень № 1.- Казань, 2006 г.

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

A.A. Черемисина, Оренбургский государственный педагогический

университет

В период реформирования системы образования перед педагогической наукой встают вопросы поиска, обоснования и использования наиболее эффективных путей правового воспитания и образования, способствующих решению множества проблем, которые сопровождают наше общество.

Несмотря на то что в образовательные программы учебных заведений включаются разнообразные факультативы, спецкурсы по праву («Подросток и закон», «Мы и право», «Человек. Социум. Право» и др.), способствующие расширению и углублению диапазона правовых знаний студентов, на наш взгляд, недостаточно внимания

.72

уделяется правовому просвещению всех участников образовательно-вос-питательного процесса, включая педагогов и родителей, вовлечению студентов во внеучебную правовую деятельность, формированию у них позитивного отношения к праву.

Демократическое обновление общественной жизни, активизация участия граждан в политической, экономической, правовой жизни государства не могут проходить успешно без повышения правовой информированности всех слоев населения, без повышения роли права в жизни подрастающего поколения. Обращение к личности студента как к индивиду, равноправ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.