^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
1. Структура профессиональных личностно важных особенностей музыкантов в процессе овладения музыкально исполнительской деятельностью изменяется. Эти изменения связаны непосредственно с исполнительской деятельностью.
2. По мере овладения исполнительской деятельностью структура музыкального слуха изменяется от доминирования мелодического к гармоническому.
3. По мере овладения музыкальной профессиональной деятельностью направленность дифференцируется с доминированием в структуре артистического типа.
4. Структура свойств эмоциональности и непосредственно эмоций изменяется, образуя такое свойство личности, как эмоциональность. Детерминантой изменения является особенность их взаимосвязей: интеграция эмоций и их свойств на начальном этапе - интеграция отдельно по свойствам и отдельно по эмоциям в среднем звене.
1212006
5. Развитие личностных качеств обусловлено спецификой музыкально исполнительской деятельности: более интенсивно развиваются качества, способствующие успешной Исполнительской деятельности.
Литература:
1. Сулейманов Р. Ф., Коныгана С. П. Личностное ра.шитнс субъекта в процессе занятия музыкальной деятельностью / Ананьевекне чтения - 2006: Материалы научно-практической конференции «Ана-ньевекйе чтения- 2006» // Под ред. Л.А. Цветковой, А.А.Крылова,- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета^ 2006,- С. 548-550.
2. Сулейманов Р.Ф. I К-цхо.ни ическно основы профессионального мастерства музыкапта-инструментадиста.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003,-170 с,
3. Сулейманов Р.Ф. Психологическая диагностика и развитие музыкального слуха.- Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003,- 97 с.
4. Цагарелли К).А. Психология музыкально-исполнительской деятельности.-СПб., 1989.
ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОЛЛЕДЖЕ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА
Г. А. Сабитова, заведующая авиационным отделением КАТК, аспирантка ППППО РАО
Целью профессионального образования является подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, которая не представляется возможной в современных условиях рыночной экономики без участия работодателей и других социальных партнеров.
По данным Федеральной государственной службы занятости населения РТ, доля безработных граждан, имеющих среднее профессиональное образование, на 1 октября 2006 г. в РТ составляет 26% от общего количества безработных, в то время как Министерством труда и занятости РТ
66
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Среднее специальное образование: опыт, проблемы
определена перспективная потребность в подготовке кадров на 2005-2009 гг. со средним и начальным профессиональным образованием, которая составляет 74% от общего количества потребностей подготовки кадров [5]. Это позволяет предположить, что в настоящее время структура кадровых ресурсов не соответствует реальным и потенциальным потребностям производства с возрастающей востребованностью специалистов среднего звена и диктует необходимость внедрения инноваций взаимодействия учебных заведений с рынком труда.
Современный рынок труда характеризуется высокой инновационной динамикой, предъявляет не актуализированные ранее требования к специалистам. Повышается потребность не только и не столько в формате Знаний выпускников, сколько в готовности применять эти знания при решении типовых задач и в нестандартных ситуациях, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Поэтому сегодня при выборе форм и методов обучения квалифицированных специалистов необходимо ориентироваться на потребности рынка труда. И здесь необходимым условием для формирования конкурентоспособного специалиста является применение маркетингового подхода
В настоящее время средние специальные учебные заведения практикуют различные формы взаимодействия с социальными партнерами, включая разработку содержания программ обучения, организацию производственной практики студентов на пред-
приятии, содействие в трудоустройстве [4].
И все чаще говорят о проведении анализа рынка труда (совместно с социальными партнерами), что не совсем точно отражает суть того, чем они реально занимаются. Анализ рынка труда является прерогативой органов по труду и занятости местных (региональных) администраций, владеющих определенными Методиками его осуществления.
Однако существует еще одна важная, но мало затронутая область пересечения интересов учебных заведений профессионального образования и социальных партнеров на рынке труда - это использование маркетингового подхода в обучении.
Маркетинговый подход характеризуется жесткой ориентацией профессиональной подготовки специалистов на требования работодателя, с глубокой адаптацией образовательного учреждения ко всем изменениям в этих требованиях [2].
Требования к качеству подготовки специалистов, в том числе и со средним профессиональным образованием, постоянно возрастают. Их эволюция нуждается в серьезном исследовании, так как во многом определяет пути развития системы среднего профессионального образования. Характер эволюции требований к качеству профессионального образования определяется не только прогрессивными процессами развития науки, техники и технологии, но и усложнением социально-экономической ситуации в стране. Качество профессиональной подготовки становится жизненно важным для самого специалиста, так как
69
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
во многом определяет степень его конкурентоспособности на рынке труда. Поэтому необходимо использовать данные анализа рынка труда и отражать их в методиках обучения учебным дисциплинам, чтобы быть полноправными субъектами регионального развития и готовить рабочих и специалистов, необходимых в регионе, гибко реагируя на изменения в экономической ситуации.
Но анализ практики функционирования базовых профессиональных школ показывает, что пока массовая подготовка молодых специалистов осуществляется без применения маркетингового подхода к обучению. В РТ служба маркетинга есть лишь в 3 средних специальных учебных заведениях.
В Казанском авиационно-техниче-ском колледже имени П.В. Дементьева маркетинговый подход реализуется на авиационном отделении как динамичный процесс целенаправленной подготовки специалистов определенной квалификации по заказам предприятий, чтобы удовлетворить их потребности в рабочей силе. Этот процесс осуществляется на основе мониторинга рынка труда по двум направлениям:
- первое - выявление запросов работодателей в подготовке кадров,
- второе - выработка рекомендаций по корректировке реализуемых программ обучения, разработки технологий обучения на основе полученных данных.
Главной целью маркетингового подхода является выявление и формирование профессиональных потребностей основных социальных партнеров
/О
1212006
техникума, а основными задачами выступают: сбор и анализ требований работодателей, анализ конкурентоспособности выпускников, прогнозирование спроса и предложения на подготовку кадров, обеспечение руководства техникума и заинтересованных подразделений необходимой и достоверной маркетинговой информацией, взаимодействие с социальными партнерами.
Основными социальными партнерами Казанского авиационного колледжа на данное время являются промышленные предприятия: ФГУП Казанское авиационное промышленное объединение имени Горбунова, ОАО Казанское моторостроительное промышленное объединение, ОАО Казанский вертолетный завод. Работодатели принимают участие в проведении консультаций и переговоров по вопросам регулирования отношений, организации производственной практики студентов техникума, в работе педагогических советов научно-прак-тических семинаров, в процедуре набора и приема учащихся, родительских собраниях, ярмарках вакансий, в итоговой аттестации выпускников, организации экскурсий студентов на свои предприятия. Сам механизм выявления профессиональных потребностей социальных партнеров службы маркетинга состоит из 2 основных элементов: анкетирование работодателей и анализ данных анкетирования. Прежде чем приступить к составлению анкет для экспертного опроса, составляется перечень так называемых программных вопросов, которые определяют общую направленность исследования:
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Среднее специальное образование: опыт, проблемы
1. В какой мере существующий уровень профессиональной подготовки выпускников техникумов удовлетворяет требованиям производства и тенденциям его развития?
2. Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать выпускник колледжа для успешной работы в соответствующем производственном подразделении с учетом перспективных потребностей производства?
3. В чем конкретно проявляется творческая деятельность специалиста данного профиля и какими чертами творческой деятельности должен обладать выпускник колледжа с учетом Перспективных изменений в содержании труда техников?
На основе сформулированных программных вопросов составляются анкетные вопросы. По степени свободы ответов на них вопросы делятся на открытые и закрытые [1]. На открытый вопрос эксперт не ограничен альтернативой и может ответить на него по своему усмотрению. И наоборот, на закрытый вопрос эксперт, к которому он обращен, может ответить только <<да» или ««нет» (если не считать ответа «не знаю») или же ему нужно выбрать любой из заранее сформулированных и приводимых тут же ответов.
Открытые вопросы позволяют при прочих равных условиях активнее использовать творческий потенциал эксперта, открываю1]' перед ним возможность высказать оригинальную точку зрения, так как отказ от «подсказок» ослабляет влияние стереотипов, шаблона и т.д. Однако в ряде случаев при построении анкет целесообразно использовать и закрытые
вопросы [1]. Это обусловлено тем, что в опросе нередко участвуют эксперты, не являющиеся узкими специалистами в данной конкретной области. В этом случае для быстрой мобилизации творческих ресурсов эксперта целесообразно ознакомить его с Перечнем вариантов ответа.
Для получения информации по выделенным программным вопросам в качестве экспертов выступают специалисты-производственники , возглавляющие соответствующие подразделения (начальники цехов, мастера, руководители лабораторий, отделов, начальники конструкторских и технических бюро и т.п.), в которых непосредственно проходят практику студенты колледжа.
В результате последнего проведенного исследования основными требованиями работодателей к выпускникам колледжа являются:
- прочные знания фундаментальных законов в области физики, математики и др. общеобразовательных дисциплин;
- умение использовать знания общеобразовательных дисциплин при решении технических задач;
- прочные знания в области обще-технических и спецдисциплин;
- умение использовать знания по специальным дисциплинам для решения производственных задач.
Наиболее важными для успешной профессиональной деятельности руководители производственных объединений выделяют такие качества выпускников, как инициативность, дисциплинированность, ответственность, стремление к профессиональному росту. Областями для улучшения
■■■■zäun
4 п пжш
Казанский педагогический журнал
называются развитие навыков межличностного общения, таких, как умение работать в команде и вести переговоры.
Располагая сведениями о профессиональных потребностях работодателей, служба маркетинга имеет возможность выработки рекомендаций по корректировке рабочих программ.
Налаженные отношения с социальными партнерами повышают качество профподготовки выпускников техникума. Применение маркетингового подхода в Казанском авиационном колледже позволяет готовить мобильных и конкурентоспособных специалистов, необходимых в регионе, гибко реагируя на изменения в экономической ситуации.
122006
Литература:
1. Гулидов H.H. Педагогический контроль и его обеспечение: Учебной пособие.- М.: ФОРУМ,2005,- 240 с,
2. Корчагин Е.А. Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов //Среднее профессиональное образование-2006.- № 4.-С. 34-35.
3. Николаев М.А., Павлов ПЛ., Швецов В. В. Актуальные проблемы социального маркетинга в области образования // Маркетинг,- 2006,- № 2,- С. 63-70.
4. Сохабеев В.М., Корчагин Е.А. Социальное партнерство в ссузе //Среднее профессиональное образование, 2006,-№6,- С. 35-39.
5. Труд, занятость, уровень жизни в Республике Татарстан // I Информационно сЩМесШш бюллетень № 1.- Казань, 2006 г.
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
A.A. Черемисина, Оренбургский государственный педагогический
университет
В период реформирования системы образования перед педагогической наукой встают вопросы поиска, обоснования и использования наиболее эффективных путей правового воспитания и образования, способствующих решению множества проблем, которые сопровождают наше общество.
Несмотря на то что в образовательные программы учебных заведений включаются разнообразные факультативы, спецкурсы по праву («Подросток и закон», «Мы и право», «Человек. Социум. Право» и др.), способствующие расширению и углублению диапазона правовых знаний студентов, на наш взгляд, недостаточно внимания
.72
уделяется правовому просвещению всех участников образовательно-вос-питательного процесса, включая педагогов и родителей, вовлечению студентов во внеучебную правовую деятельность, формированию у них позитивного отношения к праву.
Демократическое обновление общественной жизни, активизация участия граждан в политической, экономической, правовой жизни государства не могут проходить успешно без повышения правовой информированности всех слоев населения, без повышения роли права в жизни подрастающего поколения. Обращение к личности студента как к индивиду, равноправ-