Научная статья на тему 'Диалог, укрепляющий социальное партнерство'

Диалог, укрепляющий социальное партнерство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворский О. Е.

The organization of round table discussion is an active form of social partnership. It allows not only to co-ordinate and to emphasize the modern problems of partners cooperation (The New Urengoy Technical Secondary School of Gas Industry with enterprises requiring appropriate personnel), but to influence on stable cluster policy creation in professional education of the region. It's mainly concerned a sphere of basic problems such as: the correction of requirements to the technical secondary school graduates, the forming of professional competence and recommendations about 3rd generation educational standards in gas industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яворский О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dialogue as a means of effective social partnership

The organization of round table discussion is an active form of social partnership. It allows not only to co-ordinate and to emphasize the modern problems of partners cooperation (The New Urengoy Technical Secondary School of Gas Industry with enterprises requiring appropriate personnel), but to influence on stable cluster policy creation in professional education of the region. It's mainly concerned a sphere of basic problems such as: the correction of requirements to the technical secondary school graduates, the forming of professional competence and recommendations about 3rd generation educational standards in gas industry.

Текст научной работы на тему «Диалог, укрепляющий социальное партнерство»



Ъ ЫС Uff О Б РАЮ МИП f

ДИАЛОГ, УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

O.E. Яворский, преподаватель НОУ СПО «Новоуренгойский техникум газовой промышленности» ОАО «Газпром»

Одна из насущных проблем профессионального образования сегодня - отсутствие или недостаток связей с производством, в связи с чем оно не в состоянии решать проблемы, существующие на рынке труда: готовить рабочих высокой квалификации (46-го разрядов); специалистов, способных обслуживать современную технику и технологию и развивать существующее производство. В условиях, когда профессиональное образование не может в достаточной мере осуществлять такую подготовку, складывается ситуация снижения качества профессионального образования и его невостребованности; невыгодности инвестиций в образование; роста дефицита в востребованных рабочих кадрах.

Современная реальность диктует необходимость развития социального партнерства в профессиональном образовании как одного из главных условий развития начального и среднего профессионального учебного среднего заведения, ориентированного на формирование компетентного специалиста.

Ключевым основанием проблемно-сти социального партнерства является разрыв между сохраняющимися административно-функциональным

стилем управления учреждениями со стороны директорского корпуса, с одной стороны, и с характером современной деятельностной среды, требующей принципиально иной позиции, а именно формирующего, опережающегося, рефлексивно-содержательного стиля управления. Выжидательная, исполнительская позиция большей части директорского корпуса в условиях реорганизации не позволяет учреждениям выступать в качестве активного субъекта социальной инфраструктуры и рынка труда, что в принципе исключает возможность в том числе выстраивать легитимные системы кооперации с социальными партнерами.

В качестве одного из проявлений указанного базового разрыва имеет место противоречие между реально существующим стремлением работодателей к сотрудничеству с учреждениями и невозможностью последних найти легитимные основания для такого сотрудничества. Именно поэтому образовательное учреждение в большинстве случаев не рассматривается социальными партнерами как потенциальный контрагент договорных отношений. Проведенные многочисленные исследования подтверждают отсутствие тенденции к росту интереса работодателей к сотрудни-

37

Казанский педагогический журнал

4'2006

честву с системой профессионального образования. При этом очевидно, что сами работодатели проблему легитимности сотрудничества с системой решать не будут и совершенно обоснованно относят это к прерогативе самой системы.

В качестве одного из центральных обнаруживает себя и разрыв между содержанием профессиональной подготовки (в том числе низкий уровень гибкости и адаптивности учебных программ) в учреждениях системы, с одной стороны, и все более жесткими требованиями к специалистам, предъявляемыми со стороны работодателей. Это относится как к структуре выпускаемых специальностей, так и к качественному уровню подготовки выпускников. Вследствие этого деятельность учреждений профессионального образования, как правило, не воспринимается социальными партнерами в качестве услуги и поэтому не является объектом целенаправленных и стабильных инвестиций. Фактически работодатели и учреждения среднего профессионального образования находятся вне «зоны видимости» друг друга, а предмет взаимодействия в этом случае определить достаточно сложно.

Модернизация среднего профессионального образования сегодня не возможна без укрепления уз социального партнерства. Социально-эк оно-мические реалии, обусловленные самой жизнью таковы, что участники социального партнерства и образовательные учреждения СПО и работодатели вынуждены выстраивать диалог, в процессе которого реализуется главное - моделирование высококва-

лифицированного специалиста, умеющего жить и трудиться в изменяющемся мире, быть адаптивным и конкурентоспособным [1].

Современное производство требует от выпускников профессиональных учебных заведений овладения современными производственными и коммуникативными технологиями, сфор-мированности профессионально важных качеств и не только адаптивности, но и мобильности [2]. Поэтому своевременное согласование требований работодателей к выпускнику, корректировка и выстраивание необходимых компетенций, которыми должен обладать специалист, являются необходимой составляющей постоянного диалога между субъектами социального партнерства, мониторинга по изучению требований работодателей к выпускникам как к современным специалистам среднего звена.

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новоуренгойский техникум газовой промышленности» ОАО «Газпром», в организации образовательной деятельности среднего профессионального и дополнительного образования стремится выстраивать постоянный конструктивный диалог с заказчиками кадров газовой отрасли по согласованию требований работодателей к выпускнику техникума.

Предприятия ОАО «Газпром», осуществляющие производственную деятельность в сфере добычи, переработки, подготовки к транспортировке и транспортировки нефти и газа - это предприятия со сложными технологическими процессами. Постоянное

36

Высшее образование

обновление и модернизация основного и вспомогательного оборудования, изменение его состава, системы управления, контроля исправности оборудования, введение принципиально новых устройств управления и защиты, совершенствование системы управления обслуживающим персоналом и др., в конечном счете, направлены на повышение эффективности технологического процесса. А развитие новых технологий на предприятиях ОАО «Газпром» требует соответствующей организации квалифицированного труда и, следовательно, особого внимания к профессиональному образованию. В связи с этим совершенствуются и непрерывно меняются профессиональные требования к уровню квалификации рабочих и специалистов, обслуживающих оборудование и осуществляющих функционирование технологических процессов в газовой отрасли [2].

Одной из приоритетных задач в организации учебно-воспитательного процесса техникума является определение соответствия образовательных услуг запросам заказчиков, формирование оптимальной процедуры совершенствования качества профессионального образования, нацеленной на конечный результат - подготовку квалифицированных специалистов среднего звена на рынке труда, профессионалов, востребованных работодателями. Решение поставленной задачи возможно только при условии тесного сотрудничества, обогащения и поиска новых форм социального партнерства техникума и предприятий ОАО «Газпром», сориентированного на максимальное согласование и реализацию

интересов всех участников образовательного процесса.

Новоуренгойский техникум - это негосударственное образовательное учреждение, учредитель которого ОАО «Газпром». Главным заказчиком и потребителем конечного продукта труда (квалифицированные специалисты газовой отрасли) являются различные предприятия, подразделения Открытого Акционерного Общества «Газпром», функционирующие в регионе. Все это откладывает свой отпечаток, создает специфику и определяет особенности в организации социального партнерства.

Созданная в техникуме система потребительского мониторинга удовлетворенности образовательными услугами позволяет не только проводить идентификацию потребителей, определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей, но и с помощью анализа сопоставлять ожидания и оценивать фактическую удовлетворенность качеством образовательных услуг потребителями. А так же своевременно корректировать и определять перспективные векторы развития социального партнерства, которые позволяют прежде всего улучшить качество подготовки специалистов газовой отрасли и удовлетворять потребности заказчиков на рынке труда.

Получение сертификата и организация образовательной деятельности техникума в соответствии с требованиями международной Системы Менеджмента Качества позволили гораздо мобильней и эффективнее разрабатывать и осуществлять корректирующие действия по улучшению

Казанский педагогический журнал

4'2006

сложившейся системы социального партнерства на основе аналитических мониторинговых процедур. Такой подход позволил: осуществлять постоянный доступ к информации о рынке труда; своевременно уточнять структуру востребованности кадров на рынке труда; осуществлять учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов при своевременной совместной коррекции содержания профессионального образования; эффективно организовывать практику студентов на предприятиях отрасли; производить оценку качества подготовки специалистов независимыми экспертами и др.

Одной из эффективных форм социального партнерства по согласованию требований предприятий-заказчиков к профессиональным знаниям и навыкам выпускника НОУ СПО «Новоуренгойский техникум газовой промышленности» ОАО «Газпром» является систематическая (один-два раза в год) организация работы «круглого стола». Само по себе организовать в системе работу в форме «круглого стола» по проблемам координации предъявляемых требований к выпускнику - это событие для образовательного учреждения. В чем же эффективность такой формы социального партнерства? Прежде всего это открытый диалог администрации техникума, зав. кафедр, преподавателей спец. дисциплин с представителями предприятий-заказчиков кадров, который заряжен огромной энергией сотрудничества, резонансом согласованных траекторий по интересующей проблеме. Подготовка и организация работы «круглого стола» сопровож-

дается, как правило, активной дискуссией, обменом опыта, согласованием мнений, «мозговым штурмом», интервьюированием, рефлексией, «блиц» вопросами, экспертными оценками. Более того, такая форма работы создает огромный позитивный психологический заряд: она консолидирует вокруг проблемы, создает среди партнеров чувство сопричастности и настрой на общее значимое дело, которое требует от всех участников социального партнерства, кропотливости, согласованности и ответственности.

Основной целью «круглого стола» является определение и коррекция необходимых профессиональных требований предприятий-заказчиков кадров к профессиональному уровню выпускника техникума, которые в дальнейшем могут быть использованы для разработки мероприятий по совершенствованию подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов среднего звена для газовой отрасли региона, например, Консультативным Комитетом или Ассоциацией работодателей по созданию профессиональных стандартов третьего поколения.

Повышению эффективности работы «круглого стола», как формы социального партнерства техникума с работодателями, значительно способствует мониторинг изучения предъявляемых требований работодателей-заказчиков кадров, который основан на методике, разработанной в «Положении о системе потребительского мониторинга удовлетворенности образовательными услугами». Банк методов мониторингового исследования

40

Высшее образование

составляют: анкетирование, социологический опрос, тестирование, сравнительный анализ, контент-анализ, собеседование, рейтинговая оценка и др. Качество проведенного мониторинга создает почву для более глубокого и детального обсуждения вопросов, связанных с коррекцией предъявляемых требований работодателей к выпускникам техникума. Так, например, основанием для обсуждений на заседании последнего «круглого стола» «Совершенствование подготовки специалистов в соответствии с требованиями потребителей», который проводился в этом учебном году, явились следующие материалы:

- данные социологического опроса руководителей и специалистов подразделений ООО «Уренгойгазпром», проведенный службой социального развития отдела социально-психологических исследований по заявке техникума на тему: «Определение наиболее значимых качеств специалиста выпускника Новоуренгойского техникума газовой промышленности, соответствующих современным требованиям работодателя»;

- анализ результатов трудоустройства выпускников техникума за последние три года (2005-2007 гг.);

- извлечение из требований к ЗУН Государственных образовательных стандартов СПО второго поколения (2002 г.);

- аналитические материалы «Состояние качества прохождения всех видов производственной практики студентами техникума 2006-2007 гг.»;

- контент-анализ отзывов руководителей и специалистов подразделений предприятия ООО «Уренгой-

газпром» , проведенный по итогам прохождения студентами техникума практики получения рабочей профессии и практики по профилю специальности в мае-октябре 2007г;

- итоги социально-психологического тестирования « Адаптация и профессиональная мотивация студентов четвертого курса»;

- экспертная оценка профессиональных качеств и требований (отраслевых) работодателей к выпускнику техникума.

В рамках проведения «круглого стола» на основе данных мониторинга, а также живой дискуссии произведена акцентуация проблем, результатов взаимодействия предприятий-заказчиков кадров и техникума по определению требований к профессиональным знаниям и навыкам выпускника. Это позволило выявить проблемы и тенденции, к которым можно отнести:

а) со стороны работодателей:

• подготовка специалистов среднего звена в техникуме требует мобильной коррекции и уточнений, предъявляемых к профессиональным качествам и требованиям со стороны работодателей;

• отсутствие способности у выпускников сразу включаться в производственный процесс без «дообучения» со стороны работодателя на производстве;

• не в полной мере соответствует требованиям работодателей обладание выпускниками метапрофессиональ-ными качествами (коммуникативными, личностными, мотивационными), такими, как: способность принимать самостоятельные решения, инициативность, способность к самообучению,

Казанский педагогический журнал

4'2006

ответственность за выполняемую работу, дисциплинированность и др.;

• овладение смежными специальностями и стремление к непрерывному образованию, отсутствие практического опыта и излишне теоретизи-рованное обучение;

б) со стороны студентов-выпускников:

• отсутствие возможности гарантированного трудоустройства и размытые перспективы профессионального роста;

• отсутствие возможности получения более высокого квалификационного разряда во время прохождения производственной практики;

в) со стороны образовательного учреждения:

• отсутствие эффективного механизма взаимодействия по согласованию с работодателями меняющихся требований к качеству образования выпускников (профессиональные компетенции, содержание, объем и количество необходимых специальностей);

• создание условий для совершенствования и модернизации технологической и производственной практик, взаимного сотрудничества в исследовательских проектах и овладении новыми производственными технологиями;

• совершенствование системы повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин, их стажировка и адаптация к новым технологиям производства.

Таким образом, проведенный анализ результатов взаимодействия техникума и предприятий-заказчиков кадров позволяет констатировать:

- мониторинг изучения предъявляемых требований предприятий-заказчиков кадров к профессиональным знаниям и навыкам выпускника техникума является эффективной формой выявления новых тенденций взаимного сотрудничества при условии, если носит системный характер;

- укрепление традиционных форм социального партнерства и поиск новых, таких, как проведение «круглого стола» с работодателями, представителями предприятий, является эффективной, оптимальной и приемлемой формой для организации диалога между техникумом и заказчиками кадров по согласованию требований и профессиональных качеств к выпускникам техникума;

- предъявляемые требования предприятий-заказчиков к знаниям, умениям и профессиональным качествам выпускника, выявленные в результате проведенных мониторинговых исследований и «круглого стола», сопряжены и согласуются с ГОС СПО второго поколения и носят рекомендательный и акцентуальный характер.

Безусловно, «круглый стол» как форма социального партнерства позволяет расширить спектр обсуждаемых проблем, к которым можно отнести: совместную корректировку программ специальных дисциплин; обучение студентов на современном оборудовании с внедрением прогрессивных технологий; организацию получения востребованных рабочих профессий в рамках ДПО; использование специалистов производства в учебно-воспитательном процессе, улучшение условий по организации производственной практики, участие работодателей

42

Высшее образование

в подготовке дипломных проектов, целевое (фирменное) обучение студентов, улучшение материальной базы техникума и др.

Однако, как говорят, любая река должна иметь свои истоки, так и одной из существенных проблем социального партнерства является проблема согласования требований предприятий-заказчиков кадров к качеству подготовки специалистов -выпускников техникума. Потому что они являются основой в формировании профессиональных компетенций выпускников, будущих специалистов газовой отрасли. Обозначим лишь некоторые, наиболее значимые требования, определенные работодателями.

Среди требований предприятий-заказчиков кадров к знаниям, умениям и профессиональным качествам выпускника техникума следует выделить требования к умениям в производственно-технологической деятельности. Выпускник должен уметь: соблюдать правила технической эксплуатации обслуживаемого оборудования; прогнозировать и предотвращать аварийные ситуации; осуществлять ремонтно-техническое обслуживание оборудования; отыскивать и устранять неисправности обслуживаемого оборудования; осуществлять и оценивать ход технологического процесса; осуществлять эксплуатацию и оценивать состояние оборудования и систем по показаниям штатных приборов; осуществлять производственные процессы в производственной деятельности с помощью технических средств.

В организационно-управленческой деятельности выпускник должен

уметь: обеспечивать безопасное ведение работ на производственном участке; осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности; осуществлять контроль и исполнять требования промышленной безопасности, находить компромиссные и оптимальные решения; организовывать работу производственного участка и подчиненного персонала в соответствии с технологическими регламентами на всех этапах.

В профессиональной деятельности выпускник должен знать: принцип работы элементов автоматики и регулирующих устройств обслуживаемого оборудования; конструкцию обслуживаемого оборудования; технико-экономические характеристики обслуживаемого оборудования; правила эксплуатации обслуживаемого оборудования; правила пожарной безопасности и электробезопасности; правила оказания первой доврачебной помощи; технику и технологию; состав, устройство и порядок работы сооружений.

Кроме того, работодателями сформулированы требования к метапро-фессиональным качествам (наиболее значимые качества, которыми должен обладать выпускник техникума при выполнении отраслевых требований в рамках полученной специальности). Обозначим некоторые из них, которыми, по мнению работодателей, должен обладать выпускник:

а) среди мыслительных способностей: динамичностью и гибкостью мышления; системностью мышления; способностью применять свой набор знаний в нестандартных условиях;

Казанский педагогический журнал

4'2006

б) среди коммуникативных качеств: способностью четко излагать свои мысли; владение технологиями устного и письменного общения на разных языках (в том числе компьютерным и иностранным языком техническим); эффективного (конструктивного сотрудничества) взаимодействия с людьми; способностью работать в коллективе, умением позитивно воспринимать критику;

в) среди организационных качеств: самоорганизацией и умением распределить рабочее время; способностью организовать взаимодействие; способностью ориентироваться на конкретный результат деятельности;

г) среди личностных качеств: готовностью проявлять ответственность за выполняемую работу; трудолюбием; исполнительностью, надежностью, готовностью к выполнению требований предприятий; социальной и профессиональной мобильностью; способностью к самостоятельному принятию решений; готовностью к изменениям, личностному росту; готовностью к обучению, повышению профессионального, образовательного уровня; готовностью работать на опасном промышленном объекте.

В результате проведения «круглого стола» и мониторинга, выработанные требования и профессиональные качества, предъявляемые к выпускнику техникума, могут быть представлены для дальнейшего обсуждения и принятия решения Ассоциацией работодателей, Консультативным комитетом по разработке требований к качеству выпускника-специалиста НОУ СПО «Новоуренгойского техникума газовой промышленности» ОАО «Газ-

пром», определению профессиональных компетенций и созданию профессиональных стандартов третьего поколения [4].

Таким образом, применение таких активных форм социального партнерства, как «круглый стол», позволяет не только согласовывать и акцентировать актуальные проблемы взаимодействия партнеров (Новоуренгойского техникума газовой промышленности с предприятиями-заказчиками кадров), но и существенно влиять на выстраивание и складывание устойчивой кластерной политики в профессиональном образовании региона [5]. В частности это касается ключевых вопросов, например, в области коррекции предъявляемых требований к выпускнику техникума, в формировании профессиональных компетенций и рекомендаций по созданию профессиональных стандартов в отрасли.

Литература:

1. Мухаметзянова Г. В. Компетент-ностный подход к организации профессионального образования / Профессиональное образование и производство: проблемы социального партнерства, профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников.- Казань, 2007.- С. 3-4.

2. Миркин Я.М. «Разработка организационно-экономических механизмов обеспечения деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования» / Проект, финансовая академия при правительстве РФ, budget-norm.- М.,

2006.- С. 24.

3. Дьячков Ю.А. Профессиональный стандарт - требование времени / Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — Казань, 29 ноября 2007 года.- С. 160.

4. Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием.- Казань,

2007.- С. 86.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.