М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
музыкального слуха. Фактор образован 6 переменными. Все виды музыкального слуха имеют значимые факторные нагрузки. При этом в интегрированном слухе наибольшие нагрузки находятся в иерархическом порядке:
1) гармонический (интервалы и аккорды), мелодия;
2) штриховой вид слуха;
3) динамический слух;
4 ) ритмический слух.
Подытоживая вышеизложенное,
отметим, что в первой группе больший удельный вес в структуре музыкального слуха имеет мелодический слух, а во второй - гармонический слух.
1212006
Как показано Ю.А. Цагарелли (1989), наиболее высокое иерархическое положение в структуре музыкального слуха Занимает гармонический слух, КЭ.К более позднее образование. В нашем случае показано, что у более опытных музыкантов начинает доминировать гармонический слух, что подтверждает иерархическую структуру музыкального слуха.
Направленность музыкантов-исполнителей
Межгрупповые сравнения учащихся музыкальных школ и училищ по направленности представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели межгруппового сравнения (по Стьюденту) по направленности между учащимися музыкальных школ (п = 66) и училищ (п = 66)
Но Параметры 1 группа Учащиеся муз, школ 2 группа Учащиеся муз. училищ (- критерий Уровень значимости (р)
Ср. балл Ср. балл
3 Социальный 4,06 7,40 -6,037 0,001
6 Артистический 7,28 8,31 -1,815 0,072
Из таблицы видно, что различия имеются по социальной направленности (£ = 6,037; до 0,001), Учащиеся музыкального училища превосходят школьников по социальным умениям, а также по артистическому типу направленности (£= 1,815; р Щ 0,072), что связано с опорой на эмоции, воображение, интуицию.
Можно констатировать, что структура направленности выражена ярче у учащихся музыкальных училищ по
64
сравнению с учащимися школьниками. Вместе с тем по средним данным в обеих группах доминирующим является артистический тип направленности (7,28 и 8,31 балла соответственно). Это вполне закономерно. Так как их музыкальная деятельность связана как с эмоциями, так и с воображением, интуицией, Таким образом, направленность музыкантов-испол-нителей в процессе овладения музыкальной деятельностью изменяется,
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Среднее специальное образование: опыт, проблемы
становится ярче выраженной с доминированием таких ее типов, как социальная и артистическая направленность.
Для того чтобы уточнить структуру направленности у учащихся музыкальных школ и училищ, мы воспользовались факторным анализом.
Факторизация переменных, связанных с направленностью у школьников, показала, что структуру образует один фактор: собственный вес фактора равен 3,533; доля дисперсии - 0,58.
Фактор образуют все переменные со значимыми нагрузками. При этом первую позицию занимают: конвен-циальный (-0,875), артистический (-0,854) и интеллектуальный (-0,809) типы направленности, остальные по порядку: социальный (-0,778), реалистический (-0,676) и предприимчивый (-0,562).
Факторизация переменных, связанных с направленностью у учащихся музыкального училища, показала, что структуру образует также один фактор: собственный вес фактора равен 2,503; доля дисперсии - 0,41.
Фактор образован пятью факторами со значимыми нагрузками. Доминирующим типом в данной структуре является артистический тип направленности с наибольшей факторной нагрузкой (0,865). Следующую более низкую позицию занимают сразу несколько типов: конвенциальный (-0,673), предприимчивый (-0,637), социальный (-0,607). И, наконец, нижнюю позицию - реалистический (-0,542).
Сравнивая структуры направленности учащихся школ и училищ, можно констатировать, что по мере овла-
дения музыкальной профессиональной деятельностью направленность дифференцируется с доминированием в структуре артистического типа.
Эмоциональные особенности учащихся музыкальных школ и училищ
В качестве эмоциональных особенностей мы изучали как эмоциональные свойства (эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, эмоциональная неустойчивость), так и собственно эмоции (радость, гнев, страх и печаль). Межгрупповые сравнения по эмоциям и их свойствам среди музыкантов музыкальных школ и училищ показало следующее.
Значимые различия обнаружены по эмоциональной возбудимости. Она выше у учащихся училища (/ = 1,786; р < 0,076). А по интенсивности и длительности наблюдается лишь тенденция. У учащихся музыкальных училищ наблюдается эмоциональная неустойчивость, что отрицательно сказывается на деятельности (/ = 2,544;
0,012). Здесь необходимо отметить, что свойства эмоциональности в процессе обучения развиваются, и это нормально. Вместе с тем у учащихся музыкальных училищ наблюдается и более выраженная эмоциональная неустойчивость. Мы, рассматривая личностные особенности данной группы музыкантов, говорили об их трудностях в публичных выступлениях. В этом случае вполне логично выглядит факт, что эмоциональная неустойчивость взаимосвязана с концертным выступлением. Эмоциональная неустойчивость может быть следствием
65
^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
трудностей в публичных выступлениях.
Непосредственно по эмоциям различие наблюдается лишь по эмоции печали. Она ярче проявляется у учащихся училищ (£ = 2,124; р < 0,0360). По остальным эмоциям различия не значимы.
В целом можно сказать, что имеется некоторое преимущество у учащихся музыкальных училищ перед учащимися музыкальных школ как по отдельным эмоциональным свойствам, так и собственно эмоциям, что выглядит вполне логично, так как по мере овладения профессиональным мастерством возникает необходимость передавать содержание, настроение музыкального произведения, а это требует большей эмоциональности. Вместе с тем эмоциональная неустойчивость у учащихся училища может быть объяснена тем, что музыкальная деятельность исполнителей как одно из основных предполагает концертное исполнение. И, возможно, их слабая подготовленность к концертному выступлению и проявилась в эмоциональной неустойчивости по сравнению со школьниками.
Факторизация переменных, связанных с эмоциональными свойствами и эмоциями, показала, что структуру образуют 2 фактора. Оба фактора образуют как эмоциональные свойства, так и эмоции, имеющие значимые факторные нагрузки. 1 фактор «Интенсивность и длительность переживания эмоций» (собственный вес фактора равен 2,365; доля дисперсии-0,29) образуют такие свойства, как интенсивность (0,664) и длительность (0,849) эмоций, а также эмоция ра-
66
1212006
дости (0,779). 2 фактор «Эмоциональная возбудимость переживания эмоций» (собственный вес фактора равен 2,040; доля дисперсии - 0,25) образуют: эмоциональная возбудимость (0,702) и эмоции гнева (0,622), страха (0,555) и печали (0,726).
Факторизация переменных, связанных с эмоциональными свойствами и эмоциями у учащихся музыкальных училищ, показала, что структуру образуют 2 фактора: 1 фактор «Интенсивность и длительность эмоций» (собственный вес фактора равен 2,036; доля дисперсии - 0,25), 2 фактор биполярный «Радость - Печаль» (собственный вес фактора равен 1,707; доля дисперсии - 0,21). Это означает, что для одних музыкантов более важна эмоция радости, для других - эмоция печали. Вместе с тем отметим противоположность этих эмоций на континууме «положительные -отрицательные».
В целом видна тенденция: если на начальном этапе обучения свойства эмоциональности и эмоции взаимосвязаны по группам, то уже в среднем звене наблюдается их интеграция отдельно по свойствам и отдельно по эмоциям. Может быть, в этом проявляется специфичность эмоциональности как личностного свойства.
Особенности личностных качеств
у учащихся музыкальных школ и училищ
Для исследования личностных качеств мы использовали 16-факторный опросник Кеттелла.
Результаты показывают, что в целом по всем личностным чертам по средним показателям наблюдается
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Среднее специальное образование: опыт, проблемы
Норма. Вместе с тем, сравнивая группы начинающих и более опытных музыкантов между собой, обнаружены и различия. Так, музыканты училища более экспрессивны (£ = 3,306; р < 0,001). Нужно заметить, что экспрессия позволяет музыканту глубже проникнуть в образ музыкального произведения, полнее раскрыть содержание музыкального произведения. Произведение становится ярче. И поэтому не случайно превосходство болей опытных музыкантов. Можно предположить, что занятия музыкой способствуют развитию экспрессивности у музыкантов. Что касается превосходства более опытных музыкантов в доминировании высокой нормативности в поведении (/ = 2,773; р< 0,006), то на первый взгляд кажется, что подверженность чувствам более характерна для опытных музыкантов. Но при более пристальном рассмотрении выясняется, что все не так просто. Дело в том, что излишние эмоциональные проявления часто мешают музыканту сосредоточиться непосредственно на исполнении произведения. Часто бывает так, что музыкант эмоционально вдохновлен, эмоции «льются через край», но это никак не отражается на звучании; при этом слушатели не испытывают никаких эмоций, В данном случае вполне объяснима меньшая подверженность чувствам более опытных музыкантов. Аналогично и по меньшей чувствительности у более опытных музыкантов (/ 1,848; 0,067).
Школьники превосходят более опытных музыкантов по параметру «доверчивость - подозрительность» (¿ = 2,111; р < 0,037), хотя в обеих
группах баллы показывают среднюю выраженность данной черты.
У опытных музыкантов более развитое воображение (I = 1,671; р < 0,097), что вполне логично, так как известно, что музыкальное воображение самым непосредственным образом связано с созданием музыкального образа произведения. Повышенная тревожность у более опытных музыкантов (¿ = 3,258; р^ 0,001) может быть связана с тем, что в музыкальном училище специалисты-музыканты обязаны играть публично, то есть участвовать в концертном выступлении, причем регулярно. Как показывает практика, многие музыканты испытывают затруднения в выступлении На эстраде. Кроме того, именно по этой причине многие талантливые музыканты не смогли стать концертирующими исполнителями. В специальной литературе это явление описывается как «эстрадное волнение».
Опытные музыканты более радикальны по сравнению с музыкантами-школьниками (£ = 2,163; р < 0,033), в свою очередь, школьники менее конформны по сравнению с более опытными музыкантами (£ = 2,932; р < 0,004)/
Итак, мы видим, что в процессе овладения музыкальной деятельностью личностные качества музыкантов изменяются. При этом изменение их непосредственно связано с особенностями музыкально исполнительской деятельностью.
Мы рассмотрели личностные профессионально важные особенности начинающих и более опытных музыкантов. Исследование позволяет сделать следующие выводы:
6/
^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
1. Структура профессиональных личностно важных особенностей музыкантов в процессе овладения музыкально исполнительской деятельностью изменяется. Эти изменения связаны непосредственно с исполнительской деятельностью.
2. По мере овладения исполнительской деятельностью структура музыкального слуха изменяется от доминирования мелодического к гармоническому.
3. По мере овладения музыкальной профессиональной деятельностью направленность дифференцируется с доминированием в структуре артистического типа.
4. Структура свойств эмоциональности и непосредственно эмоций изменяется, образуя такое свойство личности, как эмоциональность. Детерминантой изменения является особенность их взаимосвязей: интеграция эмоций и их свойств на начальном этапе - интеграция отдельно по свойствам и отдельно по эмоциям в среднем звене.
1212006
5. Развитие личностных качеств обусловлено спецификой музыкально исполнительской деятельности: более интенсивно развиваются качества, способствующие успешной Исполнительской деятельности.
Литература:
1. Сулейманов Р. Ф., Коныгана С. П. Личностное ра.шитнс субъекта в процессе занятия музыкальной деятельностью / Ананьевекне чтения - 2006: Материалы научно-практической конференции «Ана-ньевекйе чтения- 2006» // Под ред. Л.А. Цветковой, А.А.Крылова,- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета^ 2006,- С. 548-550.
2. Сулейманов Р.Ф. I К-цхо.ни ическно основы профессионального мастерства музыкапта-инструментадиста.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003,-170 с,
3. Сулейманов Р.Ф. Психологическая диагностика и развитие музыкального слуха.- Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003,- 97 с.
4. Цагарелли К).А. Психология музыкально-исполнительской деятельности.-СПб., 1989.
ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОЛЛЕДЖЕ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА
Г. А. Сабитова, заведующая авиационным отделением КАТК, аспирантка ППППО РАО
Целью профессионального образования является подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, которая не представляется возможной в современных условиях рыночной экономики без участия работодателей и других социальных партнеров.
По данным Федеральной государственной службы занятости населения РТ, доля безработных граждан, имеющих среднее профессиональное образование, на 1 октября 2006 г. в РТ составляет 26% от общего количества безработных, в то время как Министерством труда и занятости РТ
66