Научная статья на тему 'Музыкально-испольнительская деятельность как условие развития личности начинающего музыканта'

Музыкально-испольнительская деятельность как условие развития личности начинающего музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимова Р. З.

The research work under the review has been performed in one of the most perspective trends which investigate operative as well as personal characteristics of young musicians. This work is bound to solve one of the most actual problems of our societythe formation of a highly developed personality by teaching children music. It is essential to mention that much attention has been paid to exploring such personal characteristics as a fine ear for music, a personal musician's trend and emotional peculiar features of students from music schools and colleges, and individual characteristics of students as well. The investigation has been carried out among the students of music schools and colleges in Nizhnekamsk and Naberezhnye. Chelny, among pianists and bay an players. A great number of students drawn info the investigation and a number of modern mathematical techniques and methods, as well as calculations, have allowed the author of the article to come to some reliable conclusions and links.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of a harmonically developed personality of young musicians through mastering their musical performing activity

The research work under the review has been performed in one of the most perspective trends which investigate operative as well as personal characteristics of young musicians. This work is bound to solve one of the most actual problems of our societythe formation of a highly developed personality by teaching children music. It is essential to mention that much attention has been paid to exploring such personal characteristics as a fine ear for music, a personal musician's trend and emotional peculiar features of students from music schools and colleges, and individual characteristics of students as well. The investigation has been carried out among the students of music schools and colleges in Nizhnekamsk and Naberezhnye. Chelny, among pianists and bay an players. A great number of students drawn info the investigation and a number of modern mathematical techniques and methods, as well as calculations, have allowed the author of the article to come to some reliable conclusions and links.

Текст научной работы на тему «Музыкально-испольнительская деятельность как условие развития личности начинающего музыканта»

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

музыкального слуха. Фактор образован 6 переменными. Все виды музыкального слуха имеют значимые факторные нагрузки. При этом в интегрированном слухе наибольшие нагрузки находятся в иерархическом порядке:

1) гармонический (интервалы и аккорды), мелодия;

2) штриховой вид слуха;

3) динамический слух;

4 ) ритмический слух.

Подытоживая вышеизложенное,

отметим, что в первой группе больший удельный вес в структуре музыкального слуха имеет мелодический слух, а во второй - гармонический слух.

1212006

Как показано Ю.А. Цагарелли (1989), наиболее высокое иерархическое положение в структуре музыкального слуха Занимает гармонический слух, КЭ.К более позднее образование. В нашем случае показано, что у более опытных музыкантов начинает доминировать гармонический слух, что подтверждает иерархическую структуру музыкального слуха.

Направленность музыкантов-исполнителей

Межгрупповые сравнения учащихся музыкальных школ и училищ по направленности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели межгруппового сравнения (по Стьюденту) по направленности между учащимися музыкальных школ (п = 66) и училищ (п = 66)

Но Параметры 1 группа Учащиеся муз, школ 2 группа Учащиеся муз. училищ (- критерий Уровень значимости (р)

Ср. балл Ср. балл

3 Социальный 4,06 7,40 -6,037 0,001

6 Артистический 7,28 8,31 -1,815 0,072

Из таблицы видно, что различия имеются по социальной направленности (£ = 6,037; до 0,001), Учащиеся музыкального училища превосходят школьников по социальным умениям, а также по артистическому типу направленности (£= 1,815; р Щ 0,072), что связано с опорой на эмоции, воображение, интуицию.

Можно констатировать, что структура направленности выражена ярче у учащихся музыкальных училищ по

64

сравнению с учащимися школьниками. Вместе с тем по средним данным в обеих группах доминирующим является артистический тип направленности (7,28 и 8,31 балла соответственно). Это вполне закономерно. Так как их музыкальная деятельность связана как с эмоциями, так и с воображением, интуицией, Таким образом, направленность музыкантов-испол-нителей в процессе овладения музыкальной деятельностью изменяется,

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

становится ярче выраженной с доминированием таких ее типов, как социальная и артистическая направленность.

Для того чтобы уточнить структуру направленности у учащихся музыкальных школ и училищ, мы воспользовались факторным анализом.

Факторизация переменных, связанных с направленностью у школьников, показала, что структуру образует один фактор: собственный вес фактора равен 3,533; доля дисперсии - 0,58.

Фактор образуют все переменные со значимыми нагрузками. При этом первую позицию занимают: конвен-циальный (-0,875), артистический (-0,854) и интеллектуальный (-0,809) типы направленности, остальные по порядку: социальный (-0,778), реалистический (-0,676) и предприимчивый (-0,562).

Факторизация переменных, связанных с направленностью у учащихся музыкального училища, показала, что структуру образует также один фактор: собственный вес фактора равен 2,503; доля дисперсии - 0,41.

Фактор образован пятью факторами со значимыми нагрузками. Доминирующим типом в данной структуре является артистический тип направленности с наибольшей факторной нагрузкой (0,865). Следующую более низкую позицию занимают сразу несколько типов: конвенциальный (-0,673), предприимчивый (-0,637), социальный (-0,607). И, наконец, нижнюю позицию - реалистический (-0,542).

Сравнивая структуры направленности учащихся школ и училищ, можно констатировать, что по мере овла-

дения музыкальной профессиональной деятельностью направленность дифференцируется с доминированием в структуре артистического типа.

Эмоциональные особенности учащихся музыкальных школ и училищ

В качестве эмоциональных особенностей мы изучали как эмоциональные свойства (эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, эмоциональная неустойчивость), так и собственно эмоции (радость, гнев, страх и печаль). Межгрупповые сравнения по эмоциям и их свойствам среди музыкантов музыкальных школ и училищ показало следующее.

Значимые различия обнаружены по эмоциональной возбудимости. Она выше у учащихся училища (/ = 1,786; р < 0,076). А по интенсивности и длительности наблюдается лишь тенденция. У учащихся музыкальных училищ наблюдается эмоциональная неустойчивость, что отрицательно сказывается на деятельности (/ = 2,544;

0,012). Здесь необходимо отметить, что свойства эмоциональности в процессе обучения развиваются, и это нормально. Вместе с тем у учащихся музыкальных училищ наблюдается и более выраженная эмоциональная неустойчивость. Мы, рассматривая личностные особенности данной группы музыкантов, говорили об их трудностях в публичных выступлениях. В этом случае вполне логично выглядит факт, что эмоциональная неустойчивость взаимосвязана с концертным выступлением. Эмоциональная неустойчивость может быть следствием

65

^^^тлшл 4- п жшгс

Казанский педагогический журнал

трудностей в публичных выступлениях.

Непосредственно по эмоциям различие наблюдается лишь по эмоции печали. Она ярче проявляется у учащихся училищ (£ = 2,124; р < 0,0360). По остальным эмоциям различия не значимы.

В целом можно сказать, что имеется некоторое преимущество у учащихся музыкальных училищ перед учащимися музыкальных школ как по отдельным эмоциональным свойствам, так и собственно эмоциям, что выглядит вполне логично, так как по мере овладения профессиональным мастерством возникает необходимость передавать содержание, настроение музыкального произведения, а это требует большей эмоциональности. Вместе с тем эмоциональная неустойчивость у учащихся училища может быть объяснена тем, что музыкальная деятельность исполнителей как одно из основных предполагает концертное исполнение. И, возможно, их слабая подготовленность к концертному выступлению и проявилась в эмоциональной неустойчивости по сравнению со школьниками.

Факторизация переменных, связанных с эмоциональными свойствами и эмоциями, показала, что структуру образуют 2 фактора. Оба фактора образуют как эмоциональные свойства, так и эмоции, имеющие значимые факторные нагрузки. 1 фактор «Интенсивность и длительность переживания эмоций» (собственный вес фактора равен 2,365; доля дисперсии-0,29) образуют такие свойства, как интенсивность (0,664) и длительность (0,849) эмоций, а также эмоция ра-

66

1212006

дости (0,779). 2 фактор «Эмоциональная возбудимость переживания эмоций» (собственный вес фактора равен 2,040; доля дисперсии - 0,25) образуют: эмоциональная возбудимость (0,702) и эмоции гнева (0,622), страха (0,555) и печали (0,726).

Факторизация переменных, связанных с эмоциональными свойствами и эмоциями у учащихся музыкальных училищ, показала, что структуру образуют 2 фактора: 1 фактор «Интенсивность и длительность эмоций» (собственный вес фактора равен 2,036; доля дисперсии - 0,25), 2 фактор биполярный «Радость - Печаль» (собственный вес фактора равен 1,707; доля дисперсии - 0,21). Это означает, что для одних музыкантов более важна эмоция радости, для других - эмоция печали. Вместе с тем отметим противоположность этих эмоций на континууме «положительные -отрицательные».

В целом видна тенденция: если на начальном этапе обучения свойства эмоциональности и эмоции взаимосвязаны по группам, то уже в среднем звене наблюдается их интеграция отдельно по свойствам и отдельно по эмоциям. Может быть, в этом проявляется специфичность эмоциональности как личностного свойства.

Особенности личностных качеств

у учащихся музыкальных школ и училищ

Для исследования личностных качеств мы использовали 16-факторный опросник Кеттелла.

Результаты показывают, что в целом по всем личностным чертам по средним показателям наблюдается

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

Норма. Вместе с тем, сравнивая группы начинающих и более опытных музыкантов между собой, обнаружены и различия. Так, музыканты училища более экспрессивны (£ = 3,306; р < 0,001). Нужно заметить, что экспрессия позволяет музыканту глубже проникнуть в образ музыкального произведения, полнее раскрыть содержание музыкального произведения. Произведение становится ярче. И поэтому не случайно превосходство болей опытных музыкантов. Можно предположить, что занятия музыкой способствуют развитию экспрессивности у музыкантов. Что касается превосходства более опытных музыкантов в доминировании высокой нормативности в поведении (/ = 2,773; р< 0,006), то на первый взгляд кажется, что подверженность чувствам более характерна для опытных музыкантов. Но при более пристальном рассмотрении выясняется, что все не так просто. Дело в том, что излишние эмоциональные проявления часто мешают музыканту сосредоточиться непосредственно на исполнении произведения. Часто бывает так, что музыкант эмоционально вдохновлен, эмоции «льются через край», но это никак не отражается на звучании; при этом слушатели не испытывают никаких эмоций, В данном случае вполне объяснима меньшая подверженность чувствам более опытных музыкантов. Аналогично и по меньшей чувствительности у более опытных музыкантов (/ 1,848; 0,067).

Школьники превосходят более опытных музыкантов по параметру «доверчивость - подозрительность» (¿ = 2,111; р < 0,037), хотя в обеих

группах баллы показывают среднюю выраженность данной черты.

У опытных музыкантов более развитое воображение (I = 1,671; р < 0,097), что вполне логично, так как известно, что музыкальное воображение самым непосредственным образом связано с созданием музыкального образа произведения. Повышенная тревожность у более опытных музыкантов (¿ = 3,258; р^ 0,001) может быть связана с тем, что в музыкальном училище специалисты-музыканты обязаны играть публично, то есть участвовать в концертном выступлении, причем регулярно. Как показывает практика, многие музыканты испытывают затруднения в выступлении На эстраде. Кроме того, именно по этой причине многие талантливые музыканты не смогли стать концертирующими исполнителями. В специальной литературе это явление описывается как «эстрадное волнение».

Опытные музыканты более радикальны по сравнению с музыкантами-школьниками (£ = 2,163; р < 0,033), в свою очередь, школьники менее конформны по сравнению с более опытными музыкантами (£ = 2,932; р < 0,004)/

Итак, мы видим, что в процессе овладения музыкальной деятельностью личностные качества музыкантов изменяются. При этом изменение их непосредственно связано с особенностями музыкально исполнительской деятельностью.

Мы рассмотрели личностные профессионально важные особенности начинающих и более опытных музыкантов. Исследование позволяет сделать следующие выводы:

6/

^^^тлшл 4- п жшгс

Казанский педагогический журнал

1. Структура профессиональных личностно важных особенностей музыкантов в процессе овладения музыкально исполнительской деятельностью изменяется. Эти изменения связаны непосредственно с исполнительской деятельностью.

2. По мере овладения исполнительской деятельностью структура музыкального слуха изменяется от доминирования мелодического к гармоническому.

3. По мере овладения музыкальной профессиональной деятельностью направленность дифференцируется с доминированием в структуре артистического типа.

4. Структура свойств эмоциональности и непосредственно эмоций изменяется, образуя такое свойство личности, как эмоциональность. Детерминантой изменения является особенность их взаимосвязей: интеграция эмоций и их свойств на начальном этапе - интеграция отдельно по свойствам и отдельно по эмоциям в среднем звене.

1212006

5. Развитие личностных качеств обусловлено спецификой музыкально исполнительской деятельности: более интенсивно развиваются качества, способствующие успешной Исполнительской деятельности.

Литература:

1. Сулейманов Р. Ф., Коныгана С. П. Личностное ра.шитнс субъекта в процессе занятия музыкальной деятельностью / Ананьевекне чтения - 2006: Материалы научно-практической конференции «Ана-ньевекйе чтения- 2006» // Под ред. Л.А. Цветковой, А.А.Крылова,- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета^ 2006,- С. 548-550.

2. Сулейманов Р.Ф. I К-цхо.ни ическно основы профессионального мастерства музыкапта-инструментадиста.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003,-170 с,

3. Сулейманов Р.Ф. Психологическая диагностика и развитие музыкального слуха.- Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003,- 97 с.

4. Цагарелли К).А. Психология музыкально-исполнительской деятельности.-СПб., 1989.

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОЛЛЕДЖЕ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА

Г. А. Сабитова, заведующая авиационным отделением КАТК, аспирантка ППППО РАО

Целью профессионального образования является подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, которая не представляется возможной в современных условиях рыночной экономики без участия работодателей и других социальных партнеров.

По данным Федеральной государственной службы занятости населения РТ, доля безработных граждан, имеющих среднее профессиональное образование, на 1 октября 2006 г. в РТ составляет 26% от общего количества безработных, в то время как Министерством труда и занятости РТ

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.