Научная статья на тему 'Опыт формирования готовности студентов к исследовательской деятельности на примере стран Европы'

Опыт формирования готовности студентов к исследовательской деятельности на примере стран Европы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курганов А. В.

This issue reveals the system of preparing students for research work and the specific system of scientific work organization in European countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования готовности студентов к исследовательской деятельности на примере стран Европы»

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

Практика социального партнерства предприятий и учебных заведений в подготовке кадров в Китае показывает, что партнерство не только способствует решению проблем трудоустройства выпускников, но и проблем приема в учебные заведения и расширения источников финансирования профессионального образования.

Социальное партнерство предприятий и учебных заведений профессионального образования - приоритетное направление развития профессионального образования в Китае, самы-

2'2006

ми распространенными моделями партнерства предприятий и учебных заведений профессионального образования в Китае являются подготовка кадров в учебных заведениях но заказу предприятий; подготовка кадров на основе соединения работы и учебы на старших курсах; подготовка кадров методом соединения концетрирован-ного теоретического обучения в учебных заведениях и концентрированного практического обучения на предприятия; усиления развития дополнительного образования на базе учебных заведений.

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОПЫ

А. В. Курганов, младший научный сотрудник 111111 ПО РАО

В современных условиях для процветания государства необходимы высококвалифицированные специалисты, обладающие не только необходимыми знаниями, умениями и навыками в своей профессиональной области, но и способные вести несло довательскую деятельность. Действительно, проводить исследования должны не только специально подготовленные для этого люди ~ ученые, но и практики. Именно они при достаточной подготовке способны обеспечить необходимую связь фундаментальной науки с практической деятельностью. Анализ зарубежной литературы показывает, что в настоящее время существуют различные способы стимулирования исследовательской деятельности, которые включают в себя как материальное, так и мораль-

114

ное поощрение. Однако, для того чтобы эффективность исследовательской деятельности была максимальной, преподаватели должны получить соответствующую подготовку.

В Европе сложилась специфическая система организации научной деятельности студентов с дифференцированными, возрастающими количественными и качественными требованиями к ней. На базовом уровне учебные заведения используют все возможности для целенаправленного вовлечения студентов в самостоятельную работу с первого курса. В частности, исследования, проведенные в Германии, показывают, что если способности и навыки к самостоятельному научному труду не прививаются систематически на начальном этапе обучения в вузе, то студенты не смогут

Q

+

О

в фазе непосредственного включения в научное исследование полностью применить и использовать свои возможности. Система высшего образования в Германии с точки зрения организации делит обучение на два этапа - базовый (Grundstudium) и главный (Haupstudium). Базовый этап является общим для всех и делится на два года. На главном этапе студенты также разделяются на два потока с практической и теоретической ориентацией. Первый поток продолжается два года и готовит кадры специалистов среднего звена. Второй поток составляет четыре семестра. Для студентов со склонностью к научной работе введено дополнительное двухлетнее обучение с соответствующей научной подготовкой. По окончании вуза студенты сдают выпускные экзамены, которые «должны показать, насколько цель обучения достигнута»,

В качестве цели, например, в законе о высшей школе г. Гамбурга декларируется «приобретение студентом специальных знаний и навыков, овладение (в зависимости от вуза) методами научно работы, готовность к профессиональной деятельности» [4, с. 546-549]. Университеты Германии ориентированы на проведение научных исследований и подготовку профессиональных кадров высокого класса. Особое внимание уделяется работе по договорам t промышленными предприятиями. Важнейшими факторами повышения эффективности обучения в высшей школе считаются практика на предприятии, выполнение дипломных работ, ориентированных на промышленное внедрение, чтение лекций в вузах специалистами промышленных предприятий, свободные практи-

Образование за рубежом

ческие семестры для преподавателей и др. Причем в вуз поступают заказы от предприятий на решение конкретных прикладных Задач. Одним из важных условий организации научной деятельности студентов является формирование готовности к ней и к учебной деятельности вообще.

Немецкий ученый Э.Киль обращает внимание преподавателей высшей школы на проблемы методологического образования студентов [ 1, с.94]. Одна из них - обучение студентов умению владеть общими и специфическими для каждой науки методами и применять их в самостоятельной научной деятельности. Поэтому преподаватели высшей школы должны рассматривать методологическое образование студентов в единстве с общим учебно-воспитательным процессом. Овладение студентами научными методами происходит в совместной и коллективной деятельности с преподавателями в вузе. Поэтому методы научной деятельности связаны с методами организации социальных отношений, В процессе приобщения студента к науке одновременно происходит и развитие необходимых социальных отношений, формируются мировоззренческие позиции, представления об общественных ценностях, основные моральные ценности и свойства характера. Знакомство студентов с научными методами - основа науч-но-методической организации учебного процесса, поэтому методологическое образование студентов включает знание методов, владение ими и желание применить их для общественно значимых целей.

В плане методологического образования студентов важная роль при

Jour_N2_2008.p65 115 16.01.09,12:48

:

+

I о

Казанский педагогический журнал

12006

надлежит также гуманитарным наукам, в процессе изучения которых формируются «ключевые квалификации»: навыки письменной и устной речи; новое, свободное от рутины мышление; ум,- склонный к инновациям; системный подход к проблемам, основанный на определенной концепции; системное мышление; автономность; способность ориентироваться в незнакомой системе. Подобные цик лы лекций читаются за рубежом. Например, в университете им, Ю. Либи-ха (г. Гиссен) ~ как ответ на заинтересованность студентов м аспирантов в том, какие изменения происходят в различных областях науки, и как они влияют на картину мира - лекции освещают круг разнообразных дисциплин: языкознания, социологии, медицины, экономики, юриспруденции, физики, биологии, географии и других наук и помогают представить картину мира в комплексе и то место, какое занимает в ней наука, научное исследование и научные достижения. Цель таких лекций состоит в том, чтобы на основе междисциплинарного подхода способствовать формированию методологической культуры научного исследования.

Чтение подобных курсов призвано способствовать организации оптимальной научной деятельности студентов, освоению ими элементов методики научных исследований, В результате изучения теоретического курса и выполнения практических исследований студенты осваивают методологию и методику научных исследований, их планирование и организацию, учатся отбирать необходимую информацию по теме исследования, формулировать его цель и задачи,

определять теоретические предпосылки, планировать и проводить эксперимент, обрабатывать результаты, формулировать выводы, составлять по результатам исследования отчет, доклад или статью.

В Великобритании определению готовности студента к самостоятельной учебной и научной деятельности серьезно способствует психодиагностика. Наибольшей валидностью в отношении прогноза успешности участия студента в научной деятельности в вузе обладают многочисленные варианты тестов общего интеллектуального развития, мотивации достижений в области выполнения научно-исследовательских программ и т. д. Стандартизированный тестовый контроль овладения знаниями и исследовательскими умениями практически возможен (он широко реализуется в Великобритании и др. странах Европы). Все это, по мнению специалистов, не означает, что зарубежная психодиагностика достигла совершенства и достаточной валид-ности и прогностичности методик, равно как и не умаляет многих серьезных научных достижений отечественной психодиагностики: психофизиологические методы, личности о-деятель-ностные методы, системно-функциональный и системно-стилевой подходы. Условия сформированности готовности к самостоятельной научной деятельности сильные студенты видят преимущественно в овладении рациональной техникой учебного и исследовательского труда, умении приобретать знания с помощью самостоятельной работы, в навыках работы с литературными источниками. Несомненно, к этому сегодня необходимо

116

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

добавить и умение извлекать нужную информацию с помощью Интернета.

Одно из направлений научно-мето-дичеекого обеспечения качества учебного процесса в системе образования Великобритании - формирование у студентов навыков научно-исследовательской работы. Оно обеспечивается активной работой преподавателей по руководству студентами в научных кружках. Для Зтого в начале учебного года уточняется тематика учебно-исследовательских работ студентов (УИРС) по специальностям, которые обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедр, затем она предлагается студентам. УИРС - чрезвычайно сложная и многогранная проблема, требующая огромных усилий как со стороны студентов по самостоятельной разработке тем, так и со стороны преподавателей по руководству этим процессом. Поэтому каждый преподаватель должен руководить только двумя-тремя студентами.

Результаты УИРС обсуждаются на ежегодных студенческих научно-практических конференциях. Победители принимают участие на городской научно-практической конференции, затем - на конференциях регионального и других уровней.

Д. Шале рассматривает методологическое образование студентов как средство и условие их активной самостоятельной научной деятельности в учебном процессе, как цель и результат этой деятельности для предстоящей профессиональной работы. Методологическое образование в высших и средних специальных учебных заведениях должно учитывать предпосылки, созданные другими ступенями образования, сознательно их

Образование за рубежом

использовать и развивать как условие научной деятельности в процессе учебы и в дальнейшей профессиональной деятельности [2, с. 4]. Д. Шале формулирует ряд требований к методологическому образованию студентов: 1) освоение его элементов следует соединять с их практическим применением студентами; 2) процесс методологического образования необходимо тесно Связывать с усвоением, развитием и применением науки в качестве рабочего инструмента студентами; 3) для систематического методологического образования студентов следует в процессе их учебы разработать систему возрастающих требований, которые ориентированы на главные виды научной деятельности в процессе учебы и позднейшую профессиональную практику выпускников [2, с. 28~38].

Рассматривая проблемы образования в Австрии и Швейцарии, специалисты отмечают, что в основе решения учиться лежат различные индивидуальные мотивы. Эти мотивы являются существенными элементами в учебе, регулирующими действия студента. Они определяют в значительной мере направленность и интенсивность индивидуальной студенческой деятельности и влияют на количественные и качественные показатели успеваемости. Под сложным процессом руководства самостоятельной работой студентов Р. Шене понимает положительное воздействие мотивации, воспитательное влияние преподавателей на отношение студентов к учебе, ориентацию и способность их к самостоятельной учебе. Решающим условием для эффективной самостоятельной работы являются уста-

11/

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

новка и отношение студентов к будущей профессии, к учебе и содержанию, подлежащему усвоению. Желание мотивировать только усвоение содержания учебного материала при самостоятельной работе без формирования широких мотивов, поведения и установок является иллюзией. Социологические исследования показывают, что высокомотивированные студенты в среднем затрачивают больше времени на самостоятельную работу и эффективнее ее используют. Поэтому именно на 1 курсе, подчеркивает Р. Шене, следует формировать мотивы и установки к учебе и способность к самостоятельной научной работе. При формировании и усилении общих мотивов на первом плане должны стоять следующие: 1) удовлетворенность от решения научных и общественно-практических значимых проблем, здоровое честолюбие при нахождении действительно новых решений; 2) любовь к профессии, увлечение работой в области будущей специальности; 3) ориентация на лучших представителей профессии, преподавателей, общественных деятелей; 4) понимание необходимости или признание обязанностей, которые исходят из постоянно растущих требований (общества, коллектива, семьи, профессионального развития и т. д.) [3].

Таким образом, анализ зарубежного опыта формирования готовности студентов к исследовательской деятельности показал, что в научной деятельности студентов следует актуализировать и развивать разнообразные воспитательно-ценные мотивы. Мотивация должна формироваться при соблюдении следующих условий: непосредственное участие студентов

116

2'2006

в научных исследованиях; участие студентов в составлении научных тем; привлечение студентов к решению плановых Задач; разработка студентами тем, вытекающих из требований практики; занятие прикладными исследованиями; выбор студентами таких научных руководителей, сотрудничество с которыми облегчает им доступ к проблемам собственного творчества; осознание студентами значения своих результатов исследования.

Рассматривая активность, самостоятельность и личную активность как необходимые качества творческой личности, характеризующиеся активной жизненной позицией, ученые пришли к выводу, что развитие и поощрение этих качеств лучше всего проявляются в научной деятельности студентов. В результате анализа зарубежного опыта научной деятельности студентов были выявлены следующие педагогические условия, необходимые для дальнейшего совершенствования указанных выше качеств: 1) широкое научно-методологическое образование студентов, направленное на усвоение и овладение методами научного познания, на осознание роли науки в современном обществе и на творческое применение этих знаний в научной деятельности; 2) формирование творческого стиля доверительных отношений между преподавателями и студентами и усиление функции преподавателя в роли консультанта и научного руководителя; 3) введение новой регламентации учебного процесса, направленного на развитие активности, самостоятельности и личной ответственности студентов (предпрактика, исследователь-

■■■■zäun

-ф- п пжш

ское обучение и т. д.); 4) формирование положительной учебной мотивации к самостоятельной учебной и научной деятельности. Ученые рассматривают мотивацию как решающую предпосылку интенсификации учебного процесса в профессиональной школе.

Литература:

1. Kiel S. Der Hochschullerer als Betreuer.- Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1987,- 155 S.

Образование за рубежом

2. Schaale D. Methodische Bildung der Studenten im Lehr- und St.udienprozess an Hoch- und Fachschulen: Studien texte.-Leipzig: Karl-Marx-Unfeersitat.,1987.- 81 S.

3. Schöne R. Anleitung der Studenten zum effektiven Selbststudium: Studienmaterial für die hochschulpädagögische Qualifizierung von Lehrkräfte,- Leipzig, 1987,- 55 S.

4. Universität. Hamburg: Personal und Verlesungszeichnis,- Hamburg, 1990. ~ S. 546-549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.