М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
ОБРАЮЬШЕ ЗА РУБЕЖОМ
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ: ОПЫТ КИТАЯ
Цзян Сяоянь научный сотрудник. Академия педагогических исследований Китая, аспирантка НПП ПО РАО
Китай в последние годы очень быстро развивается экономически, стремительными темпами увеличивается ВВП, По сумме привлечения зарубежных инвестиций наша страна занимает первое место, т. к. более 400 из 500 мировых транснациональных компаний учредили в нашей стране своп филиалы или наладили совместные предприятия. Развитие экономики и производства требует конкурентоспособных специалистов среднего звена. Подготовка специалистов соответствующих требованию рынка труда вызывает необходимость взаимодействия предприятий и учебных заведений. Правительство нашей страны считает, что такие задачи должны решаться на государственном уровне и поэтому выступило инициатором социального партнерства предприятий и учебных заведений. Премьер государственного комитета на V Съезде народных представителей X созыва сказал: «Надо поставить развитие профессионального образования на более высокий уровень... Необходимо углубить перестройку системы управления профессиональным образованием, найти такой механизм, чтобы соответствующая отрасль,
предприятие и учебное заведение совместно участвовали в управлении профессиональным образованием, следует предложить модели соединения работы с учебой для учащихся и модели партнерства для учебных заведений и предприятий».
Теперь учебные заведения профессионального образования в Китае уделяют особое внимание расширению рамок партнерства с предприятиями, включая сферу подготовки кадров. Формы партнерства предприятий и учебных заведений в подготовке кадров разнообразные, самыми распространенными из них являются следующие модели:
1. Подготовка кадров в учебных заведениях по заказу предприятий.
Учебные заведения на основе договора с предприятиями готовят учащихся в соответствии с их требованиями к структуре знаний и профессиональной квалификации выпускников, учитывая количество обучаемых, качество и сроки подготовки. Такая форма сотрудничества строится исходя из следующих принципов:
• подготовка кадров должна ориентироваться на рынок труда, соответствовать его требованиям.
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
• подготовка кадров основывается на глубоком участии предприятий, и на совместном использовании ресурсов.
• социальное партнерство предприятий и учебных заведений в подготовке кадров взаимовыгодно и строится на основе равноправных договоров.
По договору предприятие участвует в отборе учащихся, которые подвергаются экзамену, на основе полученных знаний и квалификации. После того, как предприятие заключает договора на подготовку кадров с учебным заведением и со студентами, сдавшими экзамен, в учебных заведениях из них организуются специальные группы. Учебные заведения совместно с предприятиями составляют программу обучения, разрабатывают содержание и методы обучения. Учащиеся имеют возможность выбора для себя будущей профессии по своим интересам.
Подготовка кадров в учебных заведениях по заказу предприятий может повысить эффективность профессиональной подготовки. Такая форма партнерства у нас наиболее популярна в некоторых экономически развитых районах, где развито партнерство не только с нашими предприятиями, но и с иностранными. Такие учебные заведения добились больших успехов в подготовке специалистов. Например, Сучжунский профессионально-технический колледж (негосударственное учебное заведение) стал образцовым учебным заведением благодаря партнерству с предприятиями. Он не только получает финансирование от предприятий, но и пользуется доверием среди родителей и учащихся, потому что его выпускники обычно работают на крупных предприятиях
112
22006
по договору И хорошо зарабатывают. Сегодня для поступления в данное учебное заведение нужно выдержать большой конкурс, хотя плата за обучение здесь гораздо выше, чем в государственных учебных заведениях.
2.Подготовка кадров на основе соединения работы и учебы на старших курсах. Особенность такой подготовки заключается в том, что учащиеся уже до выпуска трудоустроены.
Предприятия выбирают для работы учащихся старших курсов через собеседование и экзамен. Учащиеся после небольшого срока подготовки начинают работать на предприятиях и получают зарплату. Для того чтобы учащиеся лучше адаптировались к требованиям работодателей, учебные заведения совместно с предприятиями разрабатывают содержание и программу обучения. В основе такой организации учебного процесса лежит концентрированное обучение, а также отдельное репетиторство в рамках самостоятельной работы учащихся. Содержание обучения включает курсы подготовки на предприятиях. Специфика такой формы партнерства заключается в том, что учащиеся совмещают обучение с работой на предприятиях, т. е. они одновременно выступают и в роли студента и в роли рабочего, техника. Заработок является для студентов способом решения жизненных проблем,
В настоящее время некоторые предприятия в Китае открывают цеха в учебных заведениях, в которых студенты получают практическую подготовку под руководством специалистов предприятий.
3. Распространенной формой социального партнерства является также подготовка кадров методом соедине-
М I I гтт
4 П МП ПЕЛ
ния концентрированного теоретического обучения в учебных заведениях и концентрированного практического обучения на предприятиях.
Если сроки обучения в колледже охватывают три года, то обычно в первые два года обучение проходит в учебных заведениях, где главный упор в содержании обучения делается на теоретическую подготовку. Последний год обучения проходит на предприятиях, где дается практическая подготовка. По окончании колледжа обучаемые получают и диплом, который дает им учебное заведение, и аттестацию, которую дают ассоциации предприятий какой-либо отрасли. Такую аттестацию признают во всей стране и даже во всем мире. Выпускники с двумя дипломами легко трудоустраиваются. Такая форма партнерства особенно распространена в учебных заведениях, готовящих специалистов гостиничного сервиса. Нужно подчеркнуть следующее, чтобы выпускники соответствовали требованиям отрасли и могли легко найти работу, учебные заведения должны совместно с ассоциацией предприятий разрабатывать содержание обучения. Если речь идет о специальности «Гостиничный сервис», то некоторые наши учебные заведение имеют партнерские отношения с мировыми ассоциациями предприятий, а значит, студенты имеют возможность на последнем году обучения проходить практику за рубежом. Поэтому в первые два года в таких учебных заведениях часто приглашаются иностранные преподаватели, которые ведут занятия, при этом китайские преподаватели также преподают на английском языке.
Образование за рубежом
4. Развитие дополнительного образования на базе учебных заведений.
В настоящее время в Китае, внутри некоторых учебных заведений, открываются стажировки и курсы повышения квалификации для специалистов и рабочих предприятий, на которых специалисты и рабочие учатся в выходные дни и в^ свободное время. Некоторые учебные заведения наоборот посылают преподавателей читать лекции на предприятия или организовывать курсы повышения квалификации прямо на предприятиях.
Учитывая все вышесказанное, в Китае, благодаря партнерству, учебные заведения при помощи предприятий создают мощную практическую базу. Например, в некоторые учебные заведения, где есть специальность «Сервис машин», предприятия - партнеры поставляют десятки автомобилей нового типа (бесплатно) для того, чтобы учащиеся могли качественно готовиться к ремонту машин. В провинции Шандон, рядом с Кореей, учебные заведения имеют возможность строить партнерство не только с нашими предприятиями, но и с корейскими. А в экономически развитых районах, на рубеже реки Янцзы, многие учебные заведения имеют связь с иностранными предприятиями. Например, город Сучжоу два года подряд занимает первое место среди всех городов в нашей стране по сумме привлечения зарубежных инвестиций. В одном техническом парке этого города сосредоточены около 80 из 500 самых крупных предприятий во всем мире, а учебные заведения имеют связь не с одним предприятием, а с несколькими - в зависимости от конкретной специальности и профиля обучения.
113
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
Практика социального партнерства предприятий и учебных заведений в подготовке кадров в Китае показывает, что партнерство не только способствует решению проблем трудоустройства выпускников, но и проблем приема в учебные заведения и расширения источников финансирования профессионального образования.
Социальное партнерство предприятий и учебных заведений профессионального образования - приоритетное направление развития профессионального образования в Китае, самы-
2'2006
ми распространенными моделями партнерства предприятий и учебных заведений профессионального образования в Китае являются подготовка кадров в учебных заведениях но заказу предприятий; подготовка кадров на основе соединения работы и учебы на старших курсах; подготовка кадров методом соединения концетрирован-ного теоретического обучения в учебных заведениях и концентрированного практического обучения на предприятия; усиления развития дополнительного образования на базе учебных заведений.
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОПЫ
А. В. Курганов, младший научный сотрудник IIIIII ПО РАО
В современных условиях для процветания государства необходимы высококвалифицированные специалисты, обладающие не только необходимыми знаниями, умениями и навыками в своей профессиональной области, но и способные вести несло довательскую деятельность. Действительно, проводить исследования должны не только специально подготовленные для этого люди ~ ученые, но и практики. Именно они при достаточной подготовке способны обеспечить необходимую связь фундаментальной науки с практической деятельностью. Анализ зарубежной литературы показывает, что в настоящее время существуют различные способы стимулирования исследовательской деятельности, которые включают в себя как материальное, так и мораль-
114
ное поощрение. Однако, для того чтобы эффективность исследовательской деятельности была максимальной, преподаватели должны получить соответствующую подготовку.
В Европе сложилась специфическая система организации научной деятельности студентов с дифференцированными, возрастающими количественными и качественными требованиями к ней. На базовом уровне учебные заведения используют все возможности для целенаправленного вовлечения студентов в самостоятельную работу с первого курса. В частности, исследования, проведенные в Германии, показывают, что если способности и навыки к самостоятельному научному труду не прививаются систематически на начальном этапе обучения в вузе, то студенты не смогут