М I I гтт
4- п пмхп
юр о я ьосшш
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В УДМУРТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Вострокнутов С.И., кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе Удмуртского государственного университета
Организационно деятельности пи модель внеучебной и воспитательной работы (ВВР) со студентами университета включает планово-прогности-ческую, мотивационо-целевую, организационно-исполнительскую , информационно-аналитическую деятельность и ее координацию. Модель разработана в соответствии с действующими нормативными актами: Федеральная программа «Молодежь России» на 2003-2008 гг.; Федеральная программа «Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи»; Республиканская программа «Молодежь Удмуртии» на 2003-2008 гг.; Республиканская программа «Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи»; Концепция внеучебной воспитательной работы, принятая ученым советом университета в марте 2003 г. Предлагаемая организацион-но-деятельностная модель основана на исследованиях в сфере управления зарубежных и отечественных специалистов. При разработке были использованы технологии Питера Дру-кера, Иозефа Холла и методические рекомендации отечественных специалистов в сфере менеджмента Г.Х. По-
92
нова, О.М. Аниеимова, Т.П. Шамовой, В.Н. Шамардина [1, 2, 3].
Цели оргаиизационно-деятельност-ной модели внеучебной и воспитательной работы со студентами включают: создание условий для освоения студенческой молодежью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством и российским обществом; содействие молодым людям в раскрытии их внутренних потенций, содействие тем усилиям, которые они сами принимают для самоопределения, самоутверждения, самореализации; стимулирование процесса познания молодыми людьми самих себя, выработку индивидуального образа жизни и поведения. Задачи данной модели предусматривают: формирование способностей индивида к самоконтролю, самооценке, рефлексии; повышение уровня компетентности личности в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей; формирование чувства ответственности перед самим собой, семьей, другими людьми, обществом; формирование гражданской позиции и патриотических чувств; защита конститу-
ционных прав и социальных гарантий учащейся молодежи, правовое просвещение и воспитание студенчества; стимулирование самостоятельности и самодеятельности студенческой молодежи; развитие творческих способностей учащейся молодежи, эстетических вкусов, привитие культуры содержательного досуга; профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании, пропаганда здорового образа жизни; содействие в вопросах трудоустройства и временной трудовой занятости студентов; развитие и совершенствование деятельности студенческих общественных организаций, поддержка и обучение лидеров студенческих объединений.
В модели приведены основные дея-тельностные пространства, которые выделены нами в структуре организации ВВР. Они определяют основные направления реально осуществляемой деятельности и демонстрируют пути взаимного влияния содержательных аспектов. Так, планово-прогностическая деятельность, являясь самостоятельным содержательным блоком, определяет результативность мотива-ционно-целевой и организационно-исполнительской деятельности. Информационно-аналитическая деятельность одновременно выступает как цель, процесс и результат ранее перечисленных видов деятельности. Выделение координационной деятельности и процедур осуществления Мониторинга в качестве особого пространства обусловлено, с одной стороны, спецификой предполагаемых функций, но, с другой стороны, является весьма условным, так как может выступать в качестве составляющей для всех ранее перечисленных дея-
Теория воспитания
тельностных направлений. Остановимся подробнее на описании каждого деятельностного пространства.
1. Планово-прогностическая дея тельность. Прежде всего следует обратить внимание на различение терминов «планирование» и «прогнозирование». «Прогнозирование» следует отнести к сложным целеформиру-ющим процедурам. Прогнозирование целесообразно в случаях постоянного осуществления совместных со студентами перспективных разработок, при наличии системы мониторинга и сравнения эффективности деятельности на протяжении достаточно длительного промежутка времени (3~5 лет). «Планирование» как Механизм более оперативного регулирования деятельности и внесения корректив при изменении ситуации освоено студенческим активом достаточно прочно и используется в нескольких вариантах: планирование деятельности на год (включая период отчетности и составления аналитической документации - осенью, период подбора и обучения актива - зимой, период разработки и методического обоснования программ - весна, период реализации программ летнего отдыха и оздоровления - лето); планирование. летней оздоровительной компании в период с июня по сентябрь месяц (разработка содержательных программ, являющихся постоянно действующими; подготовка методических разработок и содержательного обеспечения для различных направлений деятельности, включая профильные - спортивное, патриотическое, трудовое, художественно-прикладное и др.); планирование конкретных мероприятий специалистами
93
Казанский педагогический журнал
управления ВВР при участии представителей служб обеспечения, с последующим согласованием со всеми участниками педагогического процесса; планирование каждого дня с последующей координацией в ходе оперативных совещаний; планирование отдельных мероприятий на уровне сценарных разработок, технического, музыкального и художественного оформления. В целом построение программ различных направлений ведется на единой концептуальной основе, а их осуществление носит комплексный целевой характер. Явным преимуществом планово-прогности-ческой работы является опора на фактическое состояние дел, уровень подготовленности кадрового состава, гибкость в использовании различных форм деятельности. Предполагаемыми результатами могут быть: совместное с органами студенческого самоуправления составление планов деятельности (перспективного, поквартального, на месяц, текущей деятельности); проведение оценки эффективности реализации планов и анализ участия в мероприятиях всех звеньев организационной структуры; конкретизация графиков проводимых мероприятий в рамках одновременной реализации нескольких тематических программ; разработка и уточнение стратегии деятельности управления ВВР; систематизация проводимых мероприятий в соответствии с приоритетными направлениями ВВР; сравнение эффективности различных тематических программ, выбор оптимальных путей реализации тех или иных плановых задач.
Особенности планирования вне-учебной и воспитательной работы составляют:
94
122006
1) реальность, т. е, планы различного уровня представляют собой объективно обусловленную, реальную, подробно развернутую программу деятельности всех звеньев воспитательного процесса;
2) согласованность, когда форма и содержание планов установлены и понятны для всех участников педагогического процесса;
3) реализуемость и измеряемость результатов, т.е. при оперативном планировании обсуждаются конкретные факты деятельности в рамках заявленной программы, фиксируются факторы, влияющие на состояние дел и возможное изменение ситуации, специально оцениваются текущие результаты и качество проведенных мероприятий, при планировании каждого последующего шага учитываются причины негативных содержательных явлений и организационных недостатков в ходе проведения различных мероприятий и акций;
4) системность, при которой все разделы связаны между собой, представляет конкретную (но при этом достаточно гибкую, подвижную в содержательном смысле) систему, адекватную целям и задачам деятельности на каждом этапе реализации программы;
5) конкретность, т.е. в каждом плане отражены реальные сроки, конкретные исполнители и четкие шаги по осуществлению того или иного мероприятия. Совместное коллективное обсуждение действий предполагает также согласование места, средств и приемов проведения тех или иных педагогических мероприятий, а также их техническое (художественное, музыкальное, световое) оформление. Предполагаемыми результатами здесь
может быть: построение логики совместного планирования на различных уровнях обеспечения деятельности; открытость обсуждаемых проблем для оперативной коррекции возникающих ситуаций; обучение технологиям планирования членов студенческого актива, руководителей тематических программ, фиксация результатов деятельности - анализ проведения конкретных мероприятий, создание методической базы по итогам осуществляемой деятельности.
2. Мотивационно-цеяевая деятельность. Показателем эффективности мотивации к ВВР, в первую очередь, выступает ориентация сотрудников управления ВВР на спектр потребностей студентов. В качестве личноегно значимых составляющих эффективности ВВР могут быть перечислены: удовлетворенность самостоятельной общественной деятельностью; методы материального и морального стимулирования; вопросы обеспечения социальной защиты, в том числе сохранения здоровья; перспективы карьерного роста; оценка качества выполняемой работы (в том числе с опубликованием результатов); система разовых поручений, система обучения студенческого актива; создание устойчивого эмоционального климата; доступность имеющихся в распоряжении УдГУ видов услуг для всех студентов; постановка перед всеми участниками педагогического процесса краткосрочных и долгосрочных целей; оформление процедур контроля за деятельностью и предъявление критериев оценки результатов. Для уточнения необходимости использования всех способов мотивации деятельности нужны специальные исследова-
Теория воспитания
ния. На настоящем этапе уровень использования потенциальных возможностей студентов может быть оценен как средний. При отсутствии обновления подходов к данному аспекту управления можно прогнозировать снижение уровня мотивации с соответствующим изменением показателей качества работы. Система осуществления контроля за деятельностью должна градироваться в зависимости от объема выполняемых функций. Так, совершенно очевидно, что обособленность технических, педагогических и сервисных служб и различные подходы к оценке их деятельности не способствуют укреплению единых требований и взаимопониманию в коллективе даже при выполнении общих задач.
Характер контроля должен учитывать специфику деятельности каждого из организационных блоков. Стандарты требований корректируются соответствующим образом и доводятся до конкретных исполнителей. Объединяющим и координирующим звеном при этом должен выступать план деятельности на каждом этапе работы. В зависимости от оценки результатов деятельности строится система поощрений. Главными теристиками такой системы являются: конкретность, значимость, адресность, регулярность, открытость, многовариантность поощрений. Это обеспечивает рост инициативы, самостоятельности и творчества и снимает нежелательную напряженность во внутригрупповом взаимодействии. К сожалению, проводимый анализ деятельности и публикация его результатов носят скорее назидательный, ч;ем стимулирующий характер.
95
Казанский педагогический журнал
Здесь предполагаемыми результатами могут быть: анализ ситуации в сфере воспитательной деятельности в различных структурных подразделениях университета; выявление проблемного поля с описанием конкретных затруднений, возникающих у участников воспитательного процесса в ходе включения в общественно значимую деятельность; мотивация педагогической общественности и студенческого актива на сотрудничество в сфере ВВР; непосредственная подготовка, согласование и представление для коллегиального обсуждения текстов долгосрочных и тематических программ и проектов по различным направлениям ВВР; совершенствование системы стимулирования участников воспитательного процесса.
Целевая направленность деятельности состоит в том, что цели ВВР реально ориентированы на развитие личности студентов; максимально полное достижение целей достигается за счет объединения усилий всех уровней управленческой структуры и понимания промежуточных результатов на каждом этапе реализации программы; динамика поступательного развития ВВР обеспечивается при принятии цедгеобразующей модели всеми участниками педагогического процесса; максимально полном использовании внутреннего потенциала студентов с учетом потребностей личностного роста; учете интересов и потребностей студентов как основных адресатов воспитательных воздействий и т.п. Предполагаемые результаты: обеспечение принятия целей ВВР всеми участниками воспитательного процесса; распространение и утверждение через реализацию тема-
96
122006
тических программ и отдельные мероприятия основных целей и задач ВВР; представление и разъяснение стратегических задач управления ВВР (УВВР)на различных уровнях; корректировка способов достижения поставленных целей в зависимости от реально складывающейся ситуации; внесение изменений в деятельность подразделений УдГУ на основе инновационных подходов в сфере образования; использования гибких механизмов внедрения отдельных воспитательных технологий на основе текущего анализа достижения промежуточных целей ВВР; определение проблемных участков в ходе воспитательной деятельности, уточнение целей ВВР и путей их достижения.
3. Организационно-исполнитель-деятельность. По степени управления можно выделить 3 уровня организационных структур: постоянное управление со стороны УВВР; частичное делегирование полномочий, функций и поручений; самостоятельная творческая деятельность студентов. Условием успешного функционирования всех организационных структур является их ориентированность на цели и задачи программы, с одной стороны, и адекватность запросам студентов и уровню развития студенческого самоуправления - с другой. Поэтому деятельность и управление оргструктурами являются гибкими и адаптированными к изменению педагогической ситуации в Целом и требованиям социальной среды (в том числе - соответствие заказу на психологическую и бытовую комфортность, индивидуальное самоопределение и развитие, профессиональный рост и личную успешность). При
■■■■zäun
-ф п пжш
организации деятельности различных функциональных (стабильно действующих) и проектных (временно создаваемых структур) используются адекватные приемы и методы, предусматривающие учет специфики, обязательное взаимодействие и координацию деятельности всех звеньев воспитательной работы. Последний параметр отслеживается как сотрудниками УВВР (при непосредственном включенном и невключенном наблюдении), так и членами студенческого актива УдГУ. Весомым показателем эффективности деятельности организационных структур может выступать удовлетворенность общественной деятельностью, изменение количественно-качественных характеристик участия студентов в социально значимой деятельности. Предполагаемые результаты: формирование координационно-методический группы из числа специалистов УВВР, студенческого актива и приглашенных экспертов по различным направлениям ВВР; проведение плановых встреч руководителей постоянно действующих организационных объединений; повышение профессионального уровня специалистов в сфере ВВР (обеспечение участия в обучающих семинарах, тренингах, НПК); реализация мероприятий по связям с общественностью, взаимодействие со средствами массовой информации; изменения и отработка регламента взаимодействия всех организационных формирований УВВР, в том числе совершенствование документооборота и оперативного информирования; формирование единого стиля управления на различных уровнях организационной структуры ВВР; обобщение опыта отдельных органй-
Теория воспитания
зацпонных образований с последующей публикацией и рекомендаций, к распространению.
Обеспечение взаимодействия различных организационных групп предполагает анализ эффективности деятельности тех или иных организационных формирований, с последую щей корректировкой и закреплением наиболее продуктивных элементов; совместный анализ и планирование деятельности, в том числе содержательной, финансово-экономической, обучающей, консультационной и т.д.; обеспечение взаимопосещения и взаимооценки плановых мероприятий в рамках системы мониторинга и контроля уровня проводимых дел; проведение внутренней экспертизы эффективности деятельности; обеспечение процедур оценки участия и профессионального роста сотрудников различных орг. структур в воспитательном процессе; разработка системы самооценки и аттестации персо-нала УВВР и студенческого актива; наличие пространства взаимного обучения и консультирования по различным направлениям ВВР. Предполагаемые результаты: осуществление организационного взаимодействия с учетом общих целевых установок, с опорой на основные нормативные акты и предписания, полученные как от руководства, так и разработанные непосредственно в процессе управления деятельностью, а также на принимаемые оперативные управленческие решения; организационное взаимодействие ориентировано на успех деятельности системы ВВР в целом, отдельных организационных компонентов и каждого участника воспитательного процесса в отдельности, развитие
97
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
между ними содержательного сотрудничества, интегративных отношений; организационные отношения формируются как по горизонтали, так и по вертикали; при формировании организационного взаимодействия обеспечивается четкое распределение функций, полномочий, характера и степени личной ответственности исполнителей; установление организационного взаимодействия осуществляется оперативно и продуктивно, с учетом уровня информированности участников ВВР о происходящих процессах, мнения лидеров студенческого сообщества; организационное взаимодействие стимулирует развитие, профессиональный рост и личностное совершенствование студентов и способствует формированию положительного имиджа университета.
4. Информационно-аналитическая деятельность характеризуется следующим; осуществление сбора информации в соответствии с основными целями и задачами обеспечения целевых и тематических программ внеучебной и воспитательной работы; распределение информации по приоритетным линиям планирования и осуществления различных видов деятельности (организация коллективной творческой деятельности студентов; психо-.юго педагогическое сопровождение воспитательного процесса; формирование лидерской позиции студентов через включение в различные виды деятельности; организация досуговой деятельности; лечебно-оздоровитель-ная и профилактическая работа на основе здоровье сберегающих технологий; трудовая деятельность и временная занятость студентов; создание комфортной психолого-эмоциональ-
96
1212006
ной среды; событийный фон (реализация планов конкретных мероприятий); обучение выбору видов деятельности и анализу собственных личностных качеств на основе введения системы стимулирования; использование приемов символики и атрибутики УдГУ, создание позитивного имиджа студента вуза); формирование информационных потоков в определенных временных интервалах (ежедневно - для управления ВВР; еженедельно - для профессорско-преподавательского состава; в оперативном режиме - для участников педагогического процесса); использование различных методов сбора информации (речевое (устное) информирование; обмен мнениями, включенное и невключенное наблюдение; служебные и докладные записки в рамках внутреннего документооборота; публикации в средствах массовой информации; мнения и отзывы участников ВВР); определение направленности информационных потоков в соответствии со структурой управления ВВР (см. схему 2). Предполагаемые результаты: достижение достоверности содержания собираемой информации с точки зрения полноты и объективности отражения состояния и развития педагогических процессов. В качестве критериев для оценки данного результата могут быть названы: снижение действия субъективных факторов при оценке ситуации; владение технологиями анализа И обобщения результатов деятельности; совершенствование приемов сбора, хранения и учета информации; своевременность и оперативность использования информации при корректировке хода педагогического процесса в условиях
интенсивности и разнонаправленно-сти деятельности; совершенствование технологий обработки информации за счет расширения парка информационной и оргтехники.
Формирование аналитической культуры характеризуется следующим: цели осуществления анализа в основном адекватны целям сбора информации; направленность управленческой деятельности на выявление динамики педагогических процессов; оперативное реагирование на возникновение нестандартной педагогической ситуации; координация усилий всех участников педагогического процесса по решению возникающих проблем; использование различных педагогических приемов при выходе из той или иной педагогической ситуации; последовательное осуществление психоло-го педагогической коррекции поведенческих норм и способов самовыражения студентов в различных видах социальной деятельности; использование различных технологий осуществления аналитической деятельности; отработка механизмов взаимодействия различных служб и направлений деятельности в контексте достижения педагогических целей воспитательного процесса; совершенствование системы взаимодействия органов самоуправления УдГУ на основе материалов текущего и итогового анализа; формирование стилистики педагогического взаимодействия и предъявления единых педагогических требований в ходе осуществления совместной деятельности; совершенствование методов работы по результатам специально проводимых социологических исследований; имиджевая политика УдГУ, формирование обще-
Теория воспитания
ственного мнения в СМИ, взаимодействие с общественностью. Предполагаемые результаты: 1) готовность и навыки приема и анализа актуальной информации (своевременность анализа; потребность в осуществлении анализа; адекватная обработка полученной информации и точная трансляция в ходе деятельности); 2) самостоятельность принятия решений (способность постигать и осмысливать содержание и смысл действий; умение выделять приоритеты в деятельности; умение принять и оказать помощь при проведении анализа; умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях; способность и готовность к оперативному принятию решений по различным возникающим вопросам; способность ориентации в информационных потоках; навыки составления информации; скорость переключения и реакции на происходящее); 3) освоение конкретных аналитических процедур (совершенствование навыков самоанализа; умение согласовывать собственные представления с другими участниками процесса; перевод аналитических выводов в деятельностные задачи).
5. Координация деятельности и осуществление процедур мониторинга характеризуются следующими параметрами: постоянное курирование реализации тематических программ и проектов по различным направлениям ВВР; обобщение и аналитическая обработка материалов мониторинга и итогового контроля в рамках компетенции специалистов управления ВВР; координация взаимодействия руководителей организационных структур ВВР, своевременное информирование о текущих процессах и
99
Казанский педагогический журнал
ходе реализации программ; совмест-иое определение текущих и перспективных целей на основе анализа ситуации и корректировки планов; обобщение материалов предоставляемой отчетности, подготовка аналитических и экспертных заключений по различным направлениям деятельности. Предполагаемые результаты здесь - это обеспечение содержательной интеграции реализуемых воспитательных программ, проектов и мероприятий; разработка процедур мониторинга и контроля для оценки эффективности тех или иных тематических программ; обеспечение независимой экспертизы реализуемых программ и проектов, в том числе с привлечением общественности; разработка форм отчетности для различных этапов реализации программ, система-
122006
тизация оформления отчетной документации; обеспечение процесса профессионального консультирования специалистов по ВВР, авторов программ и членов студенческого актива на различных этапах деятельности; формирование профессионального сообщества специалистов в сфере ВВР; обеспечение устойчивой позитивной динамики по различным показателям ВВР.
Литература:
1. Друкер П. О профессиональном менеджменте,- М.: Вильяме И.Д., 2006,-320 с.
2. Попов Г.X. О модели будущего России // Наука и жизнь.-1997.- № 7, 8.
3. Шамова Т.Н. Управление образовательными системами М.: Академия, 2006,- 384 &.
ПРИОРИТЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Г. С. Абузярова, зам. директора лицея № 2 г. Буинска Республики Татарстан
На смену монопольно действовавшему комсомолу и пионерии пришли различные молодежные союзы, ассоциации, клубы, общественные организации, которые ставят своей целью развитие подрастающего поколения в различных областях жизнедеятельности, поддержку молодежных социально значимых инициатив, социальную защиту своих членов. Более того, кардинальные изменения в экономической , социально-политической и культурной жизни России стимулируют молодежь к самостоятельности
100
и независимости, к свободе выбора сферы деятельности и самореализации.
Анализ современных психолого-педагогических публикаций [1,4] показывает, что более 60% учащихся профтехшколы и более 40% школьников входят в различные молодежные объединения, которые оказывают, по мнению самих молодых людей, достаточно сильное воздействие на социальное становление их личности. Например, поданным опроса ВЦИОМ в 2008 году влияние Российского