Научная статья на тему 'Организационно-деятельностная модель внеучебной и воспитательной работы со студентами в удмуртском государственном университете'

Организационно-деятельностная модель внеучебной и воспитательной работы со студентами в удмуртском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострокнутов С. И.

The model includes prognostic, motivation-purposeful, information-analytical, coordinating activity and the procedure of monitoring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It presents theoretic grounds and the description of the author's model of organizing extracurricular activity and educational work with students at the Udmurt Sate University

The model includes prognostic, motivation-purposeful, information-analytical, coordinating activity and the procedure of monitoring

Текст научной работы на тему «Организационно-деятельностная модель внеучебной и воспитательной работы со студентами в удмуртском государственном университете»

М I I гтт

4- п пмхп

юр о я ьосшш

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В УДМУРТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Вострокнутов С.И., кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе Удмуртского государственного университета

Организационно деятельности пи модель внеучебной и воспитательной работы (ВВР) со студентами университета включает планово-прогности-ческую, мотивационо-целевую, организационно-исполнительскую , информационно-аналитическую деятельность и ее координацию. Модель разработана в соответствии с действующими нормативными актами: Федеральная программа «Молодежь России» на 2003-2008 гг.; Федеральная программа «Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи»; Республиканская программа «Молодежь Удмуртии» на 2003-2008 гг.; Республиканская программа «Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи»; Концепция внеучебной воспитательной работы, принятая ученым советом университета в марте 2003 г. Предлагаемая организацион-но-деятельностная модель основана на исследованиях в сфере управления зарубежных и отечественных специалистов. При разработке были использованы технологии Питера Дру-кера, Иозефа Холла и методические рекомендации отечественных специалистов в сфере менеджмента Г.Х. По-

92

нова, О.М. Аниеимова, Т.П. Шамовой, В.Н. Шамардина [1, 2, 3].

Цели оргаиизационно-деятельност-ной модели внеучебной и воспитательной работы со студентами включают: создание условий для освоения студенческой молодежью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством и российским обществом; содействие молодым людям в раскрытии их внутренних потенций, содействие тем усилиям, которые они сами принимают для самоопределения, самоутверждения, самореализации; стимулирование процесса познания молодыми людьми самих себя, выработку индивидуального образа жизни и поведения. Задачи данной модели предусматривают: формирование способностей индивида к самоконтролю, самооценке, рефлексии; повышение уровня компетентности личности в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей; формирование чувства ответственности перед самим собой, семьей, другими людьми, обществом; формирование гражданской позиции и патриотических чувств; защита конститу-

ционных прав и социальных гарантий учащейся молодежи, правовое просвещение и воспитание студенчества; стимулирование самостоятельности и самодеятельности студенческой молодежи; развитие творческих способностей учащейся молодежи, эстетических вкусов, привитие культуры содержательного досуга; профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании, пропаганда здорового образа жизни; содействие в вопросах трудоустройства и временной трудовой занятости студентов; развитие и совершенствование деятельности студенческих общественных организаций, поддержка и обучение лидеров студенческих объединений.

В модели приведены основные дея-тельностные пространства, которые выделены нами в структуре организации ВВР. Они определяют основные направления реально осуществляемой деятельности и демонстрируют пути взаимного влияния содержательных аспектов. Так, планово-прогностическая деятельность, являясь самостоятельным содержательным блоком, определяет результативность мотива-ционно-целевой и организационно-исполнительской деятельности. Информационно-аналитическая деятельность одновременно выступает как цель, процесс и результат ранее перечисленных видов деятельности. Выделение координационной деятельности и процедур осуществления Мониторинга в качестве особого пространства обусловлено, с одной стороны, спецификой предполагаемых функций, но, с другой стороны, является весьма условным, так как может выступать в качестве составляющей для всех ранее перечисленных дея-

Теория воспитания

тельностных направлений. Остановимся подробнее на описании каждого деятельностного пространства.

1. Планово-прогностическая дея тельность. Прежде всего следует обратить внимание на различение терминов «планирование» и «прогнозирование». «Прогнозирование» следует отнести к сложным целеформиру-ющим процедурам. Прогнозирование целесообразно в случаях постоянного осуществления совместных со студентами перспективных разработок, при наличии системы мониторинга и сравнения эффективности деятельности на протяжении достаточно длительного промежутка времени (3~5 лет). «Планирование» как Механизм более оперативного регулирования деятельности и внесения корректив при изменении ситуации освоено студенческим активом достаточно прочно и используется в нескольких вариантах: планирование деятельности на год (включая период отчетности и составления аналитической документации - осенью, период подбора и обучения актива - зимой, период разработки и методического обоснования программ - весна, период реализации программ летнего отдыха и оздоровления - лето); планирование. летней оздоровительной компании в период с июня по сентябрь месяц (разработка содержательных программ, являющихся постоянно действующими; подготовка методических разработок и содержательного обеспечения для различных направлений деятельности, включая профильные - спортивное, патриотическое, трудовое, художественно-прикладное и др.); планирование конкретных мероприятий специалистами

93

Казанский педагогический журнал

управления ВВР при участии представителей служб обеспечения, с последующим согласованием со всеми участниками педагогического процесса; планирование каждого дня с последующей координацией в ходе оперативных совещаний; планирование отдельных мероприятий на уровне сценарных разработок, технического, музыкального и художественного оформления. В целом построение программ различных направлений ведется на единой концептуальной основе, а их осуществление носит комплексный целевой характер. Явным преимуществом планово-прогности-ческой работы является опора на фактическое состояние дел, уровень подготовленности кадрового состава, гибкость в использовании различных форм деятельности. Предполагаемыми результатами могут быть: совместное с органами студенческого самоуправления составление планов деятельности (перспективного, поквартального, на месяц, текущей деятельности); проведение оценки эффективности реализации планов и анализ участия в мероприятиях всех звеньев организационной структуры; конкретизация графиков проводимых мероприятий в рамках одновременной реализации нескольких тематических программ; разработка и уточнение стратегии деятельности управления ВВР; систематизация проводимых мероприятий в соответствии с приоритетными направлениями ВВР; сравнение эффективности различных тематических программ, выбор оптимальных путей реализации тех или иных плановых задач.

Особенности планирования вне-учебной и воспитательной работы составляют:

94

122006

1) реальность, т. е, планы различного уровня представляют собой объективно обусловленную, реальную, подробно развернутую программу деятельности всех звеньев воспитательного процесса;

2) согласованность, когда форма и содержание планов установлены и понятны для всех участников педагогического процесса;

3) реализуемость и измеряемость результатов, т.е. при оперативном планировании обсуждаются конкретные факты деятельности в рамках заявленной программы, фиксируются факторы, влияющие на состояние дел и возможное изменение ситуации, специально оцениваются текущие результаты и качество проведенных мероприятий, при планировании каждого последующего шага учитываются причины негативных содержательных явлений и организационных недостатков в ходе проведения различных мероприятий и акций;

4) системность, при которой все разделы связаны между собой, представляет конкретную (но при этом достаточно гибкую, подвижную в содержательном смысле) систему, адекватную целям и задачам деятельности на каждом этапе реализации программы;

5) конкретность, т.е. в каждом плане отражены реальные сроки, конкретные исполнители и четкие шаги по осуществлению того или иного мероприятия. Совместное коллективное обсуждение действий предполагает также согласование места, средств и приемов проведения тех или иных педагогических мероприятий, а также их техническое (художественное, музыкальное, световое) оформление. Предполагаемыми результатами здесь

может быть: построение логики совместного планирования на различных уровнях обеспечения деятельности; открытость обсуждаемых проблем для оперативной коррекции возникающих ситуаций; обучение технологиям планирования членов студенческого актива, руководителей тематических программ, фиксация результатов деятельности - анализ проведения конкретных мероприятий, создание методической базы по итогам осуществляемой деятельности.

2. Мотивационно-цеяевая деятельность. Показателем эффективности мотивации к ВВР, в первую очередь, выступает ориентация сотрудников управления ВВР на спектр потребностей студентов. В качестве личноегно значимых составляющих эффективности ВВР могут быть перечислены: удовлетворенность самостоятельной общественной деятельностью; методы материального и морального стимулирования; вопросы обеспечения социальной защиты, в том числе сохранения здоровья; перспективы карьерного роста; оценка качества выполняемой работы (в том числе с опубликованием результатов); система разовых поручений, система обучения студенческого актива; создание устойчивого эмоционального климата; доступность имеющихся в распоряжении УдГУ видов услуг для всех студентов; постановка перед всеми участниками педагогического процесса краткосрочных и долгосрочных целей; оформление процедур контроля за деятельностью и предъявление критериев оценки результатов. Для уточнения необходимости использования всех способов мотивации деятельности нужны специальные исследова-

Теория воспитания

ния. На настоящем этапе уровень использования потенциальных возможностей студентов может быть оценен как средний. При отсутствии обновления подходов к данному аспекту управления можно прогнозировать снижение уровня мотивации с соответствующим изменением показателей качества работы. Система осуществления контроля за деятельностью должна градироваться в зависимости от объема выполняемых функций. Так, совершенно очевидно, что обособленность технических, педагогических и сервисных служб и различные подходы к оценке их деятельности не способствуют укреплению единых требований и взаимопониманию в коллективе даже при выполнении общих задач.

Характер контроля должен учитывать специфику деятельности каждого из организационных блоков. Стандарты требований корректируются соответствующим образом и доводятся до конкретных исполнителей. Объединяющим и координирующим звеном при этом должен выступать план деятельности на каждом этапе работы. В зависимости от оценки результатов деятельности строится система поощрений. Главными теристиками такой системы являются: конкретность, значимость, адресность, регулярность, открытость, многовариантность поощрений. Это обеспечивает рост инициативы, самостоятельности и творчества и снимает нежелательную напряженность во внутригрупповом взаимодействии. К сожалению, проводимый анализ деятельности и публикация его результатов носят скорее назидательный, ч;ем стимулирующий характер.

95

Казанский педагогический журнал

Здесь предполагаемыми результатами могут быть: анализ ситуации в сфере воспитательной деятельности в различных структурных подразделениях университета; выявление проблемного поля с описанием конкретных затруднений, возникающих у участников воспитательного процесса в ходе включения в общественно значимую деятельность; мотивация педагогической общественности и студенческого актива на сотрудничество в сфере ВВР; непосредственная подготовка, согласование и представление для коллегиального обсуждения текстов долгосрочных и тематических программ и проектов по различным направлениям ВВР; совершенствование системы стимулирования участников воспитательного процесса.

Целевая направленность деятельности состоит в том, что цели ВВР реально ориентированы на развитие личности студентов; максимально полное достижение целей достигается за счет объединения усилий всех уровней управленческой структуры и понимания промежуточных результатов на каждом этапе реализации программы; динамика поступательного развития ВВР обеспечивается при принятии цедгеобразующей модели всеми участниками педагогического процесса; максимально полном использовании внутреннего потенциала студентов с учетом потребностей личностного роста; учете интересов и потребностей студентов как основных адресатов воспитательных воздействий и т.п. Предполагаемые результаты: обеспечение принятия целей ВВР всеми участниками воспитательного процесса; распространение и утверждение через реализацию тема-

96

122006

тических программ и отдельные мероприятия основных целей и задач ВВР; представление и разъяснение стратегических задач управления ВВР (УВВР)на различных уровнях; корректировка способов достижения поставленных целей в зависимости от реально складывающейся ситуации; внесение изменений в деятельность подразделений УдГУ на основе инновационных подходов в сфере образования; использования гибких механизмов внедрения отдельных воспитательных технологий на основе текущего анализа достижения промежуточных целей ВВР; определение проблемных участков в ходе воспитательной деятельности, уточнение целей ВВР и путей их достижения.

3. Организационно-исполнитель-деятельность. По степени управления можно выделить 3 уровня организационных структур: постоянное управление со стороны УВВР; частичное делегирование полномочий, функций и поручений; самостоятельная творческая деятельность студентов. Условием успешного функционирования всех организационных структур является их ориентированность на цели и задачи программы, с одной стороны, и адекватность запросам студентов и уровню развития студенческого самоуправления - с другой. Поэтому деятельность и управление оргструктурами являются гибкими и адаптированными к изменению педагогической ситуации в Целом и требованиям социальной среды (в том числе - соответствие заказу на психологическую и бытовую комфортность, индивидуальное самоопределение и развитие, профессиональный рост и личную успешность). При

■■■■zäun

-ф п пжш

организации деятельности различных функциональных (стабильно действующих) и проектных (временно создаваемых структур) используются адекватные приемы и методы, предусматривающие учет специфики, обязательное взаимодействие и координацию деятельности всех звеньев воспитательной работы. Последний параметр отслеживается как сотрудниками УВВР (при непосредственном включенном и невключенном наблюдении), так и членами студенческого актива УдГУ. Весомым показателем эффективности деятельности организационных структур может выступать удовлетворенность общественной деятельностью, изменение количественно-качественных характеристик участия студентов в социально значимой деятельности. Предполагаемые результаты: формирование координационно-методический группы из числа специалистов УВВР, студенческого актива и приглашенных экспертов по различным направлениям ВВР; проведение плановых встреч руководителей постоянно действующих организационных объединений; повышение профессионального уровня специалистов в сфере ВВР (обеспечение участия в обучающих семинарах, тренингах, НПК); реализация мероприятий по связям с общественностью, взаимодействие со средствами массовой информации; изменения и отработка регламента взаимодействия всех организационных формирований УВВР, в том числе совершенствование документооборота и оперативного информирования; формирование единого стиля управления на различных уровнях организационной структуры ВВР; обобщение опыта отдельных органй-

Теория воспитания

зацпонных образований с последующей публикацией и рекомендаций, к распространению.

Обеспечение взаимодействия различных организационных групп предполагает анализ эффективности деятельности тех или иных организационных формирований, с последую щей корректировкой и закреплением наиболее продуктивных элементов; совместный анализ и планирование деятельности, в том числе содержательной, финансово-экономической, обучающей, консультационной и т.д.; обеспечение взаимопосещения и взаимооценки плановых мероприятий в рамках системы мониторинга и контроля уровня проводимых дел; проведение внутренней экспертизы эффективности деятельности; обеспечение процедур оценки участия и профессионального роста сотрудников различных орг. структур в воспитательном процессе; разработка системы самооценки и аттестации персо-нала УВВР и студенческого актива; наличие пространства взаимного обучения и консультирования по различным направлениям ВВР. Предполагаемые результаты: осуществление организационного взаимодействия с учетом общих целевых установок, с опорой на основные нормативные акты и предписания, полученные как от руководства, так и разработанные непосредственно в процессе управления деятельностью, а также на принимаемые оперативные управленческие решения; организационное взаимодействие ориентировано на успех деятельности системы ВВР в целом, отдельных организационных компонентов и каждого участника воспитательного процесса в отдельности, развитие

97

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

между ними содержательного сотрудничества, интегративных отношений; организационные отношения формируются как по горизонтали, так и по вертикали; при формировании организационного взаимодействия обеспечивается четкое распределение функций, полномочий, характера и степени личной ответственности исполнителей; установление организационного взаимодействия осуществляется оперативно и продуктивно, с учетом уровня информированности участников ВВР о происходящих процессах, мнения лидеров студенческого сообщества; организационное взаимодействие стимулирует развитие, профессиональный рост и личностное совершенствование студентов и способствует формированию положительного имиджа университета.

4. Информационно-аналитическая деятельность характеризуется следующим; осуществление сбора информации в соответствии с основными целями и задачами обеспечения целевых и тематических программ внеучебной и воспитательной работы; распределение информации по приоритетным линиям планирования и осуществления различных видов деятельности (организация коллективной творческой деятельности студентов; психо-.юго педагогическое сопровождение воспитательного процесса; формирование лидерской позиции студентов через включение в различные виды деятельности; организация досуговой деятельности; лечебно-оздоровитель-ная и профилактическая работа на основе здоровье сберегающих технологий; трудовая деятельность и временная занятость студентов; создание комфортной психолого-эмоциональ-

96

1212006

ной среды; событийный фон (реализация планов конкретных мероприятий); обучение выбору видов деятельности и анализу собственных личностных качеств на основе введения системы стимулирования; использование приемов символики и атрибутики УдГУ, создание позитивного имиджа студента вуза); формирование информационных потоков в определенных временных интервалах (ежедневно - для управления ВВР; еженедельно - для профессорско-преподавательского состава; в оперативном режиме - для участников педагогического процесса); использование различных методов сбора информации (речевое (устное) информирование; обмен мнениями, включенное и невключенное наблюдение; служебные и докладные записки в рамках внутреннего документооборота; публикации в средствах массовой информации; мнения и отзывы участников ВВР); определение направленности информационных потоков в соответствии со структурой управления ВВР (см. схему 2). Предполагаемые результаты: достижение достоверности содержания собираемой информации с точки зрения полноты и объективности отражения состояния и развития педагогических процессов. В качестве критериев для оценки данного результата могут быть названы: снижение действия субъективных факторов при оценке ситуации; владение технологиями анализа И обобщения результатов деятельности; совершенствование приемов сбора, хранения и учета информации; своевременность и оперативность использования информации при корректировке хода педагогического процесса в условиях

интенсивности и разнонаправленно-сти деятельности; совершенствование технологий обработки информации за счет расширения парка информационной и оргтехники.

Формирование аналитической культуры характеризуется следующим: цели осуществления анализа в основном адекватны целям сбора информации; направленность управленческой деятельности на выявление динамики педагогических процессов; оперативное реагирование на возникновение нестандартной педагогической ситуации; координация усилий всех участников педагогического процесса по решению возникающих проблем; использование различных педагогических приемов при выходе из той или иной педагогической ситуации; последовательное осуществление психоло-го педагогической коррекции поведенческих норм и способов самовыражения студентов в различных видах социальной деятельности; использование различных технологий осуществления аналитической деятельности; отработка механизмов взаимодействия различных служб и направлений деятельности в контексте достижения педагогических целей воспитательного процесса; совершенствование системы взаимодействия органов самоуправления УдГУ на основе материалов текущего и итогового анализа; формирование стилистики педагогического взаимодействия и предъявления единых педагогических требований в ходе осуществления совместной деятельности; совершенствование методов работы по результатам специально проводимых социологических исследований; имиджевая политика УдГУ, формирование обще-

Теория воспитания

ственного мнения в СМИ, взаимодействие с общественностью. Предполагаемые результаты: 1) готовность и навыки приема и анализа актуальной информации (своевременность анализа; потребность в осуществлении анализа; адекватная обработка полученной информации и точная трансляция в ходе деятельности); 2) самостоятельность принятия решений (способность постигать и осмысливать содержание и смысл действий; умение выделять приоритеты в деятельности; умение принять и оказать помощь при проведении анализа; умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях; способность и готовность к оперативному принятию решений по различным возникающим вопросам; способность ориентации в информационных потоках; навыки составления информации; скорость переключения и реакции на происходящее); 3) освоение конкретных аналитических процедур (совершенствование навыков самоанализа; умение согласовывать собственные представления с другими участниками процесса; перевод аналитических выводов в деятельностные задачи).

5. Координация деятельности и осуществление процедур мониторинга характеризуются следующими параметрами: постоянное курирование реализации тематических программ и проектов по различным направлениям ВВР; обобщение и аналитическая обработка материалов мониторинга и итогового контроля в рамках компетенции специалистов управления ВВР; координация взаимодействия руководителей организационных структур ВВР, своевременное информирование о текущих процессах и

99

Казанский педагогический журнал

ходе реализации программ; совмест-иое определение текущих и перспективных целей на основе анализа ситуации и корректировки планов; обобщение материалов предоставляемой отчетности, подготовка аналитических и экспертных заключений по различным направлениям деятельности. Предполагаемые результаты здесь - это обеспечение содержательной интеграции реализуемых воспитательных программ, проектов и мероприятий; разработка процедур мониторинга и контроля для оценки эффективности тех или иных тематических программ; обеспечение независимой экспертизы реализуемых программ и проектов, в том числе с привлечением общественности; разработка форм отчетности для различных этапов реализации программ, система-

122006

тизация оформления отчетной документации; обеспечение процесса профессионального консультирования специалистов по ВВР, авторов программ и членов студенческого актива на различных этапах деятельности; формирование профессионального сообщества специалистов в сфере ВВР; обеспечение устойчивой позитивной динамики по различным показателям ВВР.

Литература:

1. Друкер П. О профессиональном менеджменте,- М.: Вильяме И.Д., 2006,-320 с.

2. Попов Г.X. О модели будущего России // Наука и жизнь.-1997.- № 7, 8.

3. Шамова Т.Н. Управление образовательными системами М.: Академия, 2006,- 384 &.

ПРИОРИТЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Г. С. Абузярова, зам. директора лицея № 2 г. Буинска Республики Татарстан

На смену монопольно действовавшему комсомолу и пионерии пришли различные молодежные союзы, ассоциации, клубы, общественные организации, которые ставят своей целью развитие подрастающего поколения в различных областях жизнедеятельности, поддержку молодежных социально значимых инициатив, социальную защиту своих членов. Более того, кардинальные изменения в экономической , социально-политической и культурной жизни России стимулируют молодежь к самостоятельности

100

и независимости, к свободе выбора сферы деятельности и самореализации.

Анализ современных психолого-педагогических публикаций [1,4] показывает, что более 60% учащихся профтехшколы и более 40% школьников входят в различные молодежные объединения, которые оказывают, по мнению самих молодых людей, достаточно сильное воздействие на социальное становление их личности. Например, поданным опроса ВЦИОМ в 2008 году влияние Российского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.