Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ И ФРГ'

ПРАВОВАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ И ФРГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LEGAL LIABILITY / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ENVIRONMENTAL OFFENCES / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРГ / LEGISLATION OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябченко Оксана Николаевна, Шалимова Анна Сергеевна

В статье говорится о правовой компаративистике юридической ответственности за экологические правонарушения в законодательстве РФ и ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябченко Оксана Николаевна, Шалимова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal comparison of legal liability for environmental offences in the legislation of the Russian Federation and Germany

In this article it's referred to the legal version of legal liability for environmental offences in the legislation of the Russian Federation and the Federal Republic of Germany.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ И ФРГ»

ПРАВОВАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ И ФРГ

РЯБЧЕНКО Оксана Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры природоресурсного, аграрного и экологического права Института права, социального управления и безопасности ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет». E-mail: okt.wa@yandex.ru;

ШАЛИМОВА Анна Сергеевна,

III курс, ИПСУБ ОАБ-40.03.01-34-юриспруденция-бак. Институт права, социального управления и безопасности ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет». E-mail: okt.wa@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье говорится о правовой компаративистике юридической ответственности за экологические правонарушения в законодательстве РФ и ФРГ.

Abstract: In this article it's referred to the legal version of legal liability for environmental offences in the legislation of the Russian Federation and the Federal Republic of Germany.

Ключевые слова: Юридическая ответственность; экологические правонарушения; законодательство РФ; законодательство ФРГ.

Keywords: Legal liability; environmental offences; legislation of the Russian Federation; legislation of the Federal Republic of Germany.

Современный этап развития человечества характеризуется существенным пересмотром степени взаимосвязи окружающей среды и общества. Экология, экологические проблемы и пути их решения становятся одним из ключевых факторов политики и иных сфер жизнедеятельности. Потребительское отношение человека к природе и природным ресурсам ставит под угрозу благополучное существование дальнейших поколений. В связи с этим, все большее значение в жизни сообществ и цивилизаций приобретает такая экологическая политика, которая направлена на защиту природы, сохранение необходимых условий обитания живых организмов, включая человека.

Целью данной работы является проведение анализа законодательного закрепления юридической ответственности за экологические правонарушения в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия. Актуальность исследования заключается в том, что регламентация ответственности за экологические правонарушения, имеющая в условиях глобализации схожие черты по всему миру, является одной из правовых проблем охраны окружающей среды. В качестве основной задачи исследования выступает анализ закрепления ответственности за экологические правонарушения в гражданском, ад-

министративном и уголовном законодательстве России, поиск аналогичных видов ответственности в нормативно-правовых актах Германии, а также возможность их практического применения.

Особое значение в решении проблемы защиты природы приобретают нормативные акты, которые не только регулируют отношения в области экологии, но и занимаются вопросами ответственности за вред, причиненный окружающей среде.

Основой экологического правопорядка в Российской Федерации является совокупность конституционных прав и свобод, которые закреплены в статьях 9, 36, 41, 42, 58, 71, 72 Конституции Российской Феде-рации[1]. Они определяют использование и охрану природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации, владение природными ресурсами, не наносящее вред окружающей среде, поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам[2].

Помимо Конституции РФ большое значение в области регулирования экологического правового порядка имеет Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Феде-

ральным законом предусматривается также ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Статья 75 ФЗ № 7 предусматривает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную виды ответственности[3] (см. рис. №1).

Рис. № 1 «Виды ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды»

Рассмотрим кратко каждый из предложенных видов ответственности.

По мнению профессора М.М. Бринчука, гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения заключается, главным образом, в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований[4]. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого было нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков[5].

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает не за причинение вреда окружающей среде, а за нарушение положений инструкций, уставов и т.п., т.е. за невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых функций, связанных с использова-

нием или охраной окружающей природной среды[6]. Данный вид ответственности предусмотрен Трудовым кодексом РФ[7] и ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[8].

Административную ответственность за экологические правонарушения регламентирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый 30.12.2001 г.[9] В главе 8 Ко-АП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» рассмотрены составы экологических правонарушений. Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности[10]. В качестве объектов экологического правонарушения могут выступать отношения в сфере управления охраной окружающей среды и ра-

ционального природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресурсов, отношения в сфере установленных правил охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности населения, отношения в сфере установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д. Окружающая природная среда в целом и отдельные компоненты природной среды выступают предметом экологического правонарушения. Объективная сторона экологического правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. Ее образуют следующие признаки: 1) нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия); 2) причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства, либо создание реальной опасности такого вреда; 3) наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека[11]. В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, способы, обстановка, способы совершения правонарушения. С субъективной стороны могут иметь место две формы вины - умышленная или неосторожная. Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности[12].

Уголовная ответственность детализируется главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Она содержит 18 составов преступлений:

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;

Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

Статья 250. Загрязнение вод;

Статья 251. Загрязнение атмосферы;

Статья 252. Загрязнение морской среды;

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе

и об исключительной экономической зоне Российской Федерации;

Статья 254. Порча земли;

Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр;

Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов;

Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;

Статья 258. Незаконная охота;

Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;

Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений;

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений;

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов^].

Исходя из различных точек зрения на понятие экологических преступлений, можно сформулировать следующее определение. Экологические преступления - запрещенные уголовным законом под угрозой наказания, совершенные виновно, общественно опасные деяния (действия и бездействие), посягающие на общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, и причиняющие или могущие причинить вред жизни или здоровью человека, а также естественным экологическим системам, озоновому слою атмосферы, атмосферному воздуху, земле, ее недрам, поверхностным и подземным водам, лесам и иной растительности, животному миру, микроорганизмам, генетическому фонду, природным ландшафтам и другим правоохраняемым интересам[14].

Основными признаками рассматриваемых преступлений являются:

а. они представляют собой обществен-

но опасные деяния (действия или бездействие);

б. высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем, что: 1) объектом их посягательства являются экологические общественные отношения, носящие комплексный характер; 2) в результате их совершения причиняется вред или создается угроза причинения вреда жизни и здоровью человека, а также естественным экологическим системам;

в. экологические преступления противоправны и запрещены уголовным законом;

г. экологические преступления - это виновное деяние[15]. Существуют и другие предложения по содержанию признаков экологических преступлений. По мнению профессора О. Л. Дубовик, к этим признакам относятся экологичность, общественная опасность, общая и уголовная противоправ-ность[16].

В уголовно-правовой науке существует несколько мнений по поводу родового и видового объектов экологических преступлений. О.Л. Дубовик в качестве объекта экологических преступлений выделяет «комплекс фактических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки, осуществление которых обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность»[17]. А. П. Чугаев считает родовым объектом экологических преступлений общественную безопасность, здоровье населения и окружающую среду, а видовым объектом - общественные отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов, сохранению благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологической безопасности людей[18]. Б. В. Яцеленко видовым объектом данных преступлений признает «охраняемые уголовным законом общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения»[19]. Э. Н. Жев-лаков рассматривает в качестве видового объекта экологических преступлений «комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологической безопас-

ности населения»[20].

Предметом экологических преступлений выступают природные богатства в целом и отдельные их виды (воды, недра, земля, животный и растительный мир, атмосфера и т.д.)[21].

Объективная сторона экологических преступлений включает в себя деяние (действие или бездействие), представляющее собой несоблюдение требований экологического законодательства или совершение действий, прямо запрещенных этим законодательством, последствия и причинную связь. В главе 26 УК РФ представлены как материальные составы преступлений, которые окончены с момента наступления последствий, так и формальные составы, моментом окончания которых является совершение действия (бездействия). Для объективной стороны некоторых составов экологических преступлений значение обязательных приобретают факультативные признаки, такие как способ, место совершения преступления и т.д.[22]

Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Мотив и цель преступления не выступают обязательными признаками субъективной стороны ни одного экологического преступления. Субъектом экологических преступлений могут быть как частные, так и должностные лица, а равно лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, по достижении ими шестнадцати лет[23].

Современное законодательство Федеративной Республики Германия также предусматривает несколько видов ответственности за экологические правонарушения. Но не всегда закрепление юридической ответственности происходит в кодифицированных нормативных актах.

Гражданский кодекс ФРГ (Bürgerliches Gesetzbuch)[24] имеет схожее с Гражданским кодексом РФ закрепление имущественной ответственности за экологические правонарушения. В § 823 предусматривается ответственность за причинение ущерба как жизни, телу и здоровью человека, так и свободе, собственности и прочим правам, в том числе предусмотренным экологическим законодательством.

Массив экологического законодательства Федеративной Республики Германия весьма объемен и широк. Он затрагивает практически все возможные объекты окружающей среды от почв, растений и животных до воздушных масс и атмосферы. В

этом отчетливо видна немецкая практичность и стремление урегулировать все сферы жизни.

Основным законом в области защиты окружающей среды Германии является Федеральный закон об охране природы от 29.07.2009 (Закон об охране природы и охране ландшафта) -Bundesnaturschutzgesetz (Gesetz über Naturschutz und Landschaftspflege)[25]. Он призван защищать природу и ландшафт путем сохранения биологического разнообразия, производительности и функционирования экосистемы, уникальности и рекреационной ценности. Защита также распространяется на техническое обслуживание, развитие и восстановление природы и ландшафта. Закон охватывает ландшафтное планирование, общую и частную защиту природы и ландшафта, защиту диких видов животных и растений, в том числе мест их обитания, морскую среду, рекреацию. За нарушение установленных в законе правил предусмотрены следующие виды ответственности:

§ 69 - административная ответственность в виде штрафа до 10 тысяч Евро, в исключительных случаях до 50 тысяч Евро.

§ 70 - уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет или денежный штраф.

§ 70а - уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 3 лет или денежный штраф.

Федеральный закон об экологии от 26.09.2002 (Закон о защите от вредных экологических влияний загрязнениями атмосферного воздуха, шумами, сотрясениями и похожими процессами) -Bundes-Immissionsschutzgesetz (Gesetz zum Schutz vor schädlichen Umwelteinwirkungen durch Luftverunreinigungen, Geräusche, Erschütterungen und ähnliche Vorgänge)[26] своей целью ставит защиту людей, животных и растений, почву, воду и атмосферу от вредных воздействий на окружающую среду и предотвращение их возникновения. Нарушение указанных в нем положений влечет административную ответственность в виде денежного штрафа до 10 тысяч Евро, в исключительных случаях до 50 тысяч Евро (§ 62).

Помимо этого в ФРГ отдельно действует Закон об экологической ответственности от 10.12.1990 - Umwelthaftungsgesetz[27], регулирующий деятельность предприятий, связанную с оказанием влияния на окружающую среду, и возникающую в этой связи

ответственность. В соответствии § 15 Закона имущественная ответственность в виде возмещения убытков ограничивается 85 млн. Евро.

Уголовная ответственность, регламентируется Уголовным кодексом ФРГ от 13.11.1998[28]. Раздел 29 «Преступления против окружающей среды» (Straftaten gegen die Umwelt) содержит 10 составов преступлений, направленных на ухудшение состояния окружающей среды:

§ 324 Загрязнение водоема (§ 324 Gewässerverunreinigung);

§ 324а Загрязнение почв (§ 324a Bodenverunreinigung);

§ 325 Загрязнение воздуха (§ 325 Luftverunreinigung);

§ 325а Создание шума и сотрясений и высвобождение неионизированного излучения (§ 325a Verursachen von Lärm, Erschütterungen und nichtionisierenden Strahlen);

§ 326 Неразрешенное обращение с отходами (§ 326 Unerlaubter Umgang mit Abfällen);

§ 327 Незаконная эксплуатация сооружений (§ 327 Unerlaubtes Betreiben von Anlagen);

§ 328 Незаконное обращение с радиоактивными веществами и другими опасными веществами и ресурсами (§ 328 Unerlaubter Umgang mit radioaktiven Stoffen und anderen gefährlichen Stoffen und Gütern);

§ 329 Создание опасности подлежащей защите территории (§ 329 Gefährdung schutzbedürftiger Gebiete);

§ 330 Особо тяжкий случай наказуемого деяния против окружающей среды (§ 330 Besonders schwerer Fall einer Umweltstraftat);

§ 330а Создание серьезной опасности из-за выброса ядов (§ 330a Schwere Gefährdung durch Freisetzen von Giften).

Наказанием за совершение данных преступлений является лишение свободы на максимальный срок до 5 лет либо денежный штраф. В случаях, повлекших особо тяжкие последствия (§330 и §330а) срок лишения свободы может быть увеличен до 10 лет.

Закрепление юридической ответственности за экологические правонарушения в нормативно-правовых актах Российской Федерации представляет собой одну из проблем охраны окружающей среды. Другой проблемой является применение законодательства об ответственности на практике.

Наиболее ярко можно проследить эту про-

блему на примере реализации уголовной ответственности за экологические преступления. Судебная практика Российской Федерации по осуждению к наказанию за экологические преступления весьма скудна. Можно найти считанные случаи применения норм статей Главы 26 УК РФ. В основном, это составы, предусмотренные ст. 249 (Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия), ст. 256 (Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов), ст. 258 (Незаконная охота), ст. 258.1 (Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации), ст. 260 (Незаконная рубка лесных насаждений) и ст. 262 (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов) УК РФ.

Анализ судебной практики не дает поводов считать, что доля экологических преступлений, в сравнении с другими уголовно-наказуемыми деяниями, мала. Наоборот, такое положение дел является основанием полагать, что в Российской Федерации высок уровень скрытой, не выявленной экологической преступности. И в основе всего лежит отношение населения к окружающей среде. Сделанные выводы можно подкрепить различными статистическими данными социологических опросов.

По результатам одного из таких исследований общественного мнения, проведенного экспертами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в 2014 году, были сделаны выводы о том, что «россияне пока не склонны переходить к экологичному образу жизни, лишь очень малая часть населения предпринимает активные попытки минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Однако отдельные экопрактики

Библиография:

(особенно в части ресурсосбережения) все больше распространяются среди широких слоев населения. Причем к этому людей побуждают зачастую экономические и социальные причины, а не собственно забота об экологии»[29].

В Федеративной Республике Германия ситуация обстоит иначе. В силу своей активной жизненной и политической позиции, а также сознательности немцы бережно относятся к природе и природным ресурсам. Об этом свидетельствует и судебная практика применения норм УК ФРГ. Практически нет реальных дел по принятию решения об уголовной ответственности за преступления против окружающей среды, но речь идет не о латентности экологических преступлений. Потому что это не характерно для немецкой культуры и немцев в целом. «Ordnung muss sein» (в переводе с немецкого «Должен быть порядок») - выражение, которое является основой всего в Германии.

Таким образом, регулирование вопросов юридической ответственности за экологические правонарушения и дальнейшей реализации ее на практике является одной из главных задач политики государства по защите природы, природных ресурсов, сохранении необходимых условий обитания живых организмов и человека. На примере РФ и ФРГ можно сделать выводы о том, что развитые страны Европы, к которым относится Германия, эту проблему уже решили посредством совместных усилий, грамотного взаимодействия государственных органов и населения. Большинство немцев довольны состоянием окружающей среды как в целом в Германии, так и в месте своего проживания. Тогда как для России вопрос все еще остается открытым. Пока не будет установлена прочная двусторонняя связь между государственными органами и гражданами, не будут ликвидированы пробелы законодательства, и охрана окружающей среды так и останется проблемой для российского государства и общества.

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Пчельников М.В. Система экологических прав и свобод человека и гражданина - элемент экологической политики. Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015. № 2 (7). С. 42-44.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ред. от 03.07.2016 «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017). Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 6, 12.01.2002, «Парламентская газета», N 9, 12.01.2002, «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, N 2, ст. 133 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2003. - С. 670.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, ред. от 07.02.2017. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301, «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994. // СПС «КонсультантПлюс».

6. Куделькин Н.С. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения. Труды Института государства и права Российской академии наук. 2010. № 2. С. 142-148.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ред. от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 256, 31.12.2001, «Парламентская газета», N 2-5, 05.01.2002, «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. // СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Парламентская газета», N 140-141, 31.07.2004, «Российская газета», N 162, 31.07.2004, «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215. // СПС «КонсультантПлюс».

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, ред. от 07.02.2017 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017). Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 256, 31.12.2001, «Парламентская газета», N 2-5, 05.01.2002, «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1 // СПС «КонсультантПлюс».

10. Фархутдинов Д.Ф. К вопросу об административной ответственности за экологические правонарушения. // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 4 (30). С. 59-62.

11. Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения // Право и государство: теория и практика. 2007. № 11. С.83-86.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ, ред. от 07.02.2017. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954, «Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996. // СПС «КонсультантПлюс».

13. Лопашенко Н. А. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ: монография. - М.: Юрлитинформ, 2017. -528 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Дубовик О. Л. Экологическое право. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2007. - 584 с.

15. Чугаев А. П. Состав экологического преступления: системно-структурный анализ. Современные проблемы правоведения. Краснодар, 1998. - 283 c.

16. Уголовное право. Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. М., 1996. - 496 c.

17. Уголовное право России: учебник. Части Общая и Особенная / под ред. А. И. Рарога. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2003. - 496 c.

18. Российское уголовное право. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. М., 2004. - 672 c.

19. Уголовное право России: учебник. Части Общая и Особенная / под ред. А. В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2008. С. 824. - 1184 с.

20. Лопашенко Н. А. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ: монография. - М.: Юрлитинформ, 2017. -528 с.

21. Гражданский свод законов/ Bürgerliches Gesetzbuch от 02.01.2002 (BGBl. I C. 42, доклад СТР. 2909, 2003 СТР. 738), изменено законом от 24.05.2016 (BGBl. I C. 1190) метр. W.v. 01.06.2016. Состояние: 01.10.2016 на основе закона от 17.02.2016 (BGBl. I C. 233). https://dejure.org/gesetze/BGB.

22. Федеральный закон об охране природы (Закон об охране природы и охране ландшафта) /Bundesnaturschutzgesetz (Gesetz über Naturschutz und Landschaftspflege) от 29.07.2009 (BGBl. I C. 2542), вступил в силу 01.03.2010, изменено законом от 13.10.2016 (BGBl. I C. 2258) метр. W.v. 01.01.2017. Состояние: 12.02.2017 на основе закона от 04.08.2016 (BGBl. I C. 1972). https://dejure.org/gesetze/BNatSchG.

23. Федеральный закон об экологии (Закон о защите от вредных экологических влияний загрязнениями атмосферного воздуха, шумами, сотрясениями и похожими процессами) / Bundes-Immissionsschutzgesetz (Gesetz zum Schutz vor schädlichen Umwelteinwirkungen durch Luftverunreinigungen, Geräusche, Erschütterungen und ähnliche Vorgänge) от 26.09.2002 (BGBl. I C. 3830), изменено законом от 30.11.2016 (BGBl. I C. 2749) метр. W.v. 07.12.2016. https://dejure.org/gesetze/BImSchG.

24. Закон об экологической ответственности/Umwelthaftungsgesetz, от 10.12.1990 (BGBl. I C. 2634), вступил в силу 01.01.1991, изменено законом от 23.11.2007 (BGBl. I C. 2631) метр. W.v. 01.01.2008. https://dejure.org/gesetze/UmweltHG.

25. Уголовный кодекс ФРГ/Strafgesetzbuch от 13.11.1998 (BGBl. I C. 3322), изменено законом от 01.03.2017 (BGBl. I C. 386) метр. W.v. 10.03.2017. https://dejure.org/gesetze/StGB.

26. Елена Чернович, Валентина Полякова, Константин Фурсов. Экопрактики и отношение россиян к проблемам окружающей среды. Инновационное поведение населения. Мониторинг. Информационный бюллетень № 2 2015. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. https://issek.hse.ru/data/2015/09/25/1074029049/Экопрактики-россиян.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.