П.В. Толстов,
соискатель (УлГУ)
законодательство об уголовной ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ
и отходов (ст.247 ук) в странах дальнего зарубежья
Статья посвящена сравнительно-правовому анализу сущности и содержания норм уголовного закона об ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов в некоторых странах дальнего зарубежья. В ней рассматриваются особенности построения механизма уголовно-правового обеспечения экологической безопасности в данной сфере общественных отношений в таких странах как США, Германия, Польша, Швейцария и др., анализируется порядок конструирования уголовно-правовых запретов, специфика наказуемости преступных нарушений правил обращения вредных веществ и опасных отходов и т.д. В ходе исследования автор выявляет положительные и отрицательные стороны уголовного законодательства названных государств и делает вывод о возможности применения соответствующего опыта в отечественном уголовном праве.
Ключевые слова: экологически опасное вещество; экологически опасные отходы; экологическая безопасность; поражающий фактор; вред жизни и здоровью человека; вред окружающей природной среде, уголовная ответственность; механизм уголовно-правового обеспечения обращения экологически опасных веществ и отходов, уголовное законодательство зарубежных стран.
The article is devoted to the comparative legal essence and contents of norms of criminal law about the responsibilities for violation of ecologically harmfull substances and wastes in legislation offoreign countries. The author considers the peculiarities of construction of mechanism of criminal law providing of mechanism of ecological safety in the given sphere of public relations in such countries as the USA, Germany, Poland, Switzerland and ofhes.
Key words: ecologically dangerous substance; ecologically dangerous wastes; ecological safety; striking factor; criminal liability; mechanism of criminal legal support of the turn of ecologically dangerous substances and waste, criminal legislation of foreign countries.
В большинстве развитых европейских стран законодательство об ответственности на нарушение правил обращения экологически опасных отходов носит комплексный характер. При этом нормы уголовно-правового характера в нем часто переплетаются с административно-правовыми запретами и предписаниями. Наряду с национальными законами и подзаконными актами, источниками права в них являются также правила, решения и директивы Европейского союза, что во многом сближает эти страны и обуславливает наличие множества схожих положений в природоохранном законодательстве, в том числе и регулирующим порядок обращения с экологически опасными веще-
ствами и отходами.
В то же время между законодательством указанных выше стран имеется и различия. В них часто разнятся подходы к определению перечня деяний, связанных с нарушением порядка обращения экологически опасных веществ и отходов, по-разному описываются их крименобразующие признаки, устанавливаются разные меры ответственности и т.п. Это определяется различием традиций как в уголовном праве разных государств в целом, так и специфическими проявлениями этих традиций при выработке конкретных уголовно-правовых норм, направленных на защиту отношений в сфере охраны окружающей среды (отли
чиями в механизмах привлечения к уголовной ответственности в разных странах, не одинаковым уровнем развития национальной экономики, и как следствие, неодинаковым развитием законодательства, стоящего на защите окружающей среды).[1]
Характерной особенностью большинства государств дальнего зарубежья является наличие в них комплексных законов, устанавливающих правила обращения с токсичными веществами и отходами. Эти нормативные акты (Закон об удалении отходов в Японии от 1971 г., Закон о хранении ядовитых отходов в Великобритании от 1972 г., Закон об избежании и удалении отходов в ФРГ от 1972 г., Закон о сохранении и переработке сырьевых ресурсов в США от 1976 г., Закон о сбросах в океан в США от 1972 г. закрепляют общие требования к испытаниям токсических веществ и отходов, их производству, переработке, хранению, транспортированию, использованию и утилизации, а также общие положения об ответственности за совершение правонарушений в данной сфере.
Наряду с этим почти в каждой стране действуют специальные законы об экологических преступлениях, которые предусматривают довольно суровые санкции за их совершение, причем в отношении не только физических, но и юридических лиц. Санкции варьируются от тюремного заключения до штрафов, временного закрытия предприятий или введения временного контроля администратора - для юридических лиц. Кроме того, законы многих стран предусматривают возможность применения мер по устранению нанесенного окружающей среде ущерба, а также конфискации доходов, полученных в результате уголовно наказуемого деяния.
Наиболее детально вопрос о регламентации ответственности за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами проработан в США. В этой стране вопросам обеспечения экологической безопасности в обозначенной выше сфере деятельности человека, в том числе и средствами уголовного права, посвящено несколько федеральных законов
и кроме того, целый ряд местных законов в каждом из штатов. Наиболее значимый среди них Закон о консервации и восстановлении ресурсов был принят в 1976 г., (известен как закон «РКРА»: обеспечивает то, что часто называют регулированием от «рождения до смерти») касается экологически вредных отходов. Он регламентирует деятельность производителей таких отходов, перевозчиков, собственников и тех, кто ответственен за хранение, должное обращение и захоронение.[2] Указанные субъекты обязаны придерживаться установленных в нем стандартов при обращении с вредными отходами и заполнять специальные формы (паспорт или «манифест» отхода и т.д.), которые позволяют проследить за движением отходов от места их выработки до места переработки, хранения и уничтожения.
Другой, похожий по смыслу нормативный акт - Закон США о контроле над токсическими веществами (ТСКА), регулирует порядок обращения экологически опасных веществ. Он запрещает производство или импорт новых химических веществ, которые могут нанести вред окружающей природной среде. Контроль за соблюдением норм экологического законодательства на специальное федеральное Агентство по охране окружающей среды, которое следит за неукоснительным соблюдением законов. Именно это Агентство ежегодно возбуждает и передает в суд несколько сот уголовных дел.
Ответственность за нарушение требований экологического законодательства дифференцирована в зависимости от вида правонарушения, вида субъекта преступного посягательства и характера причиненного ущерба. Так, нарушение условий разрешения на сброс или складирование отходов в большем количестве, чем это официально разрешено, совершенные лицами, имеющими разрешение на данный вид деятельности, считаются нарушениями первой категории.
Для перевозки опасных отходов законодательство предписывает иметь декларацию, в которой фиксируются все названия перевозимых отходов. Если осуществляется перевозка опасных отходов и водитель не имеет декларации, то это - нарушение вто-
рой категории. Кроме того, если компания, которой был нанят на работу шофер для перевозки таких грузов, не позаботилась о том, чтобы у него была декларация на отходы, также является нарушителем и, согласно законодательству графства, несет ответственность за экологическое преступление. К третьей категории относятся действия по сбрасыванию опасных отходов в неположенном месте, например, посреди шоссе или в реку и другие запрещенные законом места, а также недозволенное время и т.д.[3] Особенностью уголовной политики США в сфере охраны окружающей природной среды состоит в том, что меры ответственности в нем предусмотрены в основном для юридических лиц. Поэтому, несмотря на довольно высокую степень общественной опасности преступлений, связанных с нарушением правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, основным видом наказания за них является штраф.
Несколько отличается подход к уголовно-правовому обеспечению экологической безопасности в рассматриваемой сфере в странах ЕС. Среди них наибольшей степенью проработанности нормативного материала отличается Германия. В этой стране, как самой развитой в промышленном плане, уделяется особое внимание к проблемам охраны окружающей природной среды от загрязнения отходами и вредными веществами.[4] Законодательство Германии об уголовной ответственности за нарушение экологических норм и стандартов в сфере их обращения включает целый ряд норм, которые предусмотрены не только в УК, но и содержатся в других нормативных актах, так называемого уголовно-экологического и уголовно-хозяйственного законодательства.^]. В самом УК в главе «Преступные деяния против окружающей среды», в которой объединены все экологические преступления, немецкий законодатель выделяет два состава преступления: неразрешенное обращение с опасными отходами (§326 УК ФРГ) и незаконное обращение с радиоактивными отходами и другими опасными веществами и отходами.[6] В качестве положительного момента указанных норм хочется отметить определен-
ность предмета преступных посягательств и сферы общественных отношений, в которой могут быть совершены названные преступления. Все нормы сконструированы по типу бланкетных и содержат ссылки на соответствующие нормативные акты в области природоохранного законодательства, например (Закон о химических веществах), нарушение положений которых выступает основанием наступления уголовной ответственности.
Обращает на себя внимание также проработанность обозначенных уголовно-правовых запретов в части отображения последствий преступления в виде экологического ущерба, загрязнения окружающей природной среды и вреда здоровью человека. Кроме того, хочется отметить то, как законодатель дифференцирует ответственность за умышленные и неосторожные нарушения правил обращения с экологически опасными отходами и веществами и определяет условия освобождения от уголовной ответственности в случае невиновного причинения вреда.
Несмотря на ряд положительных сторон, нельзя не отметить слишком либеральный подход к наказуемости рассматриваемых экологических преступлений. Максимальное наказание за их совершение всего пять лет лишения свободы. Это при том, что самая суровая санкция за экологические преступления установлена в §330а УК ФРГ, который содержит состав создания серьезной опасности из-за выбросов ядов - от одного года до десяти лет лишения свободы.
Определенный интерес в плане изучения опыта уголовно-правового обеспечения обращения экологически опасных веществ и отходов представляет законодательство Польши. В уголовном законодательстве Республики Польша, которое также носит кодифицированный характер, экологические преступленияобособленывразделе22 «Преступления против окружающей среды».[7] Раздел содержит одну общую норму об ответственности за причинение загрязнения окружающей среде (ст. 181 УК Польши) и три специальных состава среди которых выделяется противоправное обращение с отходами (ст.183 УК Польши). В целом же уголовная ответственность по ст.181-184
УК Польши наступает за загрязнение воды, воздуха или земли веществом или ионизирующим излучением в таком количестве либо в такой форме, что это может угрожать жизни или здоровью многих лиц или повлечь уничтожение растительного либо животного мира в значительных размерах.
Состав противоправного обращения с отходами, содержащийся в УК Польши, по смыслу довольно близок с составом нарушения порядка обращения экологически опасных веществ и отходов, предусмотренном УК России. Только польский законодатель более скрупулезно подошел к описанию объективной стороны данного деяния. Оно охватывает своим содержанием практически все действия, которые составляют порядок обращения с отходами, совершаемые в нарушение норм экологического законодательства, если это создает опасность для человека, флоры и фауны. Особенностью данного запрета выступает то, что он распространяется не только на хранение, переработку, перевозку и ути-лизацию вредных веществ и отходов (§1 ст. 183), но и перемещение их через границу (§2 ст.183). Основным крименообразующим признаком выступает наличие в деянии опасности (угрозы) причинения экологического ущерба. Причем законодатель указывает на его множественность, подразумевая угрозу причинения вреда жизни и здоровью многих людей, или уничтожения животного либо растительного мира в значительном размере.
На наш взгляд, такой вариант изложения нормы делает ее перегруженной оценочными признаками, что может негативно сказаться на право-применительной практике при квалификации конкретных преступлений. В плане наказания, польский законодатель также лоялен, как и немецкий. Максимальное наказание за совершение данного преступления составляет пять лет лишения свободы. Значительно мягче, от штрафных санкций до лишения свободы максимум два года наказываются перечисленные выше деяния, если они совершены неумышленно. Что интересно, в тексте §4 не говориться о конкретной форме вины или виде неосторожности, что позволяет толковать содер-
жание данной нормы расширительно.
Уголовно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности в сфере обращения с вредными веществами и отходами Испании образует довольно большое количество нормативных актов, которые довольно трудно уложить в единую систему. Ключевым источником, здесь, как и в других странах, является Уголовный кодекс. Но в испанском УК нормы об ответственности за нарушение правил обращения вредных веществ и отходов представлены, пожалуй, наиболее широко. По сравнению с УК других стран, УК Испании помимо общих норм об ответственности за загрязнение окружающей природной среды, содержит целых четыре вида преступных посягательств, имеющих еще и собственные разновидности. [8] Это 1) противоправное обращение с экологически опасными веществами и отходами, которое составляют: незаконное образование хранилищ или свалок отходов или отбросов твердых или жидких тел, являющихся токсичными или опасными и способны нанести тяжкий вред равновесию в естественных системах или здоровью людей (ст.328 УК Испании); 2) нарушение установленных норм безопасности при обращении с опасными веществами (ст.348 УК Испании); 3) незаконное изготовление и оборот вредных веществ и продуктов (ст.ст.359-360) и 4) незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами (ст.ст.341-345).
Несмотря на такое большое количество запретов, они, как видно отличаются разрозненностью. Особенно это проявляется в определении предмета рассматриваемых экологических преступлений. В одном случае законодатель говорит об отходах, в другом об отбросах, в третьем, - о вредных веществах, в четвертом, - о продуктах и т.д. и при этом выделяет конкретных виды опасных веществ: токсичны и радиоактивные вещества, источники ионизирующего излучения и т.п.
Надо отметить также, что испанский законодатель вообще не оперирует в УК категорией «экологические преступления». Большинство посягательств на экологическую безопасность сконцентрированы в Книге II
Разделе XVI, но находятся довольно далеко друг от друга, вперемешку с преступлениями, посягающими на порядок управления территориями. Значительная часть норм находится в других разделах, объединяющих преступления против общественного порядка и коллективной безопасности, что создает некоторую путаницу в понимании единства социальной сущности и правовой природы рассматриваемых деяний.
Похожая ситуация наблюдается в уголовном законодательстве Швейцарии. Здесь посягательства на окружающую природную среду также не имеют обособленного места в системе Особенной части УК. Они разбросаны по двум разделам (Раздел 7 «Общеопасные преступления и проступки» и Раздел 8 «Преступления и проступки против общественного здоровья» и, несмотря на пристальное на внимание к проблемам экологии в этой стране со стороны государства представлены, на наш взгляд, довольно скудно.[9] По сути УК Швейцарии предусматривает наказание лишь за нарушение правил обращения взрывчатых и ядовитых веществ, и то, лишь некоторые из деяний, которые по смыслу должны составлять феномен незаконного оборота экологически опасных веществ и отходов и нарушения правил обращения с ними. Это ст. 224. «Создание опасности в связи с использованием взрывчатых веществ и ядовитых газов с преступной целью» и ст. 226 «Производство, укрывательство, переработка взрывчатых веществ и ядовитых газов». В разделе 8 содержится несколько преступлений общего характера, например, состав загрязнения питьевой воды (ст. 234 УК Швейцарии) и др.
В швейцарской концепции уголовно-правового обеспечения экологической безопасности, и в частности в обеспечении надлежащего порядка обращения с экологически опасными веществами и отходами наблюдается ряд серьезных недостатков. Во-первых, обращает на себя внимание слишком узкий взгляд законодателя на предмет рассматриваемых преступлений, содержанием которого охватываются только взрывчатые вещества и ядовитые газы. Из этого следует, что разработчики УК видят угрозу лишь в нарушении
порядка обращения с двумя категориями веществ. Во-вторых, ни в одном из указанных составов преступлений не фигурируют последствия, которые бы можно было воспринимать как экологический ущерб. В основном в них речь идет об имущественном ущербе, и лишь в отдельных случаях законодатель упоминает об ущербе здоровью людей. Такой вариант интерпретации экологической угрозы (через оценку экономического ущерба от экологических преступлений), на наш взгляд, не только не коррелируют их социально-правовой природе, но и неверно отображают характер и степень их общественной опасности, масштабу последствий, которые могут повлечь такого рода посягательства. В плане наказания упомянутые нормы соответствуют общеевропейской тенденции к установлению ответственности за посягательства на окружающую природную среду. Максимальное наказание за них ограничено пределом в шесть лет каторжного тюремного заключения.
Однако нельзя забывать, что система источников уголовного законодательства Швейцарии не исчерпывается обозначенным выше Уголовным кодексом. Помимо прочего его составляют отдельные уголовные законы Федерации и кантональное уголовное законодательство. Причем законы Кантонов, порой, существенно различаются. Кроме того, как и в других европейских странах на территории Швейцарии действуют отдельные нормативные акты природоохранного законодательства, которые содержат норму уголовно-правового характера, в том числе и об ответственности за нарушение правил обращения с экологически опасными отходами.
Оценивая уголовное законодательство зарубежных стран в целом, позволительно заключить, что в сравнении с ними УК Российской Федерации отличается довольно высоким уровнем проработанности механизма уголовно-правового обеспечения безопасного обращения экологически опасных веществ и отходов. В этом плане, думается, мы не уступаем другим странам, а в некоторых вопросах даже выглядим и в более выгодном свете. Тем не менее, как показывает опыт изучения зарубежного уголовного за
конодательства, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащиеся в ст.247 УК пока далеки от совершенства и разработчикам отечественного уголовного законодательства есть куда двигаться
в плане развития, особенно с учетом того, что эти нормы крайне редко применяются на практике, а дела о таких преступлениях, как правило, не доводятся до конца.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Давыдова Т.А. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С.47.
2. К опасным отходам, производство которых в США растет наиболее быстрыми темпами, относят соли, кислоты, токсические металлы (ртуть, мышьяк), самовоспламеняющиеся вещества (растворители и др.), синтетические химикаты (ядохимикаты, фенолы и др.), взрывчатые вещества (метан и др.), инфекционные вещества ( отходы медицинских учреждений и др.), а также радиоактивные отходы. См.: Томас У. Хойа. Экологическое законодательство США: во что обходится его нарушение // Закон.1993. № 3. С.71.
3. См.: Краснова И.О. Экологическое право США: исследование теории и практики развития. М., 1996. С.94.
4. См.: Гертруда Люббе-Вольф. Основные характеристики права окружающей природной среды Германии (перевод О.Л. Радчик) // Государство и право. 2000. № 11. 2009.
5. См.: Жалинский А.Э. Уголовное право ФРГ / Уголовное право России. Общая часть. М., 1998. С.584.
6. Помимо названных выше запретов, УК ФРГ, как и Уголовный кодекс Российской Федерации, содержит ряд общих норм о загрязнении окружающей природной среды. В частности это нормы: об ответственности за загрязнение водоема §324 УК ФРГ, об ответственности за загрязнение почв §324а УК ФРГ и др. // Уголовный кодекс ФРГ. М. 2000. С.171.
7. Уголовный кодекс Польши. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С.181.
8. Уголовный кодекс Испании / под ред. и с предисл.: Кузнецова Н.Ф., Решетников Ф.М., пер.: Зырянова В.П., Шнайдер Л.Г. М.: Зерцало, 1998. С.109-113.
9. Уголовный кодекс Швейцарии. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С.219-220.