Научная статья на тему 'Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями по законодательству Российской Федерации и иностранных государств'

Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями по законодательству Российской Федерации и иностранных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2310
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЦИД / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ / ECOCIDE / CRIMINAL LEGISLATION / VIOLATION OF RULES OF USE / LAND USE / OFFENSES RELATED TO DRINKING WATER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копылов Михаил Николаевич, Мишланова Валерия Андреевна

В статье проводится сравнительно-правовой анализ Уголовного кодекса РФ и уголовных кодексов ряда государств ближнего и дальнего зарубежья в части, касающейся состава и наказания за экологические преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with a comparative legal analysis of Criminal code of the Russian Federation and of certain number ex-soviet and far located states.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями по законодательству Российской Федерации и иностранных государств»

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

КОПЫЛОВ Михаил Николаевич МИШЛАНОВА Валерия Андреевна

Аннотация. В статье проводится сравнительно-правовой анализ Уголовного кодекса РФ и уголовных кодексов ряда государств ближнего и дальнего зарубежья в части, касающейся состава и наказания за экологические преступления.

Annotation. The article deals with a comparative legal analysis of Criminal code of the Russian Federation and of certain number ex-soviet and far located states.

Ключевые слова: экоцид, уголовное законодательство, нарушение правил пользования, использование земель, преступления, относящиеся к питьевой воде.

Key words: ecocide, criminal legislation, violation of rules of use, land use, offenses related to drinking water.

Возникновение экологического кризиса, его обострение, а также влияние международного экологического права и других факторов привели к осознанию необходимости уточнить объекты преступления и включить новые составы преступлений в российское уголовное законодательство. В результате действующее с 1 января 1997 года уголовное законодательство существенно изменило регулирование ответственности за совершение преступных деяний по целому ряду направлений.

В части, касающейся экологических преступлений, наиболее принципиальные изменения можно охарактеризовать следующим образом:

- в структуре Особенной части УК РФ выделена отдельная гл. 26 «Экологические преступления», в рамках которой объединено большинство известных отечественному законодательству составов преступных посягательств на окружающую среду;

- уточнены цели норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических преступлений;

- расширен и более четко выражен круг непосредственных объектов преступных посягательств;

- конкретизирован перечень предметов экологических преступлений;

- впервые уголовный закон употребляет термин «экологические преступления», хотя и не разъясняет этого понятия, оставляя его разработку за специальной отраслью экологического права;

- сформулированы новые составы преступлений, отсутствовавшие в УК РСФСР: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), порча земли (ст. 254), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), экоцид (ст. 358);

- параллельно, но в значительно меньших размерах проведена декриминализация ряда составов преступлений, исключены, например, ранее наказуемые в уголовно-правовом порядке самовольная добыча янтаря, части первые ст. 163 и 166 УК РСФСР, устанавливавшие ответственность за простое браконьерство и не применявшиеся на практике, дублировавшие нормы Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;

- существенно изменена редакция многих традиционных составов преступлений.

В ряде случаев редакционные изменения фактически означают введение нового состава; в отношении некоторых норм проведены структурные преобразования: объединены в одну ст. 249 ранее действовавшие статьи о нарушении ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями

растений, добыча морских млекопитающих включена частью второй в ст. 256 «Незаконная добыча водных животных и растений», а ст. 223 УК РСФСР разделена на две - ст. 250 «Загрязнение вод» и ст. 251 «Загрязнение атмосферы». Фактически уголовное законодательство РФ имеет более широкую сферу действия. Им охватывается разнообразная хозяйственная деятельность самых различных субъектов: размещение, проектирование, строительство и т.п., медицина, фармацевтика, сельскохозяйственное производство, транспорт, обыденная деятельность граждан и узкоспециализированные, опасные виды работ (например, борьба с вредителями растений в коллективном и индивидуальном сельскохозяйственном производстве и работы в области генной инженерии либо с высокотоксичными отходами). Большинство составов экологических преступлений сформулированы как материальные, а не формальные. В основном последовательно решены вопросы вины: в большинстве составов вина представлена в форме косвенного умысла, когда лицо осознает общественную опасность нарушения им правил охраны окружающей среды или правил, определяющих порядок деятельности, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично.

Большинство диспозиций норм об ответственности за экологические преступления остались бланкетными: законодатель широко

использует оборот «нарушение правил...». Из этого следует, что для установления состава преступления недостаточно информации, содержащейся в уголовном законе, необходимо обратиться к специальному законодательству, в котором содержатся определения терминов и формулируются правила охраны окружающей среды, то есть к экологическому законодательству.

Уголовным законодательством РФ об ответственности за экологические преступления в значительной степени снята проблема разграничения уголовно- и административно-наказуемых деяний, причем не только за счет общей отмены административной преюдиции, но и за счет более тщательного описания элементов состава, обозначения последствий и т.п.

Достигнута большая согласованность уголовного и специального экологического законодательства, в том числе благодаря грамотному использованию специальной терминологии, расширению круга защищаемых уголов-

но-правовыми средствами объектов, включению новых составов, применяющимся способам описания объективной стороны и другим средствам. Введены новые квалифицирующие обстоятельства и уточнен набор имевшихся ранее.

Частями вторыми многих статей предусмотрена повышенная по сравнению с основными составами ответственность за совершение целого ряда экологических преступлений.

В настоящее время целями норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических преступлений, объявляется защита и обеспечение уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды в целом и правил охраны отдельных ее компонентов, установленного нормативно-правового порядка деятельности, в той или иной степени связанной с использованием окружающей среды или оказанием на нее воздействия, защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение правомерных видов пользования окружающей средой, сохранение ее качества, предотвращение уничтожения (гибели) объектов природы и т.п.

В УК РФ указан широкий спектр последствий деяний, например, существенное изменение радиоактивного фона, массовая гибель животных, причинение существенного вреда животному или растительному миру, гибель популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ, распространение эпидемий или эпизоотии, причинение по неосторожности смерти человеку или массовых заболеваний людей и др. В ряде статей перечень последствий фактически является открытым, поскольку законодатель широко использует термины «существенный вред», «значительный ущерб», «иные тяжкие последствия».

Расширяя и конкретизируя круг непосредственных объектов преступных посягательств, УК РФ указывает на окружающую среду, взятую в целом, комплексно, и на отдельные ее компоненты (воды, атмосферу, морскую среду, животный и растительный мир, леса, континентальный шельф и т.п.).

Впервые в число предметов посягательства включены критические местообитания организмов, занесенных в Красную книгу РФ, особо охраняемые природные территории, земля, морские млекопитающие.

Решая вопросы вины, УК РФ в ст. 247, 250, 251, 252, 254, 261 четко оговаривает неосторожную форму вины. Поэтому необоснованными представляются высказываемые в на-

стоящее время предложения о внесении изменений в уголовное законодательство, в связи с необходимостью более широкого использования неосторожной вины в составах экологических преступлений. Такое расширение, по мнению О.Л. Дубовик, по признаку вины может привести как к негативным результатам в форме подрыва авторитета уголовного закона, провоцирования его нестабильности из-за молниеносных изменений, так и к игнорированию уголовных запретов и неприменению норм либо чрезвычайно высокому уровню уголовной репрессии. И то и другое крайне неже-лательно1

В целом с юридико-технической точки зрения составы экологических преступлений в УК РФ являются сложными. Их толкование и применение потребуют специальных усилий. Так, возможно, самым сложным составом, содержащимся в Кодексе, следует считать порчу земли (ст. 254).

Внимательный анализ гл. 26 УК РФ позволяет заключить, что из всего числа закрепленных в ней норм, новациями, принципиально новыми, ранее не известными российскому законодательству, являются пять статей. В восьми случаях законодатель внес существенные изменения в ранее действовавшее положение УК РСФСР.

Современное уголовное законодательство государств ближнего зарубежья, также как законодательство РФ, предусматривает уголовную ответственность за экологические преступления. В разных странах перечень экологических преступлений различен и далеко не всегда содержится в уголовных кодексах. Также не всегда экологические преступления выделяются в самостоятельные главы или разделы.

Из стран ближнего зарубежья такая отдельная глава (26) имеется, например, в УК Республики Беларусь2 которая носит название «Преступления против экологической безопасности и природной среды» и включает в себя 22 статьи. Экологическими преступлениями по УК Республики Беларусь являются, в частности, умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов, нарушение требований экологической безопасности, прием в эксплуатацию экологически

1 См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарии к главе 26 УК РФ. М. : Спарк, 1998. С. 45.

2 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З в ред. от 12.07.2013 г. URL: http://mvdgov.by/main.aspx? guid= 101163 (дата обращения: 27.02.2014).

опасных объектов, порча земель, уничтожение торфяников, нарушение правил водопользования, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и т.д. Самое суровое наказание (лишение свободы на срок от двух до семи лет) предусмотрено за нарушение требований экологической безопасности, прием в эксплуатацию экологически опасных объектов, непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства, сокрытие или умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды.

Содержит специальный раздел, посвященный преступлениям против окружающей среды, и новый Уголовный кодекс Украины3. Раздел включает в себя 19 статей (ст. 236-254). В них представлены как традиционные составы экологических преступлений (загрязнение или порча земли, незаконная порубка леса, незаконная охота, незаконное занятие рыбным, звериным либо иным водным добывающим промыслом), так и некоторые специфические составы: непринятие мер по ликвидации экологического загрязнения (ст. 237), сокрытие или искажение сведений об экологическом состоянии или заболеваемости населения (ст. 238), нарушение законодательства о защите растений (ст. 247), проектирование или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей среды (ст. 253), бесхозяйственное использование земель (ст. 254). Наиболее опасными посягательствами на окружающую среду УК Украины признает нарушение правил экологической безопасности, которое может повлечь наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (ст. 236), и умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда, наказываемое лишением свободы на срок от 5 до 12 лет (ч. 2 ст. 252).

Самым же близким российскому уголовному экологическому законодательству является гл. 11 «Экологические преступления» УК Республики Казахстан 1997 года4. Единственное существенное отличие - это наличие в УК Республики Казахстан (ст. 294) такого состава

3 Кримінальний кодекс України от 1 сентября 2001 г. в ред. от 28.01.2014 г. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2341-14 (дата обращения: 27.04.2014).

4 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. в ред. от 17.01.2014 г. URL: http://online.zakon.kz/Docu-ment/?doc_id=1008032#pos=1;-8 (дата обращения: 27.02.2014).

экологических преступлений, как «непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения», который в УК РФ отсутствует.

В Уголовном кодексе Республики Узбе-кистан5 преступлениям в сфере экологии посвящен раздел (IV), включающий главу о преступлениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в которую входят 12 статей. В целом, воспроизводя традиционный перечень составов экологических преступлений, включая и тот, по которому УК Республики Казахстан отличается от УК РФ, УК Республики Узбекистан в ч. 4 ст. 198 УК вводит новеллу следующего содержания: наказание в виде лишения свободы за повреждение, уничтожение посевов, леса или других насаждений не применяется в случае возмещения причиненного материального ущерба в трехкратном размере.

Уголовный кодекс Азербайджанской Республики является вторым (после УК Республики Казахстан) уголовным законом, который в максимально возможной степени идентичен УК РФ в части, касающейся содержания составов (всего их 15), возможной уголовной ответственности, порядка расположения статей в гл. 28, посвященной экологическим преступлениям.

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 248) является самым тяжким в Азербайджане экологическим преступлением и наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

В странах Балтии, в связи с особенно важным значением, которое придается проблеме защиты лесонасаждений и иной растительности, в уголовном законе особо выделяются составы таких экологических преступлений, как загрязнение и засорение лесов, умышленный поджог леса (в Латвийской Республике наказание - лишение свободы на срок до 15 лет), порубка или повреждение деревьев (в Латвийской Республике наказание - лишение свободы на срок до 10 лет или арест, или денежный штраф до 150 минимальных месячных заработных плат), незаконная рубка леса (ст. 155 УК Эстонской Республики), нарушение требований, предъявляемых к рубке растущего леса, сделкам, совершаемым с лесоматериалами, праву на рубку растущего леса или пере-

5 Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. в ред. от 20.01.2014 г. URL: http://fmc.uz/legisl.php? id=k_ug (дата обращения: 27.02.2014).

возке лесоматериалов (ст. 155-3 УК Эстонской Республики), потрава посевов и повреждение насаждений (ст. 156 УК Эстонской Республики). Кроме того, в уголовных законах этих стран представлены также ставшие уже традиционными составы экологических преступлений (в Латвийской Республике они даже сгруппированы в самостоятельную гл. 11 «Преступные деяния против природной среды», состоящую из 20 статей): нарушение правил эксплуатации и использования земли, ее недр, вод и лесов, нарушение правил ликвидации опасных отходов, незаконное захоронение опасных веществ в водах и недрах земли, эксплуатация объектов без очистных сооружений, непроведение мероприятий по ликвидации загрязнения природной среды, самовольная охота, нарушение требований по защите и использованию животных в природе (ст. 157 УК Эстонской Республики), истребление рыбных запасов (ст. 158-1 УК Эстонской Республики). При этом обращает на себя внимание тот факт, что, например, УК Эстонской Республики квалифицирует посягательства на окружающую природную среду как хозяйственные преступления.

Также к хозяйственным преступлениям относит экологические преступления и УК Болгарии. Среди них - производство лесоруб-ки, изъятие или вывоз из государственного лесного фонда каких бы то ни было деревьев или их частей, включая срубленные или валежник, без надлежащего письменного разрешения или при наличии такового, но не в указанном месте, не в указанные сроки, не в указанном количестве; уничтожение или повреждение каким бы то ни было способом лесных массивов, лесонасаждений, молодой поросли, лесных культур или лесопитомника; убийство или вылов крупного дикого животного без надлежащего разрешения; незаконный лов рыбы; нарушение правил об охране рыбных запасов и других полезных водных животных и о правильном развитии воспроизводства рыбных запасов в стране и т.д.

Достаточно жесткую уголовную ответственность за преступления против охраны окружающей среды устанавливает УК КНР (§ 6). Так, незаконное размещение, хранение или выброс в атмосферу, а также захоронение в землю, сброс в воду радиоактивных загрязняющих веществ, содержащих источники инфекционных заболеваний, отходов, ядовитых или иных опасных отходов, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафом; неза-

конный ввоз в страну из-за рубежа твердых отходов для их складирования, захоронения и размещения влечет наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафа; это же деяние, повлекшее особо тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет и штрафом; также наказываются и (вместо штрафа здесь может быть применена конфискация) незаконная охота, убийство основных охраняемых государством редких, находящихся под угрозой исчезновения диких животных, или незаконная покупка, транспортировка, продажа основных охраняемых государством редких, находящихся под угрозой исчезновения диких животных или продукции из них, и т.д.

В УК Японии часть экологических преступлений выделена в отдельную главу «Преступления, относящиеся к питьевой воде». Преступными считаются загрязнения чистой воды, загрязнение водопровода, отравление чистой воды, причинение смерти или телесных повреждений в результате загрязнения или отравления чистой воды и т.д. По УК Дании загрязнение питьевой воды или способствование ее нехватке (§ 185) считается посягательством, вызывающим опасность для общества; загрязнение воздуха, воды, почвы или недр, хранение отходов или аналогичных веществ (§ 196) признается деянием, причиняющим общественный вред, и др. УК Швеции, говоря о деяниях, представляющих общественную опасность, ставит в один ряд с поджогом и тяжким поджогом, тяжкой диверсией, захватом судна такое экологическое преступление, как истребление животных и растений (ст. 8 гл. 13).

Немецкий законодатель такие экологические преступления, как, например, браконьерство, браконьерский лов рыбы, считает корыстными преступными деяниями.

В УК Австрии преступные деяния против окружающей среды помещены в один - седьмой - раздел с общеопасными преступными деяниями, такими как, например, поджог, неосторожное создание пожароопасной ситуации, умышленное и неосторожное создание общей угрозы и др. Экологическими преступлениями в Австрии, в частности, признаются: умышленное и неосторожное причинение вреда окружающей среде (§ 180, 181), тяжкое причинение вреда, связанное с использованием шума (§ 181, а), умышленное угрожающее окружающей среде обращение с отходами и их доставка (§ 181, Ь), создание иной угрозы для состояния животного или растительного мира

(§ 182) и др. В то же время отдельные типично экологические посягательства содержатся в УК Австрии и в разделе преступных деяний против чужого имущества: нарушение чужого права на охоту или рыбную ловлю (§ 137), тяжкое нарушение чужого права на охоту или рыбную ловлю (§138), применение силы браконьером (§ 140).

В УК Швейцарии некоторые посягательства на окружающую природную среду расположены в главе о преступлениях и проступках против общественного здоровья. Это, в частности, распространение эпизоотий, распространение вредителей, загрязнение питьевой воды, производство корма, вредного для здоровья животных и др.

В УК Испании экологическим преступлениям посвящена не одна, а целых две главы: гл. III - «О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды» и гл. IV -«О преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны». Преступными признаются, например, провокация или прямое или косвенное осуществление излучения, проливания, облучения, извлечения или экскавации, сноса, шума, вибрации, излияния или хранения в атмосфере, земле, недрах или наземных, морских или грунтовых водах, которые могут причинить тяжкий ущерб равновесию в естественных системах (ст. 325); ввоз или выпуск на свободу неместных видов растений или животных, повлекшие повреждение биологического равновесия (ст. 333); охота или ловля видов, находящихся под угрозой исчезновения; осуществление деятельности, нарушающей или затрудняющей их размножение или миграцию (ст. 334), и др. Кроме того, отдельные экологические составы преступлений содержатся в других разделах УК Испании: в разд. 2 гл. II «О лесных поджогах» и др.

Наконец, в УК Республики Польша, подобно УК РФ, экологические преступления выделены в отдельную главу, состоящую из восьми статей. В них предусмотрены, в частности, следующие составы: уничтожение растительного и животного мира; загрязнение воды, воздуха или земли веществом с ионизирующим излучением; складирование, удаление, переработка, обезвреживание либо перевозка отходов или веществ вопреки правилам; осуществление хозяйственной деятельности, угрожающей окружающей среде, и др.

Если подвести краткий итог состоянию уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями в различных зарубежных го-

сударствах, то легко обнаружить отчетливую тенденцию к выделению этой категории преступных деяний в отдельную (реже - отдельные) самостоятельную главу головного уголовного кодифицирующего нормативного правового акта. В подавляющем большинстве случаев уголовное законодательство этих стран содержит более или менее общий (общераспространенный) набор составов экологических преступлений, что можно объяснить однотипностью проблем, стоящих перед этими странами, в сфере уголовно-правовой борьбы с ними. В отдельных случаях, в зависимости от особой значимости (социальной, экономической, культурной, рекреационной) того или иного природного объекта для той или иной страны, в уголовных кодексах более детально рассматриваются преступления, связанные с ненадле-

жащим их использованием и посягательствами на них (леса - в Латвии и Эстонии, вода -в Японии и т.п.). В то же время обращает на себя внимание отсутствие в уголовных кодексах зарубежных стран специальной статьи, посвященной ответственности за преступления «экоцид»6. Если в отношении КНР это можно объяснить постоянными обвинениями руководства этой страны в проведении политики экоцида в отношении населяющих район Тибета народов, то все другие государства явно опаздывают с ответной реакцией на ту опасность, которую таит и несет в себе «экоцид». У этих стран все еще остается шанс на включение подобной статьи в свои уголовные законы, в случае принятия и ратификации ими соответствующих международно-правовых актов, в рамках процедуры трансформации.

6 Подробнее см.: Копылов М.Н. Юридическая ответственность за экологические преступления. М., 2004. С. 137-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.