Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА / ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ И ПРАВА / СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айвазян Оксана Оганесовна

Статья посвящена рассмотрению основ правовой информатизации населения в качестве метода формирования как общей культуры, так и коммуникативно-правовой культуры и сознания личности молодого поколения. В работе раскрывается содержание следующих дефиниций: «информатизация» - процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, правовую, техническую и научную), направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей информационного общества; «правовое информирование» - процесс социальной коммуникации и передачи правовой информации, которая обеспечивает население знаниевым компонентом, содержащим основы действующих законодательных норм и способы их реализации в целях защиты личных прав и интересов. В статье также говорится о том, что правовая информатизация осуществляется государственными институтами правового просвещения, общественными и политическими организациями, средствами массовой информации, и учреждениями, которые оказывают квалифицированную правовую помощь гражданам (адвокатские организации, юридические фирмы и др.), посредством консультаций и разъяснений действующих правовых норм и правил. В работе отмечается и то, что правовая информатизация реализуется также и печатными изданиями, теле- и радиокоммуникациями. Помимо этого, в работе отмечается наличие неформальных механизмов правового информирования, заключающихся во взаимодействии с ближним социальным окружением, а именно с родными и близкими людьми, однако получаемые подобным образом правовые сведения не всегда бывают достоверными. Представляется схема формирования коммуникативно-правовой культуры, заключающаяся в достаточно длительном, многогранном и всеобъемлющем процессе, требующем освоения различных сторон жизни в социуме. Говорится о том, что коммуникативно-правовая культура - это развитый и эффективный процесс социальной, коммуникативной и правовой социализации личности. А также описываются результаты социологического опроса, направленного на выявление эффективных способов и механизмов правовой информатизации. В заключении приводятся выводы о важности качественного правового информирования в целях формирования коммуникативно-правовой культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Айвазян Оксана Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INFORMATIZATION AS A DETERMINANT OF IMPROVING THE COMMUNICATIVE AND LEGAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article considers the basics of legal informatization of population as a method of forming a common culture, as well as the communicative and legal culture and personality awareness of the younger generation. The paper defines the following concepts: “informatization” - a process that affects all areas of society (social, economic, legal, technical and scientific), aimed at creating better conditions for meeting the information needs of the information society; “legal informing” - a process of social communication and the transfer of legal information that provides the population with the knowledge component comprising the basics of the current legal regulations and the means of their implementation with the aim of protecting personal rights and interests. The article also states that the legal informing occurs through state institutes of legal education, public and political organizations, media, and establishments that provide qualified legal assistance to citizens (lawyers' organizations, law firms, etc.), through consultations and explanations of existing legal rules and regulations. The paper also notes that legal informatization is also implemented by print media, television and radio communications. In addition, the paper notes the presence of informal mechanisms providing legal information, including the interaction with the immediate social environment, namely with family and close friends; however, the legal information obtained in such a way is not always reliable. A scheme of the formation of a communicative and legal culture is presented, which consists in a rather long, multifaceted and comprehensive process, requiring the development of various aspects of life in society. The author states that communicative and legal culture is a developed and effective process of social, communicative and legal socialization of an individual. She also describes the results of a sociological survey aimed at revealing effective ways and mechanisms of legal informatization. The conclusion provides the findings on the importance of quality legal information in order to form a communicative and legal culture of young people.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

DOI: 10.17805^ри.2020.3.16

Правовая информатизация как детерминанта совершенствования коммуникативно-правовой культуры молодежи: социологический анализ

О. О. Айвазян

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Кубанский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма» Статья посвящена рассмотрению основ правовой информатизации населения в качестве метода формирования как общей культуры, так и коммуникативно-правовой культуры и сознания личности молодого поколения. В работе раскрывается содержание следующих дефиниций: «информатизация» — процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, правовую, техническую и научную), направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей информационного общества; «правовое информирование» — процесс социальной коммуникации и передачи правовой информации, которая обеспечивает население знаниевым компонентом, содержащим основы действующих законодательных норм и способы их реализации в целях защиты личных прав и интересов.

В статье также говорится о том, что правовая информатизация осуществляется государственными институтами правового просвещения, общественными и политическими организациями, средствами массовой информации и учреждениями, которые оказывают квалифицированную правовую помощь гражданам (адвокатские организации, юридические фирмы и др.), посредством консультаций и разъяснений действующих правовых норм и правил.

В работе отмечается и то, что правовая информатизация реализуется также и печатными изданиями, теле- и радиокоммуникациями. Помимо этого, в работе отмечается наличие неформальных механизмов правового информирования, заключающихся во взаимодействии с ближним социальным окружением, а именно с родными и близкими людьми, однако получаемые подобным образом правовые сведения не всегда бываютдосто-верными.

Представляется схема формирования коммуникативно-правовой культуры, заключающаяся в достаточно длительном, многогранном и всеобъемлющем процессе, требующем освоения различных сторон жизни в социуме. Говорится о том, что коммуникативно-правовая культура — это развитый и эффективный процесс социальной, коммуникативной и правовой социализации личности. А также описываются результаты социологического опроса, направленного на выявление эффективных способов и механизмов правовой информатизации.

В заключении приводятся выводы о важности качественного правового информирования в целях формирования коммуникативно-правовой культуры молодежи.

Ключевые слова: право; правовое информирование; правовая пропаганда; правовая коммуникация; коммуникативно-правовое обучение и воспитание; коммуникативно-правовая культура; социология коммуникации и права; социология культуры; молодежь

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в век развивающихся информационных технологий, непосредственное прямое общение ушло на второй план, что, конечно, негативно сказывается на формировании коммуникативно-правовой культуры как молодежи, так и общества в целом. Только в обществе возможна коммуникация, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности, однако само по себе общение при отсутствии надлежащей культуры взаимодействия, соответствующей общепринятым нормам и правилам, приводит к разобщенности общества. Это происходит потому, что прежде существовавшие основополагающие общечеловеческие ценности (духовные, нравственные, правовые, коммуникативные и др.) теряют свою значимость и актуальность в новых условиях социальной реальности 1988). И в этой связи в условиях развития современного демократического государства единая система коммуникативно-правового обучения и воспитания одним из основных методов привития коммуникативно-правового сознания и культуры определяет процесс качественного правового информирования и просвещения населения.

Теоретико-методологическая разработанность проблемы правовой информатизации населения рассматривается в различных науках: социологии, юриспруденции, философии, лингвистике, филологии и др. С позиции социальных наук выделяются труды Т. Веблена, К. Гэлбрейта, Д. Белла, И. Масуды, Д. В. Иванова, А. А. Кукушкиной, Р. И. Газиева, Я. В. Зубовой и др. (История ... , 1998; Козер, 2006; Белл, 1988; МаБцая, 1983; Иванов, 2004: 355-427; Кукушкина, 2018; Газиев, 2009; Зубова, 2010). Коммуникативная сторона раскрывается в работах Р. Мертона, Н. Лумана и др. (Мер-тон, 2006; Литвинова, 2007). Информационные коммуникации отражены в трудах В. Ф. Анурина, А. В. Жаворонкова, В. А. Мальцева, А. П. Ситникова, И. Н. Панарина и др. (Анурин, 1998; Жаворонков, 2003; Мальцев, Бажин, 2008; Ситников, Гундарин, 2003; Панарин, 2013). С позиции юридической науки — в работах А. Б. Агапова, О. А. Га-врилова, И. М. Кубасовой, С. А. Чеховской и др. (Агапов, 1995; Гаврилов, 2000; Кубасова, 1994; Чеховская, 2000). Однако в условиях стремительно меняющейся социальной реальности проблема правовой информатизации трансформируется и остается недостаточно изученной в аспекте формирования коммуникативно-правовой культуры молодежи.

В этой связи целью исследования является изучение основ становления коммуникативно-правовой культуры личности молодых людей посредством правового информирования и просвещения в системе правовой информатизации населения.

Работа включает изучение, анализ, обобщение и интерпретацию российских нормативных правовых актов и иных литературных источников, а также социологическое исследование, проведенное в форме опроса в феврале — марте 2020 г. в г. Краснодаре, Краснодарском крае по вопросу правовой информатизации населения как компонента формирования коммуникативно-правовой культуры молодежи. В социологическом исследовании приняли участие 200 респондентов в возрасте от 17 до 35 лет.

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ Коммуникативно-правовая культура современного социокультурного общества отражает общую культуру государства. В этой связи несовершенное правокультур-ное население — это основная проблема страны, которая требует разрешения. Причиной подобного несовершенства являются правовая незащищенность граждан, правовая, коммуникативная и социальная безграмотность, неверное толкование законодательства из-за непонимания языка законов, так как основная масса населения, будь то образованная либо вовсе без образования, не владеет в полной мере знаниями и навыками в коммуникативно-правовой области.

«Коммуникативно-правовая культура — это уникальное явление, заключающееся во взаимосвязи и влиянии на сознание населения основополагающих компонентов: правообразованности, правовоспитанности, правосознания, правопонимания, правового образа мышления, основ правовой коммуникации. И в случае отсутствия хотя бы одного из представленных составляющих нельзя говорить о сформировавшейся коммуникативно-правовой культуре личности и общества» (Айвазян, 2020: 35).

Коммуникативно-правовая культура как особый социокультурный феномен занимает главенствующее место в современном поликультурном пространстве, что обосновывается содержательной составляющей этого явления, которое включает взаимосвязь всех сфер жизнедеятельности населения (материальной, духовной, нравственной, коммуникативной и др.) (Риккерт, 1995: 69).

Коммуникативно-правовая культура — это развитый и эффективный процесс социальной, коммуникативной и правовой социализации, осуществляемый в соответствии с представленной ниже схемой (рис. 1).

Из этого следует вывод, что без упорядоченной системы формирования основных компонентов не может быть и речи о высокой коммуникативно-правовой культуре молодежи. При этом необходимо отметить то, что центральное место в формировании коммуникативно-правовой культуры молодежи занимает качественная система правовой информатизации населения. В этой связи нами были изучены и проанализированы различные нормативные правовые акты, регламентирующие основы правового просвещения и информирования.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» процесс информатизации общества заключается в следующем: «...представлении информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; популяризации информации — действия, направленные на получение информации неограниченным кругом лиц или передачу информации неограниченному кругу лиц»1.

В литературе приводятся также следующие определения информатизации: «Информатизация представляет собой организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» (вЬа-ка1оу, Ayvazyan, 2018: 140).

Правопросвещение

1 О

Социально-правовая | социализация J

1 о

Коммуникативно-правовая культура

Рис. 1. Система формирования коммуникативно-правовой культуры Picture 1. The system of formation of communication and legal culture

«Информатизация представляет собой процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, нормативно-правовую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей информационного общества» (там же: 140).

В основе современного информационного общества лежат принципы универсальности, мгновенности и доступности передачи и освоения различного вида и объема информации, что влияет на преобразование всех сфер жизнедеятельности социума. Данная тенденция реализуется посредством современных информационно-интеллектуальных технологий, и благодаря использованию новейших средств коммуникации появляется возможность эффективного оперирования информационными ресурсами. При этом поток информации не только сохраняется в памяти информационных источников, но и реализует сам себя, т. е. ведет диалог (например, диалог «машина — машина»). К тому же новейшие коммуникационные средства и механизмы, позволяющие накапливать и передавать информацию, создают предпосылки для становления иной информационной среды, впоследствии формирующей единую глобальную коммуникативную сеть (Шакалов, 2006: 50).

Анализируя иные источники в рамках представленного исследования, имеется возможность отметить следующие нормативные правовые акты, регламентирующие особенности правового просвещения и правового информирования населения.

1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», ст. 18. Правовое просвещение и правовое информирование — «Во исполнении целей правопросвещения и правоин-формирования населения, лица, участвующие в профилактике правонарушений, доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Данная информация освещается посредством применения разнообразных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера»2.

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), ст. 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения закрепляет особенности информационного обеспечения граждан; органы, ее осуществляющие; полномочия и иное. В соответствии с представленным законом органами, призванными осуществлять правовую информатизацию граждан, являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица, которые обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети Интернет либо доводить до граждан иным способом. Также данную функцию реализуют различные государственные юридические бюро, работники адвокатских палат, нотариальных контор и другие. Помимо этого, процесс правовой информатизации общества входит в круг обязанностей юридических клиник на базе образовательных учреждений высшего образования, а также негосударственных центров безвозмездного оказания юридических услуг3.

3. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. №Пр-1168) основными факторами, направленными на формирование правосознания и правовой грамотности, являются: 1) климат в семье; 2) уровень воспитания и обучения; 3) печатные, электронные, аудиовизуальные и иные носители правовой информации; 4) доступность и понятность информации; 5) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов. Мерами по совершенствованию правовой грамотности и правосознания являются: 1) совершенствование знаний основ права в рамках образовательной и воспитательной деятельности; 2) устранение правового нигилизма посредством повышения роли закона, укрепления правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства; 3) совершенствование правового механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных интересов граждан; 4) обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем; 5) развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная поддержка этого процесса4.

Помимо анализа нормативно-правовой базы, закрепляющей основы совершенствования правовой грамотности и правосознания, также были изучены основные формы и методы, используемые в практике правового просвещения в регионе, как на ре-

гиональном, так и муниципальном уровнях. Это позволило выделить следующие мероприятия: лектории, круглые столы, беседы, консультации, информационные публикации в СМИ, в том числе в сети Интернет, консультации, размещение правовой информации на официальных сайтах администраций муниципальных образований Краснодарского края, проведение муниципальных конкурсов на правовую тематику и другие мероприятия. Представленные механизмы оказывают центрирующее воздействие на формирование правосознания и правопонимания, однако в силу недостаточно сформировавшейся личной ответственности, низкого уровня коммуникативно-правовой компетентности и культуры молодого поколения, а также ввиду отсутствия либо недостаточного опыта практической реализации норм права молодежью выявляется нигилистическое отношение к основам права и коммуникации, что представляется актуальной и вызывающей опасение проблематикой, усложняющей процесс воплощения принципов верховенства права в социальной реальности.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПРОСВЕЩЕННОСТИ И ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Помимо анализа нормативно-правовой базы, включающей особенности правопро-свещения, было проведено социологическое исследование в феврале — марте 2020 г. в г. Краснодаре, Краснодарском крае в целях выявления наиболее эффективных механизмов правовой информатизации как основополагающего компонента формирования коммуникативно-правовой культуры молодежи. Опросом было охвачено 200 респондентов в возрасте от 17 до 35 лет. Представленная выборка обусловлена тем, что данная возрастная группа, так называемые миллениалы — поколение «некст», является особой социально-демографической категорией, от которой зависит будущее общества и страны в целом. Так, например, один из авторитетных немецких ученых, Карл Манхейм, отметил следующее: «Молодежь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам» (Манхейм, 1994: 445).

Один из ведущих специалистов в области исследования социологии молодежи при Институте социально-политических исследований РАН профессор Ю. А. Зубок отмечает: «...сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ею функции воспроизводства социальной структуры. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом» (Зубок, 2003).

Итак, непосредственное исследование включало анкетирование, направленное на изучение основ правовой информатизации как фактора совершенствования коммуникативно-правовой культуры молодежи. Для удобства результаты оценивались по шкалам, включающим степень удовлетворенности правовой информатизацией: «высокая», «средняя»и «низкая».

Во-первых, необходимо было определить, насколько осведомлены респонденты о сущностном компоненте дефиниции «правовая информатизация». Для этого в анкету была включена указанная позиция. Результаты ответов на данный вопрос позволили заключить, что большинство (36%) не в полной мере осознают данную кате-

горию, 32% — полностью понимают термин «правовая информатизация», 24% —сомневались в ответе, 8% респондентов вовсе не знают, что включает в себя правовая информатизация (рис. 2). При этом следует отметить, что большинство респондентов, сомневающихся в ответе либо несведущих, — это категория молодежи в возрастном диапазоне от 17 до 22 лет, в связи с чем определяется необходимость совершенствования механизмов и методов формирования знаниевого компонента в рамках дисциплин филологической и лингвистической направленности посредством обучения и воспитания как формальными, так и неформальными органами правового просвещения.

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос: «Что такое "правовая информатизация"?»

Picture 2. Results of the answers to the question: "What is 'legal informatization'?"

В дальнейшем последовал вопрос, направленный на выявление уровня сложности получения правовой информации, результаты которого позволили отметить, что хотя большинство респондентов — 67% и отметили легкость в получении сведений, однако 28% опрашиваемых молодых людей указали на сложность получения необходимой правовой информации, подобное происходит в силу отсутствия знаний и навыков использования справочно-информационных ресурсов, и 5% — сомневались в ответе (рис. 3). В связи с этим возникла необходимость определения степени доступности и достоверности правовой информации из различных источников молодому поколению. Нет сомнения, что в современную эпоху информационного развития подавляющее большинство молодых людей обладают возможностью пользоваться информационными интернет-ресурсами, однако возникают трудности в интерпретации сведений, а также сложности в оценивании достоверности, что указывает на недостаточную степень доступности информационных материалов. Подобное умозаключение последовало в результате полученных данных опроса, в котором большинство респондентов — 54% не в полной мере понимают правовой язык, что наталкивает на вывод о недостаточной степени доступности правовых сведений, однако 32% молодых людей обладают правовой компетентностью и в полной мере осознают правовую информацию, но 14% молодежи оценивают доступность и достоверность по низшей шкале, поскольку, во-первых, не имеют правового образования; во-вторых, низкий уровень коммуникативной компетентности в силу слабой знаниевой подготовленности; в-третьих, отсутствие достаточных навыков в пользовании информационными интернет-ресурсами (рис. 4).

□ Знаю

□ Частично понимают

□ Не знаю

Рис. 3. Уровень сложности получения правовой информации Picture 3. Difficulty level of obtaining legal information

Для выявления степени удовлетворенности получением правовой информации были поставлены вопросы «Насколько часто Вы находите необходимый ответ?» и «Насколько применимы полученные сведения в жизни?» Результаты ответов вызывают обеспокоенность, так как большее число опрашиваемых молодых людей — 42% хотя и находят ответы на вопросы, требующие правовой реализации личных прав и интересов, однако не могут реализовать их в жизни для разрешения проблем правового характера в силу несовершенства коммуникативных и правовых навыков. При этом на поставленные вопросы 25% респондентов ответили, что не находят необходимой информации, и это приводит к невозможности реализации ее в жизни, 33% опрашиваемых полностью удовлетворены имеющейся информацией правового характера, и это позволяет решить все личные проблемы. В дальнейшем последовали вопросы, позволяющие определить источники правовой информации и степень доверия к ним. Для удобства результаты представлены в табл. 1 (с. 210).

Рис. 4. Степень доступности и достоверности правовой информации Picture 4. Accessibility and reliability of legal information

Таблица 1

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СТЕПЕНЬ ДОВЕРИЯ К НИМ

Table 1

SOURCES OF OBTAINING LEGAL INFORMATION AND THE DEGREE OF TRUST IN THEM

Источники получения правовой информации Степень доверия к источникам получения правовой информации % респондентов

СМИ (в том числе интернет-ресурсы) Высокая 41%

Родные, близкие и окружение Высокая 30%

Образовательные учреждения Средняя 18%

Общественные и политические организации Низкая 11%

Неоднозначность результатов опроса обусловливает и актуализирует проблему совершенствования коммуникативно-правового просвещения и образования. И для получения сведений, определяющих уровень правовой просвещенности и грамотности, анкета содержала следующие вопросы: «Как Вы определяете свой уровень правовой просвещенности и грамотности?», «Что необходимо для повышения степени правовой просвещенности и грамотности?» Для удобства результаты ответов представлены в диаграммах (рис. 5 и 6).

Анализ результатов опроса, направленного на выявление степени сформирован-ности коммуникативно-правовой просвещенности и грамотности, указывает на то, что, хотя большинство опрашиваемых и считают, что у них высокий уровень компетентности, присутствуют и такие, которые в действительности осознают наличие заниженной степени, из этого следует необходимость повышения знаний и навыков. В этой связи следующий вопрос был направлен на определение путей и механизмов повышения коммуникативно-правовой просвещенности и грамотности. Большинство

□ Высокая

□ Средняя

□ Низкая

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос «Как Вы определяете свой уровень коммуникативно-

правовой просвещенности и грамотности?» Picture 5. Results of the answers to the question "How do you define your level of communication

and legal education and literacy?"

□ Увеличение количества культурно-массовых и научных мероприятий

□ Совершенствование механизмов доступности и понятности правовой информации

□ Исключение из СМИ антиправовых проявлений

Рис. 6. Результаты ответов на вопрос «Что необходимо для повышения степени правовой просвещенности и грамотности?»

Picture 6. Results of the answers to the question "What is needed to improve the level of legal education and literacy?"

респондентов — 43% указали на необходимость проведения культурно-массовых и научных мероприятий, включающих совершенствование правовой и коммуникативной грамотности и просвещенности, несмотря на то что подобные меры принимаются, однако их недостаточно. Из этого следует заключение о том, что в большей степени необходимо проводить различные викторины, конференции, семинары с опорой на знаниевый компонент в сфере права и основ коммуникации. 24% опрашиваемых отметили важность совершенствования механизмов доступности и понятности правовой информации посредством эффективной и профессиональной деятельности лиц и органов, осуществляющих правовое и коммуникативное просвещение. 33% респондентов определили путь совершенствования коммуникативно-правовой просвещенности и грамотности в исключении из СМИ антиправовых проявлений, таких как сцены криминальной жизни, трансляция различных преступлений, сцены насильственных и развратных действий (рис. 6).

Результаты опроса молодых людей по шкалам, озвученные в начале исследования, ниже представлены в обобщенном виде (табл. 2, с. 212).

Результаты опроса и анализа различных нормативных правовых актов, справочно-информационных материалов и научных трактатов позволяют более подробно рассмотреть основы и механизмы правовой информатизации населения как компонента совершенствования коммуникативно-правовой культуры молодежи.

Правовая информатизация — это «вид современных социальных коммуникаций, обеспечивающих распространение и использование правовых знаний в современном обществе» (Газиев, 2009).

При этом «правовое информирование населения происходит посредством государственных институтов правового информирования, законных общественных и политических организаций, средств массовой информации, которые призваны обеспечивать граждан знаниями о нормах действующего законодательства и способах защиты своих прав и интересов» (Кукушкина, 2018: 110 ).

Государственные органы при помощи правового информирования общества способствуют закреплению у граждан знаний действующего законодательства, форми-

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ПО ШКАЛАМ, % РЕСПОНДЕНТОВ

Table 2

THE RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL SURVEY ON THE SCALES, % OF RESPONDENTS

Критерии Шкалы

высокая средняя низкая

Легкость получения правовой информации 67% 28% 5%

Доступность и достоверность правовой информации 32% 54% 14%

Частота нахождения ответов и практическая

реализация полученной правовой информации 33% 42% 25%

Степень доверия к источнику 71% 18% 11%

Уровень правовой просвещенности и грамотности 42% 36% 22%

рованию уважительного отношения к законам и неукоснительного следования правовым предписаниям, что не позволяет совершать правонарушения.

Также правовое информирование возможно посредством общественных и политических организаций, которые оказывают квалифицированную правовую помощь гражданам при помощи адвокатских организаций, юридических фирм, консультаций, разъяснений преимуществ действующих правовых норм и перспектив его дальнейшего развития.

Современный период развития личности и общества в целом в условиях сложившегося демократического государства характеризуется тем, что действия граждан, различных социальных групп и организаций все больше зависят от их информированности и способности применять полученную информацию в жизнедеятельности. Начиная с середины XX в. и по настоящее время возрос объем информации, что осложняет процесс восприятия людьми полученных сведений в полном объеме.

Средства массовой информации развиваются посредством информатизации общественности.

Информатизация народа — это последовательно организованная социально-экономическая и научно-техническая система операций, направленных на создание определенных условий, которые способствуют удовлетворению потребностей народа в информационной осведомленности о сущности, содержании и возможности реализации своих законных прав (Кукушкина, 2016: 145).

Таким образом, формирование коммуникативно-правовой культуры посредством основ правовой коммуникации населения зависит от деятельности средств массовой информации, так как они задают ценностные установки людям. При этом доверие граждан к средствам массовой информации можно объяснить тем, что:

— информация находится в открытом доступе для всех граждан;

— население на основе стереотипного мышления безоговорочно принимает информацию как достоверную, так как она поступает через них под контролем власти;

— лица, руководящие средствами массовой информации, обладают психологическими способностями выявлять особенности состояния граждан, которых они при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

званы обеспечивать информацией, что позволяет достичь максимального удовлетворения их потребностей.

Помимо этого, на формирование коммуникативно-правовой культуры граждан огромное влияние оказывают печатные издания, теле- и радиокоммуникации.

Но многим печатным изданиям в форме журналистских статей и фильмов нельзя безоговорочно доверять, так как в них либо недостаточно, либо вовсе отсутствует уважительное отношение к правам и свободам личности.

Перечисленные механизмы правового информирования граждан относятся к формальным социальным организациям, но существует и менее организованная структура — неформальная, заключающаяся во взаимодействии с ближним социальным окружением, а именно с родными и близкими людьми, однако получаемые подобным образом правовые сведения не всегда бывают достоверными.

Изложенное позволяет сделать вывод, что правовая информация является составляющим компонентом коммуникативно-правовой культуры, при этом в силу его обыденного сознания не может выступать источником достоверных правовых знаний.

Высокий уровень правовой информативности граждан возможен при условии открытого доступа официальных источников получения необходимых сведений всем гражданам и иным заинтересованным лицам. Но возможно ли развитие коммуникативно-правовой культуры в обществе, если в газетах и журналах отражены сцены криминальной жизни, по телевидению транслируют различные преступления, от воровства до сцен убийства, а в книгах описывают сцены насильственных и развратных действий?! И при этом указывают на то, что это для современного поколения, которое стремится жить в правовом государстве... На основе этого можно прийти к заключению, что современные печатные издания, кинематограф и искусство не могут быть источником формирования коммуникативно-правовой культуры общества, так как они оказывают негативное воздействие на сознание человека и формируют антиправовую культуру в обществе. По мнению Я. В. Зубовой, «правовые знания необходимы всем, поскольку недостаточная правовая грамотность и информированность о праве являются "угрозой" национальной безопасности страны» (Зубова, 2010: 63). Все это указывает на то, что состояние коммуникативно-правовой культуры молодежи не соответствует современному периоду развития демократического государства.

Таким образом, на основании изложенного имеется возможность отметить основные направления и механизмы в аспекте совершенствования правового просвещения и грамотности посредством системы правовой информатизации населения как компонента коммуникативно-правовой культуры молодежи:

1) улучшение качества правовой пропаганды в СМИ путем введения запретов на трансляцию антиправовых и аморальных проявлений в обществе, например наложение цензуры на различные реалити-шоу, негативно влияющие на сознание молодого поколения;

2) увеличение количества культурно-массовых и научных мероприятий правового характера с опорой на элитарные нормативно-нравственные основы, направленные на внедрение правовых и коммуникативных знаний; воспитание патриотизма, духа справедливости и уважения к языку, праву и законам государства, к примеру викторин, конференций, семинаров и научно-практических игр. Так, игра «Мое избирательное право», семинар «Современные проблемы и перспективы правопонимания и правосознания населения» направлены на формирование активной гражданской

позиции, создание условий для общения и обмена опытом, повышение уровня коммуникативно-правовой культуры, воспитание чувства коллективизма, ответственности за себя и других людей;

3) совершенствование методик обучения и воспитания правовым и коммуникативным основам на различных уровнях образовательной системы;

4) содействие молодежи в получении позитивного познавательного практического опыта в процессе прохождения профессиональной стажировки и практики, что позволит сформировать мотив к активному изучению права и основ коммуникации;

5) совершенствование навыков использования информационно-правовых систем для решения правовых вопросов посредством дополнительного выделения времени в блоках информационно-правовых и коммуникативных дисциплин в процессе образовательной деятельности в вузах, также бесплатное консультирование и обучение населения методам поиска необходимой информации и способам верной интерпретации материалов информационно-правовых систем.

Итак, если будет тщательно подготовлена и организована система правового информирования, образования и воспитания, то возможно повышение уровня коммуникативно-правовой культуры, навыков правовой коммуникации, воспитание правового сознания молодежи, что улучшит правовое и социокультурное положение страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, коммуникативно-правовая культура — это фундамент, который должен строиться посредством упорядоченной системы всех компонентов коммуникативного и правового просвещения и грамотности во взаимосвязи в процессе обучения и воспитания. При этом от прочности выстраиваемого фундамента зависят качество знаниевого компонента в сфере права, образ правового мышления, готовность к коммуникативному диалогу при решении правовых задач. И без надлежащего информирования населения невозможно достижение эффективного формирования как коммуникативно-правовой культуры молодежи, так и культуры в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. 2006. №31 (1 ч.). Ст. 3448. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2019 (дата обращения: 10.02.2020).

2 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Ст. 18. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2016 (дата обращения: 20.02.2020).

3 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Ст. 28. [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. 2011. №48. Ст. 6725. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121887/ (дата обращения: 20.02.2020).

4 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утв. Президентом РФ: 28.04.2011: Пр-1168 // Российская газета. 2011. 14 июля. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_ 113761/ (дата обращения: 10.03.2020).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агапов, A. B. (1995) Организационно-правовые проблемы информационного обеспечения государственных органов : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М. 38 с.

Айвазян, О. О. (2020) Социологическое осмысление коммуникативно-правовой культуры молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. №3 (71). С. 32-38.

Анурин, В. Ф. (1998) Основы социологических знаний : курс лекций по общей социологии. Нижний Новгород : НКИ. 358 с.

Белл, Д. (1988) Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / сокращ. пер. Ю. В. Никуличева ; под ред. П. С. Гуревича. М. : Прогресс. 330 с.

Гаврилов, O. A. (2000) Курс правовой информатики : учебник для вузов. М. : Норма. 419 с.

Газиев, Р. И. (2009) Правовая информатизация российского общества в современных условиях: социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород. 163 с.

Жаворонков, A. B. (2003) Об устойчивости распределения населения по параметрам информированности, активности и уровню семиотической подготовки // Социологические исследования. №5. С. 107-113.

Зубова, Я. В. (2010) Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России : дис. . д-ра социол. наук. Майкоп. 341с.

Зубок, Ю. А. (2003) Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. №4. С. 42-51.

Иванов, Д. В. (2004) Общество как виртуальная реальность // Информационное общество : сб. ст. / сост. А. Лактионов. СПб.; М. : ООО «Издательство ACT». 246 с. С. 355-427.

История теоретической социологии (1998) : в 4 т. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М. : Канон. Т. 3. 448 с.

Козер, Л. А. (2006) Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном контексте / пер. с англ. Т. И. Шумилина ; под ред. д-ра филос. наук, проф. И. Б. Орловой. М. : Норма, 528 с.

Кубасова, И. М. (1994) Информационное обеспечение государственного управления: Правовое регулирование и организационное моделирование в регионе : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М. 24 с.

Кукушкина, А. А. (2018) Правовое образование в социокультурном пространстве России: региональный аспект : дис. . канд. социол. наук. Майкоп, 2018. 167 с.

Литвинова, O. A. (2007) Особенности социологии Н. Лумана (на примере предметной области права) // Социологические исследования. №4. С. 13-20.

Мальцев, В. А., Бажин, И. И. (2008) Методология эффективной социальной инновационной деятельности в субъекте Российской Федерации // Государственная служба. №2. С. 45-54.

Манхейм, К. (1994) Диагноз нашего времени : пер. с нем. и англ. / гл. ред. и сост. серии С. Я. Левит. М. : Юрист. 700 с.

Мертон, Р. (2006) Социальная теория и социальная структура / пер. с англ. Е. Н. Егоровой, З. В. Кагановой, В. Т. Николаева, Е. Р. Черемиссиновой ; науч. ред. д-р филос. наук З. В. Кага-нова. M. : ACT : Хранитель. 873 с.

Панарин, И. Н. (2013) Коммуникационный суверенитет России // Обзор НЦПТИ. Вып. 2 (3). С. 8-13.

Риккерт, Г. (1995) Науки о природе и науки о культуре // Культурология, XX век. Антология / С. Я. Левит. М. : Юрист. 703 с. С. 69-103.

Ситников, А. П., Гундарин, М. В. (2003) Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций. М. : ИМИДЖ-Контакт. 250 с.

Тягаенко, И. Ю. (2012) Правовая культура, общественные институты и социальная практика: проблема корреляции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Ре-гионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». №4 (108). С. 197-205.

Чеховская, С. А. (2000) Правовые проблемы применения информационных технологий в предпринимательской деятельности : дис. . канд. юрид. наук. М. 219 с.

Шакалов, И. И. (2006) Влияние социологии на развитие теории и практики PR-деятельнос-ти // Теория и практика общественного развития. Вып. №5. Т. 2. С. 50-56.

Masuda, Y. (1983) The Information Society as PostIndustrial Society. Washington : World Future Soc. 419 p.

Sfez, L. (l988) Critique de la Communication (Empreintes). Paris : Editions du Seuil. 392 p.

Shakalov, I. I., Ayvazyan, O. O. (2018) Features of public relations as a factor of development of communicative culture in the modern socio-cultural space // GESJ: Education Science and Psychology, Georgia. No.1 (47). P. 139-146.

Дата поступления: 15.05.2020 г.

LEGAL INFORMATIZATION AS A DETERMINANT OF IMPROVING THE COMMUNICATIVE AND LEGAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

O. O. Ayvazyan

Federal state budgetary educational institution of higher education "Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism "

The article considers the basics of legal informatization of population as a method of forming a common culture, as well as the communicative and legal culture and personality awareness of the younger generation. The paper defines the following concepts: "informatization" — a process that affects all areas of society (social, economic, legal, technical and scientific), aimed at creating better conditions for meeting the information needs ofthe information society; "legal informing" — a process of social communication and the transfer of legal information that provides the population with the knowledge component comprising the basics of the current legal regulations and the means of their implementation with the aim of protecting personal rights and interests.

The article also states that the legal informing occurs through state institutes of legal education, public and political organizations, media, and establishments that provide qualified legal assistance to citizens (lawyers' organizations, law firms, etc.), through consultations and explanations of existing legal rules and regulations.

The paper also notes that legal informatization is also implemented by print media, television and radio communications. In addition, the paper notes the presence of informal mechanisms providing legal information, including the interaction with the immediate social environment, namely with family and close friends; however, the legal information obtained in such a way is not always reliable.

A scheme of the formation of a communicative and legal culture is presented, which consists in a rather long, multifaceted and comprehensive process, requiring the development of various aspects of life in society. The author states that communicative and legal culture is a developed and effective process of social, communicative and legal socialization of an individual. She also describes the results of a sociological survey aimed at revealing effective ways and mechanisms of legal informatization.

The conclusion provides the findings on the importance of quality legal information in order to form a communicative and legal culture of young people.

Keywords: law; legal informing; legal propaganda; legal communication; communicative and legal training and education; communicative and legal culture; sociology of communication and law; sociology of culture; youth

REFERENCES

Agapov, A. B. (1995) Organizatsionno-pravovye problemy informatsionnogo obespecheniia gosu-darstvennykh organov. Thesis of Diss. ... Dokt. of Law. Moscow. 38 p. (In Russ.).

Ayvazyan, O. O. (2020) Sotsiologicheskoe osmyslenie kommunikativno-pravovoi kul'tury molodezhi. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika, no. 3 (71), pp. 32-38. (In Russ.).

Anurin, V. F. (1998) Osnovy sotsiologicheskikh znanii : Kurs lektsii po obshchei sotsiologii. Nizh-niy Novgorod, NKI. 358 p. (In Russ.).

Bell, D. (1988) Sotsial'nye ramki informatsionnogo obshchestva. In: Novaia tekhnokraticheskaia volna na Zapade / abbreviated transl. by Iu. V. Nikulichev; ed. by P. S. Gurevich. Moscow, Progress. 330 p. (In Russ.).

Gavrilov, O. A. (2000) Kurs pravovoi informatiki. Uchebnik dlia vuzov. Moscow, Nauka. 419 p. (In Russ.).

Gaziev, R. I. (2009) Pravovaja informatizacija rossijskogo obshhestva v sovremennyh uslovijah: sociologicheskij analiz : Diss. ... Cand. of Sociology. Nizhny Novgorod. 163 p. (In Russ.).

Zhavoronkov, A. B. (2003) Ob ustoichivosti raspredeleniia naseleniia po parametram informirovannosti, aktivnosti i urovniu semioticheskoi podgotovki. Sociologicheskie issledovaniya, no. 5, pp. 107-113. (In Russ.).

Zubova, Y. V. (2010) Pravovoe obrazovanie v razvitii pravovoj kul'tury formiruyushchegosya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii: Diss. ... Doctor of Sociology. Majkop. 341 p. (In Russ.).

Zubok, Ju. A. (2003) Problemy social'nogo razvitija molodezhi v uslovijah riska. Sociologicheskie issledovanija, no. 4, pp. 42-51. (In Russ.).

Ivanov, D. V. (2004) Obshchestvo kak virtual'naia real'nost'. Informatsionnoe obshchestvo, Sb. Statei / ed.-comp. A. Laktionov. St. Petersburg, Moscow, Izdatel'stvo AST. 246 p. Pp. 355-427. (In Russ.).

Istoriia teoreticheskoi sotsiologii (1998) In 4 vol. Vol. 3 / ed.-comp. Iu. N. Davydov. Moscow, Kanon. 448 p.

Kozer, L. A. (2006) Mastera sotsiologicheskoi mysli: Idei v istoricheskom i sotsial'nom kontek-ste / transl. by T. I. Shumilin; ed. by I. B. Orlova. Moscow, Norma. 528 p. (In Russ.).

Kubasova, I. M. (1994) Informatsionnoe obespechenie gosudarstvennogo upravleniia: Pravovoe regulirovanie i organizatsionnoe modelirovanie v regione. Thesis of Diss. ... Cand. of Law. Moscow. 24 p. (In Russ.).

Kukushkina, A. A. (2018) Pravovoe obrazovanie v sociokul'turnom prostranstve Rossii: regio-nal'nyjaspekt: Diss. ... Cand. of Sociology. Majkop, 2018. 167 p. (In Russ.).

Litvinova, O. A. (2007) Osobennosti sotsiologii N. Lumana (na primere predmetnoi oblasti prava). Sociologicheskie issledovanija, no. 4, pp. 13-20. (In Russ.).

Mal'tsev, V. A. and Bazhin, I. I. (2008) Metodologiia effektivnoi sotsial'noi innovatsionnoi deia-tel'nosti v sub'ekte Rossiiskoi Federatsii. Gosudarstvennaia sluzhba, no. 2, pp. 45-54. (In Russ.).

Mannheim, K. (1994) Diagnoz nashego vremeni / transl. from German and English; ed.-comp. S. Ja. Levit. Moscow, Jurist. 700 p. (In Russ.).

Merton, R. (2006) Social theory and social structure / transl. by E. N. Egorova, Z. V. Kaganova, V. T. Nikolaev and E. R. Cheremissinova; ed. by Z. V. Kaganova. Moscow, ACT, ACT Moskva, Khra-nitel. 873 p. (In Russ.).

Panarin, I. N. (2013) Kommunikatsionnyi suverenitet Rossii. Obzor NTsPTI, vol. 2 (3), pp. 8-13. (In Russ.).

Rikkert, G. (1995) Nauka o prirode i nauki o kul'ture. Kul'turologiya, XX vek. Antologiya / ed. by S. Ya. Levit. Moscow, Yurist. 703 p. Pp. 69-103. (In Russ.).

Sitnikov, A. P. and Gundarin, M. V. (2003) Pobeda bez pobeditelei. Ocherki teorii pragmati-cheskikh kommunikatsii. Moscow, IMIDZh-Kontakt. 250 p. (In Russ.).

Tyagaenko, I. Yu. (2012) Pravovaya kul'tura, obshchestvennye instituty i social'naya praktika: problema korrelyacii. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Regionovede-nie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya», no. 4 (108), pp. 197-205. (In Russ.).

Chekhovskaia, S. A. (2000) Pravovye problemy primeneniia informatsionnykh tekhnologii v predprinimatel'skoi deiatel'nosti: Diss. ... Cand. of Law. Moscow. 219 p. (In Russ.).

Shakalov, I. I. (2006) Vliyanie sociologii na razvitie teorii i praktiki PR-deyatel'nosti. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, issue 5, vol. 2, pp. 50-56. (In Russ.).

Shakalov, I. I., Ayvazyan, O. O. (2018) Features of Public Relations as a Factor of Development of Communicative Culture in the Modern Socio-Cultural Space. GESJ: Education Science and Psychology, Georgia, no. 1 (47), pp. 139-146. (In Russ.).

Masuda, Y. (1983) The Information Society as PostIndustrial Society. Washington, World Future Soc. 419 p.

Sfez, L. (1988) Critique de la communication (Empreintes). Paris, Editions du Seuil. 392 p.

Submission date: 15.05.2020.

Айвазян Оксана Оганесовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций, начальник редакционно-издательского отдела, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар, Россия. Адрес: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. им. Буденного, 161. Тел.: +7 (918) 999-74-97. Эл. адрес: [email protected]

Ayvazyan Oksana Oganesovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications; Head, the Editorial and Publishing Unit, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism", Krasnodar, Russia. Postal Address: 161, Budennogo street, Krasnodar, 350015, Russian Federation. Tel.: 7 (918) 999-74-97. E-mail: [email protected]

DOI: 10.17805/zpu.2020.3.17

Новые медиа в контексте формирования повестки дня*

А. Ю. ГАРБУЗНЯК Московский гуманитарный университет

В данной статье представлена апробация авторской методики анализа повестки дня новых медиа. Методика, включающая трехэтапную процедуру селекции контента, позволяет выявить темы, которые пользовались у аудитории наибольшей популярностью в исследуемый период. Эмпирическую базу исследования составили две социальные сети (Facebook и «ВКонтакте»), две блог-платформы (Twitter и LiveJournal) и мессенджер Telegram. В выборку вошли 394 публикации на социально-политические темы. Она была сформирована по итогам качественного анализа 2130 записей на 5 медиаплатформах. Было выявлено восемь тем, вошедших в повестку дня аудитории новых медиа в исследуемый период. Из них половина — это политическая повестка, а две темы, менее упоминаемые, возникли на общественном уровне на площадках новых медиа. При этом вли-

* Исследование проводилось в рамках проекта «Социальные сети и мессенджеры: расширение медийной среды», поддержанного грантом Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук. Грант №МК-844.2020.6.

The research was conducted within the framework of the project "Social networks and messengers: expanding the media environment", supported by a grant from the President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists — candidates of science. Grant no. MK-844.2020.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.