Научная статья на тему 'Правовая характеристика мер, направленных на сокращение количества преступлений, совершаемых лицами, больными наркоманией'

Правовая характеристика мер, направленных на сокращение количества преступлений, совершаемых лицами, больными наркоманией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
811
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ЛИЦА / БОЛЬНЫЕ НАРКОМАНИЕЙ / ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛИЦ / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / DRUG ADDICTION / ILLICIT TRAFFICKING IN DRUGS / PERSONS ILL WITH DRUG ADDICTION / TREATMENT AND REHABILITATION OF DRUG-ADDICTED PERSONS / MEASURES OF PREVENTIVE CHARACTER / PUNISHMENT SERVING DELAY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лутцева Ксения Владимировна

В статье анализируются особенности государственной политики, направленной на сокращение количества преступлений, совершаемых наркозависимыми лицами, проводится краткий сравнительный анализ изменений дейтсвующего законодательства в рассматриваемой сфере. Исследуются факторы, влияющие на увеличение спроса и предложения на рынке наркотических средств. Рассматриваются актуальные вопросы правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL CHARACTERISTIC OF THE MEASURES DIRECTED ON REDUCTION OF QUANTITY OF THE CRIMES COMMITTED BY THE FACES SORE WITH DRUG ADDICTION

In article features of the state policy directed on reduction of quantity of the crimes committed by drug-addicted persons are analyzed the short comparative analysis of changes of the deytsvuyushchy legislation in the considered sphere is carried out. The factors influencing increase in supply and demand in the market of drugs are investigated. Topical issues of law-enforcement practice are considered.

Текст научной работы на тему «Правовая характеристика мер, направленных на сокращение количества преступлений, совершаемых лицами, больными наркоманией»

УДК: 343 ББК: 67

Лутцева К.В.

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЛИЦАМИ, БОЛЬНЫМИ

НАРКОМАНИЕЙ

Luttseva K.V.

THE LEGAL CHARACTERISTIC OF THE MEASURES DIRECTED ON REDUCTION OF QUANTITY OF THE CRIMES COMMITTED BY THE FACES SORE

WITH DRUG ADDICTION

Ключевые слова: наркомания, незаконный оборот наркотических средств, лица, больные наркоманией, лечение и реабилитация наркозависимых лиц, меры профилактического характера, отсрочка отбывания наказания.

Keywords: drug addiction, illicit trafficking in drugs, persons ill with drug addiction, treatment and rehabilitation of drug-addicted persons, measures of preventive character, punishment serving delay.

Аннотация: в статье анализируются особенности государственной политики, направленной на сокращение количества преступлений, совершаемых наркозависимыми лицами, проводится краткий сравнительный анализ изменений дейтсвующего законодательства в рассматриваемой сфере. Исследуются факторы, влияющие на увеличение спроса и предложения на рынке наркотических средств. Рассматриваются актуальные вопросы правоприменительной практики.

Abstract: in article features of the state policy directed on reduction of quantity of the crimes committed by drug-addicted persons are analyzed the short comparative analysis of changes of the deytsvuyushchy legislation in the considered sphere is carried out. The factors influencing increase in supply and demand in the market of drugs are investigated. Topical issues of law-enforcement practice are considered.

Противодействие незаконному

обороту наркотических средств,

психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан, являются одной из основных целей Концепции общественной безопасности Российской

Федерации1. Одним из механизмов реализации указанной Концепции является создание системы комплексной

реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, что на сегодняшний день является одной из первостепенных задач государства

«Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685)

в борьбе со стремительно развивающимся процессом наркотизации общества.

Изменения, происходящие в социально-экономической, демографической, миграционной и правоохранительной сферах, всегда находятся во взаимосвязи с состоянием и динамикой преступности. В

рассматриваемой сфере, на процесс наркотизации общества влияет

совокупность таких факторов, как состояние спроса и предложения на рынке наркотических средств, материальное благосостояние населения, доступность бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, уровень

преступности, мероприятия, направленные на профилактику преступлений,

постпенитенциарная работа с лицами освободившимися из мест лишения свободы, направленная на снижение уровня рецидивной преступности.

Эффективность государственной политики в рассматриваемой сфере определяется, в- первую очередь, снижением уровня наркопреступности и количества лиц, потребляющих

наркотические средства, во-вторую, работой правоохранительных органов, направленной на пресечение дальнейшего появления на рынке наркотических средств новых видов наркотиков.

В период СССР государство уделяло большое внимание лечению и реабилитации исследуемой категории лиц. Так, за употребление наркотических средств без назначения врача, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» была введена административная и уголовная ответственность. По

постановлению суда данные лица направлялись в лечебно-трудовые профилактории на срок от шести месяцев до двух лет. Однако, со временем данные положения были признаны ущемляющими основные права и свободы граждан, в связи с чем, были исключены из действующего законодательства. В заключении от 25

октября 1990 г. № 8 (2-10) Комитетом конституционного надзора СССР было указано, что обязанность граждан бережно относиться к своему здоровью не предусмотрена ни Конституцией СССР, ни международными актами о правах человека, она не может обеспечиваться мерами принудительного характера. В связи с чем, п. «г» ч. 1 ст. 97 УК РФ, регламентировавший применение

принудительных мер медицинского характера, налагаемых по решению суда лицам, «совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании»,

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» был исключен.

По прошествии нескольких лет, положения, касающиеся принудительного лечения наркоманов, притерпели

значительные изменения, но сегодня введены вновь в действующее законодательство, хотя и в другой интерпритации. Так, Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ1 введены положения, касающиеся назначения наказания лицам, признаннмы больными наркоманией по правилам ст. 72.1 УК РФ, Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ2 введены положения, касающиеся отсрочки отбывания наказания лицам, признанным больными наркоманией в соответствии со ст. 82.1 УК РФ. В то же время, как отмечают отдельные авторы, постоянно вносимые и не всегда продуманные изменения УК РФ, в том числе и затрагивающие статьи, предусматривающие ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, остаются невостребованными правоприменительной практикой. В частности, это касается применения ст. 82.1

1 Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 02.12.2013, № 48, ст. 6161.

2 Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, № 50, ст. 7362.

УК РФ. Причинами ограниченного применения положений данной статьи служило отсутствие законодательной регламентации признания лица больным наркоманией, отсутствие механизмов контроля за прохождением таким лицом обязательного лечения, а также неготовности современной системы государственной наркологической

медицинской помощи к решению задач лечения и реабилитации наркозависимых преступников1. Сегодня ситуация начинает меняться. Больным наркоманией в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № З-ФЗ признают лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования поставлен диагноз «наркомания»2, хотя УК и УПК РФ не содержат разъяснения данного понятия. Контроль за прохождением лечения и реабилитации стала осуществлять уголовно-исполнительная инспекция, однако современная система медицинской помощи до сих остается не готова к постоянно увеличивающимуся потоку больных. Отсутствует система поддержки в постреабилитационном периоде, что фактически сводит на нет затраты на лечение и реабилитацию. Возвращаясь из наркологической больницы или диспансера, человек попадает опять в ту же самую среду, которая до этого и содействовала его наркомании, что приводит к более 90 % рецидивов. Поэтому, с решением одних задач, появляются другие, которые требуют дальнейшего законодательного

урегулирования.

Если обратиться к данным судебной и следственной практик, можно увидеть, что большинство обвиняемых и осужденных по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств являются лицами, страдающими наркоманией, а зачастую и имеющими различной степени заболевания психики.

Евланова, О.А., Павловская Н.В. Практика применения новых норм УК России в части назначения наказания за сбыт наркотических средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 56 - 62.

2 Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 04.06.2014) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // "Собрание законодательства РФ", 12.01.1998, № 2. Ст. 219.

Например, при исследовании материалов уголовного дела в отношении осужденного П., обвниямого в незаконном хранении, изготовлении без цели сбыта наркотических средств, совершенных в особо крупном размере, установлено, что «в ГБУ РО областной клинический психоневрологический диспансер под диспансерном наблюдением гражданин П. не находится, имеется информация о наличии психического расстройства в виде: «последствий органического поражения ЦНС (ЧМТ) с психопатизацией личности, в ГБУ РО областной клинический наркологический диспансер гражданин П. с 2011 года состоит на учете с диагнозом опийная (дезоморфиновая) наркомания 2 степени». Наряду с данными заболеваниями, на момент совершения преступления, обвиняемый осознавал характер своих действий и мог руководить ими. Мотив совершенного преступления связан с необходимостью незаконного изготовления и последующего

употребления наркотического средства.

Большинство лиц исследуемой категории ранее привлекались к уголовной ответственности и имеют неснятые и непогашенные судимости, в том числе, в их действиях установлен рецидив

преступлений. В связи с чем, выборочный анализ судебной и следственной практики уголовных дел говорит о назревшей необходимости применения в отношении данных лиц лечения и медико-социальной реабилитации, которые начинают реализовываться на практике. Например, при изучении материалов уголовного дела в отношении гражданина Г., обвиняемого в совершении преступления,

предусмотренного

ч. 1 ст. 228 УК РФ, судом установлено, что Г. активно способствовал раскрытию преступления путем подробного изложения обстоятельств приобретения

наркотического средства с указанием места приобретения и лица, передавшего ему наркотическое средство, полностью признал вину, чистосердечно раскаялся, впервые привлекается к уголовной ответственности, имеет на иждивении малолетнего ребенка, что признается судом обстоятельствами,

смягчающими наказание. Обстоятельств, отягчающих наказание гражданину Г., судом не установлено. По сведениям наркологического диспансера, подсудимый не состоит на диспансерном учете, однако медицинское освидетельствование и лаборатория подтвердили употребление наркотического вещества группы каннабиноидов. По заключению

комиссионной судебно-медицинс-кой

экспертизы, у Г. имеется заболевание наркомания вследствие употребления каннабиноидов в стадии ремиссии, он нуждается в лечении и медико-социальной реабилитации. В целях восстановления социальной справедливости, реализации принципа соразмерности наказания содеянному и предупреждения совершения новых преступлений, суд посчитал необходимым назначить подсудимому наказание в виде обязательных работ. В соответствии со

ст. 72.1. УК РФ на Г. возложена обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и социальную реабилитацию.

Из исследованных материалов уголовных дел так же следует, что в большинстве случаев суд применял положения ст. 72.1 УК РФ к лицам, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, а именно, наказание назначено в виде штрафа, обязательных работ, либо условно.

Однако, необходимо отметить то, что на сегодняшний момент медицинских учреждений, оказывающих данные услуги, мало. Основные услуги по лечению и реабилитации оказываются на базе государственного бюджетного учреждения -областном клиническом наркологическом диспансере. Негосударственные

медицинские учреждения не вправе принимать исследуемую группу больных на лечение на основании приговора суда.

Проблема, связанная с нехваткой медицинских учреждений,

квалифицированного медицинского

персонала, способного помочь

наркозивисимому справиться с тяжелейшим заболеванием - наркоманией,

государственного финансирования

программ реабилитации наркозависимых, нуждается в скорейшем решении, так как число лиц, направляемых на принудительное лечение, постоянно растет. Средний срок нахождения больного на наркологической койке составляет всего 14 дней - то есть это означает, что производится только детоксикация, которая дает 1 - максимум 3% годовых ремиссий. Эффективность лечения и эффективность расходования средств крайне низкие. Социальная реабилитация и ресоциализация находится в крайне запущенном состоянии, отсутствуют даже государственные социальные стандарты для данного вида услуг.

Так, например, в Рязанской области по данным антинаркотической комиссии Рязанской области помощь населению оказывается силами клинического наркологического диспансера, центра медицинской помощи и реабилитации детей и подростков с наркологическими проблемами, центра психолого-

педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам и несколькими негосударственными реабилитационныйми центрами, такими как, фондом «Нет алкоголизму и наркомании»,

благотворительным фондом по

формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодежи«, сообществом «Анонимные наркоманы». В данных учреждениях можно получить помощь психиатора-нарколога, психотерапевта, психолога. Очевидно, что силами только указанных учреждений очень трудно изменить сложившуюся ситуацию.

Необходимо сказать и о том, что на сегодняшний день невозможно оценить масштабы наркоугрозы, так как статистические данные о количестве лиц, страдающих наркоманией и состоящих на учете, также не отражают действительно существующее в регионах количество больных. Согласно сведениям о деятельности муниципальных

антинаркотических комиссий Рязанской области за первое полугодие 2013 г., например, всего состояло на диспансерном

учете в специализированном

медучреждении с диагнозом наркомания 1074 человека, из которых 166 женщин. Всего в специализированных

медучреждениях находилось на

профилактическом учете, вследствие злоупотребления наркотическими

веществами, 210 человек, из которых 11 женщин и 16 несовершеннолетних. Данное количество лиц, получающих медицинскую помощь в масштабах существующей проблемы, незначительно.

Сложившаяся сегодня наркоситуация оказывает негативное влияние на экономику, демографию и здоровье нации и, как следствие, стимулируется тенденция сокращения численности населения, формирование социальной прослойки общества, состоящей из лиц, легко вовлекаемых в криминальную,

экстремистскую и террористическую деятельность.

В целях профилактики наркомании периодически проводятся такие

мероприятия, как:

спортивных

строительство площадок;

- массовые мероприятия

акции

антинаркотической направленности

(учреждениями образования, культуры, физкультуры и спорта и другими);

- социологические исследования, анкетирование населения в целях выявления отношения к причинам и условиям, влияющим на употребление наркотиков, осведомленности граждан о пагубном влиянии данных средств на здоровье;

- лекции, занятия, тренинги врачами-наркологами;

- выступления на телевидении, радио, публикации в печати, издаются буклеты, листовки;

- прием звонков по телефону доверия.

Несомненно, данные мероприятия необходимо проводить периодически в течении года, но нужно отметить, что в большей степени они влияют профилактически на население, не страдающее наркотической зависимостью,

так как воздействие данных мероприятий на лиц, уже страдающих наркоманией, не является эффективным.

Специалисты в области

противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков все чаще возвращаются к вопросу об усилении уголовной ответственности за преступления данной категории, в частности, за увеличение сроков лишения свободы. По мнению А.В. Рыбиной, волнообразный характер гуманизации санкций статей УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за указанные

преступления, которая чередовалась с ужесточением санкций этих статей, свидетельствует об отсутствии устойчивой обоснованной позиции законодателя в сфере уголовно-правовой борьбы с наркотизмом1. С одной стороны можно согласиться с данным мнением. С другой, очевидно, что только ужесточением уголовно-правовой ответственности

невозможно в сложившейся в обществе криминогенной ситуации бороться с преступностью среди наркозависимых лиц.

В последнее время в средствах массовой информации публикуются и обсуждаются предложения, поступающие от депутатов, от руководства Управления ФСКН в Российской Федерации о введении уголовной ответственности за

систематическое потребление

наркотических средств. Авторы

законопроекта подчеркивают, что эта санкция должна применяться только в том случае, если факт употребления гражданином наркотиков будет установлен в течение года после того, как он за этот же поступок уже привлекался к административной ответственности.

Одновременно возникает вопрос, не будет ли данная мера являться «мертвой», либо же количество привлекаемых лиц к административной ответственности за

1 Рыбина, А.В. Проблемы построения санкций и эффективность их применения за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2005.

потребление наркотических средств без назначения врача возрастет и количество уголовных дел, рассматриваемых районными судами в сфере незаконного оборота наркотических средств увеличится в разы и дополнится большим потоком осужденных, привлеченных к уголовной ответственностью за систематическое употребление наркотиков, одновременно с чем возрастет необходимость в исполнении обязанности по лечению и реабилитации данной группы осужденных. Исходя из вышеизложенного, обоснованность и объективность данной нормы находятся под большим вопросом.

На мой взгляд, необходимо более дифференцированно использовать уже существующие виды наказаний. Так, например, за нарушение административного законодательства в сфере потребления наркотических средств без назначения врача, возлагать на правонарушителя, как правило страдающего наркотической зависимостью, в качестве основного наказания не штраф, который в большинстве своем данные лица не оплачивают, а обязательные работы, исполнение которых будет являться более эффективным механизмом реализации принципа неотвратимости наказания.

Политика государств, направленная на борьбу с наркотизмом, различна. В России она направлена на сокращение количества преступлений, совершаемых

наркозависимыми, и лечение данной группы лиц с целью предупреждения рецидива преступлений. В других странах больше внимания уделяется мерам по сокращению спроса на наркотики, либо основные усилия направлены на борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Учитывая, что наркоситуация и подходы к ее оценке весьма динамичны, меняется и расстановка акцентов в определении приоритетных направлений. Не меняется лишь цель - свести к минимуму (а в идеале -ликвидировать) злоупотребление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наркотиками. Для достижения указанных целей принимаются различные меры, направленные на решение двух глобальных задач: сокращение незаконного спроса на

наркотики и ликвидацию их незаконного

1

предложения .

В Докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 2004 г. отмечалось: «Усилия по сокращению предложения подкрепляют усилия по сокращению спроса, поскольку в условиях дефицита цены на некоторые запрещенные наркотики могут повышаться, а степень их чистоты может снижаться, хронические наркоманы чаще обращаются за медицинской помощью, а лицам, начавшим злоупотреблять наркотиками, становится труднее получить их. В то же время мероприятия по сокращению спроса также могут способствовать повышению эффективности мероприятий по

сокращению предложения: в условиях снижения спроса сокращается численность наркоманов и лиц, начинающих злоупотреблять наркотиками, а сокращение численности лиц, злоупотребляющих наркотиками, ведет к ослаблению преступных сетей и снижению экономической целесообразности

изготовления запрещенных наркотиков. Благодаря мероприятиям по сокращению спроса сводится также к минимуму вероятность переключения

наркопотребителей на новые наркотики, когда из продажи исчезает излюбленный наркотик; вместо этого у них может возникнуть желание обратиться за наркологической помощью»2.

Одним из ярких примеров резкого снижения спроса на наркотики в связи с принятием жестких государственных мер служит ситуация, произошедшая в 2013 году, когда резко сократилось потребление дезоморфина в связи с принятием рецептурного отпуска кодеиносодержащих лекарственных препаратов.

В сравнении с 2010, 2011 и 2012 годами в 2013 году объемы реализации

1 Федоров, А.В. Взаимосвязь незаконного потребления наркотиков и их незаконного оборота // Наркоконтроль. 2013. № 3. С. 5 - 13.

2 Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы: сборник Докладов Международного комитета по контролю над наркотиками / Сост. и вступ. ст. А.В. Федорова. М., 2007. С. 226.

кодеиносодержащих лекарственных

препаратов резко снизились в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» в части рецептурного отпуска физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей.

Территориальными органами

Росздравнадзора периодически проводится мониторинг реализации

кодеиносодержащих и других

лекарственных препаратов, применяемых в немедицинских целях. В 2013 году был сформирован список из 12 наименований лекарственных препаратов, среди которых была высокая реализация у «Пенталгина» и «Седалгина НЕО». В перечень также вошли лекарственные препараты, отпуск которых осуществляется по рецепту врача, глазные капли «Мидриацил» и «Тропикамид». Применение их ограниченно из-за большого количества побочных действий и противопоказаний. Привлекательность наркотического средства «дезоморфин» определялась его дешивизной,

легкодоступностью, в связи с чем на рынке незаконного оборота наркотических средств существовал большой процент

наркопотребителей, которые одновременно с незаконным изготовлением и потреблением, осуществляли содержание притона для изготовления и потребления данного наркотика по месту своего проживания. Одним из определяющих мотивов являлось отсутствие достаточных средств для самостоятельного приобретения прекурсоров, необходимых для

изготовления дезоморфина.

Количество дезоморфиновых

наркоманов сегодня резко сократилось, но говорить о полном искоренении данной группы наркотиков нельзя, так как возможность немедицинского

использования кодеиносодержащих

лекарственных препаратов, оборот которых находится под государственным контролем, сохраняется и сегодня. В связи с этим возникают вопросы: Почему допускается нарушение условий отпуска (продажи) кодеиносодержащих лекарственных

препаратов? Кто должен нести за это ответственность? Почему существующая система административной и уголовно правовой ответственности оказывается неэффективной? Почему со стороны государственных органов власти нет должного контроля за продажей данных лекарственных препаратов?

Силами государственных органов регионов постоянно осуществляются мероприятия, направленные на

предупреждение, пресечение незаконного оборота наркотиков на территории регионов России. Так, в период возросшего уровня дезоморфиновой наркопреступности в Липецкой области в мае 2011 г. Главой Администрации области было подписано Постановление № 144 «Об утверждении порядка выписки, отпуска, и учета лекарственных препаратов, содержащих кодеин и его соли», которым введен рецептурный отпуск данных лекарственных средств. Мониторинг объемов их продаж показал, что уже в июне 2011 года объем реализации кодеиносодержащих препаратов снизился более чем в 7 раз. Белгородской областной Думой 30 июня 2011 г. одобрен проект Закона Белгородской области «Об утверждении порядка выписки, отпуска и учета лекарственных препаратов, содержащих кодеин и его соли» (от 12 июля 2011 г. № 62). После вступления Закона в силу, УФСКН России по Белгородской области проведен анализ реализации кодеиносодержащих лекарственных

препаратов. В результате установлено, что на территории области на 40% сократилась реализация кодеиносодержащих

препаратов. В соответствии с Постановлением Губернатора Калужской области от 9 августа 2011 г. № 433 «Об утверждении порядка выписки, отпуска и учета лекарственных препаратов, содержащих кодеин и его соли», на территории Калужской области введен рецептурный отпуск кодеиносодержащих

лекарственных препаратов.

Законодательным Собранием Калужской области принят Закон Калужской области от 19 сентября 2011 г. № 178-ОЗ «О некоторых мерах, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан на территории Калужской области», которым установлена административная

ответственность должностных и

юридических лиц за нарушение порядка отпуска кодеинсодержащих лекарственных препаратов. В Воронежской области разработан проект Закона Воронежской области «О неотложных мерах, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан на территории Воронежской области» и проект Постановления Правительства

Воронежской области «Об утверждении порядка выписки, отпуска и учета лекарственных препаратов, содержащих кодеин и его соли», в которых предлагается рецептурный отпуск указанных препаратов на территории области до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011г. № 599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Рассмотренные меры являлись вынужденными и необходимыми в борьбе с дезоморфиновой наркопреступностью и оказали значительный положительный эффект.

В структуре потребления наркотиков происходят постоянные изменения. В связи с введением рецептурного отпуска в аптечной сети кодеинсодержащих лекарственных средств появилось большое количество синтетических наркотиков, пользующихся огромным спросом среди молодежи. Тем самым произошло своего рода замещение одного наркотического средства на другое в структуре предложения.

Наркомания - болезнь, которая порождает и стимулирует многочисленные виды правонарушений. Человек в состоянии

наркотического опьянения способен совершить преступление, на которое он бы не решился в других обстоятельствах, ибо в этом случае снижается способность человека контролировать свои поступки. Кроме того, ради очередной дозы в состоянии «ломки» наркопотребитель готов на любое преступление даже под страхом смертной казни. Поэтому, чем больше людей попадают в наркотическую зависимость, тем опаснее становится общая криминогенная обстановка, тем выше поднимается уровень насильственных и корыстных преступлений (убийств, краж и т.д.)1.

В целях оптимизации методов борьбы с наркоманией и уменьшением количества наркозависимых лиц необходимо выделить следующие направления деятельности, которые в значительной степени могут повлиять на исследуемую ситуацию.

Во-первых, необходима разработка и принятие механизмов раннего выявления потребителей наркотиков и активного их привлечения к диспансерному или профилактическому наблюдению, в связи с чем, необходимо возложить на участковых уполномоченных отделов полиции, обслуживающих свой район, обязанность реагировать на поступающую к ним информацию о наличии потребителей наркотических средств. Установить, что при систематически поступающих жалобах от граждан, соседей, родственников, участковый уполномоченный должен вызывать данное лицо, переодически проводить с ним разъяснительную работу в форме беседы, осуществлять контроль за данным лицом, являющимся

потенциальным преступником. Так как данные судебной и следственной практики показывают, что такие преступления как кража, грабеж, в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаются зачастую лицами, страдающими

наркотической зависимостью.

1

Вдовин, Ю.Н., Удальцов, В.Г. Наркоугроза: тенденции и актуальные вопросы противодействия // Наркоконтроль. 2009. № 3. С. 6 - 12.

Во-вторых, сферу реабилитации и лечения наркозависимых лиц поставить под жесткий государственный контроль. На ряду с федеральным законодательством, разработать комплекс нормативно-правовых актов, в том числе и на региональном уровне, регламентирующих данную сферу правоотношений.

В-третьих, целесообразно продумать и дополнить существующую совокупность норм новыми составами, расширить спектр наказаний (взысканий в случае административной наказуемости),

предусмотренный за их совершение, предусмотреть специальные виды ответственности, принудительные меры воспитательного характера для подростков, реабилитационного характера.

В целях повышения качества рассмотрения уголовных дел в отношении преступников страдающих наркотической зависимостью дополнить Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с

наркотическими средствами,

психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» пунктом «суд, вынося приговор в отношении лица, больного наркоманией, которому назначается реальное лишение свободы, не рассматривает вопрос о возложении на осужденного обязанности пройти лечение от наркомании и (или) медико-социальную реабилитацию. Такое лечение судом может быть назначено лицу, отбывшему наказание при рассмотрении вопроса об установлении в отношении указанного лица административного надзора, который (надзор) следует назначать всем больным наркоманией после освобождения их из мест лишения свободы, либо в период отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы».

Иванов А.Л.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Вдовин, Ю.Н., Удальцов, В.Г. Наркоугроза: тенденции и актуальные вопросы противодействия // Наркоконтроль. - 2009. - № 3. - С. 6 - 12.

2. Евланова, О.А., Павловская, Н.В. Практика применения новых норм УК России в части назначения наказания за сбыт наркотических средств // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 10. - С. 56 - 62.

3. Рыбина, А.В. Проблемы построения санкций и эффективность их применения за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2005.

4. Федоров, А.В. Взаимосвязь незаконного потребления наркотиков и их незаконного оборота // Наркоконтроль. - 2013. - № 3. - С. 5 - 13.

5. Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы: сборник Докладов Международного комитета по контролю над наркотиками / Сост. и вступ. ст. А.В. Федорова. - М., 2007. - С. 226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.