Научная статья на тему 'Борьба с незаконным оборотом наркотиков'

Борьба с незаконным оборотом наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6134
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / НАРКОМАНИЯ / БОРЬБА / ВРЕД / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ / DRUGS / DRUG ADDICTION / FIGHT / HARM / CRIMES / OFFERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афамготов Эдуард Магаметович

Статья посвящена проблеме распространения наркомании в стране. Рассмотрен опыт зарубежных государств в сфере профилактики наркотизации населения. Предложены изменения законодательства, которые, возможно, способны снизить незаконный оборот наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fight against a drug trafficking

The paper discusses a distribution of drug addiction in the country. Experience of the foreign states in the sphere of prevention of a narcotization of the population is examined. The author suggests changes in the legislation which can lower a drug trafficking.

Текст научной работы на тему «Борьба с незаконным оборотом наркотиков»

УДК 343.575 ББК 67.408.132.11 А 94

Э.М. Афамготов,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права и политологии Адыгейского государственного университета, тел. (S772) 59-39-62

Борьба с незаконным оборотом наркотиков

(Рецензирована)

Аннотация. статья посвящена проблеме распространения наркомании в стране. Рассмотрен опыт зарубежных государств в сфере профилактики наркотизации населения. Предложены изменения законодательства, которые, возможно, способны снизить незаконный оборот наркотиков.

Ключевые слова: наркотики, наркомания, борьба, вред, преступления, предложения.

E.M. Afamgotov,

Senior Lecturer of Department of the Theory and History of the State and the Law and Political Science, Adyghe State University, ph. (S772) 59-39-62

Fight against a drug trafficking

Abstract. The paper discusses a distribution of drug addiction in the country. Experience of the f oreign states in the sphere of prevention of a narcotization of the population is examined. The author suggests changes in the legislation which can lower a drug trafficking.

Keywords: drugs, drug addiction, fight, harm, crimes, offers.

Проблема распространения наркомании остро стоит перед большинством государств мира. С конца прошлого века в нашей стране отмечен значительный рост числа лиц, употребляющих наркотики и увеличение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, который продолжается и в настоящее время. Происходит превращение наркобизнеса в одну из составных частей организованной преступности в России, идет высока степень наркотизации населени , в особенности молодежи. По данным директора ФСКН РФ В. Иванова, «среди 2,5 миллионов наркопотребителей в стране не менее 150 тыс я ч включены в сбыт наркотиков, прежде всего для того чтобы заработать себе на наркодозу за счет продажи 5-6 доз другим нар-козависимым. Ежегодно к уголовной ответственности за наркопреступлени в РФ привлекаетс я 120 тыс я ч человек. Каждый 3-ий приговор, выносится су-

дами в Российских мегаполисах за наркопреступления» [1].

Значительное количество преступлений совершается с целью добыть необходимые средства для приобретения наркотиков. Отвлекаются значительные средства, идущие на лечение и реабилитацию больных наркоманией, борьбу с наркобизнесом. Особенно тревожным явля ется то обстоятельство, что возрастает дол я «т я желых» наркотиков (героин).

Широкое распространение наркомании в мире, в том числе и в России, во многом носит социальный характер. На ее развитие влияют безработица, неуверенность в завтрашнем дне, регул я рные стрессы, отсутствие жизненных перспектив, стремление хот бы и с помощью наркотических средств уйти от окружающей действительности.

У гол овна я политика в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков весьма неоднозначна и по степени

жесткости законодательства государств можно разбить на несколько групп:

Первая — страны умеренного контроля . К ним можно отнести Германию, Италию, Францию, Россию. Они активно противосто т наркоторговле, предусматрива длительные сроки ли-шени я свободы. Вместе с тем к нарко-потребител м, совершившим преступление, может быть по решению суда применено лечение как альтернатива уголовному наказанию.

Вторая группа — страны с жесткой политикой, к которой относя тся США, Япония, Китай. За преступления, свя -занные с наркотиками, установлены серьезные меры наказани , вплоть до смертной казни.

Третья — либеральная группа, така , как Нидерланды (Голланди ). В этой стране наркотики подразделя ют на «тя желые» и «легкие». Борьба ве-детс с сильнодействующими наркотическими средствами и психотропными веществами, а вторые, на основе конопли, были легализованы, и за их потребление и хранение ответственность не была предусмотрена. Все это привело к становлению Голландии как наркотической столицы Европы. А м я гкие судебные приговоры — к предпочтительному рабочему месту дл наркоторговцев.

Действовавшая официальная политика сбыта « м гких» наркотиков привела к многократному росту числа наркозависимых лиц. «Так, с 1984 по 1992 год потребление марихуаны голландскими подростками почти утроилось» [2]. Данные Министерства юстиции Нидерландов свидетельствуют, что в 1995 году из 15 млн. населения страны 700 тыся ч или 5% населени я регул рно употребл ли « легкие» наркотики. Это привело к увеличению числа преступлений, таких как кражи и грабежи. Теперь разрешается только их употребление в специально отведенных местах или же в домашних условия х. Запрещена и продажа галлюциногенных грибов, идет поэтапное сокращение количества каннабисных баров. Со второй половины 2012 года вступает в действие закон, запрещающий продажу

« м гких» наркотиков туристам и местным жител я м, так как большинство из них затем переходит с «легких» наркотиков на «т я желые».

Несмотр на негативный голландский опыт ря д стран считает возможным легализовать употребление отдельных видов наркотиков. В Коста

— Рике, Канаде, Колумбии, Бельгии фактически произошла легализаци марихуаны. Штат Калифорни я (США) за хранение менее 1 унции марихуаны (до 38 гр.) — штраф 100 долларов, любой гражданин штата может пойти к врачу и сославшись на недомогание (астма, головная боль, артрит...), получить наркотик — 1 унция 300 долларов. Чехия пошла дальше всех по пути декриминализации. С нвар 2011 года гражданам разрешено иметь 15 г. марихуаны, п я ть таблеток ЛСД, 1 г. кокаина и даже 1,5 г. героина [3]. То есть наблюдается переход от политики борьбы с наркотиками к так называемой политике меньшего вреда. Россия имеет печальный опыт практического легального оборота наркотиков. В аптеках свободно продаютс кодеиносодержащие таблетки, из которых наркозависимые лица изготавливают наркотическое средство дезомор-фин («крокодил» на сленге). По словам директора ФСКН В. Иванова, «за год россия не потребили 6 тонн кодеина, вл ющегос по силе воздействи таким же, как героин» [4].

По статистическим данным, правоохранительные органы за последние 5 лет стали изымать этого наркотика в 800 раз чаще. В большинстве стран Европы и США кодеиносодержащие препараты от-пускаютс только по рецептам. Введение такого же положения в РФ считаю нецелесообразным — это значительно затруднит допуск основной массы населени к таким лекарственным средствам. Не секрет, что главной причиной по влени и распространени дезоморфина вл етс простота и доступность его изготовлени . Необходимо значительно увеличить цену на сырье, из которого производитьс такие препараты. Это серьезно затруднит доступ основной массы дезоморфино-вых наркоманов к таким лекарственным

средствам, не зря дезоморфин называют наркотиком для бедных. Возможно и замещение аналогами лекарственных средств, не содержащими кодеин, такими как бронхотон, бронхолин, шалфей и другими.

Дл лиц, страдающих наркотической зависимостью, необходимо комплексное лечение, первым этапом которого могла быть заместительна терапия препаратом метадон, используемым дл сн ти наркотической ломки. «Более 1,4 млн. потребителей участвуют в программах заместительной терапии: в Европе — 730 тыс. человек, в США — 250 тыс., в Китае — 440 тыс. Программы ЗТ реализуютс почти во всех странах СНГ, кроме Туркменистана, Узбекистана и России» [5].

В РФ метадон внесен в « список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством РФ и Международными договорами РФ». (Список I Единной Конвенции о наркотических средствах 30.03.1961 г. и ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 8.01.1998 г.).

Преимущества:

— получение из рук медработника;

— получают перорально, т. е. через рот, а не через общий шприц;

— об зательно придет за следующей дозой;

— не будет совершать уголовных преступлений, так как будет знать, что всегда получит заместительную терапию;

— можно применить дл я узкого круга лиц, к асоциальной части людей, у которых наркомани стала образом жизни, которые не могут или не хотя т бросать употреблять наркотики даже под угрозой уголовного наказани ;

— значительно снизит доходы наркомафии.

Недостатки:

— оказывает такое же токсическое действие как и героин;

— в стране метадон не производится, придетс я заказать у зарубежных фармацевтических компании, что приведет к росту цены на терапию.

Однако действие метадона длится в отличие от того же героина от 12 до 24 часов. К тому же его дозу можно медленно снижать без ущерба для больного. И после снятия физической зависимости и прохождения лечебного курса начинаетс этап социальной реабилитации. Но указом президента РФ «Об утверждении стратегии Государственной антинаркоти-ческой политики РФ до 2020 г.» от 9.06.2010 ограничена «деятельность на территории РФ организаций, действие которых направлены на привлечение внимани к альтернативным методам лечени наркомании (заместительна терапи я, программы снижени я вреда от наркотиков и другие)» [6]. Поэтому перспективы внедрени в России заместительной терапии весьма туманны.

Существенные изменени , внесенные в УК РФ в начале нынешнего года и касающиеся незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также прекурсоров, значительно увеличившие сроки наказание за данные преступлени , надеюсь, помогут снизить количество наркотиков, производимых в стране и нелегально поступающих из-за границы.

В целях ужесточения ответственности лиц, сбывающих наркотики посредством использования детей, не достигших возраста уголовной ответственности, целесообразно дополнить ч.3 ст.228.1 УК РФ — незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, пунктом «в» путем использовани я лица, заведомо не достигшего возраста уголовной ответственности, и далее по тексту.

Считаю необходимым изменить примечание 1 к ст.228 УК РФ на следующее: «Изъ я тие указанных наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных

действий по их обнаружению или изъя тию освобождает наркозависимое лицо от уголовной ответственности при его согласии на лечение от наркомании с последующим токсикологическим контролем с отсрочкой приговора при условии, что изъ тые наркотические средства и психотропные вещества не превышают крупный размер более чем в 5 раз».

При отказе от лечени я, а также при его прекращении по вине наркозависи-мого лица ответственность наступает согласно ч.ч. 1, 2 ст.228 УК РФ.

В Республике Адыгея на 1.01.2012 года на учете состоит 2220 лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, что на 4% меньше чем за аналогичный период прошлого года (АППГ). Снижение достигнуто за счет усилени борьбы с незаконным оборотом наркотиков, така тенденци наблюдаетс в течение последних трех лет. Благодаря Указу Главы Республики от 23.05.2007 г. «О мерах по упор дочению торговли семенами мака пищевого» удалось значительно снизить распространение данного сырь на территории республики. Прекращена де тельность преступного сообщества, в течение нескольких лет распростран вшего на территории Адыгеи наркотики растительного происхождения , ее организаторы приговорены к значительным срокам лишени свободы. Однако, по словам министра МВД по РА А. Речицкого, «анализ оперативной информации дает основание полагать, что на территории Адыгеи стали появляться этнически организованные преступные группы с межрегиональными св з ми, причастные к незаконному сбыту сем н мака с при-меся ми маковой соломки. На ближайших территори х Краснодарского и Ставрапольских краев приобрести семена мака не составл я ет особых сложностей дл потребителей наркотиков, что негативно отражается на профилактике наркомании по республике» [7].

Выросло число зарегистрированных преступлений, св занных с потреблением и сбытом такого опасного наркотика, как дезоморфин. На 10% вырос-

ло потребление кодеиносодержащих лекарственных препаратов из которых готовитс данное наркотическое средство, по сравнению с АППГ. Ограничение их свободного отпуска в аптечных учреждения х снизило остроту данной проблемы, но не решило ее полностью.

Несмотр на комплексные меры противодействи наркобизнесу, прин -тые за последние годы, в стране не создана стройная система предупреждения и профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Должна быть мотивация на здоровый образ жизни то есть, что человек будет от этого иметь — высокую зарплату, пенсию, льготы. Общество должно быть само заинтересовано в лечении наркоманов, знать, что в результате этого уменьшитс количество краж, грабежей, разбойных нападений, то есть увеличитс безопасность людей. Кроме постановки наркозависимого лица на учет необходимы программы, способствующие желанию добровольно лечитьс от наркозависимости, а не только угроза уголовного наказани , предусмотрев социальные программы

— жилье, работа, помощь вхождению в общество, реабилитационные центры, которых в стране катастрофически не хватает, программы снижения спроса на наркотики. Необходима работа с семьей, родители должны нести ответственность за воспитание детей, привлекать к административной ответственности. В одном регионе опробовать методику борьбы с наркоторговлей и наркоманией и если она окажется удачной — распространить этот опыт и на другие регионы. Пресекать попытки криминальных структур легализовать доходы, полученные от незаконной наркоторговли.

Согласно плану реализации Стратегии государственной антинарко-

тической политики РФ до 2020 года предусматривается возрождение выращивания конопли для ее использова-ни в промышленности. Исполнение данной программы поможет борьбе с наркотиками, поскольку будут выра-щиватьс созданные нашими учеными за последние годы сорта конопли,

не содержащие каннабиоиды (психоак- вив слова «за исключением растений

тивные вещества), которые и вызывают (культурных сортов конопли) с низким

наркотический эффект. По подсчетам содержанием наркотических веществ».

экономистов, «ежегодный оборот этой Внести дополнени я в ст. ст. 228 и

отрасли составит свыше 100 млд. ру- 228.2, касающиеся разработки аналогов

блей и примерно 1 млн. рабочих мест» (сходных по свойствам) и производных

[8]. Будет способствовать замещению (компонентов наркотиков, полученных

посевов дикорастущей конопли, реани- посредством синтеза) наркотических

мирует заводы по переработке данной средств и психотропных веществ с уста-

культуры и выработке из нее изделий новлением наказани за их разработку.

по России, в том числе и в Адыгее. Уве- Любые меры, предпринимаемые

личит поступление денежных средств в дл я борьбы с незаконным оборотом

бюджеты всех уровней, уменьшит без- наркотиков, способствуют спасению че-

работицу. Необходимо изменить ст. ст. ловеческих жизней, экономическому,

228 и 231 УК РФ, ограничивающие социальному и нравственному возрож-

выращивание данной культуры, доба- дению страны.

Примечания:

1. Российская газета. 2011. 22 апр. С. 11.

2. См. Калифано Дж. Шесть аргументов против легализации наркотиков. Перепечатка из бюллетеня Украинского отделения МИАТ // Трезвая мысль. 1999. №1. URL: www/ miroslavie/ru.

3. РБК. 2011. №4. С. 40.

4. Дурь в тяжелой форме // Российская газета. 2011. 6 июня. С. 8.

5. С иглы на землю // Новая газета. 2011. 3 мая. С. 15.

6. План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. С. 21 п. 2.2.2. URL: htt:// www.fskn. gov.ru.

7. Советская Адыгея. 2011. 9 июня. С. 2.

8. Богданов В. Доходная культура // Российская газета. 2011. 28 сент. С. 1.

References:

1. Rossiyskaya gazeta. 2011. April, 22. P. 11.

2. See Califano J. Six arguments against the legalization of drugs. A reprint from

the bulletin of the Ukrainian office of MIAT // Trezvaya mysl. 1999. No. 1. URL: www/ miroslavie/ru.

3. RBK. 2011. No. 4. P. 40.

4. Nonsense in the severe form // Rossiyskaya gazeta. 2011. June 6. P. 8.

5. From the needle to the earth // Novaya gazeta. 2011. May, 3. P. 15.

6. The plan of measures on realization of the strategy of the state anti-narcotic policy of the Russian Federation till 2020. Item 2.2.2. P. 21. URL: htt://www.fskn.gov.ru.

7. Sovetskaya Adygeya. 2011. June 9. P. 2.

8. Bogdanov V. Profitable culture // Rossiyskaya gazeta. 2011. September, 28. P. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.