Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ КАК ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ИНСТИТУТА ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

ПРАВОВАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ КАК ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ИНСТИТУТА ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ / ПРАВОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ УНИФИКАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДЯЩИЙСЯ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Натхо Рустам Муратович

В статье анализируются понятия правовой интеграции, гармонизации и унификации как правовые формы конвергенции правовых систем, в результате которой формируются специфические нормативные образованиях в системе национального права. Доказывается положение о том, что в рамках достижения цели Евразийского экономического союза по реализации свободы движения рабочей силы посредством правовой интеграции, гармонизации и унификации нормативно-правовых предписаний в сфере внешней трудовой миграции трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза формируется интеграционный правовой институт внешней трудовой миграции указанных работников, который является институтом миграционного права как подотрасли современного административного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL HARMONIZATION AND UNIFING HOW TO FORM EDUCATION INTEGRATION INSTITUTE OF THE FOREIGN LABOUR MIGRATION OF THE POPULATION IN THE WORLD ECONOMIC UNION

The presented article analyzes the concepts of legal integration, harmonization and unification as legal forms of convergence of legal systems resulting in the formation of specific regulatory entities in the system of national law, proves the provision that within the framework of achieving the goal of the Eurasian Economic Union to realize the freedom of movement of labor through legal integration, harmonization and unification of regulatory regulations in the field of external labor migration of the members of the Eurasian Union which is the institution of migration law as a sub-branch of modern administrative law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ КАК ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ИНСТИТУТА ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

Натхо Рустам Муратович

Правовая гармонизация и унификация как формы образования интеграционного института внешней трудовой миграции населения в Евразийском экономическом союзе

В статье анализируются понятия правовой интеграции, гармонизации и унификации как правовые формы конвергенции правовых систем, в результате которой формируются специфические нормативные образованиях в системе национального права. Доказывается положение о том, что в рамках достижения цели Евразийского экономического союза по реализации свободы движения рабочей силы посредством правовой интеграции, гармонизации и унификации нормативно-правовых предписаний в сфере внешней трудовой миграции трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза формируется интеграционный правовой институт внешней трудовой миграции указанных работников, который является институтом миграционного права как подотрасли современного административного права.

Ключевые слова: правовая конвергенция, правовая интеграция, правовая гармонизация, правовая унификация, внешняя трудовая миграция, трудящийся государства - члена Евразийского экономического союза, правовая система, миграционное право.

Legal harmonization and unifing how to form education integration institute of the foreign labour migration of the population in the World Economic Union

The presented article analyzes the concepts of legal integration, harmonization and unification as legal forms of convergence of legal systems resulting in the formation of specific regulatory entities in the system of national law, proves the provision that within the framework of achieving the goal of the Eurasian Economic Union to realize the freedom of movement of labor through legal integration, harmonization and unification of regulatory regulations in the field of external labor migration of the members of the Eurasian Union which is the institution of migration law as a sub-branch of modern administrative law.

Keywords: legal convergence, legal integration, legal harmonization, legal unification, external labor migration, working member states Eurasian Economic Union, legal system, migration law.

Сегодня категория «интеграция» активно используется юридической наукой, причем исследователи рассматривают различные аспекты ее содержания [1, с. 40-47]. Учитывая это, необходимо обратиться к анализу семантики понятия «интеграция», которое происходит от латинского слова ^едгаНо -соединение, восполнение, вставка. Производный от него глагол «интегрировать» означает «объединить, слить, переплести, вставить, добавить, соединить и т. п.». Следовательно, интеграция есть объединение в целое каких-либо частей, элементов.

Значимость юридической интерпретации понятия «интеграция» обосновал Ю.Е. Герасимов. Ученый считает, что правовой аспект интеграции заключается в сближении и объединении стран посредством заключения право-

вых соглашений и согласования национальных представлений о праве и практике его применения [2, с. 74-84].

Схожую мысль высказывает и И.И. Лука-шук, который полагает, что процессы правовой интеграции обусловлены современными глобальными проблемами, в частности необходимостью дальнейшего развития правовых систем различных стран для достижения их согласованности друг с другом ради достижения общих целей и интересов [3, с. 115]. В качестве примера можно привести интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС, Союз), где параллельно с экономической происходит правовая интеграция в различных областях общественных отношений, в том числе и в сфере внешней трудовой миграции.

106

При всем многообразии подходов к определению понятия «правовая интеграция» исследователи выделяют следующие ее специфические признаки:

является стадией эволюционного развития правовых систем, направленного на достижение их равновесия в рамках единой модели правовой системы (А.Б. Баетов [4, с. 192], А.Н. Морозов [5, с. 73-83]);

объединяет правовые системы государств, отрасли и иные элементы системы права (С.А. Киреева [6, с. 35; 7, с. 103], А.Н. Жеребцов [1, с. 40-47]);

обусловливает формирование наднациональных нормативных образований (М.В. Сальников [8, с. 183-199], Ю.С. Безборо-дов [9, с. 124-132]);

базируется на единых принципах, целях, стандартах, методах и средствах правового регулирования (С.А. Киреева [6, с. 35], А.С. Мрих [10, с. 41-49]);

основывается на межгосударственном взаимодействии (Н.Г. Доронина [11, с .45], И.Н. Бар-циц [12, с. 7]);

целью интеграции являются изменение и унификация правопорядка государств (К.К. Ка-лачян [13, с. 9], А.А. Каширкина, А.Н. Морозов [5, с. 73-83], Е.И. Мещерякова [14, с. 25-29]);

является формой международно-правового закрепления интересов всех наций и сообществ для решения (все более глобализирующихся) проблем на разных уровнях (А.Б. Баетов [4, с. 191], Ю.С. Безбородов [15, с. 62-67], Н.В. Соколова [16, с. 30]).

Указанные выше специфические признаки правовой интеграции свидетельствуют о сложности данного явления, которое выступает важным элементом развития и совершенствования правового регулирования общественных процессов в условиях объективности глобализации.

Предлагаем рассмотреть некоторые положения, которые позволят нам сформулировать определение анализируемого понятия:

правовая интеграция выступает в качестве специфического процесса, в результате которого происходит объединение и формирование на определенной правовой основе нового (или обновленного) правового образования как самостоятельного, так и являющегося структурным элементом нормативно-правового образования более высокого уровня;

правовая интеграция является частью процесса создания интеграционных подотраслей и институтов отраслей национального права, например интеграционного института внешней

трудовой миграции государств - членов ЕАЭС, одновременно входящего в структуру миграционного права как подотрасли российского административного права;

формирование интеграционных нормативных образований в рамках национальных правовых систем, входящих в интеграционное объединение государств, основывается на единых принципах, целях, стандартах, методах и средствах правового регулирования, определенных в учредительном документе указанного объединения. Так, интеграционный институт внешней трудовой миграции в государствах -членах ЕАЭС развивается на основе ст. 96-98 Договора о ЕАЭС;

возникновение интеграционного института внешней трудовой миграции обусловлено межгосударственным взаимодействием государств - членов ЕАЭС, которое влечет изменение правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет межгосударственного сотрудничества;

целью интеграции государств - членов ЕАЭС в сфере внешней трудовой миграции является формирование единого свободного рынка трудовых ресурсов в рамках Союза;

в юридическом смысле правовой формой становления интеграционного института внешней трудовой миграции населения в ЕАЭС выступают нормы Договора о ЕАЭС, иных международных соглашений в сфере трудовой миграции и национального миграционного законодательства государств - членов Союза.

Приведенные положения позволяют признать, что в рамках современного российского административного права формируется интеграционный институт внешней трудовой миграции, являющийся структурным элементом подотрасли миграционного права. Данный правовой институт позволяет достигать целей интеграции Российской Федерации и таких союзных республик, как Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан, в экономической сфере, определенных в ст. 4 Договора о ЕАЭС.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что правовая интеграция есть процесс, преследующий цели интеграционного объединения, осуществляемый в определенных правовых формах, посредством корреляции правовых систем, формирования наднациональных нормативных образований и интеграционных образований системы национального права, основанных на единых принципах, стандартах, методах и средствах правового регулирования, определенных в учредительном акте интеграционного объединения.

107

Заметим, что вопрос о формах правовой интеграции является одним из наиболее дискуссионных в отечественной юридической науке. Высказываются различные мнения, порой совершенно противоположные. Например, Ю.С. Безбородов считает, что интеграция, гармонизация и унификация выступают методами правовой конвергенции, которую ученый определяет как «...процесс сближения национальных правовых систем с международным правом и, соответственно, друг с другом, связанных с деятельностью правосоздающих субъектов -государств и международных организаций, происходящий на универсальном и региональном, многостороннем и двустороннем уровнях с использованием различных специфических методов и в разных формах, направленный на достижение общности и/или единообразия и/или единства в правовом регулировании» [17, с. 17-18]. При этом данный автор к формам правовой конвергенции относит международный договор и международную организацию [18, с. 57-62]. Между тем наиболее распространенным подходом является непризнание интеграции в качестве метода, при этом гармонизацию считают разновидностью унификации и наоборот. Например, такой подход нашел отражение в Методике гармонизации (сближения, унификации) законодательств государств - членов ЕАЭС, опубликованной Бюро Межпарламентской ассамблеи Союза, согласно которой сближение и унификация выступают приемами гармонизации.

В свою очередь, Ю.А. Тихомиров считает, что согласованное правовое развитие национального законодательства можно рассматривать применительно к четырем основным направлениям и формам их проведения: «1) сближение законодательств, когда определяется общий курс государств в данной сфере, этапы и способы сближения; 2) гармонизация законодательств, когда согласовываются общие подходы, концепции развития национальных законодательств; 3) унификация законодательств, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные нормы; 4) принятие государствами модельных законодательных актов» [19, с. 75].

При всем многообразии различных подходов к пониманию согласования правового регулирования общественных процессов следует отметить, что сближение различных правовых или отдельных нормативных образований может быть определено как конвергенция (от лат. оопуегдо - приближаюсь, схожусь). При этом правовая (юридическая) конвергенция возни-

кает не только на основе международного права или в рамках данного права. Она возможна на уровне национального права или различных национальных правовых систем и характеризуется «.сближением, увеличением количества связей между элементами сближающихся объектов и определенной степенью согласованности воздействия этих элементов на общественные отношения» [20, с. 8].

Исследователи в области международного права считают, что юридическая конвергенция происходит посредством интеграции, унификации и гармонизации правового регулирования общественных отношений [21, с. 30-37], которые выступают юридическими формами, воплощающими юридическую конвергенцию. Эти формы по своей природе являются процессуальными, в рамках которых осуществляется юридическая конвергенция правовых предписаний различных правовых систем или внутрисистемных элементов.

В связи с этим полагаем, что правовая интеграция может быть реализована в форме унификации и гармонизации. Такую позицию разделяют представители отечественной юридической науки. Так, например, П.П. Ланг и Н.А. Кочкуров справедливо считают, что, поскольку одной из целей интеграционного объединения является сближение национальных правовых систем, оно может быть осуществлено посредством двух взаимосвязанных процессов (способов) - унификации и гармонизации законодательства [22, с. 13-16]. При этом под правовой унификацией достаточно часто понимается вид правотворческого процесса, который направлен на формирование единообразных правовых предписаний с целью исключения противоречий и различий не только между национальными правовыми системами различных государств, но и между международно-правовыми нормами, а также для разработки новых документов, восполняющих существующие пробелы в правовом регулировании специальных вопросов [23, с. 102].

Другие авторы отмечают: «Характерной чертой унификации является наличие международного правового обязательства государств признавать и применять в своей юридической практике правовые нормы, о которых они договорились. В основе унификации права лежит международный договор, с которым связаны все особенности ее правового механизма. Унификация права - это создание одинаковых (унифицированных) норм во внутреннем (национальном) праве разных государств» [24, с. 24]. «При гармонизации, осуществляемой с

108

использованием международно-правовых механизмов, международные нормы полностью "одомашниваются"; при этом изменяется в той или иной степени их содержание» [24, с. 24].

Высказывается и противоположное мнение, в соответствии с которым интеграция приобретает более интенсивный характер, если она основана на таком методе унификации права, как гармонизация [25, с. 134-138], т. е. гармонизация является методом унификации. Особенность гармонизации, отличающая ее от унификации, как отмечают некоторые ученые, заключается в отсутствии международных правовых обязательств по применению гармонизированных норм права. В результате такой унификации в законодательстве возникают похожие, формально совпадающие нормы, но всегда разные по содержанию [26, с. 124-127]. Данная характеристика рассматриваемых явлений не вносит ясности в их содержание, наоборот, порождает больше вопросов, чем ответов.

Правовая конвергенция выступает юридической формой (процессом) сближения нормативных образований различной системной принадлежности, в том числе и внутрисистемных. При этом самым распространенным случаем возникновения конвергенции является слияние международной и национальной (национальных) правовых систем, осуществляемое на основе международного договора (соглашения) или международной организации, особенной международной интеграционной организации. Правовая интеграция осуществляется в рамках реализации целей международных интеграционных объединений, определенных в их учредительных актах, в форме правовой унификации и гармонизации норм международно-правовой и национально-правовых систем. При этом правовая унификация есть процесс (форма) приведения норм национальных правовых систем (норм отдельных нормативных правовых образований: отраслей, подотраслей или институтов права) в соответствие с требованиями международно-правовых предписаний. Правовая унификация может быть осуществлена в форме рецепции (полной или частичной), общей и специальной отсылки к норме международного договора, имплементации, т. е. установления национальных правовых механизмов исполнения международных обязательств [1, с. 13-14]. В свою очередь, правовая гармонизация представляет собой процесс (форму) согласования, приведения к взаимному соответствию нормативно-правовых предписаний правовых норм различной системной

принадлежности (международного права и национального права или национальных правовых систем различных государств). Правовая гармонизация, в свою очередь, может осуществляться посредством: формирования согласованной политики в сфере правового регулирования общественных отношений по предметам деятельности интеграционного объединения; наделения органов интеграционного объединения наднациональными полномочиями по принятию обязательных для государств - членов этого объединения правовых предписаний; разработки модельных нормативных правовых актов в рамках интеграционного объединения.

Таким образом, следует признать, что правовая интеграция административно-правового регулирования общественных отношений в сфере внешней трудовой миграции трудящихся государств - членов ЕАЭС осуществляется в формах (процессе) правовой гармонизации и правовой унификации. При этом правовая гармонизация реализуется путем:

1) формирования согласованной политики государств - членов ЕАЭС в сфере внешней трудовой миграции трудящихся;

2) наделения Евразийской экономической комиссии полномочиями в сфере трудовой миграции (п.п. 18 п. 3 Положения о Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссии), в том числе по принятию решений, имеющих нормативно-правовой характер и обязательных для государств-членов, по подготовке организационно-распорядительных документов и рекомендаций. При этом решения Комиссии подлежат непосредственному применению на территориях государств - членов ЕАЭС (п. 13 Положения о Комиссии);

3) разработки модельного закона в рамках ЕАЭС, осуществляющего административно-правовое регулирование внешней трудовой миграции трудящихся государств - членов Союза.

В свою очередь, правовая унификация административно-правового регулирования внешней трудовой миграции трудящихся государств -членов ЕАЭС осуществляется в следующих формах (процессе): рецепция (полная или частичная), т. е. перенос норм международных соглашений (договоров), заключенных в рамках ЕАЭС, в нормативные правовые акты государств - членов ЕАЭС; общая и специальная отсылка к норме международного договора, содержащейся в миграционном законодательстве государств - членов ЕАЭС; имплемента-ция, заключающаяся в закреплении в национальных нормативных правовых актах в сфере

109

миграции механизмов исполнения, международно-правовых обязательств по осуществлению управления внешней трудовой миграцией трудящихся, реализуемых в государствах -членах Союза.

Таким образом, происходящие в настоящее время процессы правовой интеграции в рамках ЕАЭС влекут формирование права данного интеграционного образования (ст. 6 Договора о

ЕАЭС). В ходе правовой интеграции государств -членов ЕАЭС развивается особый интеграционный институт современного миграционного права как подотрасли административного права, который возникает в процессе гармонизации и унификации административно-правового регулирования внешней трудовой миграции трудящихся государств - членов ЕАЭС.

1. Жеребцов А.Н. Концепция интеграционных подотраслей и институтов административного права России // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 27 марта 2020 г. / под общ. ред. А.И. Каплунова. СПб., 2020.

2. Герасимов Ю.Е. Направления интегрирования мировых правовых семей современности // Международное публичное и частное право. 2010. № 5.

3. Лукашук И. И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. № 3.

4. Баетов А. Б. Понятие и функциональность категории «правовая интеграция» // Наука и новые технологии. 2011. № 5.

5. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Формации правового развития евразийской интеграции и их влияние на правовую систему Российской Федерации //Журнал российского права. 2014. № 8.

6. Киреева С. А. Некоторые аспекты правовой политики РФ в сфере реализации функции межгосударственной интеграции // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. № 3.

7. Киреева С.А. Функция межгосударственной интеграции РФ: пространственно-временной аспект / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2006.

8. Сальников М.В. Политико-правовая интеграция: национальные правовые традиции // Мир политики и социологии. 2013. № 11.

9. Безбородов Ю.С. Интеграция как международно-правовой метод правовой конвергенции // Lex russica. 2017. № 12.

10. Мрих А.С. О понятии трудоправовой интеграции государств // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2016. № 3.

11. Доронина Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной ин-

1. Zherebtsov A.N. The concept of integration sub-branches and institutes of administrative law of Russia // Actual problems of administrative and administrative-procedural law: coll. of articles on the materials of the International sci.-pract. conference (Sorokin readings), March 27, 2020 / gen. ed. by A.I. Kaplunov. St. Petersburg, 2020.

2. Gerasimov Yu.E. Directions of integration of the world legal families of modernity // International public and private law. 2010. № 5.

3. Lukashuk I.I. Interaction of international and domestic law in the conditions of globalization // Journal of Russian Law. 2002. № 3.

4. Baetov A.B. The concept and functionality of the category of «legal integration» // Science and new technologies. 2011. № 5.

5. Kashirkina A.A., Morozov A.N. Formations of legal development of Eurasian integration and their influence on the legal system of the Russian Federation // Journal of Russian Law. 2014. № 8.

6. Kireeva S.A. Some aspects of the legal policy of the Russian Federation in the sphere of realization of the function of interstate integration // Legal policy and legal life. 2000. № 3.

7. Kireeva S.A. Function of interstate integration of the Russian Federation: spatial and the function of interstate integration of the Russian Federation: tspatial and temporal aspect / ed. by N.I. Matuzov. Saratov, 2006.

8. Salnikov M.V. Politico-legal integration: national legal traditions // The World of Politics and Sociology. 2013. № 11.

9. Bezborodov Yu.S. Integration as an international-legal method of legal convergence // Lex russica. 2017. № 12.

10. Mrikh A.S. On the concept of labor-legal integration of states // Electronic supplement to the Russian Law Journal. 2016. № 3.

11. Doronina N.G. Unification and harmonization of law in conditions of international integration // Journal of Russian Law. 1998. № 6.

12. Bartsits I.N. Legal space: main signs and pro-uniformity of development // Journal of Russian Law. 2000. № 5-6.

110

теграции // Журнал российского права. 1998. № 6.

12. Барциц И.Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития //Журнал российского права. 2000. № 5-6.

13. Калачян К. К. Экономическая интеграция государств - участников Содружества Независимых Государств на фоне глобализации мировой экономики: международно-правовые проблемы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М, 2003.

14. Мещерякова Е.И., Панферкина И. С. Правовая интеграция как условие развития правового пространства и пространства правоохранительной деятельности // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2015. № 4.

15. Безбородов Ю.С. Международно-правовая интеграция: подходы к пониманию феномена // Российский юридический журнал. 2012. № 1.

16. Соколова Н.В. Политическая интеграция: генезис и перспективы развития (на примере ЕС, СНГ, Союзного государства России и Беларуси): автореф. дис. ... канд. полит. наук. Воронеж, 2010.

17. Безбородов Ю.С. Методы и формы правовой конвергенции в международном праве: дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2019.

18. Безбородов Ю.С. О международно-правовых формах правовой конвергенции // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 4.

19. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

20. Третьякова О.Д. Юридическая конвергенция: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2012.

21. Ланг П.П., Кочкуров Н.А. Конвергенция нормативно-правового регулирования на постсоветском пространстве // Вестн. Са-мар. гуманитарной академии. Сер. «Право». 2019. № 1.

22. Безбородов Ю.С. Методы международно-правовой конвергенции // Российский юридический журнал. 2015. № 4.

23. Безбородов Ю.С. Международно-правовые методы и формы правовой конвергенции. М., 2018.

24. Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики / Я. О. Алимова, Н.Н. Викторова, Г.К. Дмитриева; отв. ред. Г.К. Дмитриева, М.В. Мажорина. М., 2016.

25. Доронина Н.Г. Гармонизация права как альтернатива наднациональности в правовом регулировании экономических отно-

13. Kalachian K.K. Economic integration of the states-participants of the Commonwealth of Independent States on a background of globalization of the world economy: internationallegal problems: auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2003.

14. Meshcheryakova E.I., Panferkina I.S. Legal integration as a condition for the development of legal space and the space of law-enforcement activity // Bull of Voronezh Institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 4.

15. Bezborodov Yu.S. International legal integration: approaches to the understanding of the phenomenon // Russian Law Journal. 2012. № 1.

16. Sokolova N.V. Political integration: genesis and prospects of development (on the example of the EU, CIS, the Union State of Russia and Belarus): auth. abstr. ... Candidate in Political Science. Voronezh, 2010.

17. Bezborodov Yu.S. Methods and forms of legal convergence in international law: diss. ... Dr of Law. Kazan, 2019.

18. Bezborodov Yu.S. On internationallegal forms of legal convergence // Russian law: education, practice, science. 2017. № 4.

19. Tikhomirov Y.A. Course of comparative law. Moscow, 1996.

20. Tretiakova O.D. Legal convergence: auth. abstr. ... Dr of Law. Vladimir, 2012.

21. Lang P.P., Kochkurov N.A. Convergence of legal regulation in the post-Soviet space // Vestnik of Samara Humanitarian Academy. Ser. «Law». 2019. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Bezborodov Yu.S. Methods of internationallegal convergence // Russian Law Journal. 2015. № 4.

23. Bezborodov Yu.S. International legal methods and forms of legal convergence. Moscow, 2018.

24. Unification and harmonization in international private law. Issues of theory and practice / Ya.O. Alimova, N.N. Viktorova, G.K. Dmitrieva; ed. by G.K. Dmitrieva, M.V. Majorina. Moscow, 2016.

25. Doronina N.G. Harmonization of law as an alternative to supra-nationality in the legal regulation of economic relations // Journal of Russian Law. 2013. № 10.

26. Vlasov A.A., Malginov E.A. Unification and harmonization of private-law legislation in the member states of the Eurasian Economic Union // Scientific Proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2018. № 1.

111

шений // Журнал российского права. 2013. № 10.

26. Власов А.А., Мальгинов Е.А. Унификация и гармонизация частноправового законодательства в государствах - членах Евразийского экономического союза // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 1.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Натхо Рустам Муратович, адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583770.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

R.M. Natho, Adjunct of the Chair of Administrative Activities of internal affairs bodies of the Krasnodar University of the Ministryof the Interior of Russia; ph.: +78612583770.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.