Научная статья на тему 'Участие общественных организаций в правотворчестве в целях гармонизации законодательства стран-участниц ЕАЭС (на примере профсоюзов)'

Участие общественных организаций в правотворчестве в целях гармонизации законодательства стран-участниц ЕАЭС (на примере профсоюзов) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1055
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРОФСОЮЗЫ / ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ НА УЧАСТИЕ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ласточкина К. А.

В статье исследуются возможности общественных организаций (на примере профессиональных союзов) в области их участия в процессе создания норм права. Участие общественных организаций в процессе создания законов и подзаконных нормативных правовых актов направлено на эффективное представительство и защиту прав и интересов граждан, в том числе и путем гармонизации и унификации законодательства. Для Республики Беларусь на современном этапе одним из актуальных таких направлений совершенствования нормативно-правового массива является гармонизация и унификация законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза. Для современного человека особой значимостью обладает сфера труда, позволяющая ему не только материально обеспечивать себя, но и развиваться и реализовываться как личности. С учетом этого автор рассматривает участие таких общественных организаций, как профсоюзы, в процессе создания законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними социально-экономические права и законные интересы человека, в целях гармонизации и унификации трудового законодательства стран-членов ЕАЭС. В статье проводится сравнительный анализ прав профессиональных союзов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации на участие в создании двух видов источников права (в формальном смысле): нормативных договоров и нормативных правовых актов в сфере трудовых и связанных с ними социально-экономических прав и законных интересов человека. Автором указываются перспективные направления совершенствования участия профсоюзов в создании таких видов источников права, как нормативные договоры и нормативные правовые акты. Обосновывается, что совершенствование участия профсоюзов в создании источников права является одним из факторов гармонизации социально-трудового законодательства Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, что особенно необходимо на современном этапе в условиях интеграции для наиболее эффективной защиты трудовых и связанных с ними социально-экономических прав и законных интересов человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие общественных организаций в правотворчестве в целях гармонизации законодательства стран-участниц ЕАЭС (на примере профсоюзов)»

ф

Юридические науки Law

УДК 340.1

DOI: 10.30914/2411 -3522-2018-4-2-63-69

УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ В ЦЕЛЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС

(НА ПРИМЕРЕ ПРОФСОЮЗОВ)

К. А. Ласточкина

Международный университет «МИТСО», г. Минск, Республика Беларусь

THE PARTICIPATION OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN LAW-MAKING FOR HARMONIZATION OF LEGISLATION OF THE MEMBER COUNTRIES OF THE EEU (ON THE EXAMPLE OF TRADE UNIONS)

K. A. Lastochkina

International University "IILSR" (International Institute of Labor and Social Relations), Minsk, Republic of Belarus

В статье исследуются возможности общественных организаций (на примере профессиональных союзов) в области их участия в процессе создания норм права. Участие общественных организаций в процессе создания законов и подзаконных нормативных правовых актов направлено на эффективное представительство и защиту прав и интересов граждан, в том числе и путем гармонизации и унификации законодательства. Для Республики Беларусь на современном этапе одним из актуальных таких направлений совершенствования нормативно-правового массива является гармонизация и унификация законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза. Для современного человека особой значимостью обладает сфера труда, позволяющая ему не только материально обеспечивать себя, но и развиваться и реализовываться как личности. С учетом этого автор рассматривает участие таких общественных организаций, как профсоюзы, в процессе создания законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними социально-экономические права и законные интересы человека, в целях гармонизации

The article examines the possibilities of public organizations (on the example of trade unions) in the field of their participation in the process of creating the rules of law. The participation of public organizations in the process of creating laws and regulations is aimed at effective representation and protection of the rights and interests of citizens, including through harmonization and unification of legislation. For the Republic of Belarus at the present stage, one of the relevant areas of improvement of the regulatory framework is the harmonization and unification of the legislation of the member countries of the Eurasian Economic Union. For modern man a special significance has a sphere of work, allowing him not only to support himself financially, but also to develop and realize as a person. With this in mind, the author examines the participation of such social organizations as trade unions, in the process of creating laws and subordinate regulations, regulating labor and related socioeconomic rights and the legitimate human interests for the purposes of harmonisation and unification of labor legislation of the member countries of the EEU. The article provides a comparative analysis

и унификации трудового законодательства стран-членов ЕАЭС. В статье проводится сравнительный анализ прав профессиональных союзов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации на участие в создании двух видов источников права (в формальном смысле): нормативных договоров и нормативных правовых актов в сфере трудовых и связанных с ними социально-экономических прав и законных интересов человека. Автором указываются перспективные направления совершенствования участия профсоюзов в создании таких видов источников права, как нормативные договоры и нормативные правовые акты. Обосновывается, что совершенствование участия профсоюзов в создании источников права является одним из факторов гармонизации социально-трудового законодательства Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, что особенно необходимо на современном этапе в условиях интеграции для наиболее эффективной защиты трудовых и связанных с ними социально-экономических прав и законных интересов человека.

Ключевые слова: гармонизация законодательства, интеграция, правотворчество, профсоюзы, права профсоюзов на участие в правотворчестве.

of the rights of trade unions of the Republic of Armenia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Russian Federation to participate in the creation of two types of sources of law (in the formal sense): normative treaties and regulations in the field of labor and related socio-economic rights and legitimate human interests. The author specifies the perspective directions of improving the participation of trade unions in the creation of such types of sources of law as normative treaties and regulations. It is proved that the improvement of the participation of trade unions in the creation of sources of law is one of the factors of harmonization of social and labor legislation of the Republic of Armenia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Russian Federation, which is especially necessary at the present stage in terms of integration for the most effective protection of labor and related socio-economic rights and legitimate human interests.

Keywords: harmonization of social and labor legislation, integration, law-making, trade unions, rights of trade unions to participate in law-making.

Современное мировое сообщество характеризуется увеличением количества и усложнением протекающих интеграционных процессов, преимущественно по экономическим и политическим причинам. Одним из примеров такой экономической интеграции, объединяющей с 2015 г. Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию, является Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). Во многом эффективность экономической интеграции государств на современном этапе обеспечивается правовыми средствами. Акты законодательства одной страны-участницы такого экономического союза в идеале должны не противоречить и гармонично сочетаться с нормативными правовыми актами иных государств, входящих в этот союз. С точки зрения и практики, и теории проблемы гармонизации и унификации законодательства в условиях интеграционных процессов являются одними из самых актуальных. Об этом свидетельствуют многочисленные научные исследования в данной сфере [1; 2; 3].

Одним из важнейших направлений необходимой гармонизации правовых основ в рамках

ЕАЭС является приведение к единообразию правового регулирования общественных отношений в сфере трудовой миграции. В связи с формированием в рамках глобального экономического пространства международных региональных рынков труда, в том числе и в ЕАЭС, в разы повышается мобильность рынка труда, что является следствием процесса глобализации.

Трудовые отношения могут и должны способствовать развитию производства и бизнеса, поэтому столь важно обеспечить не только их экономическую базу, но и правовую. Гармонизация законодательства стран ЕАЭС в области регулирования трудовой миграции позволит не только обеспечить единообразную правоприменительную практику путем устранения принципиальных различий в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений в странах ЕАЭС, но и содействовать установлению и реализации равных трудовых и связанных с ними социально-экономических прав и интересов работников, а также их защиту в случае нарушения.

Профсоюзы, защищающие и представляющие права и интересы работников в сфере трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений, прямо заинтересованы в унификации и гармонизации законодательства стран-участниц ЕАЭС в области трудовой миграции, поскольку это позволяет обеспечить равные социально-трудовые права работников и их гарантии. Так, на уровне ЕАЭС консолидированную позицию крупнейших национальных профцентров Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России представляет Всеобщая конфедерация профсоюзов (ВКП). ВКП имеет многолетний опыт делового взаимодействия с межгосударственными образованиями на постсоветском пространстве, в частности, с Межпарламентскими Ассамблеями СНГ и до недавнего времени ЕврАзЭс1.

Процессы гармонизации и унификации законодательства в основном протекают в основном на национальном уровне. И профсоюзы, заинтересованные в сближении законодательства в сфере социально-трудовых отношений, обладают некоторыми правомочиями, позволяющими им позитивно повлиять на эти процессы. Такими возможностями является реализация их прав на участие в правотворчестве.

Право профсоюзов на участие в правотворчестве для представительства интересов граждан было юридически признано большинством государств в ХХ в., когда профсоюзное движение приобрело мировые масштабы (об этом более подробно мы писали ранее [4, с. 121-124]). Современные профсоюзы наделяются правами совершать различные юридически значимые действия в области правотворчества, и при этом несут обязанность осуществлять их исключительно в интересах объединяемых членов или неопределенного круга лиц, о потребностях и интересах которых они призваны заботиться.

На современном этапе профсоюзы обычно обладают правами на заключение нормативных договоров и на участие в создании нормативных правовых актов (нормотворчестве), регулирующих трудовые и связанные с ними отношения [5, с. 16-23].

Сравнительный анализ прав профсоюзов государств-членов ЕАЭС на участие в нормотворчестве (процессе создания нормативных правовых

1 ВКП вчера и сегодня: Взаимодействие с органами СНГ, ЕврАзЭС, ЕАЭС: Всеобщая конфедерация профсоюзов. URL: http://www.vkp.ru/about.html (дата обращения: 05.04.18).

актов в сфере регулирования трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений) позволил сделать следующие выводы.

Профсоюзам предоставлены права на участие в нормотворчестве (создании нормативных правовых актах) во всех странах-участницах ЕАЭС. К таким правам относятся права нормотворческой инициативы, на участие в подготовке проектов нормативных правовых актов или на получение последних на согласование. Это обусловлено тем, что наши государства, будучи преемниками советской правовой системы, восприняли ее некоторые положения. При этом традиционно на Западе профсоюзам не предоставляются какие-либо права на участие в создании нормативных правовых актов. Западные профсоюзы также участвуют в нормотворчестве, но благодаря парламентским механизмам (например, представители профсоюзов самостоятельно участвуют в работе парламента, будучи выбранными в качестве депутатов либо представляя политическую партию, созданную профсоюзами).

Профсоюзы в Республике Армения являются специальным субъектом права нормотворческой инициативы. Так, в ст. 21 Закона Республики Армения «О профессиональных союзах» указано, что «профессиональный союз может представить в Правительство Республики Армения и депутатам Национального Собрания Республики Армения предложение о принятии нормативно-правовых актов, направленных на защиту трудовых и социальных прав участников (членов) профессионального союза, о внесении в эти акты изменений и дополнений»2. Каких-либо дополнительных прав профсоюзов Армении в области формирования законодательства в указанном законе не установлено.

Белорусские профсоюзы, согласно ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» от 22 апр. 1992 г. № 1605-XII, являются субъектом нормотворческой инициативы по трудовым и социально-экономическим вопросам3. Они обладают правом на получение

2 О профессиональных союзах: Закон Республики Армения, 31 дек. 2000 г., № 3P-135. URL: newarmenia.net (дата обращения 05.04.18).

3 О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь, 22 апр. 1992 г., № 1605-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 г. № 325-3. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.

проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь на согласование. Помимо этого в ч. 3 ст. 13 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» от 22 апр. 1992 г. № 1605-XII закреплено их право на участие в разработке актов законодательства, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и экологической безопасности1.

В 2014 году в результате принятия нового Закона «О профессиональных союзах» в Республике Казахстан они получили больше правомочий на участие в нормотворческой деятельности. В частности, абз. 11 ч. 1 ст. 16 Закона Республики Казахстан «О профессиональных союзах» от 27 июня 2014 г. № 211-У им было предоставлено право на участие в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные права и интересы граждан2. Более того, согласно ст. 24 указанного Закона они самостоятельно разрабатывают проекты планов и программ по социальной защите своих членов и вносят их в качестве предложений в соответствующие государственные органы3. Среди таких программ и планов указаны программы борьбы с безработицей и по обеспечению занятости, защите высвобождаемых работников, мероприятия по установлению прожиточного минимума и его соблюдению, индексации доходов, повышению минимального уровня заработной платы, пенсий, стипендий и пособий и т. д. Помимо этого в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 16 указанного Закона они имеют право обращаться в государственные органы об отмене полностью или частично либо изменении принятых ими нормативных правовых актов, ущемляющих права и законные интересы членов профсоюза4.

В Кыргызской Республике профсоюзы не только облают правом нормотворческой инициативы, что позволяет им вносить предложения в органы

1 О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь, 22 апр. 1992 г., № 1605-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 г. № 325-3. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.

2 О профессиональных союзах: Закон Республики Казахстан, 27 июня 2014 г., № 211-V. Параграф-информационные системы. URL: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=31571953 (дата обращения 05.04.18).

3 Там же.

4 Там же.

государственной власти о принятии, изменении или отмене законодательных и других нормативных актов по трудовым и социально-экономическим вопросам. Они, согласно ч. 1 ст. 17 Закона Кыргызской Республики «О профессиональных союзах» от 16 окт. 1998 г. № 130, «как равноправный социальный партнер в системе трипартизма», участвуют в выработке социально-экономической политики государства, в частности в разработке законодательных актов республики по социальным и трудовым вопросам5. В соответствии с ч. 5 ст. 17 указанного Закона Кыргызской Республики профсоюзам предоставлено право на участие в заключении межгосударственных соглашений по вопросам миграции, занятости населения, труда, ценообразования и социального обеспечения6.

Профсоюзы в Российской Федерации, согласно законодательству, вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. При этом, согласно ч. 1, 3, 4 ст. 11 Закона Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 янв. 1996 г., № 10-ФЗ, проекты законодательных и подзаконных актов в данной сфере общественных отношений подлежат рассмотрению федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти и местного самоуправления с учетом мнения профсоюзов соответствующего уровня7. Отметим, что российское законодательство устанавливает особые гарантии вышеуказанных прав профсоюзов. В частности, профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений. Логическое толкование указанной нормы позволяет сделать вывод,

5 О профессиональных союзах: Закон Кыргызской Республики, 16 окт. 1998 г., № 130. Правительство Кыргызской Республики. URL: http://www.gov.kg (дата обращения: 05.04.18).

6 О профессиональных союзах: Закон Кыргызской Республики, 16 окт. 1998 г., № 130. Правительство Кыргызской Республики. URL: http://www.gov.kg (дата обращения: 05.04.18).

7 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Закон Рос. Федерации, 12 янв. 1996 г., № 10-ФЗ: в ред. Закона Рос. Федерации от 14.10.2014 г. Некоммерческие интернет-версии системы КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/online (дата обращения: 05.04.18).

что профсоюзы могут участвовать в обсуждении тех проектов нормативных правовых актов государственных органов, предложения по совершенствованию которых они внесли.

Отметим, что профсоюзы всех постсоветских республик утратили право непосредственной законодательной инициативы, что не является исключением из общемировой практики. В настоящее время они обладают лишь правом на внесение нормотворческого предложения субъектам законодательной инициативы. Несмотря на то, что в современных государствах профсоюзы правом непосредственной законодательной инициативы de jure не обладают, но de facto они его реализуют опосредованно. Это становится возможным благодаря непосредственному участию представителей профсоюзов в работе парламентов и путем оказания влияния на законодательный процесс. Такие формы участия профсоюзов в нормотворчестве в большей степени распространены в западных странах, что во многом обусловлено высоким уровнем развития демократии, института парламентаризма и гражданского общества.

Полагаем, что право нормотворческой инициативы в современных демократических государствах должно быть доступным для всех субъектов (граждан, общественных организаций и т. д.), поэтому это право для профсоюзов является в каком-то смысле базовой необходимостью, позволяющей им эффективно решать поставленные перед ними задачи. Именно поэтому это право предоставлено профсоюзам на законодательном уровне во всех странах-участницах ЕАЭС. При этом лишь в Республике Армения профсоюзы наделены только этим правом, т. е. обладают самым меньшим объемом правомочий в области нормотворчества.

Сравнивая такие правомочия профсоюзов, как права на получение проектов нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные права и интересы граждан, на согласование и на участие в разработке таких проектов, необходимо отметить, что более эффективной является реализация последнего права. К такому выводу мы пришли на основе проведенного ранее теоретико-правового анализа участия белорусских профсоюзов в разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и экологической безопасности [6, с. 55].

Эффективность участия профсоюзов на стадии разработки проекта нормативного правового акта обусловлена следующими факторами. Во-первых, это позволит учитывать их предложения при подготовке первоначального текста проектов, что поможет сократить расходы субъектов правотворчества на доработку указанных проектов на более поздней стадии согласования. Во-вторых, специалисты профсоюзов, обратив внимание на наиболее принципиальные предложения по проекту, смогут убедиться в том, что их правовые идеи не были искажены и их позиции были правильно восприняты субъектом правотворчества. В-третьих, при разработке проектов может быть использована собранная профсоюзами дополнительная информация (например, анализ обращений работников в профсоюзы). Данные выводы подтверждает практика обсуждения проектов нормативных правовых актов на заседаниях советов по трудовым и социальным вопросам, получившая распространение в Республике Беларусь.

В Кыргызской Республике и в Республики Казахстан профсоюзы вправе участвовать в процессе разработки проектов актов законодательства. В Беларуси такое право профсоюзов предусмотрено лишь в отношении нормативных правовых актов по ограниченному кругу вопросов (охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и экологической безопасности), а в России - в отношении лишь проектов тех актов законодательства, предложения по совершенствованию которых внесли профсоюзы.

В сфере договорного правотворчества, осуществляемого путем подписания профсоюзами и их социальными партнерами коллективных договоров и соглашений различного уровня [7, с. 280] (на примере Республики Беларусь к таким видам относятся Генеральное, отраслевые (тарифные) и местные соглашения), существенных отличий нет. Профсоюзы всех стран-участниц ЕАЭС обладают такими правами. Стоит отметить, что в странах Западной Европы предпочтение отдается заключению отраслевых соглашений. В Италии, Франции, Испании из всех видов соглашений распространены местные [8, с. 17]. Для стран-участниц ЕАЭС характерно заключение соглашений всех видов и коллективных договоров в равной степени.

Подводя итоги, отметим, что проведенный сравнительный анализ показал, что объем прав

профсоюзов на участие в правотворчестве в Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России различен. Но учитывая общественную значимость и потребность в гармонизации законодательства в социально-трудовой сфере и тот факт, что профсоюзы имеют возможность этому способствовать, полагаем, что, возможно, стоит затронуть вопрос о унификации прав профсоюзов стран-участниц ЕАЭС в области нормотворчества. При этом прогрессивным путем, на наш взгляд, является следование примеру законодательства Кыргызской Республики, в котором

Литература

зафиксирован больший объем прав профсоюзов, т. е. расширение прав профсоюзов остальных государств-членов ЕАЭС в указанной области.

Помимо этого считаем, что в перспективе можно говорить и о заключении трехсторонних соглашений между социальными партнерами на уровне ЕАЭС. Так, подобные соглашения имеют место в Европейском союзе, где в коллективных переговорах на уровне Экономического и Социального совета Европейского союза участвуют представители правительств, объединений нанимателей и профсоюзов [9, с. 73].

1. Авдей А. Г. Гармонизация законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере пенсионного обеспечения // Парадигма трудового и социального права в эпоху построения постиндустриального общества: сб. науч. тр. по итогам III Междунар. науч.-практич. конф., Минск - Гродно, 23-24 октября 2015 г. / ред. кол.: А. Г. Авдей, К. Л. Томашевский, Е. М. Попок, Е. А. Волк. Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2015. С. 208-210.

2. Дробязко С. Г. Юридическая природа гармонизации законодательства в процессе его совершенствования // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы: сб. науч. тр.: в 2 т. Минск: БГУ, 2008. Т. 1. С. 77-82.

3. Кабышев С. В. Гармонизация законодательства: опыт Канады // Юридическая техника. 2017. № 11. С. 155-158.

4. Ласточкина К. А. Участие профсоюзов в правотворчестве: сравнительный анализ // Право и демократия: сб. науч. трудов. Вып. 27 (2016) / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) и др. Минск: БГУ, 2016. 360 с. С. 120-131.

5. Ласточкина К. А. Участие профсоюзов в правотворчестве в современных государствах // Pravo.by. 2014. № 6. С. 16-23.

6. Ласточкина К. А. Участие профсоюзов в законотворчестве, подзаконном и локальном правотворчестве в Республике Беларусь // Юстыцыя Беларуси 2014. № 12. С. 54-59.

7. Некрасова М. Е. К вопросу о роли нормативного договора в правовой системе России // Государственность и государственная служба России: пути развития: материалы совмест. междисциплинар. аспирант. конф. РАГС - СЗАГС. СПб., 2003. Вып. 3. С. 280-282.

8. Можаев В. Место и роль профсоюзов в социальных моделях общества // Вестник профсоюзов. 2000. № 3. С. 16-20.

9. Лутохина Э. А. Социальное партнерство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки) // Белорус. журн. междунар. права и междунар. отношений. 2003. № 1. С. 69-75.

References

1. Avdey A. G. Garmonizatsiya zakonodatel'stva gosudarstv-chlenov EAES v sfere pensionnogo obespecheniya [Harmonization of the legislation of the member countries of the EEU in the field of pension coverage]. Paradigma trudovogo i sotsial'nogoprava v epokhu postroeniya postindustrial'nogo obshchestva: sb. nauch. tr. po itogam IIIMezhdunar. nauch.-praktich. konf., Minsk - Grodno, 23-24 oktyabrya 2015 g. = The paradigm of labour and social rights in the era of building post-industrial society: collection of scientific works on the results of the III International scientific and practical conf, Minsk - Grodno, 23-24 October, 2015, red. kol.: A. G. Avdei, K. L. Tomashevskii, E. M. Popok, E. A. Volk. Minsk: Mezhdunar. un-t «MITSO», 2015, pp. 208-210.

2. Drobyazko S. G. Yuridicheskaya priroda garmonizatsii zakonodatel'stva v protsesse ego sovershenstvovaniya [Legal nature of harmonization of legislation in the process of its improvement]. Natsional'naya gosudarstvennost' i evropeiskie integratsionnye protsessy: sb. nauch. tr.: v 2 t. = National statehood and European integration processes: col. of scient. works in 2 vol. , Minsk: BGU, 2008, vol. 1, pp. 77-82.

3. Kabyshev S. V. Garmonizatsiya zakonodatel'stva: opyt Kanady [Harmonization of legislation: Canadian experience]. Yuridicheskaya tekhnika = Legal technique, 2017, no. 11, pp. 155-158.

4. Lastochkina K. A. Uchastie profsoyuzov v pravotvorchestve: sravnitel'nyi analiz [Trade union participation in law-making: a comparative analysis]. Pravo i demokratiya: sb. nauch. trudov = The right and democracy: collection of scientific works, issue 27 (2016), ed. by: V. N. Bibilo and etc. Minsk: BGU, 2016, 360 p., pp. 120-131.

5. Lastochkina K. A. Uchastie profsoyuzov v pravotvorchestve v sovremennykh gosudarstvakh [Participation of trade unions in law-making in modern states]. Pravo.by, 2014, no. 6, pp. 16-23.

6. Lastochkina K. A. Uchastie profsoyuzov v zakonotvorchestve, podzakonnom i lokal'nom pravotvorchestve v Respublike Belarus' [Participation of trade unions in legislative, subordinate and local law-making in the Republic of Belarus]. Yustytsyya Belarusi = Justice Of Belarus, 2014, no. 12, pp. 54-59.

7. Nekrasova M. E. K voprosu o roli normativnogo dogovora v pravovoi sisteme Rossii [On the role of the normative treaty in the Russian legal system]. Gosudarstvennost' i gosudar-stvennaya sluzhba Rossii: puti razvitiya: materialy sovmest. mezhdistsiplinar. aspirant. konf. RAGS - SZAGS = Statehood and public service of Russia: ways of development: materials of combined interdisciplinary postgraduate's conf. RAPA - NWAPA, Saint Petersburg, 2003, issue 3, pp. 280-282.

8. Mozhaev V. Mesto i rol' profsoyuzov v sotsial'nykh modelyakh obshchestva [Place and role of trade unions in social models of society]. Vestnik profsoyuzov = Bulletin of trade unions, 2000, no. 3, pp. 16-20.

9. Lutokhina E. A. Sotsial'noe partnerstvo i ego modeli v zarubezhnykh stranakh (opyt i uroki) [Social partnership and its models in foreign countries (experience and lessons)]. Belorus. zhurn. mezhdunar. prava i mezhdunar. otnoshenii = Belorusian journal of international law and international relations, 2003, no. 1, pp. 69-75.

Статья поступила в редакцию 21.03.2018 г.

Submitted 21.03.2018.

Для цитирования: Ласточкина К. А. Участие общественных организаций в правотворчестве в целях гармонизации законодательства стран-участниц ЕАЭС (на примере профсоюзов) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 63-69. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-63-69

Citation for an article: Lastochkina K. A. The participation of public organizations in law-making for harmonization OF legislation of the member countries of the EEU (on the example of trade unions).

Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 63-69. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-63-69

Ласточкина Ксения Андреевна, старший преподаватель, Международный университет «МИТСО», г. Минск, lastochkina. kseniya@gmail. com

Kseniya A. Lastochkina, lecturer, International University "IILSR" (International Institute of Labor and Social Relations), Minsk, Republic of Belarus,

lastochkina. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.