25 См.: Смирнов В. Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве: Учебное пособие. Л., 1983.
26 См., напр.: Орешкина Т. Уголовно-правовое значение непреодолимой силы // Уголовное право. 2003. № 2. С. 59; Вайшля М.А. Непреодолимая сила как основание освобождения от ответственности без вины // Российское правоведение на рубеже веков: трибуна молодого ученого. Томск, 2002. С. 49; Обухова Е.А. О непреодолимой силе // Вестник ТГПУ Серия: гуманитарные науки (правоведение). 1998. Вып. 3. С. 50.
27 См.: Смирнов ТЕ., Собчак А.А. Указ. соч. С. 95; Советское гражданское право: Учебник / Отв. ред. О.С. Иоффе, Ю.К.
Толстой, Б.Б. Черепахин. Т. 1. Л., 1971. С.439- 440; Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2002. С. 343.
28 На границу ответственности в понятии непреодолимой силы указывает и О.В. Дмитриева, делая вывод о том, что при
квалификации непреодолимой силы необходимо выделение двух неразрывно связанных между собой аспектов: 1) само объективное стихийное или социальное обстоятельство; 2) основание освобождения от ответственности (граница ответственности). См.: Дмитриева О.В. Ответственность без вины в гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 124.
29 СЗ РФ 1998. № 31. Ст. 3833; 2005. №1.Ч. 1. Ст. 25.
30 СЗ РФ 1998. № 13. Ст. 1475; СЗ РФ 2004. № 49. Ст. 4848; 2005. №.29. Ст. 2907.
31 См., напр., п. 42 Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1712; п. 8 Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ. 2003. № 20. Ст. 1897; п. 14 Постановления Правительства РФ от 17 июля 2003 г. № 435 и др.
32 См., напр.: Каплунова Е.А. Непреодолимая сила и смежные с ней понятия: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск. 2005. С. 38; Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ (ст. 316) / Под ред. Г.Г. Иванова // Консультант Плюс. Справочная система. М., 1992.
33 Легальное определение понятия непреодолимой силы вытекающее из ГК РФ имеет лишь общий характер, поэтому учеными отмечается, что оно остается сегодня одним из наиболее трудно формулируемых и дискуссионных юридических вопросов цивилистики. См., напр.: Воронин С.А. Освобождение от ответственности за неисполнение договорных обязательств в судебном порядке // Защита граждан и юридических лиц в российском и зарубежном праве (проблемы теории и практики). М., 2002. С. 47.
34 См., напр.: Орешкина Т. Уголовно-правое значение непреодолимой силы // Уголовное право. 2003. № 2. С. 58-59.
35 См.: Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях: анализ методологии и проблемы организации. М., 1991. С. 36; Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность, защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. М., 2000. С. 12; Малофеев В.И. Социальная экология: Учебное пособие. М., 2002. С. 113.
36 Постановление Президиума ВАС РФ от 21 ноября 2000 г. № 7668/99 // Вестник ВАС РФ. 2001. № 3. С. 46-48.
37 См.: Фаршатов И.А. Исковая давность. Законодательство: теория и практика. М., 2004. С. 145-146.
38 См.: Комментарий к ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» / Герасимов А.С., Дубин СИ., Ивашин и др. // Энциклопедия российского законодательства (Электронный ресурс): Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических специальностей / Компания «Гарант» М., 2003.
УДК 347.214 В.В. Новиков*
Правоспособность иностранных лиц в России и коллидирующие нормы в отношении некоторых видов недвижимого имущества
Автор рассматривает способность иностранных граждан и иностранных организаций иметь права и нести обязанности в сфере использования таких видов недвижимого имущества, как земельные участки, здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, расположенных на территории России, отражены особенности коллидирующих положений современного международного частного материального и процессуального права.
Novikov V.V. Legal ability foreign persons in Russia and conflict norms concerning some kinds of real estate
The author considers ability to have the rights and to perform duties foreign citizens and the foreign organizations in sphere of use of such kinds of real estate as the ground areas, buildings, structures, constructions, the inhabited and uninhabited premises, located on territory of Russia, and features contradicting positions modern international private material and a procedural right are reflected.
* Докторант факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007
Гражданское право, гражданский процесс
1.
Конституция (ст. 62) и Гражданский кодекс (п. 1 ст. 2) Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и международных организаций закрепляют национальный правовой режим, приравнивающий их к российским участникам правоотношений в юридической возможности и необходимости действовать законным образом. Указанные лица пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Действие принципа юридического равенства прав всех участников отношений подчеркнуто в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и от 23 апреля 2004 г. «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы». Вместе с тем надо признать, что предусмотренное национальным режимом приравнивание правового положения иностранных и российских граждан в России не является безоговорочным, как, впрочем, и в любом другом, на современном сленге «цивилизованном», государстве. В основном изъятия и ограничения касаются публичных прав, в случае предоставления которых иностранные лица могли бы повлиять на политические решения власти или создать угрозу безопасности и благополучию отечественных граждан. Однако немало ограничений существует и в сфере так называемых частных прав, регламентируемых нормами гражданского, земельного, водного лесного и других отраслей природоресурсового законодательства.
Вопрос о дифференциации содержания правового статуса между гражданами России, с одной стороны, и иностранными гражданами и лицами без гражданства, с другой, имеет немаловажное правоприменительное значение, прежде всего ввиду допускаемых законодательством отдельных исключений. Это свидетельствует о распространении закрепленных правил на отношения с участием иностранных лиц. Юридическое значение конституционного закрепления этой оговорки выражается в возможности введения дополнительных ограничений в зависимости от гражданской принадлежности лица и характера межгосударственных отношений.
Принцип взаимности является основополагающим элементом гражданской правосубъектности иностранных лиц в России и на территории большинства современных государств, причем речь не идет о применении реторсий или репрессалий, хотя такие разновидности международных санкций тоже допустимы. Имеются в виду изменения в правовом положении отдельных категорий граждан отдельных государств. Конституцией, отраслевым законодательством Российской Федерации допускается введение адекватных ограничительных мер, обусловленных необходимостью восстановления прав и законных интересов российских граждан. Изменение правового положения иностранных лиц в таких случаях возможно до уровня правового положения российских граждан и организаций в стране нахождения.
2.
Весьма показательно содержание гражданской правоспособности иностранных лиц на территории России в отношении такой разновидности недвижимого имущества, как земля. Сопоставим возможности, которыми могут располагать отдельные индивидуумы: иностранцы, с одной стороны, и их российские партнеры, с другой. На примере подобного соотношения законодательных ограничений и изъятий из правового статуса в целом появляется возможность показать целесообразность законоположений и осуществляемых в этом направлении мер.
Содержанием права собственности, в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ1), являются правомочия собственника (права владения, пользования и распоряжения), несение бремени содержания имущества, риска его гибели или повреждения по случайности. В соответствии с нормами ст. 35 Конституции РФ, каждый гражданин вправе иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Термин «гражданин» имеет широкое значение в том смысле, что не только граждане России, но и граждане (подданные) других государств могут приобретать право собственности и другие вещные права на все виды разрешенного в обороте имущества, в т.ч. природные ресурсы. Особенность гражданско-правового статуса иностранных лиц в целом и вещно-правового в отдельности заключается в совокупности законодательных ограничений, подразумеваемых в формулировке «кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Ьв
к
В настоящее время (с 2002 г.), хотя и предусмотрено право иностранцев на приобретение земли в собственность, в т.ч. и для индивидуального строительства (п. 12 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации - далее ЗК РФ2), порядок их предоставления имеет некоторые особенности, прежде всего в части оплаты, места расположения и категории земель. Если участок земли принадлежит российскому гражданину на праве постоянного бессрочного пользования (ст. 268 ГК РФ) или пожизненного наследуемого владения (ст. 21 ЗК РФ, ст. 265 ГК РФ), то он имеет право приобрести земельный участок в собственность бесплатно. Иностранным гражданам и лицам без гражданства любые е
земельные участки предоставляются в собственность только за плату. с
В отличие от российских, иностранные лица и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (п. 3 ст. ^
15 ЗК РФ). Имеются в виду не все приграничные территории, а только те, которые будут указаны в Я
перечне (пока он не опубликован), установленном Президентом Российской Федерации. В условиях ^
его отсутствия необходимо руководствоваться нормативным положением п. 5 Федерального закона ^
от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»3, ^
по смыслу которого можно заключить, что до установления соответствующего перечня земли на приграничных территориях не могут предоставляться иностранцам на праве собственности. Теоретически такое ограничение не затрагивает иных вещных прав, предусмотренных гражданским и земельным законодательством (аренда, сервитут), а практически решение таких вопросов отдано на откуп чиновникам... ^
Законодательством не допускается приобретение иностранцами в собственность земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Они могут владеть и пользоваться ^
земельными участками указанной категории на праве аренды. Более того, арендные отношения должны ^
быть распространены и на российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более ^ 50 процентов. с
Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества к
(садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства), помимо российских ^
граждан, могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. Однако, если российские 0
граждане, являясь членами садоводства вправе иметь в собственности участки подобных объединений, у то иностранным гражданам и лицам без гражданства такого права не дано. Они могут стать членами ^
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в том случае, если Й
земельные участки им будут предоставлены на праве аренды или срочного пользования. е
р
3. с
Я
Имущественные правоотношения возникают также из договоров аренды. Предметом аренды для иностранных граждан и организаций могут быть земельные участки и другие обособленные ^
природные комплексы применительно к законодательству в гражданской сфере. Они не должны быть ограничены в обороте и изъяты из оборота. Такого рода предметы договора аренды не должны терять натуральных своих свойств в процессе использования.
По договорам аренды иностранцы выступают субъектами отношений - как арендодателями, так и арендаторами или субарендаторами. В соответствии со ст. 608 ГК РФ, «право сдачи имущества "Д
в аренду принадлежит его собственнику», выступать в качестве которого иностранцу законодательство ^
не запрещает. Смысловая составляющая п. 2 ст. 5, а также анализ п. 3 ст. 15 ЗК РФ позволяют сделать ^
вывод о том, что иностранные граждане и юридические лица являются субъектами отношений, ^
связанных с оборотом земельных участков. Более того, в соответствии с указанными правовыми с
нормами, за ними признано право приобретать земельные участки в собственность. Разумеется, право 55
собственности предоставляет субъекту расширенные, по сравнению с другими вещными правами и Я
правом аренды, возможности в отношении земельного участка, что позволяет считать иностранных №
лиц полноправными (за некоторыми ограничениями) субъектами имущественных правоотношений, <©*
связанных с оборотом земель. Оо
Вступление в силу нового гражданского и жилищного законодательства в части правового Л
регулирования отношений по найму жилых помещений, безусловно, затрагивает и права иностранных 5
граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций. В первую очередь наем жилых помещений в домах частных собственников осуществляется посредством заключения нанимателем договора 2
коммерческого найма с собственником жилого помещения, в домах государственного и муниципального ^
жилищного фонда - посредством заключения нанимателем с органом местного самоуправления 7
договора социального найма жилого помещения. В отличие от договора коммерческого найма, по ^
которому благоустроенность помещения не обязательна, помещение являющееся объектом договора социального найма должно не только отвечать установленным санитарным, противопожарным и техническим нормам, но и быть пригодным для проживания. Иностранным гражданам воспользоваться таким правом законодательство запрещает. Согласно п. 5 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации4 (далее - ЖК РФ), жилые помещения по договорам социального найма
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007
Гражданское право, гражданский процесс
иностранным гражданам и лицам без гражданства (если международным договором России не предусмотрено иное) не предоставляются. Указанные лица могут выступать арендаторами и арендодателями, но по договорам коммерческого найма.
4.
Имущественные отношения по использованию нежилых помещений строятся на основе диспозитивных норм, если другим субъектом отношений не является государство (в отношении федеральной собственности). Особенность в том, что договорные отношения по таким помещениям при передаче их в аренду должны обусловливаться либо проведением торгов, либо передачей на бесконкурсной основе. Порядок проведения торгов регламентируется не только и не столько нормами ГК РФ, сколько Положением о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, утвержденным распоряжением Мингосимущества РФ от 28 июля 1998 г. № 774 р5. Оно определяет порядок проведения торгов в отношении зданий, строений, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, а также права участвующих в проведении торгов6.
Другой особенностью таких договоров является обязательная государственная регистрация (п. 2 ст. 609 ГК РФ), и они считаются заключенными с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).
5.
Усугубить и без того непростую ситуацию могут экономический подъем в России, развитие транспортной инфраструктуры (морских портов, автомобильных, железнодорожных и трубопроводных магистралей). Исходя из законоположений ст. 1196, 1202 ГК РФ правоспособность иностранных лиц определяется их личным законом, которым в России может быть право нескольких государств. Для физического лица - это право государства его гражданства, право России, право страны места жительства. Для организации (без разницы, юридическое это лицо или организация, не являющаяся таковым) - право страны, где она была учреждена.
Кроме того, анализ действующих положений обнаруживает, что правоспособность иностранных лиц в сфере имущественных отношений определяется нормами материального и процессуального, а в отдельных случаях - иностранного права. В части процессуальных норм допускается получение в иностранном государстве в качестве доказательств документов, признаваемых письменным доказательством в суде, если не опровергается их подлинность и они легализованы в России. Кроме того, в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации. Однако в связи с этим возникают некоторые вопросы, требующие разрешения.
В большей части проблемы регулирования отношений, обремененных иностранным элементом, состоят в том, что содержание их правосубъектности определяется законодательствами различных государств: а) гражданства, б) места жительства, в) предоставления убежища. Сложности затрагивают правомочия и долженствования как самих иностранцев, так и российских граждан, а также граждан других государств. Объективно иностранное лицо вступает в отношения, регулируемые законодательством другого государства, как «чужеродный» элемент - творение иной культуры и другой природы права. Происходит «столкновение» правовых систем, нормы которых определяют правовое положение конкретного лица.
В такой ситуации следует говорить о коллизионном положении дел, состоящем в необходимости решения вопроса о том, какие из коллидирующих норм должны быть применены при разрешении возникшего спора: государства гражданства или государства непосредственного нахождения иностранца. Уместно сослаться на мнение Л.А. Лунца, считавшего, что здесь речь идет о процессе, «происходящем “в сознании судьи”, который должен, руководствуясь правом своей страны и собственным правосознанием (если потребуется) подобрать норму, подлежащую применению. Перед ним стоит задача в своем отечественном праве найти указание на то, право какой страны необходимо применить для данного фактического состава: отечественное или иностранное? Если отечественное, то не всегда для этого имеются исчерпывающие спор нормы. Если иностранное, то, какого государства?»7
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.
3 Там же. Ст. 4147.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 14.
5 БНА РФ. 1998. № 20.
6 См.: Оглоблина О.М.Аренда и купля-продажа недвижимости. М., 2003. С. 54, 56.
7 Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. Т. 1. М., 2002. С. 29.