Научная статья на тему 'Принцип национального режима иностранных граждан по российскому законодательству'

Принцип национального режима иностранных граждан по российскому законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14000
706
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ИЗЪЯТИЯ ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марышева Наталия Ивановна, Хлестова Ирина Олеговна

Рассматривается российское законодательство о национальном режиме иностранных граждан, а также судебная практика по его применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип национального режима иностранных граждан по российскому законодательству»



1

Марышева Наталия Ивановна,

главный научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ (г. Москва)

Хлестова Ирина Олеговна,

заведующая отделом международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ (г. Москва)

принцип национального режима иностранных граждан по российскому законодательству

Правовое положение граждан одного государства на территории другого -одна из важных проблем современности. Развитие международных связей, усиление экономической интеграции приводит к значительному увеличению числа иностранцев, постоянно проживающих или временно находящихся на территории другого государства. В первую очередь это относится к государствам - бывшим союзным республикам СССР. Соответственно, растёт число заключаемых с иностранцами сделок, эти лица вступают и в другие правоотношения. Возникает вопрос о том, в какой мере на иностранцев, находящихся на территории государства, распространяется законодательство этого государства, определяющее правовой статус физических лиц. Вопрос этот в целом решается на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства лица и права государства пребывания. В узком смысле слова под правовым положением иностранных граждан и лиц без гражданства понимается обычно совокупность прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них в стране пребывания.

В России, как и в других странах, отношения, в которые вступает иностранец, относятся к сфере частного и публичного права. Что касается сферы публичного права, лежащей за пределами

настоящей статьи, то соответствующие отношения определяются законодательством о въезде и выезде из страны, таможенным, валютным, налоговым и т.п. законодательством, а также международными договорами по соответствующим вопросам.

В российском законодательстве при решении вопросов правового положения иностранцев в области частного права основополагающее значение имеют затрагивающие этот вопрос общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Основные требования к соблюдению и уважению прав человека, стандарты, которые должны учитываться во внутреннем законодательстве, можно найти, в частности, в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в рамках СНГ - Конвенция о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Общие принципы, определяющие правовое положение иностранцев в стране пребывания, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 г. Признавая,

что защита прав человека и основных свобод, предусмотренных в международных документах, должна быть обеспечена также в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Декларация подчёркивает право таких лиц пользоваться предусмотренными внутренним законодательством правами (они, в частности, перечислены в ст. 5) и обязанность соблюдать законы государства, в котором они проживают или находятся, с уважением относиться к обычаям и традициям народа этого государства (ст. 4).

Основное правило, определяющее в России правовое положение иностранцев, - принцип приравнивания в отношении прав и обязанностей к собственным гражданам (национальный режим). Согласно части 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Этот принцип воспроизведен в ст.4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1] (Закон о правовом положении иностранных граждан) и в ряде других законодательных актов. Приравнивание в правах в области частного права означает, что иностранцы могут, как и собственные граждане, владеть в России имуществом, заключать разного рода сделки, заключать браки, осуществлять родительские права и т.п.

Надо сказать, что и ранее, в период существования СССР, провозглашалось предоставление иностранцам национального режима. Начало равенства было закреплено в ст. 122-123 Конституции СССР, а конкретно приравнивание иностранцев к собственным гражданам было выражено в отраслевых актах.

Так, в ст. 122 Основ гражданского законодательства СССР и Союзных республик 1961 г. было установлено, что «иностранные граждане пользуются в СССР гражданской правоспособностью наравне с советскими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законом Союза ССР». Нормы советского законодательства, однако, практически не находили широкого применения ввиду сравнительно небольшого числа иностранцев, владевших имуществом в СССР. Земля же вообще не могла быть объектом собственности. Внимание к собственности

иностранцев привлекали в основном (особенно в первые годы Советской власти) вопросы, связанные с национализацией и конфискацией имущества [2].

Закрепление в России принципа национального режима на конституционном уровне в качестве общего принципа российского законодательства означает распространение его на любые права и обязанности. В сфере гражданского права правило о предоставлении национального режима получило выражение в ст. 2 ГК РФ, согласно которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом, и в ст. 1196 ГК РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Приведенная норма ст. 1196 ГК РФ выражает принцип, на основании которого определяется объем предоставляемых иностранцам гражданских прав, в том числе и прав собственности, тогда как возникновение и прекращение таких прав подчиняются личному закону, понятие которого раскрывается в ст. 1195 ГК РФ (коллизионная норма, содержащаяся в первом предложении ст. 1196 ГК РФ). Таким образом, в ст. 1196 ГК РФ выражены (в частности, применительно к собственности) оба аспекта - и коллизионный, и материально-правовой. Подобный подход отражен и в законодательстве некоторых других стран (например, в § 10 и 15 Указа 1979 г. о международно-частном праве Венгрии), в Кодексе Бустаманте 1928 г., действующем в странах Латинской Америки, в Модели ГК для стран СНГ (ст. 1205), оказавшей влияние на законодательство России и других стран Содружества.

Привлекловниманиеквопросуонациональном режиме для иностранцев принятие в 2001 г. нового Земельного кодекса РФ. Приравнивание иностранцев к российским гражданам в отношении права иметь в собственности землю (с введением ряда ограничений) неоднозначно оценивалось в обществе и рассматривалось некоторыми как нарушение Конституции РФ. В апреле 2004 г. вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Мурманская областная Дума оспаривала конституционность ряда положений Земельного кодекса РФ, касающихся прав иностранцев,

в частности норм, которыми иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются конкретными правомочиями по приобретению в собственность земельных участков на территории Российской Федерации. В поданном в Конституционный Суд заявлении указывалось, что эти нормы по своему содержанию противоречат ст. ст. 2, 4 (ч. 3), 7 (ч. 1), 9 (ч. 1), 15 (ч. 1), 19 (ч. 2), 36 (ч. 1) и 67 (ч. 1) Конституции РФ. В обоснование данной позиции были приведены следующие доводы: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции РФ следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации.

Признавая положения Земельного кодекса, относящиеся к правам иностранцев, не противоречащими Конституции РФ, Конституционный Суд в Постановлении от 23 апреля 2004 г. № 8-П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы [3], в частности, указал:

«Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е.в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Действие этого принципа подчеркнуто в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Исходя из того, что в силу

Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый п. 1 ст. 2), и в соответствии со статьей 36 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ст. 9 (ч. 2) и ст. 35 (ч. ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (ч. 3)».

Суд также подчеркнул, что по смыслу ст. 260 и ст. 261 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ «...объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность».

Часть 3 ст. 62 Конституции (как и ранее действовавшее законодательство) допускает, однако, возможность изъятий из национального режима. При этом «как сама возможность ограничений федеральным законом определенного права, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, согласно ст. 55 (ч. 3) которой права и свободы человека и

гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [4].

Изъятия из национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором РФ. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

В качестве федерального закона некоторые ограничения прав иностранных граждан по сравнению с правами российских граждан предусматривает, например, СК РФ, но они минимальны. Так, есть особенности в порядке усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Вопрос о допустимости подобных ограничений при применении в отношении иностранцев российского семейного права обсуждался Конституционным Судом РФ при рассмотрении им 1 июля 1999 г. запроса Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности абзаца второго п. 1 ст. 165 СК [5]. Согласно этому положению, для иностранных граждан исключается предусмотренная абз. 5 ст. 130 СК возможность усыновления на территории Российской Федерации ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, без согласия родителей, если последние по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

«Оспариваемое положение, - указал Конституционный Суд, - таким образом, носит процедурный характер, конституционно допустимо и не ущемляет прав иностранных граждан, в том числе на судебную защиту своих интересов в установленном для них законодательством РФ порядке. Кроме того, следует учесть, что согласно ст. 20 и 21 Конвенции о правах ребенка государства, признающие и допускающие систему усыновления, устанавливают порядок рассмотрения возникающих в связи с этим дел своими национальными законами».

Способы определения в законодательстве объема прав иностранных граждан различны. Обычно в законе прямо указывается на изъятия из принципа национального режима

для иностранных граждан. В соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан (ст. 14) иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Иностранные граждане не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации [6].

Но используются и иные формулировки: в ряде законодательных актов речь идет о правах только российских граждан, из чего следует, что иностранным гражданам эти права не предоставляются. Так, согласно Конституции только российские граждане вправе: участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32), могут быть призваны на воинскую службу (ст. 59), быть судьями (ст. 119), могут быть гражданскими служащими [7], прокурорами [8], нотариусами [9].

Прямое изъятие из национального режима устанавливает Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с п. 3 ст. 15 которого иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами [10].

В упомянутом постановлении от 23 апреля 2004 г. по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы Конституционный Суд отметил, что федеральный законодатель в силу Конституции (ч. 3 ст. 55) обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав. При этом законодатель должен исходить из вытекающего из ст. ст. 9 и 36 Конституции приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту

экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ст. 4, ч. 1 и 3 Конституции).

Реализуя свою конституционную обязанность, - указал Конституционный суд, -федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, ст. 15 Земельного кодекса для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно п. 5 ст. 28 земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е. не могут передаваться безвозмездно - в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право. Кроме того, действующее законодательство предусматривает для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий. Так, согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [11] иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, распространяющаяся также на юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, содержится в статье 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [12].

Цель такого правового регулирования, отметил Конституционный суд, состоит в том, чтобы обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым - реализацию ими конституционного права на свободное

использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционный суд пришел к выводу о том, что положения п. 3 ст. 15 Земельного кодекса о запрете предоставления в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных на определенных территориях, не противоречат Конституции, как направленные на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли [13, с. 343-378].

Представляет интерес судебная практика по применению ч. 3 ст. 62 Конституции. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассматривал дело по иску налогового органа о признании недействительной регистрации иностранных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей. В обоснование своей позиции иностранные граждане ссылались на ч. 3 ст. 62 Конституции. По мнению же заявителя, налогового органа, право иностранных граждан на занятие предпринимательской деятельностью ограничено Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» [14], поскольку эти граждане не имеют постоянного места жительства в Российской Федерации. Заявитель также ссылался на то, что граждане КНР находились на территории Амурской области на основании многократных виз, ограниченных определенным сроком, то есть являлись временно пребывающими, поэтому не могли быть зарегистрированы в качестве предпринимателей. Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 января 2003 г. № Ф03-А04/02-2/2865 [15] решение Арбитражного суда Амурской области было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2008 г. № КГ-А40/7609-08 [15] было разрешено дело по заявлению ООО «Инвестиционная инициатива», ООО «Новый капитал», ООО «Вега» о признании недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров к ОСАО «Ингосстрах». Заявители обжаловали решения судов низших инстанций, ссылаясь, в частности, на то, что требование к кандидатам

в совет директоров иметь российское гражданство и проживать на территории России не соответствует ч. 3 ст. 62 Конституции. В Постановлении отмечалось, что ГК РФ (п.1 ст. 2) содержит норму, согласно которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ограничить на территории Российской Федерации правоспособность иностранных граждан, их право принимать участие в управлении акционерным обществом через орган управления - совет директоров общества если и возможно, отметил Арбитражный суд, то только на уровне федерального закона. Суд также обратил внимание на статью 19 Конституции РФ, которая также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом, в Конституции указывается именно на равенство всех, так как используются общепринятые понятия «человек и гражданин».

На этом основании решение Арбитражного суда г. Москвы от 2 апреля 2008 г. и постановление Девятого арбитражного суда от 5 июня 2007 г. по делу N А40-5246/08-83-56 были отменены.

Недостаточно четким представляется встречающееся в некоторых законах указание на «граждан» без уточнения, что речь идет о гражданах Российской Федерации. Практика рассматривает такое указание как охватывающее и российских, и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 мая 2005 г. №А23-2898/04Г-12-258 [15] рассматривался вопрос об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью на том основании, что лицо без гражданства не может быть единственным учредителем такого общества. В Постановлении отмечается, что ст. 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [16] устанавливает, что

участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Суд кассационной инстанции согласился с этими выводами арбитражного суда, так как использование в ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью термина «граждане» не означает, что имеются в виду только российские граждане, так как в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, суд исходил из того, что при использовании в тексте закона термина «граждане» имеются в виду не только российские, но и иностранные граждане, запрет для иностранных граждан должен быть прямо установлен.

В России национальный режим предоставляется иностранным гражданам безусловно, т.е. независимо от того, пользуются ли иностранцы, в том числе российские граждане, таким режимом в соответствующем иностранном государстве. Существование взаимности не проверяется. Однако если в иностранном государстве ограничения касаются только российских граждан, а не всех иностранцев, Правительством Российской Федерации могут быть установлены реторсии (ответные ограничения) в соответствии со ст. 1194 ГК РФ и ст. 254 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ). Реторсии - исключительная мера, чрезвычайно редко применяемая. Она касается конкретных государств, дискриминирующих российских граждан, и вводится постановлением Правительства Российской Федерации обычно на определенный срок: если в иностранном государстве дискриминационные меры отменяются, действие реторсии прекращается

тоже постановлением Правительства Российской Федерации. Как видно, изъятия из национального режима, о которых говорилось выше, и реторсии - различные институты. Между тем в доктрине такое различие не всегда проводится [17, с. 607]. Определенным отступлением от сложившейся законодательной практики принятия актов об изъятиях из применяемого к иностранцам национального режима явилось принятие Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [18]. В отличие от других приведенных выше подобных актов, этот закон вводит ограничения в отношении возможности стать в России усыновителями российских детей не для всех иностранцев, а лишь для граждан одного конкретного государства - США. В доктрине уже отмечалось, что положение ст. 4 Закона от 28 декабря 2012 г., вводящее запрет на усыновление российских детей гражданами США, хотя и носит по существу характер ответных мер, не может считаться принятым в рамках реторсий, предусмотренных ст.1194 ГК РФ, прежде всего потому, что упомянутый акт принят не Правительством Российской Федерации [19, с. 74].

Следуетотметить,чтопринципприравнивания иностранных граждан и лиц без гражданства к российским гражданам нашел отражение в двусторонних международных договорах России о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в договорах о поощрении и защите капиталовложений, о торгово-экономическом сотрудничестве. Согласно Конвенции стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. [20, с. 31-52] (п. 1 ст. 1) граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны.

Вопросы правового положения иностранных граждан затрагиваются в договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. [21], Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. [22].

Ряд двусторонних международных договоров вводит понятие постоянно проживающий гражданин. Например, Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации от 13 октября 1995 г. [23] (ст. 1) предусматривает, что гражданин одного государства считается постоянно проживающим на территории другого государства, если он на основании документа, выданного этим другим государством, постоянно проживает на его территории и при этом не является лицом, постоянно проживающим на территории государства своего гражданства в соответствии с его законодательством. В соответствии с данным Договором (ст. 4) гражданин одного государства-участника, постоянно проживающий на территории другого государства-участника, пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане государства проживания, за изъятиями, установленными этим договором. Граждане одного государства, постоянно проживающие на территории другого государства, ограничены в ряде прав. Так, они не имеют права: а) избирать и быть избранными на высшие государственные должности, в представительные органы власти государства проживания; б) участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом в государстве проживания; в) занимать должности на дипломатической службе, в органах безопасности и в органах внутренних дел государства проживания; г) занимать должности в центральных органах исполнительной власти, должности судьи, прокурора в государстве проживания; д) занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей.

Аналогичные положения содержат Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации от 29 августа 1997 г. [24] и договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории

Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации от 18 мая 1995 г. [25]

Отдельные положения приведённых договоров могут отличаться от правил российского законодательства. В случае расхождений в регулировании в силу ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Разъяснения судам по этому поводу даны в

Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N° 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. от 6 февраля 2007 г.) [26], а также от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [27].

Список литературы

1. СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

2. См.: Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. С. 429 и след.

3. СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833.

4. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.1999 № 12-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №30. Ст. 3989.

5. См.: Определение Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 № 126-0 «По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 165 Семейного кодекса Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

6. Ст. 56 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

7. Ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с последующими изменениями // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

8. Ст. 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с последующими изменениями // СЗ РФ.1995. № 47. Ст.4472

9. Ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1992 г. №44621 с последующими изменениями // Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

10. СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.4147.

11. СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

12. СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

13. Подробнее о предоставлении иностранцам национального режима в отношении собственности см. Марышева Н.И. Глава 4. Право собственности иностранных граждан и лиц без гражданства // Право собственности. Актуальные проблемы. М.: Статут. 2008.

14. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992. № 8. Ст. 360.

15. По данным СПС «Консультант Плюс».

16. СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

17. См. Международное частное право: Учебник / под ред. Дмитриевой Г.К. М.: 2-е издание. 2008.

18. СЗ РФ. 2012. № 53 (ч.1). Ст. 7597.

19. Марышева Н.И. Еще раз к вопросу о международном усыновлении./ Журнал российского права.2013ю №4.

20. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи.-М.: СПАРК, 1996.

21. СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5625.

22. СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.

23. СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 786.

24. СЗ РФ. 2002. № 8. Ст. 747.

25. СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 3748.

26. БВС РФ. 1996. № 1; 2007 № 5.

27. БВС РФ. 2003. № 12.

Мащалада шет ел азаматтардыц улттыщ тэртттеме туралы ресей зацнамасы, сонымен б1рге оны пайдалану бойынша сот тэж1рибеС щарастырылган.

Ty^h свздер: конституциялыщ щагидат, улттыщ тэртттеме, улттыщ тэртттемеден алу, шет ел азаматы, азаматтыщсыз тулга, сот тэж1рибеа.

Рассматривается российское законодательство о национальном режиме иностранных граждан, а также судебная практика по его применению.

Ключевые слова: конституционный принцип, национальный режим, изъятия из национального режима, иностранный гражданин, лицо без гражданства, судебная практика.

The article is devoted to the constitutional principle of national regime offoreigners and court practice on its implementation

Keywords: constitutional principle, national regime, foreigners, exclusion of national regime, stateless person, court practice.

Наталия Ивановна Марышева,

Ресей Федерациясы YKiMeTi жанындагы Зац шыгару жэне салыстырмалы к^кыктану институты халыкаралы; жеке к^кы; бeлiмшщ бас гылыми кызметкер^ з.г.д., РФ ецбек шщрген гылым к;айраткер1 (Мэскеу к;.)

Ирина Олеговна Хлестова,

Ресей Федерациясы YKiMeri жанындагы Зац шыгару жэне салыстырмалы к^кыктану институты халыкаралы; жеке к^кы; бeлiмiнiц мецгерушю, з.г.д., РФ ецбек шщрген зацгерi (Мэскеу к.)

Ресей заннама бойынша шет ел азаматтардыц ^лттык; тэртттеме к^идаты

Марышева Наталия Ивановна,

главный научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д.ю.н., заслуженный деятель науки РФ (г. Москва)

хлестова Ирина Олеговна,

заведующая отделом международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д.ю.н., заслуженный юрист РФ (г. Москва)

Принцип национального режима иностранных граждан по российскому законодательству

Marysheva Natalia Ivanovna,

chief research fellow of the department of private international law, doctor of jurisprudence, honored worker of science of Russian Federation (Moscow)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khlestova Irina Olegovna,

head of the department of private international law, doctor of jurisprudence, honored lawyer of Russian Federation (Moscow)

Principle of national regime of foreigners according to Russian legislation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.