Научная статья на тему 'Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций в отношениях по использованию и охране земель: сравнительно-правовой анализ'

Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций в отношениях по использованию и охране земель: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1561
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЛЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ / ПРАВА НА ЗЕМЛЮ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ЗЕМЛЕ» / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС МОНГОЛИИ / ACT OF THE KAZAKHSTAN "ON LAND" / LAND / LAND LOTS / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / LAND CODE OF THE RF / LAND RIGHTS / FOREIGN CITIZENS / STATELESS PERSONS / FOREIGN ORGANIZATIONS / LAND CODE OF THE REPUBLIC OF MONGOLIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынов Александр Сергеевич

В сравнительном аспекте рассматриваются права иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц на земельные участки. Затрагиваются вопросы правового регулирования прав на земельные участки указанных лиц по законодательству Монголии и Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of Foreign Citizens, Stateless Persons and Foreign Corporations in the Relations of Land Use and Protection: the Comparative-Legal Analysis

The land rights of foreign citizens, stateless persons and foreign corporations are analyzed in this article in the comparative aspect. The article also deals with the issues of legal regulation of the rights to land lots of the above mentioned persons in Mongolia's and Kazakhstan's legislation

Текст научной работы на тему «Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций в отношениях по использованию и охране земель: сравнительно-правовой анализ»

Вопросы международного права и сравнительного правоведения

УДК 39.41

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН,

ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА,

ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В ОТНОШЕНИЯХ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

© Мартынов А. С., 2011

В сравнительном аспекте рассматриваются права иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц на земельные участки. Затрагиваются вопросы правового регулирования прав на земельные участки указанных лиц по законодательству Монголии и Республики Казахстан.

Ключевые слова: земля; земельные участки; Конституция РФ; Земельный кодекс РФ; права на землю; иностранные граждане; лица без гражданства; иностранные организации; закон Республики Казахстан «О земле»; Земельный кодекс Монголии.

Введение. Российская Федерация провозглашается открытым и демократическим государством, что накладывает на нее обязанность обеспечить возможность въезда-выезда иностранных граждан, их пребывания в РФ и реализации их субъективных прав, а также создать все условия для исполнения ими соответствующих обязанностей. Российская Федерация заключает со многими государствами соглашения о сотрудничестве по различными вопросам. В основном содержание таких соглашений сводится к установлению рамочных отношений в экономических, налоговых и таможенных областях, а также о мерах поддержки при стихийных бедствиях. Примером таких актов может являться Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Испании о сотрудничестве в области предупреждения бедствий и взаимной помощи при ликвидации их последствий, заключенное 14 июня 2000 г. [1] Примером соглашения, которое определяет вопросы сотрудничества в сфере земельных отношений, является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Прави-

тельством Республики Узбекистан об условиях размещения и обслуживания дипломатических представительств Российской Федерации в Республике Узбекистан и Республики Узбекистан в Российской Федерации, заключенное 23 января 2009 г. (далее по тексту — Соглашение). В данном соглашении определяются взаимные обязательства Российской Федерации и Республики Узбекистан по признанию права собственности на здания и сооружения, используемые для размещения Посольств, участников соглашения на их территориях, а также порядок предоставления земельных участков под указанные здания и сооружения. Несмотря на то, что непосредственно права иностранных граждан, иностранных организаций не регулируются, тем не менее, в данном соглашении определены условия договоров аренды земельных участков под зданиями и сооружениями, используемых для размещения Посольств. Анализируя содержание указанных положений, следует обратить внимание на то, что в данных договорах присутствуют особые условия о цене. По договору аренды российская сто-

рона предоставляет Республике Узбекистан в аренду земельный участок на 49 лет с арендной платой в размере 1 руб. в год. Аналогичное условие содержится в договоре аренды, по которому Республика Узбекистан предоставляет земельный участок на тех же условиях, размер арендной платы за год составляет 1 сум.

Другая особенность касается прав и обязанностей арендатора и арендодателя. Так, в частности, ст. 6 Соглашения устанавливает, что передача земельных участков в аренду/субаренду третьей стороне или иное их обременение обусловливает необходимость согласования такой возможности Сторонами Соглашения. Такое положение является особенным, поскольку отличается от того, что предусмотрено в п. 6 ст. 22 Земельного кодекса РФ (далее по тексту — ЗК РФ) [2]. Так, для любых договоров аренды устанавливается правило о возможности арендаторов передавать земельные участки в субаренду в пределах срока договора аренды без согласия собственника (арендодателя), но при условии его уведомления. Таким образом, в Соглашении установлен более жесткий режим, обеспечивающий охрану земель, возможность контролировать распоряжение земельным участком арендатором.

Римское право. Уже римское право различало субъектов в зависимости от своего статуса в обществе. Ему были известны три статуса: статус свободы (status libertatis), статус гражданства (status civitatis) и семейный статус (status familias).

С точки зрения статуса гражданства, подданные Рима делились на римских граждан и неграждан. По объему только римские граждане обладали всей полнотой прав. Некоторые неримляне приближались к ним по объему своих прав и легко становились римскими гражданами — это латины.

Остальное свободное население Римского государства — перегрины — вначале было лишено всяких прав, и лишь постепенно его правовое положение стало приближаться к положению римских граждан. Законом Каракаллы 212 г. всем подданным Римской империи было дано римское гражданство, и хотя в праве появилась абстрактная личность с равным объемом прав, никогда правовое положение римского населения не было равным. Более того, период домината усилил сословное различие, появилась но-

вая категория полубесправных лиц — колоны, прообраз крепостных феодальной Европы [3].

Как уже отмечалось, особым статусом характеризовались латины — древнейшие жители Лациума и их потомство. В частном праве их правоспособность зависела от категории, к которой они относились. Различались: latini veteres (древнейшие жители Лациума и их потомство); latini coloniarii (жившие за пределами Лациума) и latini juniani (вольноотпущенники).

Latini veteres имели почти те же права, что и римские граждане (как ius conubii, так и ius commercii).

Остальные латины имели только ius commercii. Но и эта правоспособность ограничивалась для латинов-вольноотпущенников. Они не имели права составлять завещаний, после них не допускалось наследование по закону, а все их имущество (без обременения обязательствами умершего) переходило к господину. Латины при известных условиях могли перейти из состояния латина в состояние римского гражданства. В I в. до н. э. всем жителям Италийских земель было предоставлено римское гражданство; а с III в. н. э. сохранились ограничения правоспособности только для латинов-вольноот-пущенников, но и эта категория была упразднена Юстинианом.

Перегринами назывались все другие подданные Римского государства, не имевшие римского или латинского гражданства. Если в древнейшем Риме неграждане составляли категорию врагов (hostes), лишенных всяких прав, то со временем те неримляне, которым была сохранена свобода, стали называться перегринами. В публичном праве они были лишены каких бы то ни было прав, а в частном подчинены своему национальному праву. С развитием частно-торгового оборота для регулирования отношений между перегринами и римлянами, а также перегринов между собой, претор перегринов с помощью юристов постепенно выработал ius gentium. Приобретение римского гражданства для перегринов было затруднено и предоставлялось Римским государством в награду за различные услуги.

Характеризуя статус лиц в римском праве, следует отметить, что положение лиц существенно различалось, что накладывало отпечаток на их права и обязанности, возможности занимать определенные должности, иметь на определенном праве имущество.

Советский период. Для советского периода было характерно отсутствие права частной собственности на землю. Тем не менее, стоит упомянуть отдельные нормативные акты, которые содержали правила об иностранных гражданах. Так, в Гражданском кодексе РСФСР от 11 июня 1964 г. (далее по тексту — ГК 1964 г.) [4] содержался самостоятельный раздел VIII — «Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства». Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров. В ст. 562, 563 ГК 1964 г. устанавливался принцип национального режима для иностранных граждан, лиц без гражданства, т. е. признавалось, что иностранные граждане, лица без гражданства пользуются в РСФСР гражданской правоспособностью наравне с советскими гражданами. Изъятия из этого правила были возможны, но они могли быть установлены только законом СССР.

Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. (далее по тексту — Основы законодательства о земле 1990 г.) [5] в правилах об аренде содержали упоминание о правах иностранных граждан и иностранных юридических лиц. В частности, для них допускалась возможность приобретать земельные участки в аренду. Причем, в отличие от действующего законодательства в самих Основах законодательства о земле 1990 г. никаких ограничений для указанных лиц, например в отношении отдельных категорий земель, не содержалось.

Запрет на предоставление земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения для иностранных граждан содержался в Законе РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [6]. Несмотря на то, что закон не упоминает иностранных граждан, тем не менее, ст. 4 закрепляла право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка. Такое право предоставлялось дееспособным гражданам РСФСР, достигшим 18-летнего возраста, имеющим опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедшим специальную подготовку. Такой запрет, по сути, является основой действующего законодательства о праве иностранных граждан, лиц без гражданства на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Земельный кодекс РСФСР от 21 апреля 1991 г. (далее по тексту — ЗК 1991 г.) [7] также содержал правила, касающиеся прав иностранных граждан на землю. В ст. 7 ЗК 1991 г. закреплялись виды прав граждан РСФСР на землю, к которым были отнесены: право собственности, пожизненное наследуемое владение и аренда. Для иностранных граждан устанавливалось изъятие из этих правил, им запрещалось предоставлять земельные участки в собственность.

Системное и комплексное толкование норм ЗК 1991 г. о правах на землю (права собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды, постоянного бессрочного пользования) позволяет сделать вывод, что иностранным гражданам, так же как и в Основах законодательства о земле 1990 г., земельные участки могут быть предоставлены только в аренду, поскольку правила о пожизненном наследуемом владении не содержат указания на возможность получить земельный участок иностранными гражданами.

Следует обратить внимание на то, что устанавливается запрет для иностранных граждан иметь земельные участки в собственности в общем. Следовательно, речь идет о земельных участках всех категорий земель, которые могли быть предоставлены гражданам РСФСР.

В октябре 1993 г. был принят Указ Президента РФ № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» [8]. Содержание данного Указа дало некоторым авторам повод утверждать, что для иностранных граждан допускалось право собственности на земельные участки [9]. В частности, по мнению Л. А. Аксенчук, национальный режим распространяется на право собственности иностранных граждан на землю, поскольку речь идет о гражданах вообще, нигде не уточняется, что это должны быть лишь граждане России. По всей видимости, автор упускает из виду следующее. Несмотря на то, что земельная реформа, начиная с 1990 г., осуществлялась при помощи указов Президента, стоит помнить, что юридическая сила кодифицированного акта и подзаконного акта различна. В данном случае такое толкование положения Указа Президента противоречило бы правилу ст. 7 ЗК 1991 г., в котором содержалось императивное правило, исключающее возможность возникновения права собственности на земельные участки у иностранных граждан.

Конституция РФ 1993 г. [10] установила два важных правила. Во-первых, следует назвать право каждого иметь в частной собственности землю. Во-вторых, правило о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. То есть конституция предоставила им национальный режим, допустив изъятия, которые должны быть предусмотрены на национальном уровне и только федеральными законами. Если обратиться к ранее действующим Конституциям, то можно отметить, что только некоторые из них содержали указания на иностранных граждан, а также на особенности их прав по сравнению с гражданами РСФСР. Так, Конституция РСФСР 1918 г. [11] предоставляла иностранцам политические права российских граждан. Аналогичная формулировка содержалась в Конституции РСФСР 1925 г. [12]. Конституция РСФСР 1937 г. и Конституция РСФСР 1978 г. [13] закрепляли право убежища за иностранными гражданами, но не упоминали об иных правах. Таким образом, из всех конституций только Основной закон 1993 г. содержал самую объемную формулировку, которая позволяла определить статус иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций.

Современный период. Действующее законодательство, сохраняя тенденции, которые закладывались ранее действующими нормативными правовыми актами, предусматривает определенные ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Прежде всего, в самом ЗК РФ в п. 3 ст. 15 установлен запрет на предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам в собственность.

В п. 5 ст. 28 ЗК закрепляется правило о платном предоставлении земельных участков иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.

Остальные ограничения предусматриваются иными законодательными актами. В

частности, в ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [14] устанавливается запрет для иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более 50 %, иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Им разрешается использовать земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения на праве аренды.

Еще один случай ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц предусмотрен Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ [15]. В ст. 28 закрепляется запрет для указанных лиц приобретать и иметь на праве собственности земельные участки в границах морского порта.

Указанные нормы имеют важное значение. Они представляют конкретизацию и реализацию конституционного положения о возможности исключения из правила о национальном режиме для иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства.

В Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ [16] раскрываются используемые в законодательстве категории. Под иностранным гражданином закон понимает физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Легальное определение иностранного юридического лица в современном российском законодательстве отсутствует. Представляется, что его можно определить как юридическое лицо, которое создано и зарегистрировано на территории иностранного государства.

Все нормы, содержащие ограничения прав для иностранных граждан, лиц без

гражданства, иностранных юридических лиц, упоминают такой объект земельных отношений, как земельный участок. В ст. 6 ЗК РФ, которая является нормативной основой объектов земельных отношений, выделяются несколько видов объектов. Так, земля как объект земельных отношений используется в следующих смыслах: земля как природный объект и природный ресурс; земельный участок; часть земельного участка. Обращает на себя внимание, что объектом прав на землю может быть земельный участок как часть земной поверхности, границы которого определены в соответствии с федеральным законом. Таким актом в настоящий момент является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [17]. Вопрос о праве на объекты земельных отношений в 2004 г. был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в его Постановлении от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» (далее по тексту — Постановление № 8-П) [18]. Прежде всего, Мурманская областная Дума ставила вопрос о соответствии Конституции ряда норм ЗК РФ (например, п. 3 ст. 15; п. 12 ст. 30; п. 5 ст. 35; п. 9 ст. 36; ст. 38; ст. 52). Заявитель полагал, что указанные нормы ЗК РФ по своему содержанию противоречат статьям 2, 4 (ч. 3), 7 (ч. 1), 9 (ч. 1), 15 (ч. 1), 19 (ч. 2), 36 (ч. 1) и 67 (ч. 1) Конституции РФ. Доводом послужило то, что земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, таким народом должны быть только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции Российской Федерации следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляло бы (ограничивало) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создавало бы возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Рос-

сийской Федерации, что могло бы привести к нарушению суверенитета Российской Федерации. Не рассматривая подробно содержание всего Постановления № 8-П, хотелось бы отметить одно важное замечание, которое сделал Конституционный Суд РФ. Предписания ст. 9 и 36 Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство в области регулирования земельных отношений определяют, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью, и что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами.

При этом по смыслу конкретизирующих указанные конституционные предписания статей 260 и 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) [19] и статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность или в аренду приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность.

Таким образом, объектом прав иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц являются только земельные участки или части земельных участков (например, при установлении отношений аренды, при установлении сервитута).

Сравнивая все нормы, которые ограничивают права иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц в земельных отношениях по сравнению с гражданами РФ и российскими юридическими лицами, следует отметить также положение ст. 15 ЗК РФ о запрете иметь в собственность земельные участки в приграничных территориях. Статья, как и во многих случаях, указывала на необходимость определения приграничных территорий актом, принятым Президентом. Поскольку длительное время отсутствовал акт, предусмат-

ривающий перечень приграничных территорий, действовала и применялась норма Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [20]. В ней устанавливалось, что до установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. В ст. 3 закона от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» [21] есть примерное определение приграничной территории, под которой понимаются пограничные зоны, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска. Наличие норм в указанных законах не создает ясности, а, по сути, представляет собой замкнутый круг. Ведь ст. 15 ЗК отсылала к специальному закону. Государство в законе «О введении в действие Земельного кодекса РФ» попыталось создать механизм реализации данного правила, запретив предоставлять земельные участки на приграничных территориях. Однако подобие определения приграничных территорий в специальном законе настолько общее, что не обеспечивались ясность и стабильность права иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

Наконец, Президентом РФ был принят Указ от 9 января 2011 г. № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» [22]. Таким образом, спустя 10 лет пробел, существующий в земельном законодательстве, был устранен.

Подводя итог характеристике статуса иностранных граждан, лиц без гражданст-

ва, иностранных юридических лиц, хотелось бы отметить, что наличие норм, ограничивающих права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, необходимо. Законодатель обеспечивает защиту конституционно значимых ценностей и соблюдение баланса конституционных прав, закрепленных в Конституции РФ. Конечно, законодатель должен учитывать вытекающий из ст. 9 и 36 Конституции РФ приоритет права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли, ее охрану. Поэтому законодатель, реализуя свою конституционную обязанность, вводит указанные ограничения для иностранных юридических лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Такое правовое регулирование имеет целью гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым — реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Правовое положение иностранных граждан, иностранных юридических лиц в земельных отношениях по законодательству зарубежных государств

Монголия. В соответствии с Конституцией Монголии 1994 г. «земля, ее недра, леса, воды, флора, фауна, другие природные богатства находятся в Монголии исключительно в ведении народа, под защитой государства». Земельный кодекс Монголии 2002 г. закрепляет, что земля может быть передана в собственность только гражданам страны. Для иностранных граждан разрешается пользование землей за плату. По состоянию на 2008 г. иностранным гражданам принадлежало всего 11,6 га земель, из них 2,8 га — земли сельскохозяйственного назначения, 8,8 га — земли поселения. По сравнению с гражданами, иностранные инвесторы использовали землю на праве владения: 81 728 га, из них 2388 га — земли

сельскохозяйственного назначения, 53 717 га — земли населенных пунктов, 1878 га — земли инфраструктуры (аналог категории земель промышленности и иного специального назначения, которая выделяется в ЗК РФ), 339 га — земли водного фонда, 23 405 га — земли из состава особоохраняемых земель [23].

Подводя итог, следует отметить, что право Монголии вообще исключает право собственности для иностранных граждан, иностранных юридических лиц. Тем самым отличается от подхода в РФ, поскольку в России установлен запрет на право собственности лишь на земельные участки из некоторых категорий.

Казахстан. Земельные отношения в Республики Казахстан регулируются Законом Республики Казахстан «О земле» от 24 января 2001г. В ст. 5 Закона РК «О земле» устанавливается принцип национального режима для иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, за исключением случаев предусмотренных Законом или другими законодательными актами. В ст. 18.4 закрепляется, что иностранцам и лицам без гражданства запрещается иметь в частной собственности земельные участки, предоставляемые для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства.

Закон РК «О земле» не устанавливает запрета для иностранных субъектов приобретать в собственность земельные участки, предоставляемые под застройку или застроенные зданиями. Законодательство РК в принципе допускает право иностранных инвесторов приобретать на праве собственности недвижимое имущество. В законе «О земле», так же как и в ЗК РФ, устанавливается принцип единства юридической судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. Так, право собственности на здание, строение, сооружение влечет за собой право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями, строениями и сооружениями.

В ст. 27 Закона РК «О земле», как и в ранее действующих нормативных правовых актах, устанавливается прямой запрет для иностранных землепользователей иметь и использовать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Единственное право, на котором могут использоваться земельные участки иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, по законодательству Республики Казахстан, является право аренды. Вместе с тем отличительной особенностью законодательства Республики Казахстан является то, что после заключения договора аренды иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе передавать земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения во вторичное землепользование. Российское законодательство таких ограничений не предусматривает. В частности, ст. 22 ЗК РФ допускает передачу земельных участков в субаренду, передачу арендных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал юридических лиц. То есть распоряжение земельным участком, который используется на праве аренды, возможно.

Земельное законодательство Республики Казахстан, в зависимости от срока, различает два вида договора аренды: краткосрочное пользование (аренда земельного участка на срок до 5 лет) и долгосрочное землепользование (аренда земельного участка на срок до 49 лет) [24].

Резюмируя, хотелось бы отметить, что, при незначительных отличиях, зарубежное законодательство, тем не менее, обнаруживает схожий с российским законодательством подход к определению статуса иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Ш

1. Бюл. междунар. договоров. 2008. № 5.

2. Собр. законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

3. Баринова М. А., Максименко С. Т. Римское частное право : учеб. пособие. М., 2006.

4. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.

5. Ведомости Верховного Совета СССР 1990. № 10. Ст. 129-130.

6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

7. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768.

8. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191.

9. Аксенчук Л. А. Правоспособность иностранного гражданина в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. 2001. № 12.

10. Рос. газ. 1993. № 237.

11. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. № 51.

12. Там же. 1925. № 30. Ст. 218.

13. Ведомости Верховного Совета РФ. 1978. № 15. Ст. 407.

14. Собр. законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

15. Там же. 2007. № 46. Ст. 5557.

16. Там же. 2002. № 30. Ст. 3032.

17. Там же. 2007. № 31. Ст. 4017.

18. Вестн. Конституционного Суда РФ. 2004. № 4.

19. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

20. Собр. законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

21. Рос. газ. 1993. № 84.

22. Собр. законодательства РФ. 2011. № 2. Ст. 268.

23. Сурэнхуу Сайнбаяр. Организационно-территориальные и экономические основы земельной реформы : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. С. 13.

24. Митрофанская Ю. Права на землю иностран-

ных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в Казахстане [Электронный ресурс]. URL: Ьйр^/шшш. investkz.com/jour-

паЬ/27/399.Мт1 (дата обращения: 14 июня 2011 г.)

Legal status of Foreign Citizens,

Stateless Persons and Foreign Corporations in the Relations of Land Use and Protection: the Comparative-Legal Analysis

© Martynov A., 2011

The land rights of foreign citizens, stateless persons and foreign corporations are analyzed in this article in the comparative aspect. The article also deals with the issues of legal regulation of the rights to land lots of the above mentioned persons in Mongolia's and Kazakhstan's legislation.

Key words: land; land lots; Constitution of the Russian Federation; Land Code of the RF; land rights; foreign citizens; stateless persons; foreign organizations; Act of the Kazakhstan "On Land"; Land Code of the Republic of Mongolia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.