Научная статья на тему 'Российские юридические лица с иностранным участием как субъекты земельных отношений в России'

Российские юридические лица с иностранным участием как субъекты земельных отношений в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1550
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ / FOREIGN / РОССИЙСКИЙ / RUSSIAN / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / LEGAL PERSON / КАПИТАЛ / CAPITAL / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / УЧАСТИЕ / PARTICIPATION / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LAND RELATIONS / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / LAND / ПРАВА / RIGHTS / ОГРАНИЧЕНИЯ / RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобряшова М. А.

Правовое положение российских юридических лиц, 50 и более процентов уставного (складочного) капитала которых принадлежит иностранным лицам, как субъектов земельных отношений в России определено не достаточно четко. Указанные лица de jure являются российскими юридическими лицами и в этом качестве по общему правилу могут приобретать права на земельные участки на территории России в полном объеме. Однако de facto они являются иностранными, следовательно, права таких юридических лиц на земельные участки должны быть ограничены. В связи с этим предлагается российских юридических лиц с иностранным участием уравнять в правах на земельные участки с иностранными юридическими лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of Russian legal persons with foreign sharing as party if land relations in Russia is not clarified. De jure they are Russian legal bodies and have unlimited right to accrue rights on land in Russia. But de facto they are foreign legal persons, so their rights to acquire land should be restricted. According to this, is suggested to equal Russian legal persons with foreign sharing with foreign legal persons.

Текст научной работы на тему «Российские юридические лица с иностранным участием как субъекты земельных отношений в России»

ный, многосторонний, взаимный и безвозмездный. Основное назначение таких договоров с учетом особенностей их правовой природы заключается в обеспечении процесса универсального правопреемства при слиянии или присоединении юридических лиц.

М.А. Бобряшова

РОССИЙСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ КАК СУБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ*

С возникновением в России и закреплением в Конституции РФ многообразия форм собственности (п. 2 ст. 8), с развитием рыночной системы хозяйства земельные участки как недвижимые вещи1 все более активно вовлекаются в гражданский оборот, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций. Однако земельные участки принципиально отличаются от иного недвижимого имущества наличием уникальных естественно-природных свойств. Необходимость сохранения землей своего важнейшего свойства - основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории,2 - обусловливает специфику как реализации субъективных вещных прав на земельные участки, так и деятельности государства в лице его органов по рациональному использованию и охране земель.

Одним из проявлений этой специфики является установление в законодательстве Российской Федерации определенных ограничений в правах пользования, владения и распоряжения земельными участками, находящимися на территории России, для иностранных юридических лиц3. Например, указанные субъ-

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук, доцентом Г.Л. Земляковой.

1 См.: ст. 130 Гражданского кодекса РФ (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2 См.: п. 1 ст. 9 Конституции РФ.

3 Следует отметить, что ограничения в правах на земельные участки на территории РФ предусмотрены также для иностранных граждан и лиц

Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2010

екты не могут обладать на праве собственности земельными

4

участками из земель сельскохозяйственного назначения ; а также земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами5.

Поскольку российское законодательство не содержит четкого определения иностранного юридического лица, в настоящее время не ясно, в отношении каких именно лиц следует применять установленные ограничения. Поэтому необходимо уяснить, что в целях земельного законодательства понимается под иностранными юридическими лицами; следует ли относить к ним таких субъектов, как российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых 50 и более процентов принадлежит иностранным лицам (далее - российские юридические лица с иностранным участием)?

Проблема определения правового положения российских юридических лиц с иностранным участием как субъектов земельных отношений в России, на наш взгляд, является чрезвычайно важной и актуальной. Дело в том, что российские юридические лица с иностранным участием de jure являются российскими юридическими лицами и в этом качестве по общему правилу могут приобретать права на земельные участки на террито-

без гражданства (п. 2 ст. 5 Земельного кодекса РФ). Однако вопросы участия в земельных отношениях в России иных субъектов, не охватываемых категорией «юридические лица», на наш взгляд, требуют отдельного рассмотрения, так как выходят за рамки настоящего исследования, целью которого является определение правового положения иностранных юридических лиц как участников земельных отношений в России.

4 См.: ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

5 См.: п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ.

рии России в полном объеме6. Однако de facto указанные лица, по нашему мнению, являются иностранными, следовательно, их права на земельные участки должны быть ограничены. Сформулированная позиция уже частично отражена в действующем российском законодательстве. Так, отдельные нормативные акты Российской Федерации в различных сферах деятельности7, в том числе в сфере земельных отношений8, устанавливают изъятия ограничительного характера для российских юридических лиц с иностранным участием, уравнивая названных субъектов в правах с иностранными юридическими лицами. Однако такие ограничения не систематизированы, правовое положение российских юридических лиц с иностранным участием определено не достаточно четко.

Целью настоящей статьи является поиск ответа на вопрос о том, в каком объеме должны быть предоставлены права на земельные участки (в первую очередь - право собственности) российским юридическим лицам с иностранным участием. Для достижения указанной цели необходимо определить, к какой из категорий участников земельных отношений - российским или иностранным лицам - относятся российские юридические лица с иностранным участием.

Участники земельных отношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, определены в ст. 5 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ). На наш взгляд, положение п. 1 ст. 5 ЗК РФ, в соответствии с которым участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, с одной стороны, соответствует ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля может находиться в частной, государственной, му-

6 Исходя из смысла п. 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ российским юридическим лицам права на земельные участки предоставлены в полном объеме.

7 См., например: ст. 19.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; ст. 61 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.

8 См.: ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

ниципальной и иных формах собственности. С другой стороны, не в полной мере соответствует правовой действительности. Дело в том, что в законе установлен исчерпывающий перечень участников земельных отношений, т.е. иные, помимо названных в п. 1 ст. 5 ЗК РФ, субъекты права не могут от своего имени выступать в качестве участников земельных отношений. Однако анализ ряда норм земельного законодательства свидетельствует об обратном: участниками земельных отношений являются также иностранные юридические лица.

ЗК РФ прямо не называет иностранных юридических лиц в качестве участников земельных отношений, однако это может иметь место на основании п. 2 ст. 5 («Участники земельных отношений»), который гласит: «Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами». Из данной формулировки закона можно сделать вывод о том, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут обладать вещными (в том числе правом собственности) и иными правами на земельные участки в России. Это утверждение соответствует Конституции РФ, которая устанавливает принцип национального режима , нашедший развитие в нормах отраслевого законодательства10. В силу действия национального режима иностранные юридические лица уравниваются, за некоторыми изъятиями, в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами.

Исходя из смысла ст. 5 ЗК РФ можно заключить, что российское законодательство делит всех лиц, участвующих в земельных отношениях в России, на российских и иностранных. При этом российским лицам права на земельные участки предоставляются в полном объеме, а иностранным лицам - в ограниченном объеме. Отнесение к российским лицам российских юридических лиц, а к иностранным - иностранных юридических лиц на первый взгляд не вызывает сомнений. Однако ЗК РФ не содержит четкого ответа на вопрос, к какой из названных кате-

9 См.: ч. 3 ст. 62 Конституции РФ.

10 См., например: ст. 2 ГК РФ.

горий лиц следует относить российские юридические лица с иностранным участием. В связи с этим необходимо определить содержание понятий «российское юридическое лицо» и «иностранное юридическое лицо».

Основными признаками иностранного юридического лица, на наш взгляд, являются: учреждение в соответствии с законодательством иностранного государства; наличие круга вопросов, определяемых по праву иностранного государства, в котором оно учреждено. К таким вопросам относятся, в частности, вопросы статуса; организационно-правовой формы; правосубъектности юридического лица; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица; его способности отвечать по своим обязательствам; внутренние отношения юридического лица (ст. 1202 ГК РФ11). Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле»12 устанавливает еще один признак иностранного юридического лица - его местонахождение за пределами территории РФ (п. 7 ст. 1). Однако, на наш взгляд, выделение указанного признака нецелесообразно, так как место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. В свою очередь вопросы регистрации юридического лица являются составной частью процедуры его учреждения. Таким образом, представляется достаточным выделение двух сформулированных выше основных признаков иностранного юридического лица.

В свете сказанного вряд ли можно согласиться с позицией Л.В. Амосовой, которая дает следующее определение иностранных юридических лиц: «коммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, 50 и более процентов уставного капитала которых принадлежит иностранным участникам, а также любые другие организации, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они созданы»13.

11 СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

12 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

13 Амосова Л.В. Земельно-правовой статус иностранного юридического лица в российском законодательстве // Правовые вопросы недвижимости. 2004. № 2. С. 15.

112

Во-первых, Л.В. Амосова к иностранным юридическим лицам относит «любые другие организации, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они созданы». То есть к иностранным юридическим лицам указанный автор относит, в частности, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами. Во-вторых, Л.В. Амосова предлагает признать российских юридических лиц с иностранным участием в уставном (складочном) капитале в размере 50 процентов и более иностранными юридическими лицами. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регу-

14

лирования внешнеторговой деятельности» под российским юридическим лицом понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, утверждение о том, что юридическое лицо, созданное в соответствии с российским законодательством, независимо от доли участия в нем иностранных лиц является иностранным, неверно. Однако в целях земельного законодательства российских юридических лиц с иностранным участием, по нашему мнению, следует приравнять к иностранным юридическим лицам, т.е. уравнять указанных лиц в правах на земельные участки по следующим причинам.

Несмотря на то что формально российское юридическое лицо, 50 и более процентов уставного (складочного) капитала которого принадлежит иностранным лицам, создано в Российской Федерации в соответствии с российским законодательством, фактически доля иностранного капитала в нем равна доле участия российского капитала или даже превышает ее. А это означает, в частности, что российским и иностранным лицам, имеющим долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица, предоставлены равные или даже неравные в пользу последних возможности в принятии значимых для юридического лица решений. К примеру, если 50 и более процентов голосующих акций акционерного общества15 принадлежит ино-

14 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

15 В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» голосующей акцией общества является обыкновенная акция или привилегированная акция, предо-

113

странному лицу, оно по общему правилу имеет право принимать в своих интересах решение по любому вопросу, поставленному на голосование общего собрания акционеров - высшего органа управления общества, поскольку такие решения принимаются большинством голосов16. В частности, члены совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества - органа, осуществляющего общее руководство деятельностью общества, - избираются общим собранием акционеров и принимают решения в рамках своей компетенции большинством голосов17.

В литературе возникают споры о том, является ли российское юридическое лицо, в уставном (складочном) капитале которого доля иностранных лиц составляет 100 процентов, иностранным18. Несмотря на то что весь капитал такого юридического лица является иностранным, оно все же формально считается российским, так как создается, функционирует и прекращает существование в соответствии с российским законодательством. Однако в целях земельного законодательства, на наш взгляд, такое юридическое лицо необходимо приравнять к иностранному юридическому лицу, а к отношениям с его участием следует применять нормы, регулирующие правовое положение российских юридических лиц с долей участия иностранного капитала в их уставных (складочных) капиталах в размере 50 процентов и более.

Позиция, согласно которой российские юридические лица с иностранным участием следует приравнять к иностранным юридическим лицам, в настоящее время уже частично отражена в нормах российского законодательства. Речь идет о Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так, в ст. 3 указанного Закона юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых

ставляющая акционеру — ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование (см.: СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1).

16 См.: ст. 47-49 Федерального закона «Об акционерных обществах».

17 См.: ст. 64-66, ст. 68 Федерального закона «Об акционерных обществах».

18 Подробнее см.: Амосова Л.В. Указ. соч. С. 14; Муранов А.И. Иностранное юридическое лицо как единственный участник российского хозяйственного общества // Законодательство. 2007. № 11. С. 18.

доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, приравниваются к иностранным юридическим лицам в отношении прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения: они могут обладать такими земельными участками только на праве аренды. Следует отметить, что в актах земельного законодательства названная норма - единственная, в которой говорится о юридических лицах с иностранным участием. Более того, во всем законодательном массиве России содержится лишь несколько упоминаний о таких юридических лицах, а именно: в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»19, Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»20, Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»21, Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»22, Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Воздушном кодексе РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ и др.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не относит юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных лиц составляет 50 процентов и более, к категории иностранных инвесторов. Такое юридическое лицо получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями независимо от размера доли участия в нем иностранного капитала (п. 6 ст. 4 Закона). Следовательно, правовое регулирование деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями в размере 50 процентов и более и коммерческой организации с иностранными инвестициями в размере менее 50 процентов его уставного (складочного) капитала одинаково.

19 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

20 СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1940.

21 ВСНД РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357.

22 ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56.

Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами. В соответствии со ст. 4 указанного Закона совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок, оформляемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. К сделкам, подлежащим предварительному согласованию, относятся, в частности, сделки, в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение (пп. «а» п. 1 ст. 7 Закона). Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, ничтожны (ст. 15 Закона).

В п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» сказано о том, что он не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. В настоящее время особенности создания и деятельности организаций с иностранными инвестициями для банковской деятельности установлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», для страховой деятельности - Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В названных законах устанавливаются квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ (ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельно-

сти»)23 и квота участия иностранного капитала в уставном капитале страховых организаций (ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»)24, превышение которых недопустимо.

Кредитная организация и страховая организация обязаны получить предварительное разрешение Банка России и органа страхового надзора соответственно на увеличение своих уставных капиталов за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе на продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации и страховой организации - резиденты - на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без соответствующего разрешения, являются недей-ствительными25. Более того, Банк России вправе по согласованию с Правительством РФ устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности (ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). При этом в целях Федерального закона «О банках и банковской деятельности» ко всем кредитным организациям с иностранными инвестициями приме-

23 Следует отметить, что в настоящее время федеральный закон, определяющий размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации, еще не принят. Таким образом, нормы ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусматривающие обязанность и право Банка России следить за соблюдением такой квоты в сфере банковских отношений, на сегодняшний день не реализуются.

24 В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» квота участия иностранного капитала в уставном капитале страховых организаций устанавливается в размере 25%.

25 См.: ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

няется равный подход, независимо от доли участия иностранного капитала в их уставных капиталах26; в целях Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» правовое положение страховых организаций с участием иностранного капитала 49 процентов и менее и страховых организаций, имеющих долю иностранных лиц в уставном капитале в размере более 49 процентов, различно. В отношении последних

действуют определенные Законом дополнительные ограничения. Так, страховые организации, имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование по отдельным видам (п. 3 ст. 6 Закона).

В настоящее время особенности создания и деятельности российских организаций с иностранным капиталом установлены также для средств массовой информации. Так, согласно ст. 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм, а также учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ. То же правило устанавливается для отчуждения акций (долей) организаций, повлекшее появление в

26 В соответствии с п. 2 Положения Центрального Банка России от

23 апреля 1997 г. № 437 об особенностях регистрации кредитных орга-

низаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капита-

ла зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов, введенного в действие приказом Банка России от 23 апреля 1997 г. № 02-195 под кредитными организациями с иностранными

инвестициями понимаются кредитные организации - резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале (см.: Вестник Банка России. 1997. № 25 (188)).

уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более.

О недопустимости создания на территории Российской Федерации юридических лиц (авиационных предприятий)27 с участием иностранного капитала более 49 процентов уставного капитала говорится также в ст. 61 Воздушного кодекса РФ.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в целом российское законодательство использует различные способы правового регулирования отношений с участием российских юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных лиц составляет менее 50 процентов, и российских юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных лиц составляет 50 процентов и более. При этом последние de jure являются российскими юридическими лицами, но для достижения общественно полезной цели приравниваются к иностранным юридическим лицам.

Такое решение проблемы соотношения прав российских юридических лиц с иностранным участием и иностранных юридических лиц представляется весьма удачным. По нашему мнению, необходимо и в нормах земельного законодательства установить подобное правило, уравняв указанных лиц в правах на земельные участки не только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, но и в отношении всех иных категорий земель, перечисленных в ст. 7 ЗК РФ. Тем самым ограничения в правах на земельные участки, установленные российским законодательством для иностранных юридических лиц, автоматически распространились бы и на российские юридические лица с иностранным участием.

Следует заметить, что Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к иностранным юридическим лицам приравнивает российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных лиц

27 Согласно п. 1 ст. 61 Воздушного кодекса РФ под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

составляет «более чем 50 процентов» (ст. 3). Представляется, что в действительности под формулировкой «более чем 50 процентов» следует понимать «50 процентов и более», поскольку приведенное правило, на наш взгляд, имеет целью установление особого регулирования деятельности не только российских юридических лиц с долей иностранного участия, превышающей долю российского участия в их уставных (складочных) капиталах, но и российских юридических лиц с долей участия в них иностранного капитала, равной доле участия российского капитала. Дело в том, что при равной доле иностранных и российских лиц в уставном (складочном) капитале юридического лица иностранные и российские лица de jure уравнены в правах, в частности, при принятии значимых для организации решений. Вместе с тем нормы Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» направлены на установление ограничений для иностранных лиц в регулируемой Законом сфере и создание наиболее благоприятных условий для российских лиц, в том числе российских юридических лиц с преимущественно российским капиталом (50 процентов и более). Кроме того, в вышеупомянутых российских законах, определяющих правовое положение российских юридических лиц с иностранным капиталом, критерием отнесения таких российских юридических лиц к иностранным является наличие доли иностранных лиц в уставном (складочном) капитале в размере «50 процентов и более»28, «более 49 процентов»29.

Представляется, сформулированные в настоящей работе выводы должны найти отражение в нормах земельного законодательства, так как установленные для иностранных лиц ограничения в правах на земельные участки предполагают наличие четкого указания на то, в отношении каких именно лиц эти ограничения применяются. Следовательно, необходимо на законодательном уровне четко определить, какие юридические лица в целях земельного законодательства следует рассматривать как иностранные. Предлагается, в частности, внести изменения в ст. 5 ЗК РФ с тем, чтобы

28 См., например: ст. 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации».

29 См., например: ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; ст. 61 Воздушного кодекса РФ.

120

всех российских юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных лиц составляет 50 процентов и более, уравнять в правах на земельные участки с иностранными юридическими лицами.

Д.М. Куроедов

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА*

В процессе процедуры банкротства юридического лица, согласно ст. 109 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1, планом внешнего управления в качестве меры по восстановлению платежеспособности должника может быть применена, в том числе, и такая мера, как «замещение активов должника».

Согласно ст. 115 Указанного закона, замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.

При замещении активов должника единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ является должник. Все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу (открытым акционерным обществам).

Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть прода-

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук Р.Ф. Захаровой.

1 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.