УДК 340.12:314.1
АНИКЕЕВА Ольга Александровна,
ученый секретарь ФУМО ВО по УГСН «Социология и социальная работа», доцент кафедры социальной работы, Российский государственный социальный университет (РГСУ). [email protected]
ВОРОНЦОВА Елена Анатольевна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). [email protected]
ANIKEEVA Olga Alexandrovna,
Scientific Secretary of FUMO HE in UGSN «Sociology and Social Work», Associate Professor of the Department of Social Work,Russian State Social University (RGSU). [email protected]
VORONTSOVA Elena Anatolievna,
candidate of sociological sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and ManagementMoscowAutomobile and Road State Technical University (MADI). [email protected]
ПРАВОСОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ: технологии преодоления правового нигилизма
LEGAL CONSCIOUSNESS OF MODERN TEENAGERS AND YOUTH: technologies for overcoming legal nihilism
Аннотация
В статье рассмотрено правосознание современной молодежи и технологии преодоления правового нигилизма. Отмечается, что благополучие такой социальной группы как подростки и молодежь, как и общества в целом зависит от уровня их правосозна-ния;в современных условиях продолжает оставаться высоким правовой нигилизм молодежи, что требует изучения причин этого явления, а также социально-технологических механизмов его преодоления.
Ключевые слова: правосознание, правовой нигилизм, технологии преодоления правового нигилизма, подростки, молодежь, несовершеннолетние.
Abstract
The article deals with the legal consciousness of modern youth and technologies for overcoming legal nihilism. It is noted that the well-being of such a social group as adolescents and youth, as well as society as a whole, depends on the level of their legal awareness; in modern conditions, the legal nihilism of young people continues to be high, which requires studying the causes of this phenomenon, as well as socio-technological mechanisms for overcoming it.
Keywords: legal awareness, legal nihilism, technologies for overcoming legal nihilism, adolescents, youth, minors.
х
<
оо О
ш ^
и и
X
и
о
О
О и
X
и
о
X
О т .о х
^ |_0
Уровень правосознания современных подростков и молодежи продолжает оставаться довольно низким. Причины этого явления в научных исследованиях и по наблюдениям практиков связывают с высоким уровнем конфликтности общества, сохраняющимся значительным разрывом в доходах верхних и нижних децилей населения, сохраняющейся социальной несправедливостью. Особенной причиной можно считать недостаточную проработанность государственной молодежной политики.
Работы военных аналитиков отмечают, что «в России наблюдается рост подростковой преступности. В 2015 году он составил 5% [10]. Большинство экспертов относит это явление за счет экономического спада. Это новая волна после «лихих 1990-х», когда российское общество столкнулось с небывалым всплеском преступности, в том числе подростковой и молодежной. В девяностые была общепринятой определенная классификация причин преступности: 1) экономический и социальный кризис, резкое обнищание населения;рост безработицы;
2) рост алкоголизма, наркомании и других девиаций вследствие социального коллапса;
3) разрушение системы социокультурных ценностей и советской идеологической системы, в том числе в сфере образования и воспитания; 4) насаждение западной массовой культуры в ее худших проявлениях (потребительство, насилие, неразборчивый секс).
Но более глубокий анализ показывает более сложные и глубокие причинно-следственные связи. Во-первых, при анализе уровня преступности и ее динамики в разных регионах России выявляется обратная закономерность: самый низкий уровень преступности в Северо-Кавказском регионе, но там же и самый низкий уровень экономического благополучия населения. Самый высокий уровень преступности в Забайкальском крае, в котором не самые плохие показатели по уровню жизни» [11, с. 222-228]. Реальность противоречит однозначности вывода о прямой зависимости девиаций и преступности от уровня жизни и экономического благополучия.
«Есть еще одно противоречие в оценке причин подростковой и молодежной преступности: характеристика уровня психологической самостоятельности и зрелости подрастающего поколения. Часть исследователей отмечает инфантилизм молодого поколения: позднее взросление, отсутствие стремления к самостоятельности, несфор-мированная гражданская ответственность, глубокие социальные отклонения в правосознании» [6]. «Другие исследователи, наоборот, подчеркивают ранее взросление, имея ввиду, прежде всего, взросление физиологическое и ранее проявление потребностей, связанных с этим физическим состоянием» [8, с. 71-75. ]. Инфантилизм как явление изучали многие зарубежные исследователи (Э. Дюркгейм, А. Коэн, Р. Мертон и др.) и российские: Л. С. Выготский, Я. Гилинский, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. К. Платонов, А. Е. Личко и др.).
Эти выводы не противоречат друг другу. «Раннее физическое взросление при несформированности социального статуса личности как раз подтверждает выводы, сделанные еще Р. Мертоном и А. Коэном: когда резко ослаблен внешний контроль общества, а самоконтроль личности развит недостаточно, происходит разрыв между стремлением к быстрому росту материального благосостояния и отсутствием рычагов саморегуляции, основанных на высокой культуре (в том числе и профессиональной), духовности, религиозных убеждениях» [1].
Отечественные исследователи отмечают важнейшие социальные противоречия: «между предписанными целями, которые общество считает значимыми, и легальными возможностями, которые оно предоставляет молодежи для их достижения;между расширением возможностей выбора в различных сферах жизнедеятельности и сужением легальных средств реализации этих возможностей; между расширением потребностей в квалифицированном, престижном и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможностями их удовлетворения; между стремлением к богатству и ощущением невозможности его достижения легальными способами;между необходимостью усиления социальной и правовой защиты
х
<
оо О
ш ^
и и
X
и
о
О
О и
X
и
о
X
О т .о х
^ |_0
несовершеннолетних и ограниченными материальными возможностями общества» [1].
Важнейшим фактором формирования противоправного поведения несовершеннолетних исследователи считают кризис семьи. Это убедительно доказали В. А. Лелеков и Е. В. Кошелева [9, с. 87-95]. По этим исследованиям от 30 до 85% подростков, отмеченных в противоправном поведении, воспитывались в неполных семьях или во вторичных семьях (с отчимом/мачехой). Уровень разводов в современном мире очень велик, но Россия определенно — среди лидеров, и это крайне негативно сказывается на семейном воспитании. Когда мать и отец заняты только выживанием и пропитанием семьи, на воспитание детей не остается ни сил, ни времени.
Марк Сандомирский (российский социальный психолог) ввел даже особый термин для обозначения современной молодежи — «поколение жесть». С этим поколением крайне сложно справляться тем субъектам, которые несут ответственность за социализацию детей и подростками.
«Исследование, проведенное в г. Подольск Московской области в 2010 г. показало, что подростки нередко считают допустимым противоправное поведение («если прижмет»): только 8,8% считают необходимым соблюдать законы всегда и безусловно. Ответ «можно нарушать, если «жизнь прижмет» дали 32,8 % подростков; «если никто не узнает» — 8,8%; считает, что нарушить закон можно, если это «соответствует собственным интересам» — 12,6%. Многие видят, что законы нарушаются, но нарушителей не наказывают (33,2%), и хотя сами респонденты считают это не правильным и не поддерживают это, но признают это явление как реальность (55,3%)» [4. С. 345]. Исследование в другом регионе спустя 4 года показали сходные результаты [5, с. 45-52]. Это говорит о крайне низком уровне правосознания подростков и молодежи. Причины правового нигилизма все еще надо изучать и более внимательно, так же как и технологии их преодоления.
Безусловно, проблему подростковой преступности видят все, кому положено — полиция, прокуратура, работники образо-
вания. Они все сходятся в одном — надо что-то делать. Собирают конференции и пишут отчеты. А тем временем преступность школьников молодеет год от года. При этом специалисты подчеркивают, что преступления, которые совершают совсем юные люди, отличаются жестокостью, не свойственной даже матерым взрослым преступникам, да и мотивация у подростков стала дикой. Малолетки, то есть дети, совершают убийства даже ради того, чтобы посмотреть, как человек умирает. То есть из любопытства.
«Это говорит о том, что нашему обществу незамедлительно требуется сформированная молодежная политика, направленная на решение реальных (действительных) проблем молодежи. Для этого необходима целостная идеологическая парадигма формирования личности с ранних возрастных групп до личностной зрелости. Требуется более целенаправленная социальная политика в целом, основанная на ресурсном подходе» [7, с. 69-75]. «Необходимы конкретные и определенные индикаторы молодежной политики, которые обозначат целевые позиции молодежной политики. Многочисленные статьи и материалы, анализирующие опыт работы по правовому воспитанию несовершеннолетних, изобилуют бодрыми сообщениями о количестве проведенных мероприятий и акций, о количестве «охваченных» и т.п. — наверное, они имеют право на существование, однако невозможно определить, каковы социальные последствия этих мер. Сегодня совершенно очевидно, что нужны новые подходы и новые компетенции у специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью» [1].
Технологии преодоления правового нигилизма сегодня довольно разнообразны. Но при их разработке следует сделать акцент на разработке (или уточнении) концептуальных основ государственной молодежной политики. Уже очень давно (еще в советский период) стало очевидно, что патернализм в отношении молодежи крайне негативно сказывается на ее становлении и развитии. Сегодня надо понять, какая социальная помощь требуется самой молодежи и определить ее социальный статус. Это «сильная
х
<
00
О ^
ш ^
и и
X
и
о ^
о
S
О и
X
и
о
X
О m _о х
Q
LQ
социальная группа» с огромным потенциалом и собственным видением мира.
Именно по этой причине на первое место должны выйти технологии образовательно-просветительские [1]. Образование (общее и профессиональное) — основной вид деятельности этой социально-возрастной группы. Однако попытка ограничить его только преподаванием предметов, убрать воспитательные программы, так же как убрать и специалистов по социальной педагогике, социальной работе из школ и колледжей крайне негативно сказалось на становлении двух поколений [2].
Восстановление этих программ сопровождается технологиями подготовки кадров специалистов по работе с молодежью, специалистов по социальной работе, расширением их профессиональных компетенций [13, с. 27]. «Специалистам необходим целый комплекс социальных и психологических знаний — им приходится вторгаться в сложные социальные и межличностные отношения, выявлять причинно-следственные связи, находить самые неординарные решения» [1].
Опыт практиков показывает, что очень хорошо работают технологии, связанные со спортом и физической культурой [4]. Командные соревнования, в том числе проводимые в рамках военно-спортивных соревнований, могут решить несколько задач сразу: развитие физических способностей и возможностей молодых людей, формирование чувства команды и способность
взаимодействий в группе, понимание условий деятельности и распределения ролей, обязательность соблюдения правил игры. Именно по этой причине игровые технологии становятся все более популярными и востребованными.
Очень важно, чтобы помощь молодым оказывали сами молодые люди. Это особенно эффективно в работе с молодыми инвалидами [3].
Специалисты по работе с молодежью осваивают технологии работы с семьей, прежде всего, технологии выявления семейного неблагополучия, клинической социальной работы с семьей, семейной терапии [8, с. 71-75]. «Психолого-педагогические исследования показывают высокую эффективность арт-технологий и игровых технологий, особенно в дошкольном и раннем школьном возрасте. Арт-технологии дают возможность ребенку раскрыть свои творческие способности, развить их и сделать основой для благополучной социализации. Ребенок, осознающий свою успешность в какой-либо сфере деятельности (учеба, творчество, спорт), имеет возможность преодолеть неблагоприятное влияние среды даже в семье и сформировать чувство собственного достоинства» [1]. Это чрезвычайно важное условие формирования самосознания, а вместе с этим, преодоления правового нигилизма и повышения уровня правосознания современных подростков и молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеева О. А., Воронцова Е. А. Образование и правовая социализация современных подростков и молодежи //Материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции «Социальные, психологические и педагогические проблемы современного общества». (Электронный ресурс). URL: http://birskdo.ru/moodle/course/view.php?id=3085 (Дата обращения 21.11.2017).
2. Аникеева О. А., Сизикова В. В., Фомина С. Н. Тенденции развития социально-педагогического образования в современном российском обществе // ЦИТИС.— 2017. — № 3(12). — C. 58-71.
3. Аникеева О. А., Баусов Ю. Н. Молодые — молодым: проблемы подготовки кадров специалистов с ОВЗ для решения задач государственной молодежной политики // Государственная молодежная политика в системе развития человеческого капитала: наука и практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Государственная молодежная политика в системе развития человеческого капитала: наука и практика», 24-25 апреля 2017 г. / Под ред. Т. К. Ростовской, Н. Л. Смакотиной, С. Н. Фоминой. — М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», — 2017. — С. 31-35.
4. Воронцова Е. А., Павленок П. Д. Индивидуализация коррекционно-профилактической работы с подростками девиантного поведения (на материалах социологического исследования) // Человеческий капитал. — 2010. — № В. — С. 344-346. Б. Демидова-ПетроваЕ. В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2014. — № 3(17). — С. 45-52.
'1 6. Ефимова Г. З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия мо-
< дернизации современного российского общества. (Электронный ресурс) // Интернет-журнал «На-
т
о уковедение». Выпуск 6 (25), ноябрь-декабрь. 2014. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf.
ш 7. Замараева З. П. Правовое обеспечение современной системы социальной защиты и развития //
У Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности Сбор-
^ ник материалов IV международной научно-практической конференции. Под общ. ред. З. П. За-
s мараевой, М. И. Григорьевой. — Пермь: Пермский государственный национальный исследова-
У тельский университет, — 2012. — С. 69-75.
s В. Замараева З. П. Антикризисная семейная политика — условие формирования ранней профилак-
о тики семейного неблагополучия. // Социальная безопасность и защита интересов семьи в усло-
о виях новой общественной реальности Сборник материалов V международной научно-практи-
g' ческой конференции / Под общ. ред. З. П. Замараевой, М. И. Григорьевой. — Пермь: Пермский
и государственный национальный исследовательский университет, — 2013. — С. 71-75.
^ 9. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. О предупреждении преступности несовершеннолетних // Социологи-
s ческие исследования. — 2007. — № 12. — C. 87-95.
У 1G. Полонский И. Возвращение «моталок». в России набирает силу подростковая преступность // Во-
s енное обозрение. — 12.02.16 (Электронный ресурс). URL: https://topwar.ru/90748-vozvraschenie-
Q motalok-v-rossii-nabiraet-silu-podrostkovaya-prestupnost.html
Q 11. Регионы России: социально-экономические показатели. Статистический сборник. — М., — 2016. —
m 1328 с.
^ 12. Ростовская Т.К., Фомина С.Н. Молодежный экстремизм в современном российском обществе и
н основные направления его профилактики. // Российская молодежь: социально-демографиче-
¡E ский портрет и система ценностей в контексте многонациональной основы российского госу-
2 дарства / Бекарев А. М., Бондаренко В. А., Бичарова М. М., и др. Коллективная монография. Москва, — 2017. — С. 498-508. 13. Фомина С. Н., Харитонова И.В. Формирование у студентов навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях // ЦИТИСЭ. — 2016. — № 4 (8). — С. 45-51.
REFERENCES
1. AnikeevaO.A., VoroncovaE. A. Obrazovanie i pravovaja socializacija sovremennyh podrostkov i molodezhi // Materialy III Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Social'nye, psihologicheskie i pedagogicheskie problemy sovremennogo obshhestva». (Jelektronnyj resurs). URL: http://birskdo.ru/ moodle/course/view.php?id=3085 (Data obrashhenija 21.11.2017).
2. Anikeeva O. A., Sizikova V. V., Fomina S. N. Tendencii razvitija social'no-pedagogicheskogo obrazovanija v sovremennom rossijskom obshhestve // CITISJe. 2017. № 3 (12). Pp. 58-71.
3. Anikeeva O. A., Bausov Ju. N. Molodye — molodym: problemy podgotovki kadrov specialistov s OVZ dlja reshenija zadach gosudarstvennoj molodezhnoj politiki // Gosudarstvennaja molodezhnaja politika v sisteme razvitija chelovecheskogo kapitala: nauka i praktika Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Gosudarstvennaja molodezhnaja politika v sisteme razvitija chelovecheskogo kapitala: nauka i praktika», 24-25 aprelja 2017 g. / Pod red. T. K. Rostovskoj, N. L. Smakotinoj, S. N.Fominoj. M.: ITD «PERSPEKTIVA», 2017. Pp. 31-35.
4. Voroncova E. A., Pavlenok P. D. Individualizacija korrekcionno-profilakticheskoj raboty s podrostkami deviantnogo povedenija (na materialah sociologicheskogo issledovanija) //Chelovecheskij kapital. 2010. No. 8. Pp. 344-346.
Б. Demidova-PetrovaE. V. Pokazateli prestupnosti nesovershennoletnih i molodezhi v Rossijskoj Federacii // Vestnik Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014. No. 3(17). Pp. 45-52.
LO
х
<
00 О с!
ш ^
U U
X
и
о
О
S ^
О и
X
и
о
X
О m _о х
6. Efimova G. Z. Social'nyj infantilizm studencheskoj molodezhi kak faktor protivodejstvija modernizacii sovremennogo rossijskogo obshhestva. (Jelektronnyj resurs) // Internet-zhurnal «Naukovedenie». Vy-pusk 6 (25), nojabr'-dekabr'. 2014. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf.
7. ZamaraevaZ. P. Pravovoe obespechenie sovremennoj sistemy social'noj zashhity i razvitija // Social'na-ja bezopasnost' i zashhita cheloveka v uslovijah novoj obshhestvennoj real'nosti Sbornik materialov IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obshh. red. Z.P. Zamaraevoj, M.I. Grig-or'evoj. Perm': Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet, 2012. Pp. 69-75.
8. Zamaraeva Z. P. Antikrizisnaja semejnaja politika — uslovie formirovanija rannej profilaktiki semejnogo neblagopoluchija. // Social'naja bezopasnost' i zashhita interesov sem'i v uslovijah novoj obshhestvennoj real'nosti Sbornik materialov V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obshh. red. Z. P. Zamaraevoj, M. I. Grigor'evoj. — Perm': Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet, 2013. Pp. 71-75.
9. Lelekov V. A., Kosheleva E. V. O preduprezhdenii prestupnosti nesovershennoletnih // Sociologicheskie issledovanija. 2007. No. 12. Pp. 87-95.
10. Polonskij I. Vozvrashhenie «motalok». v Rossii nabiraet silu podrostkovaja prestupnost' // Voennoe oboz-renie. — 12.02.16 (Jelektronnyj resurs). URL: https://topwar.ru/90748-vozvraschenie-motalok-v-ros-sii-nabiraet-silu-podrostkovaya-prestupnost.html.
11. Regiony Rossii: social'no-jekonomicheskie pokazateli. Statisticheskij sbornik. M., 2016. 1328 p.
12. Rostovskaja T. K., Fomina S. N. Molodezhnyj jekstremizm v sovremennom rossijskom obshhestve i os-novnye napravlenija ego profilaktiki. // Rossijskaja molodezh': social'no-demograficheskij portret i sistema cennostej v kontekste mnogonacional'noj osnovy rossijskogo gosudarstva / Bekarev A.M., Bonda-renko V. A., Bicharova M. M., i dr. Kollektivnaja monografija. Moskva, 2017. Pp. 498-508.
13. Fomina S. N., Haritonova I. V. Formirovanie u studentov navykov konstruktivnogo povedenija v konflikt-nyh situacijah // CITISJe. 2016. № 4 (8). Pp. 45-51.
Q
LQ
Статья поступила в редакцию 30.01.23; Принята к публикации 18.02.23. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 30.01.23; accepted for publication 18.02.23. The authors read and approved the final version of the manuscript.