8. Pieth, M. Reforming FIFA. - St. Gallen: Dike Verlag, 2014.
9. Jennings, A. The Dirty Game: Uncovering the Scandal at FIFA. - London: Century, 2015.
10. Fifa prosecutor Michael Garcia calls for World Cup report to be made public // theguardian.com: [сайт]. - URL: https:// www.theguardian.com/football/2014/sep/24/michael-garcia-fifa-investigation-public-world-cup (дата обращения 21.05.2022).
11. How America is pursuing FIFA [Электронный ресурс] // economist.com: [сайт]. - URL: https://www.economist.com/the-economist-explains/2015/06/01/how-america-is-pursuing-fifa (дата обращения: 20.05.2022).
12. Corruption in football: Untangling FIFA's mysteries // economist.com: [сайт]. - URL: https://www.economist.com/ news/2015/06/02/untangling-fifas-mysteries (дата обращения: 21.05.2022).
13. Чемпионат мира по футболу 2006. Расследование // wikipedia.org = Интернет-энциклопедия со свободным контентом: [сайт]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чемпионат_мира_по_футболу_2006#Расследование (дата обращения 14.05.2022).
14. Ex-FIFA president Blatter and ex-UEFA boss Platini charged with fraud // bbc.co.uk: [сайт]. - URL: https://www.bbc.co.uk/news/world-europe-59133079 (дата обращения: 21.05.2022).
15. Зарплата президента FIFA Джанни Инфантино составляет €1,37 млн в год // kommersant.ru: [сайт]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3077561 (дата обращения 14.05.2022).
17. Лесных Б. Инфантино оскорбился предложенной зарплатой // sports.ru: [сайт]. - URL: https://www.sports.ru/football/ 1040532826.html (дата обращения 20.05.2022).
18. Чемпионат мира по футболу 2006. Коррупционный скандал // wikipedia.org = Интернет-энциклопедия со свободным контентом: [сайт]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чемпионат_мира_по_футболу_2006#Коррупционн^IЙ_скандал (дата обращения 14.05.2022).
References and Sources
1. Masters, A. Corruption in Sport: From Playing Field to the Field of Policy // Policy and Society. - 2015. - Vol. 34 (2). - P. 21-32.
2. Tomlinson, A. The Men, the Myths and Money. Global Institutions Series. - London: Routledge, 2014.
3. Mason, D.S.L. An Agency Theory Perspective on Corruption in Sport: The Cast of the International Olympic Committee // Journal of Sport Management. - 2006. - Vol. 20 (1). - P. 52-73.
3. Rayner, H. Corruption in France: Structural and Contextual Conditions // The Social Construction of Corruption in Europe. - Aldershot: Ashgate, 2012.- P. 107-132.
4. Yallop, D. How They Stole the Game. - London: Poetic Publishing, 1999.
5. Jennings, A. Foul! The Secret World of FIFA: Bribes, Vote Rigging and Ticket Scandals. - London: HarperSport, 2006.
6. Blake, H., Calvert, J. The Ugly Game. The Qatari Plot to Buy the World Cup. - New York: Simon & Schuster, 2015.
7. Bayle, E., Rayner, H. Sociology of a Scandal: the emergence of «FIFAgate» // Soccer and Society. - 2018. - Vol. 19 (4). - P. 593-611.
8. Pieth, M. Reforming FIFA. - St. Gallen: Dike Verlag, 2014.
9. Jennings, A. The Dirty Game: Uncovering the Scandal at FIFA. - London: Century, 2015.
10. Fifa prosecutor Michael Garcia calls for World Cup report to be made public // theguardian.com: [sajt]. - URL: https://www.theguardian.com/football/2014/sep/24/michael-garcia-fifa-investigation-public-world-cup (data obrashcheniya 21.05.2022).
11. How America is pursuing FIFA [Elektronnyj resurs] // economist.com: [sajt]. - URL: https://www.economist.com/the-economist-explains/2015/06/01/how-america-is-pursuing-fifa (data obrashcheniya: 20.05.2022).
12. Corruption in football: Untangling FIFA's mysteries // economist.com: [sajt]. - URL: https://www.economist.com/news/2015/06/02/untangling-fifas-mysteries (data obrashcheniya: 21.05.2022).
13. Chempionat mira po futbolu 2006. Rassledovanie // wikipedia.org = Internet-enciklopediya so svobodnym kontentom: [sajt]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/CHempionat_mira_po_futbolu_2006#Rassledovanie (data obrashcheniya 14.05.2022).
14. Ex-FIFA president Blatter and ex-UEFA boss Platini charged with fraud // bbc.co.uk: [sajt]. - URL: https://www.bbc.co.uk/news/world-europe-59133079 (data obrashcheniya: 21.05.2022).
15. Zarplata prezidenta FIFA Dzhanni Infantino sostavlyaet €1,37 mln v god // kommersant.ru: [sajt]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3077561 (data obrashcheniya 14.05.2022).
17. Lesnyh B. Infantino oskorbilsya predlozhennoj zarplatoj // sports.ru: [sajt]. - URL: https://www.sports.ru/football/1040532826.html (data obrashcheniya 20.05.2022).
18. Chempionat mira po futbolu 2006. Korrupcionnyj skandal // wikipedia.org = Internet-enciklopediya so svobodnym kontentom: [sajt]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/CHempionat_mira_po_futbolu_2006#Korrupcionnyj_skandal (data obrashcheniya 14.05.2022).
СИМОНОВ КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Воронежской государственной академии спорта ([email protected]). SIMONOV, KONSTANTIN V. - Ph.D. in History Associate Professor of the Department of Humanities, Russian and Foreign Languages, Voronezh State Academy of Sports ([email protected]).
УДК 94(477):281.9«2014/2022» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-130-134
НАЗАРОВА Т.П., РЕДЬКИНА О.Ю., РУДНЕВА А.А., ИВАНОВ В.А. ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ИЗМЕНЕНИЙ 2014-2022 ГГ.
Ключевые слова: православный фактор, Украина, государственно-церковные отношения, томос, Православная церковь Украины, Украинская православная церковь.
В статье рассматривается влияние политической ситуации на положение двух основных православных церквей на современной Украине. Отмечается, что статистические данные не позволяют говорить о массовом переходе украинцев из Украинской православной церкви Московского Патриархата в приходы Православной церкви Украины после 2014 г. Показано, что УПЦ пытается играть стабилизационную роль в обществе (призывы к примирению, прекращению насилия, проведение единого Крестного хода). ПЦУ ведет агрессивную линию по борьбе с «русским влиянием» и своим основным конкурентом - УПЦ, не гнушаясь насильственных противозаконных методов, пользуясь поддержкой власти. Сделан вывод о том, что Православная церковь могла бы сыграть стабилизационную и консолидирующую роль в расколотом украинском обществе, но из-за внутреннего раскола в самой церкви и активной ее политизации со стороны власти, церковный вопрос стал дополнительным дестабилизирующим фактором в стране, вызывающем новую волну насилия.
NAZAROVA, T P., REDKINA, O.Y., RUDNEVA, A.A., IVANOV, V.A.
ORTHODOX CHURCHES OF UKRAINE IN THE CONDITIONS OF THE POLITICAL CHANGES IN 2014-2022
Key words: Orthodox factor, Ukraine, state-church relations, Thomas, Orthodox Church of Ukraine, Ukrainian Orthodox Church.
The article examines the influence of the political situation on the situation of the two main Orthodox churches in modern Ukraine. It is noted that statistical data do not allow us to talk about the mass transfer of Ukrainians from the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate to the parishes of the Orthodox Church of Ukraine after 2014 year. It is shown that the Ukrainian Orthodox Church is trying to play a stabilizing role in society (calls for reconciliation, cessation of violence, holding a single religious procession). The Orthodox Ukrainian Church is pursuing an aggressive line in the fight against "Russian influence" and its main competitor, the UOC, not shunning violent illegal methods, using the support of the authorities. It is concluded that the Orthodox Church could play a stabilizing and consolidating role in the split Ukrainian society, but due to the internal split in the church itself and its active politicization by the authorities, the church issue has become an additional destabilizing factor in the country, causing a new wave of violence.
Христианскому фактору принадлежит важная роль в становлении российской государственности, в последующей истории России, а также братских ей Украины и Белоруссии. Православие, по существу, во многом остается духовной основой национальной независимости этих народов, в известном смысле, способствуя формированию национальной идеи. Наиболее сложной в конфессиональном плане в постсоветский период является ситуация на Украине, где Православная Церковь разобщена и переживает в настоящее время глубокий и трагический раскол. Религиозный вопрос на Украине, тесно переплетенный с национальным и политическим вопросами, в последнее время вступил в новую фазу обострения, в связи с его эксплуатацией разными политическими силами.
Хотя проведение анализа конфессиональной структуры украинского общества затруднено отсутствием точных статистических данных за широкий период, нужно признать, что Украина является одной из самых религиозных стран постсоветского пространства. Последние наиболее полные данные, которые содержатся в отчете, составленном Департаментом по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины, показывают, что по состоянию на 1 января 2016 г. Украинская Православная Церковь Московского патриархата (далее - УПЦ) насчитывала 12 660 приходов; Киевский патриархат (позднее принял название Православной украинской церкви (далее - УПЦ КП и ПЦУ, соответственно) - 5074; Украинская греко-католическая церковь - 3534; Украинская автокефальная православная церковь - 1231 [1]. Таким образом, количество приходов УПЦ превышало УПЦ КП в 2,5 раза. По другим показателям Киевский Патриархат еще больше уступал УПЦ. Он в 3 раза имел меньше монастырей, школ и священнослужителей. Киевский патриархат за свою небольшую историю не смог обзавестись крупными монастырями. По состоянию на 2022 г., в ПЦУ в среднем на монастырь приходится около человек, а многие монастыри и вовсе существует только номинально, на бумаге.
Однако после событий 2013-2014 гг. в исследуемой сфере наметились новые тенденции развития. К примеру, за два года (2016-2017) количество приходов УПЦ немного сократилось. В докладе митрополита Онуфрия в декабре 2017 г. (а это последние официальные данные) были названы уже другие цифры: 12069 приходов (уменьшилось на 591), 12283 священнослужителей (увеличилось на 2114 чел.), 251 монастыря (больше статистики на 44); 4412 монашествующих (меньше на 435) [2]. Такое расхождение в цифрах официальной статистики и данных самой УПЦ говорит о том, что количество приходов, которые перешли в УПЦ КП за два года, предшествовавших «томосу», было незначительным.
В целом, статистические данные накануне получения томоса УПЦ КП в 2018 г. не позволяют говорить о том, что произошло резкое уменьшение количества прихожан и священнослужителей в УПЦ и что она утратила доверие и авторитет. Переход приходов из УПЦ в УПЦ КП, безусловно, имел место, но не был массовым (порядка 4 %, если доверять официальной статистике). При этом до и после получения томоса было много случаев насильственной передачи приходов в ведение УПЦ КП.
В данной связи, УПЦ сохранила свой статус как крупнейшей религиозной организации на территории Украины. Тем не менее, церковь переживала все более трудные времена. В ней находились как сторонники единства с РПЦ и проведения общего с ней курса, так и сторонники полной автокефалии и объединения с другими православными церквями на Украине. Основным
доводом сторонников автокефалии является то, что, сохраняя связи с РПЦ, УПЦ будет терять авторитет в украинском обществе из-за высокого накала антироссийских настроений [3].
В сложных политических обстоятельствах, УПЦ стремилась выражать сдержанную позицию и пыталась дистанцироваться от политики. Основным результатом майдана 2013-2014 г. стала не только резкая смена политического курса, но и поляризация общества, рост социальной напряженности. Религиозный фактор не смог в данной ситуации сыграть стабилизационную роль. Скорее, наоборот, он усилил процессы дестабилизации. Набирал силу насильственный захват храмов УПЦ активистами и прихожанами Киевского патриархата, а также других религиозных организаций. Отмечались случаи физического насилия и запугивания в отношении священнослужителей и прихожан УПЦ. При этом сама УПЦ призывала к примирению сторон.
Наибольший общественный резонанс в свое время вызвал Всеукраинский крестный ход, организованный УПЦ 27 июля 2016 года. Его основной идеей являлось примирение враждующих сторон и единение Украины. По мнению украинских журналистов - сторонников УПЦ, это был также мирный протест против захвата храмов, против антиконституционного законопроекта № 4128 об изменении подчиненности религиозных общин [4]. В украинских СМИ была развернута информационная кампания по дискредитации крестного хода.
При всем стремлении дистанцироваться от политики, УПЦ не могла не реагировать на то, что происходит в стране. На Украине больше, чем в других странах постсоветского пространства, наблюдались процессы политизации религии. При этом УПЦ подвергалась беспрецедентному политическому давлению со стороны власти, националистических сил, активистов [5].
Эта тенденция наглядно прослеживается при контент-анализе старого сайта УПЦ (примерно с 2021 г. сайт поменял свое название и адрес). В отличие от сайта РПЦ, он содержал сразу две самостоятельных рубрики, связанных с политикой: «Нарушение прав верующих» и «Церковь и власть». Если провести анализ материалов другой рубрики «Церковь и СМИ» за январь - начало июня 2019 г., проблематика материалов выглядит следующим образом: 21 статей посвящены теме захвата храмов; 19 статей - созданию ПЦУ; 11 статей - церковным делам; 9 статей - встречам с политиками и Президентом В. Зеленским, комментариям к политическим событиям. На этом фоне лишь 5 статей касались бесед с церковными иерархами на духовные темы, и 3 статьи - празднования Пасхи [6]. В центре внимания, как видно, находились не церковные дела и социальное служение, а вопросы, тесно связанные с политикой. Проблема, связанная с предоставлением томоса ПЦУ, прочно оставалась в центре внимания. Количество посвященных ей публикаций не снижалось.
И так сложная для УПЦ ситуация обострилась с февраля 2022 года в связи с началом специальной военной операции. В итоге, 27 мая Собор УПЦ объявил о своей полной самостоятельности и независимости от РПЦ Московского Патриархата, выразив также свое несогласие с позицией патриарха Московского и всея Руси Кирилла «по поводу войны на Украине». В своем приветственном слове на этом Соборе митрополит Онуфрий еще раз осудил специальную военную операцию России на Украине, но при этом указал также на искусственное усиление религиозной вражды в украинском обществе в отношении УПЦ, несмотря на ее активную гуманитарную деятельность. Представители других конфессий, отдельные депутаты и госслужащие Украины, по его словам, злоупотребляя властью и служебным положением, выдвигали против УПЦ незаконные и голословные обвинения и стали говорить о ее закрытии [7].
Так, 22 марта 2022 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект №7204 «О запрете Московского патриархата на территории Украины». К этому времени рейдерские захваты и запреты на деятельность ряда местных религиозных общин УПЦ активно проводились в жизнь. В частности, ПЦУ обратилась к властям с просьбой передать ей Киево-Печерскую Лавру. Это, во многом, объясняет эволюцию позиции, занятой после февраля 2022 г. УПЦ, которая оказалась перед непростым выбором - попасть под полный запрет (война все спишет, в условиях тотальной зачистки информационного пространства общественный резонанс киевским властям удастся погасить), либо провозгласить свою автокефалию (возможно, как временный шаг).
Кстати, интересным является факт, что уже 2 июня 2022 г. священник Винницкой епархии протоиерей Ярослав Никитин принес покаяние за уклонение в раскол (переход к «ПЦУ») и вместе с общинами вернулся в УПЦ. Единичный это случай, или со временем это станет тенденцией пока
сложно сказать. В самой РПЦ прекрасно осознают причины, побудившие УПЦ пойти на полное отделение. Патриарх Кирилл заявил о том, что с пониманием относимся к таким шагам митрополита Онуфрия.
В решении Собора четко зафиксирована позиция УПЦ в отношении ПЦУ и пути для примирения двух ведущих православных церквей Украины. Приведем отрывок из данного документа: «Для того, чтобы диалог состоялся, представителям ПЦУ необходимо:
- прекратить силовые захваты храмов и принудительные переводы приходов Украинской Православной Церкви.
- осознать, что их канонический статус, как он зафиксирован в «Уставе Православной Церкви Украины», является фактически неавтокефальним и значительно уступает свободам и возможностям в реализации церковной деятельности, которые предусмотрены Уставом об управлении Украинской Православной Церкви.
- решить вопрос каноничности иерархии ПЦУ, ведь для Украинской Православной Церкви...» [8].
Как видно, речь идет не о возможности слияния церквей, а лишь о возобновлении диалога с целью прекращения насильственных захватов приходов. Правда, последний пункт о каноничности иерархии ПЦУ (без которой она воспринимается другой стороной как раскольническая организация) вряд ли выполним. Для этого необходимо восстановление апостольской преемственности епископов, что, согласно церковному праву, означает восхождение церковной иерархии через череду рукоположений епископата (хиротоний) к апостолам Иисуса Христа. Через эту процедуру передается благодать Святого Духа, согласно православной религии (священство - одно из семи таинств в православии и католичестве). В данном вопросе УПЦ придерживается позиции РПЦ, которая не признает наличия апостольского преемства у ПЦУ (так как в нем участвовали раскольники, отлученные от церкви). Исправить эту ситуацию возможно только если практически весь епископат ПЦУ будет заново рукоположен, либо обновлен, на что руководство ПЦУ вряд ли пойдет.
Другой крупной православной церковью на Украине является УПЦ КП. Появление неканонической (раскольнической с точки зрения РПЦ) УПЦ КП стало следствием церковного раскола в 1992 г., когда Филарет (Денисенко) вопреки решению РПЦ, провозгласил Киевский Патриархат. Стремление создать независимую от Москвы церковь появилось на фоне формирования самостоятельного государства и было следствием изменений сложившейся политической ситуации и настроений украинской политической элиты. Необходимость автокефальной УПЦ связывалась с возникновением двух разных государств [9, с. 13]. Решение Филарета нашло самую серьезную поддержку у светской власти, которая также отстаивала принцип «самостоятельной Украине - своя церковь». В результате, УПЦ КП заняла центральное место в концепции создания независимой Украины в политическом и церковном смысле. Сторонники Киевского патриархата проживают преимущественно на западе страны, где расположены более 70 % приходов УПЦ КП [1]. К тому же именно на западе более активно шел процесс захвата храмов Киевским патриархатом с попустительства местной власти и правоохранительных структур.
Киевский патриарх Филарет всегда высказывался по политически актуальным темам, выступал с негативными оценками правительства Януковича, критиковал его Партию регионов, активно поддержал майдан, после чего не менее активно подержал и войну на Донбассе (до победного конца, никаких уступок врагу), которую оценивал как акт агрессии со стороны России. В настоящее время представители УПЦ КП используют военные действия на Донбассе как повод для обвинений в адрес УПЦ в ее поддержке противников киевского режима: «Каждая свеча, купленная в храме Московского патриархата, - это пуля, которой потом будут убивать украинцев» [10].
Решения Собора УПЦ от 27 мая 2022 г. были восприняты ПЦУ неоднозначно: с одной стороны, эти шаги приветствовались, с другой - имеющиеся в публичном доступе документы, не позволяют ПЦУ считать, что УПЦ действительно прекратила быть составной частью Русской Православной Церкви.
Таким образом, развитие политической ситуации на Украине в последнее десятилетие оказало сильное влияние на положение двух основных православных церквей в этой стране. УПЦ
пытается играть стабилизационную роль в обществе (призывы к примирению, прекращению насилия, проведение единого Крестного хода). ПЦУ ведет агрессивную линию по борьбе с «русским влиянием» и своим основным конкурентом - УПЦ, не гнушаясь насильственных противозаконных методов, пользуясь поддержкой власти. Таким образом, тема раскола активно звучит в политическом дискурсе Украины, провоцируя еще больший раскол в обществе и стране.
Литература и источники
1. Наказ Мшстерства культури Украши ввд 31 березня 2016 р. № 184. // URL: http://mincult.kmu.gov.ua/control/ uk/publish/article?art_id =245083533&cat_id =244950594/.
2. Статистика (из доклада митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 2017 г.). // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1802267.html. (дата обращения: 16.11.2021).
3. Митрополит Александр (Драбинко). Автокефалия - не синоним раскола, а способ организации церковной жизни // URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/confessional/orthodox_relations/63470.
4. Пиховшек В. Десять итогов Всеукраинского Крестного Хода 2016 года // Народный корреспондент. - URL: https://nk.org.ua/ukraina/desyat-itogov-vseukrainskogo-krestnogo-hoda-2016-goda-65078.
5. Минкульт попросил УПЦ убрать представительства из оккупированного Донбасса // URL: http://risu.org.ua/ru/ index/all_news/state/church_state_relations/61213/.
6. Официальный сайт УПЦ (старый) //URL: http://pravoslavye.org.ua
7. Слово Блаженшшого Митрополита Кшвського i вае! Украши Онуфрш // URL: https://news.church.ua/2022/05/27/.
8. Постанова Собору Украшсько! Православно! Церкви ввд 27 травня 2022 року. // URL: https://news.church.ua/2022/05/27/ postanova-soboru-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-27-travnya-2022-roku/.
9. Абрамова Е., Аникин В. Религиозный фактор в российско-украинских отношениях // Обозреватель. - 2017. - № 7. - С. 5-22.
10. Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического Православия // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3793193.html.
References and Sources
1. Nakaz Ministerstva kul'turi Ukraini vid 31 bereznya 2016 r. № 184. // URL: http://mincult.kmu.gov.ua/control/ uk/publish/article?art_id =245083533&cat_id =244950594/.
2. Statistika (iz doklada mitropolita Kievskogo i vseya Ukrainy Onufriya na Arhierejskom Sobore Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2017 g.). // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1802267.html. (data obrashcheniya: 16.11.2021).
3. Mitropolit Aleksandr (Drabinko). Avtokefaliya - ne sinonim raskola, a sposob organizacii cerkovnoj zhizni // URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/confessional/orthodox_relations/63470.
4. Pihovshek V. Desyat' itogov Vseukrainskogo Krestnogo Hoda 2016 goda // Narodnyj korrespondent. - URL: https://nk.org.ua/ukraina/desyat-itogov-vseukrainskogo-krestnogo-hoda-2016-goda-65078.
5. Minkul't poprosil UPC ubrat' predstavitel'stva iz okkupirovannogo Donbassa // URL: http://risu.org.ua/ru/ index/all_news/state/church_state_relations/61213/.
6. Oficial'nyj sajt UPC (staryj) //URL: http://pravoslavye.org.ua
7. Slovo Blazhennishogo Mitropolita Kiivs'kogo i vsiei Ukraini Onufriya // URL: https://news.church.ua/2022/05/27/.
8. Postanova Soboru Ukrains'koi Pravoslavnoi Cerkvi vid 27 travnya 2022 roku. // URL: https://news.church.ua/2022/05/27/ postanova-soboru-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-27-travnya-2022-roku/.
9. Abramova E., Anikin V. Religioznyj faktor v rossijsko-ukrainskih otnosheniyah // Obozrevatel'. - 2017. - № 7. - S. 5-22.
10. Mitropolit Borispol'skij i Brovarskoj Antonij. My slyshim neprikrytye prizyvy k agressii v adres kanonicheskogo Pravoslaviya // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3793193 .html.
НАЗАРОВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА - кандидат исторических наук, доцент Волгоградского государственного аграрного университета ([email protected]).
РЕДЬКИНА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор Волгоградского государственного университета. РУДНЕВА АКСАНА АРТУРОВНА - старший преподаватель Волгоградского государственного аграрного университета. ИВАНОВ ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ - ассистент Волгоградского государственного аграрного университета. NAZAROVA, TATYANA P. - Ph.D. in History, Associate Professor, Volgograd State Agricultural University. REDKINA, OLGA Yu. - Doctor of History, Professor, Volgograd State University ([email protected]) RUDNEVA, AKSANA A. - Senior Lecturer, Volgograd State Agrarian University ([email protected]) IVANOV, VIKTOR A. - Assistant of the Volgograd State Agricultural University ([email protected])
УДК 94(520):327 Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-3-134-140
ГОРЯЧЕВА Е.А.
ПОЛИТИКА КАБИНЕТА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ЯПОНИИ ФУМИО КИСИДА В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА НА УКРАИНЕ
Ключевые слова: российско-японские отношения, внешняя политика Японии, кабинет Фумио Кисида, антироссийские санкции, эпидемия коронавируса, украинский кризис, специальная военная операция (СВО), общественное мнение.
В статье рассматриваются особенности политического курса премьер-министра Японии Фумио Кисида в феврале-мае 2022 г., направленные на стабилизацию ситуации в Японии после начала специальной военной операции России (СВО) на Украине. Анализируется динамика и причины стабильной поддержки населением премьер-министра, даётся обзор основных мер поддержки Украины со стороны правительства Японии. Помимо этого, дана характеристика анонсированному в конце апреля 2022 г. плану «комплексных экстренных мер» поддержки населения и предприятий Японии, направленному на преодоление последствий пандемии коронавирусной инфекции и, главным образом, последствий для японской экономики присоединения к санкционному давлению на Российскую Федерацию. План предусматривает выделение 6,2 трлн. иен из резервных фондов бюджета Японии. Основными задачами Ф. Кисида на посту премьер-министра в этот период стали разработка комплексной стратегии по сохранению продовольственной и энергетической безопасности Японии, а также определение приоритетов