Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
439
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЯТЫЕ ОТЦЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гурбанов Максим Зиядович

В статье рассматриваются особенности православного семейного воспитания. Автор выделает основные принципы и ценности, на которых должна строиться христианская семья, а также анализирует православные традиции воспитания детей. В работе также предлагаются методические рекомендации по православной педагогике, предполагающие конкретные методы и приемы по воспитанию детей в православной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX TRADITIONS OF FAMILY UPBRINGING

The article discusses the peculiarities of Orthodox family upbringing. The author highlights the basic principles and values on which a Christian family should be built, and also analyzes the Orthodox tradition of raising children. The work also offers methodological recommendations on Orthodox pedagogy, suggesting specific methods and techniques for raising children in an Orthodox family.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Диакон Максим Зиядович Гурбанов,

магистрант Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассматриваются особенности православного семейного воспитания. Автор выделает основные принципы и ценности, на которых должна строиться христианская семья, а также анализирует православные традиции воспитания детей. В работе также предлагаются методические рекомендации по православной педагогике, предполагающие конкретные методы и приемы по воспитанию детей в православной семье.

Ключевые слова: педагогика, семейное воспитание, православная традиция, Русская Православная Церковь, святые отцы.

ORTHODOX TRADITIONS OF FAMILY UPBRINGING

Deacon Maxim Ziyadovich Gurbanov,

Master's Degree student of Omsk Theological Seminary

Abstract. The article discusses the peculiarities of Orthodox family upbringing. The author highlights the basic principles and values on which a Christian family should be built, and also analyzes the Orthodox tradition of raising children. The work also offers methodological recommendations on Orthodox pedagogy, suggesting specific methods and techniques for raising children in an Orthodox family.

Keywords: pedagogy, family upbringing, Orthodox tradition, Russian Orthodox Church, holy fathers.

//II отенциал отечественного семейного воспитания на протяжении всей рус-W 11 ской истории складывался культурной традицией приоритета духовности.

!!_ Воспитательный процесс рассматривался как обладающий духовной целостностью и направленностью» [8]. В православии есть значение семьи как «малой домашней» церкви. Семья с точки зрения христианства рассматривается по аналогии с понятием Церковь как единый организм. Члены семьи живут по законам любви. Семья как малая домашняя церковь имеет три особенно важные черты:

«1) Внутреннее единство жизни и духа.

2) Вера в Бога как норма жизни супругов и детей.

3) Жертвенность родителей» [1, с. 92-96].

Для начала обратимся к понятию «традиции». «Традиция (лат. traditio - передача, предание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах» [7]; «Традиция (от лат. traditio - передача, предание) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от

Диакон Максим Зиядович Гурбанов «Православные традиции семейного воспитания»

поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.» [3].

Согласно справочным изданиям традиция характеризуется как объект и способ передачи социокультурного наследия. В рассмотренных нами трудах ученых категория «традиция» синонимична слову «обычай». Но при этом она вбирает в себя такие составляющие, как «общественные установления, нормы, ценности, идеи. Некоторые традиции охватывают все социальные системы, являясь фактором их существования. Традиция служит и средством передачи этого наследия» [9, с. 24].

В нашей стране «семейное воспитание и семейные отношения базируются на духовных, религиозных традициях. Православие являлось центральным аспектом взаимоотношений между членами семьи. Отечественные ученые неоднократно обращали на это внимание» [9].

Рассмотрим основные традиции семейного воспитания в свете православия.

Во-первых, семейный уклад. Согласно православному учению в семье муж считается главным, так как «...жене глава - муж...» (1 Кор. 11:13). Поэтому как в храме священник отвечает за свой клир и прихожан, так муж в семье тот же священник, отвечающий за ход семейной жизни. Но тут нужно пояснить, что муж ни в коем случае не является по рангу выше или лучше своей жены. Наоборот, он должен следовать образу Иисуса Христа, который является Главой Церкви и в то же время искренно служил людям. Вот таким и должен стараться быть муж. И жена его таким естественно будет хотеть видеть. Ни в коем случае глава семьи - муж -не должен запугивать свою жену или принуждать ее быть служанкой. Мужчина в семье начинает любить искренно тогда, когда начинает отдавать самого себя. Мужья, воспитанные в христианской вере, «должны любить своих жен больше, нежели какие-то мирские свои дела, потому что нет выше успеха, чем счастливая семья, и если наблюдаются какие-то ссоры или неурядицы в семье, то всякие иные достижения абсолютно теряют смысл» [5].

Далее рассмотрим, каковы обязанности жены в православной семье. Апостол Павел нам говорит: «жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефес. 5:22-24). В христианской семье послушание - это есть начало христианского совершенства. В современном мире сложно встретить действительно христианскую семью. Послушание своему мужу и подчинение при условии, что и муж выполняет должным образом свои обязанности, способствуют стяжанию и иных добродетелей. По этой причине жена и должна стараться выполнять послушание своему мужу, ведь на ней словно на стержне держится вся семья. Сам Господь явил нам пример послушания. Но, к сожалению, цели настоящей православной семьи и мирского общества абсолютно противоположны [5]. Особенное значение в жизни супругов должна иметь совместная молитва. Полезным считается, если муж и жена по очереди будут прочитывать молитвы утренние и вечерние. Таким образом, это будет создавать равноправие в молитве и активизируют умную молитву обоих супругов. Естественно в обязанность супругов входит совместное посещение Богослужения, участие в Таинстве Исповеди и Причащения [6, с. 34].

Во-вторых, основы христианского воспитания. Правильное христианское воспитание детей начинается уже с образа жизни их родителей. Если родители жи-

№ 2 (13), 2022

вут согласно православной вере, то и дети уже с раннего возраста будут это чувствовать [6, с. 44].

Когда рождается ребенок, он прежде всего является Божиим чадом, ведь во время зачатия Господь Бог вкладывает в ребенка согласно Своей воле «характерные черты, вкусы, таланты, предназначает его для того или иного пути» [10, с. 26].

Родители ответственны в том, чтобы передать Господу Богу уже усовершенствованного и нравственно возвеличенного человека. Обратимся к святым отцам, как они видят главную задачу воспитания ребенка?

Свт. Лука Крымский рассуждал: «Родители, которые пренебрегают воспитывать детей по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную» [10, с. 28].

Как воспитывать ребенка с самого его рождения в православной вере? Сразу, с первых дней после рождения ребенка его следует осенять крестным знамением. Его первые собственные молитвы должны быть краткими, но частыми. Ведь молитвой тоже можно надоесть ребенку. Свт. Феофан Вышенский размышлял: «Не докучайте, молитвой можно надоесть. Советуйте ему хоть немного молиться утром и вечером, не читай никаких молитв, а так, умно возводя очи к Господу Богу.И днем пусть иногда обращается к Богу с к кратким молитвам: «Господи, Помилуй»; «Господи, благослови». Больше этого не нужно» [10, с. 42-43].

Спустя некоторое время можно приучать уже к тому, чтобы ребенок прикладывался к иконам, стоять на молитве или Богослужении в храме. Когда ребенок начнет говорить, нужно его обучить несложным молитвам. Например, таким, как «Господи, Помилуй», «Господи, помоги нам», какие-то молитвы кратки благодарения Богу. В 4-6 лет можно ребенка уже научить молитве «Отче Наш». Это и будет первоначальными детскими молитвами.

Приучать ребенка с раннего возраста также следует к молитве перед вкушением пищи и после нее. Семейные чтения будут заключаться в прочтении вместе с ребенком различных православных детских сказок, Евангелия для детей, но книги не должны быть сильно трудными для восприятия [6, с. 44-47].

В-третьих, семейный и общественно полезный труд. Ребенка можно приучать к самому различному труду в зависимости от воспитательных условий. Детей нужно приучать к уборке собственных игрушек, квартиры, к мытью посуды, к покупкам в магазине. Ведь в таком труде наблюдается проявление любви к своим родителям. К сожалению, в настоящее время можно встретить выросших детей, которых абсолютно в детстве ничему не научили [6, с. 44-47].

В-четвертых, приобщение детей к христианским традициям. Традициями в православной семье могут быть самые различные. Например, приучить ребенка ждать праздник Рождества. Наряжать вместе с ним елку к Рождеству, приучать к вере в чудо. Чтобы он каждый год под Рождество возле елки находил различные подарки и с нетерпением ожидал этого Великого Праздника. В сочельник в некоторых семьях издревле существовала традиция ожидать первую Звезду и на стол под скатерть класть сено.

К святкам разучить с ребенком различные колядки, такие, которые прославляют Рожденного Богомладенца Иисуса Христа.

На день рождения каждый год приучить ребенка, чтобы он в этот день прибегал к Таинству Евхаристии.

Пользу детям приносят также и поездки с ними по святым местам. Но для путешествия с ребенком необходима серьезная подготовка. Поездку лучше всего ор-

Диакон Максим Зиядович Гурбанов «Православные традиции семейного воспитания»

ганизовать летом. Если ребенок уже знаком с житиями каких-то святых, и это место находится относительно недалеко, то можно и отправиться туда. Ребенок в таких поездках получает силу и духовную радость. Но нужно рассчитывать силы ребенка, на сколько времени их хватит. Если это поездка в монастырь, то можно с детьми потрудиться там во Славу Божию. Это принесет определенную пользу детям. Также интересным будет для детей узнать о монашеском образе жизни, встретить монаха. Все это, безусловно, оставит положительный отпечаток в дальнейшей жизни ребенка [4].

Реализация особенностей семейного воспитания в православной традиции требует соответствующей подготовки и сопровождения. Методические рекомендации представляют собой конкретные методы, приемы, меры организации деятельности воспитания в семье в контексте православной традиции. Данные методические рекомендации направлены на учет и объяснение порядка действий по реализации названных особенностей; поясняют важные моменты организации процесса семейного воспитания в свете православного учения.

Выделим ключевые моменты, которые желательно учитывать:

Воспитание в утробе

Родители должны понимать, что воспитание ребенка начинается уже в утробе матери. И уже очень важно в период беременности, чтобы мама следила за собой. Следить не только за состоянием телесного здоровья, что также очень важно в этот период, но и за состоянием духовного здоровья своей души.

Что же поможет внутриутробному воспитанию младенца? Приведем основные примеры:

1. Стараться больше времени проводить в молитве;

2. Уделять время чтению богодухновенных книг;

3. Чаще принимать участие в Таинствах Церкви, если еще не крещены, то обязательно принять крещение. Принимать Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа в Таинстве Причащения.

Уже с раннего возраста родители должны привить любовь к Богу.

Воспитание в отрочестве

Святой праведный Иоанн Кронштадтский призывает воспитывать детей в некой строгости. То есть, не нужно идти у детей на поводу. Когда родители все больше и больше стараются угодить детским «хотелкам», и в итоге получится, что дети теряют нравственные качества. Образуется понятие, что все можно и нет никаких запретов. Самое страшное для родителей, это услышать от детей, когда они вырастут, о недолжном их воспитании. Важно воспитывать не только ум, но и сердце.

По слову Старца Паисия Святогорца, родителям нужно научить детей различать добро и зло. Ведь понимание о добре и зле уже закладывается с самого младенчества детей. Только родившийся ребенок впитывает в себя окружающее словно «губка». Старец также советует, не нянчится с детьми долго, а научать их быть более самостоятельными.

Не стоит забывать и о своем личном примере родителей. Совместное чтение утреннего и вечернего правила всей семьей поможет ребенку научиться послушанию и смирению. Чтение молитв перед едой, перед выходом из дома, а также перед началом всякого доброго дела дает понять, что любое дело нужно начинать и оканчивать молитвой. Конечно, ребенок, видя, что родители сами того не делают, повторять этого никогда не будет.

№ 2 (13), 2022

Если родители искренне любят своих детей, то и дети в свою очередь научатся любить родителей. Важно детям уделять внимание. Дети всегда нуждаются в общении с родителями. Пришли вы, допустим, с работы, поговорите с ребенком, спросите, как у него дела, ребенок будет знать, что он небезразличен своим родителям, он важен им.

Необходимо с раннего возраста научить детей доброму отношению к окружающим вещам и людям. При ребенке в семье никогда не должно быть разговоров о финансовых или хозяйственных вопросах. На раннем этапе воспитания такие вопросы убивают в детях тягу к духовному.

Святой Игнатий Брянчанинов рекомендует, чтобы любой плохой поступок со стороны ребенка не был безнаказанным. Но наказание не в смысле силой или гневом, а словом. Родители в своих нотациях должны показывать любовь, дать наказ ребенку, чтобы тот задумался и старался не совершать ошибок впредь. Наказание в гневе только усугубит ваш воспитательский процесс. При наказании первая цель родителей, это не причинить вред ребенку, а направить его на правильный, истинный путь жизни.

Никогда не нужно ссориться или выяснять отношения родителей на глазах у детей. Дети должны помнить, что семья - это место любви и взаимопонимания. Если что-то действительно беспокоит родителей, лучше поговорить наедине.

Не бывает в жизни готовых шаблонов воспитания детей. Но все-таки святые отцы имеют одно общее мнение, необходимо показывать свой собственный пример нравственной жизни. Родители - это авторитет в глазах ребенка, на который он опирается в течение своего становления и развития. Если родители обретут Бога в сердце своем, то можно сказать, что и дети также найдут Христа.

Если родители в детях заложили доброе воспитание, то дети заложат добрую традицию на поколения вперед.

Просите, чтобы Бог даровал нам и нашим детям сердечной чистоты для принятия Духа Святого и радость полноты жизни.

Анализ разнообразной литературы позволил выделить ошибки, которые возможны при воспитании ребенка. Они бывают следующие:

1) Когда родители проявляют к своему чаду недостаточно любви.

2) Различные угрозы со стороны родителей и физические наказания.

3) Когда сами родители не соответствуют моральным требованиям, а требуют от ребенка, чтобы он им соответствовал.

4) Проявление излишней опеки.

5) Когда родители сильно по абсолютно каждому поводу беспокоятся о своем ребенке, впадают в панику.

6) Когда родители эмоционально не готовы принять какие-то черты характера ребенка, его некоторые чувства и желания.

7) Когда один из родителей не может принять внешность своего чада:

например, супруга говорит: «похож на нелюбимого мужа».

8) Когда родители не понимают индивидуальных особенностей личности ребенка.

9) Когда родители слишком требовательны к своему чаду.

10) Когда отец и мать чередуют жестокие наказания с милым «заласкиванием».

11) Потакание любым прихотям своего ребенка.

12) Когда отец и мать не согласовывают свои действия в воспитании ребенка.

13) Ссоры в семье между супругами.

Диакон Максим Зиядович Гурбанов «Православные традиции семейного воспитания»

14) Когда родители наглядно проявляют больше любви к одному ребенку, чем к другому.

15) Диктатура в семье.

16) Когда отсутствует со стороны родителей последовательность и разумность требований к своему чаду [10, с. 157].

Существуют еще такие ошибки в воспитании, которые могут привести к нервным заболеваниям ребенка. Такие ошибки ни в коем случае нельзя допустить в то время, когда ребенку от 3 до 7 лет. Какие-то неурядицы в семье в это время могут у ребенка впоследствии вызвать детский невроз. Особенно неврозу подвержены те дети, которые растут в неполных семьях. «Приучая детей к дисциплине, необходимо учитывать их потребность в теплоте и отзывчивости, а бездушный подход может только травмировать. Нельзя быть слишком требовательными к своему чаду» [10, с. 157].

В православном воспитании ребенка главное - не допустить ошибок. Ведь любая ошибка родителей может привести к плачевным последствиям, иногда к непоправимым. Дети, подрастая в православной семье, если их воспитывали родители без ошибок, в свою очередь, с радостью будут исполнять пятую заповедь о родителях: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог Твой дает тебе» [2].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башкиров В. Г., протоиерей. На пути к Богу. Пошли свет твой и Истину Твою... -Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2016. - 431 с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2013. - 1376 с.

3. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс] Сайт «bigenc.ru» URL: https://bigenc.ru/world_history/text/4199293(Дата обращения 17 апреля 2021)

4. В паломничество с детьми [Электронный ресурс] // Православный интернет-портал «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/deti/v-palomnichestvo-s-detmi(дата обращения 07.02.2021).

5. Йонг Алексей, священник. Православная семья [Электронный ресурс] // Русская православная церковь: Балтимор, США. URL: http://www.holytransfiguration.org/ ru/library_ru/fam_orthodox_ru.html(дата обращения 06.02.2021).

6. Коледа Глеб, протоиерей. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М., 1997. - 203 с.

7. Новейший философский словарь. [Электронный ресурс] Сайт «gufo.me» URL: https://gufo.me/dict/philosophy/(Дата обращения 17 апреля 2021)

8. Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России. [Электронный ресурс] Сайт «cyberleninka.ru» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsennostnye-prioritetysemeynogo-vospitaniya-v-rossii(Дата обращения 28 апреля 2022)

9. Смирнов В.В. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 Оренбург, 2007.- 211 с.

10. Энциклопедия православной семьи / Авт.-сост. В. Зоберн. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.