ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №4(11)
ИСТОРИЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО БЫТА РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА КАЗАНСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
© О.Л.Малышева
Анализируется православная традиция внутрисемейного быта русского крестьянства Казанского края на рубеже Х1Х-ХХ вв., определяются приоритеты в воспитании детей, специфика структуры расширенной патриархальной семьи.
Глобализация современного мира ставит Россию перед новыми вызовами - геополитическими, экономическими, духовными. В этой связи демографический фактор имеет важнейшее стратегическое значение, в немалой степени определяя жизнеспособность и крепость российской государственности. Между тем демографическая ситуация в нашей стране оценивается экспертами как чрезвычайная. В России воспроизводится сверхсмертность: у нас умирает 2,3 млн. человек в год, в пересчете на 100 тысяч населения - в 2 раза больше, чем в Европе и США. В 3 раза у нас больше, чем в среднем по миру самоубийц (40 на 100 тысяч населения), и по этому показателю мы занимаем первое место в мире. В то же время в России низкий коэффициент рождаемости. Сегодня он составляет 1,2-1,4, то есть поколения родителей едва ли наполовину замещаются поколениями детей, тогда как еще совсем недавно в стране многодетность была отнюдь не редкостью: в 1958-1959 гг. суммарный коэффициент рождаемости составлял в целом по России -2,626, а в сельских местностях - даже 3,379 [1]. Что уж говорить о дореволюционной России, где были самые высокие в мире темпы роста населения? Осознание всей трагичности ситуации заставило выдвинуть демографическую политику в качестве приоритетной задачи государства, на решение которой напрямую или косвенно нацелены Национальные проекты. Однако акцент на экономической составляющей и расширение спектра социальных услуг для матерей (что, конечно, очень важно) при игнорировании духовности и семейных традиций русского народа, в условиях агрессивной политики транснационального капитала в лице СМИ и образовательных программ по воспитанию общества потребления, едва ли сможет кардинально разрешить демографическую проблему и привести к созданию крепких семей. Трудно не согласиться с упреком митрополита Иоанна Снычева в адрес средств массовой информации, которые "с ма-
ниакальным усердием продолжают разрушать традиционный русский семейный уклад, пропагандируя в среде молодежи культ насилия и богатства, бесстыдства и прожигания жизни" [2]. Обращение к своим корням, духовным, культурным, в том числе традиционным семейным ценностям, актуализируется нравственным состоянием нашего общества и необходимостью укрепления института семьи, без которого невозможно достижение стабильности в государстве и достойного ответа вызовам современного мира. В этой связи особый интерес представляет крестьянский семейный быт в дореволюционной России. На протяжении веков крестьянская семья предопределяла формирование нравственных идеалов народа, его менталитет, оставалась хранительницей православной традиции.
Тема семейно-брачных отношений русского народа не была обойдена вниманием историков и этнографов. В Татарстане систематическое изучение свадебной обрядности и семейного быта русского населения было начато Е.П.Бусыгином, Н.В.Зориным и Е.В.Михайличенко. Однако несмотря на богатый этнографический материал, вне поля зрения исследователей осталась роль православия в жизни русского крестьянства, которое являлось стержнем духовной жизни и быта русского народа, определяло жизнедеятельность как всего общества, так и каждого отдельного человека. Нельзя согласиться и с некоторыми оценками семейного уклада русского крестьянства, что объясняется идеологическими штампами того времени, когда эти работы были написаны. Актуальность проблемы и некоторая незавершенность в ее исследовании определили как выбор темы статьи, так и ее цель: анализ православной традиции внутрисемейного быта крестьян Казанского края во второй половине Х1Х -начале ХХ веков. На развитие семейно-брачных отношений крестьянства Казанской губернии оказали влияние следующие факторы:
- сложность этнического состава населения и взаимовлияние разнородных культур народов Среднего Поволжья;
- преобладание неразделенных семей, среди которых можно выделить следующие типы: "отцовский" тип составляли семьи из совместно живущих родителей, детей, внуков, иногда правнуков; "братский" тип - семьи из нескольких совместно проживающих братьев с их женами и детьми;
- православие, которое определяло духовный облик русского народа, регламентировало все стороны его быта. "Русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью стремлений отдельного человека в его личной жизни, главной задачей супружеского, семейного бытия, смыслом общественного и государственного существования России является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает из века в век Русская православная Церковь", - писал митрополит Иоанн (Снычев) [3].
Православная традиция настаивала, что брак имеет силу и качество таинства, которое было освящено Самим Господом. Глубина единения в браке раскрыта апостолом Павлом: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви... Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" [4].
Главенствующее положение мужчины в семье соотносилось с патерналистской моделью государственного управления в самодержавной России, согласно которой Государь был отцом для своих поданных, а отец семейства - государем в своем доме. Объясняя суть патернализма в христианстве, московский митрополит Филарет писал: "В семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе - государстве" [5]. Эта особенность в полной мере воспроизводилась в патриархальной крестьянской семье.
В юрисдикции РПЦ были дела о языческих браках, разводах, наказание за прелюбодеяние,
выяснении степени родства между женихом и невестой. Время заключения браков также регламентировалось церковью. Так, венчание не совершалось в дни Великого, Успенского, Петрова, Рождественского постов, во время религиозных праздников, во вторник, четверг и субботу в течение всего года. В крестьянском быту хронология брачных обрядов была связана с сельскохозяйственным календарем. Чаще всего свадьбы начинались с Покрова, когда оканчивалась тяжелая деревенская страда. Праздник считался покровителем брака, так как Покров Богородицы, некогда простертый ею над верующими во Влахернском храме, напоминал свадебное покрывало. До сих пор бытует примета, что если на Покров выпадет снег - быть свадьбам в большом количестве. С праздником Покрова связано значительное количество пословиц и поговорок: " Батюшка Покров, кроешь ты снегом землю и воду, покрой и меня молоду!", "Матушка Пятница Прасковея, пошли женишка поскорее".
Браки заключались родителями без учета симпатий жениха и невесты. Конечно, были браки и по любви. Но родители соглашались с выбором сына или дочери тогда, когда этот выбор их устраивал. Перед заключением брака необходимо было решить имущественные вопросы, что было непросто в связи со сложной системой собственности у крестьян. Основную роль в крестьянском хозяйстве играла коллективная собственность: дом, хозяйственные постройки, скот. Каждый член семьи вкладывал свой труд в упрочение общесемейной собственности. Если члены семьи были вынуждены отправляться в отход, то все заработанные ими деньги поступали в общесемейный бюджет. Из общесемейных доходов исполнялись подати и повинности, обеспечивалось содержание всех членов семейного коллектива. В личном пользовании домочадцев находились лишь предметы индивидуального пользования: одежда, обувь и прочее. Исключением было имущество замужней женщины, которое не подлежало общесемейному использованию. Но и она не являлась дольщицей семейного хозяйства. В случае смерти замужней женщины ее вещи наследовались дочерьми или, если последних не было, возвращались в дом родителей. Важное место в личной собственности женщин занимала "собена". В Мамадышском уезде "собена" включала в себя телку и 2-3 овцы. Все продукты, получаемые от них, находились в полном распоряжении женщины. В Лаишевском, Чебоксарском, Казанском уездах "собена" представляла собой выделяемый снохе семьей участок земли под посев. Эти надельные участки засеивались в основном льном [6].
Перед свадьбой определялось личное имущество невесты, которое складывалось из приданого, кладки, наследства по женской линии, "сыров" и свадебных подарков. В дальнейшем оно пополнялось за счет доходов с "собены". Приданое состояло из двух частей: первая часть создавалась трудом невесты, а вторая включала имущество, выделяемое невесте родителями: белье, верхняя одежда, скот. Жених должен был предоставить кладку, которая состояла из денег, одежды и обуви для невесты, а также продуктов для свадебного стола. В среднем стоимость кладки в конце ХІХ века колебалась в пределах от 20 до 80 рублей. Кладка, наряду с приданым, входила в состав личного женского имущества и обеспечивала замужней женщине некоторую имущественную самостоятельность в семье мужа.
Крестьянская молодежь вступала в брак сравнительно рано. Мужчины женились с 18 лет, женщины выходили замуж 16-летними. Часто муж был значительно моложе своей жены. Основной причиной таких браков являлась потребность крестьянских хозяйств в женщинах - работницах. Случаи превышения возраста жены над возрастом мужа отмечались исследователем
Н.В.Зориным в селах бывшего Яранского, Царе-вококшайского, Спасского, Чистопольского, Ци-вильского, Бугульминского и других уездов. Превышение возраста жены над возрастом мужа было широко распространено у местных народов края: чувашей, мари, мордвы и др. Н.В.Зорин считает, что у русского населения доля браков, где возраст невесты значительно превышал возраст жениха, была выше там, где русские жили среди этих народов или по соседству с ними [7].
В христианском браке муж - глава семьи, ее опора и защита. Именно он в ответственные минуты жизни принимал окончательное решение, являлся "высшим судом в семье". Нравственная символика заключалась в самом свадебном ритуале. Например, соединение рук молодых означало передачу жены в собственность мужу. В знак покорности невеста снимала с жениха сапоги, причем в правом сапоге находились деньги, а в левом плеть. Когда невеста снимала правый сапог, жених отдавал ей деньги. Это означало, что отныне он будет заботиться о материальном благополучии жены. Когда новобрачная снимала левый сапог, жених ударял ее плеткой, что являлось символом неограниченной власти мужа над женой. На второй день свадьбы молодая жена брала ковш воды, полотенце, мыло и приглашала вымыть руки родителей жениха и его родственников. Этот обряд говорил о готовности новобрачной быть услужливой не только перед мужем, но и перед всей его родней.
Особое положение занимал старший мужчина в семье - большак, которого в Казанской губернии называли "старшим", или "головой". Он распоряжался трудом членов семьи, разбирал внутрисемейные споры, наказывал провинившихся, следил за нравственностью, делал покупки, платил налоги, являлся ответственным перед миром за поведение домочадцев. Роль большака усиливалась тем, что члены семьи могли вступать в какие-либо сделки только через него [8].
Женщины в семье занимали соподчиненное место. Впрочем, в их положении, правах и обязанностях просматривалась жесткая иерархичность. Самую высокую позицию занимала жена главы семьи - большуха. Она наблюдала за порядком, занималась обучением домашним работам младших членов семьи, воспитанием внучат. Снохи же считались "чужеродками" и были отделены от содержания на общесемейные доходы, кроме питания и снабжения рабочей одеждой. На свои средства они должны были удовлетворять не только свои потребности, но также иногда одевать мужа и детей. В неразделенных семьях было несколько снох. Ими управляла обычно свекровь, которую они должны были во всем слушать. Старшая сноха имела преимущества над другими снохами: она управляла домом вместо свекрови в случае ее болезни или отсутствия. За каждой снохой закреплялись определенные домашние обязанности.
Между членами семьи обязанности были четко разграничены, что вполне соответствовало православной традиции. В православных текстах труд четко подразделялся на мужской (пахота, строительство) и женский, а потому непрестижный для мужчин (приготовление пищи, уход за скотиной, ткачество. Например, мать св. Феодосия Печерского была недовольна, заметив, что сын решил сам испечь просфоры - свидетельство недопустимости мужчин к "женским" делам по нормам православной этики [9].
Основной целью брака являлось рождение и воспитание детей. Роды были событием для всей семьи. Так, в случае тяжелых родов все присутствующие снимали пояса, расстегивали воротники, просили священников открыть в церкви ворота. Новорожденного мальчика заворачивали в рубаху отца, а девочку - в кофту матери с целью защитить их от несчастий в будущем. Пуповину девочки перерезали на прялке, чтобы в будущем она стала искусной рукодельницей. У мальчика пуповину перерезали на топоре, чтобы он вырос мастером своего дела.
Святоотеческая традиция в процессе воспитания требовала на все "обращать внимание: и на то, что есть дитя, и на то, чем быть ему. Нужно вос-
питать тело его, доведши его до того, чтобы оно было и крепко, и живо, и легко... Но еще больше должно позаботиться о воспитании духа" [10]. При болезнях детей благочестивые родители давали обеты Богу, которых могло быть множество: и в церковь ходить, и милостыню подавать, и скоромное не вкушать. Но все-таки главным было воспитание благочестия и страха Божиего. Растолковывая значение "страха Господня", Преподобный Сергий писал: "Вы внушите ребенку, что Господь Бог есть Отец его небесный, которого он должен любить всем сердцем и всем помышлением своим, что всякое нехорошее дело и даже слово оскорбляет его - Премилосердного... Начинай воспитание сына своего или дочери в страхе Божьем с раннего их возраста" [11]. Для этого церковь рекомендовала следующее: "Проснулся ребенок, умылся, принарядился во что Бог послал, тотчас ставь его на молитву; не поленись и сам с ним помолиться, хотя бы ты уж прочитал молитвы утренние. Плохо выговаривает он слова молитвенные - ничего, пусть его выговаривает как умеет! Господу Богу лепет младенческий приятнее нашего разумного многоглаголания, ты только поправляй его обмолвки и недоговорки" [12]. При сложностях в воспитании детей родители молились Господу о вразумлении своих чад. Вот как вспоминал о "жалобах" к Богу своей матери великий старец Седмиезерной пустыни, прославленный в лике святых Казанской епархии, схиар-химандрит Гавриил: "Бывало, нашалишь, а матушка и скажет: "Ганя! Не шали! Вот ты все не слушаешь - шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи наращиваешь, потом и сам с ними не сладишь". А молодость берет свое: как не удерживаюсь -опять нашалю. Тут матушка, бывало, встанет на колени пред образами и начинает со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться. А я стою возле - притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жалко. И опять обещаю не шалить, да и сам уж начну молиться рядом с матушкой. Матушка была женщина духовная. Даже и на детские шалости смотрела вот с той точки зрения, что грешно это или нет? Так и все в жизни оценивала только с религиозной стороны: угодно ли Богу" [13].
Святитель Феофан Затворник считал, что родители должны прививать в своих детях "трудолюбие
- тяготение к труду и ненависть к праздности, любовь к порядку., добросовестную исправность -расположение, не жалея себя, не щадя сил, выполнять по совести все, что требуется" [14].
Не удивительно, что труд рассматривался как богоугодное дело, а трудолюбие - как одно из важнейших нравственных качеств. Отсюда и
русские пословицы: "Бог труды любит", "С молитвой в устах; с работой в руках", "Богу молись, а сам трудись". Отношение к труду как к проявлению духовной жизни выразилось "Домострое", который настаивал: "А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец
- сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст" [15].
До семи лет дети воспитывались матерями, но с семи лет мальчики переходили под наблюдение отца, передававшего им навыки и умения, которые необходимо было знать крестьянину. Девочкам же трудовые навыки прививались матерями. Особое значение придавалось воспитанию стыдливости и целомудренности. Ведь само слово "невеста" в русском языке означает неведение греха, непорочность, которой христианство придавало почти мистическое значение. Русские свадебные обряды поощряли невесту и ее родителей, если та сохраняла духовную и телесную чистоту. В Казанском крае был широко распространен обычай "посада". Невеста должна была сесть на особое священное место - дежу, но не смела сделать это, если уже потеряла невинность. Если молодая жена оказывалась нецеломудренной, то ей надевали хомут и рваную рубашку. Родителей же прилюдно корили за плохое воспитание дочери и с позором изгоняли со свадьбы.
Православная традиция формировала и отношение русского крестьянства к богатству, которое было весьма своеобразно - восприятие богатства как не столько результата собственных усилий, сколько благодати Бога. Богатство не имело самоценности и тем более сакрального смысла. Детей учили добиваться "праведным" путем не богатства, а достатка - то есть некоего социально-приемлемого максимума, допустимого (без вреда для души) предела обеспеченности. В то же время воспитывалось бережное отношение к чужому имуществу. Взять чужое - великий грех: "Пожалей чужое, Бог даст свое", "Лучше по миру собирать, чем чужое брать", "Лучше дать, нежели взять".
Церковь нацеливала родителей на воспитание в детях важнейших для христиан качеств - смирения, уважения к старшим, покорности родительской воле. Свт. Феофан Затворник писал: "Воля родителей что воля Божия, лицо их - лицо Божие. Кто не чтит их, не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал и от Бога. Чтущий родителей будет всячески заботиться о них и поведением своим радовать их" [16].
В воспитании своих детей родители руководствовались любовью, но эта любовь должна быть "истинная, трезвенная, разумом управляемая, а не
пристрастная и поблажливая. Последняя слишком много жалеет, извиняет и снисходит", - писал святитель Феофан Затворник [17]. Поэтому церковь не исключала, а иногда и рекомендовала физические наказания: "Ибо когда ты не наказываешь их, когда ты не вразумляешь, то они, прилепляясь к людям порочным и развратным и принимая участие в их нечестии, подвергаются общим законам и наказываются перед глазами всех; после такого несчастия бывает большой стыд, когда все пальцем указывают на отца. Посему прошу и умоляю иметь великое попечение о своих детях и постоянно заботиться о спасении душ их", - писал Иоанн Златоуст [18].
За плохое воспитание детей родители отвечали перед миром. Ведь и в начале ХХ века крестьянская семья жила в рамках и под опекой сельской общины, которая имела право вмешиваться во внутрисемейные отношения и в случае необходимости регулировать их.
Развод считался неприемлемым. В Новом Завете говорится: "Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее. И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует" [19]. К началу ХХ века православная традиция недопустимости разводов несколько поколебалась. По факту жестокого обращения мужей женщины обращались в суд и ходатайствовали о разводах [20]. Справедливости ради надо заметить, что разводы все же оставались достаточно редким явлением. Каждый случай тщательно расследовался Казанской духовной консисторией, которая по возможности пыталась примирить супругов [21].
Развитие капиталистических отношений в деревне привело к изменениям в жизни крестьянской семьи. Патриархальный быт и характерные для него традиционные основы семейной жизни постепенно размывались, что проявлялось, например, в изменении роли главы семьи, большей самостоятельности отдельных членов семьи, в новых тенденциях во взаимоотношениях мужчин и женщин. В то же время патриархальный уклад еще прочно бытовал в семейной жизни крестьян края и в начале ХХ века.
Сегодня традиционные представления о родовых задачах семьи и воспитании детей остались в прошлом традиционного общества и молодежи усиленно навязываются модели жизни общества потребления, ставящие во главу угла удовольствие, материальный успех и карьерный
рост, правило "каждый сам за себя". Но в этой модели не нашли места крепкие семьи и рождение детей. Может, поэтому и следует вспомнить о традиционных семейных ценностях, которые предполагали высокий статус и ответственность мужчины в семье, восприятие ребенка как дара Бога, за которого родители несли ответственность перед Господом, акцент на воспитании духовного и нравственного здоровья детей, привитие им трудовых навыков и уважения к старшим.
1. Крупнов Ю. Демографическая доктрина России // www.dorogadomoj.com/069det.html. С.3
2. Митрополит Иоанн (Снычев) Русский узел. СПб., 2004. С.100.
3. Там же. С.109.
4. Новый Завет Ефес. 5.
5. Христианское учение о царской власти из проповедей Филарета, митрополита Московского. М., 1901. С.5.
6. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Михайличенко Е.В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Казань, 1973. С.96.
7. Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань, 1981. С.199.
8. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХУІІІ - н. ХХ). СПб., 2000. С.142.
9. Львова Н. Государыня дома. День из жизни женщины допетровского времени // Родина. 1996. №3. С.41.
10. Свт. Феофан Затворник Об обязанностях родителей // Православная семья в современном мире. М., 2001. С.55-56.
11. Как учить детей страху Божию? Благословение Обители Преподобного Сергия // Христианская семья и брак. М., 1992. С.55.
12. Там же. С.55.
13. Цит. по кн.: Архимандрит Симон (Холмогоров). Един от древних. М., 2001. С.28.
14. Свт. Феофан Затворник Об обязанностях родителей // Православная семья в современном мире. М., 2001. С.58.
15. Домострой. М., 1990. С.115.
16. Свт. Феофан Затворник Об обязанностях детей по отношению к родителям // Православная семья в современном мире. М., 2001. С.52.
17. Там же. С.59.
18. Слово св. Иоанна Златоуста О воспитании детей // Крестьянская семья и брак. М., 1992. С.51.
19. Новый Завет. От Марка 10: 11-12.
20. НА РТ Ф.4. Оп.67. Д.1; Оп.1. ДД.123655, 123656, 123657.
21. НА РТ Ф.4. Оп.1. Д.150. Л.1-2об.
ORTHODOX CHRISTIAN TRADITION IN THE FAMILY LIFE OF THE RUSSIAN PEASANTS IN KAZAN PROVINCE ON THE BOUNDARY OF THE XIX-TH - XX-TH CENTURIES
O.L.Malysheva
The orthodox Christian tradition in the family life of the Russian peasants of the Kazan province on the boundary of XIX-XX th centuries is analyzed. The special attention is paid to the role of Orthodox Christian tradition in the process of children upbringing and it's influence on the structural peculiarities of the patriarchal Russian family.