Научная статья на тему 'Святые покровители семейного благополучия в Православии'

Святые покровители семейного благополучия в Православии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьева Л. А.

Статья посвящена святым покровителям семьи в Православии, которым принято молиться о благочестивых семейных отношениях, рождении и праведном воспитании детей, а также дается краткая указывается характеристика учении церкви о семье как «Малой Церкви».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святые покровители семейного благополучия в Православии»

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПРАВОСЛАВИИ

© Соловьева Л.А.*

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Статья посвящена святым покровителям семьи в Православии, которым принято молиться о благочестивых семейных отношениях, рождении и праведном воспитании детей, а также дается краткая указывается характеристика учении церкви о семье как «Малой Церкви».

Тема семьи, материнства, и детства является актуальной для современной России. Развитию семьи и поддержке семейных ценностей уделяется большое внимание не только со стороны государства и общественных организаций, но и церкви (Русской Православной Церкви). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечал: «... Гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та среда, где закладывается будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие.» [1].

Долгое время в России хранителем семейных традиций и ценностей была Православная церковь, нормы и правила, регулирующие взаимоотношения в семье были взяты из учения церкви, а сама семья именовалась «Малой Церковью» или «Домашней церковью». Создание семьи в Православии благословляется таинством брака, где происходит освящение супружеского союза. «Брак - таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей» [2, с. 266]. Святитель Григорий Богослов, Св. Иоанн Златоуст, Св. Ефрем Сирин, Св. Ири-ней епископ Лионский, Феофан Затворник оставили огромнейший материал относительно темы семейных отношений, где основное внимание уделялось теме благословения брачного союза. В качестве примера можно привести высказывание Св. Григория Богослова, который говорил: «Одно из лучшего, чтобы Сам Христос присутствовал на браке, потому что где Христос, там благопристойность; и чтобы вода стала вином, то есть все претворилось в лучшее. Так и браки христианские должны иметь благопристойность, а благопристойным делает степенность. Вот что приносим в дар бракосочетанию» [3, с. 4]. О роли благословения брака рассказывается в Евангелии от Иоанна. На брачном пире в Кане Галилейской, где присутствовал Иисус Христос с Матерью Своею. Своим присутствием Иисус Христос освятил

* Ассистент кафедры Религиоведения.

брак, когда совершил своё первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской, претворив воду в вино. В предании говориться, что это был брак Симона Кана-нита родственника Девы Марии. Матерь Божия обратила внимание на беспокойство жениха и невесты; оказалось, что у них вина недостаточно, и Она впервые обратилась к Сыну Божия с просьбой о помощи: «Сын Мой! Они скорбят, помоги им! Вина у них нет!», на что Он ответил: «Жено, что есть мне и Тебе? Не пришел еще час Мой!» [4, с. 51]. По древнему обычаю, у входа в дом иудеев всегда стояли большие глиняные кувшины - водоносы для омовения рук и ног. Христос сказал слугам: «Наполните сосуды». Когда они наполнены до верха, Господь опять приказал: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Все это было тихо сказано, так что о том не знал. Но когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, тогда приказал позвать хозяина и сказал ему. «Всякий подает сперва хорошее вино, а когда довольно пили, тогда худшее, а ты хорошее вино берег доселе» [4, с. 51]. Так Господь положил начало чудесам. Чудо в Кане Галилейской несет в себе символическое значение. Вода представляет собой повседневную жизнь, наполненную греховными помыслами и момент свадьбы не исключение. Превращение воды в вино это символ радости, взаимной любви супругов. «Чудо превращения воды в вино, говорит нам, о том, что вода, натуральная простая стихия, обращается в высшую стихию, в Евангельскую христианскую влагу. В память об этом чуде сочетающиеся браком пьют вино из одной чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе» [5, с. 33].

Брак в Православии представляет собой спасительное состояние человеческой жизни, он является основанием семьи, а семья есть малая Церковь Христова. Согласно учению церкви, семья именуется «Малой церковью», поскольку, символически представляет собой храм, где муж главенствует, в доме как священник в Храме задает духовный строй и порядок жизни. Жена в свою очередь является его помощницей и союзницей, содействуя, как диакон во время церковной службы, осуществлению задуманных целей и жизненных планов. Поэтому в христианстве муж и жена есть образ таинственного, благодатного союза Христа с Церковью. Единая вера супругов во Христа, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога.

В Православии верующие за опытом построения семьи и благочестивого воспитания детей обращаются к святым, которые стяжали святость благочестивой семейной жизни, протоиерей Святослав Зулин указывает на таких святых как: Св. Петр и Феврония, Св. Праведные Иоаким и Анна, Мученики Гурий, Самон и Авив, Св. Мученики Адриан и Наталия, Преподобные Кирилл и Мария Радонежские.

Святые князья Древней Руси Петр и Февронья Муромские в XVI веке Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. Благоверные супруги щедро помогают всем, кто с верой в их заступничество приезжает к ним помолиться о даровании доброй невесты (хорошего жениха), семейном мире и благополучии, единомыслии и вразумлении неверующего или нецерковного супруга.

Своею жизнью благоверные Петр и Феврония в полноте показали ту высоту брачного союза, которую хочет видеть Бог в каждом союзе мужа и жены. Святые супруги имели пятерых детей: сыновей Святослава, Юрия, Ярослава, Давида и дочь Евдокию. Так что была у них настоящая семья, как в народе говорят, семь «Я» - папа, мама, да пять ребятишек. Детьми всегда были богаты русские семьи - от княжеских до крестьянских. Но именно святых Петра и Февронию следует просить о благодатной помощи в воспитании детей. Именно от них, сумевших воспитать детей в духе благочестия, послушания и любви, берет свое начало известное выражение «четыре сыночка и лапочка дочка». Известно, например, что Евдокия, стала прекрасной супругой другого святого - благоверного князя Святослава Юрьевского, в браке с которым у них родился сын Димитрий, в древних святцах также упоминаемый как святой. И подобно святым родителям Евдокия окончила свое житие в Муромской обители, приняв иноческий постриг по совершеннолетии сына.

За сотни лет по молитвам святым Петру и Февронии многие верующие получили помощь, удостоверяясь в том, что, воистину, эти святые помогают сделать семейную жизнь по-настоящему счастливой! Иконы с их изображением следует иметь в каждом православном семействе, как пример истинной и взаимной супружеской любви до последнего вздоха. Память святых благоверных князей Петра и Февронии совершается в день их «купного» преставления 8 июля (по н.ст.).

Святые праведные Иоаким и Анна. Родители Пресвятой Богородицы -святые Богоотцы Иоаким и Анна - идеальная супружеская чета являют собой наиболее полное выражение брака как мистического таинства, в котором присутствует чудо.

Святой праведный Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна происходила из колена Левина. Супруги жили в Назарете. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Ио-аким взял в Иерусалим для принесения их Богу в храме, не были приняты священником, посчитавшим, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило Иоакима, и он, считая себя самым грешным из

людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим явился архангел Гавриил и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, по обетованию Божию, где через девять месяцев у них родилась Дочь, нареченная Марией.

Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих. День памяти 22 сентября.

Мученики Гурий, Самон и Авив. Во время гонений на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (305-311) в городе Едес-се были схвачены два друга, христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву языческим богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям, которые переносили с твердостью и молитвой. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили. Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311-324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели его бездыханное тело неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.

После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе на помощь. Помогли они и благочестивой девушке Евфимии из Едессы. Однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена. Евфимия стала его рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам - свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил ее от страданий

и чудодейственно перенес в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и по приказу правителя гот был казнен. Святые мученики Гурий, Самон и Авив особенно почитаются как покровители замужних женщин. Им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою». День памяти 28 ноября.

Святые мученики Адриан и Наталия.

Мученики Адриан и Наталия жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311). Адриан был начальником судебной палаты императора и сам был язычником, а его жена Наталия была тайной христианкой. Наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как исповедуют Христа, Адриан уверовал и сказал писцам: «Запишите и меня, так как и я христианин и с радостью умру за Христа Бога». Писцы донесли об этом императору, который призвал Адриана и спросил: «Неужели и ты обезумел и хочешь погибнуть? Пойди, вычеркни свое имя из списков и принеси жертву богам, прося у них прощения». Святой Адриан отвечал: «Я не обезумел, а обратился к здравому разуму». Его посадили в темницу, где его поддерживала жена, святая Наталия. Она говорила мужу: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное - прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела». Адриана вместе с другими мучениками подвергли страшным истязаниям. Святая Наталия поддерживала его до конца.

Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на овдовевшей Наталии, которая была молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, действительно, вскоре преставилась к Богу на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда верующие перенесли тело мученика Адриана. День памяти 8 сентября.

Преподобные Кирилл и Мария. В четырех верстах от древнего Ростова Великого, где ныне располагается обитель во имя Святой Троицы - Варниц-кий монастырь - в к. XIII - нач. XIV вв. было поместье знатных и благородных ростовских бояр Кирилла и Марии. Они имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им второго сына - будущего основателя Свято-Троицкой Лавры, светильника земли русской - преподобного Сергия Радонежского. Еще до его рождения за Божественной литургией праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Праведная Мария, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Богу. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и

пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились в Радонежские, где в трех верстах был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей жизни праведные Кирилл и Мария пожелали принять ангельский образ. В этом монастыре они и провели остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой, вечной жизни. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу, явив образец святости и христианского устроения семьи. Дни памяти: 18 января и 28 сентября.

Список литературы:

1. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии церковно-обще-ственного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» // Новосибирский епархиальный вестник. - 2006. - Май.

2. Православие для всех / Сост. иероманах Харитон (Просторов). - Кострома: Авенир-Дизайн, 2003. - 390 с.

3. От Любви к любви (призвание брака). Святитель Григорий Богослов, Митрополит Антоний Суружский, Иван Ильин, Сергей Аверинцев. - Тула: Образ, 2005. - 95 с.

4. Земная Жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон, чтимых православною церковью, на основании Священного писания и Церковных Преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери / Сост. С. Снессорева. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1994. - С. 51.

5. Выбор пути христианина. Брак, монастырь, монастырь в миру. - М.: ООО «Арина ЛТД», 1997. - 112 с.

6. Протоиерей Святослав Зулин. Святые Пётр и Феврония - покровители семьи и брака [Электронный ресурс]. - Режим доступа: petripavel.tomsk.ru/ openArtide.php?number=97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.