Научная статья на тему 'Воспитание детей в семьях духовенства в конце 19 века: семья священномученика Серафима Звездинского'

Воспитание детей в семьях духовенства в конце 19 века: семья священномученика Серафима Звездинского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
290
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / служение Церкви / род священномученика Серафима Звездинского / домашняя церковь / храм и дети. / family / ministry of the Church / family of Hieromartyr Seraphim of Zvezdinsky / home church / temple and children.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дядченко И.Н.

В данной статье освещается жизнь и служение семьи священномученика Серафима Звездинского. Рассматривается православное понимание семьи как это малая или домашняя Церковь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising children in clergy families at the end of the 19th century: the family of the Holy Martyr Seraphim Zvezdinsky

This article highlights the life and ministry of the family of the Holy Martyr Seraphim Zvezdinsky. The Orthodox understanding of the family is considered as a small or home Church.

Текст научной работы на тему «Воспитание детей в семьях духовенства в конце 19 века: семья священномученика Серафима Звездинского»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-9-1178-1190

Воспитание детей в семьях духовенства в конце 19 века:

семья священномученика Серафима Звездинского

И.Н. Дядченко

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23, стр. 5а

Orthodox St. Tikhon humanitarian University

Novokuznetskaya str., 5a, Moscow 115184 Russia

e-mail: pstgu@pstgu.ru

Ключевые слова: семья, служение Церкви, род священномученика Серафима Звездинского, домашняя церковь, храм и дети.

Key words: family, ministry of the Church, family of Hieromartyr Seraphim of Zvezdinsky, home church, temple and children.

Резюме: В данной статье освещается жизнь и служение семьи священномученика Серафима Звездинского. Рассматривается православное понимание семьи как это малая или домашняя Церковь.

Abstract: This article highlights the life and ministry of the family of the Holy Martyr Seraphim Zvezdinsky. The Orthodox understanding of the family is considered as a small or home Church.

[Dyadchenko I.N. Raising children in clergy families at the end of the 19th century: the family of the Holy Martyr Seraphim Zvezdinsky]

Служение Церкви или служение семье, что должно быть на первом месте для человека духовного звания и для обычных мирян? Любя своих близких в семье, мы научаемся и любви к Богу, говорят святые отцы. Совершать подвиги для Церкви - это богоугодно, но спросит с нас Господь в первую очередь о жизни в своей семье, о вверенных нам детях и их воспитании.

Православное понимание семьи и ее предназначение состоит в приведении всех ее членов к Богу, освящение жизни родных домочадцев, так как семья - это малая или домашняя Церковь. Наши дети - чада Божии. Господь дает их родителям на время, чтобы спросить за них. И спросить родителей не в том, как ребенка ублажали в материальном плане, а как образовывали, какой «образ» взрастили в нем. Поэтому главное - воспитать в человеке образ Божий, спасти его душу.

Развитие нравственности и духовности от образа Божия к подобию - суть православного воспитания, а основная движущая сила - сила любви. Митрополит Калужский и Боровский Климент на конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества» (Климент, митрополит: Цель христианской семьи - воспитание святых) сказал, что, в сущности, цель христианской семьи - воспитание святых.

Из благочестивых христианских семей вышли многие святые: святитель Василий Великий, великомученица Параскева, преподобный Сергий Радонежский, святитель Феофан Затворник, святая блаженная Матрона Московская и другие угодники Божии. Конечно, нельзя говорить об алгоритме «пути к святости» в воспитательном процессе, важно ставить такую высшую родительскую цель на основе христианских взглядов и единого духовного процесса воспитания и образования.

Воспоминания о жизни членов семей Новомучеников и Исповедников Российских позволяют систематически рассмотреть и обобщить традиции их семей, педагогический опыт, духовные основы православного воспитания. Обращение к прославленным личностям нашего недавнего прошлого сегодня очень актуально на фоне разлагающего влияния западной постхристианской культуры и десакрализации института семьи.

Изучение собственного исторического духовного опыта может быть ответом на насущную потребность современной российской педагогической науки и может стать основой для духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Проанализировать и раскрыть воспитание в православной духовной традиции в семьях духовенства в конце 19 века и, в частности, в семье священномученика Серафима (Звездинского) - цель данной работы.

Источниковой базой настоящего исследования является наследие, прежде всего, самого владыки Серафима (Звездинского): его личные дневниковые записи, письма, духовные тетради, а также наследие других духовных пастырей и труды отечественных авторов, затрагивающих и исследовавших эту тему. Надо отметить, что в XXI веке появилось немало работ, посвященных изучению православного воспитания (Митрополита Климента (Капалина), Н.В. Маслова, З.В. Видяковой, О.Б. Шелыгиной, В.М. Меньшикова, М.С. Стародубцевой, H.JI. Чупахиной и др.). Этот факт позволяет говорить об актуальности данной темы.

Новизна исследования основана на самостоятельном системном изучении темы, в ходе которого были рассмотрены путь духовной жизни и особенности христианского воспитания вообще в семьях духовенства и, как пример, в семье владыки Серафима, а также предложены евангельские и святоотеческие ориентиры в вопросах православного воспитания и образования.

История рода Звездинских очень интересна и драматична. Звездинские вышли из рода Бонифатьевых, известного рода старообрядцев-беспоповцев. Старообрядцы в своем противостоянии реформам патриарха Никона и стремлении чтить древние традиции православия порой доходили до недопустимых крайностей: не подчинялись властям, не давали детям светского образования и убивали себя в надежде на спасение.

Младший сын Гаврилы Бонифатьева Иван (будущий отец владыки Серафима (Звездинского)) всем сердцем стремился к просвещению, неприемлемому для старообрядцев. Не получив на обучение родительского благословения, Иван не находил места и покоя в родном доме. Босой и без денег он ушел из дома в Петербург к землякам-единоверцам. Иван Бонифатьев изменил раскольническому настроению отца, подал прошение о своем причислении в единоверие к Российской Православной Церкви. Высочайшим соизволением он был принят с новой фамилией Звездинский.

Вскоре и два родных брата Иоанна тоже перешли в единоверие, переменив фамилию. Узнав об измене сыновей, Гавриил Илларионович Бонифатьев предал проклятию своих детей до третьего колена. Это очень трагично переживал Иван Звездинский. Через несколько лет служения Богу и Церкви Иван стал отцом Иоанном. Подвижническая жизнь священника Иоанна Звездинского и отеческая любовь к братьям из раскольнической церкви привлекали многих из них к истинной Церкви и спасению. При его усердии в Москве открылись несколько единоверческих храмов. Наставником и благочинным всех московских единоверческих церквей был назначен отец Иоанн Звездинский. В работе впервые использована уникальная фотография отца Иоанна Гавриловича Звездинского с семьей из личного архива Е.Б. Вашкевич.

Звездинский Иоанн Гаврилович.

Фото из личного архива Е.Б. Вашкевич.

Домашняя церковь.

Русские священники старались быть примером христианской жизни для своих прихожан. Из дневников и заметок батюшек мы можем видеть, с каким радением относились они к своему служению и с какой скорбью переживали недочеты своего труда, семья для них была главным служением Богу. Владыка Серафим (Звездинский) писал о своем отце, который желал бы монашеской судьбы, но ради семьи он не сделал этот выбор. «Отцу не раз Святейший Синод предлагал принять монашество и епископский сан, - говорил Владыка. - Но он, озабоченный воспитанием детей, не принимал предложения» (Менькова, 2007: 10).

Глубоко духовной можно называть атмосферу дома, если в нем царит живая вера главы семьи, жены и детей. «Все вокруг меня дышало религиозной верой», - вспоминает свои детские впечатления митрополит Евлогий (Георгиевский). - «Я был как бы погружен в ее стихию» (Евлогий, 1947: 11). Семья священника, конечно, просто обязана быть домашней церковью. Для священнослужителя семья - это первая, ближайшая паства, и он, прежде всего, в ней претворяет в жизнь евангельские истины во исполнение слов святого апостола: «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» (1Тим. 3: 5).

Друг Серафима (Звездинского) владыка Арсений (Жадановский) отмечал, что священники нередко «как-то стесняются, не осмеливаются поддерживать дома во всем церковный порядок, не заботятся об устройстве домашней церкви, завещанной святым апостолом Павлом» (Глеб Каледа). Семьи духовенства преимущественно были многодетными. Главное правило семьи: «Дитя научится служить Богу лишь тогда, когда оно прежде привыкнет служить своим отцу и матери, служить ближним!» По правилу Церкви, священник не может вступить в брак после смерти супруги, продолжая тем самым свидетельствовать полноту семейной жизни после смерти жены. После ранней смерти супруги Евдокии Отец Иоанн Звездинский был вдовцом до конца своих дней.

Матушка.

Святой Кесарий (Арелатский), говорил, что образ благочестивой жены возвышается до образа Церкви Христовой, ведь по учению святого апостола Павла в христианском браке и в семье, как в малой Церкви, «муж -это образ Христа, а жена - образ Церкви» (Арелатские проповедники V-VI вв.). Истории благочестивых и славных женщин-матерей многочисленны. Добрая и праведная жена - благодать от Господа. Святой мученик Иаков (Персиянин, IV ве¬к) сначала отрекся от Христа, а потом, под влиянием жены-христианки и матери, принес покаяние в Богоотступничестве и был прославлен как святой.

Крест жены священник, порой был даже в чем-то и более тяжелым. Именно матушкам доставалось воспитание детей. Матерям-матушкам, посвящены самые теплые воспоминания ставших взрослыми детей священников. «Мать моя, экспансивная, набожная, в простоте сердечной верующая душа, находила смысл жизни лишь в Боге и семье», - пишет о матери митрополит Евлогий (1947: 10-15). По причине большой занятости священника обучением детей в семье обычно занималась его супруга. Многие из матушек так хорошо знали Четьи Минеи, что даже и богословам не уступали. Именно об этом в своих воспоминаниях пишет святитель Феофон Затворник. Он с особенной благодарностью отмечал, что еще в раннем возрасте, где-то с семи лет, научился у матери христианскому богословию. «Мать Преосвященного Феофана жила неподдельным, чистым религиозным чувством…, ее великодушием и мягким нравом во многом обеспечивалось спокойное и согласное течение семейной жизни» (Крутиков Николай, 1963). Безропотно переносить все трудности, и истинной христианской любви учились дети, глядя на пример матери. Это были кроткие, сострадательные и радушные хозяйки больших семейств.

Молитва.

В семьях священников постоянно молились во всяком житейском деле, поэтому старались ничего не совершать без помощи Божией… Еда вообще принималась как дар от Бога: молясь перед и после еды, домочадцы одновременно просили Господа освятить пищу и благодарили за хлеб насущный. «Ели с молитвою и в молчании. Сохрани Бог бросить крошки под стол или оставить кусок хлеба, чтобы он попал в помойную яму» (Евлогий, 1947: 13). Духовная жизнь семьи неотрывно связана с жизнью земной. Нужно и пастырский долг исполнить, и прокормить многодетную семью, и преодолеть жизненные преграды, и решить мирские суетные вопросы. Воспитание дружбы и любви между братьями и сестрами было одной из важнейших задач родителей. Проявление ревности, которая характерна чаще всего для маленьких детей, а в старшем возрасте - соперничества, предотвращали заранее. Например, ожидание нового члена семьи всегда сопровождалось молитвами отца и старших детей о здоровье непраздной матери. Домочадцы знали, и знали твердо, кто без молитвы делает что-нибудь, или о чем-либо заботится, тот не получает успеха в окончании своего дела. Об этом нам сам Господь сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

Одно из воспоминаний детства владыки Серафима Звездинского: в его комнате висела в полный рост икона святителя Николая, перед которой маленький Коля ежедневно молился о даровании способности говорить слово Божие. И Господь наградил его этим даром, даром поучений и проповеди. Коле очень нравилось наблюдать за отцом во время литургии, взирая на отца, он с трепетом внимал его усердной, пламенной молитве. «Видно, папа за меня молился в то время, - говорил потом владыка. - Может быть, он испросил у Бога и эту милость, что я пошел по пути служения Церкви Божией» (Менькова, 2007: 10). Семья священника была в молитве о своей стране и ее воинстве, а это источник патриотического воспитания. Особо важно в православной традиции чтить и молиться о предках. Поэтому большая роль в семейном воспитании отводилась поминанию предков. Дети знали свою родословную. С малолетства все чада привлекались к молитвам за умерших и украшению могил. В тесном вовлечении в церковную жизнь, в ежедневной молитве и на примерах благочестивой жизни святых подвижников веры сформировался мальчик Николай, будущий священномученик Серафим.

Храм и дети.

С самого раннего детства вся жизнь детей в семье Звездинских была непреложно связана с храмом. Родители приучали своих чад любить богослужение, церковное пение и чтение. Владыка Серафим (Звездинский), рассказывая о детстве, обязательно отмечал, что на богослужения дети приносились уже с младенческого возраста, а потом чуть старше их будили в Церковь даже к ночной службе под праздники. И «в холод, и в непогоду его вели в храм, где он часто засыпал, но присутствие на богослужении считалось необходимым для воспитания» (Менькова, 2007: 10). Богослужение, земные поклоны, безмолвие, сосредоточенность и благоговение священника, песнопения - все это влияет на формирование личности ребенка, от этого зависит его «внутреннее содержание», состояние души. Когда дети участвуют в полном годовом круге богослужений, они осознают себя сопричастными Церкви Христовой. «Удар в колокол к утрене. Отец будит с первым ударом. Отстояли службу, читаем, поем, все делаем мерно, благоговейно. Это упражнение воли в труде, бдении, терпении и постоянстве» (Ходаковская, 2000: 22). Маленький Коля Звездинский, будущий владыка Серафим, в храме на клиросе всегда читал охотно и четко, а для лучшего видения лежащего на аналое Часослова, ему подставляли скамеечку. «Однажды маленький Коля вошел в алтарь через царские врата. Видевшие выразили уверенность, что младенец станет служителем Престола Божия.» (Менькова, 2007: 10).

Наказания.

Сегодня много рассуждений психологов и педагогов о недопустимости наказаний. Наказание от слова «наказ» - это урок, учение. Наш Господь учит нас по жизни, как заботливый отец. Когда Он вразумляет в малом грехе, то это, чтобы человек в следующий раз не делал плохого большого поступка. Опыт Церкви не отрицает нужности наказания детей в семье. Об этом говорит нам и Священное Писание - «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13: 25). «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притч. 29: 15). Наказание, как неотъемлемая часть воспитания, в любом виде должно быть только с любовью. Не наказание грех, а жестокость. Даже когда проступок чада нанес серьезный ущерб, необходимо, чтобы суровость взрослых не вызывала подозрений в нелюбви. Очень важна этика наказаний. Без них дети не растут. Прежде всего, в семье запрещалась ложь. Однажды Коля Звездинский пошутил и передал от отца Иоанна (это было выдумкой) благословение для дочери хозяина булочной, владельцы которой были духовные чада отца Иоанна. Отец узнал, и за это Коля был строго наказан. Воспитание это было общим делом, а не только семьи. Однажды после школы уже не маленький Коля с друзьями, имея немного денег, решили попробовать вина в буфете Курского вокзала. Продавец властно взял их за воротники и выставил, навсегда отбив интерес к недозволенному.

Труд.

Епископ Ириней, в миру Харисим Михайлович Орда, жил на рубеже веков и был талантливый проповедник, духовный писатель. В своих трудах он отмечал, чтобы преодолеть в детях леность и нежелание трудиться, надо научить их, проявлять усилие в делах, не позволять детям быть праздными, учить, что праздность приносит человеку стыд; внушать ребенку мысль о необходимости труда, так как «кто не трудится, тот не должен есть» (2Фес. 3: 10) (Ириней (Орда), епископ). Дети духовенства знали труд почти с младенчества, как и крестьянские. Чада относились к труду, как к оказанному взрослыми доверию. В семьях сельских батюшек выпас гусей, заготовка травы для коровы, работа в саду и огороде начинались лет с пяти. Родители всегда подчеркивали не только необходимость, но и красоту труда. Дом и храм украшались рукоделиями матери и дочерей. В небогатой священнической семье новая одежда могла шиться матушкой и старшими девочками. Даже девочки из Царской семьи любили рукодельничать, а не только дети в семьях священства. На семейных фотографиях дочери Николая II нередко вышивают. Известно, что Татьяна и Анастасия любили вышивать, шить и вязать.

Праздники.

В семье начиналась социальная жизнь человека, именно в родном доме чада постигали все многообразие человеческих отношений. В семьях строго соблюдались уставные посты и только в болезнях были послабления детям. Крепкой семейной любви помогала и особая культура праздников. Именины справлялись молебном, а не застольем. Дни рождения детей знали родители, но их не отмечали, это было не принято. «В дни Ангела родных Коля покупал подарки сам. Фаянсового зайца-копилку, его дар, Анна Ивановна (сестра Серафима (Звездинского)) хранила до конца дней. В именины отца Иоанна - 19 октября - он просил денег и покупал ему кондитерского лома.» (Менькова, 2007: 10) Любовь проявляется и как желание добра, блага другому, и как его сотворение, через усилия делания добра. Подарки на Рождество Христово получали только самые младшие чада. Причем, вязаный чулок со сладостями давался ребенку для радостного одаривания всех близких. Душевную щедрость в ребенке воспитывали с ранних лет и, прежде всего, учили малыша делиться, отдавая свое, учили радоваться чужой радостью. В рождественском подарке для ребенка была воспитательная логика, которая означала для него возможность уподобиться на время святителю Николаю Угоднику, проведавшему в каком тайном даре нуждается близкий человек.

Образование детей.

Анализируя Священное Писание, богословы делают вывод, что педагогическое служение священника установлено было Самим Богом. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова), одного из крупнейших богословов Русской православной церкви, характеризуются педагогической направленностью, и в них особо показана значимость и необходимость духовного воспитания чад. Священники в своих семьях были первыми духовными учителями. Устроение жизни в семьях пастырей было, можно сказать, по типикону. Детей обучали чтению по Часослову, письму по прописям основных молитв и Псалтыри. Дано отметить, что за образованием мальчиков духовного сословия следила епархия. В посемейных списках отмечалось «как и что» изучает сын священника. Образование же девочек было сугубо семейным делом, но создание женских епархиальных училищ качественно повысило образовательный уровень и статус девочек. Очень любил маленький Коля Звездинский свою сестру, Анну. После смерти матери, именно она была его воспитательницей и учительницей: готовила к школе, дарила книги, знакомила с жизнью. Николай сначала учился в церковном училище при единоверческой церкви. Дружба с одноклассниками приветствовалась, считалась необходимой и почти святой. В друзьях у Коли были: Всеволод Красновский, впоследствии епископ Клинский Гавриил, Николай Кудрявцев, будущий епископ Богородский Никанор. Очень часто до занятий заходили в храмы и часовни, молились о ниспослании помощи Божией в учении. Старший брат Николая Михаил Иванович Звездинский получил из рук самого великого князя Сергея Александровича Романова медаль об окончании университета, как поощрение за рассказ о митрополите Филарете Московском. Коле хоте¬лось хоть немного позаимствовать из учености брата. Но сам он в учении всегда старался и был прилежен. Дальнейшее образование Николая продолжилось в Московской духовной семинарии. «Из всех наук я любил одну лишь науку - богословие, - вспоминал Владыка. - Если изучать, то Бога: это единственно святое, драгоценное и нужное» (Менькова, 2007: 13).

Здоровье, как и сама жизнь, - дар Божий.

На третьем курсе семинарии Николай Звездинский заболел гнойным воспалением желез, болезнью в то время практически неизлечимой. Одновременно этим недугом заболел еще один семинарист, которому врачи посоветовали операцию прокола гнойника. Но после операции юноша скончался. Николай умирал тоже. Страдания были ужасны. Врачи не скрывали от отца Иоанна смертельный исход. Но случайно в гостях в это время оказался знакомый отца Иоанна игумен Иерофей. У него был образок старца Серафима Саровского, тогда еще не прославленного в лике святых. «Проси старца - сказал знакомый, - он исцелит твоего сына». Отец Иоанн дал сыну образ отца Серафима со словами: «Вот, Коля, тебе истинный врач, проси его, он исцелит». В этот незабвенный день через посланный образок пришло исцеление; страждущий сын с верою приложился к образу преподобного, с трудом перекрестился и приложил образок к больному месту... Боль утихла, больной успокоился. Ночью он молился и несколько раз целовал образок. Болезнь отступила. Образок старца почитался в семье как икона, хотя у изображения святого не было нимба. Исполненный благодарности за исцеление сына, отец Иоанн с радостью исполнил поручение Святейшего Синода написать службу Преподобному. Стихиры, канон, тропарь и кондак написаны им, Акафист написал священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут помочь человеку приблизиться к Богу. Именно болезнь привела семинариста Липецкого духовного училища будущего Оптинского старца Амвросия (Александра Гренкова) к монастырской жизни. На последнем году учебы он тяжело заболел, и не было надежд на излечение. Александр дал обет, что пойдет в монастырь, если выздоровеет. Выздоровел. Но еще несколько лет не мог решиться порвать с миром.

Религиозное и нравственное воспитание ребенка всегда осуществлялось в связи с конкретными жизненными обстоятельствами, но с прочной связью семьи и Церкви, которая с момента рождения человека в мир «с любовью принимает его в свои объятия и, как нежная мать, снабжает... спасительными средствами для духовной жизни» (Ириней, 1902: 173).

В заключении можно сделать выводы нашего исследования.

Митрополит Симон Новиков писал, что, прежде всего, сила Божией благодати обращает человека в настоящего христианина, в проповедника и в церковного учителя. Однако, если люди не ведут должный образ жизни, то благодать Господня может отойти от него. Апостол Павел указывает на это: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (Симон (Новиков), 1998: 11) (Евр. 12: 15). Поэтому очень важно изучать труды и образ жизни праведников, стяжавших благодать Божию. Обращение к духовному опыту прошлого должно помочь современным любящим родителям в сложных вопросах воспитания наших чад, оказать помощь всем, ищущим спасения во Христе. Разумеется, за более чем за сто лет мир изменился, но необходимость в спасении души осталась прежней. Опыт воспитания в семьях духовенства и в семье священномученика Серафима может служить примером высокого духовно-нравственного опыта жизни в православной духовной традиции и сегодня, образцом и духовным ориентиром в вопросах воспитания в современной семье.

ЛИТЕРАТУРА

Арелатские проповедники V-VI вв.: сб. исслед. и пер. [ред.: А.Р. Фокин]. М.: Центр библ.-патрол. исслед.: Империум Пресс, 2004. - 389, [1] c.

Все вы в сердце моем. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима (Звездинского) епископа Дмитровского. 2-е изд., испр. и доп. Сост. И.Г. Менькова. М.: ПСТГУ, 2007. 671 с.

Евлогий (Георгиевский), митрополит. 1947. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия, изложенныя по его рассказам Т.Манухиной. Париж: Ymca-Press. 679, [2] с.

Ириней (Орда), епископ. О религиозном воспитании детей [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/o-religioznom-vospitanii-detej/ [12.09.2021]

Ириней (епископ Екатеринбургский и Ирбитский), епископ. 1902. Кормчая книга по морю житейскому. Екатеринбург. [= Кормчая книга по морю житейскому: Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. М.: Трим, Б. г. (1994). 335 с.; 24 см. - (Народная библиотека).; ISBN 5-85997-017-3: Б. ц.]

Каледа Глеб, протоиерей. Домашняя церковь [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/ [10.09.2021]

Климент, митрополит: Цель христианской семьи - воспитание святых [Электронный ресурс]. Международные рождественские образовательные чтения. URL: https://mroc.pravobraz.ru/mitropolit-kliment-cel-xristianskoj-semi-vospitanie-svyatyx/ [08.10.2021]

Крутиков Николай. 1963. Из воспоминаний о преосвященном Феофане // ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. Л 6. об.

Симон (Новиков), архиеп. 1998. Труды, послания, слова и речи. Рязань: Узорочье. 464 с.

Ходаковская О.И. 2000. Священномученик Пимен (Белоликов), епископ Семиреченский и Верненский. Б. м.: Св.-Троиц. Сергиева Лавра. 432 с.

Поступила / Received: 18.11.2021

Принята / Accepted: 22.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.