Научная статья на тему 'Православные братства Владимирской и Костромской губерний и их роль в развитии образования и школы в конце XIX - начале XX вв'

Православные братства Владимирской и Костромской губерний и их роль в развитии образования и школы в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православные братства Владимирской и Костромской губерний и их роль в развитии образования и школы в конце XIX - начале XX вв»

«красному империализму Кремля» (большевизму) и «черному империализму капитала» (фашизму), а также прогнозировался новый народно-общественный подъем в СССР. Имелось ввиду то, что большевизм в Советском Союзе будет ликвидирован не силами внешней военной интервенции, а в силу накопления внутренних проблем, поэтому «трудовая демократия Восточной Европы» при таких условиях должна быть морально и организационно готовой [3].

Пытаясь получить политическую поддержку, члены СЛНВ неоднократно обращались к руководству Социалистического интернационала в Лондоне, Рабочего социалистического интернационала, некоторых социалистических партий Европы и Северной Америки. Были попытки создать сеть региональных структур организации. Для этого использовались поездки Виктора Чернова, Никифора Григо-риева, Виссариона Гуревича, Николая Мандрыки в города Франции, Швейцарии, Германии, Польши, Эстонии, Латвии, США, Канады посредством прочтения лекций. А в 1928 и 1929 годах собственными усилиями организация издала два русскоязычных сборника «Вестник Социалистической лиги Нового Востока».

Но больших успехов по активизации своей деятельности лига не достигла. Слишком мал был ее политический вес. Во-первых, сказалась «холодная» позиция Рабочего социалистического интернационала, который воспринимал СЛНВ как политического конкурента. Во-вторых, против лиги ополчились российские социалисты-монархисты («велико-государственники») (Александр Керенский, Марк Вишняк, Василий Сухомлин и другие), имеющие сильные позиции в ряде других социалистических международных организаций. В-третьих, безрезультатными оказались попытки организовать в Праге и Париже международные конференции представителей народов Восточной Европы. А главенствующая роль группы украинских эсеров-шаповаловцев в членстве СЛНВ подорвала авторитет организации в среде украинских эмигрантов. В-четвертых, свою роль сыграла и утрата лидеров объединения: в 1928 году умирает один из его основателей Петр Кричевский, а в 1932 году - Никита Шаповал.

С началом 1930 года деятельность СЛНВ носила фор-

мальный характер. Сказывалось отсутствие денежных средств и экономический кризис в целом в Чехо-Словакии конца 1920-х - начала 1930-х годов. Таким образом, Социалистическая лига Нового Востока с началом 1930-х годов покидает историческую арену, но сам факт ее создания на принципах равноправности наций, взаимного признания за каждым народом права на независимое государственное существование имел большой исторический вес. С одной стороны, представители русской демократии (эсеровская группа Чернова и некоторые другие политические силы, которые отказались от идеи «единой России») сделали шаг навстречу представителям нерусских национальных демократий в признании их независимости. С другой стороны, факт совместной политической деятельности с русскими демократами армянских, грузинских, кубанских, украинских, белорусских и еврейских социалистов - показатель отсутствия у последних искусственной русофобии, неприязни к русским и России. Идеи и теоретические наработки СЛНВ по созданию европейского союза независимых государств на основе равноправности и ровности, демократизации международных отношений в целом имеют сегодня не только познавательное, но и думается, практическое значение.

Литература

1. а) Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины в г. Киеве. - ф. 4465. «Коллекция отдельных документальных материалов украинских эмиграционных учреждений, организаций и особ». -оп. 1. - д. 328. - л. - 1-14;

б) ЦГАВО Украины в г. Киеве. - ф. 3793 «Украинский социологический институт». - оп.1. - д.157. - л.1-5.

в) ЦГАВО Украины в г. Киеве. - ф.3562 «Личный фонд Никифора Григориева». - оп.1. - д.100. - л.152 об.

г) ЦГАВО Украины в г. Киеве. - ф. 3563 «Личный фонд Никиты Шаповала». -оп.2.- д. 119.-л. 143, 167.

2. Государственный Архив Российской Федерации (г. Москва). - ф.5910. - оп.1.-д.88. - л. 130-131.

3. Государственный Архив Российской Федерации (г. Москва). - ф.5910. -оп.1.-д.88. - л. 130-131.

ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА ВЛАДИМИРСКОИ И КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ

ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

И.А. Гажва,

аспирант Шуйского государственного педагогического университета

В связи с освобождением от крепостной зависимости в 1861 году 23 млн. человек и изменением условий народной жизни православное духовенство признавало необходимость образования народа, а правительство искало для этого средства. Церковно-приходские школы и школы грамоты, испытывавшие трудности, вследствие реформ 60-х гг. XIX века получили материальную и нравственную поддержку не только со стороны государства, но и таких религиозно-просветительских обществ, как православные братства. Посвящая себя заботам о развитии духовного образования, православные братства примером своей деятельности показали, насколько высока была потребность в правильной организации религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Большую заслугу по распространению школ во Владимирской губернии получило православное братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Сама идея церковно-приходской школы, находящейся под руководством и наблюдением приходского священника, была

уже теоретически разработана и практически осуществлена Советом братства до издания «Правил о церковноприходских школ» 1884 г. Школы грамоты, которые этими же «Правилами» вверялись ведению духовного начальства, также уже были взяты братством Александра Невского под свое покровительство. Благодаря той поддержке, какую оказывало братство, число церковно-приходских школ и школ грамоты во Владимирской губернии с каждым годом увеличивалось и улучшалось как в воспитательно-учебном, так и в материальном отношении. В начале 1884 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Феогностом, являвшимся председателем братства Александра Невского, было дано «Наставление священникам, имеющим в своих приходах церковно-приходские школы и обучающим в них детей». Преосвященный настойчиво рекомендовал священникам обращать главное внимание в школах на религиозно-нравственное просвещение и воспитание учащихся [1]. В 1886 г. член Училищного (при Святейшем Синоде) Совета В.И. Шемякин, осматривая по поручению Святейшего Си-

нода некоторые церковно-приходские школы Владимирской губернии, сделал следующий отзыв о братстве: «Владимирское Александро-Невское братство, руководимое Вы-сокопреосвященнейшим Феогностом, принадлежит к числу замечательных общественных учреждений. Высокопреос-вященнейший Феогност для учреждения братства широко открыл двери архиерейского дома и не жалеет собственных средств для осуществления целей братства. Тут собирается Совет братства для руководства церковно-приходскими школами... Здесь все сводится к бескорыстному труду на пользу общую и добровольным жертвам на просвещение населения епархии светом учения Христова» [2].

Говоря о той огромной религиозно-просветительской работе, которую вело во Владимирской губернии православное братство Александра Невского, следует отметить, что в последний (1918) год своей деятельности оно разработало Устав отдела по «Охране детства». Братство указывало на отсутствие устоев в обществе, на широко развитую безнравственность, связанную с безразличным в это время отношением к делу воспитания народных масс, и, как следствие этого, на необходимость принятия серьезных мер к упорядочению дела воспитания, особенно детей, оставленных на произвол судьбы. Поэтому важнейшей целью данного отдела братство Александра Невского считало охрану детства от нужды, жестокого обращения и порочного влияния, а также оказание поддержки в деле образования и воспитания подрастающего поколения в духе православной веры и церкви. Для осуществления указанных целей отдел «Охрана детства» по мере своих возможностей мог устраивать местные подотделы, районные попечительства, приюты, детские дома трудолюбия, школы, как для детей нормальных, так для умственно отсталых, слепых, глухих и калек. Также могли устраиваться столовые, библиотеки, ясли, детские сады и площадки. В круг деятельности отдела входило и обеспечение нуждающихся детей здоровым питанием, медицинской помощью, одеждой, учебниками, устройством детей в учебные заведения, приюты. Этим мероприятиям братства не суждено было сбыться. Открывшись в начале 1918 г. в помещении Певческого зала во Владимирском мужском Рождественском монастыре, отдел «Охрана детства» в этом же году был закрыт, так как прекратило свою многолетнюю деятельность и Владимирское православное братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского [3].

Православные братства Костромской губернии заботились преимущественно о материальном обеспечении уже существующих школ и больше обращали свое внимание на устройство при школах общежитий, ночлежных приютов, которые давали возможность учиться грамоте детям крестьян из отдаленных деревень прихода. Так, в 1885 г. Костромским Александровским православным братством был открыт ночлежный приют для детей из отдаленных селений, обучающихся в Богословском училище Ипатьевской слободы. Для женской рукодельной школы в г. Костроме Александровском братством в 1896 г. был приобретен двухэтажный каменный дом, который затем был расширен для устройства при школе общежития на 15 иногородних учениц [4]. Кологривское церковно-приходское Богородицко-Макарьевское братство поддерживало школу трудолюбия, основанную им в 1908 г. Эта школа была открыта для нищих детей и круглых сирот прихода с целью обучения их основам закона Божьего, грамоте и арифметике, чтобы затем они могли продолжить свое образование в местных начальных училищах. Вместе с тем школа трудолюбия ставила себе задачей обучить детей полезному в жизни ремеслу: мальчики учились вязать сети, а девочки занимались шить-

ем. Отрывая нищих детей от их прежнего промысла - нищенства, школа давала им пищу, одежду, жилье и первоначальное образование [5].

Говоря о религиозно-просветительской деятельности православных братств Костромской и Владимирской губерний, следует отметить и тот факт, что братства стремились не только дать детям народа необходимые знания по закону Божьему, приучая их к православной церкви и богослужению, но и сделать преподавание практическим, в соответствии с местными условиями крестьянского быта. Братства учреждали и другие полезные для народа школы и училища, например, специально-ремесленные, рукодельные, иконописи, пчеловодства, сельскохозяйственные и др.

Александровским братством в 1889 г. в г. Костроме была учреждена женская швейная и рукодельная школы, а при Ипатьевском монастыре в 1891 г. была открыта учебная техническая мастерская (для девочек - вышивание, вязание и плетение кружев, а для мальчиков - столярно-токарная мастерская). Для обучения мальчиков-подростков изготовлению сельскохозяйственных орудий и разных вещей, нужных в домашнем быту, в с. Домнине Костромской губернии в 1893 г. Александровским братством была открыта кузнеч-но-слесарная мастерская [6]. В 1891 г. православным братством Александра Невского в г. Владимире в местности, называемой Патриаршим садом, была устроена школа пчеловодства, а при ней - столярная мастерская для изготовления ульев. Практическое обучение пчеловодству было открыто и Костромским Александровским православным братством в 1894 г. при Ипатьевском попечительстве в деревне Деревенек [7].

В целом деятельность православных братств Владимирской и Костромской губерний оказала положительное влияние не только на развитие народного образования, но и на распространение основ православной нравственности. Школы при церкви представляли собой лучший способ для усвоения детьми основных истин православной веры и благочестия. А сама программа религиозно-образовательной деятельности православных братств была поставлена довольно широко - от церковно-приходских школ и школ грамоты до специально-ремесленных и профессиональных школ включительно.

Литература

1. Отчет о деятельности Владимирского православного братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за 1883-1884 гг. - Владимир. 1885. С. 120123.

2. Церковные ведомости. 1888. № 22. С. 597.

3. Государственный архив Владимирской области. Ф. 534. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-3.

4. Студитский И. Состоящее под высочайшим его императорского величества покровительством Александровское православное братство в г. Костроме. Исторический очерк 1879-1913 г. - Кострома. 1913. С. 16, 23.

5. Кологривское церковно-приходское братство. Отчет о деятельности братства за 1911-1912 гг. Год пятый. -Кострома. 1913. С. 18.

6. Студитский И. Состоящее под высочайшим его императорского величества покровительством Александровское православное братство в г. Костроме. Исторический очерк 1879-1913 г. - Кострома. 1913. С. 29.

7. Папков А.А. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г. - СПб. 1893. С. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.