на родину пропагандистами идей ваххабизма. Кроме того, они проникали в местные религиозные и светские учебные заведения с целью оказания влияния на студентов, способных в перспективе занять ключевые посты в религиозных и властных структурах республик Северного Кавказа.
Повсеместное распространение ваххабизма и становление исламистских структур в регионе происходило поэтапно, по отработанным схемам. На начальном этапе действовали так называемые «мусульманские просветители», затем выдвигались политические требования, такие как возрождение «истинного» ислама, приведение норм общественной и личной жизни в соответствие с заповедями религии, утверждение основ исламистской экономики и т.д.
Благодаря резкой активизации «просветительской деятельности» и общему изменению ситуации в регионе после окончания первой чеченской кампании ваххабитское движение начало активно самовоспроизводиться за счет местных людских и материальных ресурсов. При этом показательными исламистскими анклавами в 1998-1999 гг. стали сепаратистская Ичкерия и Кадарская зона в Дагестане.
В короткие сроки ваххабиты на Северном Кавказе про-
шли путь от пропаганды до создания организаций экстремистской направленности (например, «Конгресс народов Чечни и Дагестана»). В Чечне были сформированы формирования, плотно интегрированные в международное исламистское террористическое сообщество. Под руководством иорданца Э. Хаттаба функционировал «Исламский институт Кавказа» (филиал организации «Братья-мусульмане»), выполнявший задачи по распространению ваххабитской идеологии. Выпускники данного «института» стали основой вооруженных «джамаатов» в республиках, выдвинулись на руководящие роли в ваххабитском движении. При этом значительная часть «студентов» к началу нового этапа антитеррористической операции имела опыт боевых действий на территории Чечни в 1994-1996 гг.
Литература
1. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов н/Дону, 2003.
2. Ас-Сайид Ахмед ибн Зейний Дахлян. Заблуждения ваххабистов. - Киев, 1998.
3. Харун Яхья. Ислам проклинает террор. - Астана, 2002.
ЗАМЕТКИ О СОЦИАЛИСТИЧЕКОИ ЛИГЕ НОВОГО ВОСТОКА (1926-1930)
О.Е. Зубко, преподаватель социально-экономического института, г. Винница (Украина)
Социалистическая лига Нового Востока (СНЛВ) - одна из страниц истории послеоктябрьской эмиграции представителей национальных движений из России, Украины и Беларуси, нашедших приют в междувоенной Чехо-Словакии. У истоков лиги как организации, деятельность которой была направленной на «мирное урегулирование национального вопроса на Востоке Европы», в октябре 1926 года стояли эсеры: Никита Шаповал, Никифор Григориев, Николай Мандрыка, Виктор Чернов, Виссарион Гуре-вич, Григорий Шрейдер, Тамаш Гриб, Василий Захарка, Петр Кричевский. Со временем в состав лиги вошли представители Армянского революционного союза «Дашнакцю-тун» (Н. Никогосян, Е. Айрапецян. О. Акинян, Н. Бадалян) и Еврейского союза «Паалей Сион» (Соломон Гольдельман и Хаим Житловский). Эпизодически в работе СНЛВ принимали участие грузинские социал-демократы, члены Национал-демократической партии горцев Кавказа, а также представители Кубанской диаспоры [1].
На протяжении целого года, практически на ежедневных совместных заседаниях, во время дискуссий и размышлений вслух была выработаны вопросы организационного оформления и политическая платформа, базирующаяся на доминирующей в ХХ веке идеологии социализма. Так, лига провозглашалась в первую очередь «персональным объединением» представителей социалистических партий, которые поддерживают цель «создания морально-политической атмосферы, необходимой для решения национального вопроса в Восточной Европе». Вопрос «персональности» в организации был не случайным. Все объяснялось невосприятием лиги со стороны Рабочего социалистического интернационала, и поэтому в членстве лиги могли состоять как представители тех народов, которые в силу исторических обстоятельств вошли в состав СССР, так и соседи Советского Союза, а также народы, культурно-хозяйственная жизнь которых базировалась на аграрном секторе. По предложению украинских эсеров лига выступала тесным союзом социалистических партий, охраняющих завоевания национальных революций, тогда как предложение российских эсеров о членстве в объединении разных «демократических несоциалистических элементов» было отброшено большинством [2].
В основу политической платформы объединения была положена идея независимости всех наций и демократизации международных отношений как реальная основа решения национального вопроса. Здесь же отстаивалась и идея создания на территории бывшего СССР «свободного союза национальных государств», своеобразных «трудовых республик», которые
1) проводили бы солидарную и консолидированную международную политику,
2) подписали бы взаимную военную конвенцию, которая являлась бы гарантом суверенитета каждой трудовой республики,
3) подписали бы международный статут, гарантирующий права национальных меньшинств,
4) тесно сотрудничали бы в экономической и финансовой сферах,
5) создали бы тарифный и пошлинный союз,
6) решали бы внешние и внутренние проблемы, в первую очередь, собственными силами,
7) создали бы союзный трибунал для решения серьезных международных и междунациональных конфликтов.
Главными условиями осуществления поставленных задач являлись бы: пробуждение политической активности социалистических сил как в эмиграции, так и в Советском Союзе (в первую очередь антибольшевистских), создание общего социалистического фронта, раскрытие сущности «белого» и «красного» империализма, монархизма и шовинизма. В 1927 году координаторы лиги предложили создать международную комиссию из представителей социалистических партий для морально-юридической экспертизы Рижского мирного договора 1921 года, который разрушил экономическую и культурно-национальную жизнь украинского и белорусского народов.
Летом того же 1927 года возникла «Инициативная группа Социалистической лиги Нового Востока», которая разработала еще один (помимо статута) из программных документов объединения - «Декларацию к трудящимся всех наций!», в которой была проанализирована политическая международная ситуация в Европе на рубеже 1920-1930-х годов, обозначена собственно политическая линия организации - идейное невосприятие и активное противодействие
«красному империализму Кремля» (большевизму) и «черному империализму капитала» (фашизму), а также прогнозировался новый народно-общественный подъем в СССР. Имелось ввиду то, что большевизм в Советском Союзе будет ликвидирован не силами внешней военной интервенции, а в силу накопления внутренних проблем, поэтому «трудовая демократия Восточной Европы» при таких условиях должна быть морально и организационно готовой [3].
Пытаясь получить политическую поддержку, члены СЛНВ неоднократно обращались к руководству Социалистического интернационала в Лондоне, Рабочего социалистического интернационала, некоторых социалистических партий Европы и Северной Америки. Были попытки создать сеть региональных структур организации. Для этого использовались поездки Виктора Чернова, Никифора Григо-риева, Виссариона Гуревича, Николая Мандрыки в города Франции, Швейцарии, Германии, Польши, Эстонии, Латвии, США, Канады посредством прочтения лекций. А в 1928 и 1929 годах собственными усилиями организация издала два русскоязычных сборника «Вестник Социалистической лиги Нового Востока».
Но больших успехов по активизации своей деятельности лига не достигла. Слишком мал был ее политический вес. Во-первых, сказалась «холодная» позиция Рабочего социалистического интернационала, который воспринимал СЛНВ как политического конкурента. Во-вторых, против лиги ополчились российские социалисты-монархисты («велико-государственники») (Александр Керенский, Марк Вишняк, Василий Сухомлин и другие), имеющие сильные позиции в ряде других социалистических международных организаций. В-третьих, безрезультатными оказались попытки организовать в Праге и Париже международные конференции представителей народов Восточной Европы. А главенствующая роль группы украинских эсеров-шаповаловцев в членстве СЛНВ подорвала авторитет организации в среде украинских эмигрантов. В-четвертых, свою роль сыграла и утрата лидеров объединения: в 1928 году умирает один из его основателей Петр Кричевский, а в 1932 году - Никита Шаповал.
С началом 1930 года деятельность СЛНВ носила фор-
мальный характер. Сказывалось отсутствие денежных средств и экономический кризис в целом в Чехо-Словакии конца 1920-х - начала 1930-х годов. Таким образом, Социалистическая лига Нового Востока с началом 1930-х годов покидает историческую арену, но сам факт ее создания на принципах равноправности наций, взаимного признания за каждым народом права на независимое государственное существование имел большой исторический вес. С одной стороны, представители русской демократии (эсеровская группа Чернова и некоторые другие политические силы, которые отказались от идеи «единой России») сделали шаг навстречу представителям нерусских национальных демократий в признании их независимости. С другой стороны, факт совместной политической деятельности с русскими демократами армянских, грузинских, кубанских, украинских, белорусских и еврейских социалистов - показатель отсутствия у последних искусственной русофобии, неприязни к русским и России. Идеи и теоретические наработки СЛНВ по созданию европейского союза независимых государств на основе равноправности и ровности, демократизации международных отношений в целом имеют сегодня не только познавательное, но и думается, практическое значение.
Литература
1. а) Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины в г. Киеве. - ф. 4465. «Коллекция отдельных документальных материалов украинских эмиграционных учреждений, организаций и особ». -оп. 1. - д. 328. - л. - 1-14;
б) ЦГАВО Украины в г. Киеве. - ф. 3793 «Украинский социологический институт». - оп.1. - д.157. - л.1-5.
в) ЦГАВО Украины в г. Киеве. - ф.3562 «Личный фонд Никифора Григориева». - оп.1. - д.100. - л.152 об.
г) ЦГАВО Украины в г. Киеве. - ф. 3563 «Личный фонд Никиты Шаповала». -оп.2.- д. 119.-л. 143, 167.
2. Государственный Архив Российской Федерации (г. Москва). - ф.5910. - оп.1.-д.88. - л. 130-131.
3. Государственный Архив Российской Федерации (г. Москва). - ф.5910. -оп.1.-д.88. - л. 130-131.
ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА ВЛАДИМИРСКОИ И КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
И.А. Гажва,
аспирант Шуйского государственного педагогического университета
В связи с освобождением от крепостной зависимости в 1861 году 23 млн. человек и изменением условий народной жизни православное духовенство признавало необходимость образования народа, а правительство искало для этого средства. Церковно-приходские школы и школы грамоты, испытывавшие трудности, вследствие реформ 60-х гг. XIX века получили материальную и нравственную поддержку не только со стороны государства, но и таких религиозно-просветительских обществ, как православные братства. Посвящая себя заботам о развитии духовного образования, православные братства примером своей деятельности показали, насколько высока была потребность в правильной организации религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Большую заслугу по распространению школ во Владимирской губернии получило православное братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Сама идея церковно-приходской школы, находящейся под руководством и наблюдением приходского священника, была
уже теоретически разработана и практически осуществлена Советом братства до издания «Правил о церковноприходских школ» 1884 г. Школы грамоты, которые этими же «Правилами» вверялись ведению духовного начальства, также уже были взяты братством Александра Невского под свое покровительство. Благодаря той поддержке, какую оказывало братство, число церковно-приходских школ и школ грамоты во Владимирской губернии с каждым годом увеличивалось и улучшалось как в воспитательно-учебном, так и в материальном отношении. В начале 1884 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Феогностом, являвшимся председателем братства Александра Невского, было дано «Наставление священникам, имеющим в своих приходах церковно-приходские школы и обучающим в них детей». Преосвященный настойчиво рекомендовал священникам обращать главное внимание в школах на религиозно-нравственное просвещение и воспитание учащихся [1]. В 1886 г. член Училищного (при Святейшем Синоде) Совета В.И. Шемякин, осматривая по поручению Святейшего Си-