К ВОПРОСУ О «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В 1990-Е ГОДЫ
Д.А. Дементьев,
соискатель Славянского-на-Кубани государственн
Системный кризис, разразившийся в постсоветской России в начале 90-х гг. прошлого столетия, затронул все сферы жизнедеятельности общества, в том числе духовную. Данное обстоятельство в сочетании с банкротством коммунистической идеологии стало причиной массовой исламизации коренного населения республик Северного Кавказа. Одновременное обращение к исламу в значительной степени стимулировалось действиями мусульманских государств, использовавших международные исламские организации, религиозные центры, просветительские и благотворительные общества, целенаправленно и последовательно расширявшие сферу своего влияния на постсоветском пространстве. Сама по себе исламизация народов Северного Кавказа не являлась угрозой для России, значительная часть населения которой традиционно исповедует ислам. Проблема заключалась в том, что религиозная деятельность осуществлялась зарубежными центрами, преследовавшими не столько религиозные, сколько геополитические цели.
В северокавказском регионе в короткие сроки были созданы и развернули активную деятельность такие структуры, как международная благотворительная организация «Тайба-Туль-Хария», Комитет по оказанию гуманитарной помощи «Спасение», культурно-просветительские организации «Аль-Исламия», «Исламская партия», «Нахдат», «Джамаа-тул муслими», общество «Мудрость» и многие другие [1]. Эти организации располагали значительными финансовыми средствами, поступавшими из-за рубежа по линии миссионерской деятельности международных исламских центров и их представительств в России.
В результате внешнего воздействия международных исламских организаций в северокавказских республиках широкое распространение получили нетрадиционные для региона радикальные течения ислама, послужившие в дальнейшем основным фактором формирования угроз национальной безопасности в социально-политической и военной сфере.
Следует отметить, что общим программным положением для всех течений в исламском радикализме является идея исламской солидарности - панисламизма, призывающего к государственному объединению всех мусульман планеты вне существующих национально-территориальных государственных образований. Кроме того, исламский радикализм (исламизм) определяется не только призывом вернуться к буквальному прочтению священных текстов Корана и Сунны, но и сочетанием такого призыва с прямым вмешательством в политическую жизнь. Исламисты мобилизуют мусульман на создание специальной организации для захвата и удержания политической власти с последующим строительством исламской государственности. Таким образом, исламский радикализм является религиозно-политическим течением, призывающим к установлению верховенства духовной власти над светской, т.е. к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации.
Одним из наиболее радикальных экстремистских течений в исламе, получившим распространение в северокавказском регионе, стал так называемый ваххабизм, ставящий своей целью построение всемирного теократического исламского государства, приведение норм религиозной, общественной и личной жизни в полное соответствие с заповедями ислама. Согласно замыслам ваххабитов, исламиза-
го педагогического института
ция планеты должна быть осуществлена по следующему сценарию:
- первый этап (пропагандистский), в процессе которого усилия направляются на распространение ваххабитского учения среди мусульман всего мира;
- второй этап (организационный), подразумевающий повсеместное формирование ваххабитских военно-политических структур (т.н. «джамаатов»), нацеленных на завоевание власти в исламских государствах и регионах с преимущественно мусульманским населением;
- третий этап (военный), подразумевающий ведение «джихада» (священной войны против «неверных»), результатом которого должно стать создание единого мирового мусульманского государства [2].
В процессе реализации этих установок бескомпромиссно отвергаются идеология, политическая практика и государственное устройство любого светского режима.
В конце 80-х гг. прошлого столетия данная идеология была привнесена на Северный Кавказ зарубежными проповедниками. Первые исламистские общины и учебные заведения («медресе») возглавлялись иностранцами, действовавшими на территории Российской Федерации с легальных позиций. Так начинался первый этап джихада на территории России, в основном преследовавший пропагандистские цели. Успешная реализация его целей была облегчена углублявшимся системным кризисом постсоветского общества, приведшим к имущественной дифференциации и обнищанию значительной части населения национальных республик. Маргинальные его слои (в основном оставшаяся без работы и надежд на будущее молодежь) стала социальной базой, воспринявшей морально-этические установки ваххабитов, осуждавших роскошь, стяжательство, ростовщичество, проповедовавших равенство и взаимопомощь мусульман. На этом фоне международные исламистские организации, такие как «Всемирный исламский совет призыва и спасения», «Партия благоденствия», «Исламская партия возрождения», «Всемирная исламская благотворительная организация» и др., наряду с массовой засылкой своих эмиссаров в регион, приступили к повсеместному финансированию строительства мечетей и религиозных учебных заведений.
С 1992 г. началась активная пропаганда идей ваххабизма в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, где зарубежные ваххабиты организовали сеть летних лагерей, якобы предназначенных для оздоровления молодежи и ознакомления ее с основами ислама. Профилирующими предметами в лагерях стали идеологическая обработка в духе исламского радикализма и физическая подготовка с упором на военно-прикладные виды спорта. В документах «Исламского культурного центра», действовавшего в Чечне, откровенно говорилось о задачах лагерей: «Развивая молодежь физически и имея характер военных организаций, лагеря могут восполнить пробел, который существует в нашем движении по освобождению Родины. Молодежь, воспитанная в национальном и исламском духе, может стать стальным остовом, который ляжет в основу будущей национальной армии» [3].
Одновременно молодые жители северокавказских республик направлялись для обучения в исламские центры ваххабитской направленности в Саудовскую Аравию, Малайзию, Пакистан, Египет. После усиленной теологической и боевой подготовки молодые проповедники возвращались
на родину пропагандистами идей ваххабизма. Кроме того, они проникали в местные религиозные и светские учебные заведения с целью оказания влияния на студентов, способных в перспективе занять ключевые посты в религиозных и властных структурах республик Северного Кавказа.
Повсеместное распространение ваххабизма и становление исламистских структур в регионе происходило поэтапно, по отработанным схемам. На начальном этапе действовали так называемые «мусульманские просветители», затем выдвигались политические требования, такие как возрождение «истинного» ислама, приведение норм общественной и личной жизни в соответствие с заповедями религии, утверждение основ исламистской экономики и т.д.
Благодаря резкой активизации «просветительской деятельности» и общему изменению ситуации в регионе после окончания первой чеченской кампании ваххабитское движение начало активно самовоспроизводиться за счет местных людских и материальных ресурсов. При этом показательными исламистскими анклавами в 1998-1999 гг. стали сепаратистская Ичкерия и Кадарская зона в Дагестане.
В короткие сроки ваххабиты на Северном Кавказе про-
шли путь от пропаганды до создания организаций экстремистской направленности (например, «Конгресс народов Чечни и Дагестана»). В Чечне были сформированы формирования, плотно интегрированные в международное исламистское террористическое сообщество. Под руководством иорданца Э. Хаттаба функционировал «Исламский институт Кавказа» (филиал организации «Братья-мусульмане»), выполнявший задачи по распространению ваххабитской идеологии. Выпускники данного «института» стали основой вооруженных «джамаатов» в республиках, выдвинулись на руководящие роли в ваххабитском движении. При этом значительная часть «студентов» к началу нового этапа антитеррористической операции имела опыт боевых действий на территории Чечни в 1994-1996 гг.
Литература
1. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов н/Дону, 2003.
2. Ас-Сайид Ахмед ибн Зейний Дахлян. Заблуждения ваххабистов. - Киев, 1998.
3. Харун Яхья. Ислам проклинает террор. - Астана, 2002.
ЗАМЕТКИ О СОЦИАЛИСТИЧЕКОИ ЛИГЕ НОВОГО ВОСТОКА (1926-1930)
О.Е. Зубко, преподаватель социально-экономического института, г. Винница (Украина)
Социалистическая лига Нового Востока (СНЛВ) - одна из страниц истории послеоктябрьской эмиграции представителей национальных движений из России, Украины и Беларуси, нашедших приют в междувоенной Чехо-Словакии. У истоков лиги как организации, деятельность которой была направленной на «мирное урегулирование национального вопроса на Востоке Европы», в октябре 1926 года стояли эсеры: Никита Шаповал, Никифор Григориев, Николай Мандрыка, Виктор Чернов, Виссарион Гуре-вич, Григорий Шрейдер, Тамаш Гриб, Василий Захарка, Петр Кричевский. Со временем в состав лиги вошли представители Армянского революционного союза «Дашнакцю-тун» (Н. Никогосян, Е. Айрапецян. О. Акинян, Н. Бадалян) и Еврейского союза «Паалей Сион» (Соломон Гольдельман и Хаим Житловский). Эпизодически в работе СНЛВ принимали участие грузинские социал-демократы, члены Национал-демократической партии горцев Кавказа, а также представители Кубанской диаспоры [1].
На протяжении целого года, практически на ежедневных совместных заседаниях, во время дискуссий и размышлений вслух была выработаны вопросы организационного оформления и политическая платформа, базирующаяся на доминирующей в ХХ веке идеологии социализма. Так, лига провозглашалась в первую очередь «персональным объединением» представителей социалистических партий, которые поддерживают цель «создания морально-политической атмосферы, необходимой для решения национального вопроса в Восточной Европе». Вопрос «персональности» в организации был не случайным. Все объяснялось невосприятием лиги со стороны Рабочего социалистического интернационала, и поэтому в членстве лиги могли состоять как представители тех народов, которые в силу исторических обстоятельств вошли в состав СССР, так и соседи Советского Союза, а также народы, культурно-хозяйственная жизнь которых базировалась на аграрном секторе. По предложению украинских эсеров лига выступала тесным союзом социалистических партий, охраняющих завоевания национальных революций, тогда как предложение российских эсеров о членстве в объединении разных «демократических несоциалистических элементов» было отброшено большинством [2].
В основу политической платформы объединения была положена идея независимости всех наций и демократизации международных отношений как реальная основа решения национального вопроса. Здесь же отстаивалась и идея создания на территории бывшего СССР «свободного союза национальных государств», своеобразных «трудовых республик», которые
1) проводили бы солидарную и консолидированную международную политику,
2) подписали бы взаимную военную конвенцию, которая являлась бы гарантом суверенитета каждой трудовой республики,
3) подписали бы международный статут, гарантирующий права национальных меньшинств,
4) тесно сотрудничали бы в экономической и финансовой сферах,
5) создали бы тарифный и пошлинный союз,
6) решали бы внешние и внутренние проблемы, в первую очередь, собственными силами,
7) создали бы союзный трибунал для решения серьезных международных и междунациональных конфликтов.
Главными условиями осуществления поставленных задач являлись бы: пробуждение политической активности социалистических сил как в эмиграции, так и в Советском Союзе (в первую очередь антибольшевистских), создание общего социалистического фронта, раскрытие сущности «белого» и «красного» империализма, монархизма и шовинизма. В 1927 году координаторы лиги предложили создать международную комиссию из представителей социалистических партий для морально-юридической экспертизы Рижского мирного договора 1921 года, который разрушил экономическую и культурно-национальную жизнь украинского и белорусского народов.
Летом того же 1927 года возникла «Инициативная группа Социалистической лиги Нового Востока», которая разработала еще один (помимо статута) из программных документов объединения - «Декларацию к трудящимся всех наций!», в которой была проанализирована политическая международная ситуация в Европе на рубеже 1920-1930-х годов, обозначена собственно политическая линия организации - идейное невосприятие и активное противодействие