Научная статья на тему 'Деятельность владимирского православного братства в развитии церковно-школьного образования во второй половине XIX - начале XX В. 1'

Деятельность владимирского православного братства в развитии церковно-школьного образования во второй половине XIX - начале XX В. 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ БРАТСТВА / ORTHODOX FRATERNITIES / НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / PUBLIC EDUCATION / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / PARISH SCHOOL / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красницкая Т. А., Добычина Т. А.

Статья раскрывает деятельность владимирского православного церковного братства Александра Невского во второй половине XIX начале XX в. в области народного образования. Анализируя статистические данные, автор показывает масштаб и роль, которую сыграла просветительская работа братства в решении проблемы неграмотности населения, в становлении и развитии системы начального народного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF THE VLADIMIR ORTHODOX FRATERNITY IN DEVELOPING CHURCH SCHOOL EDUCATION IN THE 2ND HALF OF THE 19TH CENTURY - EARLY 20TH CENTURY

The article examines the work of Alexander Nevsky Vladimir Orthodox Fraternity in public education in the 2nd half of the 19th century early 20th century. The author analyzes the corresponding statistic data to show the scope and role of the Fraternitys work in solving the problem of public illiteracy, as well as establishing and developing the system of public primary education.

Текст научной работы на тему «Деятельность владимирского православного братства в развитии церковно-школьного образования во второй половине XIX - начале XX В. 1»

ВОПРОСЫ истории

Императорского Величества покровительством. - Кострома, 1907.

3. Студитский И. Состоящее под высочайшим Его Императорского Величества покровительством Александровское православное братство в г. Костроме. Исторический очерк 1879-1913 гг. - Кострома, 1913.

4. Деятельность Александровского православного братства за 1914-1915 гг. - Кострома, 1916.

5. Отчет по Костромскому Александровскому братству за 1890 г. (11 год существования) // Костромские епархиальные ведомости. - 1891. - № 12.

6. Студитский И. К XXXV-летию просветительно-благотворительной деятельности Александровского православного братства в г. Костроме. -Кострома, 1914.

7. Костромское Александровское братство. Годовой отчет. 1906-1907 гг. - Кострома, 1907.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИМИРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА В РАЗВИТИИ ЦЕРКОВНО-ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.1

WORK OF THE VLADIMIR ORTHODOX FRATERNITY IN DEVELOPING CHURCH SCHOOL EDUCATION IN THE 2nd HALF OF THE 19th CENTURY - EARLY 20th CENTURY

Т. А. Красницкая, Т. А. Добычина

Статья раскрывает деятельность владимирского православного церковного братства Александра Невского во второй половине XIX - начале XX в. в области народного образования. Анализируя статистические данные, автор показывает масштаб и роль, которую сыграла просветительская работа братства в решении проблемы неграмотности населения, в становлении и развитии системы начального народного образования.

^ А. Krasnitskaya, T. A. Dobychina

The article examines the work of Alexander Nevsky Vladimir Orthodox Fraternity in public education in the 2nd half of the 19th century - early 20th century. The author analyzes the corresponding statistic data to show the scope and role of the Fraternity's work in solving the problem of public illiteracy, as well as establishing and developing the system of public primary education.

Ключевые слова: православные церковные братства, народное просвещение, церковно-приходские школы, начальное образование.

Keywords: Orthodox fraternities, public education, parish school, primary education.

Во второй половине XIX в. в России в связи с реформами 1860-1870 гг. остро встала проблема народного образования. В ее решении активную помощь государству оказывала православная церковь. 8 мая 1864 г. были приняты «Основные правила для учреждения православных церковных братств», что содействовало повсеместному возрождению в России этих общественно-церковных организаций. Целью деятельности братств была миссионерская работа. Одним из важных средств в ее достижении было развитие народного образования. Просветительская и миссионерская работа успешно велась в церковно-приходских школах. Потому одним из приоритетных направлений в деятельности существовавших братств была работа по устройству и поддержке подобных учебных заведений.

Во Владимирской губернии, достаточно типичной в дореволюционный период в Центральной России, становление и развитие церковно-школьного образования было связано с деятельностью братства Александра Невского, учрежденного в 1879 г. по инициативе епископа Владимирского и Суздальского Феогноста.

В это время на территории Владимирской губернии общественными городскими и земскими учреждениями было открыто более 300 «правильно организованных» народных школ [1, с. 5]. Кроме них по местам епархии существовали народные училища, добровольно открытые приходским духовенством. Братство в первый год своей деятельности взяло 10 училищ под свое покровительство, выделив денежное пособие в размере 100 руб. Братство содействовало открытию новых начальных учебных заве-

1 Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. ГК № П 563 от 17 мая 2010 г.

ВОПРОСЫ

ИСТОРИИ

дений. В 1879-1880 гг. при его финансовой поддержке в пяти уездах епархии (Александровском, Гороховецком, Ковровском, Муромском, Покровском) появилось 8 начальных школ. В последующие годы практика открытия учебных заведений продолжилась. С 1880 по 1883 г. братство учредило 40 церковных школ [1, с. 6, 7, 10].

Существующие учебные заведения братство предполагало передать в ведение Министерства народного просвещения с тем, чтобы «освободить» свои средства для открытия новых школ. Но это намерение осуществлялось с большим трудом. Так, в 1883 г. из 48 церковно-приходских школ было передано всего 5 [2]. Исходя из этого, братство решило действовать самостоятельно. С 1883-1884 г. оно выдвигает на первый план своей просветительской деятельности учреждение особых (отличных от земских) церковно-приходских школ с «преобладающим религиозно-нравственным элементом в обучении и воспитании». В 1883 г. братство выработало свои правила по организации работы православных школ. Стоит отметить, что действовавшие в соответствии с ними учебные заведения соответствовали узаконенному в 1884 г. типу начальной школы. В 1884 г. архиепископом Феогностом было дано «Наставление священникам, имеющих в своих приходах церковно-приходские школы и обучающие в них детей». В нем внимание было остановлено на воспитательной стороне этих школ, на выяснении той церковности, которой должно быть проникнуто обучение и воспитание в них, и тех средств, при помощи которых она может быть «насаждена». Эти регламентирующие документы позволили организовать работу местных церковно-приходских школ на общих основаниях. В результате активной деятельности братства в епархии в 1883-1884 гг. было открыто около 60 организованных на новых основаниях церковно-приходских школ [1, с. 13].

В то же время совет братства обратил внимание на школы грамоты. Во Владимирской губернии их насчитывалось 228. В них обучалось 2250 человек, а преподавание вели 189 учителей и 39 учительниц [1, с. 9]. На общем собрании 23 октября 1883 г. члены братства Александра Невского приняли решение взять эти школы под свое покровительство. В 1883-1884 гг. в ведении братства оказалось 73 школы грамоты [1, с. 9]. Но помощь этим низшим учебным заведениям оказывалась при условии подчинения их надзору и руководству приходских священников [3]. В 1884 г. братство выработало особые «Правила организации крестьянских школ грамотности», которые устанавливали единый порядок работы этих образовательных учреждений.

Проблемой школ грамоты было отсутствие квалифицированных учителей. В 1883 г. братство Александра Невского попыталось решить ее путем специальной подготовки учеников церковно-приходской школы села Лыкова Владимирского уезда для преподавания в школах грамоты. Опыт оказался удачным - в 1884 г. некоторые мальчики Лыковской церковно-приходской школы с успехом работали в школах грамоты. Но это был единичный случай.

В целом открытые во Владимирской епархии начальные церковные учебные заведения контрастировали с теми, которые появятся после их официального утверждения в начале 1880-х гг. XIX в. Несмотря на разработанные братством правила организации школ, они не имели строго определенной программы. В «Наставлении священникам» преосвященного Феогноста указывалось, что главное внимание в учебном процессе «должно быть сосредоточено на воспитании учащихся в духе веры и благочестия», рекомендовалось «не гнаться за сообщением большого количества сведений» [1, с. 16]. Объем школьного курса и «уровень познаний» детей зависел от подготовки, «усердия и опытности» учителя. Педагогический состав школ в основном состоял из священников или членов причта. Действовавшие церковные школы не имели специально построенных зданий, а размещались в крестьянских домах, в домах священников, церковных сторожках.

Братство, не имея в начале своей деятельности значительных финансовых средств, выделяло небольшие пособия на содержание и ремонт отдельных школ, снабжало школы классной мебелью, учебниками и учебными пособиями. Находились суммы и на вознаграждение учителям. Размер пособия зависел от успеха деятельности учителей, от числа учеников, продолжительности учебного времени и составлял 10-40 руб. в год [4].

Активная деятельность владимирского братства в распространении просвещения в епархии была отмечена высшей церковной властью и «одобрена» императором Александром III. Последний пожаловал братству 3000 руб. Эта сумма была обращена в капитал, проценты с которого шли на нужды церковно-приходских школ. Св. Синод также выделил братству единовременное пособие в размере 2000 руб. и «на 3000 руб. книг для церковно-приходских школ» [5].

Таким образом, к моменту официального признания церковно-приходских школ Владимирская губерния, в отличие от других регионов страны, уже имела практический опыт их организации. В силу этого совет братства Александра Невского после опубликования «Правил о церковно-приходских школах» 1884 г. получил право управления начальными православными школами в епархии. С этого момента деятельность братства в деле народного просвещения, не изменяясь по существу, получила дальнейшее развитие.

На протяжении 1880-1890-х гг. совет братства, используя все возможные средства и людские ресурсы, смог организовать систему управления церковными школами, главным образом работу школьной инспекции, в которую входили священники-наблюдатели, а затем и уездных отделений епархиального училищного совета. На плечи братства ложилась забота о материальном обеспечении учебных заведений, так как «Правила» 1884 г. не давали средств для функционирования церковных школ. Для решения этой проблемы оно организовало специальные сборы для нужд школ, которые поступали в фонд общеепархиальных средств. В сборе местных средств на отдельные школы по-

ВОПРОСЫ истории

могали приходские священники. За недостаточностью собственных средств в обеспечении школ братство обращалось за помощью к уездным земствам. Но не все из них откликались на просьбу. Так в 1884-1885 гг. только 3 земских собрания согласились выделять с 1886 г. на школы 500 руб. [2]. Финансовые проблемы можно было решить посредством устройства на местах приходских попечительств, которые бы также заботились о школах. Но, по замечанию отчетов обер-прокуроров, «значение приходских попечительств» было «мало понято и оценено» духовенством Владимирской епархии [6; 7].

Тем не менее успехи в развитии церковно-школьного дела под руководством совета братства Александра Невского были значительными. К 1891-1892 учебному году в епархии действовало 317 церковно-приходских школ и 244 школы грамоты, 391 учебное заведение имело собственные здания. Расход на существующие школы составлял 67 тыс. руб. [2].

Деятельность братства в деле народного просвещения вновь была отмечена высшим церковно-школьным управлением. В 1886 г. член Училищного совета при Св. Синоде В. И. Шемякин, осматривавший церковноприходские школы Владимирской епархии, указал на то, что «владимирское Александро-Невское братство, руководимое высокопреосвященнейшим Феогностом, принадлежит к числу замечательных общественных учреждений. ...Здесь все сводится к бескорыстному труду на пользу общую и добровольным жертвам на просвещение населения епархии светом учения Христова» [8].

В ведении совета братства церковные школы находились лишь до начала 1890-х гг. С начала 1892/93 учебного года церковно-школьное дело было изъято из непосредственного ведения братства и возложено на организованный при нем епархиальный училищный совет. Несмотря на это братство продолжало оказывать посильную помощь церковным школам, прежде всего тем, которые находились в «местах, зараженных расколом». На протяжении нескольких лет оно выдавало пособие от 60 до 120 руб. учителям нескольких школ Меленков-ского уезда, Пензенской школы Гороховецкого уезда за помощь в миссионерской работе, выделял средства на их ремонт и содержание [9; 10; 11]. В память о заслугах и трудах преосвященного Сергия «для преуспеяния» братства в 1904 г. в д. Славце Меленковского уезда была построена церковная школа. На ее устройство оно истратило 3369 руб. 67 коп. В дальнейшем братство обеспечивало ее содержание [9].

Плодотворная деятельность братства на ниве народного просвещения была обусловлена трудами его основателя, «вдохновителя и главного неустанного руководителя» церковно-школьного дела архиепископом Владимирским и Суздальским Феогностом. При организации церковных школ архипастырь не только лично привлекал многочисленные пожертвования, но и вносил свои средства. Феогност давал благословение на учреждение школ и почти всегда присутствовал на тор-

жествах по случаю их открытия. Будучи председателем совета братства, обремененный заботами о епархии, он «поощрял» непосредственное обращение к нему со стороны заведующих школами, «желая знать церковно-школьное дело во всех подробностях». В память о его заслугах в 1900 г. в д. Дуброва Судогодского уезда была построена церковь-школа. Ее устройство стало итогом, наградой и своеобразным памятником архипастырю, который стоял у истоков церковных школ во Владимирской губернии.

Таким образом, деятельность владимирского православного братства Александра Невского имела решающее значение в развитии церковно-школьного образования в губернии. Благодаря поддержке братства число церковноприходских школ и школ грамоты с каждым годом увеличивалось, а их материальное положение и воспитательно-учебная деятельность улучшалась. Опережая государственную политику в этом направлении, начавшуюся только в 1884 г. с издания «Правил о церковно-приходских школах», братство теоретически разработало и практически осуществляло идею церковно-приходской школы, находящейся под руководством приходского священника, дававшую начальное образование и занимавшуюся религиозным воспитанием.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добронравов В. Исторический очерк церковных школ Владимирской епархии с 1884 по 1909 гг.

- Владимир, 1909. - 151 с.

2. Добронравов В. Церковные школы Владимирской епархии с 1884 г. по 1909 г. // Владимирские епархиальные ведомости. - 1904. - № 13.

- С. 397-406.

3. Государственный архив Владимирской области.

- Ф. 450. - Оп. 2. - Д. 1. - Л. 6-8.

4. Отчет о деятельности Владимирского православного братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за 1883-1884 гг. -Владимир, 1885. - С. 115.

5. Отчет о деятельности Владимирского православного братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за 1888-1889 гг. -Владимир, 1890. - С. 8.

6. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора К. Победоносцева по ведомству православного исповедания. - СПб., 1884. - С. 383.

7. Государственный архив Владимирской области.

- Ф. 556. - Оп. 1. - Д. 3701. - Л. 156-157.

8. Церковные ведомости. - 1888. - № 22. - С. 597.

9. Владимирские епархиальные ведомости. - 1905.

- № 2. - С. 76-77.

10. Владимирские епархиальные ведомости. - 1906.

- № 23. - С. 161.

11. Владимирские епархиальные ведомости. - 1909.

- № 49. - С. 794-797.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.