Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Александр Зелененко
Православное педагогическое общество при Санкт-Петербургской духовной академии (ППО)
Опубликовано: Христианское чтение. 1997. № 14. С.
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
в семинарском курсе Нравственного богословия, могут оказать реальную практическую помощь будущим священникам в их пастырском служении.
Во-первых, знакомясь с курсом Нравственного богословия как учением о духовной жизни человека, будущие пастыри получают необходимый материал для духовного руководства церковной общиной.
Во-вторых, курс Нравственного богословия содержит незаменимый материал для миссионерской деятельности священника, для преподавания основ христианской этики в светских учебных заведениях и в воскресной школе.
Священник Николай Ершов
ПРАВОСЛАВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (ППО)
1. ППО при СПб Духовной Академии организовано в сентябре 1991 года по инициативе духовенства СПб Епархии, преподавателей и учащихся Духовных школ.
Учредителями ППО являются СПб Митрополия и Духовная Академия.
Общество зарегистрировано Отделом юстиции г. Санкт-Петербурга в ноябре 1993 г.
Количество членов ППО составляет около 300 человек.
ППО имеет Руководство и Совет в лице организаторов и наиболее активных членов Общества.
Деятельность ППО осуществляется по утвержденному Уставу.
2. Своей целью ППО имеет: духовное просвещение, научение основам веры, воцерковление педагогов, а посредством их — школы, семьи и общества. («... что слышал от Меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2,2)).
3. Задачи ППО: Создание православной педагогической среды общения и образа жизни для становления личности педагога.
A) Формирование городской православной педагогической общины на основании евхаристического единства, под руководством опытных духовников и педагогов.
Б) Воссоздание здравых основ православной педагогики с учетом современного состояния семьи, школы и общества.
B) Отработка концепции гуманитарного образования, межпредметных связей и конкретных методик, создание программ и учебных пособий.
Г) Подготовка и переподготовка педагогических кадров с православным мировоззрением и отношением к воспитанию и образованию.
Д) Помощь в организации и деятельности православных лекториев, семинаров, воскресных, церковно-приходских и гуманитарных школ типа «Православная гимназия», «Лицей», «Русская школа».
Е) Помощь общеобразовательным школам и прочим учебным учреждениям:
— в преподавании и создании библиотек духовно-культурного содержания; классов с изучением основ православной культуры, краеведения, отечествоведения;
— в организации лекционных циклов исторического и духовно-нравственного содержания;
— в организации экскурсионных и паломнических поездок по святым местам;
— в организации церковных праздников и концертов духовной поэзии и музыки.
Ж) Помощь в устроении семейных клубов с целью воссоздания традиций православной укладной семьи.
4. Формы деятельности ППО:
I. богословско-педлгогические курсы с двухгодичным обученеим, действующие с сентября 1991 г. по настоящее время. За истекший срок на курсах обучалось:
уч. гг. студентов вольнослушателей
1991—92 45 65
1992—93 55 85
1993—94 65 95
1994—95 70 108
1995—96 90 157
задачи курсов
1) Формирование устойчивого православного мировоззрения через изучение Священного Писания, богословских дисциплин и таких профилирующих предметов как: Христианская Педагогика, Психология и Методика преподавания Закона Божия, религиоведческих дисциплин.
2) Распределение учащихся курсов:
(А) по направлениям: для углубления знаний и повышения уровня квалификации:
а) православное религиоведение,
б) законоучительсгво,
в) православное литературоведение, искусствознание, историография,
г) духовно-нравственное воспитание в семье и школе,
д) миссионерско-катехизаторский раздел (чтение лекционных циклов),
е) связь с другими православными обществами и учебными заведениями,
ж) издательско-методический и библиотечный раздел.
(Б) по возрастам
а) дошкольный возраст (4—6 лет), младший школьный (7—10 лет),
в) средний школьный (11 —13 лет),
г) старший школьный (14—16 лет),
д) возраст ПТУ и ВУЗов,
е) родители и педагоги,
ж) военнослужащие.
предметное содержание курсов
1 Курс
1) Библейская История Ветхого и Нового Завета.
2) Основное Богословие ( + катехизис).
3) Нравственное Богословие с основами Аскетики.
4) Христианская Педагогика и Психология.
5) Литургика (-}-церковнославянский язык).
6) История Русской Православной Церкви.
2 Курс
1) Священное Писание Нового Завета.
2) Догматическое Богословие.
3) История Древней Церкви (-[-Общецерковная История).
4) Иконография.
5) Методика преподавания Закона Божия в Воскресной школе и религиоведческих дисциплин в светских образовательных учреждениях.
6) Апологетика христианской культуры.
Дополнительно к этому. Обзорные ликции по:
а) Сравнительному Богословию и Сектоведению.
б) Церковному пению.
в) Зкклезиологии.
г) Гомилетике.
д) Пастырские беседы.
Занятия на Богословско-Педагогических Курсах проводят преподаватели и студенты Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и Академии.
Занятия проводятся по вторникам и пятницам с 17-00 до 21-00, по адресу: наб. Обводного канала, д. 17, в здании Духовной Академии.
Поступающие на Курсы должны иметь рекомендацию приходского священника и пройти собеседование с 1 по 15 сентября.
Учебный год на Богословско-Педагогических Курсах продолжается с 15 сентября по 15 мая. 78
По окончании второго года обучения студенты Курсов сдают экзамены, по результатам которых получают Диплом, дающий возможность, по усмотрению администрации учреждений, преподавания религиоведческих дисциплин в учебных заведениях России.
II. ежемесячные педагогические семинары по направлениям, указанным выше.
Каждое направление педагогической деятельности возглавляется группой компетентных в данной специализации педагогов. В каждом направлении ведется работа по возрастам.
задачи семинаров
1) Заглубление и совершенствование работы в своих направлениях под руководством наиболее опытных в городе православных педагогов.
2) Собирание и обобщение накопленного опыта работы, с изданием методических пособий, рекомендаций и программ для учителей города.
3) Оказание методической помощи по данным направлениям в школах города.
III. ежегодные педагогические конференции (местные и выездные), проводимые, как правило, в середине (Рождественская) и в конце (итоговая) учебного года.
задачи конференций
1) Ознакомление с опытом православной педагогической деятельности в нашем и других городах.
2) Знакомство и обмен опытом по устроению православных детских садов, классов, школ, гимназий, лицеев и преподаванию в них.
3) Взаимообмен методическими пособиями, авторскими и пр. учебными программами.
4) Подведение итогов работы за истекший год и планирование на будущее.
IV. развитие библиотечного дела в Православном Педагогическом Обществе, в различных воспитательных учебных заведениях и организациях.
задачи
1) Формирование собственного библиотечного фонда ППО: а) из издаваемых ныне книг; б) из редких монографий дореволюционного периода и западных публикаций; в) из материалов, выработанных самим ППО (материалы конференций, докладов, рефератов учащихся ППО, методических программ).
2) Помощь учебным и другим заведениям города в формировании и комплектации православной литературы.
3) Создание библиографии по имеющимся направлениям работы.
79
V. экскурсионная и паломническая деятельность
пп0: организация экскурсионных и паломнических групп по святым местам города и другим регионам нашей страны и за рубежом.
VI. практическая педагогическая деятельность членов ппо:
— В своих учреждениях на своих предметах.
— В Воскресных и Церковно-приходских школах.
— В Православных частных школах, гимназиях, лицеях, классах, факультативных группах.
— В Православных лекториях, клубах, детских лагерях.
— В детских приютах, детских домах, интернатах.
Сопредседатель ППО: свящ. Александр Зелененко
СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ СВ. МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
вященномученик митрополит Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский; 17 апреля 18731 — 13 августа 1922) в 1893 году окончил Олонецкую Духовную семинарию в Петрозаводске. Выпуск этого года составил 14 человек. Как один из лучших студентов семинарии, Василий Казанский был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию (отношение Правления Олонецкой Духовной семинарии от 17 августа за № 357)2. Однако, его поступление прошло не совсем гладко: он получил по сочинению на вступительном экзамене 2 1/4, но все-таки был принят3. Справедливости ради следует отметить, что с сочинениями по литературе не ладилось у многих олонецких семинаристов. Теорию словесности и историю русской литературы им четверть века преподавал Владимир Фаддеевич Снитко (около 1851 — 25 июня 1911). «Мудреный он был человек, выражаясь деликатно, — вспоминал о нем выпускник той же семинарии 1889 года митрополит Григорий (Чуков). — И если мы научились потом писать сочинения, то уж во всяком случае не благодаря [...] Снитко» 4. Василий Казанский был принят на полное содержание5. Он пожелал войти в число студентов, изучавших 2-ю (историческую) параллельную группу предметов, и заниматься английским и латинским языками 6.
Ректором академии в 1892—1893 годах был архимандрит Борис (Плотников) — талантливый духовный писатель, апологетические труды которого даже переводились на французский язык. Он пользовался особым уважением студентов как человек на редкость открытый и мяг-
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.