Научная статья на тему 'Православное педагогическое общество при Санкт-Петербургской духовной академии (ППО)'

Православное педагогическое общество при Санкт-Петербургской духовной академии (ППО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православное педагогическое общество при Санкт-Петербургской духовной академии (ППО)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Александр Зелененко

Православное педагогическое общество при Санкт-Петербургской духовной академии (ППО)

Опубликовано: Христианское чтение. 1997. № 14. С.

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

в семинарском курсе Нравственного богословия, могут оказать реальную практическую помощь будущим священникам в их пастырском служении.

Во-первых, знакомясь с курсом Нравственного богословия как учением о духовной жизни человека, будущие пастыри получают необходимый материал для духовного руководства церковной общиной.

Во-вторых, курс Нравственного богословия содержит незаменимый материал для миссионерской деятельности священника, для преподавания основ христианской этики в светских учебных заведениях и в воскресной школе.

Священник Николай Ершов

ПРАВОСЛАВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (ППО)

1. ППО при СПб Духовной Академии организовано в сентябре 1991 года по инициативе духовенства СПб Епархии, преподавателей и учащихся Духовных школ.

Учредителями ППО являются СПб Митрополия и Духовная Академия.

Общество зарегистрировано Отделом юстиции г. Санкт-Петербурга в ноябре 1993 г.

Количество членов ППО составляет около 300 человек.

ППО имеет Руководство и Совет в лице организаторов и наиболее активных членов Общества.

Деятельность ППО осуществляется по утвержденному Уставу.

2. Своей целью ППО имеет: духовное просвещение, научение основам веры, воцерковление педагогов, а посредством их — школы, семьи и общества. («... что слышал от Меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2,2)).

3. Задачи ППО: Создание православной педагогической среды общения и образа жизни для становления личности педагога.

A) Формирование городской православной педагогической общины на основании евхаристического единства, под руководством опытных духовников и педагогов.

Б) Воссоздание здравых основ православной педагогики с учетом современного состояния семьи, школы и общества.

B) Отработка концепции гуманитарного образования, межпредметных связей и конкретных методик, создание программ и учебных пособий.

Г) Подготовка и переподготовка педагогических кадров с православным мировоззрением и отношением к воспитанию и образованию.

Д) Помощь в организации и деятельности православных лекториев, семинаров, воскресных, церковно-приходских и гуманитарных школ типа «Православная гимназия», «Лицей», «Русская школа».

Е) Помощь общеобразовательным школам и прочим учебным учреждениям:

— в преподавании и создании библиотек духовно-культурного содержания; классов с изучением основ православной культуры, краеведения, отечествоведения;

— в организации лекционных циклов исторического и духовно-нравственного содержания;

— в организации экскурсионных и паломнических поездок по святым местам;

— в организации церковных праздников и концертов духовной поэзии и музыки.

Ж) Помощь в устроении семейных клубов с целью воссоздания традиций православной укладной семьи.

4. Формы деятельности ППО:

I. богословско-педлгогические курсы с двухгодичным обученеим, действующие с сентября 1991 г. по настоящее время. За истекший срок на курсах обучалось:

уч. гг. студентов вольнослушателей

1991—92 45 65

1992—93 55 85

1993—94 65 95

1994—95 70 108

1995—96 90 157

задачи курсов

1) Формирование устойчивого православного мировоззрения через изучение Священного Писания, богословских дисциплин и таких профилирующих предметов как: Христианская Педагогика, Психология и Методика преподавания Закона Божия, религиоведческих дисциплин.

2) Распределение учащихся курсов:

(А) по направлениям: для углубления знаний и повышения уровня квалификации:

а) православное религиоведение,

б) законоучительсгво,

в) православное литературоведение, искусствознание, историография,

г) духовно-нравственное воспитание в семье и школе,

д) миссионерско-катехизаторский раздел (чтение лекционных циклов),

е) связь с другими православными обществами и учебными заведениями,

ж) издательско-методический и библиотечный раздел.

(Б) по возрастам

а) дошкольный возраст (4—6 лет), младший школьный (7—10 лет),

в) средний школьный (11 —13 лет),

г) старший школьный (14—16 лет),

д) возраст ПТУ и ВУЗов,

е) родители и педагоги,

ж) военнослужащие.

предметное содержание курсов

1 Курс

1) Библейская История Ветхого и Нового Завета.

2) Основное Богословие ( + катехизис).

3) Нравственное Богословие с основами Аскетики.

4) Христианская Педагогика и Психология.

5) Литургика (-}-церковнославянский язык).

6) История Русской Православной Церкви.

2 Курс

1) Священное Писание Нового Завета.

2) Догматическое Богословие.

3) История Древней Церкви (-[-Общецерковная История).

4) Иконография.

5) Методика преподавания Закона Божия в Воскресной школе и религиоведческих дисциплин в светских образовательных учреждениях.

6) Апологетика христианской культуры.

Дополнительно к этому. Обзорные ликции по:

а) Сравнительному Богословию и Сектоведению.

б) Церковному пению.

в) Зкклезиологии.

г) Гомилетике.

д) Пастырские беседы.

Занятия на Богословско-Педагогических Курсах проводят преподаватели и студенты Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и Академии.

Занятия проводятся по вторникам и пятницам с 17-00 до 21-00, по адресу: наб. Обводного канала, д. 17, в здании Духовной Академии.

Поступающие на Курсы должны иметь рекомендацию приходского священника и пройти собеседование с 1 по 15 сентября.

Учебный год на Богословско-Педагогических Курсах продолжается с 15 сентября по 15 мая. 78

По окончании второго года обучения студенты Курсов сдают экзамены, по результатам которых получают Диплом, дающий возможность, по усмотрению администрации учреждений, преподавания религиоведческих дисциплин в учебных заведениях России.

II. ежемесячные педагогические семинары по направлениям, указанным выше.

Каждое направление педагогической деятельности возглавляется группой компетентных в данной специализации педагогов. В каждом направлении ведется работа по возрастам.

задачи семинаров

1) Заглубление и совершенствование работы в своих направлениях под руководством наиболее опытных в городе православных педагогов.

2) Собирание и обобщение накопленного опыта работы, с изданием методических пособий, рекомендаций и программ для учителей города.

3) Оказание методической помощи по данным направлениям в школах города.

III. ежегодные педагогические конференции (местные и выездные), проводимые, как правило, в середине (Рождественская) и в конце (итоговая) учебного года.

задачи конференций

1) Ознакомление с опытом православной педагогической деятельности в нашем и других городах.

2) Знакомство и обмен опытом по устроению православных детских садов, классов, школ, гимназий, лицеев и преподаванию в них.

3) Взаимообмен методическими пособиями, авторскими и пр. учебными программами.

4) Подведение итогов работы за истекший год и планирование на будущее.

IV. развитие библиотечного дела в Православном Педагогическом Обществе, в различных воспитательных учебных заведениях и организациях.

задачи

1) Формирование собственного библиотечного фонда ППО: а) из издаваемых ныне книг; б) из редких монографий дореволюционного периода и западных публикаций; в) из материалов, выработанных самим ППО (материалы конференций, докладов, рефератов учащихся ППО, методических программ).

2) Помощь учебным и другим заведениям города в формировании и комплектации православной литературы.

3) Создание библиографии по имеющимся направлениям работы.

79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. экскурсионная и паломническая деятельность

пп0: организация экскурсионных и паломнических групп по святым местам города и другим регионам нашей страны и за рубежом.

VI. практическая педагогическая деятельность членов ппо:

— В своих учреждениях на своих предметах.

— В Воскресных и Церковно-приходских школах.

— В Православных частных школах, гимназиях, лицеях, классах, факультативных группах.

— В Православных лекториях, клубах, детских лагерях.

— В детских приютах, детских домах, интернатах.

Сопредседатель ППО: свящ. Александр Зелененко

СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ СВ. МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

вященномученик митрополит Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский; 17 апреля 18731 — 13 августа 1922) в 1893 году окончил Олонецкую Духовную семинарию в Петрозаводске. Выпуск этого года составил 14 человек. Как один из лучших студентов семинарии, Василий Казанский был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию (отношение Правления Олонецкой Духовной семинарии от 17 августа за № 357)2. Однако, его поступление прошло не совсем гладко: он получил по сочинению на вступительном экзамене 2 1/4, но все-таки был принят3. Справедливости ради следует отметить, что с сочинениями по литературе не ладилось у многих олонецких семинаристов. Теорию словесности и историю русской литературы им четверть века преподавал Владимир Фаддеевич Снитко (около 1851 — 25 июня 1911). «Мудреный он был человек, выражаясь деликатно, — вспоминал о нем выпускник той же семинарии 1889 года митрополит Григорий (Чуков). — И если мы научились потом писать сочинения, то уж во всяком случае не благодаря [...] Снитко» 4. Василий Казанский был принят на полное содержание5. Он пожелал войти в число студентов, изучавших 2-ю (историческую) параллельную группу предметов, и заниматься английским и латинским языками 6.

Ректором академии в 1892—1893 годах был архимандрит Борис (Плотников) — талантливый духовный писатель, апологетические труды которого даже переводились на французский язык. Он пользовался особым уважением студентов как человек на редкость открытый и мяг-

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.