Научная статья на тему 'Краткая история, перспективы развития и значение курса нравственного богословия'

Краткая история, перспективы развития и значение курса нравственного богословия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
154
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткая история, перспективы развития и значение курса нравственного богословия»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Николай Ершов

Краткая история, перспективы развития и значение курса нравственного богословия

Опубликовано: Христианское чтение. 1997. № 14. С. 74-76

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА НРАВСТВЕННОГО БОГОСЛОВИЯ

тобы наметить перспективы развития курса Нравственного богословия в системе богословского образования Духовных Семинарий, необходимо в самых общих чертах коснуться краткой истории создания подобных курсов.

Современные курсы Нравственного богословия имеют естественную связь с разработкой таких курсов в дореволюционных семинариях. Создание же их в этот период должно рассматриваться в непосредственном контексте общих тенденций развития науки Нравственного богословия в России.

Характерной особенностью школьных систематических курсов Нравственного богословия, которые стали появляться в России с XVIII века, является то, что «большинство из них и им подобных составлялись сначала по католическим и протестантским образцам».1 Например, работа епископа Иннокентия Пензенского (1819) «Об обязанностях христианина» была составлена по книгам протестантских моралистов Буддея и Мозгейма. Казалось бы в этом нет ничего плохого, учитывая склонность немецкой учености к педантичному изучению предмета и систематизации материала. Однако упомянутые протестантские богословы строили свои системы нравоучения на философском фундаменте, найдя опору в нравственной философии Канта с его учением об автономной морали.

Эта тенденция католического и протестантского влияния на развитие Нравственного богословия сохранялась в течение XIX и начала XX веков. Влияние это заметно, например, в трудах ректора СПбДА проф.-прот. И. Л. Янышева (1826—1910). Так его докторская диссертация «Состояние учения о совести, свободе и благодати в православной системе богословия и попытка к разъяснению этого учения» (1872) была написана «в виде критического разбора догматических определений обсуждаемых понятий в патриарших грамотах, в Православном Исповедании и катихизисе, у Дамаскина и в «известных» руководствах (у Макария). Янышев не находит в этих книгах «достаточно определенного учения» и предпочитает искать этой определенности другим методом, психолого-философским».2

Наряду с указанной выше тенденцией развития науки Нравственного богословия явственно проявилось ,и иное, можно сказать, противоположное направление в развитии нашей науки.

Развитие этого направления в XIX веке неразрывно связано с творчеством святителя Феофана Затворника и в первую очередь с его книгами «Начертание христианского нравоучения» и «Путь ко спасению».

' А и д р с с в И. М., проф. Православно-христианское нравственное богословие. Джорданвиль, 1966, с. 23.

- Ф л о р о в с к и ¡"1 Г., лрот. Пути русского богословия. Париж, 1988, сс. 389-• 390.

Характеризуя эти работы святителя Феофана Затворника, проф. А. А. Бронзов пишет: «Мы не знаем ни одного богослова, который до такой степени был бы проникнут библейским и святоотеческим особенно духом, до какой последний проглядывает в каждой строке у еп. Феофана. Прямо можно сказать, что его нравоучение в общем библейско-отеческое... Замечательно то, что святитель не просто лишь понял и усвоил святоотеческие взгляды, но проникся ими всецело, они растворились в его мировоззрении, составили неразрывное с ним целое, единое»

Любопытно сравнить курс лекций по Нравственному богословию проф .-прот. И. Л. Янышева с изложением Нравственного богословия у святителя Феофана Затворника. Это книги совершенно о разном, и различие это отражает различие направлений в русской богословской мысли того времени.

Как справедливо замечает прот. Г. Флоровский: «Янышев излагает в сущности, естественную мораль, и в очень оптимистическом духе, и ее выдает за православную нравственность. Это есть прежде всего оправдание мира. «Земные блага» приемлются, как необходимая среда, вне которой невозможно нравственное возрастание, — «то, без чего невозможна добродетель»... Монашество и аскетика с этой точки зрения не могут быть одобрены... Взгляды Янышева совсем не были оригинальными, он только продолжил традицию того «облегченного православия», которого в предыдущем поколении самым ярким представителем был прот. Павскии».2

Поэтому в дальнейшем и пришлось перестраивать Нравственное богословие заново, как учение о духовной жизни. И в этом главная заслуга святителя Феофана Затворника. В своих трудах он очерчивает образ христианской жизни, показывает направление духовного пути, исходя из святоотеческого учения.

На мой взгляд, именно это, намеченное святителем Феофаном Затворником, направление в развитии науки Нравственного богословия и следует 'считать наиболее перспективным при разработке современных курсов Нравственного богословия в Духовных Семинариях.

Современный курс Нравственного богословия должен опираться на учение отцов церкви, как древних, так и новых и в первую очередь на труды наших русских святителей Феофана Затворника и Игнатия Брян-чанинова.

Именно на этом твердом основании и следует строить систему нашей науки. При этом следует широко использовать разработки тех или иных вопросов нравственности, сделанные в XIX—XX веках русскими моралистами и богословами: Н. О. Лосским, И.А. Ильиным, Б.П.Вышеславцевым, В. Н. Лосским и др.

Касаясь значения нашего предмета, прежде всего следует отметить, что богословские разработки многих вопросов, рассматриваемых

1 Бронзов Д. Л., проф. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901, с. 261.

! Флоровский Г., прот. Указ. соч., с. 390.

в семинарском курсе Нравственного богословия, могут оказать реальную практическую помощь будущим священникам в их пастырском служении.

Во-первых, знакомясь с курсом Нравственного богословия как учением о духовной жизни человека, будущие пастыри получают необходимый материал для духовного руководства церковной общиной.

Во-вторых, курс Нравственного богословия содержит незаменимый материал для миссионерской деятельности священника, для преподавания основ христианской этики в светских учебных заведениях и в воскресной школе.

Священник Николай Ершов

ПРАВОСЛАВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (ППО)

1. Г1ПО при СПб Духовной Академии организовано в сентябре 1991 года по инициативе духшенства СПб Епархии, преподавателей и учащихся Духовных школ.

Учредителями ППО являются СПб Митрополия и Духовная Академия.

Общество зарегистрировано Отделом юстиции г. Санкт-Петербурга в ноябре 1993 г.

Количество членов ППО составляет около 300 человек.

ППО имеет Руководство и Совет в лице организаторов и наиболее активных членов Общества.

Деятельность ППО осуществляется по утвержденному Уставу.

2. Своей целью ППО имеет: духовное просвещение, научение основам веры, воцеркочзление педагогов, а посредством их — школы, семьи и общества. («... что слышал от Меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2,2)).

3. Задачи ППО: Создание православной педагогической среды общения и образа жизни для становления личности педагога.

A) Формирование городской православной педагогической общины на основании евхаристического единства, под руководством опытных духовников и педагогов.

Б) Воссоздание здравых основ православной педагогики с учетом современного состояния семьи, школы и общества.

B) Отработка концепции гуманитарного образования, межпредметных связей и конкретных методик, создание программ и учебных пособий.

Г) Подготовка и переподготовка педагогических кадров с православным мировоззрением и отношением к воспитанию и образованию.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.