Научная статья на тему 'Феофан Затворник - православный моралист и жизнеучитель'

Феофан Затворник - православный моралист и жизнеучитель Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
516
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аверин Н. М.

The article looks at the life and spiritual legacy of Pheophan the Secluded (1815-94), a church figure and theologian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Аверин Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pheophan the Secluded, an Orthodox moralist and life teacher

The article looks at the life and spiritual legacy of Pheophan the Secluded (1815-94), a church figure and theologian.

Текст научной работы на тему «Феофан Затворник - православный моралист и жизнеучитель»

МНОГОМЕРНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК - ПРАВОСЛАВНЫЙ МОРАЛИСТ И ЖИЗНЕУЧИТЕЛЬ

Н.М. Аверин

Averin N.M. Pheophan the Secluded, an Orthodox moralist and life teacher. The article looks at the life and spiritual legacy of Pheophan the Secluded (1815-94), a church figure and theologian.

В отечественном этическом наследии есть заповедный массив идей, куда до сих пор редко заглядывает историк этики или воспитатель юношества, практически действующий педагог. Это - моральные размышления святых «отцов», составляющие уникальную традицию нравоучительства, пришедшую сквозь века из средневековой Руси в современную действительность. Особый смысл этих поучений заключается в том, что они звучат из уст людей, которые вели жизнь праведную, свободную от житейских дрязг и мелочей, суетных, корыстолюбивых устремлений. Среди подвижников встречались люди разной судьбы и духовного таланта. Большое значение в жизни Русской Православной церкви имело «ученое монашество» -иноки, получившие высшее богословское образование, разносторонне образованные люди. Среди них выдающееся место занимает святитель Феофан Затворник (1815-1894) -церковный деятель и богослов. Для нас имя это особо значимо, ибо значительная часть жизни св. Феофана протекала на Тамбовщине, где он осуществлял пастырское служение в сане епископа, а затем инока Вышенской пустыни.

Сегодня имя и деятельность Феофана Затворника известны, к сожалению, сравнительно узкому слою людей, знакомых с церковной историей. Поэтому хочется хотя бы в

самых общих чертах обрисовать его жизненный путь.

Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров), сын священника из Орловской губернии, пошел по отцовской стезе, получив духовное образование в Орловской семинарии и Киевской духовной академии. В 1841 году Георгий Говоров принял постриг с именем Феофана и с того времени целиком посвятил себя разносторонней деятельности на церковном поприще. Он был сотрудником духовной миссии в Иерусалиме, настоятелем посольской церкви в Константинополе, профессором и ректором Санкт-Петербургской духовной академии, занимал епископскую кафедру в Тамбовской и Владимирской епархиях. В 1866 году на самом взлете практической деятельности и жизненных сил, когда ему шел 52-й год, еп. Феофан удалился в Вышенскую пустынь, монастырь, расположенный близ г. Шацка, который в XIX веке входил в состав Тамбовской губернии. Первоначально Святейший Синод назначил его управлять монастырем, но суетная деятельность настоятеля нарушала внутренний покой еп. Феофана и он подал новое прошение об освобождении и от этой обязанности. Освободившись от забот по управлению монастырем, преосвященный Феофан стал вести истинно подвижническую жизнь, приняв вскоре на себя обет затворничества. Это был

единственный в новой русской истории случай, когда церковный иерарх подобного ранга избрал путь строгого молитвенного уединения.

Время затвора, длившееся более 20 лет, -важнейший период, можно сказать, кульминация всей жизни преосвященного Феофана, ибо в это время явились во всей силе его великие труды и подвиги - подвиг молитвенный, подвиг христианского писателя и жиз-неучителя.

Уйдя в затвор, он устроил в своих кельях малую церковь и проводил дни в богослужении, молитве и писательских трудах. Религиозно-философское творчество - одна из характерных черт Вышенского затворника. С первых шагов своей духовно-педагогической деятельности еп. Феофан тяготел к литературному труду. Он был высокообразованным человеком, прекрасно владел еврейским, греческим, латинским, немецким, французским и английским языками, обладал глубокими познаниями не только в богословии, церковной истории, но и в естественных науках. В Вышенской пустыне у него была разнообразная и обширная библиотека. Естественно, главную ее часть составляли книги религиозного содержания - творения Святых отцов Вселенской церкви и Русской православной церкви. Но кроме этого, было большое собрание философских, научных трудов, например, сочинения Гегеля, Канта, Фихте, Якоби, Гумбольдта, Дарвина, произведения западноевропейских и русских писателей.

Преосвященный Феофан оставил обширное литературно-духовное наследие. Его образуют многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением святоотеческой психологии и аскетики, толкования и комментарии Священного Писания, переводы трудов раннехристианских мыслителей. Настоящим творческим подвигом является составление и перевод 5-томного «Добротолюбия». Это собрание писаний о духовной жизни выдающихся христианских мыслителей - Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Федора Студита, Максима Исповедника и других. «Добротолюбие» во многом самостоятельное творение св. Феофана; его русский вариант гораздо полнее греческого подлинника, комментарии к текстам и жизнеописания их авторов также в значительной мере были сделаны заново составителем. В знак глубокого уважения к неутомимой литературной дея-

тельности св. Феофана Санкт-Петербургская духовная академия в 1890 году возвела его в степень доктора богословия «за его многочисленные и замечательные богословские сочинения».

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана представляет его большая переписка, которую он вел со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения. Вышенский период раскрыл во всей полноте еще одну грань его деятельности - роль и авторитет христианского жизнеучителя. Со всех концов России летели в Вышенскую пустынь письма к епископу-затворнику. Его корреспонденты - представители разных общественных слоев - от крестьянки до аристократа. И все, кто жаждал ободряющего или душеспасительного совета, наставления, могли рассчитывать на внимание св. Феофана, который считал своим долгом ответить на каждое письмо, обстоятельно и сердечно разъясняя все вопросы и недоумения.

Один из первых биографов Вышенского затворника П.А. Смирнов писал в 1915 году: «Воскресив своей жизнью в XIX столетии идеал истинного подвижника древней церкви и показав нетленную красоту его, преосвященный Феофан по справедливости был ярким светочем духовным, указующим правый путь современному обществу к истине и добру. И одного этого было достаточно для бессмертия имени святителя. Но он сделал гораздо больше. В целой библиотеке своих вдохновенных творений он является великим христианским учителем» [1].

В «Религиозно-этической энциклопедии», изданной в Афинах в 1955 году, епископ Феофан именуется одним «из самых замечательных русских духовно-аскетических писателей XIX века» [2]. На Поместном Соборе Русской Православной церкви, посвященном 1000-летию крещения Руси, епископ Феофан Затворник был канонизирован как подвижник веры и благочестия.

Помимо сообщения о жизни святителя Феофана в задачу данной статьи входит характеристика одной из главных частей литературного наследия этого религиозного мыслителя - его нравоучительных трудов, его этических воззрений. К числу важнейших его морально-этических произведений относятся «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь к спасению», «Письма о духовной жизни», «Что есть духовная жизнь и как на нее на-

строиться». Этическая направленность свойственна многим его статьям, публиковавшимся с 60-х годов в религиозных периодических изданиях, а также большинству проповедей и писем. Все это дает основание говорить о Феофане Затворнике прежде всего как о религиозном моралисте и именно эта, нравоучительная, этическая сторона его творчества может быть наиболее востребованной в условиях современной России.

Исходные предпосылки его духовнонравственных взглядов неразрывно связаны с восточно-христианской, святоотеческой традицией. Истинность этой традиции, ее веко-вечность для св. Феофана бесспорны. В своих воззрениях на природу человека он исходил из признания в человеке трех элементов: тела, души, духа. Это фундаментальная мысль христианства, восходящая к ап. Павлу. Тело есть низшая составная часть человеческой природы, его предназначение быть орудием души, способом ее обнаружения в видимом мире. С телом в природе человека соединена низшая духовная сущность - душа, в которой сосредоточено начало чувственных восприятий и рассудочной деятельности. Высшая сторона человеческого естества - дух. В духе заключена отличительная черта человека. Цель и назначение духа есть «общение с Богом и миром духовным». Поэтому развитие духовной жизни есть путь к христианскому идеалу.

В согласии с ортодоксальным православием св. Феофан опирается на принцип Промысла Божия о мире и человеке. По учению Священного писания, промышление о человеке есть непрерывный ряд действий многопопечительной любви Божией по отношению человеку, устрояющей его судьбу, начиная с рождения до самой смерти. Человек, говорит святитель Феофан, «ничего разумнее сделать не может, как всесовершенно предаться Промыслу Божию, премудро, благостно и праведно все устрояющему, предаться безвозвратно, на жизнь и смерть, на время и вечность» [3].

Столь же традиционно объясняется и возникновение морального зла: грехопадение прародителей отяготило все последующие поколения нарушением нравственного закона. Первородный грех вменяется человеку. Все люди рождаются «чадами гнева Божия по естеству», то есть несут на себе вину перед Богом за свою природную греховность. Грех вносит расстройство в чувства, волю и

рассудок человека, вследствие чего в человеке начинают господствовать низшие потребности души и тела. Это проявляется в том, что человек всем существом предается страстям. В православной этике страсть - это грех, целиком захвативший существо человека и заставивший его ревностно служить себе, привлекая на это служение все силы человека. Среди страстей св. Феофан особо выделял самолюбие, эгоизм, который, по его выражению, представляет собой семя всего нравственного зла, лежащего на дне человеческого сердца. Но дух не всегда мирится со своим подчиненным положением. Отсюда напряженная внутренняя борьба в человеке между идеальными стремлениями и страстями. Задача христианского нравоучения - помочь человеку выйти из этой борьбы победителем.

На этих религиозно-этических основаниях св. Феофан строит другую, бесспорно центральную, наиболее самобытную в содержательном плане, часть своего учения. Он развивает его как учение о спасении души. А оно рассматривается как обретение подлинно нравственного образа жизни. Св. Феофан отождествляет нравственную и христианскую жизнь. И в своих нравоучительных произведениях изображает идеал истинно христианской жизни и пути, ведущие к его достижению.

Главная задача, которую пред собой ставил св. Феофан, - раскрытие высшего смысла и цели человеческой жизни. Основная мысль всего нравоучения - идея богообще-ния. Кто хочет прожить соответственно своему высокому назначению, тот не имеет другого истинного руководства, кроме требований и правил христианской нравственности. В трудах св. Феофана устанавливается понятие об истинно христианской жизни, указываются средства и пути к ней и изображаются ступени восхождения по этому пути.

По его учению, истинно-богоугодная жизнь слагается из следующих элементов -внешние добрые дела, внутренние чувства и настроения, служащие основанием добрых дел, и посвящение дел и чувств Богу, благоговейное к Богу обращение ума и сердца как необходимое условие нравственной ценности этих дел и настроений.

Важное место в этом учении занимает анализ психологических оснований христианской нравственности. Здесь рассматривается деятельность сознания и самосознания,

памяти и воображения, воли, рассудка, разума. Святитель подробно определяет естественное назначение и сферу деятельности каждого из этих явлений человеческого духа в кругу нашей внутренней жизни и указывает те ненормальные, часто уродливые проявления, какие они принимают порой в действительности. Особо преосвященный Феофан выделяет роль совести в духовной жизни. Он называл совесть практическим сознанием и отмечал, что она не только знает и чувствует нравственные явления и соответственно оценивает их, но и «волит», то есть действует в отношении этих явлений либо отвергая, либо одобряя и содействуя их проведению в жизнь. По его определению, совесть есть «сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их» [2, с. 228]. Совесть прежде всего свидетельствует о том, что существует обязательный для всех нравственный закон. Совесть в человеческом естестве неразрывно связана с Богом и с верою в Бога, его мудрость и благость. Она произносит суждения о том, насколько тот или иной поступок человека стоит в согласии или в противоречии с нравственным законом. «Как бы мы ни прятались со своими худыми делами, - говорил преосвященный Феофан, -независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? -Совесть наша» [4].

Св. Феофан подробно рассматривает этические позиции, в которых проявляется участие совести. По действиям совести в ней видят законодателя, свидетеля или судью и воздателя. Совесть по природе своей неразрывно связана с волей Божией, выступает голосом Божием в человеке. Дело совести как законодателя - показывать, что угодно Богу и что не угодно, что должно и что не должно делать, как надо действовать и жить свободному и разумному существу. Совесть, как свидетель и судия, сознает, «как обошелся человек с предписанным ею законом, и подводя под него поступок со всеми обстоятельствами, и внутренними и высшими, определяет, прав ли человек или виноват» [5]. Совесть не щадит никакого греха, ее можно на время заглушить, но рано или поздно она напомнит о наших прошедших проступках. Когда же совесть произнесет свой суд и человек сознает свою вину, то начинается скорбь, терзания или мучения совести. Такие чувства и есть воздание за грехи от совести.

Большое место у св. Феофана занимают размышления о действиях искаженной или поврежденной совести, о проявлениях совести в падшем, греховном состоянии.

Самая главная причина искажения совести - человеческое гипертрофированное самолюбие, эгоизм, страсти, которые вводят в жизнь превратные или заведомо ложные стремления. Поэтому часто бывает, что человек строго судит другого, а себя стремится оправдать, то ссылкой на свое неведение или слабость, то на обстоятельства и соблазны. Глубокое повреждение совести мы наблюдаем, когда встречаемся с сознательным и упорным отрицанием своей вины. Св. Феофан считал необходимым провести различение невольных, ненамеренных уклонений совести от путей правды, как бы ее заблуждений и намеренных ее искажений в угоду порокам и страстям. Интересны его рассуждения о «горении совести», которое возникает от сличения прошедшего с будущим, от внутреннего суда за прошедшие дела. В этом случае крушение духа оканчивается отрадным успокоением в Боге; это состояние совести, когда перед мысленным взором человека стоит опаляющий его непрестанно огонь геенский, и оно дает ободряющую трезвенность взгляда на свою жизнь. Такое состояние души, по мнению св. Феофана, было характерно многим христианским подвижникам, и в этом душевном состоянии они получили непреодолимое воодушевление на богоугодные дела.

Детально святителем прослеживаются состояния «поврежденной» совести грешника. Потерявшие способность обличаться своей совестью, люди постепенно могут дойти до такого положения, когда их совесть станет сожженной. «Сожжение совести, - учит св. Феофан, - дело внутреннее. Сама совесть никогда не сгорает, но душа может дойти до такого нечувствия к ее внушениям и обличениям, что совести будто нет, сгорела» [6]. Сгоревшая совесть - это нравственная гибель человека. И только общение с Богом восстанавливает первоначальную силу совести.

Важную часть нравственных размышлений св. Феофана составляет учение о христианских добродетелях. По его учению, христианская добродетель есть постоянное ревностное попечение о точном исполнении закона Божия, основанное на вере и одушевляемое любовью и благоговением к Богу. Исходя из такого понимания, он формулиру-

ет определенную иерархию добродетелей и дает им характеристику. Ядром этой системы ценностей выступает страх Божий, который святитель Феофан определяет как «чувство зависимости от Бога», отличительное свойство человеческого духа. Страх Божий - не просто чувство, но нравственно-религиозная сила, которой начинается «спасительная жизнь по Богу». Святитель говорит о различных проявлениях этого чувства: есть новоначальный страх, который сопутствует пробуждению совести, действует как боязнь казни за грехи; по мере духовного совершенствования человека на смену этому состоянию приходит страх совершенный, сыновний, в котором нет боязни и мучения. Это - «благоговейное и освежающее чувство». Страх Божий является источником всякого добра в человеке и основой внутреннего строя духовной жизни.

Страх Божий, по выражению св. Феофана, - корень всего доброго. Поэтому у человека, обладающего этим чувством, рождается любовь к Богу, другая благотворная духовная сила, являющаяся основой иных добродетелей, украшающих подлинно христианскую жизнь - любви к ближним и христианского милосердия, надежды, мудрости духовной, мужества и терпения, душевного мира, радости духовного смирения. В трудах св. Феофана подробно раскрывается морально-духовное содержание этих качеств человека, их значение для повседневной жизни и для восхождения к христианскому идеалу жизни духовной.

Раскрывая нравственное содержание христианского идеала, св. Феофан не оставляет без внимания и вопрос о средствах его достижения. Святитель не скрывает, что путь к богоугодной жизни долог и тернист, и вступивший на этот путь не сразу делает значительные успехи, а двигается очень медленно и постепенно восходит к совершенству. На первой ступени человек обращается от греха к добродетели и свое внимание сосредотачивает на совершении внешних добрых дел. Второй этап - переход от внешней деятельности к своему внутреннему миру, его очищение через борьбу с страстями и пороками. И наконец, на третьей ступени человек обращается от себя к Богу. Это нравственное состояние можно охарактеризовать словами Евангелия: царствие Божие внутри вас есть.

Путь этот будет плодотворным и успешным только в том случае, если он освещен

знанием главных истин веры и связан с участием в христианском богослужении и трудах доброделания. Феофан Затворник при этом выделял значение церковности в обретении духовной жизни: «живи по-церковному и будешь жить, как в духовной атмосфере и ограде, и силы твои никогда не ослабеют в тебе к продолжению пути...» [7]. Святитель Феофан полагал, что лучшей средой и удобнейшим средством к осуществлению нравственного христианского идеала является путь иночества. Но это не означало, что он был сухим ригористом, который отрицал всякую мирскую жизнь и ее радости. Подвиг аскетизма доступен лишь особым избранникам Божиим, но путь духовного развития открыт всем людям. И каждое продвижение человека вперед по этому пути плодотворно в религиозно-моральном смысле. Св. Феофан разъяснял специально, что удаление от мира вовсе не означает бегства от общества и житейских привязанностей и забот. И среди обычных условий человеческого общения можно вести богоугоудную жизнь: удалиться от мира - значит оставить все, что опасно для нашей нравственности - порочные обычаи, привычки и требования. В трудах св. Феофана подробно излагаются нравственные основания служения на общественном поприще, семейных обязанностей, взаимоотношений супругов, родителей и детей, исполнения хозяйственных дел. Моральные наставления Вышенского подвижника лишены односторонней категоричности, проникнуты мудрым пониманием сложности человеческого существования в мире. Он считал, что надо преуспевать во всех делах, но без ущерба к духовному делу. Общественная жизнь, по его словам, есть лучшее поприще для обнаружения и укрепления невидимого духа благочестия. «Плод служения отечеству, - говорил святитель, - столь велик, сколь велика награда благочестию и добродетели. Только надобно влагать в сие служение и истинный дух» [2, с. 377].

В чем состоит своеобразие, неординарность, значение нравоучительных трудов и деятельности преосвященного Феофана? Биографы Вышенского подвижника это значение обычно усматривают в религиозном пафосе святителя, в том, что он на примере собственной жизни засвидетельствовал истинность святоотеческой аскезы. Бесспорно, значительность духовного подвига св. Феофана велика и притягательна, но она не

должна заслонять его значение как этического мыслителя. Святитель Феофан выступил как систематизатор определенной сферы христианской этики. Из поистине необъятного множества нравоучительного материала он создал стройную систему воззрений на сущность христианской жизни и средства ее обретения. Святитель Феофан трансформировал раннехристианскую аскетику в нравственное учение, рассчитанное не только на религиозных подвижников, но и прежде всего на мирскую часть религиозного сообщества. Представляя собой попытку обобщения духовно-аскетического опыта, накопленного церковью за ее многовековую историю, произведения епископа Феофана лишены всякой элитарности или эзотерического характера. Ему свойственно умение доступно и в то же время убедительно говорить о сложнейших явлениях духовно-психологического порядка, органично соединить догматы нравственного вероучения с повседневной жизнью обыкновенного человека. Истины святоотеческой нравственности под пером св. Феофана утрачивали свой ригоризм и уникальность, становясь близкими и понятными рядовому человеку, приобщенному к вере.

Особенность позиции Феофана Затворника в том, что он не разделяет, как это довольно часто бывает, мораль на религиозную и мирскую, светскую, общественную. Для него христианское начало и есть подлинно нравственное, а морально доброе в свою очередь есть воплощение христианского духа. Благодаря этому возникает возможность ин-

терпретации его учения не только в специальном церковном обиходе, но и в широком общечеловеческом, нравоучительно-воспитательном контексте.

Человек верующий, воцерковленный найдет в трудах св. Феофана обильную интеллектуальную пищу, укрепляющую его духовные стремления. Но и людям, еще далеким от церковности, но ищущим твердую моральную опору в жизни, общение с трудами святителя также принесет несомненную пользу и духовный свет. Поэтому желательно включение нравоучительного наследия Феофана Затворника в той или иной форме в современный процесс нравственного просвещения.

1. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана. М., 1915. С. 7.

2. Цит по: архимандрит Георгий (Тертышков). Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. С. 552.

3. Епископ Феофан. Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. 2-е изд. М., 1894. С. 14.

4. Епископ Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1881. С. 390.

5. Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения. М., 1887. С. 259.

6. Епископ Феофан. Толкование Пастырских посланий святого апостола Павла. 2-е изд. М., 1894. С. 325.

7. Епископ Феофан. Слова к Тамбовской пастве. М., 1867. С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.