УДК 37.013(091)+2-17(092)
G ** D
4ЖУ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Диакон Михаил Морозов, преподаватель Омской Духовной Семинарии;
Александр Андреевич Ткачев, преподаватель Омской Духовной Семинарии
Аннотация. В статье выявлены основные идеи семейного воспитания на основе творений святителя Феофана Затворника, рассмотрены причины их появления; раскрыта сущность учения преосвященного Феофана Затворника о воспитании; проведен сравнительный анализ некоторых аспектов учения святителя Феофана с современной семейной педагогикой.
Ключевые слова: православная педагогика, святитель Феофан Затворник, семейное воспитание.
MAIN PEDAGOGICAL IDEAS IN THE WORKS OF ST. THEOPHAN THE RECLUSE
Summary: The article deals with the main ideas of family upbringing on the basis of the works of Theophan the Recluse and the reasons of their appearance. The essence of St. Theophan's teaching on upbringing is disclosed and a comparative analysis of come aspects of his teaching and the contemporary pedagogics is conducted. Key words: orthodox pedagogics, St. Theophan the Recluse, family upbringing.
наше время мы являемся свидетелями несомненного духовного возрождения российского народа, его культуры и, что вполне естественно, его рели-[гиозной основы - Православной веры. После длительной атеистической пропаганды, весьма агрессивно ведущей себя во все время советского периода истории нашего государства, после почти тотального физического уничтожения многочисленных носителей духовной традиции - пастырей Церкви, оказалось, что главное - стремление народа к Горнему, к жизни христианской - подорвано так и не было. Современная эпоха, по Промыслу Божиему пришедшая на смену «царству» внешнего безбожия, по праву может именоваться «вторым Крещением Руси».
Теоретическое осмысление и практический опыт духовно-нравственного становления человека бережно хранились Православной Церковью в Священном Писании, в творениях святых отцов и учителей Церкви, в работах православных педагогов. Развивался этот опыт и в трудах православных богословов и русских религиозных философов, а также подвижников благочестия, видевших свое служение в педагогической деятельности.
Среди выдающихся ученых-богословов и иерархов Русской Православной Церкви XIX века особое место занимает святитель Феофан, Затворник Вышенский. В своих сочинениях святитель умело сочетал глубину психологического анализа и возвышенность богословия с простотой изложения. «Понимание дела (у него) редкое, образцовое, часто единственное в своем роде»1, - так характеризовал святителя Феофана православный богослов XX века А.А. Бронзов.
1 Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение XIX века. Христианское чтение. 1901. № 11. С. 723-724. ШЬ http://christian-reading.info/data/1901/11/1901-11-04.pdf (дата обращения: 10.04.2016).
№ 1, 2016 (1)
богословие, библеистика, патрология
диакон Михаил Морозов, A.A. ткачев «Основные идеи педагогики в трудах святителя Феофана Затворника»
Святитель Феофан оставил после себя множество литературных творений. По данным архимандрита Георгия (Тертышникова) библиография его работ насчитывает 167 произведений самых разных жанров - от фундаментальных богословских работ до душеспасительных поучений и до обширного эпистолярного наследия2.
Основными источниками в нашем исследовании являются творения святителя Феофана Затворника - «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения», «Письма о христианской жизни», а также толкования на послания святого апостола Павла и другие труды.
Необходимо выявить в творениях святителя Феофана Затворника основные идеи семейного воспитания и понять причину их появления; раскрыть сущность учения преосвященного Феофана Затворника о воспитании; сравнить некоторые аспекты учения святителя Феофана с современной семейной педагогикой3.
Попечение о нравственном состоянии детей и молодежи существовало в Церкви Христовой всегда и основывалось оно на словах Господа Иисуса Христа, читаемых в Евангелии: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Господь Иисус Христос сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное»» (Мф. 19, 13-14).
Множество святых отцов Церкви в своих трудах указывали на важность воспитания именно с детского возраста. Стоит, в частности, обратиться к именам святителя Иоанна Златоуста или Феодорита, на которых, по мнению протоиерея Георгия Фло-ровского, «всегда упирается»4 святитель Феофан Затворник.
Исходя из своего внутреннего состояния духовно-нравственное общество не может не заботиться о воспитании подрастающего поколения. Каждое общество желает одарить следующее поколение тем, что считает самым ценным, «...сообщая (...) одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни и возгревая любовь к Церкви и всем порядкам церковным»5.
В Церковной истории и агиографических материалах есть множество примеров, убедительно доказывающих, что за пренебрежение воспитанием детей, за искажение православного мировоззрения и традиций целым государствам приходилось расплачиваться дорогой ценой.
Вот что писал по этому поводу праведный Иоанн Кронштадтский: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей. Враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумению не утвердились в греховных навыках и
2 Георгий (Тертышников), архим. Душепопечительская и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/ dushepopechitelnaja-i-literaturnaja-dejatelnost-svjatitelja-feofana-govorova-v-period-zatvora-v-vyshensko/ (дата обращения: 10.04.2016).
3 Здесь и далее понятие «современные педагоги» используется только применительно к авторам работ, используемых в данном исследовании.
4 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. - Минск / Харвест, 2006. С. 389.
5 Феофан Затворник, святитель. Письма. Часть 2 /письмо 271 URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ feof_zatv/pisma2/txt05.html (дата обращения: 12.04.2016).
пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст»6.
Дело воспитания для святых отцов всегда оставалось первостепенною, особенно важною темой во многих их назиданиях и размышлениях. Глубоко познав человеческие души на опыте общения со многими людьми, они понимали, как в действительности может отразиться то или иное действие на человека в его дальнейшей жизни.
В связи с этим основной задачей воспитания, по их общему мнению, должна быть не только интеллектуальная подготовка, но вместе с этим и духовно-нравственная.
В понимании подобных задач и в применении их при современной духовно-нравственной подготовке молодежи или даже общества в целом, несомненно, значительную помощь может оказать педагогическое наследие и святителя Феофана Затворника.
Преосвященный Феофан Затворник в письме к своей духовной дочери пишет, что человеку нужно жить, исходя из того, как он устроен, что «...установив здравые понятия, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить»7, и далее «...воспитание развивает лишь то, что есть в природе человека, но ничего не влагает в него нового»8.
Исходя из этого утверждения и изучая труды святителя Феофана Затворника, можно сказать, что определенные правила в воспитании детей святитель выводит из устройства человеческого естества, где необходимо «.признать психологию базой, на которой утверждается педагогика»9.
Основная мысль в произведениях преосвященного Феофана видится как «.идея спасения, и на воспитание святитель смотрит никак иначе, как через призму воспитания во спасение»10.
Святитель Феофан свое учение о воспитании выводит из христианской антропологии, по учению которой человек состоит из тела, души и духа. Каждая часть человека имеет свои силы и потребности, составляющие три стороны человеческой жизни. По словам святителя, «в душу вложены потребности, и на удовлетворение их дарованы силы с предуказанием в них и способа удовлетворения»11.
Обращение к антропологии в трудах святителя Вышенского, как и в работах многих иных исследователей, является актуальным до сих пор. Подобный подход лишний раз указывает на правильность избранного им исследовательского пути, на точность векторного направления его и других научных и духовных взглядов.
Связано это с особенностью метода, в данном случае, несомненно, научного, при котором «.исследование идет не от факта психического, а от переживания
6 Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во Христе. В 2 частях. - М.: Благовест, 2000. С. 201.
7 Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - М.: Правило веры, 2003. С. 15.
8 Там же. С. 16.
9 Христианское воспитание по сочинениям еп. Феофана, затворника Вышенского. б. а. б.д. НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Ед. хр. 730. 195 с. URL: http://theophanica.ru/uploads/hristianskoe_vospitanie.pdf (дата обращения: 07.05.2016).
10 Бирюкович Николай. Процесс возрастания христианина в духовной жизни по учению преосвященного Феофана (Говорова). Курс. дисс. 1912. ИР НБУ. Ф. 160. КДА. Ед. хр. 2187. Киев. С. 32. URL: http://theophanica. ru/uploads/biryukovich.pdf (дата обращения: 07.05.2016).
11 Феофан Затворник, епископ. Толкование посланий Апостола Павла. - М.: Паломник - Правило веры, 1996. С. 421.
2016 (1)
■^богословие, библеистика, патрология_
диакон Михаил Морозов, A.A. ткачев «Основные идеи педагогики в трудах святителя Феофана Затворника»
веры и благодати - духовного факта, под лучами которого и рассматриваются телесные и душевные особенности человека»12.
Святитель Феофан, обобщая свои богословские взгляды на человека, прежде всего, обращается к духовному опыту Церкви, который актуализирует и как бы заново переживает, применяя его уже к новой, современной ему, исторической формации, к современному христианскому сознанию.
Святитель Феофан является богословом, который говорит о том, что человек -трехсоставен. То есть состоит из тела, души и духа: «Ведать надлежит, что человек не тело только и душа, но тело-душа-дух»13.
Обращаясь к Священному Писанию, мы находим подтверждение этой концепции в послании апостола Павла фессалоникийской общине, где человек представляется состоящим из тела, духа и души. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (1. Фес. 5:23), - пишет апостол. Там же, в Божественном Откровении, есть места, указывающие на трехсоставность человеческого естества (см. например, Прем. 15, 11; 20, 24; 1 Сол. 5, 23; Евр. 4, 12; 1 Кор. 15, 44; 2, 14- 15; Иуд. 19; Лк. 1, 46-47 и др.).
На страницах Пятикнижия Господь открывает нам, что Он, творя этот мир из ничего, на шестой день сотворил человека из земного праха.
Преосвященный Феофан, останавливаясь на этом, отмечает, что человек и в тот момент представлял из себя «.не мертвое тело, а живое, с душою животною»14.
Тело в человеческой природе непостижимым образом соединено с душою (по-гречески фихп - дыхание, чувство, мысль, сознание, жизнь), в которой сосредоточены согласно антропологии святых отцов три силы, а именно: разумная (мыслительная).
Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что разумная сила «.здраво рассуждает и верно отличает добро от зла и показывает определенно и властно силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться.»15;
раздражительная (чувствующая).
Святитель Василий Великий называет раздражительную часть душевным нервом16;
вожделевательная (деятельная).
Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли.»17.
Но на этом Бог не остановил свой творческий акт. После сотворения первого
12 Ширяев Г. Антропология святителя Феофана, Затворника Вышенского //. URL: http://russkysam.narod.ru (дата обращения: 08.05.2016).
13 Феофан, епископ. Толкование послания святого апостола Павла к Римлянам. М., 1890. С. 421.
14 Феофан Затворник, епископ. Толкование посланий Апостола Павла. - М.: Паломник - Правило веры, 1996. С. 108.
15 Сысоев Даниил, священник. Душа URL: http://azbyka.ru/dusha (дата обращения: 03.06.2016).
16 Сысоев Даниил, священник. Душа URL: http://azbyka.ru/dusha (дата обращения: 03.06.2016).
17 Там же.
человека из земли Творец вдунул в лицо человека «Дыхание своей Божественной жизни», «дух Свой» (Быт. 1, 7).
Святитель Феофан так разъясняет эти слова Священного Писания: «.Из животного стал человек - Ангел в образе человека»18.
Дух (по-гречески Пv£u^a - дуновение, дыхание, одушевление, существо, жизнь) человека есть высшая сторона человеческого естества. В духе «.отличительная черта человека: душа человеческая делает нас малым ничем выше животных, а дух являет нас малым ничем умаленными от Ангелов»19.
Итак, в низших своих проявлениях душа человеческая сходна с душой животных, а в высших проявлениях несравненно превосходит. Это превосходство зависит от наличия в человеке духа. Дух, вдохнутый Богом, соединившись с душой человека, возвысил ее, «.поднял над душою животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет, как у животных, до смышлености, а далее начинается ряд сил, хоть душевного свойства, но выше души: рассудок, воля, вкус»20.
Святитель Феофан говорит, что «.дух - орган богообщения - Бога сознающая, Бога ищущая и Богом Живущая сила», для которого цель и назначение «.есть общение с Богом и миром духовным»21, чтобы вводить человека «.в жизнь в Боге», и блаженство через живое с Ним общение, ибо только в Боге дух человека «.находит покой, там его рай и обетованная земля»22.
Согласно православному вероучению, главное преимущество и отличие человека от прочего творения - это то, что Бог сотворил человека «.по образу своему и подобию» (Быт, 1, 27).
Святитель Феофан Затворник, толкуя эти слова Священного Писания, говорит, что образ Божий - это естество души, подобие же в том, что человек свободно приобретает богоподобные качества23. Человек также наделен богоподобными свойствами и бесконечными стремлениями24.
«Подобие это дано человеку только в возможности, оно есть только идеал, к которому человек может приблизиться путем раскрытия богодарованных сил и способностей своей природы. У первозданного человека это богоподобие было настолько полным, насколько это возможно человеческому естеству»25.
Главное в воспитании согласно воззрениям святителя Феофана - благоприятное воздействие и на образование сердца, и на возбуждение, на оживление духа. А простая
18 Феофан Затворник, епископ. Начертания христианского нравоучения. - М.: Паломник, 1994. С. 98.
19 Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - М.: Правило веры, 2003. С. 33.
20 Феофан Затворник, епископ. Творения. Собрание писем. Выпуск У-УШ. - М.: Паломник, 1994. С. 108.
21 Феофан Затворник, епископ. Толкование посланий Апостола Павла. - М.: Паломник, Правило веры, 1996. С. 418.
22 Феофан Затворник, епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Репринт. - М.: Правило веры, 1997. - 72 с.
23 Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - М.: Правило веры, 2003. С. 213.
24 Феофан Затворник, епископ. Творения. Собрание писем. Выпуск У-У111. - М.: Паломник, 1994. С. 146.
25 Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - М.: Правило веры, 2003. С. 106.
2016 (1)
■тж.
богословие, библеистика, патрология
диакон Михаил Морозов, А.А. ткачев «Основные идеи педагогики в трудах святителя Феофана Затворника»
назидательная передача какой бы то ни было информации ради самой этой информации затея пустая. Этим не может быть затронуто основное в человеке - его сердце.
В своих книгах святитель проводит мысль, что воспитание должно строиться на основах христианского миропонимания, где истинным словом будет то, которое развивает не только один ум, но и сердце человека. Без этого воспитание сделается односторонним, в голову, как песок, набиваются некие знания, дух от которых только черствеет.
Святитель Феофан считает, что прочной основой воспитания и просвещения ума является только Господь наш Иисус Христос26.
«Если в таком порядке будет вестись обучение, чтобы вера и жизнь в духе веры высилась над всем во внимании обучаемых, и по образу знания, и по духу преподавания, то нет сомнения, что положенные в детстве начала не только будут сохранены, но и возвысятся, укрепятся и придут в соразмерную зрелость. А как это благодетельно!»27.
После подробного рассмотрения идей воспитания святителя Феофана Затворника, касающихся телесной, душевной и духовной сторон жизни человека, можно сделать важное заключение: при одностороннем удовлетворении одних телесных потребностей, по сути, мы мало продвинемся в своем развитии, и немногим будем отличается от животных. Душевная же жизнь, жизнь более тонкого плана, конечно, способна услаждать нас красотой, эмоциями и возвышенными чувствами, не более того. И только духовная жизнь несет в себе Высшие начала, только она всегда стремится к Вечному Источнику, дарующему жизнь.
Таким образом, все составляющие части человека должны получить свое воспитание: для здоровья и труда должно быть в человеке телесное развитие, физическое и трудовое воспитание; ему необходимо душевное развитие - умственное и эстетическое.
Но главное - ему нужно воспитание духовное, направленное на развитие духовно-нравственной жизни: богослужения, молитва, чтение Священного Писания, святоотеческой литературы и т.д. Только при подобном подходе возникнет последовательная иерархия воспитания, когда низшее служит для высшего.
Общая мысль о воспитании святителя Феофана основывается на формировании человека по образу и подобию Божию, то есть по жизни во Христе Иисусе Господе нашем, что не исключает целей земной жизни: служения Богу и людям теми талантами, которые даны человеку Богом.
Относительно основных идей святителя Феофана Затворника о семейном воспитании можно утвердительно сказать, что огромное значение здесь имеет его антропологическая концепция триединого строения человеческой природы и построенное на ее основе педагогическое учение.
Опираясь на Священное Писание и святоотеческую традицию, епископ Феофан определяет трехсоставную структуру человека: тело, душа, дух. При этом каждая из частей человека находится в иерархической соподчиненности, где главенствующее положение занимает дух.
Исходя из этого, святитель доказывает необходимость воспитывать не только тело (посредством физических упражнений, физического труда и так далее) и душу (посредством умственных и эстетических занятий), но и - главное - дух (посредством научения страху Божию, чтения Священного Писания и святоотеческой литературы, и все это обязательно в процессе здоровой религиозной, то есть церковной жизни).
26 Феофан Затворник, епископ. Созерцание и размышление. - М.: Правило веры, 1998. С. 241.
27 Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. // Письма христианской жизни. // Поучения. - М.: Лепта, 2002. С. 9.
Воспитание человека, по учению святителя Феофана, должно начинаться с ранних лет в семье, где оно наиболее плодотворно.
В своих работах архипастырь, затрагивая тему семьи и семейного воспитания, особенно часто указывал на важную роль родителей в духовно-нравственном становлении ребенка.
Сравнительный анализ показал, что в некоторых позициях современная педагогическая мысль как совпадает, так и расходится с мнением святителя Феофана.
Совпадения видятся в том, что:
1. Семья является основой в развитии человеческой личности.
2. Необходимо развитие телесных сил, а также душевных с малого возраста ребенка.
3. Необходима взаимная любовь и уважение в семье.
Расхождения в мнениях относятся к чисто религиозному аспекту воспитания, где святитель видит церковность и религиозность одним из главных принципов в деле воспитания, а современные педагоги, либо не обращают на это внимание, либо говорят о неэффективности данного принципа. Также к расхождениям относится мнение современных педагогов, что воспитание должно готовить человека к устроению его земной жизни, жизнь же вечная во внимание ими не принимается.
Учение святителя Феофана не только не потеряло своей актуальности в наше время, но в силу тяжелейшего духовного кризиса современного общества оно еще более востребовано, чем при его жизни.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в обращении к читателям творений святителя Феофана, собрание которых Русская Православная Церковь выпустила к 200-летию со дня рождения святителя, сказал: «.обширное творческое наследие [святого Феофана] представляется и сегодня весьма актуальным для верующего человека. Принципы духовной жизни, сформулированные в трудах святителя, служат руководством для тысяч и тысяч содевающих свое спасение»28.
Изучив жизненный путь и труды святителя Феофана Затворника, можно заключить, что его педагогические взгляды могут оказать неоценимую услугу современному поколению людей в деле семейного воспитания.
Его труды углубляют и конкретизируют все имеющиеся представления о цели и содержании воспитания, обогащают доступные педагогические методы и средства.
В педагогике Феофана Затворника ценно то, что она вбирает в себя и синтезирует достижения богословской науки и науки светской, подчиняя все духовному началу.
В «Церковном Вестнике» за 1894 год (год смерти святителя) о нем писали, что «...просвещение [его] исходило не только от ученого ума, но и от глубоко чувствующего сердца»29.
Верность богословию Православной Церкви, высокое достоинство нравственного учения и его огромное влияние на духовное обновление общества - вот важнейшие факторы, обеспечивающие святителю Феофану особое почитание в Русской Православной Церкви и во всем мировом Православии.
28 Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к читателям юбилейного издания «Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4485410.html (дата обращения: 25.05.2016)
29 Павловский Григорий. Преосвященный Феофан и его труды в области христианской нравственности Курс. дисс. 1908. ИР НБУ. Ф. 160. КДА. Ед.хр. 2020. Киев, - С. 6 URL: http://theophanica.ru/uploads/pavlovskii. pdf (дата обращения: 15.04.2016)
2016 (1)