Научная статья на тему 'Студенческие годы св. митрополита Вениамина в Санкт-Петербургской духовной академии'

Студенческие годы св. митрополита Вениамина в Санкт-Петербургской духовной академии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческие годы св. митрополита Вениамина в Санкт-Петербургской духовной академии»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.А. Бовкало, А.К. Галкин

Студенческие годы св. митрополита Вениамина в Санкт-Петербургской духовной академии

Опубликовано: Христианское чтение. 1997. № 14. С. 80-87

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

V. экскурсионная и паломническая деятельность

ПП0: организация экскурсионных и паломнических групп по святым местам города и другим регионам нашей страны и за рубежом.

VI. практическая педагогическая деятельность членов ппо:

— В своих учреждениях на своих предметах.

— В Воскресных и Церковно-приходских школах.

— В Православных частных школах, гимназиях, лицеях, классах, факультативных группах.

— В Православных лекториях, клубах, детских лагерях.

— В детских приютах, детских домах, интернатах.

Сопредседатель ППО: свящ. Александр Зелененко

СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ СВ. МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

вященномученик митрополит Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский; 17 апреля 18731 — 13 августа 1922) в 1893 году окончил Олонецкую Духовную семинарию в Петрозаводске. Выпуск этого года составил 14 человек. Как один из лучших студентов семинарии, Василий Казанский был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию (отношение Правления Олонецкой Духовной семинарии от 17 августа за № 357)2. Однако, его поступление прошло не совсем гладко: он получил по сочинению на вступительном экзамене 2 1/4, но все-таки был принят3. Справедливости ради следует отметить, что с сочинениями по литературе не ладилось у многих олонецких семинаристов. Теорию словесности и историю русской литературы им четверть века преподавал Владимир Фаддеевич Снитко (около 1851 — 25 июня 1911). «Мудреный он был человек, выражаясь деликатно, — вспоминал о нем выпускник той же семинарии 1889 года митрополит Григорий (Чуков). — И если мы научились потам писать сочинения, то уж во всяком случае не благодаря [...] Снитко» 4. Василий Казанский был принят на полное содержание5. Он пожелал войти в число студентов, изучавших 2-ю (историческую) параллельную группу предметов, и заниматься английским и латинским языками 6.

Ректором академии в 1892—1893 годах был архимандрит Борис (Плотников) — талантливый духовный писатель, апологетические труды которого даже переводились на французский язык. Он пользовался особым уважением студентов как человек на редкость открытый и мяг-

кий. 2 декабря 1893 года о. Бориса перевели настоятелем посольской церкви в Константинополе, и с 8 декабря его место занял викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Нарвский Никандр (Молчанов), «не блиставший учёностью, но державший себя со спокойным достоинством и полной благожелательностью в отношении студентов» 7.

В корпорации академии состояли такие светила науки, как доктор богословия И. Ф. Нильский, доктор церковной истории Н. В. Покров-скин, доктор философии М. И. Каринский. Один из курсов читал известный славист, профессор Санкт-Петербургского университета В. И. Ламанский. Магистр богословия священник (с Пасхи 1894 года—протоиерей) Сергий Соллертинский (-1-5 февраля 1920) совмещал педагогическую и научную деятельность с приходским служением. Во время обучения святителя Вениамина еще ряд наставников подготовили докторские диссертации. В 1895 году доктором богословия стал А. И. Садов, а в 1896 году доктором церковной истории — В. В.Болотов, ранее, 4 декабря 1893 года, избранный членом-корреспондентом Академии Наук; в 1897 году степень доктора богословия была присвоена Н. Н. Глубоковскому. Помощник библиотекаря И. Е. Евсеев защитил магистерскую диссертацию.

Один из членов корпорации, Иван Егорович Троицкий (18 апреля 1832 — 2 августа 1901), был земляком Василия Казанского и наставником его отца в Олонецкой Духовной семинарии. В ней будущий профессор духовной академии и университета преподавал логику, психологию, патристику и латинский язык с 1859 по 1861 год. И. Е. Троицкий постоянно жертвовал книги в библиотеки родной семинарии и Карго-польского Духовного училища. Не случайно его еще в 1892 году избрали почетным членом новоучрежденного Александро-Свирского братства.

И. Е. Троицкий был «историк с очень широким богословским и практическим кругозором. В прошлом он умел видеть живых людей, умел показать психологию событий»8. С 1880 по 1890 годы Иван Егорович редактировал академический журнал «Христианское чтение». Храня светлую память об архиепископе Аркадии (Федорове; +8 мая 1870), под руководством которого ему довелось трудиться в Петрозаводске, он опубликовал на страницах журнала множество материалов из наследия этого архипастыря-миссионера.

В жизни Санкт-Петербургской Духовной академии глубокий след оставили годы, когда ее ректором был епископ Выборгский Антоний (Вадковский). С самого вступления в должность в 1887 году он стал широко привлекать студентов к работе в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Это Общество возникло еще в 1881 году для противодействия усиливавшимся антицерковным настроениям и проникавшим в Россию модным, но далеким от православия религиозным течениям. Центром его стал построенный в 1890—1893 годах Троицкий храм на Стремянной улице в Петербурге с залом для духовных бесед. Студенты Духовной академии придали деятельности Общества небывалый размах9. Они с увлечением шли к простым людям разъяснять им высокий смысл православ-

нон веры, отвращать их от пороков и заблуждений, укреплять их в стремлении к светлым евангельским идеалам. Многие студенты включались в проповедническую деятельность с первого курса, а к концу обучения в академии уже заведовали чтениями и беседами в том или ином пункте столицы. Студенты в священном сане, кроме того, совершали богослужения для рабочих.

17 марта 1894 года Василий Казанский выступил со своей первой беседой для народа «Житие св. Алексия, человека Божия, и нравственные уроки, в нем заключающиеся». Эту беседу, как и последующие, он читал в доме А1? 18 по Кирилловской улице в Петербурге. Здесь, в густо населенном районе Песков, где имелся единственный храм, построенный еще в 1780-х годах, Общество снимало зал для религиозно-нравственных чтений. Перед тем, как предоставить слово студенту-первокурснику, беседу «О говении» предложил священник Сергий Николаевич Слепян (1858—17 февраля 1912)—один из созидателей церкви Покрова на Боровой улице (ее строительство велось па средства, собранные в основном С. Н. Слепяном), ставшей центром епархиального братства Пресвятой Богородицы.

На две недели раньше Василия Казанского свою первую беседу в том же зале провел однокурсник Александр Васильевич Рождественский (11 октября 1872 — 5 июля 1905), —впоследствии петербургский священник и страстный борец за народную трезвость. И в дальнейшем они постоянно сотрудничали как студенты-проповедники.

Темы первых бесед В. П. Казанского были следующие: «О важном значении в деле нашего спасения благовестил архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии», «Особенности богослужения пятой седмицы великого поста (стояние Марин Египетской и похвала Богородице) и рассказ об Иосифе», «О терпеливом перенесении скорбей по примеру Иова», «О страданиях Иисуса Христа». Студенты В. Казанский и

A. Рождественский вели попеременно беседы до конца мая. На них присутствовало обычно 300—350 человек 10.

Кроме того, Василий Казанский дважды, 3 и 10 апреля, выступал в школе при писчебумажной фабрике братьев Варгуниных — с беседой о Марии Египетской, как примере борьбы с греховными привычками, и с беседой на текст «Господь близ» (Флп. 5, 5) При этой фабрике также существовало одно из первых в столице обществ трезвости, основанное в 1890 году. Его члены и составляли основной контингент слушателей.

На II курсе количество бесед, прочитанных Василием Казанским, значительно возросло, расширились и их адреса. Он стал вести беседы в I ночлежном доме в память императора Александра II (на мужской половине). Здесь «Понедельник, Вторник и Среда были отведены для чтении и бесед по объяснению Евангелия в хронологическом порядке событий. После прочтения и объяснения известного отдела из Евангелия обыкновенно прочитывался или пересказывался тот или другой рассказ религиозно-нравственного содержания, в котором излагаемая в объясняемом месте евангельская истина применяется к жизни».

B. Казанский с октября по апрель провел 18 бесед12. «Беседы в ноч-82

лежных домах требуют от проповедников особенно много труда, — отмечал П. Дав, вместе с В. Казанским ведший беседы. — Некоторые проповедники студенты уже после двух-трех попыток повлиять на слушателей бросают дело, отчаяваясь в успехе. Значительная часть посетителей ночлежных домов — люди, нетвердые в нравственном отношении. Заинтересовать их беседою и повлиять па них очень трудно. Очень многие из них наотрез отказываются слушать беседы. Мало того, они стараются отвлечь и других от бесед и подчинить их своему влиянию. Но, наряду с ними и притом значителньое большинство, люди — еще не испорченные, честные работники, но вследствие разного рода несчастий дошедшие до крайней бедности. Последние сохранили еще твердую веру и стремление к добру, «жить по-Божьему», а потому с радостью принимают предлагаемое им Слово Божие. Для них-то беседы и необходимы; слышимое ими слово утешения и увещания поддерживает их дух среди тяжелых обстоятельств» 13.

В церкви Петра и Павла при Обуховском сталелитейном заводе В. Казанский беседовал о св. храме, о постах церковных, о богослужении таинства брака, о том, что делает нашу исповедь спасительной и полезной для души 14. В школе при фабрике братьев Варгуниных он провел 7 бесед, а 23 апреля 1895 года, в годовщину основания местного общества трезвости, говорил слово после молебна — «О гибельности пьянства для души человека и о добрых делах, которые приносит трезвость» 1Г\ А 26 февраля в Адмиралтейском соборе, в самом центре города, Василий Казанский читал беседу «Страдание православных». Эта тема займет особое место в проповедническом наследии свя-щенномученика митрополита Вениамина. В тот день ее слушателями были чины 7 и 13 флотских экипажей и резервного кадрового батальона—всего около 2000 человек 16.

В начале III курса, 14 октября 1895 года, в субботу вечером, Василий Казанский по давнему и глубокому зову своего сердца, принимает монашеский постриг в храме Духовной академии. Его совершил новый ректор академии епископ Нарвский Иоанн (Кратиров; +12 февраля 1909). За всенощной епископу сослужили ректор Санкт-Петербургской Духовной семинарии архимандрит Павел (Поспелов)—земляк новопостригаемого,— и смотритель Александро-Невского Духовного училища иеромонах Константи (Булычев). Монашеское имя В. П. Казанский получи/1 в честь св. мученика V века Вениамина (память 13/26 октября). Одновременно с ним был пострижен с именем Митрофан и выпускник академии 1895 года священник Михаил Зем-лянский, в студенческие годы также активно участвовавший в проповеднической деятельности. В академическом храме в тот вечер присутствовал архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский) 17.

21 ноября 1895 года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 19 мая 1896 года — во иеромонаха. Тепереь он не только вел беседы, но и совершал богослужения среди полюбивших его рабочих : Нарвской заставы. Он по-прежнему часто бывал в Петропавловской церкви при Обуховском заводе, в I ночлежном доме и в школе Варгу-нинской фабрики. На фабрике Варгуниных в этот год предполагалось

«два ряда чтений: один, касающийся жизни св. угоднкиов и воспоминаемых церковию событий, другой из истории Русского раскола (которым на этой фабрике особенно заинтересованы)». Беседы велись по воскресеньям с 4 часов вечера18. Кроме того, он стал посещать ниточную фабрику барона Штиглица, а также провел 4 вечерние беседы и сказал 2 поучения за литургией в Троицком храме Общества на Стремянной улице.

В воскресенье 7 января 1896 года было положено начало духовным беседам в церкви новооснованного подворья Задне-Никифоровой пустыни Олонецкой епархии. Это было совершенно новое явление в Петербурге. Заведующий подворьем иеромонах Геннадий (Борисов; 1846— 14 декабря 1898) с братией отслужил молебен Спасителю, Богоматери и покровителям пустыни преподобным Никифору и Геннадию. Иеродиакон Вениамин предложил беседу о необходимости для спасения Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Произнесенная с большим воодушевлением, она была внимательно выслушана народом, переполнившим церковь19. В этом же храме он провел следующие беседы: 21 января о притче Спасителя о блудном сыне; 2 февраля (Пятница сырной недели) «О том, как должно по-христиански, по-православному, проводить сырную седмицу», 11 февраля «Торжество православия и необходимость для спасения исповедывать веру, содержимую Православной церковью»; 14 февраля «О сердечном покаянии и его важности»; 18 февраля «Путь к царству небесному» (по Феофану); 22 февраля «Не нужно пренебрегать и малыми грехами, какими бы ничтожными они не казались»; 29 февраля «О Божественной силе честнаго Креста и крестного знамения»; 7 марта «Христос на суде Пилата и Ирода»; 10 марта продолжение предшествующей беседы «Осуждение Пилатом на смерть Богочеловека»; 31 марта «О воскресении Христовом и явлении воскресшего Господа женам мироносицам и апостолам». Слушателей здесь бывало 300—400 человек, и маленькая временная церковь была набита до отказа.20 После летнего перерыва беседы на подворье возобновились 25 августа.

В тот же день возобновились беседы и на фабрике Штиглица. «После молебна, который пели сами рабочие, все присутствовавшие пропели «Отче наш», и затем студент IV курса академии, иеромонах Вениамин (Казанский) предложил беседу на 1 ст. 118 псалма: «Бла-женни непорочнии в пути, ходящии в законе Господни». После беседы все пропели с воодушевлением «Достойно есть», а когда народ подходил к св. кресту, то хор рабочих 'прекрасно исполнил догматик «Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево...» 21

1 октября возобновились религиозно-нравственные чтения и беседы в I ночлежном доме. В 7 часов вечера все ночлежники собрались в столовую, где инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии иеромонах Сергий (Тихомиров) отслужил молебен. При этом пели сами ночлежники. Затем первую беседу предложил о. Вениамин22. Ас 14 ноября возобновились вечерние беседы и в IV ночлежном доме23.

В 1896 году был утвержден новый устав Общества Распространения религиозно-нравственного просвещения. Согласно этому уставу

вводилась должность наблюдателей, которым поручалось «ближайшее заведывание как внешним порядком и благоустройством в храмах, залах, библиотеках и школах Общества, так и наблюдение за точным выполнением постановлений Совета относительно каждого из сих учреждений». 3 октября на квартире инспектора Духовной академии Н. В. Покровского состоялось собрание студентов-проповедников с членами и ближайшими сотрудниками Общества. Среди многочисленных обсуждавшихся вопросов было и избрание наблюдателей. Иеромонах Вениамин был избран наблюдателем за беседами в церкви Задне-Ники-форовского подворья 24.

Продолжал о. Вениамин бывать и в Троицкой церкви Общества на Стремянной улице. С 1 апреля 1896 по 1 января 1897 он провел здесь 23 вечерние беседы и сказал 30 поучений за литургией 25. А в

1897 году он произнес 11 утренних поучений и 18 вечерних бесед26.

На последнем курсе о. Вениамин углубленно работал над своим

кандидатским сочинением «Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола». Эту тему он выбрал неслучайно. Его отец—а$ященник «школы преосвященного Аркадия» немало потрудился, чтобы преодолеть отчуждение старообрядцев, да и по всей Олонецкой епархии многие старцы-овящснники считали «чуть не первым своим достоинством то, что они ведь служили при ысокопреосся-щенном Аркадии. Много сделал преосвященный незримого добра для епархии, которая еще и теперь живет этим добром»27. Помимо печатных работ, о. Вениамин использовал дела архива Св. Синода, а также архивные дела родной епархии и V благочиннического округа Карго-польского уезда, который возглавлял его отец. Иеромонах Вениамин сумел показать, что миссионер-практик Владыка Аркадий занимает достойное место среди таких деятелей, как митрополиты Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Григорий (Постников), хотя при жизни он не издал ни одного печатного труда» и не имел авторитетного голоса в решении разных вопросов, так как занимал третьеклассную епархию28. Высокий отзыв работе дал рецензент п. д. доцента П. С. Смирнов, который отметил, что сочинение заслуживает не только кандидат-скоп степени, но и особого внимания Совета Академии. Он писал: «0. иеромонах находится под обаянием личности преосв[ященного] Аркадия, но судит беспристрастно и документально [...]. Вообще сочинение производит впечатление серьезной работы» 20. Труд о. Вениамина был отмечен премией. Через два года работа о. Вениамина начала печататься в «Олонецких епархиальных ведомостях» 30 (30 ноября

1898 года Совет Академии удовлетворил «прошение инспектора Холм-ской Духовной Семинарии иеромонаха Вениамина о высылке ему на три месяца его кандидатского сочинения») 31, а затем она вышла отдельным изданием (Петрозаводск, 1901). Эта работа привлекла внимание и научных кругов. Ее своевременность и высокие достоинства были отмечены в рецензии, появившейся на страницах «Исторического вестника»: «Сочинение иеромонаха Вениамина составлено на основании весьма тщательного изучения литературы предмета и представляет

очень обстоятельное обозрение трудов по борьбе с расколом одного из выдающихся иерархов русской церкви. Личность преосвященного Аркадия здесь изображена очень отчетливо и рельефно. Труд имеет значение и для истории раскола в минувшем столетии в губерниях Пермской и Олонецкой» 32.

12 июня 1897 года состоялся ЫУ выпуск академии — ее окончило 59 человек. Иеромонах Вениамин вошел в число выпускников I разряда—он был в списке 27-м33. Вечером 12 июня о. Вениамин предложил беседу в зале при Троицкой церкви Общества 34.

28 октября 1897 года на заседании Совета Петербургской Духовной академии был заслушан указ Св. Синода от 4 октября за № 5409: «...на должность [...] преподавателя Св. Писания в Рижскую духовную семинарию определить окончившего в текущем году курс учения в С.-Петербургской духовной академии кандидата богословия иеромонаха Вениамина (Казанского». Совет принял этот указ к сведению35.

А 28 января 1898 года Совет Академии рассматривал лучшие кандидатские сочинения студентов минувшего года и постановил: «рекомендуемые наставниками к почетному отзыву сочинения [... ] иеромонаха Вениамина Казанского [...] удостоить такового отзыва». 4 февраля 1898 года это постановление Совета было утверждено митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием (Раевым) 36.

источники

1 Государственный архив Архангельской области. Ф. 29, on. 42, ед. хр. 311, л. 114 об. Впервые опубликовано: Бовкало А. А., Галкин А. К. Родился сын Василии... Установлена точная дата рождения св. митрополита Вениамина. — Вечерний Петербург, 1895, № 148, с. 3.

2 Журналы Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1893/94 учебный год. СПб., 1894, с. 35—36.

3 Сорокин В., проф.-прот. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковио-просветительская деятельность. — Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. М., 1986, с. 120.

4 Сорокин В., проф.-прот. Ук. соч., с. 110.

5 Журналы Совета... за 1893/94 учебный год, с. 42—43.

6 Там же, с. 83.

7 Сорокин В., проф.-прот. Ук. соч., с. 120.

8 Флоренский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991, с. 374.

9 Краткий очерк десятилетней просветительской деятельности студентов петербургской духовной академии (1887—1897 г.) — С.-Петербургский духовный вестник, 1897, Ко 48, с. 945—950; № 49, с. 966—972: № 50, с. 985—991.

:р Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-иравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1893—1894 г. (Тринадцатый год существования Общества) с приложениями. СПб., 1894, с. 106—107.

11 Отчет о деятельности ... за 1893—1894 г., с. 112.

12 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения з духе Православной Цеокви за 1894—1895 г. (Четырнадцатый год существования Общества). СПб., 1895,

с. 85-86.

13 Дав П. Духовные беседы и чтения в 1-м ночлежном доме в память Государя импеоатора Александра II. — С.-Петербургский Духовный вестник, 1896, № 788—791.

14 Отчет о деятельности ... за 1894—1895 г., с. 63—64.

15 Отчет о деятельности ... за 1894—1895 г., с. 81—82.

16 Отчет о деятельности... за 1894—1895 г., с. 53.

17 Пострижение в монашество. — Церковный вестник, 1895, № 42, с. 1346; Пострижения в духовной академии. — С.-Петербургский духовный вестник, 1895, № 42, с. 965; Пострижение в монашество. — Биржевые ведомости, 1895, № 283, 15(27)Х, с. 2.

18 Бывший студент. Духовные беседы на фабрике бр. Варгуниных в 1895—96 г.— С.-Петербургский духовный вестник, 1896, № 28, с. 549—550.

19 Чер Н. Открытие бесед в церкви подворья Задне-Никифоровской пустыни. — С.-Петербургский духовный вестник, 1896, № 2, с. 2.

•¿о охчет 0 деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви за 1895—1896 г. (Пятнадцатый год существования Общества). СПб., 1896, с. 57.

21 Открытие бесед на фабрике Штиглица. — С.-Петербургский духовный вестник, 1896, № 36, с. 708—709.

22 Открытие бесед в I ночлежном доме. — С.-Петербургский духовный вестник, 1896, № 41, с. 818.

23 Справочный проповеднический указатель. — С.-Петербургский духовный вестник, 1896, № 47, с. 938.

24 Собрание студентов-проповедников с членами Совета Общества. — С.-Петербургский духовный вестник, 1896, № 41, с. 815—817; Собрание студентов-проповедников с членами совета «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви». — Церковные ведомости..., 1896, № 42, Прибавления, с. 1534—1536; Собрание студентов-проповедников. — Петербургский листок, 1896, № 279, 9.Х., с. 2.

25 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви за 1896 год. (Шестнадцатый год существования Общества). СПб., 1897, с. 21.

26 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1897 год (семнадцатый год существования Общества). СПб., 1898, с. 54.

27 Вениамин, иеромонах. Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола. Петрозаводск, 1901, с. 235.

23 Вениамин, иеромонах. Ук. соч., с. 1.

29 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1896/97 учебный год. СПб., 1897, с. 338—339.

30 Вениамин, иеромонах. Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола. — Олонецкие епархиальные ведомости, 1899, № 12, с. 14—18; №13, с. 5—9; № 14, с. 18—21; № 15, с. 5—12; № 16, с. 14—22; № 17, с. 10—15; № 18, с. 3—9; № 19, с. 3—9; № 20, с. 11—20; № 21, с. 7—14; № 22, с. 9—14; №23, с. 13—17; № 24, с. 11—15; 1900, № 1, с. 9—13; № 2, с. 37—41; № 3, с. 85-91; № 5, с. 155—159; № 6, с. 207—214; № 7, с. 269—271; № 8, с. 285—291; №9, с. 319—325; № 11, с. 395—403; № 12, с. 443—448; № 13/14, с. 489—500; № 15, с. 535—549; № 16, с. 575—584; № 17, с. 603—607; № 18, с. 629—633; № 19, с 663-667; № 20, с. 795—797; № 21, с. 727—736; № 22, с. 773—782; № 23, с. 795—805; №24, с. 841—847; 1901, № 1, с. 7—11; №2, с. 57—61; №3, с. 99—105; №4, с. 151 — 154; № 5, с. 181—188; № 6, с. 212—214; № 9, с. 272—275.

31 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1898— 1899 учебный год. СПб., 1905, с. 48.

32 С. Преосв. Аркадий, архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола. Сочинение иеромонаха Вениамина. Петрозаводск, 1901. — Исторический вестник, 1902,

9, с. 999—1001.

33 Журналы заседаний ... за 1896/97 учебный год, с. 238.

34 Справочный проповеднический указатель. — С.-Петербургский Духовный вестник, 1897, № 23, с. 456.

35 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1897/98 учебный год. СПб., 1899, с. 69.

30 Журналы заседаний за 1897—98 учебный год, с. 177.

А. А. Бовкало, А. К. Галкин

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.