Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Иеромонах Николай (Парамонов)
О задачах православной миссии в современной России
Опубликовано: Христианское чтение. 1996. № 13. С. 20-35
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии иеромонах НИКОЛАЙ (Парамонов).
О ЗАДАЧАХ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ваше Святейшество и Блаженство! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, глубокоуважаемые профессорско-преподавательская корпорация, высокочтимое собрание!
озвольте предложить Вам в этот радостный день празднования покровителя нашей школы апостола и евангелиста Иоанна Богослова слово о задачах и проблемах православной миссии в современной России.
Мы с Вами по милости Божией живем в то самое время, когда взоры многих и многих, в том числе и нерелигиозных людей, обращены к Православной Церкви в надежде получить от нее живительные соки духовного и нравственного обновления, когда многие ожидают, что Церковь станет той мощной духовной силой, которая поведет и направит людей на путь духовного укрепления верующих, а неверующих — к массовому воцерковлению.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦОМ) опубликовал интересные результаты опроса, проведенного в конце мая 1996 года об отношении россиян к религии.
51 процент опрошенных россиян относят себя к православным, один процент—-к другим христианским конфессиям, 2 процента считают себя мусульманами; верят, но не относят себя к определенной конфессии б процентов, 30 процентов не считают себя верующими, 9 процентов затруднялись ответить.
При этом посещают храм раз в неделю и чаще лишь 2 процента опрошенных, один-два ¡раза в месяц — еще 7 процентов, несколько раз в году — 23 процента и очень редко — 41 процент.
Вывод из этой статистики очевиден — только два процента из 51 процента крещенных в Православной Церкви воцерковлены.
При размышлениях о перспективах развития православной миссии в современной России нам необходимо учитывать духовное и культурное состояние нашего общества, его нравственные ориентиры, собственные имеющиеся возможности у нас и приоритетные направления этой возможной деятельности.
В настоящее время, при наличии в России ряда духовно-просветительских учреждений православного образования, основным носителем православно-религиозного и богословского образования остаются по-прежнему выпускники, окончившие семинарии и академии Московского Патриархата.
Система развития религиозного преподавания выстроилась на сегодняшний день по трем направлениям: религиозное преподавание по линии воскресных школ, в государственных и муниципальных средних и высших учебных заведениях и, наконец, по линии СЬздания собственно церковных общеобразовательных учреждений. Однако в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация:
количеству образованных священнослужителей и мирян Русская Православная Церковь превосходит на порядок выше любую конфессию, секту или религиозное движение и могла бы насытить (йетребность люлсй в религиозном и богословском образовании и просвещение.
Тем не менее во многих городах и весях России значительное Шличество людей все еще имеют смесь нелепых представлений «« вере, Церкви, духовной жизни или в создавшемся духовном ва-Шууме увлекаются псевдодуховными религиями, «харизматиками» И «ересиархами».
В условиях открывшихся возможностей для проповеди перед КУсской Православной Церковью стоит ряд насущных задач. Не-Щ&одимо возродить подготовку миссионеров, катехизаторов, про-■Ьведников, специализирующихся для работы в школах, вузах, В>0рмии, больницах, тюрьмах.
Этот контингент миссионеров должен быть подготовлен к ра-в современных общественных условиях, ориентирован в раз-Я&ных вероучениях и толках, новых сектах.
Большую проблему для православного миссионерства составляет сегодня преподавание религиоведческих дисциплин в государственных школах. Этот процесс Является болезненным и, по существу, не решенным удовлетворительным способом. Многие руководители государственных школ считают, что поскольку Церковь отделена от государства, и в школах учатся дети родителей разных мировоззрений и религиозной ориентации, религиозные дисциплины должны преподаваться чисто информативно — и в государственных школах недопустимо ни религиозное, ни атеистическое преподавание. Это в теории. Реально же во многих случаях предметы «религиоведение», «история религии» — утонченный способ проведения атеизма и в лучшем случае религиозной индифферентности. В большинстве случаев историю религии и религиоведение ведут бывшие преподаватели атеизма.
Одним из решений данного вопроса видится решение исключить из обязательных школьных программ религиоведения, а добиваться от властей решения ввести в школах факультативы, связанные с определенным вероисповеданием.
Поскольку наша страна подписала пакт ООН о правах человека, который предусматривает право родителей давать своим детям религиозное воспитание по своему усмотрению, родители вправе требовать организации полноценных религиозных факультативов и в государственных школах.
Разговоры, что преподавание Закона Божия может ущемлять конфессиональные интересы какой-то части населения — несостоятельный довод атеистов, которые продолжают вести антирелигиозную пропаганду с помощью религиоведения, истории религии и других предметов.
Очень многие нехристианские и протестантские организации рвутся в школы. Некоторые из них называют себя внеконфессио-нальными (например, «Новая жизнь»). Во многих школах России, особенно в крупных городах, инициатива в плане преподавания религиозного знания принадлежит неправославным миссионерам.
Самое страшное, что многие программы направлены на то, чтобы, дав информацию, убить в детях чувство благоговения. Не
школа должна приглашать представителей разных конфессий для проведения занятий, а родители через руководство школы, то есть должен соблюдаться принцип конфессионального религиозного образования по желанию родителей и старшеклассников.
Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей сложности задачи осмысления русской национальной духовной культуры, русской истории, литературы. На протяжении длительного времени их пытались и пытаются замкнуть в искусственную схему.
Без настоящего сознания того, что нас объединяет Православная Церковь и народ, нам не выбраться из бездуховного кризиса. Основной вывод в наших взаимоотношениях со школой таков.
Первое. В настоящее время в обществе имеется социальная необходимость по заполнению вакуума мировоззрения.
Второе. Участники педагогического процесса с обеих сторон видят необходимость взаимодействия православной и светской культуры.
Должны быть разработаны образовательные программы для различных учреждений по православному мировоззрению:
а) дошкольных учреждений;
б) начальной школы;
в) средней школы, гимназии, лицея;
г) учреждений профессиональной подготовки;
д) институтов и университетов.
Требуется комплексная разработка и оформление учебных комплектов и методических пособий. К сожалению, богатый опыт московских образовательных учреждений не оформлен отделом по религиозному образованию и катехизации достаточно для обще-•церковного употребления.
Есть переиздание трехтомного дореволюционного сборника «Законоучитель» и небольшого сборника программ для воскресных ¡Школ, но этого пока явно недостаточно.
По сведениям Отдела по религиозному образованию и катехи-Нации в епархиях организованы и работают более 1200 воскресных ¡¡»кол, в которых обучаются 58 тысяч детей и более 4 тысяч взрослых.
Наибольшее количество воскресных школ в Московской области— 123, в Москве — 80, в Санкт-Петербургской епархии — 54, в Ставропольской — 51, в Краснодарской — 47. Очень мало воскресных школ в Якутской, Читинской и Магаданской епархиях — по 4 школы.
В 18-ти епархиях для дошкольников действуют православные детокие сады и православные группы в государственных детских садах. Общее число таких садов — 72. Больше всего православных детских садов и групп в Москве и Московской области — 34, в Екатеринбурге — 5, в Санкт-Петербурге — 5, в остальных один-два детских сада на епархию.
В 13-ти епархиях работают 42 православных общеобразовательных учебных заведения: гимназии, лицеи, казачьи школы. Больше всего гимназий в Москве — 21, в Новосибирской епархии — 4, в Якутской и Ставропольской епархиях — по 3, в остальных епархиях по 1 общеобразовательному православному учреждению.
Факультативные занятия в государственных общоебразователь-ных школах по Закону Божию и другим вероуичтельным дисциплинам ведутся в 25 епархиях. В Воронежской епархии — в 20 школах, в Краснодарской — в 13, в Екатеринбурге — в 10. В среднем факультативные занятия ведутся в 3—4 школах областных городов и 1—2 в районных центрах.
В системе высшего православного образования действуют: в Москве — Российский Православный университет во имя св. Иоанна Богослова — это первое высшее учебное заведение, призванное соединить веру и знание. В нем действуют 4 факультета:
— историко-филологический;
— философско-богослшский;
— библейско-патрологический;
— экономико-ггравоведческий,
где трудятся 60 преподавателей и учатся 165 студентов.
Университет намерен открыть медицинский факультет, факультет церковного искусства, экологический.
В Москве же Православный Свято-Тихоновский Богословский институт с 5 факультетами:
— богословско-пастырский; V
— катехизаторский;
— педагогический;
— церковного пения;
— церковных художеств.
В институте обучаются более тысячи студентов, преподают бо-*дее 100 преподавателей.
Помимо Российского Православного Университета и Свято-Тихоновского института возникли и другие высшие православные школы: богословский факультет в Европейском государственном университете в Минске (декан — митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ), Богословский университет в Вологде, Богословско-философский институт в Санкт-Петербурге.
По решению Священного Синода от 18 июля 1994 года при епархиальных управлениях были созданы отделы по религиозному образованию и катехизации. В сорока примерно епар<хиях такие ¡отделы образованы. Численность сотрудников колеблется от 16 до 2-х человек.
В 15-ти епархиях работают курсы катехизаторов, лектории для Православных педагогов и молодежи. В 35 епархиях выходят православные газеты, религиозные листки, журналы.
В 25 епархиях ведутся православные радио- и телепередачи. Реей перечисленной миссионерской деятельности РПУ пока еще явно недостаточно, чтобы насытить духовный голод целой страны.
Происходившие изменения в общественной жизни, политике и идеологии не могли не затронуть сферу законодательства, касающегося правового положения религиозных объединений и в целом вопросов свободы вероисповеданий. Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» 1990 года, действующий и по Сегодняшний день, создал определенные правовые гарантии для Проповеднической, просветительской, благотворительной деятельности Церкви, участия ее в социально-культурной жизни общества. Если до 1990 года из всех сфер возможного спектра деятельности № Церковью фактически признавалось лишь право на богослужеб-
Г> жизнь, то новый закон прямо предоставил право осуществ-
ь.благотворительную деятельность, создавать культурные и простительные организации, учреждать органы массовой информа-
ции н образовательные учреждения. Впервые с 1918 года за Церковью и отдельными ее структурными подразделениями государство признало правовой статус юридических лиц.
Вместе с тем нельзя не отметить двойственности правовой политики государства и в отношении Церкви. Закон «О свободе вероисповеданий» содержит перечень прав и льгот Церкви в различных областях. Предполагалось, что данные нормы носят характер прямого действия. Однако законодатель, принимая на протяжении последних шести лет новые законы, пошел по пути фактического сужения прав и льгот, зачастую противоречия носят принципиальный характер.
Например, акты законодательного и подзаконного характера в сфере образования фактически направлены на запрещение факультативного дреподавания Закона Божия. Со стороны правовых мер нет ни одного законодательного акта, предусматривающего возвращение церковных зданий в собственность, икон, храмов, монастырей, утвари и земель. Правовой вакуум в этой сфере естественным образом заполнился актами подзаконного характера — Указами Президента, Постановлениями Правительства, распоряжениями комитетов и ведомств и решениями ¡местных органов власти. Для них характерно отсутствие четкой регламентации обязанностей государственных органов по передаче имущества Церкви.
В итоге благопожелания Президента «оказывать помощь верующим в возврате имущества, изъятого из церквей» (Указ Президента № 378 от 14.03.96) не выдерживает конкуренции с директивными нормами по приватизации частными предприятиями зданий, в том числе и ранее принадлежавших Церкви (например, в Санкт-Петербурге приватизировано здание одного из Афонских подворий, под угрозой приватизации Пюхтицкое подворье).
Сложившаяся ситуация ясно показывает, что нужны четкие законодательные акты в имущественной сфере, защищающие права Церкви, предусматривающие первоочередное и обязательное воз* вращение храмов, монастырей и зданий в собственность Церкви*
Статус многих зданий как памятников должен быть не препятч ствием к возвращению их верующим, а дополнительным основал.
нием для государственной помощи в их восстановлении и содержании.
Вызывает опасения и стремление государства в своей налоговой политике поставить Церковь в одном ряду с коммерческими организациями. С некоторых пор распространение религиозной литературы, икон, свечей, утвари стало -рассматриваться фактически как предпринимательство, отсюда и вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность Церкви.
В проекте налогового кодекса льготы Церкви сведены к минимуму. Провозглашая свободу, государство может задушить налоговой политикой и отсутствием льгот по государственным услугам (плате за тепло, свет, воду, землю) слабые ростки образовательной деятельности, требующей все-таки значительной финансовой базы, и они завянут.
Особенную обеспокоенность вызывает деятельность тоталитарных сект, которая в нашем государстве осуществляется практически безнаказанно. Все вышеприведенные проблемы могут быть решены постепенно при одном, но главном условии — признания Православия традиционной для России религией. - Как уже было отмечено выше, приоритетным направлением в христианском образовании нашего общества остаются пока пастырские школы Московского патриархата.
С учетом открывшихся свобод нашего государства я общих ваяний возможно в будущем произойдет реорганизация учебных программ в семинариях. Если в застойные годы атеистического режима это были школы для внутреннего самообразования пастырей православной Церкви в основном сугубо закрытого типа, то усиливающийся духовный и богословский голод, сектантская и оккультная пропаганда, наконец, само Божественное призвание делателей Церкви к учительской деятельности подвигнут силы Церкви ^ ее священноначалие к значительным переменам в богословских Школах для усиления миссионерского диалога среди современного Ц^бщества.
'Попытаемся наметить следующие возможные изменения в этой Области. Условно можно выделить три ветви этой деятельности: у 1) педагогическое направление,
2) богословско-пастырское,
3) миссионерское.
Православная церковь всегда'придавала важное значение учительскому служению. Уже во времена апостольские мы встречаем среди других харизматических служений и учительное: «Иных Бог поставил в Церкви, вонпервых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (Еф. 4, 11).
Учительное служение не только приравнивалось к апостольскому и пророческому, но даже имело некоторое время большую авторитетность, чем епископское и диаконское. Так, в 15-й главе древнейшего церковного памятника «Дидахи» советуется епископов и диаконов почитать так же (а не меньше), как учителей.
Замечателен факт, что в духовных семинариях середины XIX века преподавалась педагогика, при многих из них существовали воскресные школы, в которых семинаристы приобщались к преподавательской работе. Ставленник обыкновенно проходил в течение двух-трех лет практику преподавания Закона Божия и после аттестации специальной преподавательской комиссии, присутствующей на его практических уроках в школе, мог быть представлен на рукоположение в сан диакона. Эта практика вполне соответствует рекомендательным словам апостола Павла, что диаконом, просвитером и епископам может быть тот, кто учителен (1 Тим. 3,2). По авторитетному свидетельству выдающегося педагога, устроителя церковно-приходских школ в России С. А. Ра-чинского уровень подготовки выпускников семинарий был значительно выше уровня выпускников училищ Министерства народного просвещения.
Возрождение традиции обязательного преподавания учащимися духовных школ в воскресной школе при семинарии и академии должно быть сопряжено с введением курса педагогики и методики преподавания Закона Божия. Практика преподавания религиозных основ в воскресных школах, светской школе или ином учебном заведении требует знания основ педагогики и методов преподавания. Преподавание этого предмета благословлено Синодом Русской Православной Церкви и преподается в Московской
духовной семинарии; будем надеяться на подобные нововведения и в нашей семинарии.
Желающим сегодня создать живую и действенную православную школу можно вспомнить об удивительном опыте Древней Церкви, ее Огласительной школе III века, большой интерес к опыту которой в начале нашего века произвел настоящий «антисхоластический бум», выдвинул ряд замечательных русских педагогов: Н. Д. Ушинского, С. А. Рачинского, Н. И. Пирогова, прот. А. Рождественского.
Уроки преподавания по опыту огласительной школы были ярким примером живой христианской педагогики, в котором явственно ощутима была гармония сократического диалога. К сожалению, не всем педагогам, подвизающимся сейчас на ниве религиозного преподавания, известно, что религиозные истины, добытые путем творческих усилий ученика всегда более ценны, чем истины, преподанные извне.
Современная нам православная педагогика должна ставить задачи сориентирования ребенка в сложном, противоречивом, меняющемся мире, сделать прививку против тленных разрушительных воздействий секулярного общества, ее силовых антихристианских установок, научить его делать правильный самостоятельный нравственный выбор, помочь ребенку в его положении создать в своем сознании единую структурную модель мира, ключевых понятий о жизни, мире, человеке и Боге.
С учетом этих требований к преподаванию разработан в настоящее время интересный курс под названием «Мироведение» в московской православной гимназии «Радонеж» педагогами Н. С. Свинцицкой и Л. Суровой. Этот курс может быть опробован и в других средних учебных заведениях.
Насущная потребность введения курса педагогики в духовной семинарии с последующей практикой в воскресной школе даст впоследствии ощутимые результаты для православной миссии В современной России. Без подобной теоретической и практической подготовки наши выпускники духовных школ не смогут успешно справиться с проблемой обучения в воскресных школах, средне-специальных, не говоря уже о высших учебных заведениях, па-
стырских курсах, гимназиях, духовных училищах, не смогут вести достойного и успешного миссионерского диалога с образованной частью населения, что собственно' и составило в прошлом одну из главных трагедий дореволюционной внутренней миссии Русской Православной Церкви.
Современный опыт соединения философского и богословского образования в некоторых провинциальных семинариях и высших богословских школах нашей Церкви, к сожалению, пока еще не набрал силу. Но такая практика интересна и полезна для успеха современной православной миссии и имеет исторический аналог в истории Московской Духовной Академии, когда в ней трудилась плеяда замечательных ученых философов — Д. Д. Кудрявцев-Платонов, Светлов, Глубоковский, Муретов, В. Соловьев, прот. Павел Флоренский.
Важнейшей темой действенности православного христианского просвещения остается проблема духовного становления кандидатов в священство воспитанников семинарий и лиц, не имеющих специального богословского образования. Замена пастырского ©кормления воспитанников школ, их активной духовной жизни насыщенной богословской информативностью составляла в прошлом проблему многих форм духовного просвещения и церковно-адми-нистратиеного управления. По отзывам жизнеописателя и ученика преп. Силуана Афонского «трагедия мира и Церкви заключалась в том, что Церковью управляли не святые, а ученые». Эта пасто-рологическая дилемма (^действенности сочетания православного просвещения и духовного окормления не утратила ныне своей актуальности.
Ощутимая установка школы — «Мы должны дать знания о Боге, в семинарии не спасаются, а учатся» — может привести к снижению значительного потенциала духовного становления будущего священника, его последующего влияния на души будущих пасомых. Эту «устойчивую традицию духовного сиротства» в школах особенно чувствуют поступившие учащиеся из далеких регионов! страны.
Задачу соединить богословское образование и пастырское окормление в богословских учебных заведениях некогда выска-
зал на Поместном Соборе 1917—1918 гг. видный иерарх Православной Церкви, последовательно ректор нескольких духовных Академий митрополит Антоний Храповицкий в весьма резкой форме. Он предложил не только разрушить исторические стены ¿еминарии, но и даже срыть фундаменты, на которых они стояли, предлагая построить их там, где они были поставлены изначально— в монастырях, местах сосредоточения молитвенно-евхаристической жизни и пастырского окормления. Великие иерархи и учителя Церкви Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, изучив светские науки и определенный уровень современного им богословского образования стремились в ¡монастыри, но за пятьдесят лет существования наших богословских школ, — утверждал владыка Антоний, — ни один учащийся по окончании богословского образования не подал прошения о постриге в монастырь.
■ Проблема духовного возрастания, приобретение духовных дарований, так необходимых для миссии в современном мире, должна искать свои условия и развитие в современных пастырских Школах. Профессиональная богословская подготовка при этом не Должна походить на восьмилетнюю катехизацию канонически не Определившихся кандидатов в священство. По программе, представленной ныне Учебным Комитетом, должно быть полное законченное пятилетнее богословское образование 1-й ступени, 2-я ступень — трехлетнее академическое образование со специализацией по предметам. Этот последний контингент учащихся возможно будет пополнять по распоряжению Учебного Комитета при Священном Синоде преподавательские кадры провинциальных семинарий. Желательно священноначалию семинарии не давать благословения на вступление в брак неженатым учащимся до завер-
Ё:ения третьего или четвертого курса обучения по новой програм-
е, что в свою очередь позволит остановить сложившуюся за последние 2—3 года беспредельную скорость перехода с очного фтделения на экстернат. Это качественно резко снижает уровень ^»бучения учащихся, увеличивает с каждым годом процент экстер-Шата, при этом уменьшая количество слушателей очного отделения.
В нашем здании сейчас фактически находится несколько образовательных структур: четырехгодичная семинария (очное и заочное отделения), вечерняя двухгодичная семинария, академия, регентское отделение, иконописный класс, вечерние педагогические курсы, воскресная школа. При все возрастающей нагрузке на одно здание должно произойти размежевание учебных структур по различным зданиям.
Одной из пастырско-просветительских задач возрождающейся Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге стоит задача пастырского окормления учащихся семинарии, потому что большинство наших преподавателей в священном сане заняты на приходском послушании.
Для успешной православной миссии в городских монастырях и, в частности, в Санкт-Петербурге при Александро-Невской Лавре необходимы образовательные структуры: воскресная школа, подготовительное отделение для лиц, желающих поступить в духовную семинарию, духовное училище с перспективой преобразования в богословский православный университет.
Открытый Православный Университет может быть шире по профилю традиционных семинарий, но направленный на миссионерство и апостолат мирян в современном мире, чтобы православное слово стало доступным для всех желающих услышать его.
Православным жителям нашего города сейчас негде получить систематическое богословское образование (не имеется в виду специальное: семинария, академия, духовное училище, педагогические курсы) и негде иметь христианское общение вне храма, такого места пока в городе нет.
Из многочисленного количества священников нашей епархии можно было бы создать православный университет в стенах Лавры или открывающегося Новодевичьего монастыря, который, надо оказать, в свое время имел учительскую гимназию, общегородской детский центр, был ведущим живописно-иконописным монастырем страны.
Сейчас на территории города два монастыря и пока без образовательных миссионерских целей по отношению к городу. Священноначалие нашей Епархии и Духовной Академии должно проявите
заботу о создании широкой образовательной миссионерской структуры нашего города в стенах Церкви.
К большому сожалению, -бесконтрольное преподавание под видом православных богословских дисциплин в нашей епархии не в церковных стенах вызывает беспокойство своей ярко политической окраской. Поиск врагов православия и «антисектантский зуд» занимает сердца подобных «просветителей». Вместо того, чтобы организовать крестный ход по возрождению обители или храма «охранители» православия организовывают на глазах удивленных горожан противосектантокий поход-потасовку. Если подобное псевдоправославие-миссионерство развивать, то через десяток лет мы будем иметь такую же межрелигиозную ситуацию, как в Англии (в Бельфасте).
Антиклерикальные настроения и так называемое альтернативное православное образование, в основном, в интеллигентских кругах столичных городов также представляет серьезную опасность вю внутрицерковной ограде.
В большинстве своем наша интеллигенция все же стоит на позиции равнодушия или нигилизма по отношению к Церкви, но есть й другая ее часть, которая пришла к вере диссидентскими путями. Эта часть интеллигенции, обретя веру, приняв крещение, не Смогла войти в Церковь по-настоящему. Ведя околоцерковный образ жизни, она все время соблазнялась некоторыми настороения-йи в Церкви, личными недостатками пастырей, отсутствием внимания с их стороны, со временем по духу своему может стать во Многом в оппозиции к официальной Церкви. Часть из этой категории проповедует всеобщее христианство и возможность свободного перехода в разные конфессии, другая ее часть занялась активным преподаванием в антиклерикальном духе, особенно ярко 0® заметно сейчас в Москве. В Петербурге это явление не носит характера организованного наступления на Церковь, но лидеров ¿того направления по временам охватывают приступы противостояния церковным традициям.
Этот околоцерковный и капризный по овоей настроенности на-юрд может со временем принести очень большой вред православной миссии, если вовремя не занять этих людей полезной работой.
Современные требования исторического момента и великой духовной нужды в христианском просвещении требуют серьезной переориентировки и переосмысления учебной программы в Семинариях. Если духовное образование наших семинарий будет сориентировано исключительно на знание устава, богословия, мы не сможем справиться с задачей подготовки православных миссионеров-проповедников, апологетов, педагогов, пастырей, духовников, упустим время, данное Богом и историей для православного просвещения, как это было уже до революции, когда народ был крещен, но не просвещен.
Молитва, аскетика, миссионерство, педагогика, апологетика, духовничество — не есть личные особенности отдельных «духовных лидеров», но планомерная и насущная задача, поставленная Богом перед Церковью и пастырскими школами.
В программе семинарии отсутствуют пока важнейшие предметы для лиц, готовящихся принять овященство: каноническое право, аскетика, агиология, педагогика, патрология. Церковь и священноначалие Православной Церкви должно быть уверено, что семинарии выпускают пастырей-миссионеров, богословов и педагогов, способных успешно вести проповедь слова Божия в любой аудитории и в любой обстановке, чтобы не повторился над нашей Церковью тот страшный диагноз, который констатировал в свое время святитель Феофан Затворник: «Народ неведением истины покрыт, а тут священники — молчальники».
Попытаемся сделать краткое резюме из малой части стоящих проблем.
Для успешного продвижения православной миссии в современной России назрела необходимость реорганизации учебных программ в семинариях с учетом стоящих современных миссионероких
задач.
На уровне епархии в первую очередь стоит насущная задача создания сети образовательно^просветителвных учреждений для взрослых мирян: православного лектория, университета, богословского института, где не только священнослужители, но и учащиеся могли бы развивать свои учительакие силы.
<^,ля этого необходимо изыскать подходящее здание в структуре самой Церкви (монастырь, бывшая духовная академия). Священноначалию нашей Церкви желательно привлекать образованных пастырей к преподавательской и миссионерской деятельности ^гласно славу Христа спасителя «идите, научите все народы, Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать до, что Я повелел вам». (Мф. 28, 19,20).
Прошу прощения у Высокочтимых Владык и собрания, благо-4|{Ц)ю всех за предоствленное внимание.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.