Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИЧИН ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА'

ПРАВОСЛАВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИЧИН ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / СЕПАРАТИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА / РЕЛИГИОЗНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Носков Сергий (сергей) Геннадьевич

В настоящее время, в условиях напряженных геополитических реалий и противостояния России с коалицией недружественных стран, необходимо учитывать, что недружественные страны, в борьбе с Россией, часто прибегают к методу раскачивания обстановки внутри России. Так было на территории Северного Кавказа, когда под руководством западных спецслужб, международные террористические организации принесли идеологию экстремизма и терроризма во многие Российские мусульманские регионы. И только благодаря колоссальным усилиям, предпринимаемым руководством России и органами государственной безопасности, удалось ликвидировать данные организации внутри России. В настоящее время происходят нападки на Русскую Православную Церковь, прежде всего со стороны раскольников Украины. В настоящих геополитических и социально-экономических условиях, важно не допустить повторения подобного сценария. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического православного осмысления причин современного экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX INTERPRETATION OF THE CAUSES OF EXTREMISM AND TERRORISM

At present, in the context of tense geopolitical realities and Russia's confrontation with a coalition of unfriendly countries, it must be taken into account that unfriendly countries, in the fight against Russia, often resort to the method of rocking the situation inside Russia. So it was on the territory of the North Caucasus, when, under the leadership of Western intelligence agencies, international terrorist organizations brought the ideology of extremism and terrorism to many Russian Muslim regions. And only thanks to the colossal efforts made by the leadership of Russia and the state security agencies, it was possible to liquidate these organizations inside Russia. Currently, there are attacks on the Russian Orthodox Church, primarily from the schismatics of Ukraine. In the current geopolitical and socio-economic conditions, it is important to prevent the repetition of such a scenario. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical Orthodox understanding of the causes of modern extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИЧИН ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА»

Столыпинский вестник №4/2023

Научная статья Original article УДК 271.2

ПРАВОСЛАВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИЧИН ЭКСТРЕМИЗМА И

ТЕРРОРИЗМА

ORTHODOX INTERPRETATION OF THE CAUSES OF EXTREMISM AND

TERRORISM

Носков Сергий (Сергей) Геннадьевич, протоиерей, магистрант, Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования "Омская духовная семинария Омской Епархии Русской Православной Церкви" (Россия, 644024 г. Омск, ул. Лермонтова, 56, корп. 2.), Тел. +7 (3812) 95-60-03, [email protected]

Noskov Sergiy (Sergey) Gennadievich, archpriest, undergraduate, Religious organization - theological educational organization of higher education "Omsk Theological Seminary of the Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church" (Russia, 644024 Omsk, Lermontov St., 56, building 2.), Tel . +7 (3812) 95-60-03, [email protected]

Аннотация: В настоящее время, в условиях напряженных геополитических реалий и противостояния России с коалицией недружественных стран, необходимо учитывать, что недружественные страны, в борьбе с Россией, часто прибегают к методу раскачивания

Столыпинский вестник

1759

обстановки внутри России. Так было на территории Северного Кавказа, когда под руководством западных спецслужб, международные террористические организации принесли идеологию экстремизма и терроризма во многие Российские мусульманские регионы. И только благодаря колоссальным усилиям, предпринимаемым руководством России и органами государственной безопасности, удалось ликвидировать данные организации внутри России. В настоящее время происходят нападки на Русскую Православную Церковь, прежде всего со стороны раскольников Украины. В настоящих геополитических и социально-экономических условиях, важно не допустить повторения подобного сценария. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического православного осмысления причин современного экстремизма и терроризма.

Abstract: At present, in the context of tense geopolitical realities and Russia's confrontation with a coalition of unfriendly countries, it must be taken into account that unfriendly countries, in the fight against Russia, often resort to the method of rocking the situation inside Russia. So it was on the territory of the North Caucasus, when, under the leadership of Western intelligence agencies, international terrorist organizations brought the ideology of extremism and terrorism to many Russian Muslim regions. And only thanks to the colossal efforts made by the leadership of Russia and the state security agencies, it was possible to liquidate these organizations inside Russia. Currently, there are attacks on the Russian Orthodox Church, primarily from the schismatics of Ukraine. In the current geopolitical and socioeconomic conditions, it is important to prevent the repetition of such a scenario. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical Orthodox understanding of the causes of modern extremism and terrorism.

1760

Ключевые слова: православное осмысление, терроризм, экстремизм, сепаратизм, социальная обстановка, экономическая обстановка, стабильность общества, религиозная нетерпимость.

Keywords: Orthodox understanding, terrorism, extremism, separatism, social situation, economic situation, social stability, religious intolerance.

Введение

Понятия «экстремизм» и «терроризм» сегодня употребляются довольно часто, обозначая явления, напрямую угрожающие стабильному существованию общества в целом и жизни каждого конкретного человека в частности. Эти понятия и явления прочно связаны друг с другом: считается, что терроризм является крайним проявлением экстремизма. То есть, если экстремизм в большей степени предполагает приверженность к каким -то определенным взглядам, причем приверженность истовую, бескомпромиссную, но предполагающую в первую очередь все-таки переубеждение «противника», то терроризм - это уже попытка насильственного подчинения (или истребления) несогласных.

От обычных преступных деяний как экстремизм, так и терроризм отличаются тем, что объектом противоправных действий становятся люди (или группы людей), объединенных каким-то общим признаком: национальностью, религиозными взглядами, социальным положением или происхождением, политическими взглядами и убеждениями. То есть можно говорить об экстремисте, как об «идейном» преступнике.

Характерно, что зачастую в обществе «борьба с экстремизмом» ведется в жанре столь агрессивной публичной риторики, что перерастает в собственную противоположность - экстремизм по отношению к экстремистам. Соответственно, это ведет к схожим последствиям: углублению розни между группами населения, применению насилия по отношению к

1761

инакомыслящим и, как следствие - к затруднению профилактики подобных явлений.

Для успешного противостояния экстремизму и терроризму важно правильно понимать суть этих явлений. В условиях трансформации системы ценностей, которую переживает мировое сообщество, Церковь считает необходимым включиться в общественную дискуссию, чтобы высказать свою позицию по данному вопросу, указать на недопустимость экстремистских и террористических проявлений, предложить их богословское осмысление и этическую оценку. В представленном тексте рассматривается отношение к экстремизму и терроризму в свете православного вероучения.

Определение экстремизма и смежных понятий

В настоящее время не существует единого определения и однозначного понимания термина «экстремизм». Возникнув в политической сфере, он постепенно стал применяться и в юриспруденции, и в политической, и в культурной, и в экономической, и во многих других сферах. В общем смысле можно говорить о том, что этим термином обозначается, с одной стороны, приверженность к крайним, чрезмерным взглядам и методам действия, а с другой - отрицания самого права на существование любого другого образа мысли и жизни. [9, с. 3121]

Исторически сложилось так, что религиозная среда очень часто становилась основой для экстремизма. И это положение дел только усугубляется глобализацией, приводящей к многократному увеличению миграционных потоков в мире и в стране, что приводит к возникновению новых сообществ внутри сложившихся обществ, усложнению связей между ранее не пересекавшимися группами населения. Вполне естественно, что в такой ситуации возникает явление, которое иногда называют «религиозным экстремизмом», который предполагает использование агрессивных средств пропаганды для подавления иных религиозных групп или сообществ. Однако

1762

с точки зрения представителей Церкви в подобных случаях правильнее говорить об экстремизме под религиозными лозунгами, так как подлинная религиозность несовместима ни с экстремизмом, ни с терроризмом. [3, с. 153]

В данном контексте уместно вспомнить еще об одном явлении, которое принято называть фундаментализмом. Его приверженцы стремятся сами строго следовать изначальным канонам (идеям, ценностям и принципам) и призывать к этому других. В условиях различных кризисов фундаменталисты, как правило, призывают вернуться к истокам, противятся переменам, в том числе (иногда) и насильственными средствами. Зачастую фундаментализм принимает и радикальные формы, призывая к немедленным преобразованиям, но далеко не все фундаменталисты и радикалы становятся экстремистами и тем более - террористами. Однако эта идеология вполне может служить оправданием и основой радикальных действий для реализации ее идей.

Церковь и экстремизм

Задумываясь о своем месте и роли в противостоянии негативным явлениям общественной жизни, Церковь в первую очередь пытается осмыслить духовные причины экстремизма и терроризма. С этой целью на ключевых православных интернет-ресурсах был размещен проект документа «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма», доступный для обсуждения и комментирования. В нем, в частности, говорится, что духовные причины экстремистского поведения являются неизменными с момента грехопадения человека, а вот социальные постоянно изменяются. Авторы документа приводят в качестве примера такое присущее человеку качество, как гордыня. Оно безусловно порицается, признается опасным, и каждый христианин должен предпринимать усилия к искоренению этого качества. Потому что когда и если такой человек находит себе сторонников и последователей, общие «усилия» могут привести такую группу на путь экстремистской деятельности. [1, с. 158]

1763

Таким образом, с точки зрения Церкви, подвержены экстремизму в первую очередь люди, не имеющие религиозного опыта и соответствующих знаний, без которых их легко склонить к противоправным действиям. При этом они даже будут уверены, что действуют, руководствуясь священными текстами. Именно поэтому Церковь видит свою роль в распространении религиозного просвещения, акцентировании тех постулатов, которые говорят о необходимости отношения к человеку, как к образу и подобию Божию.

Многие священнослужители в различных статья и интервью упоминают об этом. Например, настоятель Излучинского храма в честь Святителя Николая, архиепископ Мир Ликийских Чудотворца - иерей Георгий Болотов сформулировал эту мысль так: «Прежде всего, отмечу, что идеи экстремизма и терроризма в принципе не приемлемы для православия, которое всегда призывает к миру, любви и согласию. Любое проявление агрессии - явно не от Бога, и никакие экстремизм и терроризм просто немыслимы в христианстве, в православии».

Священное писание и экстремизм

В упомянутом уже проекте документа «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма» приведены примеры из Ветхого Завета, на которые ссылаются обвинители христианства. Однако во многих интервью, публикациях и беседах говорится о том, что такие тексты Церковь рассматривает и трактует с учетом кардинальной смены эпох и изменения исторического контекста. [12, с. 52]

На сайте pravoslavie.ru говорится: «Важнейшая отличительная особенность библейских книг - историчность. Господь сообщал избранным людям спасительные истины на протяжении более тысячи лет в конкретных жизненных обстоятельствах. ... Все они органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни».

1764

Даже в Новом Завете, вырвав из контекста отдельные фразы, можно найти подтверждение тому, что Церковь поощряет экстремизм. Однако именно в этом священном тексте есть прямое указание на то, что идеология и поведение, направленные на навязывание другим членам общества своей религиозности, утратили силу. В качестве примера в упомянутом проекте документа приводится притча о том, что «когда Спаситель со Своими учениками направлялся в Иерусалим и пожелал остановиться на ночлег в одном из селений самарян, с которыми у иудеев были вероучительные разногласия, то не был принят самарянами, и Христу с учениками пришлось идти в другое место. Возмущенные этой ситуацией апостолы Иаков и Иоанн предложили Господу поступить по примеру ветхозаветного пророка Илии (4 Цар. 1:2-8; 13-16): свести огонь с неба и уничтожить селение. Однако Христос категорически запретил им это, добавив: «не знаете, какого вы духа. Ибо Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:51 -55)». [5, с. 190]

Служители церкви уверены, что к священным текстам, как к любому другому источнику многовековой мудрости человечества, стоит подходить подготовленным: надо быть в контексте, обладать способностью правильно выстраивать парадигму, учитывать то, что называется «традиционным церковным пониманием». А чтобы обрести такое понимание и такой взгляд, необходимо следовать завету о постоянном чтении Священного Писания (недаром это вменяется в обязанность верующего человека).

Протоиерей Андрей Рахновский считает, что «Большинство личных духовных катастроф и катастроф в глобальном плане, если говорить о религиозных течениях и конфессиях, происходит именно потому, что человек, либо не читает всю Библию, либо, прочитав ее всю, пользуется какими-то излюбленными местами. Первый враг - это редукционизм чтения до того, что тебе понятно и что ты готов сам принять».

1765

Духовное осмысление феномена экстремизма

Последователи учения Иисуса Христа утверждают, что при традиционном церковном понимании оно не может быть источником экстремистских мотивов и действий. Да, при желании экстремизм можно считать или называть «христианским», но это будет в лучшем случае искренним заблуждением, вызванным к жизни непониманием самого духовного смысла христианства, поверхностным восприятием церковного учения. Наиболее вероятно, что этим термином, как маской, прикрываются люди, намеренно использующие религиозную терминологию и тематику для сокрытия истинных целей и мотивов, лежащих вне религиозной сферы. [2, с. 74]

Распознать такие факты или устремления довольно сложно, потому что религиозные ценности и понятия затрагивают практически все сферы общественной и личной жизни. Но религия в современном мире, формируя религиозное мировоззрение, неизбежно должна учитывать и объяснять сближение различных идеологических аспектов - политических, экономических, социальных и мировоззренческих. Общество движется сегодня по пути межнационального и межконфессионального сближения.

Кроме этого, в последние десятилетия в нашей стране наблюдается так называемое «стихийное» воцерковление. В статье Я.А.Лонского «Религиозный экстремизм как угроза религиозной безопасности» об этом написано так: «...когда ни одно мировоззрение и ни одна идеология не являются «обязательными» для общества в целом (как это было, например, в советскую эпоху), религиозные представления вполне законно и «на равных» с представлениями нерелигиозными оказываются в сфере общественного внимания. И это присутствие религиозного становится все более значимым по мере того, как значительные группы граждан, принадлежащих к разным социальным стратам, так или иначе обнаруживают свою связь с религией и религиозной традицией». [7, с. 411]

1766

В такой ситуации в обществе появляются люди, которые охотно объявляют себя верующими. Но им явно не хватает ни подлинного религиозного опыта (в том числе за счет недостаточного внимания к священным текстам, о чем шла речь выше), ни достаточных знаний в области религиозной традиции. Они не утруждали себя долгим размышлением, рассуждением, общением с наставником. У таких людей недостаточная, неокрепшая вера легко превращается в примитивное суеверие и механическое начетничество. Именно среди таких людей чаще всего находятся «вожди» различных объединений экстремистского толка, активно вербующие сторонников. Их тезисы примитивны, их призывы просты и понятны каждому - каждому, кто не дает себе труда стать истинно религиозным человеком. [11, с. 49]

К сожалению, религиозное невежество и связанную с ним «ревность не по разуму» (которую богословы считают плодом нерассудительности) часто называют следующими после гордыни причинами возникновения экстремистского сознания.

Социально-политические и экономические истоки экстремизма

Любому человеку, который даст себе труд задуматься о причинах экстремизма, станет очевидно, что формирование подобных взглядов требует наличия предпосылок не только духовных, но и (возможно, в первую очередь) социально-политических и экономических. К первой группе обычно относят криминализацию общества, пассивность и коррумпированность госструктур, иногда - внешнее воздействие на социум со стороны зарубежных экстремистских и террористических организаций. Большую опасность в этом смысле несет в себе непродуманная политика государства, ведущая к дискриминации отдельных групп граждан за счет принятия несправедливых решений, углубляющих социальное и/или экономическое неравенство.

1767

Не будем забывать и о международных отношениях, особенно являющихся наследием так называемой «колониальной эпохи», когда сложилась практика несправедливого отношения к ряду стран, как к более слабым и неразвитым. В отношении таких стран предпринимаются попытки насильственной смены строя и правительства, идет незаконная эксплуатация принадлежащих им ресурсов и так далее. Зачастую такое поведение «соседей» приводит к угнетению местного населения, снижению его жизненного уровня, безработице и бедности. Безусловно, в таком государстве возникает запрос на справедливость, такое общество обладает более значительным экстремистским потенциалом, чем стабильное и социально защищенное, в котором главенствует право, где правительство пользуется уважением граждан.

Известен не один пример результата подобных непродуманных действий, время от времени предпринимаемых правящей верхушкой различных стран. Во всем мире то и дело возникают террористические группировки, пытающиеся восстановить справедливость в той форме, которая кажется им правильной, и теми методами, которые они считают приемлемыми. Поэтому Церковь видит свой долг в том, чтобы постоянно напоминать политическим лидерам разных стран об их ответственности за принятие решений, влияющих на судьбы мира в целом и миллионов жителей земли. Каждое решение должно быть мудрым, вести ко всеобщему миру, а не к нарастанию конфликтов и, как следствие, экстремистских проявлений. [8, с. 145]

Терроризм и религия

Русская православная церковь не единожды высказывала жесткую позицию в отношении терроризма. Хотя, как известно, во многих случаях терроризм, в свою очередь, частенько пытается обосновать свои действия

1768

именно спекуляциями на религиозной почве, пытаясь таким образом легитимировать их.

Появилось даже понятие «терроризм во имя религии». И не случайно именно Церковь в первую очередь выступает против подобных формулировок, аргументированно доказывая и разъясняя, что все эти «словесные интервенции» - результат произвольного толкования основ религии и Священного писания.

Для истинно верующих людей совершенно очевидно, что подобная риторика и образ действий формируются представителями радикальных групп, которые толкуют и интерпретируют тексты. Они умело используют привычные уху сюжеты и образы, коверкая и извращая смысл таким образом, чтобы обосновать свою преступную деятельность. Причем зачастую за всем этим скрываются элементарная жажда власти и наживы.

Проявление экстремизма и терроризма по отношению к христианам

Как утверждают авторы документа «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма», в последние десятилетия гонениям поверглись сотни тысяч христиан в разных регионах планеты, начиная с Сирии и Ирака и заканчивая странами Африки. «В развивающихся странах судьба христиан усугубляется трансграничным характером угрозы, неразвитой инфраструктурой и равнодушием мировой общественности к их судьбе, что развязывает экстремистам руки. В некоторых из них правительство фактически самоустраняется от решения проблемы массового организованного террора на своей территории, что негативно сказывается на участи населяющих ее христиан. Тем не менее, все больше государств в последнее время прилагают активные усилия по борьбе с экстремистской деятельностью, что приносит положительные плоды». Известны факты дискриминации христиан и в развитых странах. [4, с. 75]

1769

РПЦ в целом и Московский патриархат в частности предпринимают усилия по признанию этих фактов, выступая за то, чтобы им была дана адекватная оценка в мировом сообществе. Преследование, дискриминация и тем более насилие по религиозному признаку должны быть безусловно искоренены.

Участие Церкви в противодействии экстремизму и терроризму

Противодействие экстремизму и терроризму - прерогатива государственных органов и общественных институтов, усилия которых приносят плоды. Но это не значит, что Православная Церковь должна быть сторонним наблюдателем в этом процессе. Судя по многочисленным публикациям как на специализированных ресурсах, так и в мирской прессе, священнослужители активно вовлечены в работу по профилактике этих нежелательных явлений и в работу с их последствиями.

Первое и, пожалуй, самое распространенное действие, которое доступно все без исключения верующим людям - это практика следования Священному писанию, которое учит с уважением относиться к любому человеку, ибо он является носителем образа Божия. Авторы «Православного осмысления причин экстремизма и терроризма» считают, что «Правильное устроение общинной приходской жизни, организованное вокруг Таинства Святого Причастия и высшей ценности жертвенной любви к Богу и ближним, преодолевает эгоистический индивидуализм взаимным смирением, несением «тягот друг друга» (Гал. 6:12), способствует оздоровлению общественной атмосферы и не оставляет места порождающей экстремизм гордыне». [10, с. 124]

Второе направление, которым Церковь занимается на постоянной основе - деятельность по духовному просвещению и религиозному образованию.

1770

Здесь уместно привести аналогию с врачебной практикой: все прекрасно знают, что наилучшим способом борьбы с болезнью является профилактика и укрепление иммунитета. Так же и с устойчивостью к идеям экстремизма и терроризма: ни социальный статус, ни происхождение или уровень светского образования не защитят от этой духовной «заразы». Опытный «агитатор» всегда найдет «ниточку», за которую можно «дернуть», сделав человека уязвимым. И только обращая внимание на массовое духовное просвещение (в том числе и через систему широкого религиозного информирования и образования), правильно расставляя приоритеты в общественном сознании, а также способствуя решению социальных проблем, можно сформировать стойкий иммунитет к порочным идеям. Однако забота о выработке такого иммунитета должна стать постоянной заботой как религиозных, так и светских организаций. Конечно, главной целевой аудиторией такой работы является молодежь. Поэтому так важно правильно настроить образовательный и воспитательный процессы, возможно в том числе и через преподавание основ православной культуры в школах. Именно на РПЦ лежит задача подготовки преподавательских кадров, которым можно будет доверить сложнейшую задачу духовного просвещения вступающих в жизнь граждан.

Недаром в ряде статей и интервью, посвященных этой тематике, подчеркивается необходимость уделять еще больше внимания как теологическому образованию, так и повышению уровня квалификации священно- и церковнослужителей. Так, в проекте документа «О православном осмыслении основ терроризма и экстремизма» отмечается, что «современное общество ставит новые задачи, решение которых требует высокого уровня общегуманитарной подготовки, знания особенностей современного законодательства, основных направлений молодежной политики государства, педагогики, психологии и информационно-коммуникационных технологий».

Однако все намеченные усилия не будут напрасными: общество, в котором христианские представления о высшей ценности человеческой жизни

1771

являются приоритетными, общество, в котором царят идеалы любви к ближнему, вряд ли будет благодатной средой для распространения экстремистских идей. [6, с. 430]

Постоянное и долгосрочное взаимодействие Церкви со всеми институтами, способными тем или иным образом противодействовать распространению идей экстремизма и терроризма является третьим важным направлением деятельности по преодолению этих негативных явлений.

Попутчиками Православной Церкви здесь могут быть как представители традиционных конфессий, так и функционеры всевозможных общественных организаций и госорганов.

Особой заботой окружает Церковь такую категорию граждан, как лица, находящиеся в местах лишения свободы.

Эти люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, склонны к размышлениям о смысле жизни, к переоценке ценностей, зачастую они испытывают страх перед будущим возвращением в социум. Именно в таком состоянии человек может стать легкой «добычей» для всевозможных «агитаторов». Роль духовного наставника здесь - укрепить или помочь обрести веру, дать необходимые пояснения, правильно расставить приоритеты для будущей жизни.

Заключение

Церковь неуклонно настаивает на том, что любые попытки оправдать экстремизм ссылками на постулаты христианства неправомерны и недопустимы. С точки зрения Церкви, Бог есть любовь, и заповедь о том, что должно возлюбить ближнего своего (и даже врага), является основополагающей. Верующий человек лелеет в себе эту любовь, что делает его милосердным и снисходительным. Такой человек прошел нелегкий духовный путь, следуя Евангельским заповедям, иногда самостоятельно

1772

постигая Учение, иногда - получая помощь и поддержку духовника, участвуя в общей жизни прихода.

Неся осознанные ценности духовности и любви в общество, способствуя просвещению окружающих, верующие люди и Церковь в целом делают жизнь социума более гармоничной и справедливой. Здоровая общественная атмосфера, к созданию которой прилагают совместные усилия Церковь, общественные организации и структуры государства, сводит саму возможность возникновения экстремистских настроений все более маловероятной.

Литература

1. Бартош, А. А. Экстремизм, терроризм и сепаратизм как важные составляющие стратегии гибридной войны Запада против России / А. А. Бартош // Научные труды ученых Отделения общих проблем войны мира и армии Академии военных наук. Том 1 . - Москва: Московский Дом Медиа, 2019. - С. 158-169.

2. Зайцева, Т. А. Причины возникновения экстремизма и терроризма в молодёжной среде и особенности их профилактики / Т. А. Зайцева // Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2021. - С. 71-75.

3. Кравченко, Ю. М. Экстремизм и терроризм среди молодежи: современные причины, условия и пути их устранения / Ю. М. Кравченко // Нижний Новгород: Нижегородский институт управления -"Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2022. - С. 150-155.

4. Крючков, И. В. Роль Русской Православной Церкви в общественно -политических процессах и православное осмысление глобализации / И.

B. Крючков // Государство. Религия. Биоэтика. Право. - 2022. - № 1. -

C. 71-79.

1773

5. Кузнецов, В. А. Теологическое осмысление терроризма и экстремизма (на примере Русской православной церкви) / В. А. Кузнецов // Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2022. - С. 188-198.

6. Кузнецова, А. А. Терроризм и экстремизм: причины и их последствия в современном мире / А. А. Кузнецова, Н. С. Полякова // Москва: МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХ, 2020. - С. 429-431.

7. Манукян, А. Р. Причины и формы проявления идеологии терроризма и экстремизма в подростковой и молодежной среде / А. Р. Манукян // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 8(171). - С. 410-411.

8. Миняева, Е. Г. Понятие, причины и предпосылки экстремизма и терроризма / Е. Г. Миняева // Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2021. - С. 143-148.

9. Салгириев, А. Р. Причины проявления терроризма и экстремизма на Северном Кавказе: политологический анализ / А. Р. Салгириев, М. Д. Солтамурадов, С. С. Галбацов // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2021. - Т. 11, № 11(80). - С. 3118-3124.

10. Тохсыров, В. Г. О взаимосвязи терроризма, экстремизма, их причинах и последствиях / В. Г. Тохсыров // Владикавказ: Северо-Кавказский горнометаллургический институт (государственный технологический университет), 2019. - С. 118-126.

11. Раджабов, А. С. Рост угрозы терроризма в современном мире: причины возникновения и противодействие терроризму / А. С. Раджабов //. -2021. - № 2. - С. 47-53.

12. Байганова, И. С. Экстремизм и терроризм - угроза национальной безопасности России: информационный экстремизм / И. С. Байганова, О. Р. Родионова // Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. - С. 51-53.

1774

Literature

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bartosh, A. A. Extremism, terrorism and separatism as important components of the strategy of the West's hybrid war against Russia / A. A. Bartosh // Scientific works of scientists from the Department of General Problems of Peace and Army War of the Academy of Military Sciences. Volume 1. -Moscow: Moscow House of Media, 2019. - P. 158-169.

2. Zaitseva, T. A. Causes of extremism and terrorism in the youth environment and features of their prevention / T. A. Zaitseva // Belgorod: Belgorod State Technological University. V.G. Shukhova, 2021. - P. 71-75.

3. Kravchenko, Yu. M. Extremism and terrorism among youth: modern causes, conditions and ways to eliminate them / Yu. M. Kravchenko // Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Institute of Management - "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation" , 2022. - P. 150-155.

4. Kryuchkov, I. V. The role of the Russian Orthodox Church in socio-political processes and the Orthodox understanding of globalization / I. V. Kryuchkov // State. Religion. Bioethics. Right. - 2022. - No. 1. - P. 71-79.

5. Kuznetsov, V. A. Theological understanding of terrorism and extremism (on the example of the Russian Orthodox Church) / V. A. Kuznetsov // Moscow: Publishing and Trade Corporation "Dashkov and K", 2022. - P. 188-198.

6. Kuznetsova, A. A. Terrorism and extremism: causes and their consequences in the modern world / A. A. Kuznetsova, N. S. Polyakova // Moscow: MOSCOW POLYTECH, 2020. - P. 429-431.

7. Manukyan, A. R. Causes and forms of manifestation of the ideology of terrorism and extremism in adolescent and youth environment / A. R. Manukyan // Eurasian Law Journal. - 2022. - No. 8(171). - P. 410-411.

8. Minyaeva, E. G. The concept, causes and prerequisites of extremism and terrorism / E. G. Minyaeva // Ufa: Limited Liability Company "OMEGA SCIENCE", 2021. - P. 143-148.

1775

9. Salgiriev, A. R. Causes of manifestation of terrorism and extremism in the North Caucasus: political analysis / A. R. Salgiriev, M. D. Soltamuradov, S. S. Galbatsov // Questions of national and federative relations. - 2021. - T. 11, No. 11 (80). - P. 3118-3124.

10.Tokhsyrov, V. G. On the relationship between terrorism, extremism, their causes and consequences / V. G. Tokhsyrov // Vladikavkaz: North Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University), 2019. -P. 118-126.

11.Radjabov, A. S. Growth of the threat of terrorism in the modern world: causes and counteraction to terrorism / A. S. Radjabov //. - 2021. - No. 2. - P. 47-53.

12.Baiganova, I. S. Extremism and terrorism - a threat to the national security of Russia: information extremism / I. S. Baiganova, O. R. Rodionova // Samara: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service, 2022. - P. 51- 53.

© Носков С.Г., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №4/2023.

Для цитирования: Носков С.Г. ПРАВОСЛАВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИЧИН ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №4/2023.

1776

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.