Ершов Богдан Анатольевич, Лубкин Янис Янович
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматривается роль Русской православной церкви в просветительско-религиозной работе с молодым поколением в современной России. Показано, что сегодня необходимо вести межрелигиозный диалог с обществом и государством, который значим не только как фактор преодоления возникающих недопониманий между религиозными организациями, но и как возможность общего духовного служения. Особое внимание уделяется просветительско-религиозной работе с молодым поколением, которая содействует понижению степени напряженности в межнациональных конфликтах, что поможет предотвратить в дальнейшем многие проблемы в сфере терроризма и экстремизма.
Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/11 -2/25.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 2. C. 97-99. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
RUSSIAN EDUCATION FUTURIZATION AS A CONDITION OF ECOLOGICAL IMPERATIVE OBSERVANCE
Dydrov Artur Aleksandrovich, Ph. D. in Philosophy South Ural State University zenonstoik@mail. ru
The article describes a project of Russian education futurization. It is stated that it is a necessary condition to observe the ecological imperative. In turn, talk about the future, which is understood here in accordance with the ideas of the Russian philosophical tradition, is a condition of futurization. It is possible only in the system of additional education. The main forms of additional education open to talk about the future are indicated. Its basic rules, without following which the ecological imperative observance can be achieved only with the power of state coercion, are determined.
Key words and phrases: futurization; ecological imperative; future; talk; education.
УДК 37
Исторические науки и археология
В статье рассматривается роль Русской православной церкви в просветительско-религиозной работе с молодым поколением в современной России. Показано, что сегодня необходимо вести межрелигиозный диалог с обществом и государством, который значим не только как фактор преодоления возникающих недопониманий между религиозными организациями, но и как возможность общего духовного служения. Особое внимание уделяется просветительско-религиозной работе с молодым поколением, которая содействует понижению степени напряженности в межнациональных конфликтах, что поможет предотвратить в дальнейшем многие проблемы в сфере терроризма и экстремизма.
Ключевые слова и фразы: Церковь; молодёжь; государство; общество; терроризм.
Ершов Богдан Анатольевич, д.и.н., доцент Лубкин Янис Янович
Воронежский государственный технический университет bogdan. [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В настоящее время в России сформировалось осознание того, что такие вопросы, как терроризм, можно более действенно решать при сотрудничестве светской власти и традиционных вероисповеданий нашей страны. Вот что в этой связи сказал в 2014 году на общем заседании Государственного совета и Совета по сотрудничеству с религиозными ассоциациями при Президенте РФ председатель правительства Дмитрий Медведев: «Мы обязаны коллективными стараниями прекращать все проявления терроризма и пропаганду экстремистских толков. Государство должно способствовать приобщению молодёжи к межрелигиозному диалогу, к воспитанию молодых людей в духе терпимости» [1, с. 101-105].
На сегодняшний день борьба с терроризмом является общим попечением государства и Церкви. Представители Церкви являются постоянными участниками форумов и семинаров, посвященных решению этих проблем. Патриарх Кирилл сообщил об обеспокоенности по данному вопросу: «Присущий молодёжи максимализм не позволяет смиряться с недостатками окружающей действительности: безразличием, корыстолюбием, моральным убожеством. Это ведет к независимости групп молодых людей, что само по себе и есть обособление, которое содействует тому, что молодые люди становятся легкой мишенью для экстремистских и криминальных группировок» [2, с. 44].
Предметом общих советов государства и Церкви все чаще бывают не только вопросы, касающиеся узкоцерковных интересов, но и такие проблемы, как забота о моральном воспитании молодёжи, помощь семье, борьба с наркоманией, алкоголизмом и другими общественно-опасными пороками, призванными преодолеть национальную рознь, содействовать межкультурному и межрелигиозному диалогу в мировом масштабе. Для преодоления этих общественных пороков Православная церковь ведёт постоянный диалог с другими религиями. Объединяя население на началах справедливости и добра, избегая межнациональной розни, Русская церковь тем самым всегда определяла эту задачу в качестве важнейшей миссии.
Решить эти проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается современная Россия, можно только коллективно. Для этого нужен правдивый и открытый диалог между сторонниками разнообразных религий. Однако немаловажно, чтобы данный диалог был проведен без релятивизма, чтобы миряне имели возможность найти ответы на нынешние вызовы, не изменяя свои представления об истине. Диалог религий на сегодняшний день проявляется раскрытием границ, углублением международных связей, коллективным участием народов и стран в мировых процессах. В то же время миряне проявляют своё отношение к процессам
98
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
интеграции, которые обусловлены, прежде всего, тем, чтобы беречь и формировать уникальность человека, народа, семьи. С другой стороны, существенным является отстаивание своих национальных интересов в той степени, когда невозможно будет выражать агрессивный национализм и ксенофобию, которые могут разжигать кровавые конфликты [2, с. 43-47].
В своих документах Православная церковь указывает на онтологическое неприятие экстремистских идей, она направляет людей, глубоко разделенных в образе жизни, науке, богатстве, труде. Церковь призывает к единению с Богом в будничной жизни, которую невозможно разрушить.
В основах концепции Православной церкви говорится о том, что Церковь призывает всех мирян осознавать себя гражданами страны, помнить свою Родину. Патриотизм православного мирянина обязан быть эффективным. Он выражается в защите страны от врага, попечении об устройстве жизни, в том числе участвуя в делах государственного правления. Человек, по мнению Церкви, должен развивать и сохранять народное самосознание. Поэтому Церковь говорит, что православной морали противоречит разделение народов на худшие и лучшие, принижение определенной гражданской или этнической нации. Выступая против таких греховных явлений, Церковь реализовывает миссию примирения между втянутыми во вражду народами. Так, в ходе межэтнических споров Церковь не выступает на какой-либо стороне, за исключением ситуаций очевидной агрессии или проявляемой одной из сторон несправедливости [3, с. 58-60].
На сегодняшний день можно говорить о том, что Православная церковь выработала принципы разрешения многочисленных проблем. Церковь постоянно напоминает о значимости в процессе обучения морального воспитания. Церковь отводит первостепенную роль воспитанию во всей будущей жизни человека. Целью воспитания является раскрытие предоставленного Богом духовного идеала, достижение человеком нравственной добродетели. Процесс обучения без воспитания является тем же самым, что тело без души. Бесполезны усилия преподавателей, не заботящихся о воспитании молодых людей. И даже самые хорошие знания безнравственный, невоспитанный человек свободно может направить во вред окружающим и себе [4, с. 147-148].
Важно помнить огромный образовательный потенциал, которым располагают традиционные религии. Молодёжи, перед которой сегодня возникают большие соблазны, нужен духовный стержень. Просвети-тельско-религиозная работа с молодым поколением внесёт реальный вклад в построение гармоничного и просвещенного общества, она будет содействовать понижению степени напряженности в межнациональных конфликтах, что поможет предотвратить в дальнейшем многие проблемы, которые возникают в современном мире [5, с. 56-59].
Православная церковь в настоящее время старается помочь молодёжи овладеть духовной культурой, соединенной с историей нашей Родины. Это то, что всегда являлось необходимым для России. Эта культура заложила систему координат. К этой культуре относится литература, в том числе духовная. Основы православной веры, связанной с государственными приоритетами, - вот то, что должен знать каждый. Собственно, из этого базиса вырастает структура, формирующая общество и личность [6, с. 12-14]. Такая личность будет способна критически мыслить и рассуждать, действуя в соответствии с её моральными убеждениями.
Таким образом, внесение в систему просвещения духовного воспитания даст надежду сформировать сильное в интеллектуальном, духовном и моральном плане общество. Это общество будет базироваться на духовных постулатах, которые смогут создать нравственную личность, крепкие семейные отношения и мощное государство, в противном случае общество, лишившееся нравственной основы, неминуемо самораспадётся [7, с. 68-118].
Православную церковь сегодня можно назвать социальным институтом, позволяющим разрешать многие социальные проблемы. Не являются исключением и проблемы терроризма. У Церкви имеется методологический и идеологический инструментарий для их решения. Еще раз необходимо сосредоточить внимание на значимости духовной составляющей в образовании. Сегодня в нашей стране в центре внимания стоят свободы и права гражданина - это бесспорно хорошие идеи, но свобода, не подкрепленная духовным понятием греховности, приведет рано или поздно к бесчисленным общественным конфликтам и проблемам, в том числе и на почве экстремизма. Вот почему немаловажно в системе просвещения иметь воспитательную основу, которая способна выработать в сознании людей систему нравственных традиционных принципов [8, с. 22-25].
В последние годы терроризм все больше фиксирует своё внимание на религиозно-обоснованном использовании террористических атак как факторе достижения своих собственных устремлений. Известно, что в нынешних обстоятельствах истинные угрозы как для всей Европы, так и для безопасности того или другого государства, его территориального единства, конституционных свобод людей представляют терроризм и экстремизм в разнообразных формах. Особенно опасен терроризм, прикрывающийся духовными призывами, ведущий к эскалации и возникновению межконфессиональных проблем.
Собственно, как и этнонационалистический терроризм, политико-религиозный терроризм представляет разновидность терроризма политического. Его присущими чертами являются следующие.
1. Политико-религиозный терроризм - это деятельность, которая направлена на силовое изменение политического строя или силовой захват власти, нарушение территориальной целостности и суверенитета страны. Прикрытие политическими целями позволяет отличить политико-религиозный терроризм от религиозного. По таким же чертам он отличается от экологического и экономического терроризма.
2. Политико-религиозный терроризм представляет такой вид незаконной деятельности в политической сфере, которая камуфлируется религиозными лозунгами и догмами. По этим чертам он отличен от экологического, этнонационалистического и иных видов терроризма, где имеется другая мотивация.
3. Превалирование насильственных методик борьбы для достижения своей цели - свойственная черта политико-религиозного терроризма и экстремизма. Это отличает политико-религиозный терроризм от экономического, экологического и духовного терроризма.
4. Политико-религиозный терроризм отрицает вероятность компромиссных, переговорных мер, а тем более решения социальных проблем путем консенсуса. Сторонники религиозного терроризма выделяются крайней враждой ко всем людям, кто не пропагандирует их политических взглядов. Для них не может существовать никаких законов в политической игре, границ недозволенного и дозволенного.
Методика конфронтации с государственными объединениями - их стиль жизни. Принцип усредненности и требование «Относись к человеку так, как желаешь, чтобы к тебе относились» являются главными для мировых религий, но ими они отвергаются. В их лозунгах основными являются крайняя жестокость, принуждение и агрессия, сочетающаяся с демагогией.
Экстремисты, применяющие религиозные лозунги и идеи для достижения в борьбе своих незаконных политических идей, прекрасно осознают возможность использования религиозных догм и символов как важных факторов привлечения граждан в деле их мобилизации на войну без компромиссов. Вместе с тем они понимают, что «связанные» религиозными обетами граждане пренебрегают общественно-полезными принципами, и им тяжело, если неосуществимо, выходить из этого порочного круга.
Расчет сделан на то, что даже лишенные идей и осознавшие неверность своих поступков участники экстремистских формирований с трудом покидают ряды террористов: они боятся, что, отказавшись от конфронтации с властью и перейдя к будничной жизни, их действия могут восприниматься как измена духовным ценностям своей нации, как пренебрежение против вероисповедания [9, с. 125-130].
Необходим последовательный взгляд на осуществление мер против религиозного терроризма, которые включали бы в себя меры запретительного, профилактического и регулирующего воздействия. Как видно из анализа национального и международного опыта по недопущению политико-религиозного терроризма, наиболее действенными в этой сфере являются следующие меры: совершенствование юридической базы, упрочение работы спецслужб, углубление борьбы с противозаконным финансированием политико-религиозного терроризма, а также активизация пропагандистской и идеологической деятельности.
Таким образом, для решения проблем, связанных с противодействием религиозному терроризму, в том числе в плане оздоровления политической ситуации, нужно применять специальные средства идеологического и психологического влияния на носителей террористических взглядов. В церквях, средствах массовой информации, вузах и школах надлежит раскрывать антигуманистическую основу религиозного экстремизма и фанатизма, вести разъяснительные беседы среди мирян, поясняя и обосновывая деструктивность и утопичность идеологии террора.
Список литературы
1. Василенко В. И. Терроризм как социально-политический феномен: монография / общ. ред. А. А. Прохожев. М.: Изд-во РАГС, 2002. 220 с.
2. Гафнер В. В. Экстремизм и его профилактика в молодежной среде // Основы безопасности жизни. 2014. № 11. С. 43-47.
3. Ершов Б. А. Взаимоотношения Русской православной церкви с обществом и властью в губерниях Центрального Черноземья в XIX - начале XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5 (11): в 4-х ч. Ч. 3. С. 58-60.
4. Зубов А. Б. Религиозный фундаментализм как мировая тенденция XXI века // Россия и мусульманский мир: бюллетень реферативно-аналитической информации. М., 2003. № 8 (134). С. 147-148.
5. Калиничев В. В. Права и свободы гражданина в условиях борьбы с терроризмом // Власть. 2008. № 2. С. 56-59.
6. Петрищев В. Е. Состояние и тенденции терроризма в СНГ // Международный терроризм в СНГ: материалы круглого стола / Антитеррористический центр СНГ. М., 2003. С. 12-14.
7. Слезин А. А. Эволюция форм и методов политического контроля среди молодёжи на начальном этапе противоборства советского государства и Церкви // Социодинамика. 2013. № 2. С. 68-118.
8. Сюкияйнен Л. Р. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в Центральной Азии: материалы международной конференции. Душанбе, 2002. С. 22-25.
9. Шалин B. B. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. Ростов-на-Дону, 2000. 356 с.
ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AIMED AT COUNTERACTING TERRORISM AND EXTREMISM IN MODERN RUSSIA
Ershov Bogdan Anatol'evich, Doctor in History, Associate Professor Lubkin Yanis Yanovich
Voronezh State Technical University bogdan. ershov@yandex. ru
The article discusses the role of the Russian Orthodox Church in educational and religious work with the young generation in modern Russia. It is shown that today it is necessary to carry on the inter-religious dialogue with the society and the state, which is significant not only as a factor of overcoming arising misunderstandings between religious organizations, but also as a possibility of general spiritual service. Particular attention is paid to educational and religious work with the young generation that contributes to decrease in the degree of tension in international conflicts, which will prevent a lot of problems in the sphere of terrorism and extremism in the future.
Key words and phrases: Church; youth; state; society; terrorism.