Библиографический список
1. Горовая В.И., Антонова Н.А., Харченко Л.Н. Творческая индивидуальность учителя и ее развитие в условиях повышения профессиональной квалификации. Ставрополь, 2005.
2. Харченко Л.Н. Проектирование программы неформального образования и психологической поддержки преподавателей в первые годы работы в вузе. Москва, 2014.
3. Харченко Л.Н., Бабаева Э.С., Харченко Н.К. Педагогический потенциал учебных программ, интегрирующих формальное и неформальное образование. Kant, 2014; 4 137 - 142.
4. Шумакова А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза (в системе обеспечения качества подготовки учителя): Диссертация... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2010.
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Москва, 1986.
7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Москва, 2004.
8. Кульневич С.В. Педагогика личности. Учебное пособие Ч. 1. Ростов-на Дону, 1995.
9. Андреев A.JI. Самоорганизация социокультурной среды и трансформация политической системы: российские реформы с точки зрения синергетики. Вестник Московского университета. Сер. Философия. 2000; 7: 77 - 84.
10. Новиков А.М. Методология образования. Москва, 2002.
11. Шушкевич С.Н. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности. Вестник МГУ. Культура и искусство. 2010; 2: 172 - 175.
12. Алейников А.Г. О креативной педагогике. Вестник высшей школы. 1989; 12: 29 - 34.
References
1. Gorovaya V.l., Antonova N.A., Harchenko L.N. Tvorcheskaya individual'nost' uchitelya i ee razvitie v usloviyah povysheniya professional'noj kvalifikacii. Stavropol', 2005.
2. Harchenko L.N. Proektirovanie programmy neformal'nogo obrazovaniya ipsihologicheskojpodderzhkiprepodavatelej vpervye gody raboty v vuze. Moskva, 2014.
3. Harchenko L.N., Babaeva 'E.S., Harchenko N.K. Pedagogicheskij potencial uchebnyh programm, integriruyuschih formal'noe i neformal'noe obrazovanie. Kant, 2014; 4 137 - 142.
4. Shumakova A.V. Proektirovanie integrativnogo obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza (v sisteme obespecheniya kachestva podgotovki uchitelya): Dissertaciya... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2010.
5. Federal'nyj zakon RF «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273.
6. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz haosa: Novyj dialog cheloveka s prirodoj. Moskva, 1986.
7. Radugin A.A., Radugin K.A. Sociologiya. Moskva, 2004.
8. Kul'nevich S.V. Pedagogika lichnosti. Uchebnoe posobie Ch. 1. Rostov-na Donu, 1995.
9. Andreev A.JI. Samoorganizaciya sociokul'turnoj sredy i transformaciya politicheskoj sistemy: rossijskie reformy s tochki zreniya sinergetiki. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. Filosofiya. 2000; 7: 77 - 84.
10. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. Moskva, 2002.
11. Shushkevich S.N. Pedagogicheskie usloviya professional'noj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza kak sub'ektov innovacionnoj deyatel'nosti. Vestnik MGU. Kul'tura i iskusstvo. 2010; 2: 172 - 175.
12. Alejnikov A.G. O kreativnoj pedagogike. Vestnik vysshejshkoly. 1989; 12: 29 - 34.
Статья поступила в редакцию 27.04.17
УДК 376.72
Shutko D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defence
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: shutko.dv@rambler.ru
Turkin E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Doctoral postgraduate, Military University of the Ministry of Defence of the Russian
Federation (Moscow, Russia), E-mail: egor-turkin@yandex.ru
THE REALIZATION OF THE POTENTIAL OF RELIGION IN THE EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL AS A CONDITION OF COUNTERACTION TO RELIGIOUS EXTREMISM. The research studies a problem of realization of the potential of religion as a condition of counteraction to religious extremism. The work examines the interaction with the Russian Orthodox Church in the interests of countering religious extremism. The authors conduct an analysis of pedagogical literature and dissertation research works on potential of religion in education. Special attention is paid to educational work with the faithful soldiers for combating and prevention of religious extremism.
Key words: potential, religion, educational work, countering religious extremism.
Д.В. Шутько, канд. пед. наук, преп. каф. педагогики ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны
Российской Федерации, г. Москва, E-mail: shutko.dv@rambler.ru
Е.В. Туркин, канд. пед. наук, докторант ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны
Российской Федерации, г. Москва, E-mail: egor-turkin@yandex.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК УСЛОВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ
В статье раскрывается проблема реализации потенциала религии как условие противодействия религиозному экстремизму. Рассматриваются вопросы взаимодействия с русской православной церковью в интересах противодействия религиозному экстремизму. Приводится анализ педагогической литературы и диссертационных исследований по вопросам потенциала религии в воспитании. Особое внимание уделяется воспитательной работе с верующими военнослужащими по противодействию и профилактике религиозного экстремизма.
Ключевые слова: потенциал, религия, воспитательная работа, противодействие, религиозный экстремизм.
На этапе развития современного общества религиозные организации остаются тем фактором, который серьезно влияет абсолютно на все формы жизни общества, в том числе и на военную службу.
Деятельность военнослужащих особенно в боевой обстановке требует напряжения как морально-психологических,
так и физических сил. Большое количество отечественных и зарубежных учёных указывают на положительную связь между устойчивым морально-психологическим состоянием военнослужащих и степенью религиозности военнослужащих в повседневной деятельности и экстремальных боевых условиях.
Религия имеет высокий созидательный потенциал на всех уровнях человеческой деятельности, от международной политики до жизни индивида. Вооруженные конфликты на религиозной почве, в том числе и религиозный экстремизм, как правило, это результат злоупотребления религиозными чувствами людей или крайняя мера защиты религиозных ценностей и культуры.
Взаимосвязь представителей различных религиозных конфессий с военнослужащими формирует нравственную составляющую защитника Отечества, укрепляет воинские традиции и ритуалы, моральный дух военнослужащих. Взаимодействие и сотрудничество с религиозными конфессиями важно организовать, исходя из религиозной ситуации в воинской части, чтобы мероприятия воспитательной работы не были ущемлены.
Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) ещё в 2005 году предупредил, что религиозные мотивы человеческих поступков могут быть не только фактором мира, «но и превращаться в орудие фанатизма». Поэтому общество и государство должны использовать первую возможность, «иначе вторая будет востребована теми, кто не гнушается никакими средствами для достижения своих низменных целей», цитирует «Интерфакс» слова из послания Патриарха Алексия II. Он считал, что невиданные ранее формы терроризма и экстремизма получили развитие на фоне кризиса современного мироустройства, «допустившего бесплодные попытки навязать всем народам безликие модели политического и экономического развития, укорененные лишь в одной культуре, но подчас объявляемые универсальными и общеобязательными». Альтернативой этому должен стать диалог культур и сохранение их многообразия.
Алексий II констатировал, что «миротворческий потенциал религии остается неиспользованным», и об этом, в частности, свидетельствует Рекомендация ПАСЕ No. 1720 «Образование и религия», принятая в конце 2005 года, в которой сказано об «исчезновении знаний о религии» (п. 3), «низкой компетентности средств массовой информации» (п. 4) и других реалиях континента. В этой связи он выразил надежду, что инициативы Совета Европы, касающиеся налаживания конструктивных отношений с религиозными общинами, будут способствовать тому, что «религия неизменно останется фактором мира, сподвигая людей поступать в отношении друг друга в духе братства, призыв к чему содержится во Всеобщей декларации прав человека 1948 года» [1].
По словам Алексия II, русская православная церковь неоднократно заявляла, что именно духовное образование, традиционное для каждого народа, способно предотвратить распространение радикальных псевдорелигиозных идей. В частности, документ Всемирного саммита религиозных лидеров, проходившего 3-5 июля 2006 года в Москве, говорит, что по-настоящему справиться с экстремизмом и терроризмом можно только через образование и нравственное воспитание, и в этом едины другие религиозные общины мира. Данную позицию поддерживает и развивает в настоящее время Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В феврале 2017 года на заседании Межрелигиозного совета России, инициированном патриархом Кириллом, помимо повестки дня представители традиционных конфессий рассмотрят пути преодоления идеологии экстремизма и борьбу с её распространением. Российские лидеры ислама, буддизма, иудаизма и православия ознакомятся с новым сайтом и изданием Межрелигиозного совета России о межрелигиозном диалоге в России [2].
Воспитательная функция религии побуждает человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему религиозных и моральных ценностей через основы вероисповедания, традиции осуществляемых религиозных обрядов, обычаев, праздников, норм и форм церковной жизни, примеры индивидуального и группового религиозного опыта. Религиозные ценности раскрывают образ Божий в душе верующего человека, являются универсальным регулятором его жизни и деятельности. Чтоб соответствовать этому образу, человеку необходимо совершать нравственную работу над собой в подражание высочайшему нравственному идеалу [3].
Анализ педагогической литературы показывает, что потенциал религии в воспитании рассматривается с разных подходов. Так в диссертационном исследовании на соискании ученой степени доктора педагогических наук Койчуева Айтека Алим-Джаша-ровича по теме: «Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках» педагогический потенциал ислама рассматривается как совокупность ценностных, содержательных и методических средств, позволяющих оказывать воспитатель-
ные воздействия на людей. При этом под собственно педагогическими средствами ислама понимается совокупность идеальных представлений данного вероучения о личности мусульманина и её основных качествах, его нравственном поведении и моральном сознании [4, с. 18].
В диссертационном исследовании на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ибрагима Абед Халила по теме: «Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста» рассматривается нравственный потенциал религии на основе принципов исключения возможностей его идеологического влияния на сознание школьников и поддержки тех элементов культуры ислама (идей, ценностей, текстов, содержащих их, традиций и методов воспитания), которые способствуют воспитанию в детях высоких моральных качеств и принципов, приобщению их к подлинно гуманистическим ценностям, позволяют лучше понять нравственное достоинство своего народа.
В диссертационном исследовании на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Гильманова Мухамата Му-хаматюнусовича по теме: «Использование духовно-нравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения подростков» под духовно-нравственным потенциалом религий понимается система норм и ценностных представлений религиозного учения, определяющих и регулирующих поведение человека в рамках допустимого общечеловеческими нормами. Системность понятия духовно-нравственного потенциала религий обусловлена его составляющими компонентами, содержание которых отражает систему религиозных знаний. При этом компонентами духовно-нравственного потенциала религий являются: религиозная мораль и культура; религиозное право и законодательство; нормы и запреты; нравственное отношение к человеку, обществу, стране [5, с. 17].
В диссертационном исследовании на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Марченко Любови Андреевны по теме: «Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы» обосновывается сущность процесса реализации педагогического потенциала православной воскресной школы, как целостный учебно-воспитательный процесс на основе получения знаний о развитии государства с позиций религиозных взглядов, формирования нравственных идеалов на примерах изучения жития святых и отцов Церкви, развития навыков нравственного поведения на устоях христианского благочестия и включения воспитательной среды Русской Православной Церкви. При этом определяется содержание процесса как совокупность учебного процесса и внеклассной работы по формированию и развитию у подрастающего поколения православного мировоззрения, усвоение знаний о православном вероучении и добродетелях, приобретение навыков христианского благочестия, сохранение традиции, умение применять полученные знания в обыденной жизни, осознанно участвовать в таинствах, богослужении, а также в жизни прихода. В исследовании уточнен термин православная традиция как устойчивый порядок духовного наследования на основе христианских ценностей, обрядов, обычаев, праздников, культовых установлений, норм и форм церковной жизни, вероисповедания, индивидуального и группового православного опыта, сохраняющий историко-вре-менную связь поколений [6, с. 11].
Вербовка граждан в различные религиозные экстремистские организации на территории Российской Федерации затрагивает различные слои населения, в том числе и нельзя исключить, что военнослужащие могут быть подвержены влиянию этих организаций. Особенно это будет проявляться в условиях выполнения служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона, в пунктах временной дислокации воинских частей и подразделений. Влияние экстремистских организаций на военнослужащих Российской Федерации будет осуществляться в основном через интернет, листовки и газеты с экстремистским содержанием и т. д.
В целях противодействия попадания военнослужащих в различные религиозные экстремистские организации, органы военного управления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять педагогическую профилактику, в том числе проводить различные формы воспитательной работы. Особое внимание при проведении различных форм воспитательной работы по противодействию и профилактике религиозного экстремизма необходимо обращать на верующих военнослужащих. Верующие военнослужащие будут наиболее подвержены влиянию различных религиозных экстремистских организаций.
Воспитательную работу с верующими военнослужащими важно организовывать по следующим направлениям:
1. Анализ религиозной ситуации в подразделении, воинской части.
2. Организация взаимодействия с религиозными конфессиями.
3. Непосредственное проведение воспитательной работы;
4. Результативно-оценочный этап, в ходе которого, вносятся необходимые изменения в организацию и проведении воспитательной работы [7].
В ходе анализа религиозной ситуации в подразделении важно знать желание каждого военнослужащего использовать своё право на свободу вероисповедания. Сущность реализации права военнослужащих на свободу вероисповедания заключается в создании в воинской части необходимых благоприятных условий для исповедания военнослужащими своей религии. Однако обязанности командования по созданию благоприятных условий возникают только с момента обращения военнослужащих с изложением намерений воспользоваться своим правом. Желания военнослужащих использовать своё право на свободу вероисповедания осуществляется в ходе изучения религиозной ситуации в подразделении.
Важным этапом организации и проведения воспитательной работы с военнослужащими является планирование системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями и включение их духовного потенциала в сферу воспитательной деятельности. Но организация взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями не должна носить эпизодический характер, так как формализм влечет за собой подрыв веры и укрепление неверия.
Следующим этапом является непосредственная воспитательная работа с военнослужащими. Сущностью данной работы с верующими военнослужащими является не только непосредственное воздействие всех субъектов воспитания (общества, религиозных объединений и конфессий, с которыми организовано взаимодействие; средств массовой информации (по религиозной проблематике); органов военного управления; командного состава подразделений; офицеров по работе с личным составом), но и создание необходимых условий для достижения эффективности данного воздействия всеми субъектами воспитания. При проведении воспитательной работы с верующими военнослужащими важно учитывать, что существует условное деление степени религиозности военнослужащего на следующие категории: убеждённые верующие; верующие; колеблющиеся.
Воспитательная работа с верующими военнослужащими необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
- реализация прав военнослужащих, членов их семей на свободу совести и вероисповедание;
- духовное просвещение, нравственное воспитание верующих военнослужащих и членов их семей посредством вза-
Библиографический список
имодействия с представителями различных религий и конфессий;
- патриотическое воспитание личного состава на исторической роли религии в становлении и развитии России и её Вооружённых Сил;
- формирование морально-психологической устойчивости, основывающееся на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих;
- профилактика самоубийств и неуставных взаимоотношений в подразделении, основывающаяся на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих;
- внимание и забота о военнослужащих, находящихся на излечении в медицинском пункте воинской части [7].
При проведении воспитательной работы с верующими военнослужащими наиболее уместным будет индивидуальный и дифференцированный подход, в ходе которого необходимо учитывать особенности мировоззрения и нравственного сознания военнослужащих и их индивидуальные особенности. Для этого необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных и не допускать негативных оценок религиозных догм. В основе воспитательной работы с верующими военнослужащими должно быть толерантное отношение к ним.
При взаимодействии с представителями религий и конфессий необходимо учитывать, что только систематические встречи и индивидуальная работа с верующими военнослужащими дадут положительный результат, в то время как показная видимость сотрудничества только ухудшит морально-психологическое состояние верующих военнослужащих и вызовет их недоверие.
В ходе проведения воспитательной работы в подразделении недопустимы элементы религиозного давления на военнослужащих, так как каждый человек согласно Конституции Российской Федерации имеет полное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой: быть верующим или атеистом [8, с. 189.].
Таким образом, основными условиями реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих по противодействию религиозному экстремизму будут являться:
- нормативное правовое регулирование деятельности религиозных конфессий в интересах противодействия религиозному экстремизму;
- возможность командования воинских частей определять формы взаимодействия с религиозными конфессиями в интересах противодействия религиозному экстремизму;
- возрождение традиций взаимодействия армии и церкви в современных условиях;
- дифференцированный подход к работе с военнослужащими и учёт особенностей различных религий;
- привлечение военнослужащих к проведению совместных мероприятий с основными религиозными конфессиями.
Реализация потенциала религии, традиционного для каждого народа, способна предотвратить распространение религиозного экстремизма в том числе и в Вооруженных силах России.
1. Алексий II: обществу следует использовать миротворческий потенциал религии, чтобы она не превратилась в орудие фанатизма. Available at: http://www.newsru.com/religy/07sep2006/poslanie.html
2. Ермаков М. Патриарх Кирилл проводит заседание МСР по борьбе с экстремизмом. Available at: https://ok-inform.ru/obshchest-vo/85620-patriarkh-kirill-provodit-zasedanie-msr-po-borbe-s-ekstremizmom.html
3. Зелененко А. Основополагающие принципы православной педагогики и утрата их современной школой. Available at: http://www. portal-slovo.ru. 2005
4. Койчуев А.А. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2008.
5. Гильманов М.М. Использование духовно-нравственного потенциала монотеистический религий в профилактике девиантного поведения подростков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2004.
6. Марченко Л.А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.
7. Шутько Д.В. Особенности организации воспитательной работы с верующими военнослужащими в воинской части. Available at: http://voenprav.ru/doc-4274-6.htm
8. Гужва Е.Г. Воспитание нравственных ценностей у офицеров воинской части. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.
References
1. Aleksij II: obschestvu sleduet ispol'zovat' mirotvorcheskij potencial religii, chtoby ona ne prevratilas' v orudie fanatizma. Available at: http:// www.newsru.com/religy/07sep2006/poslanie.html
2. Ermakov M. Patriarh Kirill provodit zasedanie MSR po bor'be s 'ekstremizmom. Available at: https://ok-inform.ru/obshchestvo/85620-patriarkh-kirill-provodit-zasedanie-msr-po-borbe-s-ekstremizmom.html
3. Zelenenko A. Osnovopolagayuschie principypravoslavnojpedagogikii utrata ih sovremennojshkoloj. Available at: http://www.portal-slovo.ru. 2005
4. Kojchuev A.A. Pedagogicheskij potencial islama v svetskih obrazovatel'nyh praktikah. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2008.
5. Gil'manov M.M. Ispol'zovanie duhovno-nravstvennogo potencíala monoteisticheskij religij vprofilaktike deviantnogo povedeniya podrostkov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2004.
6. Marchenko L.A. Realizaciya pedagogicheskogo potenciala pravoslavnoj voskresnojshkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
7. Shut'ko D.V. Osobennosti organizacii vospitatel'nojraboty s veruyuschimi voennosluzhaschimi v voinskoj chasti. Available at: http://voenprav. ru/doc-4274-6.htm
8. Guzhva E.G. Vospitanie nravstvennyh cennostej u oficerov voinskoj chasti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
Статья поступила в редакцию 24.04.17
УДК 378.14
Tyagulskaya L.A., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Transnistria State University of Education
n.a. T.G. Shevchenko (Rybnitsa, Transnistria), E-mail: tla.ki@list.ru
Zabolotnaia V.V., teacher, Transnistria State University of Education n.a. T.G. Shevchenko (Rybnitsa, Transnistria),
E-mail: victoria13_89@mail.ru
QUESTIONS OF CONTINUITY IN TEACHING COMPUTER SCIENCE TO STUDENTS. The article observes one of the topical problems of today - an issue of continuity of learning, particularly when teaching subjects of the information block. The paper presents comparative characteristics of educational standards, addressed to the problem of succession during the transition from one educational stage to another. The authors analyze various factors affecting the training of students in computer science. It is concluded that first-year students don't acquire a sufficient level of conceptual framework that would be necessary for further study of computer science at the university. The research works out a list of subjects and information unit of the educational direction "Software engineering". The researchers propose ways to improve the efficiency of the teaching process.
Key words: continuity, informatics and ICT, state educational standard, quality of education.
Л.А. Тягульская, канд. экон. наук, доц. Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко,
г. Рыбница, E-mail: tla.ki@list.ru
В.В. Заболотная, преп. Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, г. Рыбница,
E-mail: victoria13_89@mail.ru
ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, проблеме преемственности обучения, в частности при обучении дисциплинам информационного блока. Приводится сравнительная характеристика образовательных стандартов, рассматривается проблема преемственности при переходе из одной образовательной ступени в другую. Проанализированы различные факторы, влияющие на подготовку школьников в области информатики. Сделан вывод о том, что у студентов первого курса не сформирован на достаточном уровне понятийный аппарат необходимый для дальнейшего изучения информатики в вузе. Также приводится перечень дисциплин информационного блока учебного плана направления «Программная инженерия». Предлагаются решения для повышения эффективности процесса обучения.
Ключевые слова: преемственность, непрерывность, информатика и ИКТ, государственный образовательный стандарт, качество образования.
Одним из приоритетных направлений в образовании является развитие единого информационно-образовательного пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам различного уровня, развитие современных образовательных технологий и информационной культуры граждан как условия реализации принципов доступности и непрерывности образования, обеспечения качества образования.
Государственный образовательный стандарт создает условия для поддержания качества общего образования, как в Российской Федерации (РФ), так и в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) не ниже международного уровня путем постоянного соотнесения с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в международных рейтингах.
Если же говорить об образовательных стандартах в Республике Молдова и ПМР, то необходимо отметить тот факт, что они по-разному развивались на протяжении многих лет. Молдова приняла европейские стандарты и интегрировалась в системы образования и учебные программы европейского образовательного пространства. Приднестровье, наоборот, разработало собственную систему образования и учебный план в соответствии с российскими образовательными стандартами. Стороны согласны с тем, что их учебные программы и стандарты отдалились друг от друга с 1990 года; например, в Молдове для приема в университет ученики должны окончить 12 классов начальной и средней школы, а в Приднестровье - только 11. Участие России в Болонском процессе в конечном итоге повлияло на приднестровскую систему образования и, теоретически, приблизило её к молдавской. Тем не менее, Болонский процесс распространяется исключительно на высшее образование и скажется на начальном и среднем образовании лишь косвенно.
В основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для основной школы в РФ и образовательного стандарта в сфере общего образования в ПМР положен системно-деятельностный подход, который призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения школьника, в том числе и на уроках информатики. Применительно к предметной области информатики подобный подход был предложен Н.В. Макаровой в 1998 г. под названием системно-информационной концепции, основные идеи которой по многим позициям в настоящее время совпадают с концепцией государственного образовательного стандарта второго поколения.
В условиях реализации непрерывного образования большое значение должно уделяться преемственности в обучении, не только внутри одной ступени, но и между различными ступенями образования. Высшие учебные заведения часто вынуждены решать проблему недостаточного уровня знаний абитуриентов ввиду отсутствия единого стандарта общего среднего образования вообще и по информатике в частности, и различий в материально-технической базе школ. Это затрудняет прогрессивное развитие личности от одной ступени образования к другой. Следовательно, преемственность должна непременно присутствовать на всех этапах обучения, чтобы гарантировать взаимосвязь между различными ступенями непрерывного образования.