Научная статья на тему 'Межконфессиональный диалог как основа действующей религиозной политики региона (на примере Республики Мордовия)'

Межконфессиональный диалог как основа действующей религиозной политики региона (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
615
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИИ / РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАРИТЕТ / ТОЛЕРАНТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОСТУЛАТ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ИСЛАМ / ВАХХАБИЗМ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CONFESSIONS / RELIGIONS / RELIGIOUS SITUATION / INTER-RELIGIOUS PARITY / TOLERANT INTERRELATIONS / CONFESSION POSTULATE / EXTREMISM / TERRORISM / ETHNIC AND RELIGIOUS CONFLICT / ISLAM / WAHHABISM / NONTRADITIONAL RELIGIOUS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Моисеев Александр Константинович

Дан анализ состояния межконфессиональных отношений в Республике Мордовия и предпринимаемых мер по противодействию этноконфессиональным конфликтам и экстремистским проявлениям. Рассмотрена проблема координации и взаимодействия органов власти республики, правоохранительных и иных заинтересованных органов в совершенствовании межконфессиональных отношений. Особое внимание уделено взаимодействию властных структур РМ с нетрадиционными конфессиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERFAITH DIALOGUE AS A BASIS OF AN OPERATING RELIGIOUS POLICY OF REGION (THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

The article is devoted to the analysis of the relations between different religions in the Republic of Mordovia and the measures taken by the government to prevent ethnic and religious conflicts, as well as extremists' actions. The author touches upon the ways of coordinating the actions of various bodies (legislative, executive, penitentiary, educational, and others) involved in the process of perfecting the relations between different religious denominations. Special attention is paid to the relations of the government bodies of the Republic of Mordovia with the new religions.

Текст научной работы на тему «Межконфессиональный диалог как основа действующей религиозной политики региона (на примере Республики Мордовия)»

УДК 322.2(470.345)

А.К. МОИСЕЕВ

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КАК ОСНОВА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (на примере Республики Мордовия)

Ключевые слова: конфессии, религии, религиозная ситуация, межконфессиональный паритет, толерантные взаимоотношения, конфессиональный постулат, экстремизм, терроризм, этноконфес-сиональный конфликт, ислам, ваххабизм, нетрадиционные религиозные организации.

Дан анализ состояния межконфессиональных отношений в Республике Мордовия и предпринимаемых мер по противодействию этноконфессиональным конфликтам и экстремистским проявлениям. Рассмотрена проблема координации и взаимодействия органов власти республики, правоохранительных и иных заинтересованных органов в совершенствовании межконфессиональных отношений. Особое внимание уделено взаимодействию властных структур РМ с нетрадиционными конфессиями.

A.K. MOISEEV

INTERFAITH DIALOGUE AS A BASIS OF AN OPERATING RELIGIOUS POLICY OF REGION (THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Key words: confessions, religions, religious situation, inter-religious parity, tolerant interrelations, confession postulate, extremism, terrorism, ethnic and religious conflict, Islam, Wahhabism, nontraditional religious organizations.

The article is devoted to the analysis of the relations between different religions in the Republic of Mordovia and the measures taken by the government to prevent ethnic and religious conflicts, as well as extremists' actions. The author touches upon the ways of coordinating the actions of various bodies (legislative, executive, penitentiary, educational, and others) involved in the process of perfecting the relations between different religious denominations. Special attention is paid to the relations of the government bodies of the Republic of Mordovia with the new religions.

Общепризнано, что возникновение межрелигиозных противоречий в поли-конфессиональных регионах неизбежно. Любой религии свойственно естественное стремление к расширению своего влияния, что приводит к сужению сфер влияния других конфессий. Подобные ситуации сами по себе несут потенциал конфликтности и порождают некоторые политические дискуссии, что чревато возможностью возникновения и обострения этнорелигиозных противоречий.

В Республике Мордовия зарегистрировано 352 религиозные организации. К Саранской и Мордовской Епархии Русской православной церкви относится самое значительное их количество - 288. Имеются 44 мусульманские религиозные организации, в том числе 3 централизованные: Региональное духовное управление мусульман РМ (РДУМ РМ), Духовное управление мусульман РМ (ДУМ РМ) и Центральное духовное управление мусульман РМ (ЦДУМ РМ).

Зарегистрированы следующие нетрадиционные для республики религиозные организации (НРО): Еврейская община г. Саранска; Саранская поместная церковь евангельских христиан-баптистов «Новая жизнь»; Церковь евангельских христиан-баптистов «Возрождение»; «Свидетели Иеговы»; «Поместная церковь христиан-адвентистов седьмого дня г. Саранска»; Евангелическо-лютеранский христианский приход «Вельмема»; «Общество сознания Кришны»; «Саранский христианский центр» церкви христиан веры евангельской; Мордовский христианский центр «Добрая Весть и Милосердие» христиан веры евангельской; Саранская поместная церковь евангельских христиан «Благодать» Российского союза евангельских христиан-баптистов; Библейский центр Республики Мордовия христиан веры евангельской; Евангелическо-лютеранский приход мокшаэрзянской церкви; Ко-вылкинский Евангелическо-Лютеранский приход мокшаэрзянской церкви; Саранская поместная церковь евангельских христиан-баптистов Российского союза евангельских христиан-баптистов.

В Мордовии действуют также религиозные организации, зарегистрированные в других регионах: общественно-религиозная организация «Звенящие кедры России»; МОО «ПЛЛАСТ и НМ», созданная по доверенности «Академии разви-

тия С. Пеуновой (г. Самара)»; общественная организация «Радастея», сатани-сты, «обливанцы» (последователи Порфирия Иванова) и др1.

Некоторые из НРО в республике возникли в постперестроечный период (например, мокшаэрзянская церковь - в 1991 г.), другие обрели новую жизнь в результате либерализации конфессиональной политики после прибытия ряда миссий из-за рубежа (евангельские христиане-баптисты). Причем если лютеране не пользуются особым влиянием в РМ, то евангельские христиане-баптисты создали влиятельную организацию. Они поддерживают связи с единоверцами за рубежом, располагающими значительными средствами, ведут миссионерскую работу среди молодежи республики. Правильный выбор отношений ко всем этим конфессиям представляет собой непростую задачу [1, с. 328].

У Мордовской лютеранской церкви возник конфликт с миссионерами из Финляндии, выразившийся в ее недовольстве строить работу с их стороны по «западным стандартам», не учитывая духовные и культурные ценности и особенности мордовского народа. Этот конфликт по-своему закономерен. Лютеранская церковь Финляндии представляет господствующее ныне в Западной Европе либеральное лютеранство с формальным отношением к таинствам, богословским либерализмом, женским священством. В России же вообще и в Мордовии в частности существует значительно более сильная, чем на Западе, потенциальная база для консервативного лютеранства с сильным идейным влиянием православия. Мордовские лютеране не только не признают женского священства, но вообще ко всем таинствам относятся, скорее, по православному, нежели по-лютерански2.

Такое «разночтение» в подходах к богослужению и церковным обрядам послужило причиной деления мордовского лютеранства на две ветви: прихожане, готовые беспрекословно слушаться духовных лидеров из Финляндии, создали послушную Хельсинки общину, а другая группа образовала Мокшаэрзянскую церковь, члены которой стремятся отгородиться от мирских влияний, преобладающих в финском лютеранстве. Эта церковь разрабатывает свое понимание лютеранского богослужения - в церковную службу добавляются песни мордовского народа, в облачение священнослужителей вносятся элементы мордовского национального костюма и некоторые элементы одеяний православного духовенства.

Действующая в г. Саранске организация «Свидетели Иеговы», занимается активной миссионерской работой с гражданами, используя при этом их неудачно складывающиеся жизненные обстоятельства: неустроенность судеб, непонимание и безразличие окружающих, неуверенность в завтрашнем дне и т.п. Применяемый её адептами непосредственный эмоциональный контакт с населением имеет решающее значение при агитации в свои ряды одиноких людей, потерявшихся в этой жизни, находящихся в состоянии депрессии. Всеобщее одобрение, которое они получают в общине, безусловно, кажется им крайне привлекательным («верь наставнику», «влейся в семью», «мы знаем ответ, истинный путь»).

Однако за внешней привлекательностью и доброжелательностью «Свидетелей Иеговы» трезво мыслящий человек может увидеть все те противоречия и агрессивные настроения, которые питают это учение: пропаганда отказа от некоторых видов медицинской помощи, от прохождения службы в Российской армии, вовлечение в свои ряды несовершеннолетних, разрушение семейных и родственных отношений и иной вред, выражающийся в возрастании угроз и проявлений экстремистского толка. В своей деятельности Иеговисты стремят-

1 См.: Материалы коллегии по вопросам безопасности при главном федеральном инспекторе по РМ аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе [Внутренний документ аппарата ГФИ по РМ]. С. 12.

См.: Материалы коллегии по вопросам безопасности при Главном федеральном инспекторе по РМ аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе [...]. С. 11.

ся монополизировать право на истинность вероучения, считая другие религии заблуждением, поэтому вполне объяснима неприязнь к ним других религиозных организаций. Иногда действия иеговистов вступают в противоречие с Конституцией РФ, например, призывы к отказу от службы в армии без всяких на то оснований. Выражая открытое презрение к государственным институтам, иеговисты пренебрегают исторически сложившимися традициями нашего общества, которые формировались столетиями. Их деятельность нередко приводит к разобщению людей на религиозно-духовной почве. Она основана на тоталитарном подавлении личного мнения членов общины.

Однако абсолютное большинство верующих в республике придерживается православного вероисповедания и относится к самой многочисленной религиозной организации России - Русской православной церкви (РПЦ).

За постсоветский период общее количество верующих в республике (данные НЦ социально-экономического мониторинга РМ, 2008 г.) резко возросло. К верующим отнесли себя 80,0% опрошенных русских, 72,0% мордвы, 84,6% татар. На приверженность православию указали 93,0% респондентов, в том числе 98,0% русских, 97,8% мордвы и 9,1% татар. К мусульманам себя причислили 5,6% опрошенных, в том числе 0,8% русских, 0,7% мордвы и 90,9% татар. К последователям других конфессий отнесли себя 1,4% респондентов, в том числе 1,2% русских и 1,5% мордвы. Предложенный в анкете вариант «языческие верования» не выбрал никто.

Респонденты выразили солидарное мнение, что не сталкивались с фактами ущемления их личных прав из-за вероисповедания (92,9%, в том числе 93,4% русских, 94,5% мордвы, 78,0% татар, 100,0% лиц иных национальностей)3.

В Послании Главы Республики Мордовия Н.И. Меркушкина Государственному Собранию на 2009 г. подчеркнуто, что одной из основных задач для органов государственной власти республики должна быть деятельность, направленная на сохранение сложившихся традиций межнационального согласия, мира и дружбы между людьми разных вероисповеданий [5].

Согласно Закону Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» все конфессии в России равны перед законом, имеют одинаковый статус [12]. Однако это обстоятельство не может ликвидировать характерных особенностей системы ценностей и религиозных действий, присущих различным конфессиям. В целях обеспечения стабильности религиозной ситуации необходимы соблюдение сложившегося межконфессионального паритета, отказ от некорректного насаждения каких-либо идей и конфессиональных постулатов. Именно на таких принципах и происходит развитие религиозной ситуации в Мордовии.

В республике деятельность по совершенствованию межконфессиональных отношений и предупреждению этноконфессиональных конфликтов и экстремистских проявлений строится в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных законов: «О противодействии терроризму» [10], «О противодействии экстремистской деятельности» [11], «О свободе совести и религиозных объединениях», Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» [9], Закона Республики Мордовия «О государственной поддержке национально-культурных автономий» [2], посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ [б], Главы Республики Мордовия Государственному Собранию РМ с учетом решений коллегии по вопросам безопасности при главном федеральном инспекторе по РМ, соответствующих ведомственных приказов и распоряжений контролирующих и правоохранительных органов.

3 См.: Материалы коллегии по вопросам безопасности при Главном федеральном инспекторе по РМ аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО [...]. С. 12.

Этноконфессиональная ситуация в республике анализируется в рамках работы международного экспертного сообщества - сетью этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (председатель - В.А. Тишков, доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии Российской академии наук; эксперт по Республике Мордовия - А.В. Мартыненко, доктор исторических наук, профессор МГПИ им. М.Е. Евсевьева).

Вопросы о состоянии межконфессиальных отношений регулярно рассматриваются на заседаниях координационного совещания правоохранительных органов, коллегии по вопросам безопасности при главном федеральном инспекторе по РМ, коллегиях министерств и ведомств.

В конфессиональной политике властные структуры республики тесно сотрудничают с Саранской и Мордовской епархией Русской православной церкви, которая на территории Мордовии имеет 267 приходов, 21 часовню, 8 подворий, 13 монастырей, в Саранске действуют Православные катехизаторские курсы [13, с. 12]. Сотрудничество республиканских властей с такой влиятельной организацией представляется обеим сторонам способом обеспечения социального согласия и стабильности [1, с. 329]. Позитивную роль в развитии толерантных взаимоотношений между основными этническими группами населения республики, исповедующими в основном православие и ислам, играют духовные образовательные учреждения, к числу которых относятся Саранское духовное училище, православные детско-юношеские воскресные школы (их около 120), мусульманские курсы по основам ислама, изучению Корана и арабского языка. С целью возрождения традиционных религиозных культур созданы и успешно используются в образовательном процессе пособия по «Основам православной культуры» и «Основам исламской культуры».

Плодотворный диалог органов государственной власти РМ с представителями всех религиозных движений, а особенно с Русской православной церковью, благоприятным образом отражается на обеспечении социального согласия и стабильности межконфессиональной ситуации в республике. «Во-первых, мы строго придерживаемся принципа светского государства и невмешательства во внутрицерковные дела. Но, с другой стороны, мы рассматриваем церковь как важнейший социальный институт, духовно-нравственную опору общества. Сотрудничество государства и церкви - важнейший фактор обеспечения согласия... Поэтому мы будем делать все от нас зависящее для укрепления авторитета церкви, возвращения ее имущества, возрождения деятельности храмов и монастырей», - так обозначил позицию республиканских органов государственной власти Глава РМ Н.И. Меркушкин [3, с. 216].

Н.И. Меркушкин считает православную церковь способной объединить общество на основе традиционных ценностей: «В первые постперестроечные годы большая часть нашего общества просто потеряла ориентиры. Многие люди не смогли приспособиться к бурной рыночной жизни. И в такой сложной обстановке надо было хотя бы чем-то привязать этих людей к непреходящим ценностям, например, к высокому чувству патриотизма, любви к истории своей Родины, культуре, традициям. Исконная религия многих россиян - православие - несет в себе возможности единения людей, помогает преодолевать ощущение их отчужденности от общества, настроить на позитивные, созидательные дела и в социально-экономической жизни республики» [3, с. 216], - отмечает он.

Духовная деятельность Саранской и Мордовской Епархии Русской православной церкви активно способствует становлению гражданского общества в республике.

Ректор Саранского духовного училища отец Александр Пелин отмечает, что сотрудничество православной церкви с властными структурами РМ осуществляется по следующим направлениям: «1) миротворчество на различных уровнях,

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; 2) забота о сохранении нравственности в обществе; 3) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; 4) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

5) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия;

6) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; 7) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; 8) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; 9) наука, включая гуманитарные исследования; 10) здравоохранение; 11) культура и творческая деятельность; 12) работа церковных и светских средств массовой информации; 13) деятельность по охране окружающей среды; 14) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; 15) поддержка института семьи, материнства и детства; 16) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества» [4, с. 40]. Это сотрудничество осуществляется в рамках Совета по развитию православной культуры в Республике Мордовия под председательством епископа Саранского и Мордовского Варсонофия, соглашений епархии с рядом министерств и ведомств (здравоохранения, внутренних дел, образования, социальной защиты и др.) [1, с. 331].

Ряд мероприятий в рамках государственно-церковного сотрудничества, осуществленных в последние годы, - визиты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Саранск, канонизация адмирала Ф.Ф. Ушакова в Санаксар-ском монастыре, открытие Кафедрального собора св. Феодора и Центральной соборной мечети в Саранске направлены на формирование привлекательного имиджа республики, создание символов новой региональной идентичности, способных объединить население Мордовии.

Поскольку в настоящее время политика совершенствования взаимоотношений между православием и другими конфессиями объявлена Главой Республики Мордовия ключевой, очень важно добиться того, чтобы установилось стабильное меж-конфессиональное взаимопонимание. Государственный комитет Республики Мордовия по национальной политике определен исполнительным органом государственной власти республики, ответственным за координацию принимаемых мер по контролю за этноконфессиональной ситуацией в регионе. Им во взаимодействии с Министерством культуры РМ, Поволжским центром культур финно-угорских народов, национально-культурной автономией татар «Якташлар», исполкомом Межрегионального совета общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» на плановой основе проводится комплекс культурно-массовых мероприятий, научнопрактических конференций и иных мер, направленных на гармонизацию межнациональных отношений и профилактику религиозного экстремизма.

В республиканской целевой программе «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2007-2010 годы» [7] предусмотрен ряд мероприятий по совершенствованию межэтнических и межконфессиальных отношений. В нее включены разделы: «Межнациональные отношения - средство патриотического воспитания населения», «Координация деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания граждан».

В Мордовии реализуется также республиканская комплексная программа по усилению борьбы с преступностью на 2006-2010 гг. [8]. Одним из направлений программы является противодействие идеологии терроризма. Значительное внимание уделено информационно-просветительской работе с населени-

ем, освещению в СМИ проводимых антиэкстремистских и антитеррористиче-ских мероприятий.

Ценности православной и мусульманской культуры успешно пропагандируют в республике Союз православной молодежи Мордовии и Союз исламской молодежи Мордовии.

В республике реализуется совестный проект Госкомнаца РМ и муфтиев о проведении в селах с преимущественно татарским населением совместных акций культурно-просветительского плана, направленных на недопущение распространения идей ваххабизма. В Мордовии отсутствуют исламские движения, способные оказать существенное влияние на религиозно-политическую ситуацию. Однако исходя из опыта Северокавказских регионов России очевидно, что исламский фактор в политике всегда будет играть заметную роль. Это необходимо учитывать и с этим следует считаться.

В настоящее время в России большую озабоченность вызывает проблема большого количества преступлений экстремистской направленности, совершаемых лицами, являющимися участниками неформальных общественных объединений, в том числе религиозной направленности. Молодежные формирования скинхедов, сторонников «Авангарда Красной молодежи», Национал-большевистской партии», функционирующие в Мордовии, также представляют определенную опасность и могут спровоцировать очаги социальной напряженности, в том числе с использованием религиозного фактора. На территории республики правоохранительными органами пресечена деятельность религиозной группы, входящей в сатанинскую организацию «Благородный Орден Дьявола». По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 239 УК РФ (создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий)4. В связи с этим работа правоохранительных органов и иных заинтересованных властных структур республики по выявлению и пресечению экстремистских проявлений в деятельности религиозных объединений требует особого внимания. При документировании действий склонных к экстремизму представителей указанных организаций органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо в полном объеме использовать комплекс предоставленных законом полномочий.

В 2008 г. сотрудниками Прокуратуры РМ в порядке надзора за исполнением законов о свободе совести, о религиозных организациях и о противодействии экстремистской деятельности было проведено 117 проверок религиозных организаций, в процессе которых было выявлено 21 нарушение закона. По их результатам принесен 1 протест на несоответствующий закону правовой акт (устав), внесено 9 представлений об устранении выявленных нарушений, вынесено 4 предостережения и 4 предупреждения в порядке ст. 7 Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности»5.

Несмотря ряд недостатков, выявленных работниками прокуратуры, в деятельности религиозных организаций, межконфессиональное взаимодействие в республике отличается относительной стабильностью, что объясняется, в частности, исчерпанностью резерва для дальнейшего роста уровня религиозности населения и проведением активной профилактической работы. Необходимо отметить, что предпринятые меры позволили избежать на территории Рес-

4 См.: Материалы коллегии по вопросам безопасности при Главном федеральном инспекторе по РМ аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО [...]. С. 15.

5 См.: Материалы коллегии по вопросам безопасности при Главном федеральном инспекторе по РМ аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО [...]. С. 14.

публики Мордовия каких-либо существенных этноконфессиональных конфликтов и проявлений террористической и экстремистской направленности.

Вместе с тем национальная специфика Мордовии, а также проявляемая в последнее время активность различных этнокультурных, религиозных организаций, политических партий и неформальных молодежных объединений требуют оптимизации взаимодействия с ними властных структур региона по вопросам, связанным с профилактикой экстремизма и этноконфессиональных конфликтов.

Поэтому правоохранительным органам и другим заинтересованным властным структурам республики предстоит предпринять дополнительные усилия в указанной сфере: активизировать оперативно-профилактические мероприятия, направленные на пресечение попыток использования в республике национального фактора для разжигания сепаратистских настроений, локализацию предпосылок к акциям религиозного экстремизма, противодействие распространению радикальных религиозных течений; обеспечить эффективное взаимодействие с республиканскими территориальными подразделениями Федеральной миграционной службы и органами местного самоуправления по пресечению экстремистских проявлений в среде трудовых мигрантов; образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального образования внести соответствующие изменения в образовательные программы «Национальный региональный компонент образования в контексте народов России».

Литература и источники

1. Богатова О. А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме / О. А. Богатова. Саранск, 2003. 340 с.

2. Закон Республики Мордовия «О государственной поддержке национально-культурных автономий» от 1 декабря 2004 г. № 93-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс: сводное региональное законодательство» (дата обращения: 21.10.2009).

3. Костаманин К. Николай Меркушкин: известный и неизвестный (портрет на фоне) / К Костаманин. Саранск, 2002. 264 с.

4. Отец Александр Пелин. Межконфессиональные отношения в Республике Мордовия // Перспективы развития гражданского общества в Республике Мордовия. Саранск. НИИ регионологии, 2001. С. 38-41.

5. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию РМ от 25 ноября 2008 г. // URL: www.e-mordovia.ru/main/glava/pos2008/php/ (дата обращения: 15.10.2009).

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. URL: www.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type_63372_type_63374_type_82634_208749shtml.

7. Региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2007-2010 гг.», утвержденная Постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 февраля 2007 г. № 32. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс: сводное региональное законодательство» (дата обращения: 22.10.2009).

8. Региональная целевая программа «Республиканская комплексная программа по усилению борьбы с преступностью на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 марта 2006 № 92. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс: сводное региональное законодательство» (дата обращения: 23.10.2009).

9. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. № 116 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 21.10.2009) (дата обращения: 20.10.2009).

10. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс» (дата обращения:18.10.2009).

11. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 19.10.2009).

12. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 18.10.2009).

13. Шилов Н.В. Религиозная жизнь / Н.В. Шилов // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2001. № 31, 16-30 июня. С. 11-14.

МОИСЕЕВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ - аспирант отдела теории и истории культуры, Научноисследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск (guniign@list.ru).

MOISEEV ALEXANDR KONSTANTINOVICH - post-graduate student, Research Institute of Humanities by Government of Republic Mordovia, Russia, Saransk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.