Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ОБЩЕСТВО / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ВЕРА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ / ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / RELIGION / SOCIETY / FUNDAMENTALISM / STATE / FAITH / SOCIAL GOALS / POLITICS / SOCIAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черкесов Султан Хангериевич

В статье рассматривается становление религиозного фундаментализма как идейного течения и ответная реакция на факторы глобализации в мире, предпосылки и особенности его формирования в современных условиях. Предпринят анализ теоретических подходов к сущности религиозного фундаментализма, его социальных проявлений и последствий. Автор обращает внимание на особенности функционирования исламского фундаментализма, его экстремистских направлений, связь радикального исламского фундаментализма с распространением фанатизма, использование в качестве идеологии представлений исламского радикального фундаментализма экстремистскими и террористическими организациями. Рассматривая православный фундаментализм, отмечается, что он достаточно тесно связан с государственной политикой страны, что ярко подтверждает, как внутренняя, так и внешняя политика России в последние годы. Взаимодействие политиков и церкви приобретает смысл возрождения православной духовной культуры с целью заполнения идеологического вакуума, появившийся после распада СССР и падения идеологии коммунизма. Широкое освещение в СМИ деятельности политиков по православной церкви направлено на распространение в народе мнения об интегрирующей функции православия, об особой идентичности русского народа и особой миссии русского государства. Православная церковь, тем самым, положительно влияет на восприятие народом правящей власти, становясь ее политическим символом. В итоге автором делается вывод о том, что радикальный исламский фундаментализм пользуется поддержкой радикальных исламских группировок манипулируя идеями равенства, преобразованием лидеров фундаменталистской доктрины в выразителей интересов социальных слоев, недовольных влиянием Запада в целом и результатами западной модернизации в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CONTEXT OF MODERN TYPES OF RELIGIOUS FUNDAMENTALISM

The article considers the formation of religious fundamentalism as an ideological trend and the response to the factors of globalization in the world, the prerequisites and features of its formation in modern conditions. An analysis of theoretical approaches to the essence of religious fundamentalism, its social manifestations and consequences is undertaken. The author draws attention to the features of the functioning of Islamic fundamentalism, its extremist trends, the connection of radical Islamic fundamentalism with the spread of fanaticism, the use of Islamic radical fundamentalism as an ideology by extremist and terrorist organizations. Considering Orthodox fundamentalism, it is noted that it is quite closely connected with the state policy of the country, which vividly confirms both domestic and foreign policies of Russia in recent years. The interaction of politicians and the church acquires the meaning of the revival of Orthodox spiritual culture in order to fill the ideological vacuum that appeared after the collapse of the USSR and the fall of the ideology of communism. Broad media coverage of the activities of politicians in the Orthodox Church is aimed at disseminating among the people opinions about the integrating function of Orthodoxy, about the special identity of the Russian people and the special mission of the Russian state. The Orthodox Church, thereby, has a positive effect on the perception of the people of the ruling power, becoming its political symbol. As a result, the author concludes that radical Islamic fundamentalism enjoys the support of radical Islamic groups by manipulating the ideas of equality, transforming the leaders of the fundamentalist doctrine into spokespersons for the interests of social classes, dissatisfied with the influence of the West as a whole and the results of Western modernization in particular.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА»

УДК 034

1.3. Политический контекст современных видов религиозного фундаментализма

© Черкесов Султан Хангериевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия

Аннотация

В статье рассматривается становление религиозного фундаментализма как идейного течения и ответная реакция на факторы глобализации в мире, предпосылки и особенности его формирования в современных условиях. Предпринят анализ теоретических подходов к сущности религиозного фундаментализма, его социальных проявлений и последствий. Автор обращает внимание на особенности функционирования исламского фундаментализма, его экстремистских направлений, связь радикального исламского фундаментализма с распространением фанатизма, использование в качестве идеологии представлений исламского радикального фундаментализма экстремистскими и террористическими организациями. Рассматривая православный фундаментализм, отмечается, что он достаточно тесно связан с государственной политикой страны, что ярко подтверждает, как внутренняя, так и внешняя политика России в последние годы. Взаимодействие политиков и церкви приобретает смысл возрождения православной духовной культуры с целью заполнения идеологического вакуума, появившийся после распада СССР и падения идеологии коммунизма. Широкое освещение в СМИ деятельности политиков по православной церкви направлено на распространение в народе мнения об интегрирующей функции православия, об особой идентичности русского народа и особой миссии русского государства. Православная церковь, тем самым, положительно влияет на восприятие народом правящей власти, становясь ее политическим символом.

В итоге автором делается вывод о том, что радикальный исламский фундаментализм пользуется поддержкой радикальных исламских группировок манипулируя идеями равенства, преобразованием лидеров фундаменталистской доктрины в выразителей интересов социальных слоев, недовольных влиянием Запада в целом и результатами западной модернизации в частности.

Ключевые слова: религия, общество, фундаментализм, государство, вера, общественные цели, политика, социальные процессы.

Для цитирования: Черкесов С.Х. Политический контекст современных видов религиозного фундаментализма // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 034-036.

Political context of modern types of religious fundamentalism

© Cherkesov Sultan Khangerievich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia

Abstract

The article considers the formation of religious fundamentalism as an ideological trend and the response to the factors of globalization in the world, the prerequisites and features of its formation in modern conditions. An analysis of theoretical approaches to the essence of religious fundamentalism, its social manifestations and consequences is undertaken. The author draws attention to the features of the functioning of Islamic fundamentalism, its extremist trends, the connection of radical Islamic fundamentalism with the spread of fanaticism, the use of Islamic radical fundamentalism as an ideology by extremist and terrorist organizations. Considering Orthodox fundamentalism, it is noted that it is quite closely connected with the state policy of the country, which vividly confirms both domestic and foreign policies of Russia in recent years. The interaction of politicians and the church acquires the meaning of the revival of Orthodox spiritual culture in order to fill the ideological vacuum that appeared after the collapse of the USSR and the fall of the ideology of communism. Broad media coverage of the activities of politicians in the Orthodox Church is aimed at disseminating among the people opinions about the integrating function of Orthodoxy, about the special identity of the Russian people and the special mission of the Russian state. The Orthodox Church, thereby, has a positive effect on the perception of the people of the ruling power, becoming its political symbol. As a result, the author concludes that radical Islamic fundamentalism enjoys the support of radical Islamic groups by manipulating the ideas of equality, transforming the leaders of the fundamentalist doctrine into spokespersons for the interests of social classes, dissatisfied with the influence of the West as a whole and the results of Western modernization in particular.

Keywords: religion, society, fundamentalism, state, faith, social goals, politics, social processes.

For citation: Cherkesov S.K. Political context of modern types of religious fundamentalism // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 034-036. (in Russ.).

Введение

Большое разнообразие движений фундаментализма с конца ХХ века подтверждает способность к выработ-

34 Gaps in Russian legislation

ке политической активности его членов и объединению верующих для достижения общественной цели. На примере православного фундаментализма в России

Vol XIII №4 2020 ISSN 2072-3164 (print)

ISSN 2310-7049 (online)

Политический контекст современных видов религиозного фундаментализма

Черкесов С.Х.

рассмотрим сотрудничество между государством и церковью.

Основные положения

Православный фундаментализм достаточно тесно связан с государственной политикой страны. В частности, Русская православная церковь (РПЦ) имеет определенные тенденции православного фундаментализма, которые закреплены в отдельных положениях Социальной доктрине церкви, а также в тезисах православной публицистики, прежде всего, в трудах митрополита Кирилла относительно формы государственного правления (хотя и провозглашается официальное заявление о толерантность церкви к форме государственного правления). Так, между руководством МГИМО и РПЦ было заключено соглашение о сотрудничестве в образовательной и научной сферах, которое предусматривает кроме проведения совместных исследований и издания литературы, также прохождение студентами-международниками практики в иностранных структурах РПЦ А.В. Митрофанова очерчивает спектр политических идей, которые исповедуют российские адепты политического православия:

- православный фундаментализм провозглашает чистоту и ортодоксальность православной веры, которая способна политически спасти Россию. В этом дискурсе понятие «русский» и «православный» тождественны;

- политическое православие рассматривается как идея панславизма (т.е. вера в будущую славянскую империю);

- политическое православие и идея «евразийства» предусматривают создание Российской евразийской империи (при этом православным христианам следует объединиться с мусульманами);

- политическое православие является движущей идеей для многих русских националистов. Здесь провозглашается тождество православного христианства со славянским язычеством;

- «левое православие» предполагает возрождение СССР, используя при этом православное христианство в качестве объединяющего фактора.

В современном обществе наблюдается активный рост религиозных движений под видом фундаментальных идей, но на лицо признаки политического толка. Достаточно часто сейчас фундаментальные идеологии тесно переплетены с политическими идеологиями. Утверждали положение о том, что религия не может быть отделена от права и политики: К.Н. Ко-стюк, Н.А. Митрохин, А.М. Верховский, Ф.М. Кирилюк, А.Б. Рогозянский, И.В. Кудряшова, О.А. Волынец, Ч. Мерриам, Г.Д. Лассвелл и др. Во-первых, фундаментализм выходит за рамки многих религий, независимо от их доктрины и разниц в устройстве. Исследовать религиозный фундаментализм как единую, логическую и хорошо организованную целостность означает не обращать внимания на существенные расхождения, которые различают религии мира. Более того, в то время как одни виды фундаментализма ассоциируются с насилием и антиконституционными политическими действиями, другие поддерживают законопослушность и мирное поведение.

А значит, религиозный фундаментализм - это главным образом направление политического мышления, а не только совокупность существенных политических идей и ценностей. Например, в то время, когда большинство различных форм фундаментализма не имеют

ничего общего с либеральными ценностями, фундаментализм протестантов в Северной Америке принимает идею ярко выраженного индивидуализма как одно из положений собственной веры. Подобным образом, то, что Коран отвергает ростовщичество и банковскую деятельность, делает рыночную экономику несовместимой с исламским фундаментализмом, либо, в то время как новое Христианское право в США с энтузиазмом поддерживает свободный капитализм. Во-вторых, если принять во внимание то, что религиозный фундаментализм традиционно занимается духовными вопросами, странно будет представить то, что религиозные доктрины и ценности могут сформировать политическую идеологию. Но исторические факты и реалии свидетельствуют об обратном. Так, этические социалисты часто обращались к христианству, Исламу, Индуизму и к другим религиям для того, чтобы создать базу для собственной системы ценностей, а консерваторы приветствуют религию как форму социального объединения. Однако фундаментализм отличается тем, что рассматривает религиозные идеи не как средство защиты политических доктрин, а как основу политической мысли как таковой. Будучи программой для всеобъемлющего преобразования общества в религиозном направлении и в соответствии с религиозными принципами, фундаментализм можно по праву выделить в самостоятельную идеологию.

Выводы

Таким образом, зачастую можно наблюдать реакцию «активного» фундаментализма, который выбирает путь сопротивления и сражений и только его надо рассматривать как идеологию на том основании, что только он занимает политическую позицию. Однако, определение политики, которое он принимает, явно условное. Религиозные фундаменталисты рассматривают политику как стратегию управления и действия государства. Они обычно хотят захватить или повлиять на современное государство, не считая политику заведомо аморальным делом, более того, видя в нем инструмент нравственного возрождения. Вот почему религиозный фундаментализм неизменно характеризуется признаками харизматичного лидерства[2], которое наделяет его скрытым авторитарным характером. Достаточно часто под религиозными лозунгами осуществляется вооруженное сопротивление федеральным органам власти, срыв усилий по урегулированию региональных конфликтов, посягательства на конституционные основы государственной жизни[1].

Заключение

Подытоживая, следует сказать и об исламском фундаментализме как о влиятельном субъекте мировой политики. По мнению многих исследователей, будучи самой молодой из мировых религий, ислам является наиболее политизированной среди них, наиболее сильной по своему влиянию на политику. Вместе с тем, большинство исследователей единогласно отмечают экстремистский фактор исламского фундаментализма. Хотя некоторые исследователи отмечают конкретные социально-экономические интересы, стоящие за активизацией этих движений. Такие общественно важные понятие требуют детальной проработки не только причин возникновения, но толкования самого понятия[3].

Выход исламских фундаменталистов на международную политическую арену, который сопровождался

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 35

ISSN 2310-7049 (online)

установлением доминирующего идеологического воздействия на мусульманское общество, вызван, в основном^], действием социально-экономических факторов: поддержкой радикальных исламских группировок бедными слоями населения, преобразованием

Список литературы:

1. Черкесов С.Х. Молодежный экстремизм как фактор возникновения террористических угроз в обществе. Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 233-235.

2. Карданов Р.Р. Общая характеристика задач расследования в сложившейся ситуации. Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 1 (13). С. 72-78.

3. Машекуашева М.Х., Геляхова Л.А. Некоторые вопросы социально-политической опасности экстремизма и терроризма. Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 58-59.

4. Арипшев А.М. Некоторые факторы предупреждения и пресечения преступлений распространения идей религиозного экстремизма. Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 5. С. 228-230.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Черкесов Султан Хангериевич, полковник полиции, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры ОП Северо - Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России.

лидеров фундаменталистской доктрины в выразителей интересов социальных слоев, недовольных влиянием Запада в целом и результатами западной модернизации в частности.

References:

1. Cherkesov S.Kh. Youth extremism as a factor in the emergence of terrorist threats in society. Socio-political sciences. 2018. No. 5. P. 233-235.

2. Kardanov R.R. General characteristics of the tasks of the investigation in this situation. Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2020. No. 1 (13). S. 72-78.

3. Mashekusheva M.Kh., Gelyakhova L.A. Some issues of the socio-political danger of extremism and terrorism. Problems of economics and legal practice. 2019.Vol. 15. No. 3. P. 58-59.

4. Aripshev A.M. Some factors of the prevention and suppression of crimes of the spread of ideas of religious extremism. Gaps in Russian law. 2019.No 5. S. 228-230.

- 89,32%

ABOUT THE AUTHOR

Cherkesov Sultan Khangerievich, police colonel, PhD (Econ.), Senior Lecturer of Fire training department, North-Caucasian Institute (branch) Krasnodar University of MIA Russia.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

36 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.