Научная статья на тему 'Православное краеведение и история православной повседневности как путь сохранения и преумножения культурного наследия'

Православное краеведение и история православной повседневности как путь сохранения и преумножения культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое краеведение / православное краеведение / духовное краеведение / духовное краеведение Нижнего Новгорода / паломничество / внеаудиторная форма обучения / формирование индивидуальной образовательной траектории / духовно-нравственное развитие личности / публичные лекции / духовные ценности / духовная традиция / духовно-нравственны ценности / патриотическое воспитание / православные ценности / Русская православная церковь. / historical local history / Orthodox local history / spiritual local history / spiritual local history of Nizhny Novgorod / pilgrimage / extracurricular form of education / formation of an individual educational trajectory / spiritual and moral development of the individual / public lectures / spiritual values / spiritual tradition / spiritual and moral values / patriotic education / Orthodox values / Russian Orthodox Church.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сухомлин Станислав Николаевич, Евдокимов Иван Валерьевич

В данной статье представлен обзор актуальных вопросов истории, развития и практики применения православного краеведения в процессе духовно-просветительской и образовательной деятельности. Целью исследования в данном случае является оценивание перспектив развития православного краеведения как учебной дисциплины и направления духовно-просветительской деятельности в условиях современной цифровизации информации и образования, также самообразования и широкого распространения поисковых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Local History and the History of Orthodox Everyday Life as a Way to Preserve and Enhance Cultural Heritage

This article provides an overview of current issues in the history, development and practice of applying Orthodox local history in the process of spiritual, educational and educational activities. The purpose of the study in this case is to assess the prospects for the development of Orthodox local history as an academic discipline and direction of spiritual and educational activities in the conditions of modern digitalization of information and education, as well as selfeducation and the widespread use of search engines.

Текст научной работы на тему «Православное краеведение и история православной повседневности как путь сохранения и преумножения культурного наследия»

Православная педагогика и психология УДК 37.013.43

Иерей Анастасий Сухомлин (Станислав Николаевич Сухомлин), кандидат богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии Иерей Иоанн Евдокимов (Иван Валерьевич Евдокимов), преподаватель Нижегородской духовной семинарии

Православное краеведение и история православной повседневности как путь сохранения и преумножения культурного наследия

Аннотация: В данной статье представлен обзор актуальных вопросов истории, развития и практики применения православного краеведения в процессе духовно-просветительской и образовательной деятельности. Целью исследования в данном случае является оценивание перспектив развития

православного краеведения как учебной дисциплины и направления духовно-просветительской деятельности в условиях современной цифровизации информации и образования, также самообразования и широкого распространения поисковых систем.

Ключевые слова: историческое краеведение, православное краеведение, духовное краеведение, духовное краеведение Нижнего Новгорода, паломничество, внеаудиторная форма обучения, формирование индивидуальной образовательной траектории, духовно-нравственное развитие личности, публичные лекции, духовные ценности, духовная традиция, духовно-нравственны ценности, патриотическое воспитание, православные ценности, Русская православная церковь.

Prieft Anaftasy Sukhomlin (Stanislav Nikolaevich Sukhomlin), PhD in Theology, Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary

Prieft Ioann Evdokimov (Ivan Valerjevich Evdokimov), Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary

Orthodox Local History and the History of Orthodox Everyday Life as a Way to Preserve and Enhance Cultural Heritage

Abttract: This article provides an overview of current issues in the hi^ory, development and practice of applying Orthodox local hiftory in the process of spiritual, educational and educational activities. The purpose of the ftudy in this case is to assess the prospects for the development of Orthodox local hiftory as an academic discipline and direction of spiritual and educational activities in the conditions of modern digitalization of information

and education, as well as selfeducation and the widespread use of search engines.

Keywords: hiftorical local hiftory, Orthodox local hiftory, spiritual local hiftory, spiritual local hiftory of Nizhny Novgorod, pilgrimage, extracurricular form of education, formation of an individual educational trajectory, spiritual and moral development of the individual, public lectures, spiritual values, spiritual tradition, spiritual and moral values, patriotic education, Orthodox values, Russian Orthodox Church. Православное краеведение сегодня — это активно развивающееся направление исторического краеведения и одно из наиболее востребованных, приоритетных направлений образовательной и духовно-просветительской деятельности епархии, играющее важную роль в деле воцерковления как несовершеннолетних прихожан, так и взрослых в наши сложные времена перемен [6]. Изначально православное краеведение являлось одним из тематических разделов исторического краеведения как одной из областей исторического знания, наряду с археологией, источниковедением, экзегетикой, архивным делом и прочими. Соответственно, в числе задач исторического краеведения с самого начала было изучение исторического прошлого локальных сообществ, отдельных исторических краев, городов и более мелких населенных пунктов посредством изучения памятников архитектуры, инженерных сооружений, ландшафтного дизайна и садово-паркового искусства, архивов, археологических изысканий и разного рода исторических свидетельств повседневности. И уже на стадии формирования исторического краеведения большой интерес у исследователей историков вызывала история подвижничества христианских святых, также быт и нравы христианских общин в разные исторические эпохи [2].

Историческое краеведение в ходе своего развития обрело законченный набор методов, инструментов и подходов к исследованию, предполагающих в том числе особое внимание к повседневной истории локальных сообществ и отдельных исторических личностей. Кроме того, одно из важных направлений деятельности историков краеведов изначально

состояло в распространении и актуализации памяти об историческом прошлом края, памятных датах, важных событиях и том культурном наследии, которое может стать доступным потомкам, стоит только приложить немного труда и любознательности.

Ценность исторического краеведения, состоящая в том числе в воспитании патриотизма и духовных ценностей российской цивилизации, бережного отношения к наследию предков и к их духовным подвигам была очевидна еще в дореволюционный период. Понимание этой ценности было воспринято в полной мере и православным краеведением в новейшей истории Российской Федерации. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл об этом сказал так: «Для меня патриотизм — это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм — это прежде всего верность божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ — но по-честному, непредвзято. Любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа»1.

Феномен православного краеведения сложился в нашей стране на пересечении исторического краеведения и направления паломнической деятельности православных епархий. Под паломничеством в истории Русской православной церкви всегда понимали в том или ином виде путешествие к Святой земле либо к другим православным святыням и памятным местам, имеющим большое духовное значение для верующих, с целью поклонения, молитвы за страждущих во избавление от недуга, либо в сложный период жизни, и некоторых других случаях. Паломничество под руководством Русской православной церкви всегда играло огромную роль в деле духовного познания и просвещения, давало верующим легитимный и социально-приемлемый способ собраться с духом и очиститься от сомнений перед принятием важных решений, либо после переживания каких-либо психологически

тяжелых событий. В наши дни, когда темпы жизни ускоряются с каждым годом, как и темпы работы транспортной инфраструктуры, паломничество отчасти утеряло прежнее значение большого перерыва в рутине, обыденном течении жизни. Однако в то же время появилось значительно больше возможностей для доступной самым разным категориям населения просветительской деятельности. Так что за время короткой поездки к региональным почитаемым святыням либо памятным для верующих местам теперь можно узнать много нового об истории, повседневной жизни и подвигах веры наших предков и уважаемых исторических личностей. Таким образом, под православным краеведением сегодня принято понимать комплексное, в первую очередь внеаудиторное изучение истории края с точки зрения формирования, развития и реализации в повседневной жизни принципов и ценностей православной культуры.

Терминологически близко к понятию православного краеведения понятие «духовного краеведения». Под духовным краеведением сегодня принято понимать изучение истории, искусства, материальной культуры и культурных традиций отдельных регионов и населенных пунктов Российской Федерации с целью познания духовных ценностей и значимых институционально концептов религиозной философии, этики и культуры, таких, например, как концепт бессмертия в историческом развитии его восприятия [4]. Кроме того, в поле исследования духовного краеведения входит исследование значимых для развития религиозной культуры образов, символов, метафор и практик. Из поля исследования исторического краеведения духовное краеведение выделяет то, что основной предмет изучения состоит не столько в последовательности и закономерностях исторического развития региона, либо его материально-технических характеристик, таких как развитие инфраструктуры, экономики в целом, системы управления или образования, но история формирования и развития духовных ценностей. В частности, традиция духовного краеведения Нижегородской области насчитывает уже не один десяток лет.

Краеведение в целом, и православное краеведение в наши дни невозможно представить, как полноценную исследовательскую

и образовательную практику без православной истории повседневности. Под историей повседневности сегодня принято понимать также комплексное исследование образа жизни, культуры и быта в исторической перспективе у представителей определенных слоев общества, локальных социальных сообществ, жителей определенных регионов и населенных пунктов, либо представителей определенной профессии, религиозной конфессии и т. д. Исследования в области истории повседневности, в отличие от исторического краеведения, рассматривает события культурной жизни сообщества в комплексе с особенностями эмоционального переживания, принятыми способами эмоциональных реакций на разные события, что требует определенного уровня развития междисциплинарных связей, в том числе с такими научными направлениями исследований как социология эмоций и социология культуры, этнография, этнология, история искусства, психология и многих других.

Концепция истории повседневности, в том числе история повседневности религиозного толка сложилась в рамках так называемой школы анналов. Основная идея и важные труды этой исторической школы были созданы в ходе издания журнала «Анналы экономической и социальной истории» под редакцией Люсьена Февра и Марка Блока, который выходил с 1929 года во Франции. К выдающимся трудам представителей школы анналов, сформировавшим методический аппарат и основные подходы к изучению истории повседневности относятся следующие: «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» Фернана Броделя, «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» Марка Ферро, «Монтайю, окситанская деревня» Эммануэля Ле Руа Ладюри, «История частной жизни французской деревни» П-Ж. Б. Легран д>Осси [1] и многих других.

В отечественной традиции к первым трудам в области православной истории повседневности и православного краеведения, получившим какой-либо серьезный социальный резонанс можно отнести труды Иоанна Стефановича Беллюстина, одного из представителей священничества Тверской епархии, много публиковавшегося еще до революции, в том

числе в издании «Церковно-Общественного Вестника. Особое внимание со стороны представителей разных сословий, и даже властей завоевала его книга «Описание сельскаго духовенства» [5]. Из-за довольно резкой критики действий и образа жизни представителей правящего сословия с точки зрения христианских ценностей его творчество попало в поле зрения цензуры и было даже запрещено к печати в определенный период времени. В частности, «Описание сельскаго духовенства» было издано в Берлине издательством «А. АзЬег ег С°» в 1858 году. И кроме остросоциальных эссе содержит подробное описание повседневной жизни, быта, ценностей и нравов представителей множества разных слоев населения. Как писал автор: «Незнакомый с бытом помещиков постоянно живущих в своих имениях, никак не поверит, если правдиво описать их быт, их жизнь». И многие современники действительно впервые узнавали о реальной повседневной жизни своих соотечественников, как мы с вами сегодня можем заново открывать эти неизвестные страницы истории.

Кроме того, следует отметить большой вклад в развитие истории православного краеведения и исследований православной повседневности большой вклад классиков русской литературы, и отдельные литературные произведения, служащие сегодня сами по себе памятниками православной культуры повседневности. В первую очередь это относится к замечательному роману в трех частях Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне», написанного в 1927-1948 годах [10].

Сегодня, в начале XXI в. изучение повседневности стало одним из наиболее активно развивающихся направлений отечественных истории, краеведения и историографии. Множество трудов посвящено подробнейшему освещению вопросов военной повседневности, также повседневной жизни рабочих, их материально-бытовому положению, социально-психологическому облику, производственной и другим аспектам повседневности. Значительное внимание современных исследователей привлекают проблемы изучения городской и сельской повседневности. В отдельное направление исследований превратилась семейная и детская повседневность. Однако православная история повседневности

в настоящее время находится еще в состоянии становления теоретических аспектов исследования, преподавания и использования материалов в практике духовно-просветительской деятельности [3].

Цели и задачи православного краеведения и православной истории повседневности можно разделись в зависимости от того, какой именно вид деятельности предполагается: преподавание, историческое, социологическое, культурологическое научное исследование или духовно-просветительская деятельность, в том числе сопровождение паломников. Так, например, в наши дни издаются замечательные духовно-просветительские пособия, содержащие довольно подробную информацию о содержании православной повседневности в некоем дидактическом виде, например, «Современная практика православного благочестия» Николая Евграфовича Пестова (1892-1992 гг.), содержащая следующие высказывания: «Как известно, все внешнее влияет и на внутреннее. Поэтому и окружающая обстановка у христианина должна согласовываться с целью его жизни. Также и всему вещественному у христианина должно быть уделено соответствующее внимание, и ко всем материальным благам, посылаемым от Господа, у христианина должно быть бережное отношение» [3]. Это хороший пример дидактической литературы для использования в духовно-просветительской деятельности, также определенно исторический литературный памятник православной культуры своей эпохи, однако по понятным причинам не может служить примером исследования по истории православной повседневности.

Потребность в качественных и масштабных исследования в области православной повседневности и православного краеведения делает этот вопрос одним из крайне актуальных на сегодняшний день в контексте всеобщей и масштабной цифровизации повседневной жизни, в том числе прихожан Русской православной церкви, а также цифровизации образовательной и духовно-просветительской деятельности [9]. Актуальность повседневности такова, что горожанину, и даже сельскому жителю невозможно избежать повседневного использования цифровых технологий, и учреждения духовного образования также не могут от этого уклониться.

И это необратимо меняет культуру повседневности прямо на наших глазах, возможно, заставляя расстаться с чем-то действительно важным. Таким образом, исследования в области православной повседневности в настоящий момент крайне важны. Огромный вклад в этот процесс вносят сегодня учреждения духовного образования. Нижегородская духовная семинария — одно из старейших духовных учебных заведений Поволжского региона, и занимает особое место среди учреждений религиозного образования в стране.

Нижегородская духовная семинария одновременно служит своего роде объектом изучения православного краеведения и примером тех изменений, которые претерпевала Русская православная церковь и духовное образование в нашей стране, потому что знакомясь с вехами истории и традициями Нижегородской духовной семинарии можно составить уже первичное представление о том долгом пути, который был пройден со дня основания подготовительной и духовно-просветительских школ при Архиерейском доме в Нижегородском Кремле в 1721 году.

В то же время, Нижегородская духовная семинария — это один из центров развития православного краеведения в Российской Федерации. На базе Нижегородской духовной семинарии проводятся духовно-просветительские мероприятия, православные конференции разного уровня, предполагающие участие студентов, преподавателей и лиц духовного звания, выездные семинары, встречи студентов духовных школ с митрополитом Георгием (Даниловым), также научно-исследовательская работа студентов под руководством научных руководителей — преподавателей Нижегородской духовной семинарии, также силами сотрудников ведется активная духовно-просветительская деятельность в сети Интернет. Кроме того, издается ежегодный журнал «Труды Нижегородской духовной семинарии», часть материалов которого посвящена вопросам сохранения духовного и культурного наследия православной культуры.

Таким образом, православное краеведение и исследования в области православной истории повседневности, с нашей точки зрения, являются неотъемлемой частью сохранения и преумножения культурного наследия

российской цивилизации. Православное краеведение, гармонично сочетая преподавание истории края, духовно-просветительскую деятельность, внеаудиторные формы обучения, научно-исследовательскую работу в активном сотрудничестве с паломническими центрами епархии, это оптимальный способ добиться целей формирования гармоничной личности обучающихся, также целей патриотического воспитания молодежи, сохранения и преумножения духовного наследия и сохранения культурной памяти.

Список литературы:

1. Le Grand d'Aussy, Pierre Jean Baptiste. Hiftoire de la vie privée des français, depuis l'origine de la nation jusqu'à nos jours. University of Leeds, 1782.

2. Аман А-Г. Повседневная жизнь первых христиан. — М., Молодая гвардия, 2003. — 336 с.

3. Архипова ЛМ. Теоретические аспекты развития православного краеведения // Вопросы православного краеведения в школе и вузе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2013.

4. Балашова Е. С. Бессмертие как концепт теории и истории культуры. Монография. — Нижний Новгород, 2005.

5. Беллюстин И. С. «Описание сельскаго духовенства». — Берлин, A. Asher et C° etc., 1858.

6. Мальцева С. М. БалашоваЕ. С. Кашина О. П. К вопросу о причинах обращения современного человека к религии // Современные исследования социальных проблем. Т.13, № 4-2, 2021. — С. 223-228.

7. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том 2. — М., Апостол веры, 2021. — 1488 с.

8. Патриотизм — это прежде всего верность божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла РИА «Новости».

9. Сухомлин С. Н. К вопросу об использовании цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности Церкви // Труды Нижегородской духовной семинарии, Выпуск 21, 2023. С. 27-36.

10. Шмелев И. С. Лето Господне. — М., Эксмо, 2024. — 448 с.

Примечания и библиографические ссылки 1. Патриотизм — это прежде всего верность божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла РИА «Новости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.